Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
14.15 – «Лиса и заяц», 1973 (12,5 мин.), «Цапля и журавль», 1974 (10 мин.), «Ежик в тумане», 1975 (10,5 мин.), «Сеча при Керженце», с И.Ивановым-Вано,...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена в ФГУ «Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» министерства здравоохранения и социального...полностью>>
'Конкурс'
Скандальный конкурс по выбору подрядчика для реконструкции взлетно-посадочной полосы во Внуково состоялся. Контракт на выполнение работ стоимостью $2...полностью>>
'Диплом'
Дипломатический протокол. Протокол деловой встречи. Стили и культура деловых переговоров: американский стиль, французский, немецкий, японский стиль. ...полностью>>

Программа учебной дисциплины история мировых цивилизаций

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет»

Филологический факультет

Рассмотрено и рекомендовано Утверждаю

на заседании кафедры Декан факультета

истории для преподавания

на естественных и гуманитарных А.Ю. Дворниченко

факультетах

протокол № от

зав. кафедрой профессор

Ю.В. Тот

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История мировых цивилизаций

Программа дисциплины составлена
в соответствии с государственным образовательным стандартом
высшего профессионального образования по специальности

080801 – Прикладная информатик в области искусств и гуманитарных наук а

Санкт-Петербург

2006 г.

I Организационно-методический раздел

1. Цель курса

Университетское образование по определению должно отличаться гуманитарной составляющей; это предполагает, что универсанты специалисты получают углубленное знание исторических, философских, культурологических и иных дисциплин, расширяющих их кругозор, формирующих их активную гражданскую позицию.

Цель курса «История цивилизаций» является углубленное изучение не только конкретной истории зарубежных государств, а осмысление общих закономерностей, тенденций, противоречий человеческой цивилизации, сопоставление различных типов цивилизаций. Стратегическая цель курса состоит также в осмыслении роли, места, перспектив России в мировой истории, изучение особенностей исторического пути и специфических черт российской цивилизации. Только в сопоставлении с окружающим можно понять самих себя, самоидентифицироваться, понять достоинства и недостатки как чужие, так и свои, перестать завистливо смотреть по сторонам в поисках образцов для подражания, преодолеть возникающий порой комплекс неполноценности. На фоне всемирной истории России есть, что переосмысливать, преодолевать, но есть и чем гордиться и что отстаивать и сохранять.

2. Задачи курса

– изучить историю возникновения и развития основных стран и народов мира, причины формирования цивилизаций различных типов.

– сопоставить цивилизационные отличия определить достоинства и противоречия каждого типа, воздействие этих отличительных черт на всю последующую историю народов.

– первостепенное внимание уделить особенностям российского исторического пути и характерным специфическим чертам российской цивилизации.

– наряду с изучением политической истории стран, их материальной и духовной культуры рассмотреть особенности менталитета разных народов, роль религии и других факторов в формировании ментальных отличий, мотивационных аспектов жизнедеятельности.

– сформулировать вопрос о смысле исторического прогресса, преодолеть вульгарно технократический подход, обсудить его духовную, нравственную составляющую. Зафиксировать главный тезис: все цивилизации равны перед историей, нет плохих и хороших, передовых и отсталых народов, первого и последнего эшелона.

– обсудить вечный вопрос о движущих силах истории, роли личности, пассионарности, роли идей и меркантильных интересов, иллюзий и прагматизма, игры разума и гнета человеческих инстинктов и пороков, утопий и вмешательства внешних сил, национальных интересов и персональных амбиций и страстей.

– изучить разнообразие политических концепций; особенности восприятия понятия «демократия», сформировавшегося в Европе (представительная демократия) и в России с её вечевыми традициями (прямая демократия).

– обсудить достоинства и недостатки европейской рыночной модели хозяйствования, преодолеть иллюзию об универсальности этой модели, раскрыть особый «домашний тип» хозяйства самодостаточной России.

– обсудить современные тенденции развития мира, достижения и противоречия современной цивилизации, возникающие в результате технократического развития всё новые глобальные угрозы человечества от озоновой дыры до терроризма.

– особое внимание уделить глобализации как объективной тенденции, но в то же время противопоставить ей искусно и искусственно навязываемую Западом политику принудительной глобализации для достижения контроля над мировыми ресурсами и рынками и геополитического господства. Обсудить альтернативы России перед лицом угрозы глобализма.

– дать знания необходимые для того, чтобы разбираться в идеологических концепциях и политических программах различных социальных сил и партий, формировать собственное мнение о происходящем в окружающем мире и в России, способность к осознанному выбору приоритетов.

– выработать, опираясь на знания, активную жизненную, гражданскую позицию, самостоятельность мнения, преодолеть примитивизм представлений, воспитывать критически мыслящих, осознанно действующих.

– поставить профессиональные знания и навыки универсантов на службу патриотическим общечеловеческим ценностям в России.

