Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические ...полностью>>
'Документ'
Современные подходы к оценке и управлению стоимостью: методы оценки стоимости; концепция управления стоимостью. Концепция экономической добавленной ст...полностью>>
'Документ'
0+) F00.04* Деменция при болезни Альцгеймера с ранним началом с другими смешанными симптомами (G30....полностью>>
'Документ'
1.Утвердить порядок и методику планирования бюджетных ассигнований бюджета городского округа город Волгореченск Костромской области согласно приложен...полностью>>

О специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию протокол №2 от 23 (1)

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Составители:

М.А.Ассанович, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

А.В.Прудило, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»

Рецензенты:

Кафедра экспериментальной и прикладной психологии Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»;

И.А. Байкова, заведующий кафедрой психотерапии и медицинской психологии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», кандидат медицинских наук, доцент

Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой медицинской психологии и психотерапии и кафедрой психологии и педагогики Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол совместного заседания №9 от 26.02.2009г.)

Центральным научно-методическим советом Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 5 от 22.06.2009г.)

Секцией по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол №2 от 23.06.2009г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение общей и клинической психодиагностики направлено на освоение методов психологической диагностики и на формирование представлений о возможностях их использования в клинической практике, изучение вопросов организации психодиагностического процесса в клинике, правил и принципов проведения психологической диагностики, подготовки клинико-психологического заключения и постановки психологического диагноза. Овладение основами общей и клинической психодиагностики позволит специалистам медико-психологического профиля правильно организовывать психодиагностический процесс и эффективно использовать различные психодиагностические методы в клинической практике, что в существенной степени повысит качество их профессиональной деятельности.

В программе дисциплины используются современные материалы по общей и клинической психодиагностике, знания из общей и социальной психологии, психологии личности, патопсихологии, общей и частной медицинской психологии.

Освоение знаний и умений в области общей и клинической психодиагностики базируется на полученных ранее знаниях по математической статистике в медицине, дифференциальной психологии, медицинской психологии.

Типовая программа по дисциплине «Общая и клиническая психодиагностика» разработана в соответствии с:

образовательным стандартом по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело (ОСРБ 1 – 79 01 05-2007), утверждённым постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 40 от 02.05.2008 г.;

типовым учебным планом по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 12.02.2008 г. (регистрационный номер № L 79 – 002/тип.).

Цели и задачи учебной дисциплины

Цель: формирование компетентности в области общей и клинической психодиагностики в условиях профессиональной деятельности по оказанию медицинской помощи.

Задачи:

овладеть теоретическими и практическими основами общей психологической диагностики;

получить знания и умения по использованию в клинике различных методов психодиагностики;

сформировать умения организации и проведения психодиагностического исследования в клинике;

развить навыки подготовки клинико-психологического заключения по данным психодиагностического исследования.

Требования к освоению учебной дисциплины

Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Общая и клиническая психодиагностика» определены образовательным стандартом высшего образования первой ступени по специальности 1-79 01 05 Медико – психологическое дело, который разработан с учётом требований компетентностного подхода.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

концептуальные теоретические и психометрические основы общей и клинической психодиагностики;

классификацию психодиагностических методик, основы компьютерной психодиагностики;

стандартные шкалы и специализированные популяционные нормы, клинические шкалы;

организацию и структуру психодиагностического процесса в клинике;

системные психодиагностические методы и основные методики психодиагностики в клинике;

психосемантические методы в клинике;

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

проводить психодиагностическое обследование и исследование;

использовать тестовые и не тестовые методы психодиагностики в клинике;

организовать психодиагностический процесс в клинике;

осуществлять и оформлять заключение по результатам психодиагностического исследования.

Методы обучения

Основными методами обучения, адекватно отвечающими целям изучения данной дисциплины, являются:

лекции;

практические занятия;

элементы проблемного обучения (учебно-исследовательская работа студентов);

интерактивное обучение (моделирование проблемных диагностических ситуаций, имитационные игры);

научно-исследовательская работа студентов.

