Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Задачей охранной сигнализации является своевременное оповещение о тревожных событиях на Вашем объекте. Охранная сигнализация  дает возможность вести ...полностью>>
'Документ'
"Трансперсональная область психологии уникальна в отношении синтеза и интеграции различных областей знаний, поскольку она признает, принимает и ...полностью>>
'Документ'
Заявление Клинтон по поводу третьей годовщины смерти Анны Политковской(Госсекретарь отмечает, что непривлечение преступников к ответственности ослабля...полностью>>
'Закон'
«Моральный закон во мне» - разработка моральной философии, которую он называет «практической» (от «праксис» - поведение, действие).Практический разум...полностью>>

Программа курса № Кафедра социологии Дисциплина: Социология языка Кредит

Главная > Программа курса
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

ПРОГРАММА КУРСА № ___________

Кафедра социологии

Дисциплина: Социология языка

Кредит: 3

V или VII семестр, лекций – 40 часов, самостоятельная работа – 68 часов.

Преподаватель: старший преподаватель кафедры социологии Р.Е. Бумагин.

Часы консультаций (индивидуальной работы со студентами): по назначению и договоренности.

Телефон: (917) 595-6155

E-mail: 5428@

СОДЕРЖАНИЕ

Описание курса 3

Цель курса: 3

Содержание курса: 3

Организационно-методическое построение курса. 3

Обязательная литература: 3

Дополнительная литература: 6

Условия и критерии выставления оценок: 7

Балльная структура оценки: 7

Шкала оценок: 7

Правила выполнения письменных работ 7

Академическая этика 8

Темы лекций 8

Неделя I: 8

Неделя II: 9

Неделя III: 9

Неделя IV: 10

Неделя V: 10

Неделя VI: 11

Неделя VII: 11

Неделя VIII: 11

Неделя IX: 12

Неделя X: 12

Неделя XI: 13

Неделя XII: 14

Неделя XIII: 14

Неделя XIV: 15

Неделя XV: 16

Неделя XVI: 16

Неделя XVII: 17

Неделя XVIII: 18

Неделя XIX: 18

Неделя XX: 19

Неделя XIX: …………………………………………………………………………………… 18

Неделя XX: ……………………………………………………………………………………. 19

Описание курса

Цель курса:

Курс призван осветить состояние обширной междисциплинарной области знаний – "социологии языка" или "социальной лингвистики (социолингвистики)", – дать общее представление об основных проблемах, изучаемых социологией языка, методах их изучения, а также об истории направления.

Другая цель курса – способствовать выработке у студентов рефлексивного отношения к квазилингвистическим топикам, с каждым годом все расширяющим свое присутствие в словаре социологов: дискурс, дискурс(ив)ный анализ, язык, речь, текст, структурализм, знак, речевое поведение, речевой акт. Иным словами, эксплицировать функционирование языка в качестве объекта, предмета и инструмента социологического исследования и обозначить особое место и роль социолога в изучении социально-языковой проблематики.

Содержание курса:

В рамках курса рассматриваются проблемы на стыке языкознания и социологии с систематическими экскурсами в релевантную лингвистическую проблематику, а также проблемы и методы институционализированной социолингвистики и социологии языка. Описывается современное состояние и история междисциплинарного научного направления.

В обоснование актуальности курса отмечается, что облик современной социологии – спустя четыре десятилетия после провозглашения "лингвистического поворота" – в заметной степени определяется ориентацией на изучение языковых аспектов социального. Тенденция к заимствованию категорий и проблемных зон из сферы социологического знания наблюдается и среди лингвистов. Примерно с середины XX века в топике лингвистических штудий начинает преобладать так называемый "человеческий фактор". Отправной точкой для развертывания содержания курса служит тезис о том, что в действительности это недавнее сближение двух дисциплин является ренессансом глубинной концептуальной близости и взаимовлияния, под которым науки находились в период своего становления.

Организационно-методическое построение курса.

Спецкурс состоит из лекций, а также предусмотрено время на самостоятельную работу, в ходе которой слушатели должны подготовить одно эссе (творческую работу). В середине и конце курса в формате аудиторных занятий (2 часа) студенты пишут две контрольные работы. Курс завершается экзаменом.

Обязательная литература:

  1. Dawe A. The Two Sociologies // British Journal of Sociology. 1970. No. 21. P. 207-218.

  2. Guerin B. Gender bias in the abstractness of verbs and adjectives // The Journal of Social Psychology. 1994. Vol. 134. No. 4. P. 421-430.

  3. Krieken R., van Beyond the 'problem of order': Elias, habit and modern sociology or Hobbes was right // yd.edu.au/su/social/elias/confpap/order.html. [Date of access: 14.03.2004]. (Начало статьи).

  4. Абельс Х. Романтика, феноменологическая социология и качественное социальное исследование // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. T.1. №1. C. 114-139.