– воспитать студентов в патриотическом духе, с ощущением гордости за истории страны и героизм и душевное богатство народов России, вселить уверенность в её светлые перспективы и предназначение.

– на примере множества дискуссионных вопросов мировой истории привить студентам навыки компаративного мышления, дискутирования, аргументации, логичности и доказательности выступления, убеждения, ораторские навыки и другие, необходимые специалистам-универсантам как в их профессиональной будущей работе, так и в общественной и личной жизни.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускников

Курс имеет не только общеобразовательное значение, углубляет гуманитарные знания выпускников. Он также вырабатывает навыки аналитического логического самостоятельного мышления, культуры аргументированной дискуссии и доказательных умозаключений, которые так необходимы и в профессиональной деятельности любого специалиста, и в общественной и частной жизни.

4. Требования к уровню освоения содержания курса

В связи с ограниченностью учебной базы по курсу студенты должны приобретать навыки творческого конспектирования лекций преподавателя, навыки самостоятельной работы с рекомендованной монографической литературой, навыки подготовки докладов и рефератов по заданным темам. Они должны освоить цивилизационный подход к изучаемому материалу, знать основные события истории стран мира, уяснить причинно-следственные связи событий, понимать альтернативность развития, сформировать толерантное мышление. Также студенты должны глубже и на более высоком качественном уровне познакомиться с особенностями российской истории и российской цивилизации.

5. Формы итогового контроля

Насыщенность курса как конкретным историческим материалом, так и теоретическими обобщениями, его влияние не только на интеллектуальное развитие, но и на формирование мировоззренческих начал, гражданской и патриотической позиции предполагает полноценный лекционный курс (64 часа) и необходимое количество семинарских занятий для дискуссий и теоретических докладов. Интенсивная самостоятельная работа отражается также в подготовке рефератов по утвержденной тематике. Итоги работы подводятся на экзаменах в конце двух семестров. Список экзаменационных вопросов прилагается.

6. Объем и распределение часов курса по темам и видам занятий

Название темы

Часы

Всего

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

1

Введение

2

Цивилизации и исторический прогресс

3

Ренессанс Европы. Начало «Новой истории»

4

Английская революция XVII века

5

Великая французская революция XVIII века

6

Европейские страны в период Наполеоновской Франции

7

Место России в мировой истории

8

Образование США

9

Достижения и противоречия Запада к началу XX века

10

Первая Мировая война за источники сырья и рынки сбыта

11

Революция 1917 г. в России и её воздействие на мировое развитие

12

Европа и Америка после Первой Мировой войны. Эпоха «стабилизации»

13

«Великая депрессия»

14

Международные отношения накануне Второй Мировой войны. Германский фашизм

15

Развитие СССР в 20–30-е годы

16

Вторая Мировая война

17

Биполярный мир

18

Государства «всеобщего благоденствия» в 50–80-е годы

19

Успехи и кризисы мировой системы социализма

20

СССР от «оттепели» до «перестройки»

21

Запад в конце XX – начале XXI века

22

Россия на рубеже тысячелетий

23

Мир вокруг нас

Итого:

II. Содержание курса.

Лекция 1.

Содержание, актуальность, особенности курса «История цивилизаций». Учебная и научная литература. Многообразие трактовок, основные концептуальные подходы к истории. Достоинства и недостатки формационного, классового, детерминистского метода. Новые подходы к истории, переосмысление истории, новый взгляд на старые факты. Формирование и преимущества цивилизационного подхода, его слабые стороны. Данилевский, П. Сорокин, А. Тойнби и др. Терминология и основные понятия этого подхода. Многовариантность, разнообразие развития – залог выживаемости человечества. О несбыточности иллюзий о единой мировой цивилизации. След, оставленный Пятницей, для истории не менее важен, чем след белого Робинзона. По каким параметрам сравнивать цивилизации (кто лучше: бабочка или крокодил?). Не бывает полноценных и неполноценных рас, народов первого или третьего эшелона, людей первого и второго сорта. Подход к цивилизации с циркулем или концепцией догоняющего развития – фашизм. В России преодолен концептуальный догматизм, Запад продолжает навязывать европоцентризм и американизм под видом глобализма. Россия перед глобализацией мира и искусственно навязываемой глобалистами политикой мирового лидерства Запада. Россия перед трудным выбором: у самодостаточной России есть альтернатива, другие страны легко сдаются на милость сильнейших.

Доп. Литература: З. Бжезинский. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. М., 2005 г.

Лекция 2.

Цивилизационное многообразие мира. Особенности возникновения различных моделей общества.

Древнейшие цивилизации (Египетская, Месопотамская. Феномен Востока). Зарождение европейской цивилизации: Крито-микенская, Греко-римская, Эллинизм. Нашествие варваров. Византия.

Расцвет арабской цивилизации в средние века. Рыцарские крестовые походы.

Зарождение и роль мировых религий в становлении народов и государств.

