Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном отчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумаг...полностью>>
'Публичный отчет'
Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, дата внес...полностью>>
'Документ'
Областной конкурс на лучшую студенческую научно-практическую работу проводится с целью популяризации предпринимательской деятельности развития иннова...полностью>>
'Инструктивно-методическое письмо'
Одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования – процесс совершенствования обра...полностью>>

Через каждую частичку своей материи

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В. А. Филатов

РОДНОЙ ЯЗЫК

В ЖИЗНИ

ЛИЧНОСТИ И НАРОДА

Родное Слово отражает человеку мир

не только через своё значение,

но и звучание –

через каждую частичку своей материи.

Свободно пользоваться родным языком –

не столько юридическое,

сколько естественное право человека,

потому что это его потребность.

2011

Аннотация

В книге представлено мнение о роли родного языка в жизни отдельной личности и народа в целом, о языковой политике, диктуемой воинствующими дилетантами и агрессивными “патриотами” и её неизбежных последствиях. Оно принадлежит человеку, который уже почти полвека профессионально занимается языком и более 35 лет преподаёт его студентам.

Когда слова теряют смысл, а на судьбе родного языка как основном орудии мышления спекулируют непорядочные и несведущие люди, меняющие голоса избирателей как знаки народного доверия на знаки личного благополучия, происходит катастрофа общественного сознания. Это путь в никуда.

Сведения об авторе

Филатов Владимир Аниканович преподаёт лингвистические дисциплины более 40 лет – сначала работал в школе, затем в вузе. Заведовал кафедрой, руководил факультетом. Более 10 лет возглавлял Донецкое областное отделение Всеукраинской общественной организации «Русского движения Украины». Опубликовал около 150 научных работ и более 300 статей в защиту русского языка и права человека на свободное использование родного языка. Отклики на них со словами благодарности приходили не только из стран ближнего зарубежья, но даже из Австралии, США, Канады.

Издал книги «На каком языке нам молчать?» (2004), «Парадоксы, афоризмы и другие миниатюры» (2005). «Право на возмездие» (2008). Подготовлена к печати очередная обойма парадоксов, наблюдений и невинных вопросов («Миниатюры с натуры»), в которой более 5000 миниатюр.

С автором можно не соглашаться, дискутировать, но равнодушным он никого не оставит. Основные качества его книг – актуальность, объективность, искренность и логичность.

Книга, которую полезно прочитать

Перед читателем вторая книга Владимира Филатова о родном языке. Первая – «На каком языке нам молчать?» – разошлась сразу же после публикации в 2004 г. Вскоре после её выхода в Донецке проходил мировой конгресс украинцев. Представители Америки и Канады ходили по магазинам, были в издательстве, надеясь купить её. А потом обратились к автору. Он им её подарил, пояснив, что, дескать, если они единомышленники, то брать с них деньги в лихое время неуместно, а если противники, то тем более нельзя брать деньги: пусть читают, возможно, изменят своё мнение и станут единомышленниками. При стремлении к взаимопониманию деньги не должны отвлекать.

В новой книге автор продолжает больную для украинского общества тему о роли родного языка и праве граждан на свободное его использование во всех сферах общественной жизни. Он говорит о тех, кто делает на родном языке бизнес или политическую карьеру. Кроме омерзения, эти люди не вызывают у него никаких чувств.

Книга написана человеком, безмерно влюблённым в родной русский язык. Его с полным правом можно назвать честным профессионалом, верным тем словам, которые он говорит студентам, и идеалам своих друзей, с которыми вместе ходил в своё время на лекции, стараясь проникнуть в глубину Родного Слова. Его книгу можно считать примером отношения честного специалиста к важнейшей общественной проблеме.

