Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяетс...полностью>>
'Задача'
Задача спортивного отбора - подобрать (рекомендовать) ребенку вид спортивной деятельности соответственно его индивидуальным особенностям, а исходя из...полностью>>
'Документ'
БЕРЧ-ЛАСКА – Ваш компетентный партнер в области индустрии по переработки мяса, птицы и производства колбасных изделий, обладающий многолетним опытом в...полностью>>
'Семинар'
1.Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей. Порядок постановки на учет в других государственных органах (с участием представителей...полностью>>

Программа учебно-ознакомительной практики (I курс) и производственной практики студентов II, III и IV курсов программа курса «современные проблемы телевидения»

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Факультет журналистики

Кафедра телевидения и радиовещания

ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ

"ТЕЛЕВИДЕНИЕ" И "РАДИОВЕЩАНИЕ"

Москва 1999

Оглавление

ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ

"ТЕЛЕВИДЕНИЕ" И "РАДИОВЕЩАНИЕ"

РАЗДЕЛ I. ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА
ПРОГРАММА КУРСА "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТУДИЯ"

ПРОГРАММА КУРСА "ОСНОВЫ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ"

ИСТОРИЯ КИНО

ПРОГРАММА КУРСА «МЕТОДИКА ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

ПРОГРАММА КУРСА «ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЭКРАНА»

ПРОГРАММА УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ

ПРАКТИКИ (I КУРС) И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ II, III И IV КУРСОВ

ПРОГРАММА КУРСА «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

ПРОГРАММА КУРСА «МЕТОДИКА ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

РАЗДЕЛ II. РАДИОЖУРНАЛИСТИКА
Программа курса «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТУДИЯ»

Программа курса «ТЕХНИКА РАДИОВЕЩАНИЯ «

Программа лекционного курса «ОСНОВЫ РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ»

ПРОГРАММА КУРСА «МЕТОДИКА РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ»

ПРОГРАММА КУРСА «МЕТОДИКА РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ»

УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА «ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РАДИОВЕЩАНИЯ»

ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ»

РАЗДЕЛ III. СПЕЦКУРСЫ И СПЕЦСЕМИНАРЫ
ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ТЕЛЕВИДЕНИЕ
СОБЫТИЙНАЯ ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКРАННЫХ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

ПРОФЕССИЯ - РЕПОРТЕР

ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ИНТЕРВЬЮ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТА

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ

ТЕЛЕЖУРНАЛИСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

МОНТАЖНЫЙ ФИЛЬМ

II. РАДИОВЕЩАНИЕ
СОВРЕМЕННОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ

РАДИОЖУРНАЛИСТИКА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

ОБСУЖДЕНИЕ У МИКРОФОНА

РАЗДЕЛ IV. ОБ ИСКУССТВЕ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ДИПЛОМНЫХ

ВВЕДЕНИЕ

Выпускники кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова получают квалификацию "литературный работник телевидения" или "литературный работник радиовещания". За 40 лет существования кафедры выпущено свыше двух тысяч специалистов электронной прессы. Среди них известные комментаторы и репортеры, ценимые в профессиональных кругах редакторы, руководители телерадиокомпаний различных регионов — от Чувашии до Камчатки. Некоторые работают корреспондентами за рубежом. Но все они по праву считают себя принадлежащими к одной профессиональной школе журфака МГУ. Здесь они получили общегуманитарную подготовку и специальные профессиональные знания. Рабочие программы преподавания дисциплин специализации (по состоянию на 1998/ 99 учебный год) собраны в настоящем пособии.

Составители программ надеются, что данный сборник в сжатой форме дает представление о том пути, который проходят на журфаке будущие теле- и радиожурналисты.

На первом курсе, где из профессиональных дисциплин присутствуют лишь две — "Техника СМИ" и "Профессиональная студия" — главная задача преподавателей состоит в том, чтобы, с одной стороны, развернуть перед студентом весь "веер возможностей", все разнообразие деятельности журналиста электронной прессы, а, с другой стороны, — закрепить важнейшее положение, отличающее данную сферу от всех прочих в журналистике." Скажем, ТВ — дело коллективное; тележурналист должен работать в тесном взаимодействии с оператором, осветителем, монтажером, водителем машины, а в сложных формах — с режиссером, продюсером, в значительной мере направляя и определяя творческий процесс. Наличие только литературных способностей здесь недостаточно. Требуются волевые качества, учет психологии и системы ценностей различных деятелей ТВ, получивших иное образование. В каждой съемочной группе встречаются "разные миры" - театральный, кинематографический, электронно-технический, административно-бюрократический, чисто рабоче-крестьянский... Не намного проще обстоит дело в радиожурналистике.

