Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Рыгора Барадуліна называюць “моўным” паэтам, чым падкрэсліваюць нейкую асаблівую значнасць у структуры яго паэзіі таго феномена, які можна назваць “б...полностью>>
'Программа дисциплины'
В ходе занятий углубляются знания об организации современной публичной администрации, особенностях ее функционирования в Российской Федерации и заруб...полностью>>
'Документ'
Постановка проблеми. Підвищення рівня професійної підготовки сучасного фахівця є сьогодні актуальною проблемою педагогіки вищої школи. Освіта повинна...полностью>>
'Документ'
Інвестиційна діяльність і її ефективність (на прикладі підприємства). Управління бюджетним процесом на підприємстві. Аудиторська діяльність, її призн...полностью>>

План счетов и принципы организации аналитического учета. Основные модули системы бэст-4+

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

7.6. Завершение налогового периода.

Последнее событие, которое нам предстоит реализовать в модели хозяйственной деятельности малого предприятия, состоит в формировании обязательных проводок, завершающих квартальный период, а также толстой пачки отчетных документов во внешние инстанции. В нашем случае таких проводок следует сделать четыре.

Во первых, это проводка по «списанию расходов на продажу на себестоимость». Не очень удачный, но достаточно распространенный бухгалтерский жаргон. Эта проводка имеет корреспонденцию ДТ 44 КТ 902 (иногда для этих целей заводят специальный субсчет, например 907). Как отмечалось выше, счет 90 представляет собой нечто вроде реестра доходов и расходов, и на счете 902 стараются отразить все расходы, формирующие финансовый результат, кроме расходов на начисление НДС.

Но в налоговом законодательстве имеется великое множество самых разнообразных ухищрений, имеющих целью завысить доходы и занизить расходы. Эта тенденция приобрела такой размах, что современный российский бухгалтерский учет почти перестал давать информацию, необходимую для принятия правильных управленческих решений. Например, производственному предприятию крайне важно знать, какую продукцию выпускать выгодно, а какая выпускается себе в убыток. Поскольку налоговое законодательство требует всячески занижать производственные расходы, из данных бухгалтерского учета становится все труднее получить достоверную информацию о реальной себестоимости выпускаемой продукции, а значит, ответить на вопрос о том, что именно выгоднее выпускать. Дошло до того, что на ряде предприятий ведут два бухгалтерских учета. Один для построения отчетности, по правилам, другой для себя, исходя из необходимости обеспечить эффективное финансовое управление. Не в этом ли одна из причин неэффективности российских производственных предприятий?

В полной мере это относится и к расходам, накапливаемым на счете 44. Не все они считаются «настоящими» расходами, влияющими на финансовый результат. А только та их часть, которая «соответствует реализованным товарам». Чтобы определить эту часть, вычисляется коэффициент, равный отношению стоимости товаров, которые были реализованы, к стоимости товаров, которые могли бы быть реализованы. Стоимость определяется в одинаковых ценах, например, складских. Если обозначить этот коэффициент через К, его можно вычислить по следующей формуле

К= КТ(41)/(ДТС0(41)+ДТ(41))

Здесь ДТ(41) обозначает дебетовый оборот за отчетный период по счету 41, КТ(41) – кредитовый оборот, ДТС0(41) – дебетовое сальдо по этому счету на начало периода. Таким образом, знаменатель в этой формуле - стоимость товаров, которые можно было продать. Числитель – стоимость реально проданных товаров. Сумма проводки ДТ 902 КТ 44 ,- S определяется по формуле

S= К* ДТС(44)

Где ДТС(44) – дебетовое сальдо счета 44 на конец отчетного периода, т.е полная сумма всех накопленных расходов. В нашем примере коэффициент К будет равен единице, так что счет 44 в результате выполнения этой проводки будет закрыт. Ряд бухгалтеров считает, что ежеквартальное закрытие счета 44, независимо от значения коэффициента К, будет соответствовать налоговому кодексу.

Вторая проводка соответствует «закрытию результирующих счетов», и делается для формирования прибыли в бухгалтерском учете. Если ее не сделать, не сойдутся актив и пассив баланса. Чтобы пояснить цель формирования подобных проводок, придется вспомнить, что представляет из себя бухгалтерский баланс.