Дискуссии о смысле исторического прогресса. Свободное время для саморазвития, эмоциональные переживания, душевные качества, связь с Природой – неотъемлемые черты прогресса. В счастье ли прогресс: почему мы менее счастливы, чем американцы. Россияне – носители мирового прогресса.

Факторы исторического прогресса. За и против в концепции географического и климатического детерминизма. Концепция Л. Гумилева о пассионарности. Мотивация труда. Роль религии в формировании трудовой этики. Роль науки в модернизации человека. Стремление к справедливости и разное ее понимание. Роль мифологии в формировании национального менталитета. Разнообразие целевых установок, ценностных ориентиров в различных цивилизационных системах. Прогресс ради большинства или меньшинства?

Можно ли ускорить прогресс, перепрыгнуть в передовое будущее. «Большевизм» как специфически российский путь ускоренного принудительного прогресса (от Петра I до Бориса Ельцина и далее).

Лекция 3.

Средневековье: «Темные века». Мракобесие или «Золотой век» человечества.

Гуманизм, Возрождение (Ренессанс) – истоки современной европейской цивилизации. Антропоцентризм.

Церковная Реформация. Лютеранство. Гуситские войны. Протестантизм. Иезуиты и инквизиция. (Тридцатилетняя религиозная война и Вестфальский мир). Нидерландская революция.

Великие географические открытия и борьба за мировое лидерство. Образование колониальных империй.

Роль пиратства.

Лекция 4.

Абсолютизм в Англии. Тюдоры и Стюарты. Овцы съели людей. Соперничество с Испанией. Пуританизм – рациональная религия. Гражданские войны Карла I против Парламента. Английская революция. Парламент против короля и народа. Лорд – протектор О. Кромвель. Присоединение Шотландии и Ирландии. Призвание заморского короля, Биль о правах, ограниченная монархия. Начало промышленного переворота. Англия – мировой лидер.

Лекция 5.

Эпоха Просвещения. Идеи модернизируют человека и переворачивают мир. Антиклерикализм. Теория общественного договора. Новые общественные ценности. Новая экономика и политика. Причины, начало, этапы французской революции. Ночь чудес. Конвент и Коммуна.

Якобинская диктатура: разнообразие оценок. Террор как метод прогресса. Бешеные и снисходительные. Чрезвычайные меры для спасения страны от внешнего врага. Уравнительность как средство и как идеал. Смерть Марата и Робеспьера. Директория. Завоевательные войны. Итальянский и Египетский походы Наполеона. Заговор и захват власти. Наполеон: от первого консула в императоры. От любви к наследнику престола. От освобождения Европы к завоеванию мира. Национальная идея Наполеона. Армия освободителей из лишенных наследства.

Кодекс Наполеона.

Лекция 6.

Воздействие французской революции на европейские народы. Патриоты мира призывают Наполеона сокрушить их монархии. Освобождение Европы или захват. Кодекс Наполеона в Европейских странах. Испанская заноза. Континентальная блокада Англии. Трафальгар. Антифранцузские коалиции. Аустерлиц. Тильзит.

Вторжение в Россию. Союзники Франции. Ошибка Наполеона. Роль России в разгроме Наполеона. Битва народов. Ватерлоо.

Кого разбили – героя или чудовище? Гордиться нам или стесняться роли жандарма Европы? Венский конгресс. Священный союз. Восстановление монархий в европейских странах. Революции 1830 и 1848 гг. в Европе: зерна наполеоновских преобразований дали свои плоды. Промышленный переворот в европейских странах.

Лекция 7.

Особенности исторического пути развития России. Многоэтничность. Многонациональность. Роль постоянной внешней угрозы в формировании сверхцентрализованного государства с милитаризированной экономикой и сознанием.

Воздействие географического, социального и исторического фактора, менталитета на развитие страны. Роль и особенности православия.

Специфические черты российской цивилизации: имперское мышление, миссионерство и патриотизм, милитаризация жизни и сознания, гиперцентрализация (вертикаль власти), бюрократизация и чиновничье всесилье, люмпенизация населения, уравнительные представления, домашний тип хозяйства, особенности менталитета, особые модусы социальной значимости, внерыночная оценка индивидуальных достоинств и черт характера сограждан, эмоциональность и иррациональность, обостренное стремление к справедливости, терпимость и нетерпение, чрезмерное влияние внешнего фактора на внутреннее развитие (концепция «вызова» - «ответа») и т.д.

Россия: Европа или нет. Споры славянофилов, западников, евразийцев.

Экономическое, политическое, культурное развитие России в XIX веке. Трудная роль «великой державы».

Лекция 8.

Древние цивилизации Америки. Конкистадоры. Колумб.

