Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Сегодня мы поговорим о психологии в древние времена. По правде сказать, мы вообще не можем вести речь о психологии в современном понимании этого слова...полностью>>
'Программа курса'
Курс «История русской философии» является общепрофессиональным для студентов философского факультета РГГУ. Предмет курса – систематическое изучение о...полностью>>
'Образовательный стандарт'
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению “Защита окружающей среды” при очной форме обучения -...полностью>>
'Программа'
Данный курс расчитан не только для начинающих HR- специалистов и людей, желающих получить навыки новой профессии, но и на специалистов с опытом работы...полностью>>

Глазами постороннего

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Николай ЧУКСИН

КОСОВО

ГЛАЗАМИ ПОСТОРОННЕГО

Москва

2002 год

1

Аннотация 4

1. Введение. Уроки Косово 5

Часть первая 8

2. Немного истории. Балканы 9

Где находится Косово 9

Римский период 10

Византийский период 11

Турецкое владычество 12

Мировая общественность и Балканы 14

Балканские войны 1912-1913 гг. 16

Первая мировая война 19

Новые империи и очередной передел мира 20

Между двумя войнами 22

Вторая мировая война 25

3. Лирическое отступление: национальный вопрос при социализме 29

4. Немного истории: СФРЮ и Косово 32

Народный герой 32

Государственное устройство СФРЮ и Косово 34

Конституция 1989 года 36

5. Косово – албанский вариант 38

Кое-что о Дарданеллах 38

Славяне в Албании 39

Сербский патриархат и исход сербов 41

Берлинский конгресс и нарастание несправедливости 42

Косово в период между Первой и Второй мировой войной 44

Вторая мировая война и последующие события 44

6. Косово: сербский вариант 46

Славяне на Балканах 46

Османское иго 48

Великий исход 50

Сербия в борьбе за независимость 51

Первая мировая война и ее последствия 53

Вторая мировая война и коммунистическая Югославия 54

На поводу у косовских албанцев 56

7. Лирическое отступление: кто прав? 57

8. Распад федеративной Югославии 59

Трагические ошибки Тито 60

Детали распада: мировая общественность 62

Детали распада: Словения 63

Детали распада: Хорватия 64

Детали распада: Босния и Герцеговина 66

Детали распада: Македония 70

9. Лирическое отступление: двойные стандарты 71

10. Дейтонские соглашения 74

НАТО вместо ООН 74

Детали соглашений 75

Большая игра 77

11. Лирическое отступление: а где же Россия? 79

12. Милошевич – надежда нации 83

Путь наверх 83

Один против всех 84

Черный сентябрь 85

Последний бой 86

13. Дестабилизация 89

Мировая общественность: дымовая завеса 89

Мировая общественность: реальный механизм 91

14. Армия Освобождения Косово 93

Косово в 90-е годы 94

Захир Паязити 96

Адем Яшари 97

Рамуш 99

Мировая общественность и УЧК 101

УЧК во время натовской оккупации 103

УЧК и Бен-Ладен 106

15. Миссия КВМ и Рамбуйе 109

Резолюция 1199 110

Итоги КВМ 113

Рамбуйе 116

16. Воздушный террор 118

Хроника террора 118

Тройное предательство 121

Резолюция 1244 124

Еще один дефолт России 129

Приложение 2 к Резолюции 130

17. Лирическое отступление: слово сенатору Ятрасу 134

18. Контуры будущего 139

Часть вторая 141

19. Немного об идеологии Запада 142

Демократия: критическая самооценка 145

Гражданское общество у нас 149

Демократия в переходный период 150

20. Теория этногенеза Гумилева 155

Этнос 155

Этногенез 158

Теория этногенеза и мировая общественность 163

Что не объясняет Гумилев 165

21. Государство и общество: ненаучный подход 168

Общество как живой организм 169

Душа общества 172

Инстинкты общества 173

Государство как живой организм 174

Взаимоотношения общества и государства 177

Человек – клетка социальных организмов 178

178

Клеточное строение государства 180

Генетика государства и общества 182

Биополе человека и биополе общества 186

Условия образования общества 188

С-идея 189

22. Ненаучный подход и мировая общественность 192

Что дает ненаучный подход 192

Разрушение общего биополя 192

Повод для оптимизма 194

Заключение 195

Стенограмма выступления Милошевича в Гааге 198

Аннотация

Предлагаемая Вашему вниманию книга Николая Чуксина «Косово» сжато и доступно излагает трагические события последних лет на Балканах. Автор предлагает свою трактовку причин этих событий, базируясь на теории этногенеза Л.Н.Гумилева, собственной теории государства и общества, а также исходя из общих законов геополитики. Интересна позиция автора по вопросу о роли мировой общественности и месте демократии в переходных политических процессах. Книга написана живым языком и будет интересна широкому кругу читателей, в первую очередь, студентам и учащимся старших классов. Книга содержит много ссылок на интернет-сайты, которые помогут желающим глубже изучить затронутые проблемы.

