Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Вахтанг Якобидзе. Делиться надо! Нужно ли милосердие сегодня? - Многократное "да"! Отобрать его - значит лишить человека одного из важнейших...полностью>>
'Учебное пособие'
В последние годы в ряде ВУЗов в программы обучения менеджеров и экономистов введены дисциплины «Инновационный менеджмент» и »Инноватика»- с целью под...полностью>>
'Документ'
Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является самым необходимым для большинства людей. Возможн...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для IX классе, написана в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки учащихся, окончивших о...полностью>>

Доклад о соблюдении прав человека в Республике Молдова в 2009 году

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Центр по Правам Человека в Молдове

ДОКЛАД

о соблюдении прав человека

в Республике Молдова в 2009 году

Кишинэу, 2010

ГЛАВА I……...………………………………………………………………………………4

Центр по Правам Человека на международной арене

ГЛАВА II……...…………………………………………………………………………….....7

Соблюдение Прав Человека в Республике Молдова

§ 1. Запрет дискриминации

§ 2. Свободный доступ к правосудию

§ 3. Семейная, интимная и частная жизнь

§ 4. Право избирать и быть избранным

§ 5. Свобода собраний

§ 6. Право на труд и защиту труда

§ 7. Право частной собственности

§ 8. Право на социальное обеспечение и защиту

ГЛАВА III…….………………………………………………………………………………72

Деятельность Института Омбудсмана согласно Факультативному Протоколу к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

ГЛАВА IV………...…………………………………………………………………..…….135

Соблюдение прав ребенка в Республике Молдова

§ 1. Защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

§ 2. Права ребенка, проживающего отдельно от родителей

§ 3. Ответственность семьи за ребенка

§ 4. Право на отдых

§ 5. Право на образование

§ 6. Защита прав ребенка в специальных воспитательных учреждениях

§ 7. Право на неприкосновенность личности, защиту против физического и психического насилия

§ 8. Запрет дискриминации

§ 9. Ювенальная юстиция

ГЛАВА V………..…………………………………………………………………………...155

Информирование и продвижение прав человека в обществе

ГЛАВА VI…….……………………………………………………………………………..162

Деятельность Центра по Правам Человека в 2009 году

§ 1. Деятельность Центра по Правам Человека в цифрах

§ 2. Другие аспекты деятельности парламентских адвокатов

§ 3. Рекомендации и Заключения международных организаций в отношении Центра по Правам Человека

В соответствии со статьей 34 Закона о парламентских адвокатах, Центр по Правам Человека представляет Доклад о соблюдении прав человека в Республике Молдова в 2009 году.

Этот доклад не содержит выводов и оценки степени соблюдения прав человека в предыдущие годы, так как с ними можно ознакомиться в докладах за соответствующие периоды, доклад не является описанием или итогом работы парламентских адвокатов в прошедшем году.

В докладе представлена общая оценка положения дел с правами человека в 2009 году на основе проведенных расследований; информации, представленной парламентским адвокатам органами государственной власти и другими организациями; публикаций средств массовой информации; докладов и исследований неправительственных и международных организаций.

Во исполнение положений статьи 26 Закона о парламентских адвокатах, требующей соблюдение конфиденциальности, изложенные примеры не содержат информацию личного характера, ставшую известной парламентским адвокатам в результате их деятельности.

Анатолие Мунтяну,

Парламентский адвокат,

Директор Центра по Правам Человека

Глава I

Центр по Правам Человека на международной арене

Центр по Правам Человека (Национальное Учреждение Занимающееся Защитой и Поощрением Прав Человека) выражает свою благодарность Резиденту-координатору системы ООН в Молдове, в особенности господину Эдвину Берри (в настоящее время представитель офиса Верховного Комиссара ООН по Правам Человека) и господину Клоду Канну, советнику по Правам Человека, в рамках процесса аккредитации Центра по Правам Человека Международным Координационным Комитетом Национальных Учреждений Занимающихся Защитой и Поощрением Прав Человека (ICC).

Центр по Правам Человека, на международной арене, предпринимает усилия для укрепления партнерства с международными организациями. Парламентские адвокаты являются членами Международного Института Омбудсмана, Европейского Института Омбудсмана, Ассоциации Франкоговорящих Омбудсманов и Медиаторов – институтов, занимающихся продвижением омбудсманов на международном уровне.