После 1 курса, по согласованию с деканом факультета журналистики МГУ профессором Я.Н. Засурским, происходит уточнение состава студенческих групп. Яснее представив себе специфику профессии, некоторые из первокурсников, поступивших в теле- или радиогруппу, меняют свою профессиональную ориентацию, переходя на газетное, редакционно-издательское и другие отделения. И, наоборот, те студенты, которые, обучаясь в группах газетной, радио- и фотожурналистики, начали сотрудничать с какой-либо телерадиокомпанией и принесли оттуда рекомендации, могут быть после 1 курса переведены в теле- или радиогруппу.

С учетом такого уточнения состава групп, взросления и более полного осознания студентами своих творческих желаний и возможностей — факультет журналистики начинает серьезную специализацию лишь со 2-ого курса.

На отделении телевидения главным профессиональным теоретическим предметом является лекционный курс "Основы телевизионной журналистики", читаемый наиболее авторитетными профессорами. Авторы представленной здесь программы этого курса Р.А. Борецкий и А.Я. Юровский первыми в нашей стране защитили кандидатские и докторские диссертации по тележурналистике и на протяжении многих лет совершенствовали данный курс. В нем содержатся коренные, принципиальные положения, не зависящие от политической конъюнктуры. Специфика ТВ, язык экрана, история, обзор системы жанров, методов и "амплуа" тележурналистов, социологический контроль эфира — таков широкий диапазон курса, завершающегося экзаменом после 4 семестра.

Параллельно с теоретическими "Основами телевизионной журналистики" студентам предлагается прикладная дисциплина "Методика тележурналистики", рассчитанная на длительный срок — со 2-го по 4-й (для дневного) и 6-й (для вечернего и заочного отделений) курс. Занятия проводятся в учебном телерадиоцентре. Под руководством преподавателя-мастера студенты практически осваивают (после вводных лекций) различные методы работы в кадре, идя от простого к более сложному. Каждый семестр завершается учебной телепередачей, составленной из лучших студенческих работ и принимаемой комиссией кафедры.

Значительное место в профессиональной подготовке занимает практика в телекомпаниях, в условиях реального эфира: ознакомительная практика после 1-го курса и производственная после 2-4 курсов дневного отделения. На вечернем и заочном отделениях учатся студенты, чья практика протекает непрерывно. Примерную программу практики представляет в данном сборнике опытный тележурналист и ученый В.Л. Цвик.

На всех курсах, начиная со 2-го, студенты посещают спецсеминары, пишут курсовые работы, слушают спецкурсы ведущих профессоров и доцентов по отдельным аспектам избранной профессии. Их программы регулярно меняются в соответствии с практикой телеэфира.

Здесь же предлагается программа "Актуальные проблемы телевидения". Это лекции, сопровождающиеся просмотром и обсуждением лучших экранных произведений тележурналистики, анализом наиболее актуальных проблем данного периода развития ТВ. Они рассчитаны на студентов 4-го курса, уже освоивших репортерскую работу и познавших на практике многие особенности современного телевидения. Соотнести эти эмпирические знания с научным подходом к задачам и принципам профессии, обозначить высшую планку мастерства по итогам ежегодных всероссийских конкурсов и фестивалей (их победители приглашаются на занятия) — задача курса. Студент, освоивший азы профессии, должен видеть перспективы дальнейшего роста и не успокаиваться на достигнутом.

Таким образом комплекс программ профессиональной специализации рассчитан как на то, чтобы дать всем студентам некую сумму общезначимых знаний, так и на то, чтобы выявить их индивидуальность, выбрать одно из многочисленных направлений: сценарная, редакторская, репортерская работа, а в последующем — аналитическое комментирование, ведение предвыборных дебатов, телемостов, создание других сложных форм вплоть до телефильмов.