На изучение дисциплины «Общая и клиническая психодиагностика» образовательным стандартом высшего образования первой ступени по специальности 1-79 01 05 Медико – психологическое дело определено 454 учебных часа. Из них 258 аудиторных часов, в том числе лекций - 26 часов, практических занятий 232 часа.

Форма текущей аттестации: экзамен - 7 семестр, зачет – 11 семестр.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела (темы)

Количество аудиторных часов

лекций

практических занятий

1

2

3

1.Общая психодиагностика

8

94

1.1. Психодиагностика как система научных методов исследования в психологии

2

6

1.2. Классификация методик психодиагностики

2

6

1.3. Опросники в психологической диагностике

2

48

1.3.1. Теоретические основы разработки опросников

2

6

1.3.2. Диагностика самооценки и самоотношения

-

6

1.3.3. Опросники конституциональных и эмоционально-волевых свойств личности

-

6

1.3.4. Диагностика индивидуально-стилевых свойств личности

-

6

1.3.5. Опросники структуры мотивации

-

6

1.3.6. Общая характерологическая диагностика

-

6

1.3.7. Патохарактерологическая диагностика

-

6

1.3.8. Психологическая диагностика взаимодействия

-

6

1.4. Проективные методики психологической диагностики

2

24

1.4.1 Теоретические основы разработки проективных методов психодиагностики

2

6

1.4.2. Проективная методика М.Люшера

-

6

1.4.3. Тестовые проективные техники. Методика С.Розенцвейга

-

6

1.4.4. Графические и ассоциативные методы

-

6

1.5. Диагностика познавательных процессов и интеллекта

-

6

1.6. Программа психодиагностического исследования

-

4

2. Клиническая психодиагностика

18

138

2.1. Теоретические основы клинической психодиагностики

2

6

2.2 Организация психодиагностического процесса в клинике

6

2.3 Клинические методы психодиагностики

2

18

2.3.1 Диагностическая беседа и интервью. Биографический метод. Контент-анализ

-

6

2.3.2. Метод наблюдения в клинике. Шкалы оценки депрессии

-

6

2.3.3. Шкалы наблюдения в решении различных клинических задач

-

6

2.4. Психодиагностика интеллекта и когнитивных функций в клинике

2

12

2.4.1. Использование когнитивных тестов в клинике

-

6

2.4.2. Использование тестов интеллекта в клинике

-

6

2.5. Клинические опросники и шкалы

2

18

2.5.1. Клинико-психологическая диагностика депрессии

-

6

2.5.2. Клинико-психологическая диагностика тревожных состояний

-

6

2.5.3. Многошкальные клинические опросники

-

6

2.6. Специализированные личностные опросники в клинике

2

24

2.6.1. Диагностика отдельных психологических конструктов в клинике

-

6

2.6.2. Оценка отношений в клинике

-

6

2.6.3. Оценка уровня психической адаптации в клинике

-

6

2.6.4. Оценка копинг-поведения в клинике

-

6

2.7. Многошкальные личностные опросники в клинике

2

12

2.7.1. Использование в клинике многошкальных личностных опросников

-

8

2.7.2. Клинико-психологический анализ профилей Миннесотского многофазного личностного опросника (MMPI)

-

6

2.8. Проективные методики в клинической психодиагностике

2

12

2.8.1. Тематический апперцептивный тест и тест незаконченных предложений: применение в клинике

-

8

2.8.2. Цветовые и графические проективные методики: применение в клинике. Метод Г. Роршаха

-

8

2.9. Психосемантические методы в клинической психодиагностике

-

6

2.10. Методы психодиагностики в психотерапии

2

6

2.11. Основы компьютерной клинической психодиагностики

-

6

2.12. Психодиагностика суицидального риска в клинике

2

6

Всего:

26

232

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1.Общая психодиагностика

1.1. Психодиагностика как система научных методов исследования в психологии

Психодиагностика как наука и практическая деятельность. Основные термины и понятия психологической диагностики. Связь и соотношение психодиагностики с тестологией, другими отраслями психологического знания. Задачи исследования и обследования. Требования, предъявляемые к разработке и использованию методик психодиагностики. Надежность. Валидность. Достоверность. Тестовые нормы. Шкалы. Квалификационные требования к пользователям психодиагностических методик и оборудованию рабочего места психолога-диагноста.

