Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
1. Утвердить Государственную программу по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы (далее - Програ...полностью>>
'Документ'
Функциональные обязанности организация работы кафедры, контроль качества работы преподавателей кафедры, чтение лекций, проведение семинаров, участие в...полностью>>
'Документ'
Требования, предъявляемые к современным катализаторам, становятся все более жесткими. Они должны обладать высокой активностью и стереоселективностью,...полностью>>
'Документ'
If we think about the relevance of the Apostle Andrew for the Christian Oecumene at this conference, many of us will probably think of the icon showi...полностью>>

Теоретические аспекты правового регулирования финансовой деятельности государства и муниципальных образований 12. 00. 14 административное право, финансовое право, информационное право

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Соколова Эльвира Дмитриевна

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

12.00.14 – административное право, финансовое право, информационное право

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

доктора юридических наук

Москва- 2008

Работа выполнена на кафедре финансового права и бухгалтерского учета Московской государственной юридической академии

Научный консультант доктор юридических наук, профессор Грачева Елена Юрьевна

Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор,

Заслуженный работник высшей школы

Российской Федерации, Почетный

работник высшего профессионального

образования Российской Федерации

Химичева Нина Ивановна;

Заслуженный юрист Российской Федерации

доктор юридических наук, профессор

Веремеенко Иван Иванович;

доктор юридических наук, профессор

Рукавишникова Ирина Валерьевна.

Ведущая организация Российский университет дружбы народов

Защита состоится 24 2008 года в 12.00. на заседании диссертационного совета Д 212.123.02 при Московской государственной юридической академии, г. Москва, 123995, ул. Садовая Кудринская, 9, зал заседания Ученого совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской государственной юридической академии

Автореферат разослан 2008 года

Ученый секретарь

диссертационного совета

заслуженный деятель науки

Российской Федерации

доктор юридических наук,

профессор Н.А.Михалева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В условиях существования товарно-денежного обращения государство («национальный социум») активно использует и не может не использовать при управлении общественным производством, обеспечения социально-экономических потребностей населения, безопасности страны, для решения иных общественных задач различные экономические регуляторы: финансы, налоги, деньги, кредит и т.д. Финансы, как совокупность экономических отношений, возникающих при распределении ВВП и части национального дохода в процессе создания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств, объективно необходимы, поскольку их существование обусловлено потребностями общества, в котором действуют товарно-денежные отношения, но стихийно они не проявляются. Для их использования требуется целенаправленная деятельность человека, его объединений, муниципальных образований, государства. Этот вид человеческой деятельности в науке финансового права получил название «финансовая деятельность», а деятельность государства и муниципальных образований соответственно «финансовая деятельность государства» и «финансовая деятельность муниципальных образований». С помощью экономических регуляторов, в частности, финансов, государство управляет различными денежными потоками, направляя их на обеспечение решения задач общественного развития. Финансовую деятельность осуществляют органы государства всех трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной, чем и обуславливается ее отличие от других видов деятельности государства.

Одним из приоритетных направлений в развитии науки финансового права в настоящее время становится исследование природы финансовой деятельности государства и финансовой деятельности муниципальных образований, установление особенностей их правового регулирования.

Выявление и обоснование объективных предпосылок возникновения и осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований, определение элементов финансовой системы в современный период приобретает особую актуальность, поскольку в литературе высказываются мнения, ставящие под сомнение устоявшиеся и принимаемые большинством ученых положения (парадигмы) по указанным проблемам.

Поскольку финансовая деятельность государства и муниципальных образований, по нашему мнению, обусловлена наличием в обществе товарно-денежных отношений, поэтому одним из направлений настоящего исследования является: анализ категорий «финансы», «финансовая система», обусловливающих природу, сущность финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Другим важным направлением данного исследования является изучение правовой основы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, поскольку формы и направления ее реализации государство определяет в нормативном порядке.

Исходя из концептуального положения, характеризующего финансовую систему общества как совокупность не только публичных финансов (государственных и местных), но и частных, в исследовании выявляются соотношения между нормами финансового права и нормами гражданского права при правовом регулировании деятельности государства и муниципальных образований в области финансов.

Актуальность темы диссертационного исследования подтверждается преобразованиями, происходящими в структуре органов исполнительной власти России. Усиление государственности на основе укрепления вертикали власти обусловливает кардинальные изменения в финансово-правовом регулировании деятельности органов государства, в том числе органов внутренних дел, органов местного самоуправления в области финансов.