Верховный Комиссар ООН по Правам Человека признал Национальные учреждения занимающиеся поощрением и защитой прав человека ключевыми партнерами в защите и продвижении прав человека на национальном и региональном уровнях. Для подержания этого признания на международном уровне, Национальные учреждения занимающиеся поощрением и защитой прав человека должны быть компетентными, эффективными и заслуживающими доверия. Эта цель может быть достигнута путем обеспечения того, что Институт парламентских адвокатов соответствует Парижским Принципам, которые являются главным источником норм и пособием для работы национальных учреждений.

Верховный Комиссар ООН по Правам Человека и международный Координационный Комитет Национальных Учреждений занимающихся Поощрением и Защитой Прав Человека тесно сотрудничают во имя создания и укрепления Национальных учреждений в целях обеспечения их соответствия Парижским Принципам. В этой связи, в рамках второй сессии Подкомитета по аккредитации ICC (16-18 ноября, Женева), Центр по Правам Человека был аккредитован с присвоением статуса В, что подтверждает способность Института парламентских адвокатов осуществлять задачи в области защиты прав человека на таком уровне, который позволил получить признание на международной арене.

В своей Рекомендации Подкомитет по аккредитации высоко оценил работу Центра по Правам Человека в трудных условиях, особенно в связи с нехваткой ресурсов, что влияет на способность эффективно осуществлять полномочия, и призвал Институт парламентских адвокатов продолжать работу по присоединению к международной системе в области прав человека.

Одновременно Подкомитет установил, что «вопреки значительным усилиям, предпринимаемым учреждением, недостаточное финансирование подрывает возможность Центра по Правам Человека принимать на работу сотрудников, оборудовать рабочие места и проводить мероприятия в осуществление полномочий; учреждение должно быть обеспечено достаточными ресурсами для достижения постепенного и прогрессивного улучшения организации и осуществления полномочий; бюджет Центра по Правам Человека должен иметь отдельную бюджетную линию для финансирования деятельности Национального Механизма Предупреждения Пыток».

Институту парламентских адвокатов было предложено сотрудничать с Управлением Верховного Комиссара ООН по Правам Человека и с Региональной Группой Координации Национальных Учреждений занимающихся Поощрением и Защитой Прав Человека (Европейская группа) в целях разрешения вышеупомянутых вопросов.

В перспективе продвижения кандидатуры Республики Молдова в Совет по Правам Человека, Центр по Правам Человека имеет шанс стать в ближайшее время членом ICC с правом голоса (статус A), при условии устранения ряда недостатков , в том числе отсутствие прозрачности в процедуре отбора кандидатов и назначения на должность парламентского адвоката; отсутствие адекватного финансирования, что является структурной проблемой учреждения; неадекватное материально-техническое обеспечение учреждения, для повышения его функциональной деятельности; отсутствие специализированного подразделения и отдельной бюджетной линии для функционирования Национального механизма предупреждения пыток.

Национальное Учреждение Занимающееся Защитой и Поощрением Прав Человека осознает важность его международного признания для Республики Молдова и готово продолжать институциональную реформу при поддержке законодательной и исполнительной власти. Между тем, преимуществами статуса голосующего члена ICC (статус A) являются: право участвовать непосредственно в деятельности Совета ООН по правам человека, право выдвигать рекомендации, выступать и делать заявления; право высказываться по национальным докладам, представленным Конвенционным Органам ООН и Комитету по Правам Человека, право представлять альтернативные доклады; возможность играть активную роль в процессе принятия решений и разработки политик ICC.

Признание роли Центра по Правам Человека в рамках международного сообщества, призыв Подкомитета по аккредитации участвовать в деятельности Совета ООН по Правам Человека и устанавливать отношения с международными организациями позволяют Институту парламентских адвокатов интегрироваться в международное сообщество омбудсманов и медиаторов и способствовать продвижению имиджа Республики Молдова на международной арене.

ГЛАВА II

СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА

§1. Запрещение дискриминации

С момента своего создания, Организация Объединенных Наций пытается претворить в жизнь принцип равенства независимо от расы, пола, языка, религии, закрепленный в ее Уставе, в 1945 году.

Резолюцией 217А (III) от 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеи ООН была провозглашена Всеобщая Декларация Прав Человека в качестве задачи, «к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства, с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества стремились содействовать уважению прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией».

Далее был принят ряд важных международных и региональных инструментов: Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), который признает принцип равенства неотъемлемых прав – права на жизнь, права на свободу и личную неприкосновенность, права избирать, права на управление и т.д. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), так называемые права второго поколения – право на труд, право на охрану здоровья, социальное обеспечение, образование и т.д. Тем самым появились предпосылки для последующей классификации прав человека в рамках концепции прав человека третьего поколения – права на развитие, права на мир, на благоприятную окружающую среду.

