Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
по государственным закупкам услуг по обеспечению благоустройства и озеленения, обеспечение санитарии, освещение улиц населенных пунктов на территории...полностью>>
'Документ'
Українська Гетьманська держава за роки свого існування мала 17 гетьманів. Усі вони були носіями ідеї незалежної самостійної Української держави. Втіле...полностью>>
'Документ'
Такой вид ответственности, как применение принудительных мер воспитательного характера предусмотрен, за редкими исключениями, специально для несоверш...полностью>>
'Документ'
В странах СНГ, где нет государственных законов о прожиточных минимумах, необходимо ускорить их принятие. Об этом заявил руководитель департамента Все...полностью>>

История налогообложения

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ИСТОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В 1917-1920 гг.

С установлением советской власти налоговая система России, как и все финансовое хозяйство в целом, потребовала коренных преобразований. Сложные военно-политические и социально-экономические условия того времени серьезно затрудняли этот процесс. К тому же финансовые и банковские работники нередко прибегали к саботажу, между центром и местами были нарушены нормальные хозяйствен-: ные и финансовые связи, капиталистические элементы всячески уклонялись от уплаты налогов. В результате прекратилось поступлет ние в казну налогов и других бюджетных доходов. Все это усугубляло и без того весьма тяжелое финансовое положение страны. Государ* ственные предприятия, которые ранее были казенными, пребывали в таком состоянии, что им самим была необходима финансовая помощь. Крестьянство выжидало. В этой обстановке Советское правид тельство использовало метод контрибуций с капиталистических эле* ментов.

Еще на VI съезде РСДРП(б), состоявшемся в июле — августе 1917 г., в случае прихода большевиков к власти намечалось проведе,-ние целого ряда финансовых мероприятий, в том числе и преобразо» вание всей налоговой системы, что предполагалось осуществить пут тем введения поимущественного налога, налога на прирост имущест~ и высоких косвенных налогов на предметы роскоши, реформы подоходного налога и постановки оценки доходов имуществ под действи тельный контроль как в центре, так и на местах1.

1 Марьяхин Г.Л. Очерки истории налогов с населения в СССР. М.: Финанс" 1964.

9.1. ОТ КОНТРИБУЦИЙ К РЕГУЛЯРНОМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ

Сразу после установления диктатуры пролетариата новая налоговая политика стала проводиться в жизнь. Первым шагом в этой области явилось обязательное взыскание старых налогов: подоходного, единовременного налога на прибыль и временного налога на прирост прибылей. Предоставленные Временным правительством отсрочки и рассрочки этих платежей были отменены декретом СНК от 24 ноября (7 декабря) 1917 г. «О взимании прямых налогов». Они должны были вноситься в твердо установленные сроки, нарушение которых грозило конфискацией всего имущества. В первые месяцы после переворота ввиду отсутствия нового налогового аппарата, с помощью которого можно было бы обеспечить взыскание налогов с буржуазии, контроль за своевременной их уплатой был возложен на местные Советы.

Первое время после Октябрьской революции в налогообложении преобладали контрибуции и старые виды налогов — подоходный, налог на денежные капиталы, поземельный, общегосударственный промысловый, налог с национализированных и муниципализированных городских недвижимых имуществ, а также некоторые другие1. Соответствующими декретами взимание налогов было продлено на 1918 г. В Обращении правительства к народу, опубликованном 20 ноября (3 декабря) 1917 г., говорилось, что, не устанавливая сейчас новых налогов, правительство в первую очередь ставит своей задачей строжайший учет и контроль в деле взимания установленных ранее налогов, без всякой утайки. Однако уже через несколько месяцев на повестке дня встал вопрос о проведении налоговой реформы.

Декретом СНК от 7 (20) декабря 1917 г. предписывалось взимание трех налогов: подоходного, единовременного и на прирост прибылей. Контроль за их сбором возлагался на местные Советы. Последние должны были самостоятельно находить средства на текущие расходы, обращаясь к помощи центра только в особо трудных случаях. Несмотря на столь широкие полномочия, которые были даны

1 Здесь и далее использованы материалы из неопубликованной работы коллектива сотрудников НИИ МФ СССР (1976—1980 гг.) «Министерство финансов СССР в борьбе за претворение в жизнь финансовой политики КПСС» (т. I), которая хранится в архиве Музея истории финансов при Минфине России.

214 Раздел II. ИСТОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

местным советским органам, налоговые поступления не покрывали даже самых насущных местных финансовых потребностей — в этом проявилось одно из последствий экономической и финансовой разрухи, обусловленной революцией и Первой мировой войной. Сказывались также и отсутствие опыта новых властных структур в организации местного налогообложения, и экономическое неравенство отдельных районов. В итоге незначительными оказывались поступления в центральные финансовые органы.