Исходя из общих положений науки финансового права, в диссертации исследованы правовые основы финансовой деятельности органов внутренних дел, источники их финансирования в современных условиях развития общества и сформулированы предложения по совершенствованию организации финансовой службы в системе МВД России и правового регулирования финансового обеспечения органов внутренних дел.

Исследование обозначенных проблем имеет не только фундаментальное теоретическое значение для развития науки финансового права, но приобретает практическую направленность – полученные результаты (информация) будет способствовать совершенствованию финансового законодательства, обусловят повышение уровня финансово-правового (в первую очередь, бюджетно-правового) обеспечения деятельности органов государства, в том числе органов внутренних дел, и органов местного самоуправления.

Гипотеза исследования состоит в том, что финансовая деятельность государства и муниципальных образований, обусловленная объективными потребностями развития общества, основанного на товарно-денежном обращении, финансовая система которого, наряду с публичными финансами, включает частные финансы, осуществляется в правовой форме на основе применения не только норм публичного (в частности, финансового) права, но и норм частного (в основном, гражданского) права.

Применение норм гражданского законодательства при регулировании отношений, возникающих в процессе осуществления финансовой деятельности, влечет возникновение гражданско-правовых отношений, способствующих большей результативности возникших ранее финансовых правоотношений. При этом использование норм гражданского законодательства не должно противоречить природе финансовых отношений, возникающих в процессе распределения ВВП и части национального дохода общества путем создания, распределения и использования фондов денежных средств.

Степень научной разработанности темы исследования. Вопросы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, ее сущности и правового регулирования находились и находятся в центре внимания исследователей проблем финансового права, поскольку названные категории являются кардинальными, лежащими в основе методологии данной науки.

В основе теоретических положений настоящего исследования лежат труды дореволюционных (до 1917 г.) ученых юристов и экономистов, внесших неоценимый вклад в разработку проблем финансов и их правового регулирования, в т.ч. таких, как: М.И.Боголепов, К.Кавелин, И.Х.Озеров, М.М.Сперанский, Н.И.Тургенев, Л.В.Ходский, М.Ф. Орлов, И.И.Янжул и многие другие. Существенным вкладом в разработку проблем финансового права, в той или иной степени, в том или другом ракурсе, касающиеся темы диссертационного исследования являются работы: Н.М.Артемова, Е.М.Ашмариной, В.В.Бесчеревных, О.Ю.Бакаевой, К.С. Бельского, О.В.Болтиновой, Д.В.Винницкого, И.И.Веремеенко, Л.К.Вороновой, О.Н.Горбуновой, Е.Ю.Грачевой, С.В.Запольского, Л.Г.Ефимовой, И.В.Ершовой, М.Ф.Ивлиевой, М.В.Карасевой, А.Н.Козырина, Ю.А.Крохиной, И.И.Кучерова, Т.В.Конюховой, Н.П. Кучерявенко, А.А.Нечай, О.А.Ногиной, О.М.Олейник, Е.В.Покачаловой, Е.Н.Пастушенко, П.С.Пацуркивского, М.И.Пискотина, Г.В.Петровой, С.Г.Пепеляева, С.М.Потаповой, М.Б. Разгильдиевой, Е.А.Ровинского, И.В.Рукавишниковой, Г.Ф.Ручкиной, Е.А.Рыжковой, Н.А.Саттаровой, А.Д. Селюкова, Г.А.Тосуняна, А.В. Турбанова, Г.П.Толстопятенко, А.И.Худякова, Н.И.Химичевой, Н.А. Шевелевой, С.Д. Цыпкина, А.А.Ялбулганова и многих других ученых.

При подготовке и написании настоящей работы использовались труды и содержащиеся в них концепции, выводы таких авторов по общей теории права и государства, как: С.С.Алексеева, М.И.Байтина, С.Ф.Кечекьяна, С.Н.Кожевникова, В.В.Лазарева, А.В.Малько, М.Н.Марченко, А.В. Мицкевича, К.В.Шундикова и др.; по административному праву: Д.Н.Бахраха, Ю.М.Козлова, Б.М.Лазарева, В.М.Манохина, Л.Д.Попова, А.С.Пиголкина, Ю.А.Тихомирова, Ю.Н.Старилова; по гражданскому праву: М.М.Агаркова, М.И.Брагинского, А.М.Беляковой, В.В.Витрянского, В.П.Грибанова, О.С.Иоффе, В.П.Мозолина, И.Б.Новицкого, О.А.Красавчикова, Е.А.Суханова, Ю.К.Толстого, Е.А.Флейшиц и других авторов. Полезными для настоящего исследования стали научные положения зарубежных ученых, в т.ч.: А.Смита, М.П.Годме, В.Гасснера, Томаса Куна, Коттке К., Саватье Р.

