Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Федоровская средняя общеобразовательная школа имени Евгения Геннадиевича Тут...полностью>>
'Доклад'
▪ экономическое развитие (дорожное хозяйство и транспорт, развитие малого и среднего предпринимательства, улучшение инвестиционной привлекательности,...полностью>>
'Документ'
И., Макаров В.В. Отношение философского способа познания к другим формам исследования права 89 011 Баранов В....полностью>>
'Документ'
1.1. Краевой фестиваль «Российская студенческая весна на Кубани – 2011» (далее – Фестиваль) проводится в соответствии с ведомственной целевой програм...полностью>>

Совершенствование теории размерного анализа на основе кромочной модели деталей типа тел вращения 05. 02. 08 Технология машиностроения

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

МАСЯГИН ВАСИЛИЙ БОРИСОВИЧ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕОРИИ РАЗМЕРНОГО АНАЛИЗА НА ОСНОВЕ КРОМОЧНОЙ МОДЕЛИ ДЕТАЛЕЙ
ТИПА ТЕЛ ВРАЩЕНИЯ

05.02.08 – Технология машиностроения

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора технических наук

Омск - 2010

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Омский государственный технический университет».

Научный консультант – доктор технических наук, профессор

А.П. Моргунов

Официальные оппоненты: – доктор технических наук, профессор

А.А. Ситников

– доктор технических наук, профессор

А.А. Кошин

– доктор технических наук, доцент

В.И. Глухов

Ведущая организация: ПО «Полет», филиал ФГУП ГКНПЦ
им. М.В. Хруничева

Защита состоится “19” _ноября__2010 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.178.05 в Омском государственном техническом университете по адресу: 644050, г. Омск, проспект Мира, 11,
ауд. 6-340.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ОмГТУ.

Автореферат разослан “___”_____________2010 г.

И. о. ученого секретаря

диссертационного совета

доктор технических наук, профессор В.С. Калекин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. Требования к качеству, надежности, экономичности машиностроительной продукции и самого машиностроительного производства, его технологии постоянно повышаются. Вследствие этого повышаются требования к качеству конструкторско-технологической подготовки производства, которая включает в качестве своей основы размерный анализ. Размерный анализ – это большой комплекс расчетно-аналитических действий, осуществляемых при разработке и анализе конструкций и технологических процессов: построение специальных размерных схем конструкций и технологических процессов, выявление и фиксация взаимосвязей всех размерных параметров, выявление размерных цепей, проверка и установление рациональных способов простановки размеров в чертежах, назначение достаточного и необходимого числа технических требований, назначение обоснованных допусков, минимальных припусков, проверочный расчет возможности обеспечения чертежных размеров и технических требований, расчет средних припусков, определение номинальных значений и отклонений операционных размеров, определение толщины покрытий, глубины азотирования и других характеристик.

Среди изделий машиностроения значительную часть составляют узлы, агрегаты и машины осесимметричной формы: насосы, газотурбинные двигатели, турбодетандеры, и т.п. Основные детали подобных изделий имеют форму тел вращения, ограниченную цилиндрическими, плоскими, коническими, сферическими и другими (фасонными) поверхностями вращения. К таким деталям относятся детали классов валов, втулок, дисков. Размерный анализ конструкций из таких деталей и технологических процессов данных классов деталей предусматривает расчет трех типов параметров: 1) продольных размеров; 2) диаметральных размеров; 3) отклонений расположения (отклонений от параллельности торцов и осей, отклонений от перпендикулярности).

Практика размерного анализа конструкций из деталей типа тел вращения и технологических процессов данных классов деталей выявила следующие трудности:

- расчет линейных конструкторских и технологических размеров, диаметральных размеров, отклонений расположения выполняется раздельно, без учета взаимного влияния отклонений от перпендикулярности торцов и цилиндрических поверхностей, и отклонений от соосности цилиндрических поверхностей;

- расчет точности сборки изделия также выполняется раздельно для размеров и отклонений расположения, не учитывается влияние отклонений расположения отдельных деталей на точность сборки;

- проблемы самого расчета – неполная автоматизация, необходимость построения изображений размерных схем, неопределенность направлений звеньев размерной цепи при расчете технологических размеров.