Согласно Всеобщей Декларации Прав Человека, каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами без какого бы то ни было различия, а международные инструменты признают принцип равенства. Тем не менее, практика показала, что этого недостаточно для улучшения положения в сфере соблюдения прав человека.

Решающим импульсом для создания равных прав стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (21 декабря 1965) и Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (18 декабря 1979). Присоединившись к этим международным юридическим документам, Республика Молдова признала их исключительную роль и необходимость активизации усилий, направленных на поощрение и развитие всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех, без различия по признаку расы, пола, языка или религии.

Постановлением Парламента Республики Молдова №707 от 10.09.91 о присоединении Республики Молдова к международным правовым актам по правам человека, была признана роль Европейского Совета и Европейского Парламента в гарантировании и защите прав и основных свобод человека.

Согласно статье 1 Конституции «Республика Молдова - демократическое правовое государство, в котором достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются».

Хотя Конституция и другие нормативные акты закрепляют равноправие граждан, некоторые законы содержат дискриминационные положения. До сих пор отсутствует механизм защиты от дискриминации или неравенства в правах.

В настоящее время в Республике Молдова отсутствует специальный законодательный акт, предусматривающий исключение дискриминации. Несмотря на то, что некоторые законодательные акты регулируют запрет разных форм дискриминации, на национальном уровне отсутствует судебная практика в этой сфере.

Учитывая стремление Республики Молдова к европейской интеграции и необходимость приведения национального законодательства в соответствие с международными стандартами, парламентские адвокаты считают необходимым ускорить принятие проекта Закона о предупреждении и борьбе с дискриминацией, тем самым подтвердив свое стремление к ликвидации всех форм дискриминации и нетерпимости.

В проекте вышеупомянутого закона уточняются категории лиц, которые могут подвергаться дискриминации по признакам расы, национальности, этнического происхождения, языка, религии, пола, взглядов, политической принадлежности, имущественного положения, социального происхождения или другим признакам (ст. 1)1.

Положения статьи 1 включают основные формы дискриминации. Тем не менее, парламентские адвокаты считают необходимым дополнить этот список дополнительными критериями.

Понятия «прямая дискриминация» и «косвенная дискриминация», закрепленные в статье 2 проекта закона должны быть приведены в соответствие с положениями статьи 2 Главы I (Общие положения/Понятие дискриминации) Директивы Совета Европейского Союза 2000/43/EC от 29 июня 2000 года, в соответствии с которой применяется принцип равного обращения независимо от расовой или этнической принадлежности лиц 2.

Также, в статье 2 п. g)3 следует закрепить положение, согласно которому позитивные меры не будут считаться дискриминацией (ст.6 ч.(2))4.

По мнению парламентских адвокатов, во избежание двоякого толкования некоторых положений проекта закона, в статье 6. ч.(1) следует перечислить все формы дискриминации, которые предусмотрены в статье 2.

Также следует пересмотреть главу II («Специальные положения») проекта закона и привести его в соответствие с международными стандартами и стандартами Европейского Союза, в частности пересмотреть области, в которых запрещена дискриминация (социальное обеспечение, медицинское обслуживание, обеспечение жильем, правосудие – личная безопасность, политическое участие – право избирать и быть избранным).

В статье 12 проекта закона перечисляются субъекты, обладающие полномочиями в области предупреждения и борьбы с дискриминацией. Парламентские адвокаты предлагают включить в этот перечень судебные инстанции, так как их роль оговаривается в других статьях.

Согласно проекту закона, парламентские адвокаты будут наделены полномочиями по защите от дискриминации. Более того, расследование случаев дискриминации будет проводиться по жалобе заявителя или по собственной инициативе омбудсмана.

По распоряжению Правительства № 2503-103 от 18 мая 2009г., проект закона был возвращен в Министерство Юстиции для доработки. В этой связи, парламентские адвокаты отмечают Заключительные замечания Комитета по правам человека, принятые на своем заседании 2682 от 29 октября 2009 года в рамках рассмотрения второго периодического доклада, представленного Республикой Молдова о мерах, принятых для содействия осуществлению Международного пакта о гражданских и политических правах.

Комитет выразил свою обеспокоенность в связи с отсутствием значительного прогресса в осуществлении многих из предыдущих рекомендаций Комитета, особенно рекомендаций касающихся осуществления права на религиозную свободу, дискриминации, свободы мнений и выражения.

