Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
У зв’язку з набранням чинності Закону України «Про внесення змін до деяких законодавчих актів щодо орендних відносин» від 21.04.2011 №3269-VІ, відпов...полностью>>
'Реферат'
тема) для поступления в аспирантуру по специальности (шифр, наименование) Выполнил соискатель (Ф....полностью>>
'Биография'
Бессменный лидер Кубы с 1959 года по 2008 год. Премьер-министр (1959–1976), а затем председатель Государственного совета Кубы (1976-2008). Юрист по об...полностью>>
'Конкурс'
Согласно приказу управления образованием от 9 сентября 2009 года № 465 «О проведении районного конкурса рисунков по профилактике детского электротрав...полностью>>

Данная программа в целом определяет информационную базу бу­дущего студента, с учетом которой строятся профилирующие универ­ситетские курсы по истории и теории литературы

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Русская литература

Программа по русской литературе содержит рекомендации, которые обязательно нужно учесть при подготовке к вступительному экзамену по литературе. Первое непреложное требо­вание к абитуриенту на экзамене по литературе – знание художествен­ного текста, поэтому программа начинается со списка авторов и худо­жественных произведений (Раздел I).

На экзамене также высоко оценивается знание теории литературы, умение абитуриента пользоваться литературоведческими терминами (Раздел V). Вопросы по теории литературы не выходят за рамки школь­ного курса и могут быть изучены по учебникам средней школы. При подготовке к экзамену следует обратить особое внимание на те понятия, термины и категории, которые использованы при характеристике твор­чества того или иного автора.

По каждой теме (или автору) приводится список дополнительной справочной и критической литературы, которая рекомендована при подготовке к экзамену. Можно прибегать и к другим исследова­тельским и критическим источникам, если они отвечают программным требованиям.

Комментированная программа (Раздел II, III) – это краткий «путе­водитель» по древнерусской литературе, литературе XVIII, XIX и XX веков, который должен помочь абитуриенту при подготовке ответов на экзаменационные во­просы.

В приложении даны примерные темы сочинений, предлагаемых на вступительных экзаменах, а также приведены требования, предъявляемые к экзаменационным сочинениям.

Данная программа в целом определяет информационную базу бу­дущего студента, с учетом которой строятся профилирующие универ­ситетские курсы по истории и теории литературы.

1. Список литературных произведений

В приведенном списке указаны произведения, рекомендованные для чтения абитуриентам, сдающим вступительный экзамен по литературе. Звездочкой помечены те произведения и авторы, которые не включены в экзаменационные билеты устных и письменных (сочине­ние) экзаменов, но важны для более полного представления о русской литературе разных периодов.

*Древнерусская литература

Летописи («Повесть временных лет»). «Поучение» Владимира Моно­маха. Слово о полку Игореве. Повесть о Петре и Февронии муромских.

*Русская литература XVIII века

М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на российский престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года. «Случились вместе два Астронома в пиру...». Памятник.

Г. Р. Державин. Фелица. Бог. Водопад. На птичку. Снигирь. Призна­ние. «Река времен в своем стремленьи...». Памятник.

Д. И. Фонвизин. Недоросль.

А. Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность.

Русская литература XIX века

*В. А. Жуковский. Вечер. К ней. Светлана. Людмила. Певец во стане русских воинов.

*К. Ф. Рылеев. К временщику. «Я ль буду в роковое время...» Думы. Войнаровский.

*И. А. Крылов. Басни (2-3 по выбору).

А. С. Грибоедов. Горе от ума.

А. С. Пушкин. Вольность. Деревня. К Чаадаеву. «Свободы сеятель пус­тынный...» К морю. К*** («Я помню чудное мгновенье...») 19 ок­тября («Роняет лес багряный свой убор...»). Зимний вечер. Пророк. Стансы. Няне. 19 октября 1827. Арион. Анчар. Зимнее утро. «Во глубине сибирских руд...» «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» Поэт и толпа. Поэт («Пока не требует поэта...»). Поэту («Поэт, не дорожи любовию народной...»). «Я вас любил...» Бесы. Осень (отрывок). «Вновь я посетил...» Из Пиндемонти. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» *Кавказский пленник. *Бахчи­са­райский фонтан. *Цыганы. Полтава. Медный всадник. *Борис Годунов. *Маленькие трагедии. Евгений Онегин. *Повести Белкина. Дубровский. *Пиковая дама. Капитанская дочка. В.Г. Белинский. Сочинения Александра Пушкина (статьи 8-я, 9-я).