1.2. Классификация методик психодиагностики

Операциональная классификация. Психофизиологические методы. Стандартизированный самоотчет: тест-опросники, оценочные ( рейтинг) процедуры. Проективные методики: тестовые и графические. Наблюдение. Контент- анализ документов. Диалоговые техники: беседа, интерактивные игры. Инженерно-психологические проблемы адаптации человека к компьютеру. Возможности компьютеризации психологических методик. Предметная классификация. Диагностика психических функций. Методики диагностики общих способностей. Методики диагностики функциональных и эмоциональных состояний. Методики диагностики эмоционально-волевой, характерологической, коммуникативной и мотивационно-потребностной сфер личности. Формирование психодиагностических программ исследования и обследования.

1.3. Опросники в психологической диагностике

1.3.1. Теоретические основы разработки опросников

Теоретические и методические основы разработки опросников. Интеграция и соотнесение жизненных данных, данных объективных тестов и опросников при формировании опросников. Личностные опросники. Опросники состояния и настроения. Опросники – анкеты. Многомерные: шестнадцати личностных факторов опросник (16РF), Фрайбургский личностный опросник (FPI). Одномерные опросники. Типологические опросники – Миннесотский многофакторный личностный опросник (ММРI). Интерпретация результатов и их связь с данными других методик.

1.3.2. Диагностика самооценки и самоотношения

Самооценка и самоотношение в структуре Я- концепции личности. Регулятивная функция самооценки. Самооценка и уровень притязаний. Самооценка уровня притязаний. Методики диагностики самооценки. Методика А.С. Будасси. Методика Т.Дембо-Рубинштейн. Методика диагностики уровня притязаний Ф. Хоппе. Возможности вариаций стимульного материала. Метод семантического дифференциала Ч.Осгуда. Структура самоотношения в концепции В.В.Столина. Опросник исследования самоотношения.

1.3.3. Опросники конституциональных и эмоционально-волевых свойств личности

"Гиппократовские" типы темперамента и возможности их психологической диагностики. Опросники Г.Айзенка. Факторы нейротизма и экстра - интроверсии. Свойства нервной системы (СНС) и типы высшей нервной деятельности (ВНД) по И.П.Павлову. СНС в школе Б.М.Теплова и В.Д.Небылицина. Проблема парциальности в диагностике СНС. Теппинг-тест. Проба Лачинса. Психофизиологические методы диагностики. Концепции В.С.Мерлина. Б.Г.Ананьева о темпераменте в структуре индивидуальности. Опросник структуры темперамента В.М.Русалова. Соотношение с данными других методик. Методика самооценки реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина. Опросник волевой организации личности (ВОЛ).

1.3.4. Диагностика индивидуально-стилевых свойств личности

Понятие "норма". Норма как зона функционального оптимума. К.Леонгард и А.Е.Личко об акцентуации еркт как крайнем варианте нормы. Характеристики акцентуаций по К. Леонгарду. Опросник Г.Шмишека и К. Леонгарда. Адаптированный опросник Г. Шмишека. Особенности акцентуаций характера у подростков. Опросник акцентуаций характера у подростков (ПДО) А. Е. Личко. Промежуточные и амальгамные типы акцентуаций, сравнительный анализ.

1.3.5. Опросники структуры мотивации

Мотивационно-потребностная сфера личности. Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи. Корреляции с уровнями самооценки и притязаний. Шкала Дж. Роттера. Интернальный и экстернальный локус контроля. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). Ограничения в применении. Диагностика явных и скрытых мотивационных структур. Терминальные и инструментальные ценности. Опросник терминальных и инструментальных ценностей Рокича-Ядова (ОТИЦ). Опросники измерения мотивации достижения.