Комитет по правам человека с обеспокоенностью отметил, что Республика Молдова не приняла всеобъемлющее антидискриминационное законодательство для предупреждения и пресечения дискриминации во всех областях и напомнил, что государству следует принять всеобъемлющее законодательство о недискриминации, прямо запрещающее все основания для дискриминации, указанные в Пакте, а также положения о применении соответствующих санкций и выплате компенсаций.

В этом контексте, Комитет по ликвидации расовой дискриминации с озабоченностью отметил, что Республика Молдова не приняла всеобъемлющего законодательства о предупреждении и пресечении дискриминации во всех областях и что многие ныне действующие недискриминационные нормы гарантируют равенство перед законом и равное пользование правами человека только для граждан. Комитет рекомендовал государству рассмотреть вопрос о принятии всеобъемлющего законодательства о недискриминации, защищающего как граждан, так и, с условием разумной дифференциации, неграждан, а также включающего определения прямой и косвенной дискриминации, равно как и положения о надлежащих санкциях, компенсации и совместном бремени доказывания в гражданском процессе.

В Заключительных замечаниях Комитета по ликвидации расовой дискриминации, принятых на своем заседании от 16 мая 2008 года в рамках рассмотрения сведенных вместе пятого-седьмого периодических докладов Республики Молдова, представленных в соответствии со статьей 9 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Комитет отметил, что парламентские адвокаты рассмотрели небольшое количество жалоб, связанных с расовой дискриминацией и рекомендовал государству-участнику укреплять роль и деятельность парламентских адвокатов в связи с жалобами на расовую дискриминацию и рассмотреть возможность повышения статуса Центра по Правам Человека до уровня Национального Правозащитного Учреждения в соответствии с Парижскими принципами (Резолюция 48/134, приложение, Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993).

Следует отметить, что незначительное количество обращений в Центр по Правам Человека по поводу дискриминации не свидетельствует о высоком уровне соблюдения прав человека в этой сфере. Не исключается возникновение других причин - отсутствие возможности обратиться к парламентским адвокатам, проявление терпимости к незначительному нарушению прав. Более того, дискриминация, как форма ущемления в любой ситуации, распространена в демократическом обществе и считается многими людьми нормальным явлением.

В План работы Центра по Правам Человека на 2010 год включены несколько задач в части предупреждения дискриминации, в том числе:

  • изучение практики рассмотрения случаев дискриминации и разработка предложений по улучшению законодательства;

  • оценка гарантий и прав иностранных граждан и лиц без гражданства в их отношениях с органами государственной власти (модернизация подхода к предоставлению гражданства и вида на жительство, исключение бюрократии и неадекватного поведения должностных лиц, которое порождает чувство неполноценности);

  • изучение действующего законодательства и правоприменительной практики в области свободы вероисповедания;

  • оценка степени социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями;

  • налаживание сотрудничества с неправительственными организациями на национальном и международном уровне в целях совместного мониторинга соблюдения прав человека в приднестровском регионе и т.д.

Учитывая первостепенную обязанность Республики Молдова, в качестве демократического правового государства, обеспечивать прогрессивное обеспечение всех прав и свобод, признанных международными инструментами, одной из сторон которых является государство, необходимо принять в кратчайшие сроки ряд законодательных, административных, правовых, политических, экономических, социальных и образовательных мер, в соответствии с европейскими стандартами.

Исходя из того, что конституционные положения материализуются реформами во всех сферах, развитием демократических институтов, созданием национальной законодательной базы соответствующей международным стандартам, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод стала образцом для формирования и функционирования механизмов защиты прав человека.

Ратифицировав Конвенцию, Республика Молдова обязалась обеспечивать каждому человеку, находящемуся под ее юрисдикцией, права и свободы, определенные в этом документе. Хотя статья 1 обладает определенной автономией, она является одной из основных статей Конвенции, так как именно она разграничивает рамки, в которых Высокие Договаривающиеся Стороны должны обеспечивать права и свободы каждому лицу, находящемуся под их юрисдикцией.