  5. Апресян Ю.Д. Идеи и методы структурной лингвистики. М., 1966.

  6. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка // Вопросы языкознания. 1995. №1. С. 37-67.

  7. Баскаков А.Н., Михальченко В.Ю. Принципы и методы социолингвистических исследований. М., 1989.

  8. Батыгин Г.С. Единицы исследования. Системные описания // Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 85-99.

  9. Батыгин Г.С. Континуум фреймов: драматургический реализм Ирвинга Гофмана // Вестник РУДН. 2002. Вып. 1.

  10. Белл Р.Т. Социолингвистика: Цели, методы и проблемы: Пер. с англ. / Под ред. А.Д. Швейцера. М.: Междунар. отношения, 1980.

  11. Бергер П., Лукман Т. Язык и знание в повседневной жизни // Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / Пер. с англ. Е.Руткевич. М.: Медиум, 1995. С. 60-79.

  12. Бок Ф.К. Структура общества и структура языка // Новое в лингвистике. Вып. 7. Социолингвистика. М., 1975.

  13. Бонфельд М.Ш. Контекст // Бонфельд М.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. Опыт системно­го исследования музыкального искусства // /fulltext/bon/fel/bonfeld/01.htm. [Date of access: 14.03.2004].

  14. Брайт У. Введение: параметры социолингвистики // Новое в лингвистике. Вып. 7. Социолингвистика. М., 1975. С. 34-41.

  15. Бумагин Р.Е. Об омнирелевантности и переменной интенсивности // Гендер: язык, культура, коммуникация. Доклады междунар. науч. конференции. Москва 27-28 ноября 2003 г. М., 2004.

  16. Вайнрайх У. Одноязычие и многоязычие//Новое в лингвистике. Вып. 6. М., 1972.

  17. Вахтин Н.Б., Головко Е.В. Социолингвистика и социология языка: Учебное пособие. СПб.: ИЦ Гуманитарная академия, 2004. 336 с.

  18. Виноградов В.В. Обзор статей по проблемам стилистики // Вопросы языкознания. 1955. №1.

  19. Витгенштейн Л. Мысли о философии (фрагменты из работ) // Путь в философию. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. С. 15-32.

  20. Геллнер Э. Слова и вещи / Перев. с англ. И.Добронравова и В.Швырева, общ. ред. и вступ. ст. В.В. Мшвениерадзе. М.: Изд-во иностранной литературы, 1962.

  21. Гофман И. Введение // Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта: Пер. с англ. / Под ред. Г.С. Батыгина и Л.А. Козловой; вступ. ст. Г.С. Батыгина. М.: Институт социологии РАН, 2003. С. 58-79.

  22. Дейк Т.А., ван. Анализ новостей как дискурса // Дейк Т.А., ван. Язык. Познание. Коммуникация. Благовещенск, 2000. C. 111–160.

  23. Живов В., Тимберлейк А. Расставаясь со структурализмом (Тезисы для дискуссии) // Вопросы языкознания. 1997. №3. С. 3-14.

  24. Звегинцев В.А. Социальное и лингвистическое в социолингвистике. М., 1996.

  25. Ионин Л.Г. Две социологии // Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2000.

  26. Карасик В.И. Глава 1. Социолингвистический аспект социального статуса человека // Карасик В.И. Язык социального статуса. М.: Гнозис, 2002.

  27. Карасик В.И. Глава 1. Социолингвистический аспект социального статуса человека // Карасик В.И. Язык социального статуса. М.: Гнозис, 2002.

  28. Кравченко Е.И. Теория социального действия: от Макса Вебера к феноменологам // Социологический журнал. 2001. № 3. С. 121-141.

  29. Крейдлин Г.Е. Глава1. Невербальная семиотика (общая характеристика) // Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. М.: Новое литературное обозрение, 2004. С. 22-24.

  30. Крысин Л.П. Владение разными подсистемами языка как явление диглоссии//Социально-лингвистические исследования. М., 1976.

  31. Лабов У. Исследование языка в его социальном контексте // Новое в лингвистике. Вып. 7. Социолингвистика. М., 1975.

  32. Лингвистический энциклопедический словарь (ЛЭС) / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990.

  33. Макдэвид Р.И. Диалектные и социальные различия в городском обществе // Новое в лингвистике. Вып. 7. Социолингвистика. М., 1975.

  34. Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. М., 1996.

  35. Монсон П. Лодка на аллеях парка // Монсон П. Лодка на аллеях парка. Введение в социологию. / Пер. с швед. М.: Весь мир. 1995.

  36. Моррис Ч.У. Основания теории знаков // http://elenakosilova.narod.ru/studia/sinn/morris.htm [Date of access: 15.12.2004].

  37. Николаева Т.М. Лингвистика на исходе ХХ века // Николаева Т.М. От звука к тексту. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 16-19.