Дальнейшее совершенствование размерного анализа связано с созданием более точных моделей и методов, проверкой их путем сопоставления с существующими моделями и методами, строгим теоретическим обоснованием существующих методов, заменой ручных методов подготовки, обработки информации и принятия решений на автоматизированные и автоматические, созданием предпосылок более полного использования результатов размерного анализа в инженерном анализе при конструировании и проектировании технологических процессов механической обработки и сборки.

Диссертационная работа связана с выполнением госбюджетной НИР по тематическому плану фундаментальных исследований Минобрнауки РФ «Исследование динамических процессов и прочности механических систем с учетом особенностей реальных связей»(2004-2005гг.), и с конструкторско-технологическим обеспечением реализации проекта по аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008гг.), проект «Рабочие процессы поршневых пневмодвигателей и пневмодвигатель-компрессорных агрегатов».

Целью работы является совершенствование теории размерного анализа технологических процессов и конструкций на основе синтеза наиболее совершенных существующих понятий и методов с их модернизацией путем разработки математических моделей, учитывающих взаимное влияние размерных параметров и отклонений от расположения поверхностей, и применения методов математического и компьютерного моделирования. Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

- проанализировать существующие понятия, модели, методы размерного анализа с целью выявления системы допущений, лежащих в их основе;

- разработать математическую модель детали типа тел вращения, позволяющую объединить расчет линейных, диаметральных размеров, параметров отклонений от расположения поверхностей, более точно отразить погрешности изготовления;

- разработать теоретические схемы, позволяющих более полно отразить структуру размерных связей, а также обеспечить визуализацию объектов размерного анализа;

- разработать математическую модель детали, позволяющую теоретически решить задачу определения взаимного расположения деталей после их соединения при сборке с учетом точности соединяемых деталей;

- разработать метод расчета технологических размеров и отклонений расположения, позволяющий выполнить расчет линейных технологических размеров, диаметральных технологических размеров, отклонений расположения совместно, с учетом взаимного влияния отклонений от перпендикулярности и отклонений от соосности;

- разработать метод расчета технологических размеров и отклонений расположения, позволяющий полностью автоматизировать подготовку и обработку информации при размерном анализе;

- разработать программное обеспечение для размерного анализа технологических процессов и конструкций на основе усовершенствованных методов расчета.

Методы исследований. В качестве общей основы использованы положения технологии машиностроения, связанные с понятием точности и ее обеспечением.

Теоретические исследования проводились на базе основных положений и методов размерного анализа, теории размерных цепей. Для разработки математических моделей использовались: теория графов, аналитическая и вычислительная геометрия, методы формализации, алгоритмизации, математического и компьютерного моделирования.

Широко использовались возможности современных ПЭВМ.

Научная новизна выполненной диссертационной работы заключается в следующем.

1. Введение в число объектов размерного анализа новых элементов формы деталей – кромок.

2. Описание формы деталей типа тел вращения кромочной моделью, охватывающей большее число отклонений взаимного расположения поверхностей за счет описания отклонений расположения кромок.

3. Система взаимосвязанных теоретических и измеряемых параметров кромочной модели детали типа тела вращения.

4. Структурные изображения сборочной единицы и технологического процесса механической обработки на основе кромок.

5. Метод решения задач размерного анализа на основе применения кромочной модели детали с использованием матричного представления графа линейных размеров, позволяющий учесть взаимное влияние перекосов и радиальных смещений поверхностей детали при расчете отклонений расположения.

6. Метод информационной связи кромочной модели и модели на основе понятия – поверхность.

7. Метод расчета технологических размеров и отклонений расположения на основе матричного представления графа в случае наложения поверхностей на размерной схеме и в случае заранее неизвестных направлений звеньев размерных цепей.

Практическая ценность и реализация результатов работы. Результаты научных исследований вносят вклад в технологию машиностроения, дополняя расчетные методики учетом взаимосвязи размерных параметров и отклонений от расположения поверхностей и их взаимного влияния. Для руководства и использования в инженерной деятельности разработаны:

- рекомендации по применению усовершенствованных методик размерного анализа с использованием результатов в автоматизированных системах проектирования, технологической подготовки производства и инженерного анализа.