Однако до сих пор отсутствует комплексное монографическое исследование правового регулирования финансовой деятельности государства и муниципальных образований, ее природы, обусловленной экономическими категориями: финансами и финансовой системой России. Не достаточно изучена специфика финансовой деятельности органов исполнительной власти, в том числе органов внутренних дел системы МВД России. По данному вопросу проводились лишь фрагментальные исследования.

Правовые основы финансовой деятельности государства и муниципальных образований хотя и были предметом научных исследований, однако, в связи с изменением финансового и гражданского законодательства в последние годы недостаточно разработаны. Не исследована практика применения норм гражданского права при ее регулировании, и не установлены возможные (допустимые) пределы их использования.

Нормативно-правовую базу настоящего исследования составили различные источники права, содержащие нормы, регулирующие отношения, возникающие в сфере финансов и смежных областях общественной жизни.

Объект и предмет диссертационного исследования. Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие при распределении внутреннего валового продукта (ВВП) и части национального дохода общества путем создания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств, обеспечивающих финансовыми ресурсами функционирование государства и муниципальных образований, выполнение ими своих задач и функций в обществе, где действуют товарно-денежные отношения.

Предмет настоящего исследования – финансовое, административное, гражданское законодательство и иные источники, содержащие нормы, регулирующие финансовые и иные, связанные с ними общественные отношения, возникающие при использовании государством финансовых рычагов в управлении обществом, научные концепции и положения, содержащиеся в научной литературе по избранной проблематике, а также правоприменительная практика, возникающая в процессе осуществления финансовой деятельности, в т.ч. при проведении финансового контроля.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является комплексный анализ основных теоретических вопросов науки финансового права, детерминированных необходимостью правового регулирования финансовых отношений, возникающих в процессе создания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств, обеспечивающих государство и муниципальные образования финансовыми ресурсами для выполнения ими своих задач и функций и практики применения норм права при регулировании указанных финансовых отношений; расширение и углубление научных знаний о предпосылках возникновения финансовой деятельности государства и муниципальных образований, о ее природе, принципах, видах и правовых основах осуществления; выработка предложений по повышению эффективности правотворческой и правоприменительной деятельности государства и муниципальных образований в сфере финансов, а также разработка концепции о применении норм гражданского законодательства при регулировании финансовой деятельности государства и муниципальных образований, об установлении необходимых пределов их применения и о сущности возникающих при этом правоотношений.

Цель диссертационного исследования определила решение следующих основных задач:

- изучить позиции дореволюционных (до 1917 года) российских ученых экономистов и юристов по проблеме государственных финансов и правового регулирования общественных отношений в области финансов;

- проанализировать взгляды ученых экономистов и юристов советского и постсоветского периода об использовании при управлении обществом таких экономических категорий как финансы, финансовая система, а также о структуре финансовой системы;

- обосновать авторскую позицию о составе финансовой системы общества и правовой основе ее функционирования;

- выявить предпосылки возникновения финансовой деятельности государства, ее сущность, предназначение в развитии общества, в котором действуют товарно-денежные отношения;

- установить нормативно-правовую базу осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований, обуславливающую эффективное функционирование финансовой системы общества;

- уточнить понятие финансового права, как публичной отрасли российского права, регулирующей финансовую деятельность государства и муниципальных образований;

-обосновать, исходя из авторского положения о правовой основе функционирования финансовой системы общества, необходимость применения при регулировании финансовой деятельности государства и муниципальных образований норм гражданского законодательства;

- определить пределы применения норм гражданского законодательства при регулировании финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

-изучить основной вид финансовой деятельности государства и муниципальных образований – бюджетную деятельность, и уточнить понятийный аппарат бюджетного права;

- проанализировать взгляды ученых юристов и экономистов о сущности, видах финансового контроля, сформулировать авторское определение финансового контроля, как важнейшей составляющей финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

- выявить специфику организации и осуществления финансовой деятельности органов внутренних дел, как органов исполнительной власти, для которых данная функция носит обеспечивающий характер, и сформулировать предложения по их совершенствованию;