Как известно, это документ, разделенный на две части, актив и пассив. В активе отражается все, что предприятие имеет. Это деньги в различных формах, материальные ценности, долги предприятию, и т.д. Общая сумма актива определяется как сумма дебетовых сальдо участвующих в формировании актива счетов бухгалтерского учета. В пассиве баланса отражаются источники того, что предприятие имеет. Это может быть уставный капитал, прибыль, долги предприятия и т.д. Сумма пассива – это сумма кредитовых сальдо. Равенство актива и пассива соответствует тому обстоятельству, что в хозяйственных операциях нет сумм неизвестного происхождения.

По отношению к балансу, все балансовые счета делятся на четыре категории. Те, которые входят только в актив, называются активными. Только в пассив – пассивными. Счета, дебетовые сальдо которых входят в актив, а кредитовые – в пассив называются активно-пассивными. Остается четвертая категория, счета, которые не входят ни в актив, ни в пассив. Для их обозначения нет единого термина. Но термин «результирующие счета» или «счета финансового результата» является достаточно распространенным. Для подавляющего большинства предприятий это счета 90 и 91.

Если бы дебетовые сальдо всех счетов входили в актив баланса, а кредитовые – в пассив, он бы сходился автоматически, если только в процессе формирования проводок не был нарушен принцип двойной записи, т.е. сумма дебетовых оборотов по всем счетам равна сумме кредитовых оборотов. Но, поскольку, например, кредитовое сальдо активных счетов в пассив баланса не входит, появление кредитового сальдо, например, по счету кассы или счету материального учета, сразу же приведет к расхождению актива и пассива на величину этого сальдо. Аналогичным образом, поскольку счет 90 не входит ни в актив, ни в пассив, наличие на нем ненулевого сальдо также приведет к неравенству сумм актива и пассива.

В настоящее время общепринятой стала практика, когда счет 90 ежеквартально закрывается только «в целом», в том смысле, что нулевым становится сумма сальдо всех его субсчетов. В конце года закрываются и субсчета. Эта процедура называется реформацией баланса. Для закрытия счета 90 на нем открывают специальный субсчет, 909 «Сальдо доходов и расходов от реализации». На этот субсчет делается проводка в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки». Сумма проводки такова, чтобы сделать сальдо счета 90 нулевым. Если доходы превышают расходы, проводка делается в корреспонденции ДТ 909 КТ 99, если нет – с обратной корреспонденцией.

В результате, образуется некий кредитовый оборот по счету 99. Он получил название «Прибыли в бухгалтерском учете». Последнее время появилось еще одно понятие «Прибыль в налоговом учете», в зависимости от величины которой начисляется налог на прибыль. Что это за вид учета, мы рассмотрим несколько позже. Пока отметим, что бухгалтеры всячески стараются сблизить прибыль в бухгалтерском и в налоговом учете. Для малого предприятия это, обычно, удается, особенно, если предприятие не имеет собственных основных средств. Так что в нашем примере налоговый учет не нужен, и должен вестись лишь для соблюдения налогового законодательства. Как его вести, мы и рассмотрим отдельно.

Третья и четвертая проводки связаны с начислением налога на прибыль. На самом деле, это не один, а два налога. В федеральный бюджет и в бюджет субъекта РФ. Соответственно, расчеты по этим налогам лучше вести отдельно. Например, если разделить субсчет счета 68, соответствующий расчетам по налогу на прибыль, на два субсчета второго уровня, 68021 «Налог на прибыль в федеральный бюджет» и 68022 «Налог на прибыль в бюджет субъекта РФ». Обе проводки в кредит этих счетов в дебете будут иметь счет 99. Сумма проводки определяется как процент от балансовой прибыли. Последняя, строго говоря, должна определяться на основе налогового учета, но в нашем случае может быть получена и из данных учета бухгалтерского. Для этих целей удобно на счете 99 иметь отдельные субсчета для балансовой прибыли и начисления налога на прибыль. например, 991 и 992. Тогда балансовая прибыль с начала года всегда будет определяться, как кредитовое сальдо субсчета 991 (использование прибыли отражается на счете 84). Таким образом, проводки по начислению налога на прибыль можно описать следующими формулами

ДТ 992 КТ 68021 КТС(991)*0,175 – ДТКТ(991, 68021)

ДТ 992 КТ 68022 КТС(991)*0,065 – ДТКТ(991, 68022)

Здесь коэффициенты соответствуют ставкам по налогу на прибыль, 17.5% в федеральный бюджет, и 6.5% - в бюджет субъекта федерации. ДТКТ(991, 68021), ДТКТ(991, 68022) – обороты за период между дебетом счета 991 и счетами расчетов по налогу на прибыль. Они соответствуют налогам на прибыль, начисленным в предыдущие налоговые периоды текущего года.