- методика применения комплекса программ размерного анализа технологических процессов и конструкций; осуществлена опытная эксплуатация программ на ФГУП «ОМО им. П.И. Баранова» и ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО).

Результаты исследований используются в учебном процессе при преподавании дисциплин «Математическое моделирование процессов в машиностроении», «Основы выбора и принятия технологических решений», «Информационная технология», в курсовом и дипломном проектировании на кафедре «Технология машиностроения» Машиностроительного института ОмГТУ при подготовке дипломированных специалистов по специальности 151001 «Технология машиностроения» и по другим машиностроительным специальностям.

На защиту выносятся:

- математическая модель деталей типа тел вращения на основе понятия кромки с соответствующим аппаратом теоретических и измеряемых параметров и их преобразования и метод ее применения для решения технологических задач обеспечения точности деталей и сборочных единиц;

- структурные изображения сборочной единицы и технологического процесса механической обработки, являющиеся аналогами размерных схем, отражающих положение объектов – поверхностей – и связанных с ними кромок при размерном анализе, позволяющие связать между собой кромочную модель и модель на основе поверхностей, а также обеспечить визуализацию изображений деталей, сборочных единиц, операционных эскизов, схем обработки;

- методика определения размеров детали на основе матричного представления графа конструкторских размеров и её применение для расчета линейных, радиальных, диаметральных технологических размеров, отклонений расположения, ожидаемых погрешностей, координат кромок при визуализации;

- комплекс программного обеспечения, реализующий методы аппарата кромок, расчета конструкторских и технологических размеров, отклонений расположения, визуализации изображений деталей, операционных эскизов, схем обработки и сборочных единиц.

Апробация работы. Результаты выполненной работы докладывались и обсуждались на: науч.-практ. семинаре «Программные системы в автоматизации проектирования изделий машиностроения», Ижевск. мех. ин-т, Ижевск, 1988; Всесоюз. науч.-техн. конф «Конструктивно-технологические методы повышения надежности и их стандартизация», Тульск. политехн. ин-т, Тула, 1988; научно-техн. конф. «Проблемы машиностроения и металлообработки», Омск. политехн. ин-т., Омск, 1992; III, IV, V, VI VII междунар. науч.-техн. конф. «Динамика систем, механизмов и машин», ОмГТУ, Омск, 1999-2009; междунар. науч.-техн. конф. «Новые технологии – железнодорожному транспорту: подготовка специалистов, организация перевозочного процесса, эксплуатация технических средств», Омский гос. унив. путей сообщения, Омск, 2000; I Всеросс. науч. internet-конф. «Компьютерное и математическое моделирование в естественных и технических науках» ТГУ им. Г.Р. Державина, Тамбов, 2001; науч.-метод. конф. «Совершенствование форм и методов управления качеством учебного процесса», ОмГТУ, Омск, 2001; междунар. науч.-техн. конф., посвящ. памяти ген. конструктора аэрокосм. техники акад. Н.Д. Кузнецова. СГАУ им. С.П. Королева, Самара, 2001; науч.-техн. конф «Развитие оборонно-промышленного комплекса на современном этапе», Омск. гос. университет, Омск, 2003; 43-й межд. науч.-техн. конф. Ассоциации автомоб. инж. «Проблемы создания и эксплуатации автомобилей, специальных и технологических машин в условиях Сибири и Крайнего Севера», СибАДИ, Омск, 2004; I, II, III регион., IV всерос. науч. конф., посвящ. памяти главн. констр. ПО «Полет» А.С. Клинышкова «Проблемы разработки, изготовления и эксплуатации ракетно-космической и авиационной техники», ОмГТУ, Омск, 2004-2009; всеросс. науч.-техн. конф. «Новые материалы и технологии в машиностроении», Рубцовский индустриальный институт, Рубцовск, 2004; III междунар. технолог. конгр. «Военная техника, вооружение и технологии двойного применения», ОмГУ, Омск, 2005; III межд. науч.-техн. конф. «Новые материалы, неразрушающий контроль и наукоемкие технологии в машиностроении», ТюмГНГУ, Тюмень, 2005; междунар. науч.-техн. конф. «Новые материалы и технологии в машиностроении», Брянская гос. инж.-технолог. акад., Брянск, 2006; IV междунар. технолог. конгр. «Военная техника, вооружение и современные технологии при создании продукции военного и гражданского назначения», ОмГТУ, Омск, 2007; II съезде инженеров Сибири, г. Омск, 2008; I Всеросс. науч.-техн. конф «Россия молодая: передовые технологии – в промышленность», Омск, 2008; семинарах кафедры “Технология машиностроения” и научных конференциях ОмГТУ; расширенном заседании кафедры «Технология машиностроения» ОмГТУ; на научном семинаре кафедры «Общая технология машиностроения» Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова, г. Барнаул; на научном семинаре кафедры «Технология машиностроения» Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск.