В данном издании впервые приводится содержание экзаменационных билетов по "Основам телевизионной журналистики" и "Актуальным проблемам телевидения". Вопросы билетов вызывают понятный интерес у студентов, своевременное знакомство с ними позволит избежать неприятных сюрпризов на экзамене для тех, кто чрезмерно увлечен практикой эфира в ущерб посещению лекций. Такие студенты должны быть готовы к тому, что преподаватель предложит им написать дополнительные работы с изложением пропущенной темы.

Списки литературы носят ориентировочный характер. Как правило, преподаватель, творчески относясь к процессу обучения профессии, предлагает дополнительно изучить свежие поступления в библиотеку, иностранные учебники, учебные видеофильмы и пр.

* * *

Во второй части этого сборника напечатаны программы по специализации "Радиожурналистика". Учебный план и структура программ. Здесь в основном аналогичны телевизионным. Вместе с тем в обеих частях сборника, и в содержании, и в наименованиях программ, естественно, учитывается специфика обучения студентов по той и другой специализации.

Программы по теории и практике радиожурналистики подготовлены опытными преподавателями кафедры — профессором В.Н. Ружниковым, доцентами Л.Д. Болотовой, В.В. Гаспаряном, И.Н. Тхагушевым, кандидатом исторических наук Е.Г. Кузьминой.

* * *

В сборник впервые включены методические указания о подготовке и оформлении дипломной работы. Они помогут студентам завершить учебу на факультете, хорошо написать и правильно оформить свое дипломное сочинение.

Заведующий кафедрой телевидения и радиовещания

факультета журналистики МГУ доцент

Г.В.КУЗНЕЦОВ.

РАЗДЕЛ I. ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА
ПРОГРАММА КУРСА "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТУДИЯ"

I курс. 1 и 2 семестры — зачеты

Цель курса — дать студентам первоначальное, самое общее представление о телевизионной журналистике и о роли журналиста в создании телевизионных программ. Выявить склонности, предпочтения, способности каждого студента к различным видам деятельности (общение, организация материала, проведение съемок и др.).

Форма занятий — семинары на базе учебной телерадиостудии. Здесь происходит первоначальное знакомство с техникой ТВ, с работой редактора, режиссера и оператора. Здесь студенты произносят перед телекамерой импровизированные и подготовленные тексты, пытаются брать интервью — и убеждаются (с тактичной подсказкой преподавателя), что им предстоит заново учиться:

— читать,

— разговаривать,

— смотреть и видеть,

— слушать и слышать,

— писать тексты в стиле устной речи,

— смотреть телепередачи не для развлечения, а для понимания технологии и смысла журналистской работы на экране.

Надо учиться — вот главный вывод занятий на первом курсе.

Для того, чтобы подвести студентов к этому выводу, хороши упражнения, описанные К.С. Станиславским в книге "Работа актера над собой". Например, задание "просто" сидеть на сцене, перед зрительным залом (а применительно к ТВ — сидеть в кадре). Представить себе невидимую аудиторию ТВ. Выработать определенное уважительное отношение к зрителю и к партнеру по общению. Привыкнуть четко произносить слова, делать паузы, ценить ритм и мелодию фраз. Наконец, представить всякий раз цель своего обращения к публике. Свою роль: "Кто ты такой?", "Зачем ты здесь?" "Какую ценность для аудитории имеет твое появление на экране?"

После первых, пробных видеозаписей и обнаружения недостатков студентов в культуре речи, в логике построения рассказа (что естественно и неизбежно), преподаватель знакомит своих слушателей с образцами произведений тележурналистики. Напоминая о том, что через пять лет им предстоит получить диплом с записью "литературный работник телевидения", преподаватель дает задания, связанные с описанием событий, представлений о жизни, о роли и назначении журналиста, о современном ТВ и о будущем развитии нашей профессии.

Преподаватель предостерегает студентов от распространенного заблуждения, что простейшие формы тележурналистики (видеоинформация, "сюжет", информационное интервью) доступны любому грамотному человеку. Не следует думать, что освоивший эти простейшие формы — уже профессионал ТВ. Показать вершины профессии — вот задача. Нацелить студента на упорный труд, необходимый для постижения подлинного профессионализма — вот смысл "профессиональной студии".

