Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Основные показатели здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения в 2009 году представлено в материалах, находящихся у Вас на руках. Я...полностью>>
'Исследование'
Исследование процессов взаимодействия акустических волн с различными неоднородностями в упругой среде представляет значительный интерес в таких прило...полностью>>
'Методические указания'
Цель самостоятельной работы студентов – формирование самостоятельности как черты индивидуальной, и значительных индивидуальных качеств студента, суть...полностью>>
'Решение'
Коренными вопросами всех обществ, начиная с распада первобытных общин, были вопросы собственности и власти. До настоящего времени вся политика и экон...полностью>>

Положение о проблемно-модульной технологии обучения: Учебно-методическое пособие для студентов 3-го курса химического факультета. Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2001. 47 с

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования РФ

Алтайский государственный университет

кафедра органической химиИ

Проблемно Модульная технология обучения

Учебно методическое пособие для студентов 3 курса химического факультета

Барнаул  2002

Положение о проблемно-модульной технологии обучения: Учебно-методическое пособие для студентов 3-го курса химического факультета. -Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2001. -47 с.

В пособии излагаются основные принципы организации учебного процесса по проблемно-модульной технологии обучения и формирования рейтинга студентов при изучении курса «Органическая химия». В приложениях представлены варианты лабораторных и контрольных работ, план коллоквиума по технике безопасности, образец оформления отчета, план литературного синтеза, а также первый модуль «Теоретические основы органической химии».

Пособие предназначено для студентов 3-го курса химического факультета Алтайского госуниверситета. Оно может быть полезно для преподавателей, аспирантов и студентов вузов.

Табл. 4. Рис.2. Библиогр. 25 назв. Прилож. 9.

Печатается по решению кафедры органической химии

Утверждено на заседании кафедры «___» ________ 2002 года

План УМД 1998 г. Заказ №

Подписано в печать 29.11. 1998 г. Формат 60х90/16

Бумага для множительных аппаратов. Печать офсетная. Усл. печ. 1,3

Тираж 60 экз. Бесплатно.

 Издательство Алтайского университета, 2002

 Кафедра органической химии, 2002

I. Общие положения

Конечной целью изучения органической химии является приобретение студентами знаний, умений и навыков, определяемых образовательно-профессиональной программой по направлению: 510500 — Химия (для государственных университетов). На изучение дисциплины отводится 316 часов аудиторных занятий, в том числе:

осенний семестр

весенний семестр

всего

лекций

38

36

74

семинарских занятий-

консультаций

18

16

34

лабораторный практикум

102

86

188

Итого

158

138

296

Учебным планом предусмотрена сдача двух экзаменов по теоретической части курса и двух зачетов по лабораторному практикуму.

С 1990/91 учебного года преподавание курса органической химии проводится по проблемно-модульной технологии обучения (ПМТО).

Проблемно-модульная технология обучения базируется на четырех основополагающих принципах:

  • проблемное изложение учебного материала;

  • самостоятельность изучения;

  • индивидуализация обучения;

  • непрерывность и объективность самооценки и оценки знаний.

Основными средствами обучения в новой технологии являются модуль и модульная программа.

Модуль — это объединенная логической связью, завершенная совокупность знаний, умений и навыков, соответствующая фрагменту («блоку», «функциональному узлу») образовательной программы учебного курса.

Модульная программа — система средств, приемов, с помощью и посредством которых достигается конечная цель обучения.

Таким образом, модульная программа включает в себя элементы управления познавательной деятельностью и вместе с преподавателем помогает более эффективно использовать учебное время.

II. Структура модульной программы в ПМТО

Элементами управления учебным процессом в ПМТО являются: индивидуальные задания в форме вопросов, задач и упражнений, учебные занятия (лекции, семинарские занятия, консультации) и система контроля и самоконтроля знаний (см. рис.1).

Учебная программа курса «Органическая химия» разбита на 16 модулей (8 — в первом семестре и 8 — во втором), которым соответствуют 16 модульных программ.

