Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, н...полностью>>
'Документ'
Для меня Виктор Ильич Варшавский – не просто учитель, наставник и формирователь научного мировоззрения. Он – это особое явление человеческой природы,...полностью>>
'Элективный курс'
Необходимость создания курса продиктована самой жизнью, так как с появлением возможности личных контактов с носителями языка из-за открытости границ ...полностью>>
'Реферат'
В данном разделе представлена HTML-версия книги "Рекомендации по проектированию, монтажу и эксплуатации электроустановок зданий при применении ус...полностью>>

Тема: «Жемчужина Сибири – Байкал» (8 класс)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема: «Жемчужина Сибири – Байкал» (8 класс)

Цель: Обсудить проблему Байкала. Продолжить формирование нравственной гражданской позиции учащихся в отношении охраны Байкала как к национальному достоянию. Развивать умение всесторонне оценивать природные условия и ресурсы.

Средства обучения:

  1. Физическая карта России.

  2. Картины с озером Байкал

  3. Ю.П. Пармузин. Живая география.

  4. Видеофильм «Озеро Байкал».

  5. Портреты ученых

Содержание и ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

  1. Сообщение темы и цели урока.

  2. Класс заранее делю на 7 команд, распределяю роли, даю конкретные задания:

    Учёные-специалисты:

    а) историки;

    б) климатологи;

    в) гидрологи;

    г) ландшафтоведы;

    д) экономисты;

    е) представители общества охраны природы;

    ж) независимые эксперты.

  3. Вступительное слово учителя:

  • «Славное море, священный Байкал…» - звучала песня о самом глубоком озере мира. О Байкале сложено много песен, сказок, былин, создано научных произведений. Чем же уникален Байкал? На этот вопрос мы должны дать ответ в течение изучения данной темы.

  1. Выступление гидрологов (о глубине, ширине, длине, качестве воды, впадении и вытекании рек):

  • Maксимальная глубина – 1620 м;

  • Средняя глубина – 730 м;

  • Дно на 1767 м. ниже уровня Мирового океана;

  • Зеркало вод – на 453 м выше Мирового океана;

  • Самая глубокая впадина суши;

  • Самое древнее озеро (15-20 млн лет – возраст Байкала, другим озёрам – не более 5-15 тыс. лет);

  • Длина – 620 км;

  • Ширина – от 24 до 79 км;

  • Наибольшее количество пресной воды (1/10 часть пресных вод всей планеты);

  • Полная смена воды происходит в течение 332 года;

  • Впадает 336 рек (Селенга, Баргузин, Верхняя Ангара, Турка и др.)

  • Вытекает одна Ангара (энергетически мощная);

  • Вода очень чистая, слабо минерализированная (в 1 л. < 0,1 г солей), богата кислородом.

  1. Выступление ландшафтоведов (о растительном и животном мире):

  • 2635 видов рыб;

  • эндемики:

  • голомянка (живородящая рыба);

  • бычки-подкаменщики (600 видов);

  • омуль, хариус, сиг, осётр;

  • 85 видов моллюсков.

  • млекопитающее животное нерпа (Байкальский тюлень);

  • в 1 л. воды – 30-50 тыс. рачков-эпишуров, которые очищают воду.

  • в Прибайкалье:

  • кедр, ягоды, лекарственные растения;

  • ценные пушные звери (соболь);

  • белка, колонок, горностай, лисица, изюбр, кабан.

  1. Выступление историков (о происхождении озера, ФИО учёных, исследовавших озеро):

  • возникло около 25 млн лет назад в начале неогенового периода;

  • Гипотезы происхождения:

  • в результате разломов и дальнейшего опускания земной коры;

  • в результате медленного прогибания земной коры;

  • в 1640 г. появляются первые сведения о Байкале;

  • Изучение учёными – И. Г. Гмелин, Л. С. Бер, П. С. Паллас, И. Д. Черский, В. А. Обручев.

  1. Выступление климатологов (о рельефе, полезных ископаемых, климате):

  • в сейсмической зоне => часты землетрясения:

  • в 1861 г. – сильнейшее землетрясение => образование залива Провал.

  • 27 островов. Самый большой – Ольхон (73 км в длину и 11 км в ширину);

  • средняя температура января – 24º С, июля + 16º С; максимальная температура +35º С, минимальная –50º С; 600 мм осадков, резко-континентальный климат; температура воды в августе +9º +12º С.