7.7. Подготовка отчетной документации.

После выполнения этих проводок можно приступать к подготовке отчетной документации. Это достаточно большая работа. Во-первых, потому, что объем документации достаточно большой, и имеет ярко выраженную тенденцию к дальнейшему росту. При этом периодически со стороны налоговых инспекций появляются требования сдавать пустые бланки отчетов по тем налогам, которые не имеют отношения к деятельности Вашего предприятия.

Изменения налоговой отчетности имеют еще одну неприятную тенденцию. В них периодически появляются странные показатели, интерпретация которых зачастую непонятна и не связана с принципами бухгалтерского учета. В отношении подобных новаций главному бухгалтеру имеет смысл определить общую линию поведения. Игнорировать их нельзя, но хорошо бы решить для себя, что делать, если, например, завтра в отчете по социальному налогу появится графа: «В том числе зарплата незамужних девушек с голубыми глазами за первую половину недели». В путаных пояснениях к изменениям в отчетности, скорее всего, не будет сказано, к какой половине относить среду, что делать, если человек вышел на работу во вторник, или если в понедельник девушка вышла замуж. Спрашивается, нужно или нет ломать систему бухгалтерского учета при каждом таком изменении? На взгляд автора, логичную и удобную систему следует отстаивать до последнего, а дополнительную информацию стараться собирать на забалансовых счетах. В приведенном примере это означает, что лучше не делить счет 70 на субсчета, а завести забалансовый счет, и параллельно с проводками на балансовые счета делать на него проводку при начислении зарплаты.

Заполнение отчетности, особенно для начинающего главного бухгалтера, осложняется тем обстоятельством, что далеко не всегда ясно, как связать тот или иной показатель отчетности с сальдо и оборотами по своим счетам бухгалтерского учета. Тем более, что в налоговых органах, судя по всему, возобладала позиция, согласно которой правила начисления налогов и заполнения отчетности не должны зависеть от используемой на предприятии системы счетов. Такая позиция кажется вполне разумной. Вот только реализация ее в неразумной системе отчетности достаточно сомнительна. В результате, за свою практику внедрения систем автоматизированного учета мне не довелось встретить двух главных бухгалтеров, которые одинаково заполняли бы баланс. В этих условиях главному бухгалтеру полезно на пустых бланках отчетности написать, из каких счетов будет взят показатель для каждой графы. В автоматизированных системах учета в ряде случаев эта информация легко доступна. Полезно при первой подготовке автоматизированной отчетности сравнить собственное представление с теми алгоритмами, которые присутствуют в программной системе.

Первоначально, отчетность делилась на три основные группы. Баланс и приложения к нему, отчетность во внебюджетные фонды и комитет статистики, декларации по каждому из налогов. По завершении квартала бухгалтер разносил эту отчетность по всем заинтересованным организациям, причем должен был это делать в определенном порядке. Баланс не принимали, пока не будут сданы все отчеты в фонды.

Затем было заявлено, что отныне вся отчетность будет сдаваться в одно место – налоговую инспекцию. Вместо взносов в фонды вводится единый социальный налог, который затем будет делиться между фондами делиться. Что получилось на практике, мы видели. Взносы в фонды уплачиваются семью платежными поручениями. Шесть из них идут в управление федерального казначейства, седьмое – непосредственно в ФСС. Отчет в ФСС по-прежнему туда же и сдается. Отчет по взносам в ПФ сдается в налоговую инспекцию, а оттуда второй экземпляр, теоретически, поступает в ПФ. Практически же его тоже несет туда бухгалтер. В ту же инспекцию сдается отчет по авансовым платежам по социальному налогу, в котором содержится информация о каждой его составляющей. Таким образом, «обделенным» пока остался только ФОМС, для которого отдельный отчет не формируется. Вероятно, это упущение будет российским чиновником скоро исправлено.

