Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Весь процесс управления связан с информацией, являющейся основой принятия решений, и построен на оперативной работе с документами, в которых она фикс...полностью>>
'Документ'
Концепция детерминизма в классическом естествознании. Состояние механической системы и его динамика. Однозначность и обратимость классической траектор...полностью>>
'Реферат'
17.Программа «Оберег» Е.Г.Борониной предназначена для комплексного изучения фольклора в детском саду детьми от 2 до 7 лет. Программа имеет подпрограм...полностью>>
'Документ'
Однажды утром, проснувшись после беспокойной ночи, директор научно-исследовательского института Григорий Евсеевич Замараев обнаружил, что он у себя в...полностью>>

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 Собрание закон (10)

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 марта 2011 г. N 20355

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 17 января 2011 г. N 60

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 090303 ИНФОРМАЦИОННАЯ

БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "СПЕЦИАЛИСТ")

(в ред. Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975)

В соответствии с Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 090303 Информационная безопасность автоматизированных систем (квалификация (степень) "специалист") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

Министр

А.А.ФУРСЕНКО

Приложение

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 17 января 2011 г. N 60

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 090303 ИНФОРМАЦИОННАЯ

БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "СПЕЦИАЛИСТ")

(в ред. Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975)

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалистов по направлению подготовки (специальности) 090303 Информационная безопасность автоматизированных систем образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами), имеющими государственную аккредитацию, на территории Российской Федерации.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО - высшее профессиональное образование;

ООП - основная образовательная программа;

ОК - общекультурные компетенции;

ПК - профессиональные компетенции;

ПСК - профессионально-специализированные компетенции;

УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего

профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ)

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в .

--------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация

(степень) выпускников

Наименование
ООП

Квалификация (степень)

Нормативный срок
освоения ООП
(для очной формы
обучения),
включая каникулы,
предоставляемые
после прохождения
итоговой
государственной
аттестации

Трудоемкость
(в зачетных
единицах)

код в
соответствии с
принятой
классификацией
ООП

наименование

ООП подготовки
специалиста

65

специалист

5 лет

300 <*>

--------------------------------

<*> Трудоемкость ООП подготовки специалиста по очной форме обучения в среднем за учебный год равна 60 зачетным единицам.

По данной ООП подготовки специалиста обучение в форме очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната не допускается.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ

4.1. Область профессиональной деятельности специалистов включает: сферы науки, техники и технологии, охватывающие совокупность проблем, связанных с обеспечением информационной безопасности автоматизированных систем в условиях существования угроз в информационной сфере.

4.2. Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: автоматизированные системы, функционирующие в условиях существования угроз в информационной сфере и обладающие информационно-технологическими ресурсами, подлежащими защите; информационные технологии, формирующие информационную инфраструктуру в условиях существования угроз в информационной сфере и задействующие информационно-технологические ресурсы, подлежащие защите; технологии обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем; системы управления информационной безопасностью автоматизированных систем.

4.3. Специалист по направлению подготовки (специальности) 090303 Информационная безопасность автоматизированных систем готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

научно-исследовательская;

проектно-конструкторская;

контрольно-аналитическая;

организационно-управленческая;

эксплуатационная.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

По окончании обучения по направлению подготовки (специальности) 090303 Информационная безопасность автоматизированных систем наряду с квалификацией (степенью) "специалист" присваивается специальное звание "специалист по защите информации".

4.4. Специалист по направлению подготовки (специальности) 090303 Информационная безопасность автоматизированных систем должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

научно-исследовательская деятельность:

сбор, обработка, анализ и систематизация научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по проблемам информационной безопасности автоматизированных систем;

подготовка научно-технических отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований;

моделирование и исследование защищенных автоматизированных систем, анализ их уязвимостей и эффективности средств и способов защиты;

анализ безопасности информационных технологий, реализуемых в автоматизированных системах;

разработка эффективных решений по обеспечению информационной безопасности автоматизированных систем;

проектно-конструкторская деятельность:

сбор и анализ исходных данных для проектирования систем защиты информации;

разработка политик информационной безопасности автоматизированных систем;

разработка защищенных автоматизированных систем по профилю профессиональной деятельности, обоснование выбора способов и средств защиты информационно-технологических ресурсов автоматизированных систем;

выполнение проектов по созданию программ, комплексов программ, программно-аппаратных средств, баз данных, компьютерных сетей для защищенных автоматизированных систем;

разработка системы управления информационной безопасностью автоматизированных систем;

контрольно-аналитическая:

контроль работоспособности и эффективности применяемых программно-аппаратных, криптографических и технических средств защиты информации;

экспериментально-исследовательские работы при сертификации средств защиты автоматизированных систем;

экспериментально-исследовательские работы при аттестации автоматизированных систем;

инструментальный мониторинг защищенности автоматизированных систем;

организационно-управленческая деятельность:

организация работы коллектива, принятие управленческих решений в условиях спектра мнений, определение порядка выполнения работ;

разработка предложений по совершенствованию и повышению эффективности принятых мер по обеспечению информационной безопасности автоматизированных систем;

