Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2011 года ГС № 1202-IV «О проекте закона Республики Саха (Я...полностью>>
'Документ'
Литературный год завершен. По-разному можно подводить его итоги. Можно с благодарностью вспомнить прочитанные интересные, а то и выдающиеся книги. Мо...полностью>>
'Учебник'
Когда я прочитал эту книгу, первой моей мыслью было: "Жаль, что это не я ее написал!" Потом я подумал о том, как велика потребность читател...полностью>>
'Реферат'
В сучасному інформаційному суспільстві велика кількість послуг забезпечується за допомогою комп’ютерних мереж та інформаційних технологій, невпинний ...полностью>>

Доклад о соблюдении прав человека в Республике Молдова в 2009 году

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

С другой стороны, неуточнение источника финансирования для возмещения стоимости конфискованного имущества, которое не может быть возвращено (в редакции части (6) статьи 12 Закона №1225), также затрудняет применение этого закона, поскольку не указывается, в точности, в каком соотношении должны выплачиваться суммы из местных бюджетов и из государственного бюджета.

Республика Молдова неоднократно была осуждена Европейским Судом по Правам Человека за неисполнение решений судебных инстанций о выплате сумм в качестве возмещения за конфискованное, национализированное или любым иным способом изъятое из их владения имущество жертв политических репрессий. Поэтому парламентские адвокаты выступают за выплату репрессированным компенсаций за имущество из государственного бюджета.

Анализ поступившей информации от органов исполнительной власти свидетельствует о неоднозначном применении положений законодательства, регулирующих срок исковой давности для возвращения имущества или выплаты его стоимости. Законодатель установил, что заявления о возвращении конфискованного, национализированного или отчужденного любым иным способом имущества или возмещении его стоимости подаются в течение 3 лет со дня уведомления репрессированного лица о его реабилитации. Закон предусматривает, что граждане Республики Молдова, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные, для которых на день вступления в силу настоящего закона истек срок исковой давности для подачи заявления о возврате изъятого имущества, могут обращаться с соответствующими заявлениями в специальные комиссии в течение года со дня вступления в силу названного закона. Однако специальные комиссии по-разному истолковывают это положение. В то время как некоторые специальные комиссии отказались рассматривать заявления, поданные после 01.01.2008, в связи с истечением одного года со дня вступления в силу Закона № 186 от 29.06.2006, другие комиссии приняли к рассмотрению заявления, поданные после 01.01.2008.

По данным Управления информации и оперативных учетов Министерства Внутренних Дел, только в период 01.01.2008-10.08.2009 министерством было выдано 292 справки о реабилитации. Не все граждане, подвергшиеся политическим репрессиям, или их родственники были уведомлены о реабилитации из-за невозможности установления их личности и места проживания. В условиях, когда специальные комиссии отказывают в рассмотрении заявлений в связи с истечением срока исковой давности, очевидно, что лица, получившие справки о реабилитации после 1 января 2008 года, уже не имеют шансов на осуществление своего права, предусмотренного законодательством.

Другим основанием для отказа в рассмотрении заявлений о возмещении ущерба являются положения пункта 2 статьи II Закона № 186 от 29.06.2006, согласно которым данный закон не распространяется на лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных, которым были возмещены убытки до вступления в силу закона. В этой части также есть определенные несовершенства. По мнению парламентских адвокатов, законодательному органу следовало уточнить понятие «возмещение убытков». В нынешней редакции закон позволяет специальным комиссиям произвольно оценивать, кому был возмещен ущерб. Однако получение возмещения ущерба на основании некогда действовавших норм, которые были впоследствии признаны неконституционными (Постановление Правительства № 338 от 26.05.1995) нельзя считать справедливым. Уже укоренилась порочная практика, когда лица, в отношении которых были изданы решения о выплате определенных денежных сумм согласно Постановлению Правительства № 338, уже не могут претендовать на иное возмещение ущерба, даже если не получили ранее предусмотренные денежные возмещения.