Николай Чуксин родился в 1948 году в семье лесника на Хмелинском кордоне в Тамбовской области. Находился в длительных и коротких служебных командировках по линии бывшего Министерства внешней торговли СССР более, чем в сорока странах мира. С 1999 года не работает и занимается исключительно писательским трудом. Ему принадлежат книги «Персона нон грата», «Длинное лето 1999 года», «Ладога», «Государство и общество», «Каппадокия», большинство из которых вышло в издательстве «Русь».

Принимал участие в нескольких миссиях ОБСЕ, в том числе, работал в составе миссии ОБСЕ в Косово. Является участником и очевидцем многих описываемых событий.

1. Введение. Уроки Косово

Первый и главный урок трагических событий в Косово заключается в том, что внутренняя сущность человека мало подвержена воздействию цивилизации. Развитие средств связи и обработки данных, телевидение и Интернет, автомобили, самолеты и скоростные поезда усложнили жизнь человека, но не затронули его глубинной сути. Человек – зверь, причем, животное гораздо более хищное и опасное, чем любой из известных хищников. Мало кто из хищников убивает сверх своей текущей потребности в пище. Ни один из хищников не убивает из мести. Ни один из хищников не имеет перед собой таких возвышенных целей, как демократия, гражданское общество, правовое государство, право нации на самоопределение и, соответственно, не склонен ни к массовым убийствам сородичей во имя достижения этих целей, ни, наоборот, к массовым убийствам тех, кто в силу убеждений или заблуждений эти цели преследует. Освенцим – не только самое мрачное проявление сущности фашизма. Освенцим (и Ясеновац, и Гулаг, и Преказ, и Рачак, и 11 сентября 2001 года) – проявление звериной сущности человека, венца творения. Одежда от Версаче, lap-top последней модели, рассуждения о структурно-функциональном анализе Парсонса или об особенностях творчества Кортасара маскируют эту сущность, но, к сожалению, не устраняют. И никогда не устранят. Поэтому борцы за права человека никогда не должны забывать, за чьи именно права они борются и где находится граница, отделяющая этого человека от зверя, граница, переступать которую смертельно опасно даже во имя достижения самых благородных целей.

Еще один урок Косово: война, где бы, кем бы и во имя каких идеалов она бы ни велась, это всегда грязь, кровь невинных, насилие, произвол и ужас. Какой бы невыносимой ни казалась мирная жизнь, война всегда на несколько порядков хуже. Война - это когда в вашу беззащитную деревню входят очень вооруженные, не очень трезвые и давно не мытые бойцы, прикладами и матюгами выводят вас на улицу, застрелив мимоходом замешкавшихся, отделяют мужчин от женщин, выбирают самых привлекательных девушек и долго и гнусно насилуют их на глазах у оцепеневших от ужаса матерей и братьев. Это когда к вам ночью врываются «братки», борцы за национальные идеалы, говорящие на вашем же языке и исповедующие ту же самую веру, что и вы, вручают вам автомат и требуют, чтобы вы сейчас же, немедленно, пошли и убили вашего соседа, исповедующего другую веру. И вы пойдете, и убьете, впервые в жизни убьете человека, такого же человека, как и вы. Убьете - иначе убьют вас. Это когда ваша любимая кошка, тоже ни в чем не виноватая, воет и мечется в вашем пылающем доме, а вас сбили в бесконечную колонну и под холодным дождем, босых и голодных гонят в неизвестность, всегда трагическую. И вы – идете, деваться вам некуда. Позади – смерть. И сбоку – смерть. И сверху – смерть. Потому что в это самое время, по ошибке или сознательно, сверхзвуковое чудо современной технологии, воплощение тех вершин, на которые вскарабкался человеческий разум, выпускает по вашей колонне залп сверхточных телеуправляемых ракет. Они не промахнутся!