Таким образом, в настоящее время всю внешнюю отчетность можно разделить на те же три группы. Рассмотрим сначала те отчетные документы, которые сдаются ежеквартально. В первую группу входят баланс и отчет о прибылях и убытках, или форма 2. Во вторую – «Расчет авансовых платежей по соцналогу», «Расчет авансовых платежей в ПФ», «Расчетная ведомость по средствам ФСС РФ» или ведомость 4-ФСС. Третью группу составляют декларации по налогам. Число их зависит от особенностей деятельности предприятия. В нашем примере придется подготовить: декларацию по НДС и декларацию по налогу на прибыль.

В конце года к этим документам добавляются некоторые дополнительные, например, приложение к балансу по форме 5. Вместо документов «Расчет авансовых платежей по соцналогу» «Расчет авансовых платежей в ПФ» сдаются годовые декларации несколько измененной формы, «Декларация по ЕСН» и «Декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование».

Но главной заботой бухгалтера в конце года является подготовка данных по подоходному налогу и взносам в пенсионный фонд на магнитных носителях информации. При этом под магнитными носителями понимаются исключительно дискеты, т.е. наименее надежные носители. Поэтому, прежде всего, рекомендуется готовить всегда два экземпляра этих данных на двух дискетах. Правда, в последнее время налоговыми инспекциями активно поддерживаются некоторые продавцы программ, которые снабжены определенными средствами защиты конфиденциальности информации, и предназначены для передачи отчетности в налоговые инспекции по электронным каналам связи. К сожалению, в большинстве регионов России пока нет возможности передать отчетные данные в электронном виде в местное отделение пенсионного фонда, или для этих целей используется другая программа, отличная от той, с помощью которой передаются данные в налоговую инспекцию. Такого рода программы позволяют передавать в налоговую инспекцию вообще всю отчетность, как квартальную, так и годовую. Однако, предприятие сдает отчетность в четыре инстанции – налоговую инспекцию, пенсионный фонд, фонд социального страхования и комитет статистики. Как будут развиваться средства доставки отчетности в эти инстанции, и насколько они будут согласованы друг с другом, пока неясно.

Данные по подоходному налогу и персонифицированному пенсионному учету готовятся в специальных программах. Вероятно, авторы первых программ для этих целей свято верили в то, что до них никто программ для компьютеров не делал. Они были рассчитаны исключительно на ручную работу, процесс установки на компьютер и эксплуатации чрезвычайно мало автоматизирован, описание программы было громоздким и косноязычным. Программы для подготовки данных для пенсионного фонда всегда бесплатно распространялись местными отделениями фонда. Сейчас в разных регионах используется несколько разных программ ПФ. Программа для подготовки данных по подоходному налогу первоначально продавалась ее производителем – ЗАО «Налогоплательщик». Потом положение, при котором нельзя сдать отчетность, не заплатив деньги ЗАО «Налогоплательщик», вероятно, все же показалось несколько неприличным, и была разработана программа «2НДФЛ», которая распространялась налоговыми инспекциями бесплатно. Вместо неё по-прежнему можно было использовать и программу ЗАО «Налогоплательщик». Постепенно программа «2НДФЛ» достигла достаточно приличного уровня. Были разработаны официальные стандарты на структуру файлов, сдаваемых в налоговую инспекцию и ПФ, по которым электронная отчетность стала формироваться в большинстве бухгалтерских программ. Однако, вероятнее всего, разработчики ПО для налоговых и ПФ сразу же не стали обременять себя строгим соблюдением этих стандартов. Поэтому в настоящее время файлы, подготовленные в бухгалтерских программах, чаще всего не проходят программный контроль в налоговых инспекциях и ПФ. При этом объяснений относительно того, какому пункту нормативных документов, регламентирующих структуру файлов, не соответствуют сдаваемые данные, не дается. Несколько лет назад, когда справочники адресов готовились местными инспекциями, приходилось наблюдать прямо-таки анекдотические ситуации. Например, в справочнике допустили грамматическую ошибку. Вместо «микрорайон» написали «микрарайон». И все, кто ошибку исправил, вынуждены были приезжать второй раз, и привозить данные с ошибкой.