Она появилась в то время, когда речь и слова утрачивают смысл, что вполне отражает реакцию напёрсточных властей страны на непрекращающиеся заявления граждан о своём праве на свободное использование родного языка. Но власти никого не видят, не слышат и не понимают. Именно поэтому слова утрачивают смысл – и содержательный, и целевой. Власти сами подталкивают народ к решению проблемы радикальным методом.

Наш общий жизненный опыт показывает вторичность государства по отношению к народу и его языку. Страны могут погибать и исчезать, но народ остаётся. И он будет жив, пока жив его родной язык.

Вполне соответствует действительности утверждение автора о том, что мы живём под диктовку неучей и дилетантов, среди которых много тех, кто выполняет чужую, враждебную нашему народу, стране и всему русскому миру волю. Эту истину следует осознать каждому, кто надеется уцелеть в жестокой борьбе народов за выживание, энергоресурсы, пресную воду, – в общем, за средства существования. По злой воле одних, ненасытности и глупости других, сознательному предательству третьих мы можем стать сырьём для других народов. Достаточно разрушить гражданское единство в стране. И война с родными языками граждан – для этого лучший способ.

Известно, что в системе образования родной язык, выступая в качестве орудия мышления, занимает особое место, являясь основным средством познания всех без исключения учебных и научных дисциплин, познания мира. Все знания и представления человека формируются у него на родном языке. В течение всей своей жизни люди получают знания при помощи родного языка. И качество их напрямую зависит от степени владения языком.

В.А. Филатов – лингвист, автор многих научных работ по языкознанию. Он никогда не состоял ни в какой партии, хотя в советское время был директором школы, заведовал в вузе кафедрой, руководил факультетом. Но коммунистом не был. Но его ценили как человека, ни перед кем не заискивающего, как специалиста и как педагога. Тогда такое было возможно, если ты хорошо знал своё дело. Он не хотел руководить, но его назначали, обязывали, учитывая его знания, умения и навыки.

Когда на Украине началась борьба с русским языком и родной язык миллионов граждан из естественного орудия мышления и познания, из повседневного средства общения стал предметом политических спекуляций, автор этой книги не мог оставаться в стороне, считая, что в таком случае он предал бы свою профессию и студентов, которым читал различные лингвистические курсы, знакомя их с особенностями их главного орудия мышления и объясняя, как этим орудием пользоваться применительно к конкретной ситуации. Он обучал их не какому-то ненужному предмету типа истории КПСС, научному коммунизму или атеизму, а родному языку, который каждому пытливому человеку открывает целый мир. Так объект профессиональной деятельности втянул его в политику. И уже 10 лет он председатель Донецкого областного отделения Всеукраинской общественной организации «Русское движение Украины». Вся его деятельность заключается в защите родного языка граждан и их права на его использование.

Как профессионал автор пытается донести до горячих, но несведущих голов, что свободное использование родного языка – вовсе не право, устанавливаемое властью или конституцией, а потребность человека. Как потребность дышать. Человек не может не мыслить, а мыслит он на родном языке. Об этом он написал более трёхсот статей, которые публиковались во многих газетах Украины и России. Среди них можно назвать «Литературную газету», «Комсомольскую правду», «Независимую газету», «2000» - всего более 20 различных газет. Но главная его газета, безусловно, «Город», с которой он постоянно сотрудничает со времени её регистрации. Именно по публикациям в ней его знают не только на Украине, но и за рубежом. На его статьи поступали отклики со словами признательности и благодарности даже из Австралии и Америки. Что может быть лучшим подтверждением правильности твоих действий, чем слова совершенно незнакомых людей с другого конца света, которые пишут о том, что читают, ксерокопируют твои статьи и передают друг другу.