Война – это визг перепуганных насмерть детей, это сладкая вонь гниющих трупов и горький запах кордита, это собаки, лижущие бурые слегка застывшие лужи крови около скрюченных тел, это ужас, пропитавший сам воздух и проникающий в самую сердцевину вашего спинного мозга. Это липкая и несмываемая грязь – на теле и на душе. Это – война, средство для реализации возвышенных и благородных целей. Какой бы невыносимой ни казалась вам мирная жизнь, грязь, кровь, насилие и произвол войны заставит вас со вздохом вспоминать об этой самой жизни. Зайдите на сайт /warcrimes-img/prekaz.htm, посмотрите на изуродованные трупы женщин, стариков и детей и у вас навсегда пропадет охота слушать тех, кто подстрекает воевать за национальное освобождение.

И третий урок косовских событий. Мы говорим: Слободан Милошевич. Мы говорим: Билл Клинтон и Мадлен Олбрайт. Мы говорим: Баджет Пакколи и Ибрагим Ругова. Посмотрите на их руки: они чисты, на них нет ни капли крови, ни следа грязи. Они вполне счастливы, хотя и не все. У идеологов чистые руки. У исполнителей чистая совесть: одни сражались за великую идею, за национальное освобождение, против апартеида. Другие защищали свою Родину, целостность своей страны, боролись с террористами. Все в порядке. Это разделение труда между вдохновителями и исполнителями отмечено задолго до меня и будет действовать столетия и столетия после меня. Все в порядке.

Только кричит по ночам мой друг Срджан, в свои неполные тридцать лет прошедший в сербском спецназе три кровавые войны. Только на две части разделяет колючая проволока и БТРы французского КФОР такую уютную и совсем недавно мирную Косовскую Митровицу. И слава Богу, что разделяет: не будь этих юных и храбрых французских солдат, половина города была бы вырезана за одну ночь - так велика взаимная ненависть, сгенерированная в ходе этой справедливой войны.

А кто из европейских бюрократов, пьющих свой утренний кофе в чистых и светлых офисах Брюсселя и Вены отважится посмотреть в глаза голодным и запуганным обитателям многочисленных косовских анклавов – все равно, албанского ли в Шальской Бистрице, сербского ли в Прилужье? А кого интересует, где и на какие средства будет жить Радмила и ее пятеро малолетних братьев и сестер, которых не смогли защитить ни мировое сообщество, ни пятьдесят тысяч натовских войск, находящихся в Косово, ни тем более интеллигентный Ругова, который вообще вряд ли помнил об их защите, думая о своем, возвышенном?

Более двухсот тысяч сербов с приходом войск НАТО и возвращением албанских беженцев бросили свои дома в Приштине и Призрене, Качанике и Печи, в городах и небольших селениях всего Косово и бежали в никуда, за реку Ибар, на сербский Север, от террора, развязанного против них албанцами, мстящими за свои предыдущие унижения и за своих родственников, погибших на той же войне. Авантюризм и безответственность так называемого мирового сообщества, так сказать, мировой общественности – International Community1 – и в первую очередь, бюрократов Европейского Союза и НАТО – это четвертый урок Косова. Сюда же можно отнести и двойные стандарты этого самого сообщества, и его лицемерие, и вполне совковые приемы выдавать желаемое за действительное, так ярко проявившиеся в Косово.

Провокационная роль так называемой свободной прессы – это пятый урок Косово. Кто выполняя социальный заказ, кто просто за деньги, кто по глупости, не разобравшись в обстановке, - журналисты позволили использовать себя в качестве инструмента для раскачивания ситуации, разжигания истерии, подготовки общественного мнения к главному акту трагедии, задолго до этого спланированному режиссерами от геополитики. Собственно, это урок не для журналистов: не одни, так другие сыграли бы эту роль с большим или меньшим блеском. Пресса свободна в пределах средств ей отпущенных. Это урок для тех, кто потребляет продукцию средств массовой информации: не верьте ни одному источнику, каким бы солидным он ни казался. Определите главные заинтересованные стороны. Определите, через какие средства массовой информации они проводят свои идеи. Сравните подход этих средств к трактовке событий. Сделайте поправку на «черный пиар», а также на возможность инсценировки ряда событий заинтересованной стороной (войска специального назначения и службы, профессионально занимающиеся психологической войной, еще никто не отменял). Вспомните историю, наконец. И только после этого можете сделать осторожные выводы, всегда спрашивая себя при этом: «А кому это выгодно?».