  38. Общая риторика. М.: Прогресс, 1986.

  39. Остин Дж. Истина // /library/lang/austin.html#_ftn1 [Date of access: 15.12.2004].

  40. Пешё М. Контент-анализ и теория дискурса / Пер. с франц. И.Б.Иткина // Квадратура смысла: французская школа анализа дискурса / Пер. с фр. и португ. / Общ. ред. и вступ. ст. П.Серио; предисл. Ю.С.Степанова. М.: Прогресс, 1999. 310-319.

  41. Пешё М. Прописные истины: лингвистика, семантика, философия / Пер. с франц. Л.А.Илюшечкиной // Квадратура смысла: французская школа анализа дискурса / Пер. с фр. и португ. / Общ. ред. и вступ. ст. П.Серио; предисл. Ю.С.Степанова. М.: Прогресс, 1999. 225-236.

  42. Пульчинелли Орланди Э. К вопросу о методе и объекте анализа дискурса / Пер. с португ. Б.П. Нарумова // Квадратура смысла: французская школа анализа дискурса / Пер. с фр. и португ. / Общ. ред. и вступ. ст. П.Серио; предисл. Ю.С.Степанова. М.: Прогресс, 1999. 197-224.

  43. Рождествнский Ю.В. Очерки по истории лингвистики. М., 1975.

  44. Рябинская Н.С. Речь как социальное действие: основные понятия дискурсивного анализа // Социологический журнал. 2002. №4. С.78-91.

  45. Сепир Э. Грамматист и его язык // Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Пер. с англ. Е.Н. Перцов; общ. ред. Е.А.Кибрик. М.: Прогресс, 1993. С. 248-258.

  46. Серио П. Как читают тексты во Франции / Пер. с франц. И.Н.Кузнецовой // Квадратура смысла: французская школа анализа дискурса / Пер. с фр. и португ. / Общ. ред. и вступ. ст. П.Серио; предисл. Ю.С.Степанова. М.: Прогресс, 1999. 12-53.

  47. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию М.: Прогресс, 1977.

  48. Табуре-Келлер А. К изучению двуязычия в социологическом плане // Новое в лингвистике. Вып. 6. Языковые контакты. М., 1972.

  49. Телия В.Н. Механизмы экспрессивной окраски языковых единиц // Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности. М.: Наука, 1991.С. 33-67.

  50. Тондл Л. Проблемы семантики. М.: Прогресс, 1975.

  51. Уорф Б.Л. Наука и языкознание: о двух ошибочных воззрениях на речь и мышление… / Пер. с англ. Е.С. Кубряковой, В.П.Мурат // Т.1. М.: Прогресс, 1999. C. 92-106.

  52. Уэст К., Зиммерманн Д. Создание гендера // Хрестоматия феминистских текстов: Переводы СПб.: Изд-во "Дмитрий Буланин", 2000. С. 193-219.Швейцер А.Д. О микоросициологии и макросоциологии языка. М., 1970.

  53. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. № 2. 129-137.

  54. Эко У. Размышления 1971/1972 // Эко У. Отсутствующая структура: введение в семиологию. СПб: Изд-во "Симпозиум", 2004. С. 14-34.

  55. Ярцева В.Н. Проблема вариативности на морфологическом уровне языка // Формальное и семантическое варьирование. М.: Наука, 1979. С. 7-26.

Дополнительная литература:

  1. Арчер М. Реализм и морфогенез / Пер. с англ. О.А. Оберемко // Социологический журнал. 1994. №4. С.50-68.

  2. Береговская Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания. 1996. №3.

  3. Витгенштейн Л. Философские исследования // http://www.philosophy.ru/library [Date of access: 08.12.2004].

  4. Земская Е. А. Речь эмигрантов как свидетельство роста аналитизма в русском языке//Жизнь языка: Сб. ст. к 80-летию М. В. Панова. М.: Языки славянской культуры, 2001. С. 68–76.

  5. Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка / Пер. с нем. А.В. Резина // Путь в философию. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. С. 42-61.

  6. Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М: Изд-во "Институт социологии РАН", 1999.

  7. Лакатос И. Глава 2. Фаллибилизм против фальсификационизма // Фальсификация и методология научно-исследовательских программ: Пер. с англ. М.: Медиум, 1995.

  8. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ: Пер. с англ. М.: Медиум, 1995.

  9. Николаева Т.М. Лингвистическая теория и языковые изменения // Николаева Т.М. От звука к тексту. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 19-29.

  10. Телия В.Н. Русская фразеология: семантические, прагматические и лингвокультурологи-ческие аспекты. М.: Школа "Языки русской культуры", 1996.

  11. Уорф Б.Л. Отношение норм сознания и поведения к языку // Зарубежная лингвистика. Т.1. М.: Прогресс, 1999. C. 58-92.

