Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебное пособие'
В учебном пособии рассматриваются вопросы становления российского фондового рынка, деятельность профессионалов и непрофессиональных участников, сегме...полностью>>
'Документ'
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому р...полностью>>
'Документ'
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развит...полностью>>
'Программа'
1.1. Назначением образовательно-профессиональной программы является комплексная психолого-педагогическая, социально-экономическая и информационно-тех...полностью>>

Лекция 1 предмет и задачи зоосихологии

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лекция 1

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЗООСИХОЛОГИИ

Психика животных одно из интереснейших творений природы. Психические качества и поведение животных всегда были в поле внимания человека: фольклор, религиозные представления, мировоззрение.

Отношение психики животных к психике человека с древних времен исследовалась и изучалась античными мыслителями, на этой базе строились философские концепции.

Зоопсихология – наука, которая изучает психику животных.

Психика – высшая субъективная форма отражения объективной реальности.

Специфические условия жизнедеятельности животных породили необходимость активного отражения, способного регулировать усложнившиеся отношения организма со средой.

Таким образом, психика – есть форма отражения, позволяющая животному организму адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды.

Психика неотделима от поведения, т.е. совокупности проявления внешней двигательной активности, направленной на установление жизненно необходимых связей организма со средой.

Психическое отражение осуществляется на основе этой активности; отражаются не только компоненты окружающей среды, но и поведение, а так же произведенные им (поведением) изменения в среде.

Психика и поведение – есть неразрывное органическое единство и лишь условно разделяются для научного анализа. Это единство выражается понятием «психическая деятельность». Главная функция психической деятельности – приспособительная; адекватно отражая окружающий мир, животное может ориентироваться и в результате адекватно строить свои отношения с биологически значимыми компонентами среды.

Итак, психическая деятельность является объектом зоопсихологии.

Предмет зоопсихологии – это проявления, закономерности и эволюция психического отражения на уровне животного, а также

– происхождение и развитие в онто и филогенезе психических процессов,

– предпосылки и предыстория человеческого сознания.

Границы: эволюция психики от зачаточных форм до высших проявлений, т.е. основы зарождения человеческой психики. Нижняя граница проблема качественного различия отражения растений и животных. Верхняя граница различия животных и людей.

Возникновение: психика возникла из раздражимости, свойственной всей живой материи.

Биологическая эволюция – есть усложнение обмена веществ, как следствие развивается разнообразие видов раздражимости. Организмы ассимилируют (усваивают) из внешней среды все большее число веществ и форм энергии.

Развитие раздражимости приводили не только к количественным, но и к качественным изменениям, возникает новая форма – чувствительность, т.е. способность к ощущению (это элементарное психологическое явление.

Чувствительность характеризуется тем, что организмы становятся раздражимыми и по отношению к таким воздействиям, которые сами по себе не в состоянии повлиять ни положительно ни отрицательно на их ассимилятивную деятельность, т.е. обмен веществ со внешней средой.

Появление вместе с животной формой жизни ПОВЕДЕНИЯ знаменуется переходом от неопосредованной (допсихической) внешней активности, к активности опосредованной отражением предметной действительности (т.е. психическим отражением).

Вагнер В.А. – выдающийся советский ученый, основоположник отечественной зоопсихологии, проанализировав взаимоотношения биологических и социальных факторов в жизни человека, подчеркивал, что при наличии общих элементов в психике человека и животных главное это качественные различия между человеком и животными.

Развитие психики это не простое движение снизу-вверх по лестнице, а качественные изменения.

Вагнер также вел борьбу с антропоморфизмом в зоопсихологии. Когда о психике животных судят по аналогии с человеческой, предполагая наличие у животных тех же свойств и способностей, что и у человека.

Выготский указывал: главное отличие психической деятельности человека в том, что он способен к отражению реальности в двух планах – чувственном и понятийном, т.е. у человека еще существует план абстрактно-логического мышления, осуществляемого с помощью понятий.

Без логического мышления невозможно постигнуть суть вещей и процессов, а значит познание животными компонентов среды ограничивается лишь непосредственно всопринимаемыми в ходе направленной на эти компоненты двигательной активности.

Человек же способен познавать и целенаправленно накапливать знания и передавать их другим.

Методы зоопсихологии:

1.Эксперимент.

Анализ поведения осуществляется путем детального изучения движений животных в ходе решения определенных задач. Важно поставить задачу так, чтобы можно было с наибольшей точностью судить об изучаемом психическом качестве. Важно учитывать физиологические состояния и внешние условия, которые могут повлиять на результат эксперимента.

2.Наблюдение в естественных условиях.

Метод «лабиринта».

Метод «обходного пути».