Шестой урок Косово – кризис основных ценностей и моделей общественного развития, принятых западным миром. Защита этих ценностей (и не только на Балканах) привела к сотням тысяч человеческих жертв, трагедиям и страданиям миллионов людей. Внедрение западных моделей общественного развития там, где общества имеют другую структуру, или находятся на другой ступени развития, приводит только к умножению страданий людей, а в будущем может привести к еще большим жертвам. Демократия отнюдь не единственный, не универсальный и не самый лучший способ построения государства и его взаимоотношений с обществом, особенно, в переходные периоды, периоды их становления и развития. Абстрактные права человека – не предмет первой необходимости для тех, кто живет в постоянном и реальном страхе за свою жизнь и за жизнь своих детей. Проблемы построения гражданского общества вряд ли сильно беспокоят сотни тысяч перемещенных лиц, а свобода не всегда выше справедливости и в мирной жизни далеко от Косово.

Седьмой урок – Балканы вообще и Косово, в частности, явились тем полигоном, на котором два мировых центра – Европа и США – отрабатывали методику расширения сферы своего геополитического влияния, пользуясь слабостью, безразличием или попустительством других мировых политических центров. Эта методика уже применяется в Беларуси, Украине, Молдавии и кажется, в Зимбабве; активно закладываются основы для ее реализации в России. К чему может привести применение этой методики, нетрудно догадаться. Пример Косово перед глазами. Заполнение геополитического вакуума, образовавшегося на месте распавшейся советской империи, оплачивается, как и всегда, страданиями и кровью простых людей.

Уроки Косово… Их на порядок больше, чем приведено выше. Трагедия в том, что вряд ли из этих уроков будут сделаны выводы кем-то, кроме непосредственных участников и прямых жертв. Вот еще закончится политический процесс над Милошевичем, все больше и больше напоминающий процесс над Георгием Димитровым, и мировое сообщество перестанет вспоминать о существовании этого красивейшего уголка планеты и о его трагической судьбе.

Следствие закончено.

Забудьте.

Часть первая2

2. Немного истории. Балканы

Где находится Косово

Провинция Косово находится в самом центре Балканского полуострова, который на карте похож в первом приближении на треугольник, расположенный вершиной вниз. Основание этого треугольника проходит, в основном, по рекам Саве и Дунаю от хорватской Истрии на западе до устья Дуная на востоке, а вершина приходится на самую южную точку греческого Пелепоннеса. Так вот, административный центр Косово, город Приштина, находится практически в точке пересечения медиан этого треугольника, или в центре его тяжести. Расстояние от Приштины по прямой до Белграда на северо-западе около 250 километров, до Софии на востоке и того меньше – около двухсот. На юго-западе расположена столица Албании Тирана, на юго-востоке греческий порт Салоники и святая гора Афон. До них от Приштины по прямой те же 250-300 километров. До Бухареста и итальянского порта Бари около пятисот километров, до Стамбула около семисот - чуть больше, чем от Москвы до Вологды или Тамбова. Все рядом.

Территория Косово имеет форму почти правильного квадрата со стороной около 100 километров. Одна диагональ этого квадрата проходит почти строго с севера на юг по меридиану 20º 60´ от Бело Брдо на севере, расположенного в горах Копаоник, всего в десятке километров от известного югославского лыжного курорта Копаоник, до Рестелицы в горах Шар Планины на юге, отстоящей менее, чем в ста километрах по прямой от албанского побережья Адриатического моря. Другая диагональ идет также строго по широте примерно 42º 40´ от Боге на западе до Трстены на востоке. Эти две диагонали пересекаются в районе Србица километрах в двадцати пяти по прямой к западу от Приштины.

Говоря о расстояниях, я не случайно повторяю: «по прямой». В горах реальные расстояния редко измеряются по прямой, а Косово – горная провинция, своего рода квадратная чаша с неровными краями. Дно этой чаши образует Косово Поле, долина шириной не более двадцати километров, протянувшаяся на восемьдесят с небольшим километров с севера на юг от Косовской Митровицы до Урошевца. Косово Поле расположено на высоте 500-600 метров над уровнем моря. На этом самом Косовом поле, в восьми километрах от Приштины и произошла знаменитая битва 1389 года князя Лазара с османскими турками эмира Мурада. Края чаши на севере, западе и юге образованы горными хребтами высотой 2-2,5 тысячи метров. С востока горы пониже – всего 1200 – 1500 метров.