М. Ю. Лермонтов. Парус. Бородино. Смерть поэта. Дума. Поэт. Мо­литва («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»). «Как часто пестрою толпою окружен...» «Из-под таинственной холодной полумаски...» «И скучно, и грустно...» Утес. Тучи. Три пальмы. «Когда волнуется желтеющая нива...». Пророк. Родина. «Выхожу один я на дорогу...» Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. *Демон. Мцыри. Герой нашего времени. В.Г. Белинский. Стихотворения М. Лермонтова. В.Г. Белинский. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова.

Н. В. Гоголь. *Вечера на хуторе близ Диканьки. *Миргород (Старо­светские помещики. Тарас Бульба. Вий. Повесть о том, как поссо­рился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем). *Петер­бургские повести (Невский проспект. Нос. Шинель). Ревизор. Мертвые души. *Выбранные места из переписки с друзьями.

А. Н. Островский. Гроза. *Бесприданница.

Н. А. Добролюбов. Луч света в темном царстве. Что такое обломовщина?

И. А. Гончаров. *Обыкновенная история. Обломов. Мильон терзаний.

И. С. Тургенев. *3аписки охотника (2-3 рассказа по выбору). *Муму. *Ася. Отцы и дети. «Стихотворения в прозе. Д. И. Писарев. Базаров.

Н. Г. Чернышевский. Что делать? *Русский человек на rendes-vous.

Н. А. Некрасов. В дороге. Тройка. Родина. «Еду ли ночью по улице темной...» «Вчерашний день, часу в шестом...» «Я не люблю иро­нии твоей...» «О, письма женщины, нам милой...» Несжатая поло­са. Поэт и гражданин. Размышления у парадного подъезда. Рыцарь на час. Зелёный шум. Железная дорога. Памяти Добролюбова. О погоде. Элегия («Пускай нам говорит изменчивая мода...»). *Мороз, Красный нос. Кому на Руси жить хорошо.

ФИТютчев. Silentium! («Молчи, скрывайся и таи...») Весенняя гро­за. «Как океан объемлет шар земной...» Осенний вечер. «Умом Рос­сию не понять...» «Эти бедные селенья...» «Сижу задумчив и один...» «О, как убийственно мы любим...»

А. А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом...» «Шепот, робкое дыха­нье...» Певице («Уноси мое сердце в звенящую даль...»). «Сияла ночь. Луной был полон сад...» Бабочка.

М. Е. Салтыков-Щедрин. История одного города. *Господа Головлевы. Сказки (2-3 по выбору).

Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание. *Идиот.

Л. Н. Толстой. *Детство. *Отрочество. *Юность. *Казаки. Война и мир.

*Н. С. Лесков. Левша. Тупейный художник. Очарованный странник. Леди Макбет Мценского уезда.

А. П. Чехов. Смерть чиновника. Толстый и тонкий. Хамелеон. Унтер Пришибеев. *Тоска. *Горе. *Степь. Учитель словесности. Палата № 6. Попрыгунья. *Черный монах. *Мужики. Ионыч. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. *Студент. Дом с мезонином. *Невеста. *Дама с собачкой. *Чайка. Вишневый сад.

Русская литература XX века

А. И. Куприн. *Поединок. Гранатовый браслет. Олеся. *Белый пудель.

И. А. Бунин. Антоновские яблоки. Господин из Сан-Франциско. Де­ревня. Суходол. *Иоанн Рыдалец. *Сны Чанга. *Грамматика любви. *Последняя осень. *Митина любовь. *Легкое дыхание. Стихотво­рения. Цикл «Темные аллеи» (2-3 по выбору). *Окаянные дни.

*Л. Н. Андреев. Жизнь человека. Иуда Искариот. Рассказ о семи пове­шенных.

М. Горький. Макар Чудра. *Дед Архип и Ленька. Старуха Изергиль. Челкаш. Песня о Соколе. Песня о Буревестнике. *Мать. *Детство. На дне. *Несвоевременные мысли.

А. А. Блок. «Я и молод, и свеж, и влюблен...» «Вхожу я в темные хра­мы. ..» Незнакомка. Русь. «О, весна, без конца и без краю...» «Ночь, улица, фонарь, аптека...» Цикл «На поле Куликовом». Россия. «О доблестях, о подвигах, о славе...» На железной дороге. «Да. Так диктует вдохновенье...» «Земное сердце стынет вновь...» «О, я хо­чу безумно жить...» *Возмездие. Двенадцать. Скифы. Интеллиген­ция и революция.