организация работ по выполнению требований защиты информации ограниченного доступа;

методическое и организационное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем;

организация работ по созданию, внедрению, эксплуатации и сопровождению защищенных автоматизированных систем;

контроль реализации политики информационной безопасности;

эксплуатационная деятельность:

реализация информационных технологий в сфере профессиональной деятельности с использованием защищенных автоматизированных систем;

администрирование подсистем информационной безопасности автоматизированных систем;

мониторинг информационной безопасности автоматизированных систем;

управление информационной безопасностью автоматизированных систем;

обеспечение восстановления работоспособности систем защиты информации при возникновении нештатных ситуаций.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью действовать в соответствии с Российской Федерации, исполнять свой гражданский и профессиональный долг, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);

способностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе морально-нравственных и правовых норм, соблюдать принципы профессиональной этики (ОК-2);

способностью анализировать социально значимые явления и процессы, в том числе политического и экономического характера, мировоззренческие и философские проблемы, применять основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-3);

способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль личности в истории, политической организации общества, способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-4);

способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цели и смысл государственной службы, обладать высокой мотивацией к профессиональной деятельности в области обеспечения информационной безопасности и защиты интересов личности, общества и государства, готовностью и способностью к активной состязательной деятельности в условиях информационного противоборства (ОК-5);

способностью к работе в коллективе, кооперации с коллегами, способностью в качестве руководителя подразделения, лидера группы сотрудников формировать цели команды, принимать организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности (ОК-6);

способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь на русском языке, готовить и редактировать тексты профессионального назначения, публично представлять собственные и известные научные результаты, вести дискуссии (ОК-7);

способностью к письменной и устной деловой коммуникации, к чтению и переводу текстов по профессиональной тематике на одном из иностранных языков (ОК-8);

способностью к логическому мышлению, обобщению, анализу, критическому осмыслению информации, систематизации, прогнозированию, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения на основании принципов научного познания (ОК-9);

способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой профессиональной деятельности, развития социальных и профессиональных компетенций, к изменению вида своей профессиональной деятельности (ОК-10);

способностью к воспитательной и образовательной деятельности (ОК-11);

способностью самостоятельно применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, достижения должного уровня физической подготовленности в целях обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-12).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными:

способностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, и применять соответствующий физико-математический аппарат для их формализации, анализа и выработки решения (ПК-1);

способностью применять математический аппарат, в том числе с использованием вычислительной техники, для решения профессиональных задач (ПК-2);

способностью использовать языки, системы и инструментальные средства программирования в профессиональной деятельности (ПК-3);

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, применять достижения современных информационных технологий для поиска и обработки больших объемов информации по профилю деятельности в глобальных компьютерных системах, сетях, в библиотечных фондах и в иных источниках информации (ПК-4);

способностью применять методологию научных исследований в профессиональной деятельности, в том числе в работе над междисциплинарными и инновационными проектами (ПК-5);

способностью использовать нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности (ПК-6);

способностью использовать основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-7);

способностью к освоению новых образцов программных, технических средств и информационных технологий (ПК-8);

в научно-исследовательской деятельности:

способностью осуществлять поиск, изучение, обобщение и систематизацию научно-технической информации, нормативных и методических материалов в сфере своей профессиональной деятельности (ПК-9);

способностью применять современные методы исследования с использованием компьютерных технологий (ПК-10);

способностью разрабатывать и исследовать модели автоматизированных систем (ПК-11);

способностью проводить анализ защищенности автоматизированных систем (ПК-12);

способностью разрабатывать модели угроз и модели нарушителя информационной безопасности автоматизированной системы (ПК-13);

способностью проводить анализ рисков информационной безопасности автоматизированной системы (ПК-14);

способностью проводить анализ, предлагать и обосновывать выбор решений по обеспечению требуемого уровня эффективности применения автоматизированных систем (ПК-15);

способностью разрабатывать научно-техническую документацию, готовить научно-технические отчеты, обзоры, публикации по результатам выполненных работ (ПК-16);

в проектно-конструкторской деятельности:

способностью проводить синтез и анализ проектных решений по обеспечению безопасности автоматизированных систем (ПК-17);

способностью участвовать в разработке защищенных автоматизированных систем по профилю своей профессиональной деятельности (ПК-18);

способностью участвовать в разработке компонентов автоматизированных систем в сфере профессиональной деятельности (ПК-19);

способностью разрабатывать политики информационной безопасности автоматизированных систем (ПК-20);

способностью участвовать в проектировании системы управления информационной безопасностью автоматизированной системы (ПК-21);

способностью участвовать в проектировании средств защиты информации и средств контроля защищенности автоматизированной системы (ПК-22);

в контрольно-аналитической деятельности:

способностью проводить контрольные проверки работоспособности и эффективности применяемых программно-аппаратных, криптографических и технических средств защиты информации (ПК-23);

способностью участвовать в проведении экспериментально-исследовательских работ при сертификации средств защиты автоматизированных систем (ПК-24);