Заселение Америки переселенцами из Европы. Соперничество Англии, Франции, Голландии за колонии. Объединение английских колоний. Б. Франклин. Борьба колоний за независимость. Дж. Вашингтон. Декларация независимости. Т. Джефферсон. Биль о правах. Развитие штатов в первой половине XIX века. Север и Юг. Миссурийский компромисс. Доктрина Монро. Гражданская война 1861 1864 гг. А. Линкольн. Превращение США в мировую державу. Особенности экономического и политического устройства.

Лекция 9.

Промышленная Европа завоевывает мир.

Развитие науки, культуры. Технический прогресс. Становление индустриального урбанизированного общества. Упрочнение демократических институтов власти.

Классовое расслоение, рабочее движение. Тред – юнионизм.

От утопического социализма к массовому социалистическому движению. Первый и Второй Интернационалы. Марксизм и его современные оценки.

Колониальная политика. Империалистическая стадия развития. Формирование военных блоков.

Лекция 10.

Милитаризация экономики, рост соперничества, первые конфликты за передел мира. Русско-японская война. Балканская война. Анти-военное движение. Конгрессы Второго Интернационала. Причины и поводы, начало войны, ее характер, ответственность всех великих держав за развязывание войны. Новое качество оружия и война (позиционная).

Ход военных действий на Западном фронте. Марна 1914-1918 гг. Верден. Салоники. Ипр.

Россия в мировой войне. Подвиги и поражения. Спасение союзников. Основной фронт. Брусиловский прорыв. Причины неудач. Суматоха власти. Антимонархический заговор монархистов. Временное правительство на поводке у союзников. «Война до победного конца» или революция. Декрет о мире. Брестский мир. 1918 год. Завершение войны. Революция в Германии. Версальско-Вашингтонская система – источник противоречий и новых конфликтов. Европейцы перехитрили США. Уход В. Вильсона. Американский ответ – «нейтралитет» в условиях фашистской угрозы.

Лекция 11.

Россия на рубеже XIX – XX веков.

Главное противоречие – патриархальный уклад России перед вызовом индустриальной Европы.

«Близорукая» политика самодержавия. Реформы и контрреформы: попытки подстроиться под чужую промышленную цивилизацию в аграрной стране.

Особенности развития капитализма в России. Насаждаемая «сверху» модель госкапитализма не вела в единую семью европейских народов, как утверждают противники 1917 года.

Нарастание кризиса. Россия в поисках цивилизационного выбора. Почвенники, либералы, консерваторы, революционеры, формирование партий. Отличие ленинской партии «нового типа» от партий Второго Интернационала. Большевизм как специфический российский путь к европейскому индустриальному прогрессу.

Три революции или заговор масонов. Падение самодержавия. Попытки прозападных реформ.

Исторический тупик либерализма в России в условиях мировой войны. Кризисы временного правительства. Необходимость чрезвычайных мер. От Февраля к Октябрю. Заговор, революция или бунт: оценки октябрьских событий 1917 года в России.

Гражданская война: причины и последствия. Брестский мир, Интервенция Антанты.

Движение солидарности на Западе с Русской революцией.

Воздействие революции на мировое революционное и национально-освободительное движение, послевоенные международные отношения. Попытки инициировать мировую революцию, деятельность Коминтерна.

Лекция 12.

Итоги первой мировой войны. Крушение империй. Раздел Европы. Образование новых государств. Веймарская республика в Германии.

Лига наций. Новая роль США в мире. План Дауэса. «Веселые двадцатые». Производство новых бытовых товаров. Становление «общества массового потребления», акции и кредиты – беззаботная жизнь взаймы. Кино и чарльстон. Образование, наука, культура. «Сухой закон»: за и против.

Развитие малых стран Европы, Восточной Европы. Дальнейшее отставание от лидеров. Рост национализма.

Положение колоний, надежды и разочарования. Политика «открытых дверей» и «равных возможностей»: в чью пользу?

Лекция 13.

Мыльный пузырь лопнул: обвал пирамиды акций. Крах биржи. Спад экономики, безработица, самоубийства. Изменение роли женщины в семье и обществе, эмансипация.

Системный кризис 1929 -1933 гг. Обнищание в условиях процветания. Крушение грез.

Поиски выхода. «Новый курс» Рузвельта. Либеральная модель. Шведская модель. Возрастание роли государства. Кейнсианство.

Формирование диктаторских режимов в европейских странах. Угроза фашизма.

Лекция 14.

Причины кризиса в Германии. Крах Веймарской республики. Издержки демократии и зигзаги общественного мнения, массовых настроений. Приход Гитлера к власти. Гитлер и крупный бизнес.

Фашизм: идеология превосходства, политика войны. Начало массовых политических репрессий. Антисемитизм. Милитаризация всей жизни. Нацизм. Гитлерюгенд. Ангажированные экскурсии в историю в поисках арийского превосходства.