С. А. Есенин. «Топи да болота...» «Гой ты, Русь моя родная...» Осень. «Не бродить, не мять в кустах багряных...» «Нивы сжаты, рощи го­лы...» «Я последний поэт деревни...» «Отговорила роща золотая...» «Не жалею, не зову, не плачу...» Письмо к матери. Возвращение на родину. «Мы теперь уходим понемногу...» Русь советская. *Сорокоуст. «Неуютная жидкая лунность...» «Спит ковыль. Равни­на дорогая...» *Анна Снегина. *Черный человек.

В. В. Маяковский. А вы могли бы? Нате! Послушайте! Скрипка и не­множко нервно. Дешевая распродажа. Левый марш. Ода револю­ции. Хорошее отношение к лошадям. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче. Разговор с фининспектором о поэзии. Товарищу Нетте – пароходу и человеку. Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви. Блэк энд уайт. Юбилейное. О дряни. Прозаседавшиеся. Стихи о советском паспор­те. Облако в штанах. *Флейта-позвоночник. *Про это. Хорошо! Владимир Ильич Ленин. Во весь голос (вступление к поэме). *Баня. *Клоп.

Поэты «Серебряного века»

И. Ф. Анненский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, Д. С. Мережковский, А. Белый, Вяч. И. Иванов, М. А. Волошин; Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, Г. В. Иванов; В. Хлебников, И. Северянин, Б. Л. Пастернак; М. И. Цветаева; Саша Черный (авторы и произведения – по выбору экзаменующегося).

Е. И. Замятин. Мы.

А. А. Фадеев. Разгром. *Молодая гвардия.

*Н. А. Островский. Как закалялась сталь.

И. Э. Бабель. Конармия.

*Б. Пильняк. Повесть непогашенной луны.

А. П. Платонов. Котлован. Чевенгур. Рассказы (Усомнившийся Макар. *На заре туманной юности. *Возвращение.).

М. М. Зощенко. Рассказы (2-3 по выбору).

*И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев. Золотой теленок.

М. А. Булгаков. Собачье сердце. Мастер и Маргарита. Белая гвардия. *Драматургия.

А. Н. Толстой. Петр Первый. *Детство Никиты.

М. А. Шолохов. Донские рассказы. *Тихий Дон. *Поднятая целина. *Судьба человека.

А. И. Солженицын. Матренин двор. Один день Ивана Денисовича.

А. Т. Твардовский. Василий Теркин. По праву памяти. Стихотворения (по выбору).

При подготовке к экзаменам рекомендуется также ознакомиться с творчеством нижеследующих авторов (названы наиболее известные их произведения, хотя предложенный перечень не является обязательным).

Ч. Т. Айтматов. Белый пароход. Первый учитель. Прощай, Гюльсары! И дольше века длится день. Плаха.

С. А. Алексиевич. У войны не женское лицо.

В. П. Астафьев. Пастух и пастушка. Царь-рыба. Последний поклон. Печальный детектив. Прокляты и убиты.

В. О. Богомолов. Иван.

В. В. Быков. Сотников. Альпийская баллада. Обелиск.

Б. Л. Васильев. «А зори здесь тихие...» В списках не значился. Завтра была война.

К. Д. Воробьев. Убиты под Москвой.

Ю. П. Герман. Дело, которому ты служишь. Дорогой мой человек. Я отвечаю за все.

Д. А. Гранин. Зубр. Эссе о Пушкине (Два лика. Священный дар), Достоевском (Тринадцать ступенек) и других русских классиках.

BC. Гроссман. Жизнь и судьба. Народ бессмертен.

Вен. В. Ерофеев. Москва-Петушки.

Ф. А. Искандер. Созвездие Козлотура. Сандро из Чегема. Кролики и удавы.

Ю. П. Казаков. Рассказы.

В. П. Катаев. Белеет парус одинокий. Алмазный мой венец. Трава забвения.

B. Л. Кондратьев. Сашка.

Ю. М. Нагибин. Чистые пруды. Книга детства. Царскосельское утро (историко-биографическая проза).

В. П. Некрасов. В окопах Сталинграда.

Б. Ш. Окуджава. Путешествие дилетантов. Упраздненный театр.

Б. Л. Пастернак. Доктор Живаго.

К. Г. Паустовский. Золотая роза.

Л. С. Петрушевская. Рассказы. Пьесы.

А. И. Приставкин. Ночевала тучка золотая.

М. М. Пришвин. Фацелия. Жень-Шень. Дневники.

В. Г. Распутин. Уроки французского. Живи и помни. Прощание с Матерой.

А. и Б. Стругацкие. Пикник на обочине. Понедельник начинается в субботу.

