Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Готическое искусство представляет следующую после романского ступень развития средневекового искусства. Название это условно. Оно было синонимом варва...полностью>>
'Документ'
25 октября 1967 года в Москве при Центральном правлении Научно-технического общества приборостроения был создан Общественный институт по проблеме энер...полностью>>
'Закон'
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потр...полностью>>
'Календарно-тематический план'
Оценка жизненно важных функций организма при реанимации: Электоэнцефалография (норма, на фоне наркоза, признаки гипоксии, гиперкапнии, гипокапнии). О...полностью>>

Методика использование средств информационных технологий при изучении наглядной геометрии в 5-6 классов

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Московской области

ГОУ «Педагогическая академия»

Инвариантный академический модуль

«Образование и общество. Актуальные проблемы

психологии и педагогики»

Формирование информационно-коммуникационной культуры педагога

Автор проекта:

Н.А. Митронова,

учитель математики

МОУ г.о.Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

Руководитель:

Е.А.Башмакова, кандидат

педагогических наук, доцент

Москва 2011

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение_______________________________________________ 2 – 6

  2. Информационная культура учителя как основа продвижения

информационно-коммуникационных технологий в сферу

образования____________________________________________ 7 – 10

3. Уровни формирования информационно-коммуникационной

компетентности педагогов________________________________ 11 – 14

4. Методика использование средств информационных технологий

при изучении наглядной геометрии в 5-6 классов ___________ 15 – 20

5. Заключение __________________________________________ 19 – 21

6. Приложения _________________________________________ 22 - 34

7. Список литературы ____________________________________ 35

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы

Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация образовательного учреждения. Это и создание единого информационного образовательного пространства образовательного учреждения, города, района, страны; и использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ОУ; и разработка интегрированных уроков; и проектная деятельность; и активное использование Интернет в образовании.

Для создания, развития и информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный нашей системой образования”.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий в системе школьного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.

Становится аксиомой и то, что использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы. 

Для достижения полноты и качества использования научных и практических знаний в образовательной деятельности образовательных учреждений требуется создать в границах их "производственных" процессов эффективную систему информационного обеспечения. Для этого необходимо, чтобы качественно заработал каждый ее элемент.

Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и школьников.

Информатизация школьного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.

Анализируя деятельность нашего общеобразовательного учреждения, хочется отметить, что использование педагогами ИКТ в работе с детьми и родителями находится на среднем уровне.

Работа педагогического коллектива характеризуется целостностью и предусматривает взаимосвязь между различными видами деятельности. Педагоги школы активно внедряют новые образовательные технологии в образовательный процесс, такие как метод проектов, технологию портфолио, игровые технологии и т. д. 67% педагогического коллектива владеют персональным компьютером. Из них: 42% – начинающих пользователей; 33%- пользователь; 25%– продвинутый пользователь.

Большое внимание в ОУ уделяется работе с родителями, сложилась система, позволяющая вовлекать их в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения. Для этого применяются различные формы: общешкольные родительские собрания, спортивные праздники, выставки, встречи со специалистами различного профиля, лектории. Проводятся индивидуальные и групповые консультации. Систематически выявляется позиции педагогов и родителей по актуальным проблемам. Однако остается проблемой привлечение родителей к созданию совместных проектов. В связи с этим нужно построить работу с родителями так, чтобы они были заинтересованы в успехах свих детей и стремились всячески помочь школе в создании единого образовательного пространства через организацию сотрудничества семьи и школы.

На наш взгляд, основные трудности возникают при реализации сотрудничества учреждения и семьи при использовании только традиционных методов и форм работы с семьей. В то время как необходимо иное решение задач сотрудничества педагогов и родителей.

Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе школы, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

В то же время информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива и родителей при обучении и воспитании школьников.

Наличие у школы собственного сайта в сети Интернет, электронного журнала предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ОУ, класса, расписании уроков, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.

Такой режим информационного взаимодействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации. На сайте ОУ может быть реализована подсистема разделения прав и полномочий пользователей, а каждый родитель может обладать своим "ключем" для входа на такой сайт.

Кроме этого сайт школы или других образовательных учреждений может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц таких сайтов родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию школьников.

Телекоммуникации позволяют родителям в реальном режиме времени отслеживать воспитательно-образовательный процесс своих детей, получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с педагогом.

В то же время, поскольку взаимодействие семьи и школы играет важную роль в развитии ребенка, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления использования новых технологий, нетрадиционных форм, а также использование ИКТ во взаимодействии школы с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

В связи с этим и возникла необходимость создания проекта Формирование информационно-коммуникационной культуры педагога.