Дифференцировочная дрессировка.

Метод «выбора на образец».

Метод «проблемной клетки».

Анализ обычного, неподкрепляемого манипулирования различными предметами.

Средства фиксации поведения:

-фото

-киносъемка

-звукозапись

Лекция 2

ИСТОРИЯ И ТЕОРИИ ЗООПСИХОЛОГИИ

Все теории делятся на две группы:

  1. креационные (теологические)

  2. рациональные (естественнонаучные)

Креационные теории

Предполагают, что существует форма нематериального мирового сознания.

Начало всего – акт божественного творения.

Поведение контролируется наличием или отсутствием души и совершается по предопределенным планам.

Теология – форма отношения к предметам, существам и событиям, целесообразность которых не обнаруживается посредством наблюдения и опыта, но может быть определена только путем размышления.

Научную формулировку теологической точки зрения предложил рене Декарт (XVII в.). Основа его теории – учение о бессмертии души:

  • допускалось существование души вне тела

  • мышление относилось к свойствам души

  • бессмертная душа – только у человека, у животных она радикально отличалась и не могла жить вечно

  • животные – автоматы без чувств, разума и знания

Наличие у животных качеств превосходящих человеческие он объяснял «развитием или реакцией определенных органов». Следовательно – изучать надо органы, а не поведение. Мучениями истязаемого животного можно пренебречь – это аналогично тиканью или бою бою чалов, а не проявление чувств.

Фабр Ж.А., теолог, прекрасно описывал поведение беспозвоночных, но считал, что эволюции животных не существует, а многообразие живой природы сознано в момент божественного творения.

Метафизическое мировоззрение есть продолжение теологической концепции.

В новой истории в связи с развитием наук возникла необходимость адаптации религиозных теорий к имевшимся научным фактам.

Основная доктрина метафизической психологии – наличие «наличие мыслящей субстанции» не только у человека, но и у животных и неживой природы.

За животными признавалась способность к анализу окружающего мира и адаптивность их поведения. Метафизики изучая животных предпочитали не наблюдение, а «умозрительный анализ», а исследования состояли из мысленного поиска «начал, сущностей и первопричин», затем обращалось внимание на объект исследования и через придуманные «начала» объяснялось повдение или явление.

Метафизике свойственно описание поведения животных от первого лица (мир с точки зрения лошади), что вызывает острое сопереживание.

Рациональные гипотезы в истории зоопсихологии

Рационализм возник раньше теологических концепций. Сущность его в первичном анализе конкретного поведения животных; построении гипотез и их проверке в опытах или наблюдениях.

Рациональная зоопсихология – это комплекс наук (психология, анатомия, физиология, биохимия, генетика). Первый зоопсихолог рационального направления – Аристотель. В трудах античных мыслителей (Эпикур, Лукреций, Сократ, Платон, Сенека-младший) обсуждался вопрос врожденного и приобретенного поведения и роль внешних и внутренних факторов психической активности.

После долгого средневекового застоя научная мысль возраждается и в XVIII веке были первые полпытки изучения поведения животных на основе фактов, наблюдений, экспериментов.

Ж.-О. Ламетри – французский философ, материалист, врач. – считал, что инстинкты животных – есть совокупность движений, выполняемых все зависимости от размышлений и опыта. Подчеркивалась биологическая приспособленность инстинктов, применялся сравнительный подход к изучению психической деятельности, сопоставлялись психической способности млекопитающих, птиц, рыб, насекомых; показано прогрессивное усложнение этих способностей по направлению к человеку.

Кондильяк Э.Б. – специально изучал вопрос о происхождении инстинктов.

Ш.Ж. Леруа выдвигает задачу изучения происхождения разума от инстинкта животных в результате повторяющегося действия ощущения и упражнения памяти. Придавал особое значение полевым исследованиям; доказывал, что психическая деятельность и инстинкты могут быть познаны лишь при наличии всесторонних знаний об их естественном поведении и с учетом их образа жизни; в инстинктах видел воплощение потребностей, необходимость удовлетворения которых и приводит к инстинктам; инстинкты передаются по наследству.

Бюффон Ж.Л.Л. (истинный натуралист) на основе анализа своих полевых наблюдений и опытов пришел к выводу, что животным свойственны различные формы психической деятельности (ощущения, привычки), но не понимание смысла своих действий. Животные способны общаться, но при этом они выражают лишь чувственные переживания. Он выдвинул тезис о связи воздействий окружающей среды с внутренним состоянием. Сделал вывод приспособительном значении психики., и о том, что сложные действия животных являются результатом сочетания врожденных природных функций (доставляющих животному удовольствие) и привычек (приобретенных в течение жизни).