На выполнение всех видов учебной работы, предусмотренных одной модульной программой, отводится 2 недели.

Рис.1. Виды и последовательность учебной деятельности в ПМТО.

Схема включает следующие виды учебной работы:

1. Самостоятельное изучение теоретического материала учебной программы модуля (СР) и выполнение задания для самостоятельной работы.

2. Лекции (Л).

3. Индивидуальная консультация у ведущего преподавателя (ИК).

4. Участие в работе семинара (С).

5. Самоконтроль (работа с «тренажером» - специальной компьютерной программой) (СК).

6. Выполнение экспериментальной работы (ЭР).

7. Текущий тестовый контроль (КТТ).

Примечание: Все виды учебной работы делятся на обязательные и необязательные. Последние помещены на рисунке в рамку, обведенную пунктиром. На схеме не обозначены контрольные работы, которые проводятся после выполнения нескольких модульных программ.

Самостоятельная работа.

Самостоятельное изучение теоретического материала по программе модуля и подготовку ответа на вопросы задания для самостоятельной работы целесообразно начать сразу же после его получения с тем, чтобы изучение программного материала завершить к установленному сроку и более эффективно использовать время, отведенное на другие виды учебной работы. Только после сдачи задания для самостоятельной работы преподавателю студент допускается к тестовому контролю на ПЭВМ.

Лекции (Л) включены в расписание и носят обзорный характер. Они проводятся в конце второй недели - перед сдачей текущего тестового контроля.

В конце каждой лекции проводится лекционный тестовый контроль (КТЛ) (тестовые задания выдаются в конце лекции). Посещение лекций не является обязательным, но баллыТЛ) при лекционном тестировании учитываются в общем рейтинге (см. табл.1).

Индивидуальная консультация у преподавателя (ИК)   проводится по кафедральному расписанию и не стоит в расписании учебных занятий. Этот вид учебных занятий не является обязательным.

Семинарское занятие-консультация (С). Участие в работе семинара-консультации не является обязательным. Однако, суммарный рейтинг (см. табл.1) включает баллы как за участие в работе семинара-консультации, так и за степень активности (призовой фонд).

Контроль ТТ)

Объективность оценки знаний достигается:

  • использованием тестовой системы контроля с применением ПЭВМ и единых баз учебных знаний;

  • системным подходом к формированию курса и как следствие этого

    единой структуризацией всех его составных частей (модулей);

  • экспертной оценкой объема и сложности структурных частей

    каждого модуля;

  • одновариантными заданиями обобщающих и итоговых

    контрольных работ;

  • выполнением заданий обобщающего и итогового контроля

    в письменной форме.

В ПМТО (как и в традиционной технологии) предусмотрено три вида контроля и самоконтроля уровня знаний:

  • текущий;

  • обобщающий;

  • итоговый.

Система текущего контроля позволяет проводить оценку уровня усвоения материала учебной программы одного модуля, обобщающего - нескольких модулей и итогового - учебной программы всех модулей за текущий семестр.

Текущий контроль (Ri) учитывает оценку участия и степени активности в работе семинара-консультации (КС), результаты тестового контроля на лекции (КТЛ), результат текущего тестового контроля на ПЭВМ (КТТ), выполнение экспериментальной работы (КЭ). Таким образом, рейтинг по этим видам учебных работ складывается:

Ri = КС + КТЛ + КТТ + КЭ. (1)

Из четырех видов работ, входящих в систему текущего контроля, только тестовый контроль на ПЭВМ (КТТ) и экспериментальная работаЭ) являются обязательными (см. рис.2).

Рис.2. Схема системы контроля знаний в ПМТО.

Количественная оценка и самооценка степени усвоения программного материала модуля проводится с использованием электронного экспертно-обучающего комплекса. Электронно-обучающий комплекс работает в двух режимах. Один из них выполняет обучающе-тренировочную функцию. В этом режиме все тестовые задания сопровождаются кратким и полным объяснением.