Значимость проекта «Формирование информационно-коммуникационной культуры педагога, состоит в том, чтобы достичь информатизации педагога, родителей и социума , а педагогическим работникам активизировать использование информационно – коммуникативные технологии в работе с детьми. Мы работаем над тем, чтобы создать единую информационную среду в школе.

Реализация проекта осуществляется через создание информационной среды, через обучение педагога ИКТ, уроков с обучающимися с использованием ИКТ,

Проблема. Сегодня перед педагогическим коллективом встают огромного значения и объема задачи формирования информационной культуры педагогов, родителей и детей, для чего необходимо внедрить информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательный процесс образовательного учреждения.

Цель. Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе школы, для создания единой информационной среды, формирование информационно-коммуникационной культуры педагогов.

Задачи проекта

  1. Создать комплексную интегрированную модель непрерывного формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов

  2. Интегрировать, внедрить информационные технологии в процессы воспитания и обучения.

  3. Создать банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ОУ.

  4. Разработать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов (детей, родителей, педагогов) учреждения, обусловливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка.

Ожидаемые результаты

  1. Повышение эффективности процесса обучения.

  2. Активизация познавательной деятельности детей.

  3. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов.

  4. Выявление уровня психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей.

  5. Раскрытие личностного потенциала школьников в воспитательной системе школы и семье.

  6. Реализация личностно- профессионального роста педагогов.

  7. Повышение педагогической культуры педагогов и родителей.

В результате реализации проекта качественно изменится работа педагогов, которые смогут эффективно решать задачи воспитания и обучения детей школьного возраста и во взаимодействии школы и семьи. Будет продолжена работа по привлечению узких специалистов (психологов, логопедов, врачей) и в дальнейшем открытие в школе консультационного центра по внедрению в образовательный процесс ИКТ для педагогов и родителей.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВА ПРОДВИЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРУ ОБРАЗОВАНИЯ

Одной из главных целей современного образования становится формирование готовности личности к жизнедеятельности в информационном обществе, неотъемлемым атрибутом которого является стремительное развитие и проникновение во все сферы жизни человека информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Соответственно, в современном информационном обществе особую роль играет способность учителя решать широкий круг профессиональных, познавательных, досуговых, бытовых и иных задач с использованием компьютера, коммуникационных технологий, включая радио, телевидение, мобильную телефонию, Интернет, сетей для обработки данных и т. д.

Профессиональное овладение учителем ИКТ предполагает:

  • осознание включенности системы образования в глобальные информационные процессы;

  • готовность к освоению способов эффективного доступа к практически неограниченному объему информации и аналитической обработке этой информации;

  • стремление к формированию и развитию личных творческих качеств, дающих возможность генерации педагогических идей в современной информационной среде с целью получения инновационных педагогических результатов, а также создание собственной инфосреды;

  • готовность к совместному со всеми субъектами информационного взаимодействия освоению научного и социального опыта, совместной рефлексии и саморефлексии;

  • освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, представления, передачи и интеграции информации (в том числе в рамках выбранной предметной области);

  • готовность к использованию современных интерактивных телекоммуникационных технологий как важного аспекта профессионального роста в условиях непрерывного образования в постоянно меняющемся информационном обществе.

Особо следует подчеркнуть, что в настоящее время овладение педагогом ИКТ становится важной составляющей его профессионализма. Поэтому чрезвычайно актуальным является такое обучение педагогов, которое основано не только на фундаментальных знаниях в избранной области (математика, химия, биология, литература и т. д.), в педагогике и психологии, но и на общей культуре, включающей информационную.

 Приоритетные качества, необходимые современному учителю для эффективной и успешной работы, которые целесообразно обозначить сквозь призму наиболее современных и актуальных подходов к образованию: компетентностного, личностно-деятельностного и культурологического.

Компетентностный подход в образовании, по мнению В.А. Болотова и В.В. Серикова, связан с таким видом содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения профессиональных проблем, выполнение ключевых функций, социальных ролей, компетенции. Среди множества компетенций, которыми должен обладать учитель, можно выделить ключевые, универсальные по своему характеру и степени применимости: социальную, коммуникативную, учебно-познавательную и информационную.