Бессилие старой Европы. Дипломатия «умиротворения» агрессора. Мюнхенский сговор. Чемберлен. Провал идеи «коллективной безопасности». Пакт Молотова – Риббентропа. Тайные приложения: преступление или стратегическая необходимость. Испанская республика и мятеж генерала Франко. Подвиг интербригад. «Зимняя война». Судьба Прибалтики. Фиаско и трагедия Коминтерна.

Леция 15.

Образование и расширение СССР. Успехи и противоречия НЭПа. Страна на распутье: укреплять НЭП или возвращаться вперед к социализму. Сталинизм: концепция построения социализма в одиночку. Раскол партии. Оппозиция. Год великого перелома. Угроза новой интервенции. Форсированная сверхиндустриализация. Драма коллективизации. Оборонный комплекс. Успехи первых пятилеток: реальные и мнимые. Культурная революция. Административно-командная система. Культ личности. Массовые репрессии. Поиск «врагов народа», борьба с вредителями и шпионами. Преступление или наказание.

Проблемы, цели, методы и цена прогресса. Общественное мнение эпохи диктатуры пролетариата.

Лекция 16.

Начало Второй мировой войны. Общая характеристика. Кто виноват? Можно ли было предотвратить войну. Обвинения в адрес СССР, версия «превентивного» удара Германии. Вновь о» войне на два фронта».

Капитуляция Европы. Дюнкерк. Блокада Англии. Черчилль. Причины крупных поражений СССР в начальный период войны. Ущерб. Мобилизация всех сил. Новые экономические базы. Битва под Москвой.

Формирование антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Второй фронт.

Военные действия союзников в Африке и на Тихом океане.

Коренной перелом на фронтах, в экономике, в умонастроениях. Движение Сопротивления. Апофеоз войны, ужасы фашизма. Холокост. Лагеря смерти. Геноцид. Судьба военнопленных. Новый порядок на захваченных территориях.

Разгром Германии и Японии. Международные конференции о совместных действиях и послевоенном урегулировании. Роль СССР в освобождение народов Европы и Азии.

Кому предназначались атомные бомбы?

Два блока и три мира.

Лекция 17.

Образование двух мировых систем. Рост авторитета компартий Запада. План Маршалла. Доктрина Трумена. Ядерный шантаж.

Судьба Восточной Европы. Геополитические претензии Сталина. Военные блоки НАТО и ОВД.

«Холодная война» во всем многообразии. Идеологическое противостояние.

Горячие очаги. Региональные конфликты. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточный узел.

Распад колониальной системы. Борьба СССР и США за сферы влияния. Трудности независимости стран «третьего мира». Выбор ориентации.

Лекция 18.

Пример социализма невозможно игнорировать. Доктрина Кеннана. Новая социальная политика в «государствах всеобщего благоденствия». Партийные программы западных держав.

Европа: из лидеров в аутсайдеры и обратно.

Франция до и после Де Голля.

Излечение английского больного. Закат британской империи. Тетчеризм. Западно-германское чудо. Аденауэр. Новая восточная политика. Послевоенная Италия: 50 правительств и мафия.

Скандинавская стабильность.

Начало европейской интеграции. Общий рынок. НТР и трансформация в «постиндустриальное общество».

Неоколониализм.

США – золотой век капитализма.

Молодежный бунт 1968 г., новая культура и новые черты европейской цивилизации.

Массовые общественные движения (неприсоединения, сторонников мира, зеленых и др.)

Лекция 19.

Эволюция восточно - европейских стран к советской модели.

Догматизм номенклатуры и разочарование масс. Югославская модель. Кризис в Венгрии 1956 г.

Критика культа личности Сталина: укрепляет или дискредитирует систему. Разрыв с Китаем, Албанией, СЭВ. Интеграция и специализация. Быстрые темпы развития промышленного комплекса соц. стран.

Нарастание противоречий. «Пражская весна» - неудавшаяся попытка реформировать социализм.

Застой коммунистической теории.

Еврокоммунизм против реального социализма: спор слепого с глухим.

От отдельных кризисов к кризису системы. Причины отставания плановой экономики. Изменение коммунистических настроений: завистливый взгляд на Запад.

Лекция 20.

Формирование «советской цивилизации», ее составляющие. Отдельные успехи модернизации народного хозяйства. Идеи хозрасчета. Прорыв в космос. Достижение военного паритета.

Стабильность, перерастающая в «застой».

Механизм торможения. Расхождение слова и дела.

Особый менталитет большинства трудящихся, особые привилегии номенклатуры. Гарантии послушным, психушки сомневающимся. Диссиденты. Западные голоса.

Международная роль СССР. Между гонкой вооружений и разрядкой.

Перестройка: ускорение, гласность, новое мышление. Социализм с человеческим лицом. Красивые замыслы и плачевные результаты. Гримасы ГКЧП. Распад СССР. Парад суверенитетов.

Лекция 21.

Компьютерная революция. Образование «информационных обществ».

Экономические тенденции развития. Деятельность мировых финансовых центров (МВФ, ВБ).

Энергетическая хартия.