Конкретное содержание занятий во многом зависит от личных пристрастий преподавателя. Кто-то расскажет о том, что режиссер А. Тарковский "знал наизусть" каждый зал Третьяковской галереи — и оттого его кинофильмы являют собой цепь картин, произведений изобразительного искусства — а телевидение продолжает вслед за кинематографом эстафету изобразительных искусств; другой преподаватель, с проповедническим даром, сосредоточится на высших истинах, которые следует внушать людям... При всей субъективности этих (и многих других вероятных) подходов важно, чтобы студенты общались с увлеченной личностью. Перед ними предстанет журналист со всем своеобразием его подхода к жизни и ее экранному отражению. "Студия" — это объединение вокруг творческой личности. Следовательно, работа "студии" не нуждается в излишней регламентации

Программу подготовил доцент Г.В.КУЗНЕЦОВ.

ПРОГРАММА КУРСА "ОСНОВЫ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ"

ВВЕДЕНИЕ. Предмет и задачи курса; его место в системе профессиональной подготовки телевизионных журналистов; характеристика основной литературы.

РАЗДЕЛ I.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ И СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ.

Тема 1. Потребность в информации как стимул возникновения и развития средств информирования. Изобретение телевидения: работы П. Бахметьева, А. Попова, Б. Розинга, П. Нипкова, Б. Грабовского, Л. Термена, О. Адамяна, П. Шумакова, В. Зворыкина. "Механическое" (малострочное) телевидение и электронное ТВ. Содержание экспериментальных телепрограмм в 30-е гг.

Тема 2. Формирование телевидения как средства массовой информации (50-е — 60-е гг.). 1957 год (и VI Всемирный фестиваль молодежи) — переломный в становлении государственной системы телевизионного вещания в СССР: от "островного" к общесоюзному вещанию. Поиск новых форм экранной журналистики (преобладание "прямого" телевидения).

Тема 3. Реорганизация телевидения в 70-е гг. Гостелерадио СССР и его роль в расширении общественно-политического раздела вещания (1969-1985 гг.) Централизация программной политики; вытеснение "прямого" телевидения видеомагнитной записью; совершенствование системы подготовки и повышение профессионального уровня работников телевидения.

Тема 4. Телевизионное вещание периода перестройки (1985-1991 гг.) Роль гласности в изменении общественного сознания. Программы "12 этаж", "Взгляд" и др.

Тема 5. Распад СССР, изменение структуры и статуса общегосударственного телевидения. Возникновение и развитие коммерческих телеканалов; разделение на вещательные и программопроизводящие телеорганизации. Структура и состояние телевизионного вещания в России в наши дни.

РАЗДЕЛ II. ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ОБЩЕСТВО

Тема 6. Общественные функции телевидения (информационная, культурно-просветительская, социально-педагогическая, организаторская, образовательная, рекреативная, интегративная).

Тема 7. Идеальная модель и реальная практика; телевидение и политика; телевидение и культура; телевидение и проблема социальной интеграции.

Тема 8. Телевидение за рубежом.

История возникновения и развития государственного (на примере Германии 30-40-х гг., Франции 50-60-х — ОРТФ), общественного (Великобритания — Би-би-си, Германия — АРД), коммерческого (США) телевидения. Русское участие (Зворыкин, Cap-нов) в создании телевидения в Северной Америке.

Характеристика современного состояния (конец XX столетия) телевидения на пяти континентах. Глобализация и специализация; формирование смешанных моделей (сосуществование государственного, общественного и коммерческого ТВ в одном программном пространстве).

Особенности участия ТВ в политической и социокультурной жизни ведущих зарубежных стран.

Тема 9. Перспективные направления развития телевидения. Кабельное ТВ. Вещание через искусственные спутники Земли. Домашнее видео и компьютеровидение. Журналистика в электронных сетях (Интернет). Предвидимые перспективы развития ТВ в XXI столетии.

РАЗДЕЛ III. ПРИРОДА ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Тема 10. Язык экрана; его элементы — кадр, план, ракурс, монтаж, звучащее слово. Виды монтажа, его цели (технический, конструктивный, художественный).