По мнению автора книги, в вопросах использования родного языка не может быть компромиссов, разрешений или запретов. К родному языку народа приложимо понятие необходимости, а не соглашения, договорённости или разрешения. Компромиссы – область политики, а родной язык для народа и каждой отдельной личности – это необходимая реальность, это право на равные гражданские возможности, на воспитание и образование детей, на полноценную творческую жизнь. А когда вопрос касается здоровья нации – лекарств и пояснений к ним, – то родной язык – это право на жизнь и здоровье. Какие могут быть компромиссы и разрешения, если родной язык необходим человеку как воздух и вода? Он – насущная потребность. Потребность мыслить, как и потребность дышать, нельзя запретить или разрешить. Она вне запретов и разрешений, потому что она – потребность.

Каждый человек мыслит на родном языке. Родной язык не просто связывает его со всем миром, но и отражает ему этот мир. У него один языковой мир и единственное объяснение его – то, которое представлено на родном языке. Именно в таком ракурсе и рассматривается в книге созданная политическими дилетантами, предателями и авантюристами языковая проблема в Украине.

Автор пытается донести до сознания сограждан, что родной язык – это главное орудие мышления, способ культурной и духовной идентификации человека, основное средство его развития и самозащиты. Он основа всех достижений личности и народа в любой сфере их деятельности – в области образования, науки, культуры, экономики, производства. Без родного языка у человека не может быть никаких успехов.

Подлинно демократическое государство должно обеспечить всем своим гражданам равные права и возможности. Любой настоящий, а не ряженый профессиональный патриот Украины не может не разделить эту позицию. Запрет родного языка – это лишение значительной части населения страны возможности на равных участвовать в её развитии. Если народу запрещается пользоваться привычным орудием его повседневного мышления, он не сможет заниматься ни одним видом деятельности. Каждый гражданин демократической Украины должен быть свободной личностью, но вместе с тем он должен понимать, что его личная свобода заканчивается там, где его действия приводят к несвободе других людей. Эту истину нужно осознавать и соблюдать не только рядовым гражданам, но и представителям власти. Им – в первую очередь. Их власть не безгранична. Своим поведением они больше чем кто-либо другой утверждают в обществе гражданские принципы жизни. Они или способствуют развитию страны, или тормозят его. Но если они не дают пользоваться родным языком, то не просто тормозят развитие страны, а разрушают её. Представьте себе, русский язык в Украине – родной для десятков миллионов граждан. Значит, он важнейшее средство развития страны и её безопасности, так как выполняет важнейшую интегрирующую функцию. Он основной источник поступления в страну мировых знаний. Но это не всем нравится. Поэтому при науськивании врагов русского мира именно он стал для многих наших сограждан, для предателей и тех, кто захватил в стране государственные посты, которые совершенно не соответствуют их действиям, целям и знаниям, главным объектом атак. Нужно уничтожить главный на сегодняшний день консолидирующий стержень.

Государство Украину стали строить все сообща, независимо от родных языков. Чем же закончится это строительство при непрекращающихся языковых распрях? Если строителем и хозяином государства является многонациональный народ Украины, как утверждают власти и конституция страны, то все родные языки граждан должны стать официальными (= государственными). Таковы требования истинной демократии.

Автора книги поймут и разделят его мысли те читатели, кто уважает чужие права и свободы, кто стремится к тому, чтобы соблюдались и его личные права. Те же, кто бездумно и агрессивно пытается установить для сограждан уровень их языкового и гражданского бесправия, не поймут автора и станут его непримиримыми противниками. Каждый действует по своему уму и его качеству. Многие люди начинают мыслить и чувствовать несправедливость только тогда, когда она направлена непосредственно против них. А если они сами нарушают чужие права, принося кому-то боль, у них всегда найдётся этому какое-нибудь “патриотическое” объяснение. Хотя их действия можно передать кратко: хуторянский произвол. Но страна – не хутор, а народ – не сельское стадо, чего никак не поймут вчерашние пастушки, пасечники, сельские бухгалтера, переквалифицировавшиеся в банкиров, депутатов, определившие себя в “батьків нації”.