1.3.6. Общая характерологическая диагностика

Теоретические основания построения опросника 16РF Р. Кеттелла. Структура, соотношение и интерпретация 16 факторов личности. Вторичные факторы. Правила подсчета тестовых баллов. Перевод сырых баллов в стены. Возрастные и другие специализированные популяционные нормы. Сравнение индивидуальных профилей с типовыми и их интерпретация. Использование компьютерного варианта методики. Возможности использования в ситуациях экспертизы и консультирования. Корреляции с данными других методик.

1.3.7. Патохарактерологическая диагностика

Методологические основания построения опросника ММРI. История

построения и адаптации. Характеристика основных шкал, дополнительных шкал и шкал L, F, К. Интерпретационная схема ММРI – стандартизированного метода многофакторного исследования личности (СМИЛ) в адаптации Л. Н. Собчик. Правила применения опросника, подсчета T баллов с учетом защитных реакций испытуемого. Проявление невротических и психотических нарушений в профиле СМИЛ. Корреляции результатов с данными 16РF, и проективных методик. Варианты опросника MMPI и составления краткого протокола исследования.

1.3.8. Психологическая диагностика взаимодействия

Теоретические аспекты межличностного взаимодействия. Проблема межличностного взаимодействия. Проблема межличностного восприятия. Межличностное восприятие в конфликтных ситуациях. Проблема лидерства. Не тестовые методы диагностики. Социометрический метод. Ассоциативный метод. Интерперсональная методика диагностики межличностных отношений Т.Лири. Сферы применения. Корреляции результатов с данными об индивидуально-личностных особенностях испытуемого.

1.4. Проективные методики психологической диагностики

1.4.1 Теоретические основы разработки проективных методов психодиагностики

Теоретические и методические основы создания проективных основы создания проективных методов. В. Вундт, Ф. Гальтон, К.Г. Юнг. Феномен проекции как психологической основы методики психодиагностики. Основные теоретические и прикладные проблемы использования проективных методов. Классификация проективных методов психодиагностики. Ассоциативные и экспрессивные проективные методики. Графические методы психодиагностики. Интерпретация результатов и их связь с данными других методик.

1.4.2. Проективная методика М.Люшера

Теории восприятия цвета в психологии. Психофизиологические основы цветового восприятия. Метод цветовых выборов М. Люшера (восьмицветовой вариант). Правила использования. Возможности использования компьютерного варианта. Проблема конституциональных и ситуативных различий при интерпретации результатов. Правила составления протокола. Интерпретационные таблицы. Принцип дублирования. Корреляции результатов с данными других методик психодиагностики. Цветовой тест отношений (ЦТО) А. Эткинда.

1.4.3. Тестовые проективные техники. Методика С.Розенцвейга

Фрустрационные реакции и социальная адаптация личности. Теоретические основы создания теста рисуночной ассоциации С. Розенцвейга. Тип и направленность реакций в ситуациях препятствования и обвинения. Структура стимульного материала теста. Требования к процедуре применения. Обработка и интерпретация результатов тестирования. Степень социальной адаптации (GСR), профили, образцы, тенденции, интерпретация.

1.4.4. Графические и ассоциативные методы

Теоретические основы реализации проективного подхода при создании графических (рисуночных) методик психологической диагностики. Особенности и сложности стандартизации графических методик. Методика Дом-дерево-человек (НТР). Методика "Несуществующее животное". Методика "Нарисуй человека". Сферы применения и особенности интерпретации. Методика " Рисунок семьи". Требования к проведению графических методик. Тематический апперцептивный тест (ТАТ), рисованный ТАТ, детский вариант тематического апперцептивного теста (САТ). Схемы интерпретации ТАТ.

Методика диагностики конституциональных индивидуальных склонностей Л. Сонди. Интерпретация результатов.