Современные тенденции в развитии политической системы западных стран (изменение роли партий, бюрократизация управления, ограничение демократических прав граждан). Нелиберальная демократия.

Экономические и социальные конфликты в развитых странах, их причины и поиск выхода. Наступление на права трудящихся, профсоюзы, сокращение социальных программ после краха социализма.

Иммиграция рабочей силы и ксенофобия. Рост запросов, недостижимость целей, снижение мотивации к труду, бунты иммигрантов.

Демографические проблемы. Изменение роли мужчин и женщин в современном обществе. Кризис семьи. Гендерные проблемы. Мнимая секскультура.

Однополярный мир.

Глобальное господство США. Насаждение демократии: миссия США, паранойя или путь к мировому господству.

Бомбы для диктатуры демократии.

Глобализм: за и против. Объективные процессы и искусственная политика подчинения.

Новые угрозы: техногенные, экологические, климатические. Угроза терроризма.

Аристократизм снова в моде. Элитарность вместо эгалитарности. Дифференциация внутри «золотого миллиарда». Клановость политической, финансовой бизнес элиты.

Расширение Евросоюза после «бархатных революций» в странах Восточной Европы. Трудности обустройства большого европейского дома. Продвижение НАТО на восток.

Реформа ООН.

Лекция 22.

Россия – правопреемница СССР. Западный выбор. Американские советники. Либеральные «младореформаторы».

Шоковая терапия Гайдара – путь к рынку? Борьба за власть. Расстрел парламента. Роль и влияние Запада на события в России. Несбывшиеся надежды реформаторов.

Экономический и властный коллапс. Полукриминальная приватизация. Разгул преступности и бандитизма. Олигархия и Семья. Выборы по «грязным технологиям». Демократический фарс. Социальная цена либеральных реформ 90-х годов. Массовая безработица. Обнищание масс. От комплекса неполноценности к попытке самоидентификации и поиску собственного пути развития. Путин: надежды, достижения, разочарования. Первые успехи возрождения России административно-бюрократическими методами.

Рыночные, либеральные, демократические перспективы России без иллюзий.

Россия и глобализация: сумеем ли устоять. ВТО, Киотский протокол и др. Евразес, ШОС.

Место России в современном мире.

Лекция 23.

От однополярного мира к многополярному.

Китайский скачек.

Индия – региональный лидер.

Реформы и революции в Латинской Америке «Левый» поворот.

Деколонизация и новые проблемы Африки. Исламский фактор в мировой политике.

Новые азиатские «драконы».

Демографический и социальный дисбаланс в мире.

Экономический рост и рост нищеты.

Глобализация мира и навязывание миру политики глобализма.

Рост антиамериканских антиглобалистских настроений.

Будет ли столкновение цивилизаций по Хантингтону.

Сырьевые ресурсы планеты и геополитические войны . Борьба за нефть, власть, границы.

Борьба с голодом, болезнями, отсталостью, несправедливостью – удел большей части человечества в XXI веке.

Причины и последствия международного терроризма.

Современные проблемы человечества: среда обитания, ядерная угроза, еда и вода, догматизм и фанатизм, издержки феминизма, старение человечества, однополая семья и клонирование, наркотики, психопатия мегаполисов, виртуальный мир вместо реального. Будет ли постчеловеческое будущее?

Вопросы к экзамену.

  1. Новые подходы к истории. Цивилизационный подход.

  2. Сущность и факторы исторического прогресса.

  3. Европейская цивилизация как образец прогресса. Её характерные черты.

  4. Роль религии в формировании цивилизации. Основные религии мира.

  5. Особенности российского исторического развития.

  6. Специфические черты российской цивилизации.

  7. Гуманизм, Возрождение – начало европейской модернизации.

  8. Реформация и инквизиция.

  9. Реформация и крестьянская война в Германии.

  10. Абсолютистские режимы в Европе. Их особенности в отдельных странах.

  11. Тридцатилетняя война и Вестфальский мир.

  12. Нидерландская революция XVI века.

  13. Великие географические открытия и их последствия.

  14. Формирование колониальной системы.

  15. Семилетняя война в Европе 1756-1763 гг. и её итоги.

  16. Идеи просветителей.

  17. «Просвещённый» абсолютизм в Европе и России XVIII века.

  18. Предыстория Англии. Тюдоры и Стюарты.

  19. Английская революция. Кромвель.

  20. Промышленный переворот в Англии XVIII века.

  21. Социально-экономическое и политическое развитие Англии в XIX веке. Внутренняя и внешняя политика.

  22. Борьба английских колоний в Америке за независимость.

  23. Декларация независимости США. Вашингтон и Джеферсон.

  24. Гражданская война в США 1861-1864 гг.

  25. Реконструкция Юга. Противоречия развития США.

  26. Развитие США в конце XIX – начале ХХ в. Антимонопольное движение. Внешняя политика.