Некоторые наиболее мужественные налогоплательщики высылают дискеты по почте. Но подавляющее большинство предпочитают экспортировать тем или иным способом данные из бухгалтерских программ в программу подготовки данных, а уж из нее формировать выходной файл. Года 2-3 назад программу «2НДФЛ» снова решили заменить программой ЗАО «Налогоплательщик». Но теперь сдать данные по подоходному налогу с минимальной степенью автоматизации их подготовки оказалось возможно в бесплатно распространяемой демонстрационной версии этой программы. Вероятно, эту возможность планируется в ближайшее время тихо отключить.

Таким образом, в настоящее время для подготовки данных по подоходному налогу и персонифицированному пенсионному учету имеется две основных программы, которые можно получить бесплатно - «Налогоплательщик» и программа пенсионного фонда. Имеется также несколько программ с аналогичными функциями, которые можно купить. Практически все они имеют механизм импорта информации из выходных файлов. Поэтому чаще всего процесс подготовки данных на магнитных носителях выглядит следующим образом. В бухгалтерской программе формируется файл для сдачи в налоговую инспекцию или пенсионный фонд. Этот файл принимается в одну из специализированных программ, там проверяется, и, в случае необходимости, несколько корректируется. После этого формируется новый выходной файл, который уже сдается в соответствующую инстанцию, непосредственно, или с использованием электронных каналов связи.

Подводя итоги, можно сказать, что состав отчетности во внешние инстанции, а также способы ее подготовки и доставки достаточно быстро изменяются. Чаще всего, к сожалению, в сторону усложнения. Пожалуй, можно сказать, что умение подготовить отчетность – это первое, что отличает главного бухгалтера от рядового.

8. Состав и основные характеристики систем БЭСТ-4+ и БЭСТ-5.

8.1. План счетов и принципы организации аналитического учета.

Программная система БЭСТ-4 эксплуатируется и развивается более десяти лет. Несмотря на то, что через пять лет после появления на рынке у БЭСТ-4 появился официальный преемник – БЭСТ-5, большая часть пользователей предпочитает пока не менять свою учетную систему. Более того, число новых покупок БЭСТ-4+ остается достаточно значительным. На взгляд автора, это свидетельствует а правильности основополагающих принципов, положенных в основу конструирования этой системы.

Система БЭСТ-4 изначально строилась как учетная. Поэтому даже в структуре главного меню отражено традиционное для типичной бухгалтерии разделение по участкам учета. Например, платежные поручения формируются в одном модуле, а накладные на перемещение материальных ценностей совершенно в другом. Тогда как для многих программных систем характерно формирование их в одном пункте меню «Документы». Можно спорить, какой способ разделения функций лучше, но практика показывает, что разделение, реализованное в БЭСТ-4, представляется бухгалтерам вполне естественным. Не случайно, поэтому, его позаимствовали многие другие программные системы.

Как уже упоминалось, системы БЭСТ-4 и БЭСТ-5 принадлежат к классу параметрически настраиваемых. Они предназначены для комплексной автоматизации учета, т.е. не требуют «сборки» учетной системы из отдельных программ. В последние годы в эти системы встраивается все больше модулей и функций, предназначенных для планирования, управления кадрами или финансового анализа. Иными словами, налицо достаточно определенно выраженный вектор развития этих систем от бухгалтерских к управленческим. Особенно далеко в этом направлении продвинута система БЭСТ-5, где появились полноценные модули производственного учета и планирования.

В отношении структуры объектов аналитического учета, обе системы принадлежат к классу, в котором дифференциация бухгалтерского учета разделена между планом счетов и специализированными модулями. Однако в системе БЭСТ-5 этот принцип выдерживается не так последовательно. Хотя возможность деления плана счетов по складам, номенклатурам, или, тем более, номерам счетов-фактур не используется, она не является жестко заблокированной. В настоящее время принципы организации аналитического учета в системах БЭСТ-4+ и БЭСТ-5 все больше расходятся, что, на взгляд автора, далеко не всегда подкреплено серьезными исследованиями учетных технологий.