Конституционный суд, Постановлением № 16 от 12.06.2007, квалифицировал суммы компенсаций, выплаченных семьям лиц, подвергшихся политическим репрессиям, которые колебались в пределах от 90 до 200 леев, как ничтожные и противоречащие положениям части (1) статьи 53 Конституции.

Отдельной категорией лиц, подвергшихся политическим репрессиям, являются граждане, которые проживали до депортации в восточном регионе Республики Молдова. У них намного меньше шансов осуществить право собственности.

Парламентские адвокаты считают необходимым усилить деятельность комиссии по вопросам жертв политических репрессий для выявления всех недостатков и недочетов нынешнего механизма возмещения стоимости имущества лиц, подвергшихся политическим репрессиям и принятия эффективных мер для решения проблем, с которыми сталкивается эта категория граждан.

Парламентские адвокаты неоднократно высказывались о порядке выплаты индексированных сумм по денежным вкладам граждан в Сберегательном банке, который не соответствует концепции европейского права собственности и является нарушением права частной собственности, гарантированного Конституцией.

В предыдущих докладах о соблюдении прав человека в Республике Молдова, парламентские адвокаты обращали внимание на некоторые аспекты действующего механизма индексирования сумм по денежным вкладам граждан, предусмотренного Законом об индексации денежных вкладов граждан в Сберегательном банке № 1530 от 12.12.2002, который не обеспечивает соблюдение принципа равенства всех граждан перед законом.

Одним из аспектов обеспечения права частной собственности является положение иностранных граждан – бывших граждан Республики Молдова – имевших денежные вклады в Сберегательном банке по состоянию на 2 января 1992 года, которые не могут стать получателями индексированных сумм по денежным вкладам, так как уже не являются гражданами Республики Молдова. Следовательно, граждане-бенефицианты индексированных сумм, которые проживали и работали когда-то на территории Республики Молдова, но в последние годы стали гражданами других стран, лишены права стать получателями денежных средств по вкладам в Сберегательном банке.

В этом же контексте, Закон об индексации денежных вкладов граждан в Сберегательном банке №1530 от 12.12.2002 предусматривает обязательства государства перед всеми гражданами Республики Молдова, имевшими денежные вклады в Сберегательном банке по состоянию на 2 января 1992 года, и устанавливает основные принципы индексации, объем и порядок выплаты индексированных сумм. В то же время, согласно статье 9 закона, вопросы индексации и выплаты денежных вкладов граждан Республики Молдова в учреждениях Сберегательного банка в населенных пунктах левобережья Днестра будут рассматриваться после восстановления финансово-бюджетных отношений этих населенных пунктов с государственным бюджетом Республики Молдова.

Парламентские адвокаты считают, что это положение противоречит цели Закона № 1530 и несправедливо к гражданам, имеющим денежные вклады в филиалах Сберегательного банка в населенных пунктах левобережья Днестра, так как они не в состоянии реализовать право частной собственности.

Следовательно, необходимо пересмотреть положения Закона об индексации денежных вкладов граждан в Сберегательном банке с тем, чтобы обеспечить равенство всех граждан перед законом и обеспечить возможность каждому гражданину реализовать право частной собственности.

Рекомендации парламентских адвокатов:

  1. Усиление деятельности правительственной комиссии по вопросам жертв политических репрессий;

  2. Пересмотр действующего законодательства ввиду обеспечения эффективного и справедливого механизма возврата имущества или выплаты компенсаций жертвам политических репрессий;

  3. Внесение поправок в Закон об индексации денежных вкладов граждан в Сберегательном банке № 1530 от 12.12.2002.

§ 8. Право на социальное обеспечение и защиту

Проблематика обращений по поводу реализации права на социальное обеспечение повторяется из года в год. Обеспечение достойного уровня жизни каждому человеку остается одной из самых сложных задач. Сегодняшние социально-экономические реалии состоят в стремлении обеспечить устойчивый экономический рост, но до сих пор не зарегистрировано повышение благосостояния населения.

В 2009 году увеличилось число обращений в Центр по Правам Человека в связи с предполагаемым нарушением права на социальное обеспечение и защиту. Таким образом, в прошедшем году поступило 170 жалоб, что на 34,5% больше чем в 2008 году. Это объясняется экономическим кризисом, который больно ударил по самым уязвимым категориям граждан и привел к снижению реальных доходов населения, росту уровня безработицы, повышению цен на некоторые услуги и т.д.