Особое место среди них занимает информационная компетенция личности, формирующая умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Неправомерными, на мой взгляд, являются трактовки информационной компетенции только как умения работать на ЭВМ и освоения новых информационных технологий. На самом деле, информационная компетенция является базовой даже для ключевых, универсальных компетенций, поэтому овладение ею становится успешным залогом любой профессиональной деятельности, в том числе и педагогической. Основное содержание информационной компетентности учителя включает:

  1. умение рационально работать с информацией: знать особенности информационных потоков в своей предметной области, владеть основами аналитико-синтетической переработки информации;

  2. освоение технологий подготовки педагогической информационной продукции;

  3. использование новых информационно-коммуникационных технологий и владение конкретными навыками по использованию технических средств как непосредственно в образовательном процессе, так и в самостоятельной работе по повышению профессиональной квалификации.

Личностно-деятельностный подход в формировании информационной компетентности учителя напрямую зависит от степени и качества технологических изменений в профессиональной работе и позволяет ответить на вопрос не только «что делать», но и «как делать». Учителю, работающему в инновационном режиме, приходится выполнять следующие виды деятельности:

  1. технологически разрабатывать и процессуально моделировать образовательный процесс в целом;

  2. составлять диагностические программы, методики, выявляющие состояние образовательного процесса в его различных характеристиках;

  3. прослеживать учебные продвижения учащихся;

  4. анализировать опыт коллег, свой инновационный опыт;

  5. разрабатывать новые технологии обучения, предметные методики преподавания, организовывать новые коммуникативные структуры в процессе обучения.

Конечным итогом всей этой многообразной деятельности являются новые информационные продукты: перспективные планы, концептуальные модели, учебные и учебно-методические пособия, рекомендации, аналитические отчеты, обобщения опыта работы, проекты, модели педагогического эксперимента, лекции, поурочные разработки, планы-конспекты и др. Их качественная подготовка невозможна, если учитель не обладает высоким уровнем информационной компетентности.

Учитель с высоким уровнем педагогической культуры не только сохраняет и воспроизводит культурные образцы практической деятельности, но и сам творит их, создает авторские педагогические «произведения» — системы, методики, технологии.

Таким образом, если рассматривать информационную компетентность сквозь призму личностно-деятельностного и культурологического подхода, то ее можно и должно считать составляющей более широкого понятия — информационной культуры учителя.

Информационную культуру педагога можно представить через следующие системно моделирующие профессиональные качества:

  • инновационное мышление и способы деятельности, соответствующие высокому уровню информационной компетентности;

  • деятельностная направленность профессионального образования и самообразования, проявляющаяся в освоении и создании новых инновационных продуктов и инновационных технологий, апробированных на практике;

  • способность к культуротворчеству, выражающемуся в создании творческих информационных педагогических разработок.

Обладая перечисленными профессионально-педагогическими качествами, которые приобретаются в процессе формирования информационной культуры, учитель может успешно и эффективно работать в среде образовательной инновации.

УРОВНИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО – 
КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

       Исследуя  информационную компетентность, мы учитывали, что данное понятие многоплановое, так как для выработки соответствующих способностей требуется значительное интеллектуальное развитие, проявление таких качеств, как абстрактное мышление, алгоритмическое мышление, саморефлексия, определение собственной позиции и т.д. (к примеру, выбор значимой для педагога информации требует развития таких личных качеств, как самостоятельность и критичность). Значит, необходимы различные типы действий: умение действовать автономно, использовать интерактивные режимы, входить в различные социальные группы и функционировать в них. 
       Информационно-коммуникационная компетентность (ИКТ-компетентность) современного преподавателя, определяющая его готовность к работе в новых условиях информатизации образовании, это:
          - способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
          - его, уже состоявшееся, личностное качество, характеристика, отражающая реально достигнутый уровень подготовки в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности;
          - особый тип организации предметно-специальных  знаний, позволяющих правильно оценивать ситуацию и принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности, используя ИКТ. 
     Следует помнить, что ИКТ-компетентность преподавателя пронизывает все виды его профессиональной деятельности и носит «надпредметный», общеучебный, общеинтеллектуальный характер. Связано это, в первую очередь, с необходимостью и готовностью работать в новой информационной образовательной среде (ИОС), принципиальное отличие которой от традиционной заключается  в специфике ее технологической подсистемы.