В системах БЭСТ-4+ и БЭСТ-5 реализован стандартный хозрасчетный план счетов, в котором счета бухгалтерского учета являются двузначными. Каждый синтетический счет может иметь два статуса, «открыт» и «закрыт». Проводки можно делать только на «открытые» счета. Если на счете необходимо создать субсчета, его необходимо предварительно закрыть. Такой принцип организации плана счетов очень разумен, поскольку, если можно делать проводки как на субсчета синтетического счета, так и непосредственно на счет, минуя субсчета, это на практике приводит к большой путанице, поскольку сальдо и обороты по синтетическому счету становятся неравными сумме сальдо и оборотов по составляющим его субсчетам. Традиционно в системах БЭСТ не применяют разделительных знаков между номером счета и субсчета, т.е. вместо субсчета 90.1 пишут 901. Субсчета в плане счетов могут делиться на более мелкие учетные единицы, или субсчета второго уровня, те на еще более мелкие и т.д. Количество иерархических уровней в плане счетов может быть достаточно большим. Однако на практике за появление лишнего уровня дифференциации бухгалтерского учета приходится платить достаточно высокую цену, в виде роста числа проводок, увеличения трудоемкости учета, дополнительных сложностей в поиске ошибок. Последнее обстоятельство часто упускают из виду. А между тем, хорошо известно, что бухгалтерского учета без ошибок не бывает, и по-настоящему квалификация бухгалтера проявляется только тогда, когда он может навести порядок в данных небрежно ведущегося бухгалтерского учета. Вопрос о методике диагностики бухгалтерских систем при автоматизированном учете выходит за рамки этой книги, желающих ознакомиться с этими проблемами можно отослать к работе [4]. Практически, деление на субсчета выше второго уровня вложенности используется крайне редко. Пример двухуровневых субсчетов – приведенная на схеме 5 структура счета 69.

Самой мелкой единицей бухгалтерской дифференциации плана счетов в БЭСТ-4+ является аналитический счет. На аналитические счета, соответствующие партнерам, делятся счета 60 и 62. Счет 71 делится на аналитические счета, соответствующие подотчетным лицам, и т.д. Чем же отличаются аналитические счета от субсчетов самого низкого уровня? В практическом отношении, пожалуй, только степенью стабильности. Структуру плана счетов имеет смысл продумать заранее возможно более тщательно. Менять ее в процессе ведения учета теоретически можно, в системах БЭСТ есть даже некоторые средства для частичной автоматизации этой процедуры, но в любом случае изменение структуры плана счетов в середине года потребует определенных трудозатрат. Например, пусть с начала года на счет 20 было сделано 1000 проводок, а в середине года на этом счете решили открыть три субсчета, соответствующие производственным подразделениям предприятия. В любом случае придется рассмотреть каждую проводку и решить, делить ли ее между субсчетами, или каким субсчетом заменить счет 20. Поэтому, изменение плана счетов – это всегда прерогатива исключительно главного бухгалтера. Хотя приходилось видеть и бухгалтерии, где каждый бухгалтер работал по своему плану счетов…

По-другому обстоит дело с аналитическими счетами. Они открываются оперативно, по мере появления новых партнеров, новых подотчетных лиц, новых видов выпускаемых изделий, и т.д. Закрыть их, удалить или откорректировать, конечно, не так просто. По удаляемому аналитическому счету не должно быть проводок и начального сальдо. Поэтому во всех крупных учетных системах возникает неприятная проблема организаций-двойников, когда под одну и ту же организацию открывают несколько аналитических счетов.

По этой причине в системе БЭСТ-4 настройка плана счетов и аналитические счета разнесены. В плане счетов только указывается, ведется или нет аналитический учет на том или ином синтетическом счете, а сами аналитические счета открываются в других местах.

Концепция аналитического учета в плане счетов, реализованная в БЭСТ-5, достаточно сильно отличается от концепции БЭСТ-4+. Во-первых, в системе БЭСТ-5, аналитический счет может быть многоуровневым, т.е. делиться на более мелкие учетные единицы. Более того, само понятие «аналитический счет» не используется. Вместо него комбинируются понятия «аналитика», «аналитическое измерение» и «элемент аналитического измерения». Но самое главное отличие концепций состоит в том, что «элементы аналитического измерения» становятся составной частью синтетического счета не поодиночке, а сразу целым набором. Поэтому, если, например, на счете 60 открыты два аналитических измерения «партнеры» и «договоры», то взаиморасчеты с партнером будут делиться не только по договорам, заключенным с этим партнером, но и по всем другим договорам, заключенным со всеми партнерами. Конечно, взаиморасчеты по чужим договорам будут нулевыми, но избыточная дифференциация плана счетов все равно существует, и не свидетельствует, на взгляд автора, о тщательной продуманности концепции аналитического учета. Впрочем, справедливости ради, следует отметить, что все сказанное в равной мере относится ко всем известным автору системам автоматизированного учета, где реализована многоуровневая аналитика.