Публикации. Основное содержание работы опубликовано в 54 печатных работах, в том числе в 13 статьях в журналах, рекомендованных ВАК РФ, зарегистрированы 5 программ для ЭВМ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 6 глав, основных выводов, списка литературы из 219 наименований, приложений.

Диссертация изложена на 350 страницах, содержит 52 таблицы, 136 рисунков.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель и задачи исследования, научная новизна и практическая значимость работы, положения, выносимые на защиту.

В первой главе выполнен обзор состояния проблемы совершенствования теории размерного анализа технологических процессов и конструкций.

Размерный анализ конструкций основывается на понятии точности деталей и машин, и на аппарате размерных цепей.

Понятие точности деталей и машин связано с параметрами точности поверхностей, осей, их размеров, формы, взаимного расположения, определяемыми в процессе измерений. Параметры точности разделяются на две группы – комплексные и аналитические. Комплексные параметры, характеризующие точность детали с помощью одного значения и допуска на это значение, рассмотрены в работах Балакшина Б.С., Корсакова В.С., Соколовского А.П. и других ученых. Аналитические параметры точности входят в аналитические уравнения поверхности детали или сечения. Аналитические параметры исследованы в работах Кравцова В.И., Ляндона Ю.Н. и других ученых.

Проблема построения математических моделей машины является одной из составных частей проблемы исследования точности машины. Данная проблема рассматривается в трудах Базрова Б.М., Балакшина Б.С.,
Безъязычного Б.Ф., Дальского А.М., Жигалова Б.К., Журавлева А.Н.,
Колесова И.М., Косова М.Г., Медаря А.В., Митрофанова В.Г.,
Мордвинова Б.С., Непомилуева В.В., Семенова А.И., Соломенцева Ю.М.,
Тимирязева В.А. и других ученых. Сформулированы принципы построения математических моделей машины: рассмотрение всех этапов изготовления машины; построение геометрических структур качественной модели по исходной информации, которой являются чертеж и технология; использование представления о координатных системах, связанных с деталями для количественной оценки положения соединенных между собой деталей.

Метод размерных цепей, являющийся теоретической основой размерного анализа, разрабатывали Балакшин Б.С., Пузанова В.П., Брук С.И., Лившиц Б.И., Базров Б.М., Дунаев П.Ф., Леликов О.П., Иващенко И.А. и другие ученые. Выявлены возможности, которые представляют метод размерных цепей при рассмотрении конструкции машин – размерные цепи позволяют: проверить взаимозаменяемость деталей, узлов и изделий в целом; проверить обеспеченность нормальных условий работы механизма; определить степень точности функционирования данного механизма; определить величины допусков и отклонений размеров при замене одной базовой поверхности другой; в некоторых случаях рационализировать конструкцию машины, обеспечить достижение требуемой точности. В отношении технологии изготовления размерные цепи позволяют: установить числовые данные сборочных размеров для технических условий контроля, сборки и приемки узлов и изделий; установить возможные причины дефектов при сборке и испытании объектов; произвести увязку межоперационных базовых поверхностей обрабатываемых деталей; установить оптимальные значения межоперационных припусков; установить допуски и согласовать их с технологией сборки и обработки машины; найти определяющие точность исходные данные для разработки технологии изготовления машины. Размерный анализ технологических процессов основывается на теории размерных цепей Балакшина Б.С. и оригинальных методах расчета технологических размеров, разработанных Матвеевым В.В., Тверским М.М., Бойковым Ф.И.,
Свиридовым Ю.Н., Блюменкранцем Д.Л., Иващенко И.А., Пакидовым П.А., Мордвиновым Б.С., Сметаниным Ю.М., Ситниковым А.А. и другими учеными.