Эту территорию до войны 1999 года населяло около полутора миллионов человек: албанцы, сербы, босняки, горане, турки, цыгане и некоторые другие национальности. Они жили в двух-трех десятках городов, каждый из которых насчитывал от 3 до 15 тысяч жителей (не считая более, чем стотысячной Приштины) и в тысяче с небольшим селений, в основном горных, население которых редко доходит до ста пятидесяти – двухсот человек, а зачастую не превышает десятка-двух доживающих свой век стариков. Большинство населения (по моим оценкам около 70%) составляли албанцы. Молодежь, особенно сербская, давно ушла в города, ища самореализации и достойного заработка. Албанцы более консервативны, да и число детей в каждой семье у них не сопоставимо с сербскими семьями: пять-шесть против одного-двух. И тем не менее, албанская диаспора в большинстве европейских стран и в Новом Свете значительна, и судя по событиям последних лет, достаточно богата.

В принципе, по площади Косово примерно равно нашей Чечне. Если не брать во внимание небольшой участок на самом юге Чечни, там, где по границе с Грузией высота хребтов составляет около четырех тысяч метров, то рельеф территории Косово сравним с рельефом Чечни. Даже, пожалуй, Косово в целом более горная страна, поскольку Чеченская равнина к северу от Терека по площади раза в два-три превышает площадь Косова Поля, а по высотам над уровнем моря находится метров на четыреста ниже. По населению Косово в два с небольшим раза больше Чечни.

В настоящее время на Балканах расположено восемь суверенных государств: Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Греция, Македония, Румыния, Турция и, наконец, Югославия.3 Словения, бывшая Югославская республика, ставшая независимой в 1991 году, считает себя относящейся уже не к Балканам, а к Центральной Европе. Италия, наоборот, считает себя Балканской, поскольку маленький ее кусочек в районе Триеста заходит на Балканский полуостров. Югославская автономная провинция Косово находится сейчас под протекторатом ООН на основании резолюции Совета Безопасности ООН №1244, принятой 10 июня 1999 года и управляется Временной администрацией во главе которой стоит Специальный Представитель Генерального секретаря ООН, уже третий по счету с середины 1999 года.

Римский период

История Балкан – это насчитывающая многие тысячелетия история империй, сменявших одна другую, история вторжений, возвышений, ассимиляции и исчезновения десятков народов, история соперничества и кровопролитий, история борьбы ведущих мировых держав за влияние и контроль над этим благословенным уголком планеты, находящимся на перекрестке важнейших путей с Севера на Юг и с Запада на Восток.

В 8-6 вв. до н.э. население Балкан составляли иллирийцы на западе, фракийцы на востоке и древние эллины на юге. Эллины уже начали к этому времени осваивать Средиземноморье и успели распространить свое влияние далеко на восток - до Керчи и Феодосии, а в школах Греции уже проходили теорему Пифагора. На северо-запад от Балкан жили кельты, на северо-восток – скифы. Апеннинский полуостров занимали италики, Малую Азию – лидийцы, киликийцы, далее жили финикийцы. История Древнего Египта к этому времени насчитывала более двух тысячелетий, он пережил уже три распада и им правили фараоны чуть ли не двадцать пятой династии. Моисей давно вывел евреев из египетского плена, а Соломон, сын царя Давида, уже построил в Иерусалиме храм, который, правда, вскоре будет разрушен Навуходоносором. Материковая часть Балканского полуострова в это время мало кого интересовала.

В 4-3 вв. до н.э. на сцене появились новые игроки: Древний Рим, подчинивший себе к этому времени весь Апеннинский полуостров, и держава Александра Македонского, распространившая свое влияние на Египет и на всю Переднюю и Южную Азию вплоть до Индии. Правда, этот этап глобализации длился недолго: со смертью самого Александра в 323 году до н.э. его держава распалась на ряд эллинистических государств, из которых два – Македония и Греция - занимали всю южную половину Балканского полуострова.

В 27 году до н.э. Римский сенат закрепил за Октавианом права верховной власти и тот стал именоваться Октавианом Августом. Именно с этого года обычно отсчитывают начало Римской Империи. К этому времени ее территория включала территорию современной Италии, Франции, Испании, Португалии, практически все африканское побережье Средиземного моря, Сирию и Палестину, Малую Азию и весь Балканский полуостров. В результате завоеваний на Балканах были образованы римские провинции Эпир (148 до н.э.), Македония (148 до н.э), Иллирия (33 до н.э.), Мезия (29-27 до н.э), Фракия (46 н.э.). К северу от Дуная располагались римские же провинции Паннония, завоеванная в 9 году до нашей эры, и Дакия - в 106 году уже новой эры.