1.5. Диагностика познавательных процессов и интеллекта

Тесты диагностики свойств внимания, памяти, воображения. Особенности проявления свойств познавательных процессов при различных невротических и психотических нарушениях. Проблема интеллекта в современной психологии. Интеллект и мышление. Вербальный и невербальный интеллект. Тест Дж. К. Равена. Диагностика структуры интеллектуальных способностей. Батареи Векслера, Амтхауэра, Айзенка. Школьный тест умственного развития (ШТУР). Относительность диагностических норм. Особенности и возможности компьютерной психодиагностики. Тесты сложности и скорости. Тесты достижений.

1.6. Программа психодиагностического исследования

Психодиагностическое обследование и исследование. Психодиагностическое заключение и психологический диагноз. Цели и задачи использования методик психодиагностики в практической деятельности психолога. Проблемная психологическая ситуация и программа исследования. Интерпретация результатов психодиагностики. Зависимость содержания программ психодиагностики от целей и задач исследования. Формирование плана психодиагностического исследования.

2. Клиническая психодиагностика

2.1. Теоретические основы клинической психодиагностики

Специфические особенности психодиагностики в клинике. Цели и задачи клинической психодиагностики. Диагностические концепции психодиагностики в клинике. Исторические аспекты психодиагностики в клинике. Функциональный диагноз, структура. Многомерность клинической психодиагностики. Классификация методов. Психометрические требования к психодиагностическим методикам. Методы конструирования методик в клинической психодиагностике. Тестовые установки.

2.2. Организация психодиагностического процесса в клинике

Общая характеристика психодиагностического процесса в клинике. Подготовительный этап, формирование запроса и задач исследования. Определение стратегии и побор методик. Характеристика процедурного этапа. Этап обработки результатов. Этап интерпретации данных. Принципы интерпретации. Ошибки интерпретации. Общая характеристика диагностического заключения. Правила подготовки и оформления клинико-психологического заключения по данным психодиагностического заключения.

2.3. Клинические методы психодиагностики

2.3.1 Диагностическая беседа и интервью. Биографический метод. Контент-анализ

Самоотчеты и самонаблюдение. Диагностическая беседа в клинике: особенности, компоненты беседы, план и динамика диагностической беседы, формализованная оценка беседы. Диагностическое интервью: особенности, структура, виды. Биографический метод: особенности, структура психологического анамнеза жизни, способы сбора психологического анамнеза, характерологический анализ личности на основе

его биографии. Изучение продуктов деятельности в клинике: сущность и назначение, принципы анализа рисунков и текстов больных, самоописания в клинике. Контент-анализ в клинике: сущность, принципы, способы анализа информации.

2.3.2. Метод наблюдения в клинике. Шкалы оценки депрессии

Метод наблюдения: виды, методы наблюдения. Шкалы оценки депрессии: принципы использования в клинике. Шкала оценки депрессии Гамильтона. Шкала оценки депрессии Монтгомери-Айсберг.

2.3.3. Шкалы наблюдения в решении различных клинических задач

Шкалы оценки тревоги. Шкала оценки тревоги Гамильтона. Шкалы оценки клинических состояний. Шкалы оценки уровня социального функционирования. Шкала оценки обсессивно-компульсивной симптоматики. Принципы использования шкал наблюдения в клинике.

2.4. Психодиагностика интеллекта и когнитивных функций в клинике

2.4.1. Использование когнитивных тестов в клинике

Классификация когнитивных тестов, используемых в клинике. Тесты отдельных когнитивных процессов: применение в клинике. Тесты общего уровня интеллектуального развития: применение в клинике.

2.4.2. Использование тестов интеллекта в клинике

Тест интеллекта Векслера: возможности применения в клинике. Клинико-психологическая характеристика отдельных субтестов интеллекта Векслера. Техника проведения исследования тестом Векслера в психиатрической клинике. Клинико-психологический анализ результатов исследования тестом Векслера. Результаты исследования методикой Векслера больных различными психическими расстройствами.

2.5. Клинические опросники и шкалы

2.5.1. Клинико-психологическая диагностика депрессии

Общая характеристика опросников в клинической психодиагностике. Назначение клинических опросников и шкал. Шкалы и опросники клинико-психологической оценки депрессии. Шкала самооценки депрессии Бека. Шкала самооценки депрессии Зунга. Опросник депрессивных состояний.