В результате изучения известных методов размерного анализа выявлены следующие затруднения: 1) установление размерных связей осуществляется путем построения линейных размерных цепей и цепей относительных поворотов, оба подвида размерных связей строятся как независимые, без учета их взаимной связи, что в некоторых случаях приводит к значительным ошибкам;
2) для расчета допусков на несколько соответствующих звеньев размерной цепи имеется лишь одно уравнение и в дальнейшем производится корректировка допусков с учетом технологии изготовления, организационных условий и экономических соображений, причем эта корректировка допусков осуществляется в большинстве случаев без серьезного анализа и изучения особенностей конструкции деталей; 3) размерный анализ, расчет размерных цепей машины отличается высокой трудоемкостью из-за многочисленности размерных цепей.

Для решения проблемы большой трудоемкости размерного анализа конструкций и технологических процессов применяются автоматизированные методы размерного анализа конструкций, разработанные Аввакумовым В.Д., Скворцовым А.В. и другими учеными, и автоматизированные методы размерного анализа технологических процессов, разработанные Матвеевым В.В., Иващенко И.А., Мордвиновым Б.С., Сметаниным Ю.М., Калачевым О.Н.,
Рахимовым Э.Г. и другими учеными, модуль «Расчет размерных технологических цепей» в КОМПАС-АВТОПРОЕКТ.

В ходе анализа различных методов расчета технологических размеров был выявлены трудности: 1) большая трудоемкость предварительной подготовки исходных данных перед вводом в ЭВМ, обусловленная необходимостью учета и упорядочивания большого количества как цифровых, так и графических данных; 2) при подготовке данных технолог вынужден самостоятельно определять ориентировочные технологические размеры, назначать, используя справочную литературу квалитет, допуски на технологические размеры и припуски на обработку; 3) расчет диаметральных размеров проводится по отдельной методике, хотя его теоретической основой являются линейные размерные цепи, поэтому для расчета линейных размеров, диаметральных размеров и отклонений расположения созданы отдельные алгоритмы, хотя возможно применение единого алгоритма.

Мордвинов Б.С. в своей методике в центр расчета пространственных отклонений ставит уравнение прямой в пространстве и предлагает несколько способов расчета отклонений через графический метод (построение эпюр) и аналитический (расчетные формулы) с отображением на графе. Расчеты отклонений по данной методике затрудняет то, что необходимо вручную строить множество размерных эпюр даже для несложных деталей. При появлении нескольких общих осей, то есть при переустановке деталей, выполнять расчеты очень затруднительно, так как появляются последовательные, параллельные связи и их комбинации.

Таким образом, выполненный анализ существующих понятий, моделей, методов размерного анализа и связанного с ним понятия точности деталей и сборочных единиц позволил выявить дальнейшие направления исследований:

- уточнение и модернизация существующих понятий, моделей и методов размерного анализа технологических процессов деталей типа тел вращения и размерного анализа конструкций;

- разработка усовершенствованных методик теоретического исследования и практического решения задач размерного анализа;

- экспериментальная проверка разработанных моделей и методов размерного анализа;

- разработка рекомендаций по использованию результатов исследований в автоматизированных системах проектирования, технологической подготовки производства и инженерного анализа.

Вторая глава содержит разработку и теоретические исследования математического аппарата кромок.

Проанализирована информация чертежа детали, технологического процесса мехничексой обработки, сборочной единицы с точки зрения математического моделирования.

Выявлено, что наряду с поверхностями на детали типа тела вращения имеются еще другие элементы – кромки – линии пересечения торцов и цилиндрических поверхностей (рис. 1). Кромки – идеальные, абстрактные элементы, поскольку реально на детали в местах пересечения поверхностей имеются фаски или радиусы.