В любой математической задаче обязательно есть заданные параметры, на основе которых осуществляется решение. Есть то, что дано, и на основании этих данных необходимо осуществить правильные действия по поиску искомого. Аналогичная ситуация и при решении любой общественной и государственной проблемы – производственной, экономической, образовательной, научной, государственного строительства. Чтобы успешно решать их, нужно исходить из объективных конкретных данных. Однако при этом среди заданных величин как само собой разумеющееся, с точки зрения автора книги, всегда должно быть свободное использование родного языка, как привычного и самого надёжного средства мышления. Как воздух, необходимый для дыхания мысли. Родной язык и воздух - это обязательные исходные величины. Не понимать этого могут только весьма ограниченные люди или те, у кого в погоне за наживой произошло помутнение разума. А также враги. То есть кто не способен понять или кто не желает этого делать.

Позиция, когда наивно утверждают, что сейчас главное – решить производственные и экономические проблемы, подумать над тем, как накормить народ, а не заниматься неуместными вопросами языка, изначально порочна. Она указывает на воинствующее тупоумие тех, кто высказывает эту мысль. Ни одной проблемы в стране нельзя решить без свободного и повседневного использования родного языка как орудия мышления. Когда строят здание, не начинают это делать с крыши или оклейки обоев. Начинают с фундамента. А родной язык народа – это фундамент любого строительства, основа общественного мышления. Если не решать вопрос языка, то вскоре все проблемы станут главными и расти они будут, как снежный ком. Разве проблема обучения и воспитания нового поколения менее актуальна, чем производственная? А проблему здоровья нации разве нужно считать второстепенной? Так почему же нет пояснений по использованию лекарств на родном языке для половины населения страны? У государства нет отдельных проблем, все они взаимосвязаны и образуют единую систему государственной жизни.

Автору книги в течение последних 30 лет постоянно приходилось притормаживать активных борцов с языками. В 80-е годы, когда бывшие коммунистические ватажки – Л. Кравчук и Л. Кучма – проводили политику массового отказа от изучения украинского языка и литературы, он выступал в школах Донецка, призывая родителей учеников не освобождать детей от изучения украинского языка. Отказ от его изучения квалифицировался им как учебная, воспитательная, гносеологическая и этическая ошибка. Естественно, что у него сразу же появились противники из числа показных патриотов, которые называли его украинским буржуазным националистом. В последние годы он активно защищает право сограждан свободно пользоваться родным русским языком, доказывая, что если отказ от украинского был ошибкой, то отказ от мирового русского языка станет для страны неизбежной гуманитарной и экономической катастрофой. Потому что резко ограничит каждому молодому поколению доступ к мировым знаниям, которые богато представлены на русском языке.

Теперь же противники русского языка из числа неугомонных патриотствующих дилетантов называют его уже российским шовинистом. А самое курьёзное в этой ситуации то, что многие его нынешние противники – это те же лица, которые в своё время выступали против изучения украинского языка. Видимо, борьба с языками – это их единственный способ проявить себя, способ их самоутверждения. Никак иначе они не могут себя проявить. А он был и остаётся честным профессионалом, который, как специалист, не боится высказать свою точку зрения. Если мы родились, живём и умрём, – значит, все мы равноправны и нет необходимости кого-то бояться. Воевать с псевдопатриотами и что-то им доказывать – дело неблагодарное. Потому что у них обычно не тот уровень мышления и удивительная социальная приспособленность. Но им нужно возражать, нужно противостоять, ибо, не зная сопротивления, они столкнут нас в пропасть хаоса. Факелы фанатиков и лжецов так ослепляют всех неосторожно приблизившихся к ним, что люди не видят надвигающейся пропасти. Эти факелы могут сжечь страну.

Лучше специалиста в области языка никто им не возразит. Опасность той или иной болезни лучше всех знает врач. Опасные последствия борьбы с родными языками сограждан лучше всех осознаёт языковед.