      Но для эффективного использования возможностей  ИОС педагог сам должен обладать полным набором пользовательских, ориентировочных, инструментальных компетенций. Являясь участником единой ИОС, образовательной среды ОУ, преподаватель сам должен уметь формировать  локальную образовательную среду на своем учебном занятии. Под информационной образовательной средой учебного занятия обычно понимается специально организованный комплекс компонентов, обеспечивающих системную интеграцию ИКТ в педагогическую систему учебного занятия с целью построения личностно ориентированной педагогической системы.
     Причем, анализ показал, что понятие «информационная компетентность» не является однозначно определенным. Его рассмат­ривают с разных сторон, и как составляющую профес­сиональной компетентности, и как составляющую информационной культуры личности. К числу значимых признаков относят знание инфор­матики как предмета, использование компьютера как необходимого технического средства, выраженность активной социальной позиции и мотивации субъектов образовательного пространства, совокупность знаний, умений и навыков по поиску, анализу и использова­нию информации.
Обычно при исследовании проблем формирования конкретной компетентности  выделяются три уровня владения ИКТ -компетенциями  (Приложение 1).
        - базовый - на данном уровне накапливаются базовые знания, умения и навыки, необходимые для знакомства с компьютерной грамотностью; применение ИКТ на данном уровне минимально (владение общими приемами создания, редактирования, сохранения, копирования и переноса информации в электронном виде, представление информации средствами презентационных технологий, освоение навыков поиска информации в сети Интернет и т.д., выбор способа сетевого взаимодействия (или их комбинации), наиболее соответствующего характеру проблемы и позволяющего выработать пути ее решения наиболее оптимальными способами); 
        - технологический (на данном уровне ИКТ становятся инструментом в осуществлении прикладной деятельности (оценка потенциала Интернет-ресурсов, степени их интерактивности и информативности с позиций целевой предметной области; анализ программных средств и ресурсов сети глобальной компьютерной сети с учетом основных технологических, экономических, эргономических и технических требований; оценка качества, средств и форм представления в глобальной сети Интернет программно-технологического и информационного обеспечения и др.); 
        - практический (профессиональный) - на данном уровне целесообразно говорить о создании новых инструментов для осуществления информационной деятельности.
    В соответствии с трехуровневой моделью ИКТ - компетенции у преподавателя-предметника можно выделить:
        - базовый уровень – инвариант знаний, умений и опыта, необходимый преподавателю-предметнику для решения образовательных задач средствами ИК - технологий общего назначения;
        - предметно-ориентированный уровень – освоение ИКТ и формирование готовности к внедрению в образовательную деятельность специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета; 
        - педагогический (психолого-педагогический, методический, творческий) уровень – разработка собственных электронных средств учебного назначения, использование средств ИКТ для решения профессиональных и личных задач.

        Причем, следует отметить, что четко определенной и единой системы показателей ИКТ-компетенций нет, как и самого перечня ИКТ-компетенций, характерных для конкретных преподавателей ОУ различного уровня и направленности.
             В соответствии с этим набор базовых ИКТ-компетенций для преподавателя может включать в себя следующие группы: наличие общих представлений в сфере ИКТ; наличие представлений об электронных образовательных ресурсах; владение интерфейсом операционной системы; наличие общих представлений в сфере мультимедиа; владение техникой подготовки графических иллюстраций на основе растровой графики; владение навыками пользователя офисных технологий в контексте подготовки дидактических средств по предметной области и рабочих документов; владение базовыми Интернет-сервисами и технологиями; владение основами технологии построения web-сайтов.
      Не менее важной проблемой после выделения конкретного перечня ИКТ-компетенций для педагогов является проблема формирования компетентности в области ИКТ у педагогических работников.       Как правило, для формирования ИКТ-компетентности педагогических работников предлагается перечень очных или дистанционных курсов, тематически охватывающий представляющую интерес предметную область.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Современные технологии в образовании современнные информационные технологии при преподавании физических дисциплин короткевич А. В., Сологуб Л. В., Пасынков А. В. (РБ, Минск, бгуир)

    Документ
    Образование, как одна из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивает формирование интеллектуального потенциала общества. По этой причине в системе образования все чаще используются современные информационные и коммуникационные
  2. Использование современных информационных технологий в преподавании математики

    Документ
    За последние годы в образовательных учреждениях республики произошли большие изменения. Школы, колледжи, институты оснащаются современной компьютерной техникой.
  3. Использование информационных технологий в обучении математике и информатике студентов средних специальных учебных заведений технического профиля 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «23» декабря 2008 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.155.09 по защите докторских диссертаций по специальностям:
  4. Computer Using Educators, Inc., Usa центр новых педагогических технологий Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик» ано «ито» Материалы

    Документ
    Материалы XV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 29 – 30 июня 2004г. г. Троицк, Московской области - МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик».
  5. Секция методики преподавания графических дисциплин с использованием современных информационных технологий обучения

    Документ
    Данная работа посвящена исследованию возможностей использования компьютерных технологий для создания обучающих и демонстрационных мультимедийных программ с целью повышения качества и скорости обучения, повышения усвояемости знаний,

Другие похожие документы..