2.5.2. Клинико-психологическая диагностика тревожных состояний

Шкалы и опросники клинико-психологической оценки тревоги. Шкала ситуационной и личностной тревоги Спилбергера. Интегративный тест тревожности. Шкала «Уровень невротической астении»

2.5.3. Многошкальные клинические опросники

Многошкальные клинические опросники. Опросник невротических расстройств-симптоматический. Опросник невротических и неврозоподобных расстройств.

2.6. Специализированные личностные опросники и шкалы в клинике

2.6.1. Диагностика отдельных психологических конструктов в клинике

Характеристика специализированных личностных опросников в клинической психодиагностике. Клинически значимые психологические конструкты. Оценка локуса контроля в клинике, методика «Уровень субъективного контроля». Оценка алекситимии в клинике, Торонтская алекситимическая шкала. Оценка психической ригидности, методика «Томский опросник ригидности». Оценка психосоматических стилей поведения, тест Дженкинса. Методики оценки качества жизни и психического здоровья.

2.6.2. Оценка отношений в клинике

Конструкты самоотношение и самовосприятие, клинико-психологическое значение. Методы оценки самоотношения и самооценки в клинике. Диагностика отношения к болезни, методика «Тест отношения к болезни». Методы оценки семейных отношений в клинике. Методы оценки межличностных конфликтов в клинике. Методы исследования межличностных отношений в клинике.

2.6.3. Оценка уровня психической адаптации в клинике

Шкалы диагностики уровня психической адаптации. Шкала «Уровень невротизации». Тест нервно-психической адаптации: применение в клинике. Опросник нервно-психического напряжения: применение в клинике. Методы оценки уровня фрустрированности в клинике.

2.6.4. Оценка копинг-поведения в клинике

Методики диагностики внутриличностных конфликтов в клинике. Методы оценки копинг-поведения в клинике. Методики диагностики механизмов психологической защиты в клинике. Копинг-тест Лазаруса. Опросник «Индекс жизненного стиля». Опросник Хайма.

2.7. Многошкальные личностные опросники в клинике

2.7.1. Использование в клинике многошкальных личностных опросников

Общий обзор и классификация многошкальных личностных опросников в клинической психодиагностике. Использование опросников черт личности в клинике. Типологические опросники в клинике. Многомерные и системные личностные опросники: использование в клинике.

2.7.2. Клинико-психологический анализ профилей Миннесотского многофазного личностного опросника (MMPI)

Принципы и стратегии интерпретации профиля MMPI в клинике. Клинико-психологический анализ профилей MMPI при различных психических расстройствах. Типы профилей MMPI при тревожных расстройствах. Типы профилей MMPI при депрессии. Типы профилей MMPI при расстройствах личности. Клинико-психологический Анализ взаимоотношений между шкалами в профиле. Системная оценка профиля MMPI.

2.8. Проективные методики в клинической психодиагностике

2.8.1. Тематический апперцептивный тест и тест незаконченных предложений: применение в клинике

Клинико-психологическая оценка концепции проективной психодиагностики. Проективная гипотеза. Классификация проективных методов. Метод рисуночной ассоциации С. Розенцвейга, применение в клинике. Тест незаконченных предложений. Возможности использования в клинике. Метод портретных выборов, тест восьми влечений Л. Сонди. Общая характеристика Тематического апперцептивного теста (ТАТ). Психологическая характеристика стимульных карт ТАТ. Применение в клинике.

2.8.2. Цветовые и графические проективные методики: применение в клинике. Метод Г. Роршаха

Цветовой тест Люшера. Характеристика, возможности применения в клинике. Цветовой тест отношений. Общая характеристика методики Роршаха. Структура Интегативной Системы психодиагностики методом Роршаха (ИСИПМЕР). Модель функционирования личности в рамках ИСИПМЕР. Метод пиктограмм как проективная методика. Рисуночные проективные методики в клинике.