  12. Фреге Г. Смысл и значение // /library/lib.css [Date of access: 08.12.2004].

  13. Шафф А. Введение в семантику / Пер. с польск. М.: Изд-во иностранной литературы, 1963.

  14. Шлик М. О фундаменте познания // Аналитическая философия: Избранные тексты / Сост., вступ. ст. и прим. А.Ф.Грязнова. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 33-50.

  15. Якобсон Р. Часть и целое в языке / пер. с англ. О.В. Звегинцевой // Якобсон Р. Избранные работы. М.: Прогресс, 1985. c. 301-305.

Условия и критерии выставления оценок:

В итоговую оценку включаются: посещение лекций, результаты контрольных (тестовых) испытаний, учитывается работа на лекциях (facework, количество вопросов на уточнение и т.п.).

Балльная структура оценки:

Посещение занятий – 28 баллов

Внутрисеместровая аттестация – 40 баллов

Итоговая аттестация – 40 баллов

Всего – 108 баллов

Шкала оценок:

(Оставляется строка, которая соответствует количеству кредитов)

Неуд

3

4

5

Кредит

Сумма баллов

F

FX

E

D

C

B

A

2

2+

3

3+

4

5

5+

3

108

менее 37

37

55

64

73

91

100

Пояснение оценок

A

Выдающийся ответ

B

Очень хороший ответ

C

Хороший ответ

D

Достаточно удовлетворительный ответ

E

Отвечает минимальным требованиям удовлетворительного ответа

FX

Оценка 2+ (FX) означает, что студент может добрать баллы только до минимального удовлетворительного ответа

F

Неудовлетворительный ответ (либо повтор курса в установленном порядке, либо основание для отчисления)

Правила выполнения письменных работ

Тестовая работа проверяет усвоение материала курса, рекомендуемой литературы, умение самостоятельно оперировать изученными категориями / концептуальными моделями. Работа выполняется в аудитории. Время, выделяемое на выполнение контрольного задания 2 академических часа. Объем тестовой работы – не более 2 страниц (1 лист) рукописного текста.

Реферативный компонент в аттестационной работе должен быть уравновешен критической оценкой рассматриваемого материала. Работа должна представлять собой сочетание простого повествования и попытки самостоятельной проблематизации / реконцептуализации той или иной темы/категории.

Академическая этика

В рамках курса предъявляются минимальные требования к дисциплине и повышенные ожидания в отношении самоконтроля и способности проявлять уважение к коллегам. Минимальные требования к объемам контрольных работ, устных оригинаций на фоне максимальной научной честности и способности констатировать собственное непонимание (ингерентную некогерентность?) материала. Здесь же: соблюдение всех правил цитирования, соблюдение высоких научных стандартов в работе с оригинальными текстами. Минимальный дидактизм и отношение к студентам как к равным, как к коллегам. Минимальное количество навязываемых в рамках курса ключевых тезисов и минимальный уровень категоричности в озвучивании этих положений. Минимальное количество дефиниций и максимальное число разоблаченных концептуальных монстров – дидактических штампов, тавтологий, алогизмов. Никакого освобождения от итоговых испытаний и минимум "назидательно-надзирательного террора" на испытаниях.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа курса для магистров-историков религии, секты и духовные практики восточной азии

    Программа курса
    Программа должна ознакомить студентов-магистров с историей, спецификой, современным состоянием духовных учений Восточной Азии. Она призвана способствовать:
  2. Программа курса российское малое предпринимательство: тенденции развития и институциональная среда для специальности 020300 Социология 3-я ступень высшего

    Программа курса
    Требования к студентам: Студенты, приступающие к изучению курса, должны иметь базовые знания в области экономической теории в объеме «Микроэкономика-2» и прослушать курсы «Институциональная экономика», «Сравнительный анализ экономических систем».
  3. Программа курса «Современные политические теории» для студентов факультета Политологии Москва 2001

    Программа курса
    Методические материалы содержат обоснование целей и задач курса, его предмета и методов, раскрывают содержание лекционных и практических занятий. Они также включают список рекомендуемой литературы, перечень вопросов для повторения,а
  4. Программы итоговых государственных экзаменов по дисциплинам: Теория государства и права

    Документ
    Издание представляет собой учебно-методическое пособие, предназначенное студентам, преподавателям, сотрудникам института для подготовки и сдачи итоговых государственных экзаменов по теории государства и права, гражданскому праву,
  5. Программа курса, методические указания по выполнению контрольных работ, планы семинарских занятий и экзаменационные вопросы для студентов 1-го курса заочной формы обучения Хабаровск 2006

    Программа курса
    Программа курса, методические указания по выполнению контрольных работ, планы семинарских занятий и экзаменационные вопросы для студентов 1-го курса заочной формы обучения

Другие похожие документы..