  27. От государства франков к Франции. (С IX века до французской революции)

  28. Религиозные войны во Франции. Французский абсолютизм XVII – XVIII вв.

  29. Французское Просвещение.

  30. Причины, начало, этапы французской революции.

  31. Влияние французской революции на европейские державы.

  32. Якобинский этап французской революции.

  33. Наполеон. Завоевание Европы. Кодекс Наполеона.

  34. Внешняя и внутренняя политика Франции эпохи французской революции.

  35. Антифранцузские коалиции. Роль России в них.

  36. Разгром Наполеона. Освобождение Европы.

  37. Венский конгресс. Священный союз.

  38. Развитие Франции после Наполеона. Революции 18зо и 1840 годов.

  39. Франция в годы второй империи и третьей республики.

  40. Колониальная политика Франции конца XIX – начала ХХ в.

  41. Международные отношения в Европе в XVIII веке. Роль России в мировой политике.

  42. Международные отношения в Европе в XIX веке. Роль России в мировой политике.

  43. Роль России в Европе XVIII – XIX вв. Внешняя и внутренняя политика.

  44. Экономическое и политическое развитие европейских держав в XIX веке.

  45. Объединение Германии в XIX веке. Бисмарк.

  46. Франко-прусская война 1870 – 1871 гг. Парижская коммуна.

  47. германская империя 1871 – 1914 гг. Темпы развития, внешняя политика.

  48. Итальянские княжества в XVII – XIX вв.Формирование независимого государства Италия.

  49. Промышленный переворот в Европе к концу XIX века.

  50. Развитие культуры, искусства, техники и демократических институтов в конце XIX – начале ХХ в.

  51. Революции 1830 – 1848 гг. в Европе.

  52. Становление пролетарского движения. Развитие социалистических концепций.

  53. Основные европейские идеологии XIX века: консерватизм, либерализм, социализм.

  54. Колониальная политика европейских держав в конце XIX – начале ХХ в.

  55. Профсоюзное движение в европейских странах в конце XIX – начале ХХ в.

  56. империя Габсбургов: основные этапы и тенденции развития XVI - середины XIX в.

  57. Австро-Венгрия в конце XIX – начале ХХ в. Причины распада.

  58. Развитие Италии в конце XIX – начале ХХ в.

  59. Канада в составе Британской империи статус доминиона в XIX веке.

  60. История Испании в XIX веке.

  61. История Португалии в XIX веке.

  62. Страны северной Европы XVII - XIX в.

  63. Славянские страны Европы.

  64. Развитие малых стран Европы в XVIII – XIX в.

  65. Противоречия империалистической стадии развития.

  66. Формирование военных блоков. Начало Первой мировой войны.

  67. Ход и итоги Первой мировой войны.

  68. Версальская система – источник новых противоречий в Европе и мире.

  69. Специфика капиталистического развития России. Назревание революции. Формирование партий.

  70. Россия в Первой мировой войне. Брестский мир.

  71. Марксизм. Первый и второй интернационал. Современная оценка марксизма.

  72. Октябрь 1917 года в России. Его влияние на мировое развитие.

  73. Между двумя мировыми войнами. Тенденции развития ведущих держав.

  74. Эпоха стабилизации на Западе после Первой Мировой войны.

  75. Международное положение в 20-30-е гг XX века. Накануне Второй мировой войны.

  76. Мировой экономический кризис 1929-33 гг. Альтернативы его преодоления.

  77. Новый курс Рузвельта.

  78. Гражданская война. Интервенция в России.

  79. Германия между двумя войнами. Веймарская республика.

  80. Приход фашистов к власти в Германии и других странах.

  81. Возникновение очагов новой мировой войны в 30-е гг. XX века.

  82. Мировой экономический кризис. Шведская модель. Народный фронт.

  83. Гражданская война в Испании. Диктатура генерала Франко.

  84. Цель и методы, итоги и цена индустриализации и коллективизации в СССР.

  85. Административно-командная система, культ личности Сталина, политические репрессии в СССР.

  86. Противоречия в действиях Коминтерна. Трагедия Коминтерна.

  87. Роль СССР в предвоенной дипломатии. Система «коллективной безопасности».

  88. Международные отношения накануне Второй мировой войны. Крах политики «умиротворения агрессоров»

  89. Мюнхенский сговор. Пакт Молотова – Риббентропа

  90. «Зимняя война». Присоединение Прибалтики. Судьба Польши.

  91. Причины и начало Второй мировой войны. Завоевание Гитлером Европы.

  92. Боевые действия союзников против Германии и Италии в годы мировой войны.

  93. Война на Тихом океане.

  94. Роль ленд-лиза. Второй фронт. Международные конференции.

  95. Великая Отечественная Война советского народа.

  96. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны.

  97. Роль СССР в разгроме Германии и Японии.

  98. Итоги Второй мировой войны. Постадмская конференция.