Экспертно-обучающий комплекс выполняет только контролирующую функцию. Текущий тестовый контроль (КТТ) в этом режиме проводится по предварительной записи в дисплейных классах. Порядок тестирования регулируется положением о тестировании (Приложение 3).

В каждом семестре проводится по три обобщающие контрольные работы (ОК). Работы выполняются одновременно во всех учебных группах с использованием одновариантного задания.

Продолжительность контрольных работ - два академических часа. Переносы сроков написания контрольных работ для отдельных студентов не допускаются.

Необходимость прохождения итогового контроля (ИК) (сдача экзамена) в ПМТО определяется самим студентом, исходя из того, что при этом он может существенно повысить свой рейтинг. Итоговый контроль проводится по темам всех модулей и включает письменный ответ за два академических часа.

Содержание контрольных заданий как обобщающего, так и итогового контроля включает шесть групп вопросов:

1. Классификация, номенклатура, изомерия (10% баллов).

2. Физические и спектральные свойства (5%).

3. Электронное строение. Прогноз свойств (физических, химических, спектральных). Прогноз реакционной способности (25%).

4. Механизмы реакций (20%).

5. Синтез органического соединения (20%).

6. Химические свойства (20%).

Весовой коэффициент каждой обобщающей контрольной работы различен, т.к. каждая последующая работа включает учебный материал всех предыдущих модулей (см. табл.2,3). Примерные варианты контрольных работ и вариант ответа приведены в приложении 4 и 5.

Экспериментальная работа (ЭР) по теме модуля проводится строго по расписанию и нацелена на приобретение студентами навыка по технике лабораторных работ, синтезу конкретных органических соединений, исследованию их химических и спектральных свойств (ИК-, УФ-, ЯМР-спектроскопия), идентификации отдельных представителей изучаемого класса соединений. Этот вид учебных занятий является обязательным.

При выполнении экспериментальной части модуля преподавателем оценивается:

  • уровень химических знаний (30% баллов);

  • качество проведенного эксперимента (30%);

  • техника безопасности при выполнении синтеза и исследовании

    свойств органических соединений (30%);

  • качество оформления отчета (10%) (см. приложение 7).

Несмотря на то, что экспериментальная часть является логическим завершением всех работ по модулю, оценка за ее выполнение учитывается отдельно, и если по этой части работы студент набирает менее 55% баллов (не менее 137 баллов в осеннем семестре и не менее 228 баллов в весеннем семестре), то результат по всем видам работ аннулируется и студент не допускается к сдаче экзамена. Отчет о выполненной работе необходимо представлять преподавателю вовремя. У студентов, сдавших отчет через 2 недели после занятия, снимается 30% баллов, через 4 недели — 60%.

Для получения максимальной оценки при выполнении малого практикума необходимо отметить все происходящие изменения и зафиксировать их в отчете, при работе над индивидуальным заданием - необходимо качественно (с первого раза) выполнить предложенные задания.

Хорошо успевающим студентам преподаватель может предложить в конце пятого или в начале шестого семестра проведение индивидуальной научно-исследовательской работы по теме, являющейся составной частью научной проблематики кафедры, и, в случае ее успешного завершения, студенту засчитывается максимальное количество баллов по экспериментальной части модуля.

Логическим завершением изучения органической химии студентами 3 курса является выполнение курсовой работы. Курсовая работа «Проблемы и методы органического синтеза» предполагает выполнение индивидуального задания по методам синтеза органических соединений (литературный синтез). Приблизительный план курсовой работы предлагается в приложении 8.

III. Структура и механизм формирования рейтинга

Основополагающий принцип количественного учета успеваемости в ПМТО состоит в том, что рейтинг студента определяется суммой баллов, набранных в течение семестра по результатам всех видов контроля.