Тема 11. Монтаж как средство отражения и выражения (внутрикадровый и междукадровый, параллельный и перекрестный, ассоциативный и дистанционный). Работы С. Эйзенштейна и В. Пудовкина о монтаже. Работы Д. Вертова и Э. Шуб, их значение для телевидения.

Тема 12. Профессия оператора — между техникой и искусством. Режиссура телевизионного эфира.

Тема 13. Проблема соотношения слова и изображения в телевидении.

РАЗДЕЛ IV. СИСТЕМА ЖАНРОВ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Тема 14. Информационные жанры: заметка, отчет, выступление, интервью, репортаж, пресс-конференция.

Тема 15. Аналитические жанры: корреспонденция, комментарий, обозрение, беседа, дискуссия.

Тема 16. Художественно-публицистические жанры: зарисовка, очерк, эссе, фельетон. Документальный телефильм.

РАЗДЕЛ V. РАБОТА НАД СЦЕНАРИЕМ ЭКРАННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Тема 17. Сценарная заявка; литературный сценарий.

Тема 18. Режиссерский сценарий; закадровый текст-комментарий; функции слова в экранной публицистике.

РАЗДЕЛ VI. ЖУРНАЛИСТСКИЕ ПРОФЕССИИ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ

Тема 19. Редактор — организатор творческого процесса; редактор и продюсер; редактор и автор; редактор и режиссер.

Тема 20. Репортер, комментатор, обозреватель, корреспондент; ведущий новостных программ, интервьюер, шоумен.

РАЗДЕЛ VII. ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ПРОГРАММА

Тема 21. Программа как жанрово-тематическая структура телевизионного вещания. Процесс создания ТВ программы (этапы программирования): прогнозирование, перспективное и календарное планирование, верстка и выпуск в эфир.

Тема 22. Основные структурно-тематические разделы телепрограммы: информационно-публицистический; художественно-игровой; развлекательный.

Культурно-просветительный и учебно-образовательный — разделы, исчезающие из структуры современного ТВ.

РАЗДЕЛ VIII. ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС КОММУНИКАЦИИ

Тема 23. Целостная модель: коммуникатор — сообщение — канал — аудитория. СМИ и социальное управление.

Тема 24. Методы и средства исследования аудитории. Интервью, анкетирование, дневник зрителя; электронные методы (ауди-метр). Типологическая выборка аудитории, фокус-группы.

Тема 25. Рейтинг передач, программ, каналов. Значение рейтинга в условиях межканальной конкуренции. Экономика и программная политика.

Тема 26. Монологическая и диалогическая коммуникация; политическая зависимость и технико-технологические возможности; интерактивное телевидение.

РАЗДЕЛ IX. ТЕЛЕВИДЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Тема 27. Коммерциализация телевидения — общемировая тенденция. Реклама как творчество.

Тема 28. Технические, социально-политические и творческие перспективы развития телевидения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Сборник эффективных медиапроектов и медиатехнлогий, применяемых учебными заведениями профессионального образования с целью информирования о ходе реализации проектов модернизации профессионального образования в регионах и иной сопутствующей деятельности

    Документ
    Сборник эффективных медиапроектов и медиатехнлогий, применяемых учебными заведениями профессионального образования с целью информирования о ходе реализации проектов модернизации профессионального образования в регионах и иной сопутствующей деятельности
  2. Современные коммуникативные технологии в языковом образовании Хабаровск 2008

    Документ
    Современные коммуникативные технологии в языковом С568 образовании : материалы международной науч.-практ. конф., Хабаровск, 1 дек. 2008 г. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан.
  3. Программ а учебно-ознакомительной и учебно-производственных практик

    Документ
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.
  4. Программа учебно-экономической практики

    Программа
    Целями учебно-экономической практики являются: формирование умения и навыков профессиональной деятельности менеджеров на основе закрепления пройденного материала дисциплин учебного плана на основе конкретной организации; получение
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (116)

    Основная образовательная программа
    1.1. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПООП ВПО) по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» (профиль «Управление малым бизнесом») является системой учебно-методических документов,

Другие похожие документы..