Заявители жаловались на низкий размер пенсий и социальных пособий, метод исчисления и перерасчета пенсий, метод исчисления страхового стажа, обеспечение права на достойный уровень жизни, затягивание рассмотрения заявлений о назначении пенсий; перерасчет пенсий пенсионерам, которые продолжают трудовую деятельность.

Лица преклонного возраста, бенефицианты социальных пособий, по-прежнему находятся в неблагоприятном положении. Все больше и больше людей говорят о необеспечении им достойного уровня жизни и просят содействия парламентских адвокатов в получении материальной помощи для оплаты коммунальных услуг, дорогостоящего лечения и т.д. Парламентские адвокаты вынуждены постоянно объяснять гражданам порядок обращения в государственные учреждения, созданные для оказания материальной помощи социально-уязвимым слоям населения – Фонды социальной поддержки населения. В этом контексте, парламентские адвокаты считают, что Республиканский фонд социальной поддержки населения должен принимать меры по информированию населения об условиях получения помощи, ее видов, формы и размера. Безусловно, органам местного публичного управления необходимо консультировать, морально и финансово поддерживать наиболее уязвимые слои населения.

Соблюдение права на социальное обеспечение и защиту предполагает принятие эффективных законов и механизмов их реализации.

Достойный жизненный уровень определяется доходами населения, получаемыми в результате деятельности в различных секторах национальной экономики и предоставляемыми государством различными социальными выплатами.

Хотя в последние годы уровень заработной платы, которая является основным источником средств существования большинства населения страны, повысился, остается нерешенной проблема ее соотношения с расходами на жизненно важные потребности человека. Зарегистрирована существенная разница в заработной плате в зависимости от сферы деятельности. В плачевном положении находятся пенсионеры, получатели социальных пособий и пособий по уходу за ребенком. В этой связи, только путем корректировки минимальной заработной платы, минимальной пенсии и социальных выплат к размеру установленного прожиточного минимума, можно обеспечить государственные гарантии предоставляемые гражданам в получении минимального дохода и исключить случаи дискриминации некоторых категорий граждан.

Учитывая тот факт, что в Республике Молдова не существует законодательной основы для установления прожиточного минимума, парламентские адвокаты настоятельно рекомендуют принять закон, предоставляющий механизм определения прожиточного минимума и его использования в методике расчета минимальной заработной платы, минимальной пенсии и социальных выплат.

Одним из наиболее важных социально-экономических вопросов является ситуация в пенсионной системе. Качество жизни пенсионеров во многом зависит от того, как власть рассматривает этот вопрос и насколько она принимает во внимание социальные, экономические, демографические факторы, влияющие на пенсионную систему.

В настоящее время государственная пенсионная система не создает единые условия для всех граждан, предоставляя разные условия назначения пенсии в зависимости от категории работников. В этой связи в Центр по Правам Человека продолжают поступать обращения по поводу процедуры перерасчета или пересмотра пенсии, исчисления страхового стажа, размера пенсий, затягивания рассмотрения заявлений о назначении пенсии.

В Центр по Правам Человека поступают жалобы, которых можно было бы избежать если бы все служащие органов социального страхования относились добросовестно к своим служебным обязанностям.

При рассмотрении конкретной жалобы парламентские адвокаты пришли к выводу, что отсутствие четких положений в Законе о пенсиях государственного социального страхования № 156 от 14.10.98 предоставляет возможность сотрудникам территориальных касс социального страхования применять произвольно некоторые его положения, что приводит к затягиванию назначения пенсии. Так, в статье 31 закона не оговаривается необходимость представления заявления, заполненного по установленному образцу, как того требуют представители территориальных касс социального страхования. Эти требования приводят к затягиванию рассмотрения документов, назначения и выплаты пенсии. Вопреки требованию статьи 31 ч. (3) Закона № 156, согласно которому «решение о назначении пенсии или об отказе в ее назначении выносится территориальным органом социального страхования и подписывается руководителем этого органа в 15-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами», на деле рассмотрение документов продолжается до 3 месяцев.