Более того, учитывая ходатайства о денежной помощи, Совнарком в декабре 1917 г. открыл в Государственном банке 200-миллионный кредит, который предназначался для выдачи ссуд городам и земствам на удовлетворение их неотложных нужд (в основном на заготовку топлива, строительство и ремонт школ и больниц и, конечно, на сельское хозяйство). Финансовое положение в стране оставалось весьма напряженным. Необходимость мобилизации финансовых ресурсов, а также задача подавления сопротивления буржуазии обусловили применение контрибуций с капиталистических элементов. Даже по далеко неполным сведениям к началу ноября 1918 г. в 57 губерниях местные Советы собрали в виде контрибуций 816,5 млн руб.: в городах — 738,9 млн руб., в уездах — 69,7 млн руб., в волостях — 7,9 млн руб.1 Однако и широкое применение контрибуций не обеспечивало поступления достаточного количества средств.

Таким образом, дело заключалось не только в том, что использу мый с целью экспроприации буржуазных элементов метод контриб ций не давал возможности регулярно получать необходимые среден ва. С переходом от контрибуций к налогам, которые можно бы взимать регулярно, создавались возможности как для увеличен поступлений, так и для решения главной задачи: установить строжай ший общегосударственный учет и контроль за деятельностью капитз диетических элементов. Так, с введением прогрессивного подоходн поимущественного налога, предполагающего частые сроки ег взимания, требовался систематический учет доходов и имущест. налогоплательщиков. С помощью прогрессивного подоходно-поиму щественного налога и косвенных налогов на предметы роскоши мож но было достаточно эффективно регулировать доходы и накопление капиталистов. Кроме того, замена контрибуций систематически взи

1 История социалистической экономики СССР : В 7 т. / отв. ред. И.А. Гладков. Т. 1. М., 1976. С. 100, 102.

ГЛАВА9. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В 1917-1920 ГГ. 215

маемыми налогами содействовала бы решению важнейших задач в области денежного обращения: прекращению бумажно-денежной эмиссии и стабилизации рубля и вместе с тем осуществлению финансовой централизации.

Введение адекватного новому строю налогообложения требовало времени и во многом зависело от успешных шагов в создании советского финансового аппарата и проведении финансовой централизации.

9.2. КОРРЕКТИРОВКА СТАРОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Жизнь вносила в планы свои коррективы. Приходилось использовать прежнюю налоговую систему, делая необходимые изменения, вводя новые формы налогообложения.

В целях стимулирования развития потребительской кооперации, которая должна была заниматься обслуживанием всего населения, в апреле 1918 г. был введен 5%-ный сбор с оборота торговых предприятий, обеспечивающих население предметами личного потребления и домашнего обихода. При этом члены потребительских обществ от сбора освобождались: после утверждения годового отчета они получали от своих кооперативов обратно 5% суммы от стоимости закупленных товаров. После перехода в 1919 г. к обязательному кооперированию и ликвидации частной торговли сбор был отменен. Из старых прямых налогов продолжали взиматься подоходный, промысловый, на прирост прибылей торгово-промышленных предприятий, с недвижимых имуществ, единовременный, продленный на 1918 г., и некоторые другие. Обложение прибыли было установлено по совокупности доходов от всех источников. Система ставок подоходного и промыслового налогов также была перестроена. Возросли ставки промыслового налога. Вместе с другими государственными и местными налогами при этом изымалось до 95% дохода. Однако вскоре был отменен ряд налогов, утративших свое значение: поземельный налог — ввиду национализации земли, налог с недвижимых имуществ, налог с наследства и др.

Изменения, внесенные в дореволюционное законодательство о подоходном и промысловом налогах, были достаточно серьезны и направлены на усиление налогового обложения буржуазии.

В соответствии с декретами от 23 сентября 1918 г. и 21 января 1919 г. подоходный налог теперь должен был взиматься с суммы

216 Раздел II. ИСТОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

совокупного дохода за предыдущий год независимо от того, сохранился или нет к началу окладного периода данный источник дохода у плательщика.

Согласно декрету СНК РСФСР от 27 марта 1919 г., в сторону резкого повышения прогрессии была пересмотрена также и шкала обложения подоходным налогом. Дифференциация размеров изъятия осуществлялась по местностям в зависимости от экономических условий. Превышение доходов сверх установленной суммы (от 48 тыс. руб. в IV поясе до 96 тыс. руб. в I поясе в год) стало облагаться ставкой в размере 100%. С той же суммы дохода, которая оставалась у налогоплательщика, т.е. не свыше установленного максимума, ставка налога достигала 25%. Так, в Москве и Петрограде, где данный максимум составлял 96 тыс. руб., максимальный доход, который мог остаться у налогоплательщика после уплаты подоходного налога, не превышал 72 тыс. руб. В переводе по индексу цен это означало около 3,5 тыс. довоенных золотых руб. в год.