Ж.Б. Ламарк. Зоопсихологическая теория эволюции.

В начале XIX века издает «Философию зоологии» - где рассматривает психологию животных как самостоятельную науку.

Лекция 3

ПРОБЛЕМЫ ЗАРОЖДЕНИЯ ПСИХИКИ

(по материалам книги А.Н.Леонтьева

«Лекции по общей психологии»)

Проблема первоначального происхождения психики чрезвычайно сложна. Определяется такая сложность тем, что сейчас невозможно достоверно воспроизвести те события, те изменения, которые привели к порождению, возникновению первоначальных психических явлений - психики в ее зачаточных формах. Речь не просто в том, чтобы просто допустить возникновение этих явлений, особых свойств, а в том, чтобы показать необходимость этого возникновения. Невозможно воспроизвести условия, в которых создавалась эта необходимость. Единственная возможная применимая область здесь - область построения гипотез.

Гипотеза о генезисе зачаточной психики была выдвинута в советской психологии более 30 лет назад. Она опирается на биологические факты, а именно то, что у достаточно высоко развитых организмов наблюдается способность отвечать реакциями (раздражимость) на разного рода воздействия.

Одни воздействия сами по себе говорят о наличии этой жизни и возможности ее дальнейшего развития. Это биотические воздействия.

Другие воздействия имеют свои необычные особенности. Сами по себе они нейтральны, от них не зависит поддержание жизни организма, его развитие или инволюция. К примеру, реакция животного на шорох сама по себе не способна поддерживать существование организма, т.е. не влияет на обменные процессы. Но огромное количество видов животных реагирует на такие импульсы. Здесь проявляется непрямое действие раздражителя. Сам по себе шорох не меняет ассимилятивных или диссимилятивных процессов в организме.

Эту идею развивал Павлов И.П. Он развил эту идею в биологическом аспекте и определил, что наряду с безусловными раздражителями есть и условные, сигнальные. Павлов выдвинул предположение, что часть безусловных раздражителей у высших животных по происхождению своему могут оказаться условными.

Это послужило отправным моментом в построении гипотезы о первоначальном порождении зачаточных форм психики. В чем заключается необходимость возникновения психики? Раздражимость на шорох связывается у животного с каким-то воздействием, с каким-то свойством, с чем-то в окружающем мире, в окружающей среде, что уже является необходимым условием жизни. Отсюда вытекает, что реакция на шорох - опосредованный процесс, промежуточное звено, необходимое для протекания ассимилятивно-диссимилятивной деятельности, но это связано лишь с потребностями организма для его жизни или предупреждает о воздействиях, нарушающих жизнь, угрожающих существованию. Вывод следующий: раздражимость на эти воздействия выработана в процессе биологической эволюции и выполняет свою функцию - ориентацию организма в окружающей среде, т.е. ориентировочную функцию. Возможна эта функция в силу того, что эти ориентирующие воздействия не случайны, не любые, а объективно соотнесены с другими воздействиями. Таким образом, реакция раздражимости по отношению к ориентирующим воздействиям есть процесс, свойство организма, которое выражается в отражении объективных связей. За функцией ориентации открыто лежит функция отражения и выражает ее. Существует объективная устойчивая связь между свойствами ориентации и отражения

Объективным условием возникновения этих сложных опосредствованных отношений организма к окружающей среде является способность к саморегуляции в условиях изменчивой по своим свойствам первоначально простой однородной (гомогенной) среды. С переходом живого существа, в процессе эволюции, из гомогенной в предметную среду, где предмет не может быть охарактеризован каким-либо одним свойством и обладает целым рядом физических, механических, пространственных свойств, причем каждое свойство имеет поверхностные и внутренние свойства, возникает необходимость в сложной ориентации, которая позволит осуществить приспособление, и, в конечном результате, к поддержанию жизни или защиты жизнедеятельности организма от разрушающих влияний. Так объясняется необходимость появления различия в формах раздражимости.

Раздражимость к биотическим воздействиям можно назвать простой раздражимостью, второй же вид более сложной раздражимости - собственно чувствительностью.

С начала зарождения психики она возникает не как некоторое субъективное явление, которое не имеет жизненного значения, а как фундаментальная биологическая функция, функция ориентации и отражения, без которой бы процесс биологической эволюции в предметной сфере был бы невозможен.

НЕЙРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАРОЖДЕНИЯ ПСИХИКИ

Для понимания законов поведения животных необходимо знать строение и функции наблюдаемого существа.

Любое животное состоит из множества органов; каждый орган обладает определенной самостоятельностью, хотя может функционировать только в связи с другими органами.