- выработать предложения по внесению изменений в финансовое законодательство, в частности, в Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Методологическая основа исследования. Методологией диссертационного исследования являлся диалектический подход к изучению правовых явлений и процессов, позволяющий анализировать их в развитии, взаимодействии и в противоречии друг с другом. В качестве основного метода исследования использовался философско-логический метод анализа и синтеза, в соответствии с которым работа основывается на выявлении логических связей: от абстрактного к конкретному, от общего к частному и в противоположном направлении. При исследовании выбранной проблемы применялись и частно-научные методы, в т.ч. исторический, системный, статистический, сравнительно-правовой. Использование перечисленных методов научного познания способствовало исследованию финансовой деятельности государства и муниципальных образований, как сложного явления, обусловленного наличием в обществе товарно-денежных отношений, в аспекте теоретических проблем его правового регулирования.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые осуществлено комплексное исследование правового регулирования финансовой деятельности государства и муниципальных образований на основе анализа финансов и финансовой системы общества как объективных предпосылок ее появления и осуществления в обществе, где действуют товарно-денежные отношения. Сформулировано концептуальное положение о том, что, поскольку в состав финансовой системы общества входят различные финансовые институты, в том числе, основанные и на праве частной собственности, финансовая деятельность государства и муниципальных образований регламентируется не только нормами финансового права, но и гражданским законодательством, однако в последнем случае возникает в области финансов не финансовое правовое отношение, а гражданско-правовое, способствующее большей

результативности в реализации ранее возникшего финансового правоотношения.

В диссертации сформулированы и обоснованы и другие теоретические положения, содержащие элементы новизны, практические выводы и предложения по совершенствованию законотворческой и правоприменительной деятельности, основные из которых и выносятся на защиту.

Основные положения, обладающие признаками научной новизны, выносимые на защиту.

1. Установлено, что в обществе, где действуют товарно-денежные отношения, государство на любом этапе своего развития использует и не может не использовать для управления обществом различные экономические регуляторы, в том числе, финансы и финансовую систему. В условиях административно-командной системы управления в СССР государство также применяло экономические рычаги с целью обеспечения планомерного развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей народного хозяйства, повышения социально-культурного уровня граждан, обеспечения обороны страны, содержания органов государственной власти. Однако, как показала история развития Советского Союза, при усилении административных методов воздействия на производственные процессы тормозится развитие экономики, что отрицательно сказывалось на состоянии всех областей общественной жизни.

2. Доказано, что при рыночной экономике государственное регулирование развитием общества сохраняется, однако формы и методы его воздействия должны учитывать конкретные социально-экономические, исторические условия развития страны и интересы граждан.

Некоторая стабилизация обстановки в стране, рост валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода общества, ликвидация дефицита федерального бюджета, погашения части внешнего и внутреннего долга России и некоторые другие позитивные показатели развития страны обусловили необходимость более активного использования государством различных экономических регуляторов при управлении общественными процессами в стране, в частности, финансов и финансовой системы.

3. На основе анализа научных взглядов ученых в области финансов и финансового права обоснован авторский подход к характеристике структуры финансовой системы России, обеспечивающей поступательное развитие общества, основанного на товарно-денежных отношениях. Структура финансовой системы, как экономической категории, обусловлена формой собственности, на основе которой образуются те или другие ее звенья. Исходя из обозначенной позиции и основываясь на положениях ст. 8 Конституции Российской Федерации, финансовая система России рассматривается как совокупность следующих институтов:

- государственных финансов;

- местных финансов;

- частных финансов;

- иных финансов.

Указанные институты, в свою очередь, подразделяются на отдельные подинституты, которые присутствуют в структуре финансовой системы, предложенной большинством ученых, за исключением некоторых нюансов. В частности, по нашему мнению, в финансовую систему России включаются общественные отношения, возникающие при создании фондов денежных средств кредитных организаций, поскольку они даже при ликвидации государственной монополии на банковскую деятельность входят в институт «финансы хозяйствующих субъектов» и обеспечивают сбалансированное движение соответствующих финансовых потоков в процессе воспроизводства общественного валового продукта и части национального дохода общества.

Частные финансы как институт финансовой системы, включают общественные отношения, возникающие при создании фондов денежных средств, находящихся на праве частной собственности.

Иные финансы как институт финансовой системы включают общественные отношения, возникающие при создании фондов денежных средств, находящихся на праве, например, смешанной собственности: фонд страхования вкладов граждан.