  • полезные ископаемые – молибден, вольфрам, никель, бурый уголь, апатиты, графит;

  1. Выступление представителям Общества охраны природы (Что угрожает? Что сделано для защиты?):

Что угрожает?

Что сделано для защиты?

Иркутская ГЭС

в 1916 году создан Баргузинский соболиный заповедник

Селенгинский картонный комбинат

закрытие особо опасных производств

целлюлозно-бумажная промышленность

перевозка нефтепродуктов

промышленные предприятия цветной металлургии, химии, энергетики в г. Улан-Удэ и Иркутске

отказ от разработки новых месторождений на берегах

сброс сточных вод в Байкал и впадающие в него реки

запрещение бытовых стоков и грязных вод с судов

загрязнение атмосферы

сокращение сброса сточных вод

гибель лесов

в 1996 г. озеро включено во всемирное наследие ЮНЕСКО

загрязнение берегов, разрушение их вследствие добычи песка и гравия

запрещение молевого сплава леса по рекам

  1. Выступление экономистов (дать оценку природопользования):

  • уничтожение пастбищ омуля в связи с поднятием плотины на р. Ангара;

  • уничтожение популяции эпишуры низших животных – пищи омуля (из-за загрязнения воды);

  • снижение численности нерпы;

  • уничтожение уникальных озёр – источников минеральных лечебных грязей => угроза всему природному комплексу;

  • Иркутская ГЭС подняла уровень Байкала на 1 см. => помутнение воды => уменьшился планктон => уменьшилось количество омуля;

  • неорганизованные туристы на моторных лодках => загрязнение воды.

  1. Выступление независимых экспертов (как лучше использовать озеро, защита проектов):

  • проект «Мировой научно-исследовательский центр».

Учёные всего мира изучают озеро (создание экологической защиты, установив оборотное водоснабжение, очистка стоков, улавливание пылевых выбросов и т. д.).

  • проект «Национальный парк» - территория Байкала – национальный парк (посещение интересных мест + отдых);

  • проект «Туристический центр»

создание международного туризма, отдыха и оздоровление граждан нашей страны.

  • проект «Питьевая вода – Байкалочка». Добыча и использование воды человеком. Сейчас 80% бутылированной воды идет на экспорт, 20% остается в России. Если систематически добывать воду из озера Байкал, то, по мнению ученых, уровень воды понизится лишь на 0,01 мм.

Вывод: Зону Байкала надо объявить заповедной, постепенно вывести из неё все промышленные предприятия. Предприятия, которые удалены от Байкала, но которые влияют отрицательно на окружающую среду, надо реконструировать и переводить на новейшие безотходные технологии.

III. Закрепление знаний учащихся

Просмотр и обсуждение видеофильма «Озеро Байкал».

Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задание

  1. § 39 по учебнику И. И. Бариновой.

  2. Придумать рекламный буклет «Туристический центр Байкала».

  3. Сделать презентацию на данную тему (по желанию)

С уважением, руководитель команды «Странники» города Новосибирска Кузнецова Ирина Анатольевна.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Задачи: Образовательные: Сформировать представления и знания о природном комплексе Байкала, о взаимодействии компонентов природы; Раскрыть уникальность природы Байкала и причины уникальности

    Урок
    Цель урока: Формирование представлений и знаний о физико-географических закономерностях на примере озера Байкал; изучение особенностей Байкала и его окрестностей.
  2. Конспект интегрированного урока «Байкал жемчужина Сибири»

    Конспект
    Образовательная: сформировать представление об озере Байкал. Раскрыть уникальность природы озера. Углубить знания по изучаемой теме. Рассмотреть влияние человека на природу.
  3. Из опыта преподавания регионов сибири

    Документ
    Главная цель педагогической деятельности: научить учащихся учиться. Основой обучения служит познавательный интерес учащихся и педагогическое мастерство учителя.
  4. Тема урока Дата (1)

    Урок
    Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков и их объяснение. Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов
  5. Тема: Введение (1)

    Реферат
    Цели: Сформулировать задачи курса экономической и социальной географии России. Познакомить учащихся с содержанием курса географии 9 класса, учебным комплектом по предмету (учебник, атлас, контурная карта).

Другие похожие документы..