Для интеграции взаимодействия органов необходим эффективный механизм. В то же время каждый организм должен получать информацию о внешнем мире. А самое главное, организм должен уметь передать внешние и внутренние сигналы к органам, выполняющим конкретную деятельность животного.

Все это осуществляется посредством особого отдела организма – нервной системы.

Нервная система различных животных разнообразна, но она выполняет одни и те же функции. Она должна собирать информацию о состоянии организма животного, об окружающем мире и формировать поведения, основываясь на индивидуальном опыте.

Основная функция нервной системы – поиск способа оптимального существования животного. Изучает эти процессы наука – нейробиология.

Клеточное строение нервной системы

Нервная система – это группа специализированных клеток, которые воспринимают, обрабатывают, создают, хранят и используют информацию о внешней среде и внутреннем состоянии организма. У нервных клеток – нейронов – можно выделить три характерные области: клеточное тело, дендриты, аксон.

Тело содержит ядро и биохимический аппарат синтеза молекул, необходимых для жизнедеятельности клетки. Обычно имеет округлую, веретеновидную или пирамидальную форму.

Дендриты представляют собой тонкие трубчатые отростки, которые многократно ветвятся в непосредственной близости от тела клетки, образуя ветвистое дерево, они формируют ту физическую поверхность, на которую поступают идущие к данному нейрону сигналы.

Аксоны распространяются далеко от тела клетки, их размеры от 1 мм до 1 м; выполняют функции линий связи между телом клетки и далеко расположенным органом – мишенью или отделом мозга.

Нейроны – это морфологические единицы-первичники, из которых построена нервная система, как позвоночных, так и беспозвоночных животных.

Типы организации нервной системы

Нейроны различаются по размеру, форме ветвления дендритов и аксонов, выделением различных химических веществ и физиологической активностью. Нервные клетки объединены в нервные системы различным образом.

1. Диффузное распределение нервных клеток, характерно для кишечнополостных. Клетки расположены однородно и снабжены многочисленными одинаковыми отростками, связанными только соседними нейронами, и объединенными в общую сеть. В сеть входят волокна, идущие от воспринимающих клеток эпителия или рецепторов, а из сети отходят двигательные волокна, оканчивающиеся на поверхности мышечных клеток.

  1. Ганглиозный тип организации нервной системы, который характерен для червеобразных, моллюсков и членистоногих. Клеточные тела передаточных и двигательных нейронов собраны в небольших зонах тела, которые называются ганглиями или узлами. В ганглиях расположены чувствительные нейроны или оканчиваются их аксоны, что позволяет ганглиозным клеткам получать информацию с периферии тела беспозвоночного.

  2. Трубчатая нервная система хордовых. Возникает головной и спинной мозг с полостью внутри, которая называется спинномозговым каналом или мозговыми желудочками. Между чувствительным и двигательным нейроном расположено большое количество вставочных нейронов, которые обрабатывают получаемую информацию. От качества переработки этой информации зависит сложность поведения животного или интеллектуальная деятельность человека.

Таким образом, организация нервной системы отражает этапы ее исторического развития и возможные формы строения в различных систематических группах животных.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Лекция 1 Предмет, метод, задача и система показателей статистика финансов

    Лекция
    Цели статистики финансов: анализ экономики для её последующей оптимизации: получнии большей прибыли, большей эффектвности. Выявление тенденций развития для принятия решений и планирования дальнейшего развтия.
  2. Краткий конспект лекций по теоретической грамматике современного английского языка Лекция №1 Предмет, цели, задачи курса теоретической грамматики

    Конспект
    Отличие теоретической грамматики от практической. Практическая грамматика предписывает определенные правила употребления, учит как надо говорить или писать, а теоретическая грамматика, анализируя факты языка, излагает их, не давая никаких предписаний.
  3. Предлагаемый конспект опорных лекций отражает традиционный набор тем и проблем курса «Введение в языкознание» и, разумеется, с разной глубиной их освещения. Лекция 1 Предмет и задачи языкознания

    Конспект
    Конспект опорных лекций составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом на основе общеизвестных учебных пособий и лингвистической справочной литературы.
  4. Лекция Предмет и задачи макроэкологии

    Лекция
    Когда наука о доме (экология) и наука о ведении домашнего хозяйства (экономика) сольются, и когда предмет этики расширит свои границы и включит в себя наряду с ценностями, произведенными человеком, ценности, создаваемые окружающей
  5. Лекция 1 Предмет и задачи науки, общие понятия, разделы «Геодинамика Воронежской антеклизы»

    Лекция
    «Геодинамика Воронежской антеклизы». Из названия следует, что эта дисциплина относиться к блоку региональных, но так как вам не читалось общего курса по геодинамике, то для начала, выясним, а что вообще это такое геодинамика.

Другие похожие документы..