Важное изменение было внесено и в порядок определения облагаемых доходов, которое заключалось в возможности проверки с этой целью книг и других материалов. Условия для этого появились в результате отмены коммерческой тайны. Подоходный налог стал весьма существенным фактором в политике, направленной на подрыв экономического положения буржуазии.

Был кардинально изменен порядок учета и обложения доходов. Вся система подоходного налога обрела ярко выраженный классовый характер. В значительной степени был повышен необлагаемый минимум, благодаря чему были полностью освобождены от-обложения мелкие доходы, особенно в сельской местности. Для обеспечения общественного контроля за определением контингента налогоплательщиков и их облагаемых доходов списки, в которых указывались не только фамилии плательщиков и суммы налога, но и источники и размеры дохода, вывешивались для всеобщего обозрения. Для составления таких списков при сельских и волостных Советах создавались особые общественные комиссии. С их помощью привлечение буржуазии, особенно сельской, к уплате подоходного налога обеспечивалось более полно.

Вместе с тем была установлена система льгот для менее обеспеченных слоев населения. За счет скидок с налога гражданам преклонного возраста, а также лицам, имеющим нетрудоспособных иждивенцев, облегчались условия выплаты налога. Причем льготы предоставлялись только в том случае, если доход плательщика не превышал

ГЛАВА 9. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В 1917-1920 гг. 217

определенного минимума. Льготный порядок взыскания подоходного налога устанавливался также для рабочих и служащих. С них он удерживался путем вычетов из заработной платы в течение шести месяцев.

Претерпела изменение и система обложения промысловым налогом. Взамен сбора с прибыли был введен 5%-ный сбор с оборота торгово-промышленных предприятий/Благодаря указанной замене налогообложение приблизилось к периоду получения дохода, что имело немаловажное значение, учитывая изменчивость и текучесть состава частных предприятий.

В результате этих преобразований был расширен круг плательщиков подоходного и промыслового налогов. Объектом обложения подоходным налогом стало и сельское население. Промысловый налог распространялся на мелкие торговые и промышленные предприятия. Однако ввиду почти полного прекращения легальной частной торговли, обесценения денег, расширения национализации финансовая эффективность налогов резко снижалась, поскольку национализированные предприятия данными налогами не облагались. В августе 1919 г. от обложения этими налогами полностью была освобождена также и кооперация.

-j В функционировавшую до революции систему косвенных налогов также были внесены коренные изменения. В 1917—1918 гг. час-•^чные изменения претерпели ставки и порядок взимания отдельных акцизов, а 21 ноября- 1918 г. действующие акцизы были вообще отменены. Вместо них были установлены прямые начисления в пользу государства к ценам отдельных товаров, производимых на национализированных предприятиях. В 1919 г. эти начисления дали более значительные поступления в государственный бюджет, чем подоходный и промысловый налоги.

Согласно декрету от 4 марта 1919 г. «О финансировании государственных предприятий», единственным источником средств государственных предприятий становится государственный бюджет, и, следовательно, в государственный же бюджет полностью передаются все доходы предприятий. В связи с этим указанные начисления утратили экономическую целесообразность. Кроме того, с развитием системы прямого натурального снабжения предприятий и учреждений и бесплатных транспортных перевозок сумма поступлений в виде начислений все более уменьшалась, и в феврале 1920 г. они были отменены.

218 Раздел II. ИСТОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

9.3. РАДИКАЛЬНАЯ РЕФОРМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Руководствуясь требованием Программы РКП(б) о переходе к прогрессивному подоходному и поимущественному налогу, Центральное налоговое управление НКФ в июне 1919 г. приступило к разработке основ реформы прямого налогообложения. Согласно указанию Коллегии НКФ, реформа должна была начаться с 1920 г., однако ее проект так и остался нереализованным.

В целях увеличения доходов государственного бюджета 7 октября 1919 г. СНК издал декрет о повышении окладов гербового сбора, который предусматривал впредь до 'введения единого подоходно-поимущественного налога повышение окладов против существовавших простого гербового сбора в двадцать раз и пропорционального — в десять раз.

18 января 1920 г. на заседании Малого Совнаркома был единогласно принят проект декрета об отмене начислений в пользу государства на продукты и изделия национализированной промышленности, внесенный Наркомфином.