Рисунок 1 – Поверхности и кромки

Несмотря на идеальный характер кромок, они отражают свойства реальных объектов, так как все измерения поверхностей интерпретируются как измерения кромок. При измерении кромок измеряются одновременно торцы и цилиндрические поверхности (рис. 2), т. е. кромка – предельный случай, когда места измерений торцов и цилиндрических поверхностей совпадают.

Рисунок 2 – Схема измерения кромок

Существует связь кромок с поверхностями – каждой поверхности можно поставить в соответствие одну и более кромок.

Важное свойство кромки в том, что кромка – теоретически применимый элемент с точки зрения обеспечения определенности положения детали в пространстве, то есть, с точки зрения лишения детали шести степеней свободы. При подходе, основывающемся на рассмотрении поверхностей, для этого необходимо сочетание, например, цилиндрической поверхности, которая лишает деталь четырех степеней свободы, и плоскости, которая лишает деталь одной степени свободы. Или сочетание двух шеек, которые лишают деталь каждая по две степени свободы, и торца, лишающего деталь одной степени свободы. Или сочетание торца, который лишает деталь трёх степеней свободы, и одной шейки, лишающей деталь двух степеней свободы. Вращательная степень лишается за счет трения или дополнительного крепления. При подходе, основывающемся на рассмотрении кромок, следует отметить, что кромка, с одной стороны, – часть цилиндрической поверхности, – с другой стороны – часть плоскости. Как элемент плоской поверхности кромка лишает деталь одной или трёх степеней свободы. Как элемент цилиндрической поверхности кромка лишает деталь двух или четырех степеней свободы; одна вращательная степень свободы лишается дополнительными средствами. Таким образом, кромка или сочетание кромок лишает деталь шести степеней свободы.

Отсюда следует, что если определить взаимное положение кромок детали математически строго точными соотношениями, то по известному положению в пространстве одной кромки детали однозначно определяется положение любой другой кромки. И не только кромки готовой детали, но и любой кромки заготовки на любой операции механической обработки или в сборочной единице, поскольку при установке базовая кромка лишает заготовку шести степеней свободы, то есть фиксирует положение кромок обрабатываемых поверхностей относительно кромок необрабатываемых поверхностей, или положение кромок присоединяемой детали относительно кромок деталей сборочной единицы.

В качестве объектов, у которых рассматриваются кромки, принимаются: а) собранная машина; б) узлы и детали машины в процессе сборки; в) отдельные готовые детали машины; г) заготовки и детали машины в процессе механической обработки.

Указанные объекты различаются с точки зрения рассматриваемых кромок. Для собранной машины – это кромки, посредством которых детали контактируют друг с другом и кромки, взаимное расположение которых задано конструктором и необходимо для нормальной работы машины. На сборочном чертеже рассматриваются все кромки и соприкосновения кромок, хотя это могут быть не явные кромки, а окружности на цилиндрической или плоской поверхности. Для технологического процесса сборки к кромкам собранной машины добавляются кромки базовые, те, которыми детали контактируют со сборочными приспособлениями. Для отдельных готовых деталей рассматриваются все кромки этих деталей. Для технологического процесса механической обработки к кромкам деталей добавляются кромки заготовки и кромки маршрута обработки, возникающие и исчезающие в процессе обработки, причем некоторые из них служат базовыми кромками в процессе механической обработки.

Для описания положения кромок друг относительно друга необходимо построить структурное изображение объектов, содержащих кромки. На этом изображении показываются кромки в виде точек на сечении, проходящем через ось машины, детали.

На схеме машины (рис. 3) проводятся линии, связанные с плоскими поверхностями (базовыми при сборке и входящими в сопряжения между деталями) – вертикальные; и горизонтальные линии, связанные с аналогичными цилиндрическими поверхностями.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Г. Г. Парфенова «Основы идеологии белорусского государства» Введение

    Документ
    Идеология - это мощное объединяющее средство, без которого любое государство разваливается, теряет свою монолитность, поэтому ни государство, ни партия, ни общественная организация не могут существовать без признания своими членами
  2. Основная образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы с. Антоновка Ершовского района Саратовской области»

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы с.Антоновка Ершовского района Саратовской области» разработана в соответствии с Федеральным

Другие похожие документы..