  99. Изменения в мире после Второй мировой войны. Биполярная система.

  100. Холодная война: причины, проявления, последствия.

  101. Международные отношения в 40-60-е гг. Американская доктрина сдерживания.

  102. Хрущевская оттепель.

  103. Основные тенденции развития западного мира в послевоенный период.

  104. Экономическое развитие западных стран в 60-80-е гг.

  105. Социальная политика Запада. «Государства всеобщего благоденствия».

  106. Послевоенные международные и региональные конфликты.

  107. Эволюция политических систем Запада в конце XX века.

  108. Формирование мировой системы социализма, её успехи и первые кризисы.

  109. Развал колониальной системы.

  110. Выбор пути развития стран «третьего мира».

  111. Послевоенное развитие США.

  112. Послевоенное развитие Англии. Тэтчеризм

  113. Послевоенное развитие Франции.

  114. Послевоенное развитие Германии. Объединение двух Германии.

  115. Военные организации НАТО и Варшавский договор.

  116. Эпоха застоя в СССР. Замыслы и итоги перестройки.

  117. Причины кризиса социалистического строительства в СССР и других странах.

  118. Крушение мировой системы социализма. «Бархатные революции».

  119. Изменение во внутренней и внешней политике Запада после распада мировой системы социализма.

  120. Роль научно-технических революции XX века в социально-экономическом и политическом развитии западных стран.

  121. Объединение Европы. Евросоюз.

  122. Между гонкой вооружений и разрядкой. Новое политическое мышление.

  123. Успехи и противоречия развития западных стран в конце XX – начале XXI веков.

  124. Глобализация и антиглобалисты.

  125. Россия 90-х: поиск пути. Радикально-либеральные реформы и их социальная цена.

  126. Взаимоотношения России и Запада в современных условиях. Без взаимных иллюзий.

  127. Значение социал-демократической идеологии в Европейских странах после Второй мировой войны. Социнтерн.

  128. Современные военно-стратегические концепции. Угроза распространения ядерного оружия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ»

  1. «Цивилизации» отв. Ред. М.А. Барг. М., 1993

  2. Моисеева Л.А. «История цивилизаций». Ростов, 2000

  3. «Российская цивилизация» Под ред. М.П. Мчедлова. М., 2003

  4. «История Европы с древнейших времен до наших дней», тт. 1- 5. М., 1988 –2000

  5. Семеникова Л.И. «Россия в мировом сообществе цивилизаций».

  6. Островский А.В. «История цивилизаций» Учебник

  7. «Россия в истории мировой цивилизации» Учебник

  8. «Всемирная история» Учебник для вузов. М., 2000

  9. С. Кара-Мурза «Советская цивилизация» тт. 1-2

  10. «Новая история стран Европы и Америки» под ред. Е.С. Юровской и И.М. Кревогуза. Т.1-2 М., 1998

  11. «История новейшего времени стран Европы и Америки» Под ред. Язькова Е.Ф. М., 1994

  12. М.Ф. Юрьев «История стран Азии и Африки после Второй мировой войны» М., 1994.

  13. «Новейшая история стран Европы и Америки XX век» В трех частях Под ред. А.М. Родригеса М., 2001, 2004.

  14. Эриксен Т.Л. «Всемирная история с 1850 г» (пер. с норвеж.) 1994

  15. Козленко Б.Д., Севостьянов Г.Н. «История США» 1994

  16. Нарочницкая Н. «Россия и русские в мировой истории» М., 2003

  17. Шафаревич И. «Русский народ в битве цивилизаций» М., 2004

  18. Зюганов Г.А. «Глобализация и судьба человечества» М., 2002

  19. А. Паршев «Почему Россия не Америка?»

  20. Хантингтон С. «Столкновение цивилизаций» М., 2003

Разработчик: к.и.н. доц. Бондаревский А.В.

Рецензенты: к.и.н. доц.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебной дисциплины «История мировой культуры» Специальность

    Рабочая программа
    Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 070802 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»
  2. Программа элективного курса: «история мировых цивилизаций»

    Программа
    Главной задачей преподавания и изучения истории в школе является формирование у учащихся понимания важнейших исторических событий. В последние 10 - 15 лет мысль отечественных историков все больше обращается не к формационному, а к
  3. Программа учебной дисциплины «История» («Отечественная история»)

    Программа
    История как наука. Объект и предмет исторической науки. Понятие методологии. Провиденциализм, формационный и цивилизационный подходы как примеры методологий: достоинства и недостатки каждого из них.
  4. Программа учебной дисциплины история россии 050401 История, история с дополнительной специальностью

    Программа
    1.2. Квалификация выпускника – учитель истории, учитель истории и права. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории, учителя истории и права по специальности 050401 История, история с дополнительной
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины история мировой цивилизации специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Учебно-методический комплекс
    По специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» является дисциплиной по выбору студента, установленных Ученым Советом вуза цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Другие похожие документы..