18 ноября 1920 г. СНК в основном одобрил предложенный проект декрета об отмене денежных налогов и поручил комиссии в составе трех человек переработать этот проект с учетом сделанных указаний. 3 февраля 1921 г. Президиум ВЦИК принял постановление о приостановке взимания всех действующих налогов — общегосударственных и местных. В связи с этим налоговый аппарат был полностью расформирован.

Отмена взимания всех государственных и местных денежных налогов и недоимок по ним явилась закономерным результатом резкого снижения их эффективности в тот период в связи с натурализацией хозяйства, дальнейшим быстрым обесценением денег, экспроприацией имущих классов. Так, поступления денежных налогов со 152,2 млн руб. в 1918 г. (по бюджетному индексу статистики труда) упали до 10,2 млн руб. в 1919 г. и 0,2 млн руб. в 1920 г. Потребности государства удовлетворялись за счет трудовой повинности крестьянства и промыслового городского населения, а также формирования необходимых объемов продуктов по разверстке.

Придя к власти, Советское правительство стремилось сохранить действовавшую до революции налоговую систему и старые кадры налоговых специалистов. В этот период основными прямыми налогами считались подоходный и промысловый. Поэтому важной задачей

ГЛАВА 9. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В 1917-1920 гг. 219

была разработка методики правильного исчисления облагаемых доходов. Планировалось расширить круг плательщиков подоходного и промыслового налогов за счет мелких предприятий и их владельцев, а также граждан сельских местностей, где стал оседать в значительных размерах городской капитал. Обсуждался вопрос о внесении изменений в Положение о государственном подоходном налоге. Было принято решение об обложении налогом совокупных доходов плательщиков от всех источников, независимо от их наличия на 1 января окладного года. Отменялись все ограничения, связанные с «коммерческой тайной». Это делало реальным общественный контроль за правильностью показаний отдельных плательщиков о доходах, а также за работой налоговых органов. Предлагалось также предоставлять льготы по подоходному налогу только рабочим и служащим национализированных предприятий и учреждений, а также служащим кооперативных организаций.

Кроме того, был выдвинут ряд конкретных предложений относительно практики сбора налогов, которые были оформлены в виде проекта декрета и представлены в СНК РСФСР, утвердивший этот проект 23 сентября 1918 г. в следующей редакции.

1. При исчислении дохода, подлежащего обложению подоходным налогом, принимается в расчет совокупность доходов плательщика от всех источников, независимо от наличия их на 1 января окладного года.

2. Учреждения, предприятия и должностные лица, обозначенные в ст. 100 Положения о государственном подоходном налоге (Собрание узаконений, 1916, № 106, ст. 838), обязаны допускать председателей Советов рабочих и крестьянских депутатов, заведующих финансовыми отделами и председателя участкового присутствия по подоходному налогу или уполномоченных ими лиц к осмотру всякого рода актов, книг, документов и прочих данных.

3. Списки плательщиков подоходного налога выставляются в помещениях канцелярий в присутствии участковых по подоходному налогу, а также местных казначейств и Советов рабочих и крестьянских депутатов для ознакомления в течение не менее четырнадцати дней со времени рассылки окладных листов. В данных списках обозначены: размеры доходов по отдельным источникам; общие суммы вычетов, произведенных из общего итога доходов; сумма дохода, обложенного налогом; оклад налога.

4. В случае каких-либо возражений со стороны третьих лиц против исчисления доходов они могут подавать письменные заявления о переисчислении налога в порядке ст. 146 о подоходном налоге.

222 Раздел II. ИСТОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

♦ Четвертый класс: все городские поселения, не входившие в первые три класса, а также все сельские поселения России.

Табл ица 9.1

Доходы по разрядам и размерам обложения подоходным налогом по классам местностей*

Размер доходов, тыс. руб.

Обложение в % к доходу

Разряд

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

с начальнойсуммы данного разряда

с суммы, превышающей начальную

I

до 6

св. 6

до 12

св. 12

до 48

св.48 до 96

св.96

до 5

св. 5 до 10

св. 10 до 40

св.40 до 80

св.80

до 4

св.4 до 8

св.8 до 32

св.32 до 64

св. 64

доЗ

св. 3 до 6

св. 6 до 24

с

в.24 до 48

св.48

не облагается

II

III

IV

V

1

2

5

25

3

6

45

100

* СУ РСФСР. 1919. № 10-11. Ст. 118.