Византийский период

В 33 году нашей эры в Иерусалиме при попустительстве римского прокуратора Иудеи Понтия Пилата, но в результате демократической процедуры, большинством голосов местного населения была решена судьба Иисуса Христа, которого мусульмане потом назовут одним из своих самых уважаемых пророков, пророком Иса. Одновременно была решена судьба и самой Римской империи. На смену ей шла христианская Византия, просуществовавшая более тысячи лет и все это время присутствовавшая или доминировавшая на Балканах. В 324 году нашей эры императором Флавием Валерием Константином Магнусом, был основан в юго-восточной части Балканского полуострова город Константинополь, Царьград, называемый ныне Стамбулом.

Константин вовремя понял важность единой идеологии для своего государства. В 325 году он председательствовал на первом Вселенском соборе христианских иерархов в Никее, принявшем символ христианской веры, и лично встречался со святым Николаем Чудотворцем, архиеписком Мирликийским, во плоти участвовавшим в том же соборе. Да и сам император впоследствии был удостоен причисления к лику православных святых, став святым равноапостольным князем Константином. Константинополю же суждено было стать сначала столицей тысячелетней Византийской империи, а с 1453 и до самого 1918 года - столицей другой могущественной империи, Османской или Оттоманской, наследницей которой является современная Турция, перенесшая, правда, в 1923 году свою столицу из балканского Стамбула подальше от греха – вглубь полуострова Малая Азия, в Анкару.

Но вернемся в первые века нашей эры. Вторжением варварских племен на территорию Римской империи началось Великое переселение народов, резко изменившее этнический состав гигантских территорий, в том числе и Балканского полуострова. Готы, первоначально обитавшие в Скандинавии и Германии, поднялись вверх по Висле, достигли Северного Причерноморья, усвоили элементы культуры здешних скифов и сарматов и, накопив к третьему веку силенок, отвоевали у Римской империи ее дунайскую провинцию Дакию. Правда, готское владычество продолжалось сравнительно недолго. В 375 году королевство остготов было сокрушено при Эрманарихе тюрко-язычными гуннами, пришедшими из степей Монголии.

Вестготы, успевшие, к счастью, принять христианство, поселились с разрешения римских властей в Паннонии, но вскоре восстали и в 378 году разбили римское войско под Адрианополем на Балканах (нынешнее Эдирне), а в 410 году разграбили и сам Рим. В конце концов они утвердились в Иллирике, образовав впоследствии ряд княжеств и королевств по всей Западной Римской империи. Гунны, сначала ушедшие в Сирию и Каппадокию, вернулись вновь и дошли до Галлии и Италии, но были разбиты в 451 году римлянами, вестготами и франками, а после внезапной смерти их великого вождя Аттилы в 453 году союз их племен распался.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. В то утро, когда Джасмин (моя мать) открыла глаза, на лбу у нее жирным черным фломастером было выведено слово р-а-3-в-о-д, в зеркальном отражении

    Документ
    В то утро, когда Джасмин (моя мать) открыла глаза, на лбу у нее жирным черным фломастером было выведено слово Р-А-3-В-О-Д, в зеркальном отражении. Едва очнувшись от сна, сама она, конечно, об этом не знала.
  2. Глазами газет

    Учебно-методическое пособие
    Масс-медиа глазами газет: Практические рекомендации в помощь начинающему медийному критику: Учебно-методическое пособие / Р.П. Баканов. – Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2008.
  3. Автор: Протоиерей Евгений Попов

    Книга
    Год выпуска: 2001Автор: Протоиерей Евгений ПоповЖанр: Православное богословие для мирянИздательство: Москва, "Правило веры"ISBN: 5-7533-0104-5Формат: DOCКачество: OCR без ошибокКоличество страниц: 558Описание: Как часто
  4. Протоиерея Евгения Попова книга

    Книга
    Как часто человек, сталкиваясь с какой-то житейской проблемой, оказывается на перепутье, не зная, как поступить, чтобы не согрешить, не нарушить волю Божью.
  5. Священник Алексий Мороз, кандидат педагогических наук, член союза писателей России. Содержание Введение Десять заповедей закон

    Закон
    Настоящая работа посвящена осмыслению сути греха и указанию путей борьбы с ним. Здесь Вы найдете наиболее полный перечень всех грехов, встречающихся в жизни современного христианина.

Другие похожие документы..