Парламентские адвокаты рекомендуют Национальной Кассе Социального Страхования направить усилия на улучшение качества услуг предоставляемых населению, применяя закон в интересах бенефициарием.

Обращения к парламентским адвокатам свидетельствуют о несовершенстве законодательных норм, регулирующих пенсионное обеспечение разных категорий граждан. Отсутствие механизма исполнения статьи 27 Закона о театрах, цирках и концертных организациях № 1421 от 31.10.2002 привело к невозможности исполнения Национальной Кассой Социального Страхования судебного решения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет. Так как в настоящее время не существует положений, регулирующих порядок выплаты этого вида пенсий, бенефициарии пенсий в условиях статьи 27 Закона № 1421 не получают пенсию долгое время. Впрочем, согласно положениям статьи 30 п. b) закона, Правительство в трехмесячный срок со дня вступления в силу закона должно было разработать нормативные акты, необходимые для его реализации.

После вмешательства парламентских адвокатов заявителю была выплачена пенсия за 2002-2008 годы с учетом эквивалентной суммы минимального размера пенсии по возрасту. Парламентские адвокаты также неоднократно обращались в Правительство, настаивая на срочной разработке необходимого механизма применения Закона № 1421. После каждого обращения парламентских адвокатов Правительство утверждало, что проект закона о приведении Закона № 1421 в соответствие с действующим законодательством находится на стадии разработки, хотя по данным Министерства труда, социальной защиты и семьи такой проект был разработан еще в 2004 году.

Парламентские адвокаты обеспокоены тем, что неисполнение судебных решений приводит к нарушению права на социальное обеспечение и защиту.

В продолжение темы, стоит привести еще один пример. Гражданин М. пользуется особой защитой государства в качестве участника ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Тем не менее, он был вынужден добиваться в суде соблюдение права на социальное обеспечение и защиту. Хотя судебная инстанция вынесла окончательное решение о выдаче полиса обязательного медицинского страхования, оно оставалось неисполненным на протяжении нескольких лет по вине сотрудников Национальной Кассы Социального Страхования и судебных исполнителей, которые не исполняли свои обязанности как того требует действующее законодательство. Таким образом, заявитель был вынужден требовать несколько лет подряд обеспечение соблюдения своих прав. К сожалению, но и в этом случае оптимальное решение проблемы было найдено лишь после вмешательства парламентских адвокатов.

Из обращений в Центр по Правам Человека констатируется несовершенство действующего законодательства, в том числе противоречие норм, содержащих различные решения по одному и тому же объекту регулирования. Во исполнение полномочий, предусмотренных в статье 29 Закона о парламентских адвокатах, в Парламент было направлено предложение о внесении изменений в статью 5 Закона о пенсиях государственного социального страхования №156 от 14.10.1998 и ее приведении в соответствие с положениями статьи 124 Трудового кодекса, согласно которым частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком может быть использован и отцом ребенка, бабушкой, дедом или другим родственником непосредственно осуществляющим уход за ребенком. Этот отпуск засчитывается в трудовой стаж, в том числе в стаж работы по специальности, и в страховой стаж.

Поддержав предложение парламентских адвокатов, Комиссия Парламента по социальной защите, здравоохранению и семье направила в Министерство труда, социальной защиты и семьи ходатайство о рассмотрении изложенного вопроса.

В прошедшем году продолжился поток обращений от пенсионеров, продолжающих свою трудовую деятельность, которые считают, что некоторые нормативные акты регулирующие порядок перерасчета пенсий приводят к нарушению конституционного права на социальное обеспечение и защиту.

Пенсионеры, продолжая работать и осуществлять конституционную обязанность участвовать в общественных расходах посредством уплаты налогов и сборов, в свою очередь не пользуются равноценным обращением со стороны государства. Последнее воздерживается от перерасчета пенсии и включения периода работы, следующего после назначения пенсии, в застрахованный стаж.