2.9. Психосемантические методы в клинической психодиагностике

Основы экспериментальной психосемантики. Возможности применения психосемантических методик в клинике. Методики, основанные на семантическом дифференциале. Техника репертуарных решеток: сущность, этапы проведения исследования.

    1. Методы психодиагностики в психотерапии

Задачи и функции психодиагностических методов в психотерапии. Постановка целей психотерапии на основе данных психодиагностики. Оценка предикторов и детерминант психотерапии. Оценка прогноза терапевтических отношений. Оценка личностных особенностей пациента и планирование вмешательства. Оценка эффективности проводимой психотерапии.

2.11. Основы компьютерной клинической психодиагностики

Исторические аспекты компьютерной психодиагностики. Основные парадигмы и технологии конструирования компьютерных психодиагностических методик. Технология инженерии знаний. Компьютер как организатор стимульного материала. Компьютерный психодиагностический инструментарий. Организация компьютерного психодиагностического исследования.

2.12. Психодиагностика суицидального риска в клинике

Психологические концепции суицидального поведения. Проблемы психодиагностической оценки суицидального риска. Классификация суицидальной активности. Шкалы оценки суицидальной активности. Принципы клинико-психологической оценки суицидального риска.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Литература

Основная:

  1. Анастази, А. Психологическое тестирование. /А. Анастази, С. Урбина. – СПб.: Питер, 2001. – 688 с.

  2. Ассанович, М.А. Основы клинической психодиагностики. /М.А. Ассанович. - Гродно, 2004. - 148 с.

  3. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика. Учебник для вузов./ Л.Ф.Бурлачук. – СПб.: Питер, 2006.-378с.

  4. Вассерман, Л.И. Медицинская психодиагностика: теория, практика, обучение./ Л.И. Вассерман, О.Ю. Щелкова. -СПб, 2003.- 736 с.

Дополнительная:

  1. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. /Л.Ф. Бурлачук. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008.- 688с.

  1. Белый, Б.И. Тест Роршаха: практика и теория. /Б.И.Белый – СПб.: Питер, 1992.- 200 с.

  2. Березин, Ф.Б. Методика многостороннего исследования личности./ Ф.Б. Березин М.П. Мирошников, Е.Д. Соколова – М., 1994. – 245 с.

  3. Блейхер, В.М. Практическая патопсихология. В.М./ Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков– Р н/Д, 1996. – 457 с.

  4. Лукин, С.Е. Тест Рисуночной Ассоциации С. Розенцвейга./ С.Е. Лукин, А.В. Суворов – СПбю:Питер, 1993. – 56 с.

  5. Мельников, В.М. Введение в экспериментальную психологию личности./ В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский - М.: Просвещение, 1985. - 319 с.

  6. Собчик, Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики./ Л.Н. Собчик .– Москва, 1998. - 510 с.

  7. Червинская, К.Р. Компьютерная психодиагностика./ К.Р. Червинская– СПб.: Речь, 2003. -336с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. О специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию протокол №2 от 23 (4)

    Пояснительная записка
    В.А.Карпюк, доцент кафедры медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук,
  2. О специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию протокол №2 от 23 (2)

    Пояснительная записка
    Л.Ф.Мирзаянова, профессор кафедры психологии Учреждения образования «Барановичский государственный университет», кандидат психологических наук, доцент
  3. О специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию протокол №2 от 23 (3)

    Пояснительная записка
    П.А.Ковалевский, доцент кафедры педагогики и психологии детства Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», кандидат психологических наук,
  4. Программа по внутренним болезням и военной-полевой терапии для студентов высших медицинских учебных заведений по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело предусматривает изучение этиологии и патогенеза,

    Программа
    В.И.Шишко, заведующий кафедрой факультетской терапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук;
  5. Пояснительная записка По данным Всемирной организации здравоохранения (воз) у 2,5-3% новорожденных диагностируются различные врожденные пороки развития и наследственные заболевания.

    Пояснительная записка
    Н.С.Парамонова, заведующая кафедрой педиатрии №2 Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук,

Другие похожие документы..