Распределение местностей по классам в отношении платежа подоходного налога было произведено НКФ в соответствии с размерами местных минимальных ставок заработной платы к началу 1919 г. Такой метод давал возможность в общем и целом учесть различия экономических условий жизни в разных районах страны. 29 ноября 1919 г. СНК РСФСР издал декрет о предоставлении губисполкомам права переводить отдельные сельские поселения в высшие классы местностей по платежу подоходного налога. Еще ранее декрет от 27 марта 1919 г. ввел в обложение прогрессивную шкалу: для низких доходов обложение налогом начинается с 1%, а для высоких доходов оно достигает 25%. Кроме того, доходы, превышавшие установленные нормы — от 48 до 96 тыс. руб., по отдельным районам полностью конфисковывались в пользу государства.

ГЛАВА 9. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В 1917—1920 гг. 223

При такой структуре государственный подоходный налог помог власти собрать остатки старого накопления капиталов.

Государственный промысловый налог. Пересмотр норм промыслового налога Наркоматом финансов был вызван тем, что с уничтожением крупной частной промышленности и торговли появилась масса мелких торговцев и промышленников, которые к концу 1918 г. имели огромные прибыли. Сумма же уплачиваемого ими налога совершенно не соответствовала размерам этих прибылей. Декрет СНК РСФСР от 10 ноября 1918 г. обязывал привлечь к обложению промысловым процентным сбором с прибыли на общих основаниях торговые предприятия 4-го разряда, промышленные предприятия 7-го и 8-го разрядов и ярмарочную торговлю, что значительно увеличило сумму промыслового налога с этих предприятий, ибо ранее они уплачивали только патентный сбор в небольших размерах.

Следующим шагом правительства был отказ от взимания патентного сбора, который был заимствован из французской налоговой системы, взамен его были увеличены размеры процентного сбора с прибыли. СНК постановил:

♦ налог с капитала предприятий, которые обязаны были опубликовывать свою отчетность, а также облагаемых промысловым нало-

|уом по правилам, установленным для этих предприятий, взимать

| в размере 25 коп. с каждых 100 руб. основного капитала предприятий,

податная прибыль которых не превышала 3% на основной капитал,

и 30 коп. с каждых 100 руб. капитала при большем размере прибыли;

♦ процентный сбор с прибыли неотчетных предприятий и промыслов, подлежащих платежу промыслового налога, взимать в размене 12% с прибыли, исчисленной для обложения;

iti ♦ привлечь к процентным сборам с прибыли все неотчетные предприятия и промыслы, которые по действующим узаконениям не подлежали этому сбору, но не были изъяты из основного промыслового Залога.

L В целях регистрации предприятий и промыслов, подлежащих (-промысловому налогу, их владельцы обязаны были ежегодно до 1 января, а по вновь открываемым — до начала операций подавать местным податным инспекторам заявления о роде и месте нахождения предприятий и получить от податных инспекторов удостоверения о регистрации, которые должны были находиться всегда на видном месте в помещении предприятия.

Настоящий декрет был введен в действие с 1 января 1919 г.

224 Раздел II. ИСТОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Сбор гербовых пошлин по-прежнему был основан на уставе о гербовом сборе от 1890 г. Департамент окладных сборов во главе с профессором И.И. Янжулом по своей инициативе взялся за разработку нового гербового устава с целью его упрощения без нанесения при этом финансового ущерба казне. Эта работа была доведена почти до конца, однако финансовое законодательство пошло по пути полной ликвидации не только гербового сбора, но и всех остальных пошлин.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История налогообложения России

    Документ
    Финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца IX века, в период объединения древнерусских племен и земель в связи с принятием в 988 году христианства - крещением Руси.
  2. История налогообложения ценных бумаг в Российской Федерации связана с переходом страны к рыночной модели экономики и новым этапом становления рынка ценных бумаг

    Закон
    История налогообложения ценных бумаг в Российской Федерации связана с переходом страны к рыночной модели экономики и новым этапом становления рынка ценных бумаг.
  3. Рабочая программа по дисциплине «теория и история налогообложения»

    Рабочая программа
    Цель дисциплины - сформировать у студентов базовые знания в области теории налогов и истории налогообложения, привить навыки применения полученных знаний в практической деятельности.
  4. А с. дружинец Из истории налогообложения казахского и киргизского населения Чуйской долины после присоединения к России: внешнеполитический аспект (1860–1864 гг.)

    Документ
    Политические перемены конца XX в. привели к возникновению ряда новых независимых государств на постсоветском пространстве, оказали влияние на изменение международной ситуации в Центральной Азии.
  5. Перечень тем курсовых работ по дисциплине «Теория и история налогообложения» на 2009 -20010 уч год

    Документ
    Роль налогов в распределении и перераспределении национального дохода. Налоговая нагрузка на российскую экономику.

Другие похожие документы..