В позиции автора книги читателю импонируют не только его аргументация, знания, профессиональная честность, но и независимость суждений, чувство человеческого достоинства, чувство гражданской и профессиональной ответственности. Он не заигрывает с представителями власти, не заискивает перед ними, потому что уверен: чем выше власть у человека, тем больше у него обязанностей, тем строже должен быть с него спрос, ибо речь идёт о судьбе страны и народа. К тому же административная власть – от людей: следовательно, она немногого стоит. А власть ума и знаний – от Бога, так что это истинная власть. «Не мешайте народу жить и работать!» Автор говорит об этом открыто, в лицо, честно выполняя свой профессиональный долг. Он призывает к тому, чтобы бывший колхозник работал в поле, на ферме или на пастбище, пасечник – на пасеке, а сельский бухгалтер занимался проблемами своей нехитрой бухгалтерии. Каждый должен заниматься своим делом. Тогда никто не будет решать не подъёмные и не посильные для себя государственные проблемы, причём решать так, словно его покусали пчёлы.

Хочу обратить внимание на одну важную особенность книги. Многие мысли в ней представлены в афористической форме – точными и лаконичными по содержанию и отточенными по языку. Так о жизненно важном может писать только искренний человек.

Книгу с интересом прочитают все, кому не безразлична судьба родного русского языка, а значит, судьба страны и своих детей, судьба единого русского мира.

Своей книгой автор подтвердил, что следует одному из своих афоризмов: Живи сегодня так, чтобы завтра твоим детям и внукам не было за тебя стыдно.

Сергей Коновалов,

доцент кафедры международного права

Харьковского национального педагогического ун-та

им. Г.С. Сковороды

СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ,

КОТОРЫЕ СЛЕДОВАЛО БЫ ЗНАТЬ КАЖДОМУ

Эта статья предназначается в первую очередь тем украинским политикам, которые способны осознавать действительность лишь на ощупь или, подобно плохим шахматистам, только по результатам своих поспешных, непродуманных действий. Сделав ход, такой игрок в ответ получает мат и теперь понимает, что его ход никуда не годится, хотя до этого он считал его чуть ли не гениальным. Так что реально оценивает он его не в результате мыслительной операции, а по причине очевидной печальной наглядности. Такие люди особенно опасны, когда они предельно настойчивы в принятии важных социальных решений. Они энергичны, но безответственны. Потом, осознав свою ошибку, моргают нам в глаза, как ни в чём не бывало, и возвращаются к исходной ситуации, как это было, например, с упразднением в Украине ГАИ. Они всегда мчатся к очередной глупости или авантюре. И – ни слова о своей ответственности за содеянное.

Когда человек, обладающий неограниченной властью, не знает, чем ему заняться, и настырно лезет к тому, в чём не разбирается, жди беды. Жизнь требует профессионалов, а не дилетантов-пасечников, не воинствующих сельских бухгалтеров, убеждённых в том, что захваченная ими власть уже свидетельствует об их величии и мудрости. Так что теперь их задача состоит в поучении и наставлении неразумных сограждан.

Но жизнь не игра в шахматы: деятельность воинствующих профанов ведёт к катастрофическим последствиям, исправлять которые намного сложнее, чем менять шахматные ходы. За всеми их действиями стоят перечёркнутые человеческие судьбы и сломанные жизни. Не слишком ли большую цену платит народ за просветление своих неосторожных царствующих экспериментаторов?

Сколько в мире языков?

В мире существует несколько тысяч разных народов. Если есть народ, у него есть и родной язык. Учёные насчитывают несколько тысяч языков – от двух с половиной до шести тысяч. Почему такая пёстрая картина даже среди учёных? Дело в том, что одни народы пользуются вполне сформировавшимися и достаточно развитыми языками с чётко представленными их объективными признаками, другие же – диалектами (то есть речевыми разновидностями) какого-то языка. Границу между языком и диалектом не всегда могут чётко определить даже языковеды.