В нынешних обстоятельствах, в которых государство не в состоянии обеспечить гражданам адекватную пенсию и не способно произвести перерасчет пенсий работающим пенсионерам, следует подумать об освобождении работающих пенсионеров от уплаты налогов в национальный публичный бюджет.

В рамках реализации Программы деятельности Правительства Республики Молдова «Европейская интеграция: Свобода, Демократия, Благосостояние» 2009-2013г.г., утвержденной Постановлением Правительства № 790 от 01.12.2009, Правительство взяло на себя ответственность за выполнение пакета последовательных публичных политик и мер по регулированию, согласованных с денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политикой, обеспечивающих приостановление экономического спада, восстановление экономического роста, создание привлекательной и предсказуемой инвестиционной среды, благоприятное развитие экономики и рынка труда, повышение уровня и качества жизни граждан.

Учитывая важность перечисленных приоритетов, по мнению парламентских адвокатов, необходимо инициировать диалог с гражданским обществом и избрать демократический путь решения задач, который найдет поддержку общества. В этом контексте необходимо отметить, что в последние месяцы 2009 года была зарегистрирована массовая отставка и выход на пенсию сотрудников пенитенциарной системы.

Справедливость и равенство всех граждан являются ключевыми ценностями демократического общества. Ни одна категория граждан не должна оставаться за пределами внимания властей, независимо от национальности, религии, материального положения, состояния здоровья. Международные стандарты защиты прав инвалидов основаны на общих принципах системы защиты прав человека, универсальности прав человека и запрете дискриминации. Значение этих принципов для лиц с ограниченными возможностями, основано на идее создания «общества для всех», которое позволит каждому развить свои способности без ограничений по признаку физического или психического состояния.

В соответствии с международными стандартами, развитие способностей невозможно без комплексного подхода к решению проблем инвалидности, основанного не только на действиях медицинского характера. Главное отличие нового подхода – замена принципа «уязвимости» лиц с ограниченными возможностями на концепцию социальной интеграции. Но это требует принятия мер по созданию условий для их адаптации в социальной и экономической жизни.

Законодательное урегулирование защиты граждан своим государством характеризует степень готовности государства соблюдать международные стандарты прав определенных категорий населения.

Хотя Закон о социальной защите инвалидов № 821 от  24.12.1991 предусматривает соблюдение широкого спектра социальных прав лиц с инвалидностью, некоторые его положения остаются формальными в отсутствие эффективных механизмов реализации и недостаточного финансирования.

Согласно статье 51 Конституции, лица с физическими, умственными и психическими отклонениями пользуются особой защитой всего общества. Тем не менее, существует ряд проблем, с которыми сталкивается эта категория людей: социальное обеспечение ниже уровня; законодательная база несоответствующая международным стандартам в сфере обеспечения прав инвалидов; методология установления инвалидности; ограниченный доступ на рынки труда; ограниченный доступ к социальной инфраструктуре; безразличие общества к проблемам лиц с ограниченными возможностями.

По-прежнему вызывает тревогу положение в сфере врачебной экспертизы жизнеспособности. Жалобы свидетельствуют о сохранении тенденции снижения ранее установленной степени инвалидности и о низком уровне информированности граждан о процедуре обжалования решений территориальных первичных консилиумов врачебной экспертизы. Парламентские адвокаты считают, что достоверное и своевременное информирование населения о порядке установления инвалидности, порядке проведения врачебной экспертизы жизнеспособности, сроках инвалидности, порядке разрешения разногласий приведет к более эффективной реализации прав инвалидов.

Министерству труда, социальной защиты и семьи необходимо принять меры по пересмотру понятия «инвалидность» и сопутствующих правовых норм, введению единого понятия инвалидности, пересмотра методологии установления степени инвалидности.

Присоединение Республики Молдова к Конвенции ООН о правах инвалидов первый существенный шаг к эффективному обеспечению прав лиц с ограниченными возможностями.