способностью участвовать в проведении экспериментально-исследовательских работ при аттестации автоматизированных систем с учетом нормативных требований по защите информации (ПК-25);

способностью проводить инструментальный мониторинг защищенности автоматизированных систем (ПК-26);

в организационно-управленческой деятельности:

способностью организовывать работу малых коллективов исполнителей, вырабатывать и реализовывать управленческие решения в сфере профессиональной деятельности (ПК-27);

способностью разрабатывать оперативные планы работы первичных подразделений (ПК-28);

способностью разрабатывать предложения по совершенствованию системы управления информационной безопасностью автоматизированной системы (ПК-29);

способностью организовать эксплуатацию автоматизированной системы с учетом требований информационной безопасности (ПК-30);

способностью разрабатывать проекты нормативных и методических материалов, регламентирующих работу по обеспечению информационной безопасности автоматизированных систем, а также положений, инструкций и других организационно-распорядительных документов в сфере профессиональной деятельности (ПК-31);

способностью проводить анализ особенностей деятельности организации и использования в ней автоматизированных систем с целью определения информационно-технологических ресурсов, подлежащих защите (ПК-32);

способностью участвовать в формировании политики информационной безопасности организации и контролировать эффективность ее реализации (ПК-33);

способностью формировать комплекс мер (правила, процедуры, практические приемы, руководящие принципы, методы, средства) для обеспечения информационной безопасности автоматизированной системы (ПК-34);

в эксплуатационной деятельности:

способностью обеспечить эффективное применение информационно-технологических ресурсов автоматизированной системы с учетом требований информационной безопасности (ПК-35);

способностью обеспечить эффективное применение средств защиты информационно-технологических ресурсов автоматизированной системы (ПК-36);

способностью администрировать подсистему информационной безопасности автоматизированной системы (ПК-37);

способностью выполнять полный объем работ, связанных с реализацией частных политик информационной безопасности автоматизированной системы, осуществлять мониторинг безопасности автоматизированной системы (ПК-38);

способностью управлять информационной безопасностью автоматизированной системы (ПК-39);

способностью обеспечить восстановление работоспособности систем защиты информации при возникновении нештатных ситуаций (ПК-40).

Специализация N 1 "Автоматизированные информационные системы специального назначения" <*>.

Специализация N 2 "Высокопроизводительные вычислительные системы специального назначения" <*>.

--------------------------------

<*> В соответствии с настоящего стандарта требования к специализации определяются вузом.

Специализация N 3 "Информационная безопасность автоматизированных систем критически важных объектов":

способностью проводить оценку эффективности средств защиты информации, использующихся на критически важных объектах и в автоматизированных системах критически важных объектов (ПСК-3.1);

способностью участвовать в разработке средств защиты информации, использующихся на критически важных объектах и в автоматизированных системах критически важных объектов (ПСК-3.2);

способностью применять современную нормативную базу, регламентирующую деятельность критически важных объектов и обеспечение информационной безопасности критически важных объектов и автоматизированных систем критически важных объектов (ПСК-3.3);

способностью разрабатывать технические регламенты для различных видов деятельности по обеспечению информационной безопасности критически важных объектов и автоматизированных систем критически важных объектов (ПСК-3.4);

способностью проектировать, внедрять и использовать системы мониторинга средств защиты информации, функционирующих на критически важных объектах и в автоматизированных системах критически важных объектов (ПСК-3.5);

способностью восстанавливать работоспособность средств защиты информации, функционирующих на критически важных объектах и в автоматизированных системах критически важных объектов (ПСК-3.6).

Специализация N 4 "Безопасность открытых информационных систем":

способностью проводить анализ и исследовать модели защищенности открытых информационных систем (ПСК-4.1);

способностью участвовать в разработке компонентов открытых информационных систем (ПСК-4.2);

способностью обеспечить эффективное применение информационно-технологических ресурсов открытых информационных систем с учетом нормативных требований по защите информации (ПСК-4.3);

способностью разрабатывать и реализовывать политики информационной безопасности открытых информационных систем (ПСК-4.4);

способностью участвовать в проектировании и эксплуатации системы управления информационной безопасностью открытой информационной системы (ПСК-4.5);

способностью проводить инструментальный мониторинг защищенности открытых информационных систем (ПСК-4.6);

способностью разрабатывать предложения по совершенствованию системы управления информационной безопасностью открытой информационной системы (ПСК-4.7);

способностью формировать и эффективно применять комплекс мер (правила, процедуры, практические приемы, руководящие принципы, методы, средства) для обеспечения информационной безопасности открытых информационных систем (ПСК-4.8).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 Собрание закон (15)

    Закон
    В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г.
  2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 Собрание закон (2)

    Закон
    В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г.
  3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 Собрание закон (4)

    Закон
    В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г.
  4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 Собрание закон (5)

    Закон
    В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г.
  5. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 Собрание закон (6)

    Закон
    В соответствии с Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г.
  6. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 Собрание закон (7)

    Закон
    В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г.

Другие похожие документы..