В. С. Токарева. Повести и рассказы.

Т. Н. Толстая. Рассказы.

Ю. В. Трифонов. Другая жизнь. Обмен. Дом на набережной.

Ю. Н. Тынянов. Пушкин. Смерть Вазир-Мухтара.

В. Т. Шаламов. Колымские рассказы (Васька Денисов, похититель свиней. Калигула. Надгробное слово. Шерри-бренди. Афинские ночи. Последний бой майора Пугачева).

В. М. Шукшин. Рассказы. Киноповести.

Драматургия

Е. Л. Шварц, А. Н. Арбузов, А. В. Вампилов, А. М. Володин, B. C. Розов.

Поэзия

Б. А. Ахмадулина, Р. И. Рождественский, А. А. Вознесенский, B. C. Высоцкий, И. А. Бродский, Е. А. Евтушенко, Н. А. Заболоцкий, Ю. П. Кузнецов, Н. М. Рубцов, Д. С. Самойлов, К. М. Симонов, Б. А. Слуцкий, Я. В. Смеляков, Вл. Н. Соколов, А. А. Тарковский, Б. А. Чичибабин (стихотворения - по выбору экзаменующегося).

Литература русского зарубежья

первой волны эмиграции

А. Т. Аверченко, М. Алданов, К. Д. Бальмонт, Н. Н. Берберова, И. А. Бунин, Г. Газданов, З. Н. Гиппиус, Б. К. Зайцев, Г В. Иванов, Вяч. И. Иванов, А. И. Куприн, Д. С. Мережковский, В. В. Набоков, М. Осоргин, И. Северянин, Тэффи, В. Ф. Ходасевич, М. И. Цветаева, И. С. Шмелев и др.;

третьей волны эмиграции

В. П. Аксенов, И. А. Бродский, В. В. Войнович, А. Т. Гладилин, С. Д. Довлатов, Н. Коржавин, В. Е. Максимов, А. И. Солженицын, Саша Соколов, А. Д. Синявский и др.

2. Русская литература XIX века

Общие вопросы, связанные

с литературным процессом

Основные литературные направления в XIX веке: романтизм и реа­лизм. Хронологические границы направлений. Исторические условия возникновения романтизма: роль французской буржуазной революции 1789-1793 гг. Условия возникновения романтизма в России, просвети­тельский характер русского романтизма. Развитие романтизма в России – от начала века до 40-х годов: В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, А. С. Пушкин, ранний Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов. Течения роман­тизма: созерцательно-религиозный романтизм (Жуковский), активно-революционный (Рылеев и декабристы), самостоятельное течение, сформированное романтическими произведениями Пушкина, самостоятельное «лермонтовское» течение и течение философского романтизма (Д. В. Веневитинов, Ф. И. Тютчев).

Формирование реализма как литературного метода и направления в литературе первой половины XIX в. Значение комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824) и трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1825) в становлении русского реализма. Возникновение «натуральной школы». Роль Н. В. Гоголя и В. Г. Белин­ского в этом процессе.

Русский реализм второй половины ХIХ в.: психологическое (А. Н. Островский, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев) и социологическое (Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин) течения реализма. Роль радикально-разночинской интеллигенции в формировании особых форм реалистического искусства, связанных с воплощением утопического идеала. Творческий метод Н. Г. Чернышевского, его связь с просвети­тельским реализмом. «Фантастический реализм» как средство вопло­щения религиозно-этических идей в творчестве Ф. М. Достоевского. Традиции «натуральной школы» и особенности психологического реализма в творчестве Л. Н. Толстого и А. П. Чехова. «Критический реализм» народнической литературы. Разрушение традиционных ос­нов «критического реализма» в творчестве А.П. Чехова. Элементы импрессионизма.

Маймин Е.А. О русском романтизме. — М., 1975.

Развитие реализма в русской литературе — М., 1972. Т. I, гл. I.

Грибоедов Александр Сергеевич (1795-1829)

Личность А. С. Грибоедова, ее оценка А. С. Пушкиным в «Путешествии в Арзрум». Грибоедов и декабристы.

Творческая история пьесы «Горе от ума» (1824). «Горе от ума» в духовной жизни русского общества XIX века. Историческая основа жизненных конфликтов и характеров, изображенных в комедии; отражение в произведении идей декабристской эпохи. Комедия Грибоедова – «ключ к пониманию» целого исторического периода» (Д. И. Писарев).