Таблица 1

Структура рейтинга (Rmax = 2960) по курсу органической химии

Вид

Форма

Рейтинг (Rmax)

в баллах

контроля

учебной работы

Осенний семестр

Весенний семестр

Текущий

1. Семинар-

консультация (КС)

8х5=40

8х5=40

2. Лекция (КТЛ)

14х8=112

16х8=128

3. Самостоятельная

работа (КТТ)

8х50=400

8х50=400

4. Лабораторный

практикум (КЭ)

5. Курсовая работа

230

400

60

Итого

782

1028

Обобщаю-щий

Работа №1 (R1об.)

Работа №2 (R2об.)

Работа №3 (R3об.)

Работа №4 (R4об.)

Работа №5 (R5об.)

Работа №6 (R6об.)

140

200

220

140

200

220

Итого

560

560

Итоговый

Работа №1 (R1ИТ.)

Работа №2 (R2ИТ.)

560

560

Итого

Итоговый рейтинг Rmax

1342

1588

Призовой фонд

1. Текущий тестовый контроль

2. Семинар консультация

50

40

50

40

Итого

170

170

Обобщающий контроль

80

80

При этом максимальный рейтинг равен десятикратному количеству часов, отведенных на органическую химию учебным планом специальности

Rmax = 296 * 10 = 2960 (2)

Структура рейтинга (Rmax) по курсу «Органическая химия» приведена в таблице 1.

Приведенная в таблице 1 структура рейтинга наглядно иллюстрирует весовой вклад каждого вида учебной работы модульной программы в суммарный рейтинг. Из двух видов контроля, которые формируют рейтинг студентов, значительный весовой коэффициент имеет текущий контроль и обобщающий (или итоговый) контроли 37,8%. При этом следует обратить внимание, что в структуру текущего контроля наибольший вклад вносят: текущий тестовый контроль (КТТ) и выполнение экспериментальной работы (ЭР). Экспериментальная часть модуля оценивается по каждому виду работы (см. табл. 3 и 4).

В каждом семестре, по усмотрению лектора, предусмотрен призовой фонд, не входящий в суммарное количество баллов, определенное для всего курса. Включение его в систему текущего тестового контроля на ПЭВМ и активное участие в работе семинара-консультации позволяет значительно улучшить рейтинг.

Студентам предоставлена возможность по индивидуальному графику досрочно пройти систему текущего тестового контроля на ПЭВМ по всем модульным программам теоретической части всего курса или одного семестра. При этом тем студентам, кто в срок справился с учебной программой курса, после выполнения ими лабораторного практикума, в зачетную книжку и в экзаменационную ведомость проставляется оценка, соответствующая суммарному проценту от набранного количества баллов всех видов контроля. Численные значения нормировки рейтинга сведены в таблицу 2.

Таблица 2



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Робоча навчальна програма курсу «Вища освіта І Болонський процес» напряму підготовки: освітньо-кваліфікаційного рівня Програму підготовлено кафедрою фізичної географії І картографії

    Документ
    Мета дисципліни: ознайомлення з основними завданнями, принципами та документами, прийнятими в рамках Болонського процесу, оволодіння методами та засобами їх запровадження у вищу освіту України.
  2. Руководство для преподавателя/тьютора (рекомендуемый перечень пунктов) (1)

    Руководство
    Методологические основы системы модульного формирования содержания образовательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей
  3. Руководство для преподавателя/тьютора (рекомендуемый перечень пунктов) (2)

    Руководство
    Методологические основы системы модульного формирования содержания образовательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей
  4. Руководство для преподавателя/тьютора (рекомендуемый перечень пунктов) (3)

    Руководство
    Методологические основы системы модульного формирования содержания образовательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей
  5. Отчет об исследовательской работе

    Публичный отчет
    В зарубежной и отечественной литературе все чаще встречаются понятия: «модульный подход», «модульная концепция», «модульная технология» «модульная система», «модульное обучение».

Другие похожие документы..