Отдельно следует остановиться на реализации в плане счетов налогового учета для расчета налога на прибыль. По мнению автора, налоговый учет – это мертворожденный уродец, появившийся на свет как следствие больного воображения чиновников из министерства финансов. Вероятно, принципы его организации были позаимствованы из эпохи до изобретения двойной записи, и в этом смысле он отбрасывает методологию учета лет на 500 назад. Тем не менее, как говорится, «против лома нет приёма», и бухгалтер вынужден его вести.

Приходится бухгалтеру мириться и с использованием в налоговом законодательстве и налоговом учете, мягко выражаясь, специфических терминов. Например, «покупные товары» и «товары собственного производства». Так и хочется напомнить авторам этих терминов, что бабушка с усами и бородой называется дедушкой, а «товары собственного производства» - готовой продукцией.

Разработчики систем БЭСТ постарались свести к минимуму вред от введения налогового учета, и реализовали его на четырех, а в нашем случае – на двух, забалансовых счетах. Чтобы максимально щадить профессиональные чувства бухгалтеров, этим счетам дали обозначения, похожие на счета финансового результата, Н901 – доходы от реализации, и Н902 – расходы, связанные с производством и реализацией. Поскольку, естественно, выстроить систему налогового учета, хоть отдаленно приближающуюся по своим возможностям к системе бухгалтерского учета, эти чиновники не сумели, на счетах налогового учета пришлось завести великое множество субсчетов, структура которых в основном дублирует графы декларации по налогу на прибыль. Проводки на эти субсчета делаются односторонние, и затем используются при формировании декларации.

Все проводки, сформированные в системах БЭСТ, попадают в единый реестр – книгу учета операций. Наличие такой книги характерно практически для всех автоматизированных систем учета. Подавляющее большинство проводок формируется автоматически, в различных учетных модулях. Но отдельные проводки, особенно связанные с завершением квартального периода, могут заноситься в книгу операций непосредственно. Проводки, порождаемые первичными документами, формируются по каждому документу в отдельности. Казалось бы, это правило достаточно тривиально, и соответствует как нормативным документам, так и основным принципам ведения учета. Тем не менее, неоднократно приходилось встречать бухгалтерии, где проводки при ведении ручного учета формировались по целой группе однородных документов. При переходе на автоматизированный учет зачастую ставилась задача так настроить программную систему, чтобы эта порочная практика сохранилась. В системах БЭСТ такая методика исключается.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Реферат По дисциплине «Информатика» на тему: «Автоматизация бухгалтерского учета»

    Реферат
    Введение.Занять лидирующее положение на рынке, повысить эффективность работы персонала, создать оптимальную структуру управления - вот первоочередные задачи руководителя предприятия.
  2. В г. Вязьме утверждено на заседании кафедры пиит протокол № от 2006г. Заведующий кафедрой пиит к п. н. К. А. Кузьмин 2006г. Методические указания (1)

    Методические указания
    Современные автоматизированные рабочие места и информационные технологии открывают для организации возможности влиять на эффективность производственного процесса, полноту и достоверность отражения положения в производственной деятельности,
  3. Н. И. Лобачевского в. Н. Ясенев автоматизированные информационные системы в экономике учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    Учебно-методическое пособие "Автоматизированные информационные системы в экономике" предназначено для студентов экономических специально­стей высших учебных заведений.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины: 1с-бухгалтерия (наименование дисциплины (модуля))

    Учебно-методический комплекс
    цели, задачи автоматизации бухгалтерского учета; основные этапы и направления развития информационных технологий бухгал­терского учета на современном этапе; классификацию программного обеспечения автоматизации бухгалтерского учета;
  5. Внаш час без комп’ютерної техніки та програмного забезпечення не може діяти навіть найменше підприємство

    Документ
    В наш час без комп’ютерної техніки та програмного забезпечення не може діяти навіть найменше підприємство. Зайняти лідируюче положення на ринку, підвищити ефективність роботи персоналу, створити оптимальну структуру управління – найважливіші

Другие похожие документы..