При существующем подходе диалекты изучаются не на речевом уровне в качестве речевой разновидности конкретной языковой системы, а на языковом. Изучаются как отдельные – пусть даже и маргинальные (пограничные) – системы, характеризующиеся самостоятельными фонетическими, лексическими, морфологическими и синтаксическими подсистемами. Хотя они на 80 – 90 % соответствуют общенародной языковой системе.

Такой подход значительно затрудняет разграничение языков и диалектов и, кроме того, как показывает жизнь, даёт основание заинтересованным людям выдавать какую-то ветвь единого народа за отдельную нацию со своим самостоятельным языком. И если в таком случае диалект начинает использоваться в качестве основного орудия мышления и средства общения во всех сферах жизни общества, чего он раньше никогда не выполнял, то это неизбежно приведёт к катастрофическим последствиям в научной, производственной, экономической, образовательной и многих других сферах жизни народа. Из-за неготовности диалекта к таким общественным функциям, отсутствия у него опыта и установившихся терминологических систем, в связи с недостаточной известностью всему народу.

Именно поэтому – по причине нечёткости критериев при определении статуса языка и диалекта – и насчитывают разное количество языков, функционирующих в мире. Трудности при различении вызывают те языки и диалекты, которыми традиционно пользуются близкие этнические группы населения.

Есть такие языки, которыми пользуются миллионы людей, но есть и такие, на которых говорят лишь немногочисленные группы. Причём язык, на котором говорит около сотни людей, считается живым, а, например, латинский язык, которым пользуется весь Ватикан, относят к мёртвым. Хотя только одних преподавателей этого языка в мире на несколько порядков больше, чем иных носителей живого языка.

Таким образом, язык – явление непростое, много объективных трудностей даже в том, чтобы инвентаризовать все существующие языки.

Язык – весьма деликатная сфера, связанная с самым сокровенным в жизни народа и каждой личности: с мышлением, самосознанием и самоидентификацией, т.е. тем, к какому народу, к какой культуре относит себя человек.

Статус языка определяется не кем-то посторонним, извне, как это часто делается, а самим народом, его носителем. Только народ должен определять статус и судьбу своего родного языка. Любое насильственное вмешательство в неё, запреты и ограничения в его использовании являются тягчайшим преступлением, потому что любой запрет языка – это духовный и культурный геноцид по отношению к его носителям.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Каждому из нас матерью-природой дан разум. Но далеко не всякий из нас пользуется им полно. Одному и без того везет в жизни

    Документ
    Переключение взгляда в сторону любви 3. Пять правил счастья 4. Семь основных принципов 5. Золотые образы Часть II. Мыслительные процессы .
  2. Свой потенциал для достижения успеха

    Документ
    Охраняется законом об авторском праве. Нарушение ограничений, накла­дываемых им на воспроизведение всей этой книги или любой её части, включая оформление, преследуется в судебном порядке.
  3. Люди! Братья мои! Берегите своих матерей

    Документ
    Мама! Мамочка! Сколько тепла хранит это прекрасное слово, которым называют самого близкого, дорогого, самого родного человека! Для меня мама – это символ тепла, заботы, преданности, нежности и любви.
  4. Матеріали для підготовки до «Крок 1» Адренотропні засоби. Адреноміметики

    Документ
    2. Під час прийому у хірурга – стоматолога після введення 1% - го розчину новокаїну, з метою здійснити проводникову анестезію, хворий втратив свідомість, зблід, шкіра вкрилася липким і холодним потом,пульс ледве прощупується, дихання рідке і слабке.
  5. Рождение каждой книги свой, оригинальный процесс, и с каждой книгой связаны какие-то интересные истории

    Документ
    Рождение каждой книги – свой, оригинальный процесс, и с каждой книгой связаны какие-то интересные истории. Вот пишу я эту книгу с таким характерным названием «Построение Пространства Любви», и получаю посылку от неизвестной мне женщины,

Другие похожие документы..