Формулировка текста имеет прямое влияние на масштабы применения норм Конвенции. В то время как в большинстве международных текстов «государства обязуются обеспечивать» права и свободы, согласно тексту этой Конвенции государства «обеспечивают» права и свободы. Это на первый взгляд незначительное различие имеет важные правовые последствия: непосредственный эффект закрепленных в Конвенции прав. В одном из своих первых решений, Европейский суд по правам человека подчеркнул эту характеристику текста и определил соответствующие последствия: «Заменив в содержании статьи 1 слова «обязуются обеспечивать» словом «обеспечивают», редакторы стремились показать (…) что права и свободы человека обеспечиваются непосредственно каждому лицу, находящемуся под юрисдикцией государств, ратифицировавших Конвенцию (Ирландия против Соединенного Королевства).

Согласно статье 14 Конвенции «Пользование правами и свободами, изложенными в настоящей Конвенции, обеспечивается без дискриминации по какому бы то ни было признаку, как то: в отношении пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства”.

Принцип, закрепленный в статье 14, который запрещает неравное обращение в обеспечении прав и свобод, напоминает основной принцип равенства перед законом, который закреплен в Протоколе №12 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод:

„1. Пользование любым правом, признанным законом, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или любого иного обстоятельства.

2. Никто не может быть подвергнут дискриминации со стороны каких бы то ни было публичных властей по признакам, упомянутым в пункте 1 настоящей статьи».

Дискриминация: Меньшинства (Рома)

При обращении в Европейский суд по правам человека заявители наиболее часто ссылаются на статью 8 (уважение личной и семейной жизни); статью 14 (дискриминация); статью 1 Протокола №1 (право пользоваться своим имуществом), статью 2 Протокола № 1 (право на образование).

Прецеденты Европейского Суда: Брайан против Соединенного Королевства, решение от 22 ноября 1995 г.; Бакли против Соединенного Королевства, решение от 25 сентября 1996 г; Д.Н. и другие против Чешской Республики, решение от 13 ноября 2007 г.; Мунос Диас против Испании, решение от 8 декабря 2009 г.; Стойка против Румынии, решение от 4 марта 2008 г.; Сампанис и другие против Греции, решение от 5 июня 2008.

В делах против Соединенного Королевства, рассматривалась проблема кочевой жизни и проживания цыган в домах-фургонах, обращалось внимание на трудности, с которыми сталкивается эта этническая группа в связи с лишением возможности вести традиционный кочевой образ.

Таким образом, даже в случае установления различия в обращении, возникает вопрос о его рациональной мотивации и объективности.

Что касается Республики Молдова, установлено, что значительная часть представителей общины находится в сложном социально-культурном положении.

Согласно Докладу о соблюдении прав человека по отношению к ромам за 2009 год, разработанного Национальным Центром Ромов, представители рома по прежнему являются одной из более уязвимых групп населения, которые подвергаются риску маргинализации со стороны органов государственной власти и негосударственных структур. Это связано с плохими социальными условиями, высоким уровнем безграмотности и безработицы в их рядах и предрассудками со стороны общества.5

Доклад основан на результатах мониторинга прав человека, рассмотрения конкретных случаев нарушения прав человека правоохранительными органами, чиновниками, органами власти и случаях расовой ненависти озвученных в средствах массовой информации. Мониторинг позволил выявить две категории проблем – политическую волю/правовое поле и общественный подход/интеграция. Доклад содержит информацию за июнь 2008 г.- февраль 2009 г. и основан на проекте «Политика недискриминации ромов в Республике Молдова».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад о соблюдении прав человека в Республике Молдова в 2010 году

    Доклад
    1.13.2.Нулевая терпимость к жестокому обращению в контексте Факультативного Протокола к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания
  2. Отчет о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан за 2009 год

    Публичный отчет
    «Строительство в Казахстане правового государства требует дальнейшего совершенствования специализированных институтов, связанных с защитой прав и свобод граждан.
  3. «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Дагестан»

    Доклад
    Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан (далее – Уполномоченный) в 2010 году подготовлен в соответствии со статьей 11 Закона Республики Дагестан от 17 марта 2006 года № 11 «Об Уполномоченном
  4. Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению в ходе обсуждения второго периодического доклада молдовы (cat/C/mda/2) Статьи 1 и 4

    Доклад
    1. Наказание наложенное за негуманное обращение и насилие, исходя из своей цели, имеет задачу восстановить общественный баланс и заставить преступника осознать тяготу своего деяния, а так же возвращение и общественное интеграция.
  5. Отчет о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан в 2006 году  

    Публичный отчет
    В соответствии с пунктом 23 Положения об Уполномоченном по правам человека, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002 года № 947 «Об учреждении должности Уполномоченного по правам человека», Уполномоченный

Другие похожие документы..