4. Исходя из концептуального положения об объективной необходимости существования экономических категорий «финансы» и «финансовая система» в обществе, где действуют товарно-денежные отношения, сформулировано положение о том, что данные категории могут проявляться только в результате планомерной деятельности человека, использующего их в управлении обществом, т.е. «финансы» и «финансовая система» являются предпосылкой возникновения и осуществления в обществе, где действуют товарно-денежные отношения, особого вида человеческой деятельности, направленной на создание и использование различных фондов денежных средств, необходимых для финансового обеспечения общественных потребностей. В свою очередь, данный вид человеческой деятельности является необходимым условием функционирования самой финансовой системы, находящейся в постоянном движении, зависящем от различных факторов социально-экономического и политического характера, и требующей правового регулирования.

5. Предложена авторская интерпретация понятия данного вида человеческой деятельности, имеющей различную степень обобщенности и выражающейся в разных формах: от действий государства до действий граждан, обусловленной наличием в обществе товарно-денежных отношений и направленной на создание, распределение (перераспределение) и использование фондов денежных средств, без которых немыслимо в условиях рынка осуществление хозяйственной или какой-либо иной деятельности. Данный вид человеческой деятельности именуется финансовой деятельностью, которая, в свою очередь, по нашему мнению, подразделяется на финансовую деятельность государства и муниципальных образований (публичная финансовая деятельность) и финансовую деятельность хозяйствующих субъектов, функционирующих на праве частной собственности (частная финансовая деятельность). Важнейшим видом финансовой деятельности является финансовая деятельность государства и муниципальных образований, обеспечивающая финансовыми ресурсами жизнедеятельность общества в целом, и составляющая традиционно предмет науки финансового права.

6. Учитывая отсутствие легального понятия финансовой деятельности государства, разработано авторское определение данной категории. Финансовая деятельность государства – это особый вид государственной деятельности, выражающийся в осуществлении органами государства всех трех ветвей власти организационных, юридических и фактических действий, направленных на создание, распределение (перераспределение) и использование фондов денежных средств, как централизованных, так и децентрализованных, необходимых в условиях рынка для финансового обеспечения жизнедеятельности общества и государства. Раскрывая сущность финансовой деятельности государства, мы полагаем, что в условиях действия рыночных отношений финансовая деятельность государства направлена не только на публичные финансы (государственные и муниципальные), но и распространяется на процессы создания, распределения и в определенной части использования фондов денежных средств хозяйствующих субъектов, действующих на праве частной собственности. Принцип сочетания публичных и частных интересов в области финансов проявляется, по нашему мнению, в том, что государство, устанавливая «правила общей игры» в гражданском обороте, предусматривает условия участия всех хозяйствующих субъектов вне зависимости от формы собственности в создании централизованных государственных фондов денежных средств. Это обуславливает, в свою очередь, необходимость проведения государственного финансового контроля над финансовой деятельностью хозяйствующих субъектов вне зависимости от их формы собственности. Финансовая деятельность государства – это практические действия его органов, направленные на реализацию финансовой политики государства в процессе распределения ВВП и части национального дохода путем создания, распределения (перераспределения) и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, необходимых для финансового обеспечения его задач и функций, осуществляемые, как правило, в правовой форме.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правовое регулирование налогового планирования в предпринимательской деятельности: проблемы теории и практики 12. 00. 14 административное право, финансовое право, информационное право

    Диссертация
    Защита состоится «__» 2008 г. в 14.00 на заседании Диссертационного совета Д 212.239.02 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовская государственная академия права» по адресу: 410 056, г.
  2. Правовые основы разграничения полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления 12. 00. 14 административное право; финансовое право; информационное право

    Диссертация
    Правовые основы разграничения полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления
  3. Финансово-правовые санкции в системе мер юридической ответственности 12. 00. 14 административное право, финансовое право, информационное право

    Диссертация
    Диссертация выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовская государственная академия права».
  4. Административно-правовое регулирование предметов совместного ведения и полномочий российской федерации и субъектов россии 12. 00. 14 административное право; финансовое право; информационное право

    Автореферат
    Защита состоится 17 октября 2011 г. в 12.00 на заседании диссертационного совета Д-212.239.02 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовская государственная академия права» по адресу: 410056, г.
  5. Административно-правовая модель регулирования служебных отношений в Российской Федерации: понятие и основные черты 12. 00. 14 административное право; финансовое право; информационное право

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре административного права и государственного строительства Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Поволжская академия государственной службы имени П.

Другие похожие документы..