Недискриминация по признаку инвалидности является основной идеей Конвенции. На сегодняшний день национальное законодательство не предусматривает исключение любой формы дискриминации по признаку инвалидности, а в статье 16 (2) Конституции содержится перечень признаков, по которым запрещена дискриминация. В этой связи парламентские адвокаты считают необходимым пересмотреть действующее законодательство и включить принцип недискриминации инвалидов.

Проблема обеспечения свободного доступа инвалидов к инфраструктуре и коммуникациям оставалась в центре внимания парламентских адвокатов в 2009 году. Компетентным публичным органам были направлены рекомендации о принятии мер для адаптации зданий, для свободной ориентации и передвижения инвалидов.

Глава II Закона о социальной защите инвалидов № 821 от 24.12.1991 предусматривает обязательство центральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций создавать условия инвалидам для свободного доступа к жилым, общественным и производственным зданиям и сооружениям, для беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации, для свободной ориентации и передвижения. Тем не менее, реализация правовых норм осуществляется с большим трудом.

Национальная программа по социальной защите, реабилитации и интеграции инвалидов на 2000-2005 годы, утвержденная Постановлением Правительства № 1153 от 16.11.2000г. предусматривала ряд мероприятий по созданию условий для обеспечения доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В то же время результаты мониторинга доступа к зданиям, транспорту, свободной ориентации и передвижения являются довольно пессимистичными. Некоторые здания были оборудованы пандусами, но они не соответствуют стандартам. Доступ инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата ограничивается первым этажом зданий. По мнению парламентских адвокатов предусмотренные этой программой меры остались на уровне намерений, так как не был предложен механизм ее реализации, мониторинга и оценки необходимых затрат.

Более серьезное положение сложилось с доступом инвалидов к транспортной инфраструктуре в связи с отсутствием общественного транспорта, адаптированного к потребностям людей с ограниченными возможностями. Следовательно, органы местного самоуправления должны учитывать необходимость обеспечения доступа к транспортной инфраструктуре лиц с ограниченными возможностями при покупке новых средств передвижения.

Постановление Правительства №1268  от  21.11.2007 регулирует порядок компенсации расходов на транспортное обслуживание лиц с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата и устанавливает ежегодную компенсацию в размере 400 леев. Эта смехотворная сумма не покрывает реальные затраты, учитывая недоступность общественного транспорта для инвалидов.

Ратификация Республикой Молдова Конвенции ООН о правах инвалидов может воплотить в жизнь многие ожидания лиц с ограниченными возможностями. Однако этому должны предшествовать конкретные меры, направленные на приведение национального законодательства в соответствие с международными стандартами.

Парламентские адвокаты считают, что ратификация Конвенции станет новым этапом в продвижении прав человека в Республике Молдова и в развитии системы социальной защиты лиц с ограниченными возможностями. Ратификация этого документа должна произойти одновременно с началом реформ в секторе инвалидности, разработкой конкретного плана действий для реализации Конвенции и оценкой соответствующих финансовых затрат.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад о соблюдении прав человека в Республике Молдова в 2010 году

    Доклад
    1.13.2.Нулевая терпимость к жестокому обращению в контексте Факультативного Протокола к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания
  2. Отчет о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан за 2009 год

    Публичный отчет
    «Строительство в Казахстане правового государства требует дальнейшего совершенствования специализированных институтов, связанных с защитой прав и свобод граждан.
  3. «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Дагестан»

    Доклад
    Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан (далее – Уполномоченный) в 2010 году подготовлен в соответствии со статьей 11 Закона Республики Дагестан от 17 марта 2006 года № 11 «Об Уполномоченном
  4. Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению в ходе обсуждения второго периодического доклада молдовы (cat/C/mda/2) Статьи 1 и 4

    Доклад
    1. Наказание наложенное за негуманное обращение и насилие, исходя из своей цели, имеет задачу восстановить общественный баланс и заставить преступника осознать тяготу своего деяния, а так же возвращение и общественное интеграция.
  5. Отчет о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан в 2006 году  

    Публичный отчет
    В соответствии с пунктом 23 Положения об Уполномоченном по правам человека, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002 года № 947 «Об учреждении должности Уполномоченного по правам человека», Уполномоченный

Другие похожие документы..