Проблематика пьесы: столкновение «века нынешнего» и «века ми­нувшего» - художественная реализация этого конфликта. Взаимодей­ствие любовного и общественного конфликтов. Чацкий как герой сво­его времени. Фамусовский «лагерь»: общая характеристика персона­жей: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Софьи. Внесценические персо­нажи и их значение в пьесе.

Литературная судьба пьесы. Статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний» (1872). Оценка Чацкого, выявление вечного, общечеловеческого смысла пьесы Грибоедова.

Значение творчества А.С. Грибоедова.

Гончаров И. А. Мильон терзаний.

Медведева И. Н. «Горе от ума» А. С. Грибоедова. — М., 1974.

Фомичев С. А. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий. — М., 1983.

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)

А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Творческая биография Пушкина. Проблема периодизации творческого пути писателя, характеристика основных его этапов.

Поэзия Пушкина 1813-1820 гг. Вольнолюбивая лирика: «Воль­ность» (1817) и «Деревня» (1819). Проблема единства свободы и зако­на. Послание «К Чаадаеву» (1818).

Романтизм в поэзии Пушкина (1820-1824 гг.). Южные поэмы: «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». Черты романтической поэтики. Признаки разрушения романтического стиля.

Становление реализма в творчестве Пушкина: трагедия «Борис Годунов» (1825). Формирование реалистической концепции человека. История и вымысел в поэтике Пушкина. Поэма «Полтава» (1828).

«Евгений Онегин» (1823-1831) – реалистический роман в стихах. Историзм в изображении состояния русского общества. Система обра­зов. Формы проявления авторского начала. Равноправие лирической и эпической стихий в романе. Характер отношения автора к главному герою. Образ Татьяны: его содержание и функции в романе. Сюжетно-композиционное своеобразие произведения.

«Болдинская осень» 1830 г. – новый этап в творчестве Пушкина. «Повести Белкина», «Маленькие трагедии».

Образ Петра I в творчестве Пушкина. Неоднозначное отношение писателя к этому историческому деятелю. Поэма «Медный всадник» (1833).

Усиление пафоса гуманизма, нравственно-этических и философ­ских исканий в творчестве писателя 1833-1836 гг. «Пиковая дама» (1833). «Капитанская дочка» (1836): место произведения в творчестве Пушкина, историческая основа повести, тематика и проблематика произведения, центральный конфликт повести, логика его решения. Главные и второстепенные персонажи повести: их роль в реализации центральной идеи произведения. Жанровое своеобразие.

Эволюция пушкинской лирики.

Значение творчества Пушкина для русской литературы и культуры.

Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. Статьи 8, 9.

Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя. - Л., 1983.

Лотман Ю. М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Коммента­рий. - Л., 1983.

Маймин Е. А. Пушкин. Жизнь и творчество. - М., 1982.

Гиллельсон М. И., Мушина И. Б. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий. - Л., 1977.

Одиноков В. Г. «И даль свободного романа...» — Новосибирск, 1983.

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841)

Проблема творческого метода Лермонтова: сочетание романтической и реалистической поэтик. Внутреннее единство творчества Лермонтова. Сквозные мотивы в его произведениях.

Лирика Лермонтова. Лирический герой. Основная тональность лермонтовской лирики. Мотивы пророчества и избранничества. Ос­мысление собственной художественной судьбы. Отражение противо­речивости романтического сознания. Демонизм и проблемы «добра» и «зла», тема «нравственного воскресения». Идеальное начало в лирике. Трагизм мировосприятия.

Обращение к теме народа. Реалистические тенденции в ее раскрытии. Цельность и героизм народного характера («Бородино», 1837). Любовь к родине.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удало­го купца Калашникова» (1837). Центральные образы. Реалистическая многогранность характеров. Воссоздание патриархальных нравов. Ис­пользование мотивов народнопоэтического творчества.

Поэмы «Мцыри» (1839), «Демон» как итог романтического творчества. Апофеоз мятежной личности и осознание эгоцентричности романтического разлада с миром.

«Герой нашего времени» (1840). Образ Печорина. Печорин – новый тип в литературе. Структура образа. Печорин - идейный и композици­онный фокус романа. Значение циклической структуры романа и ин­версии для раскрытия характера героя. Идейно-художест­венная функ­ция образов Максима Максимовича, Бэлы, Мери, Грушницкого и др. Ирония в романе, формы ее художественного проявления. Жанровая уникальность произведения. «Герой нашего времени» и русский пси­хологический роман.

Значение творчества М. Ю. Лермонтова для русской литературы.

Белинский В. Г. Герой нашего времени, соч. М. Лермонтова.

Белинский В. Г. Стихотворения М. Лермонтова.

Лермонтовская энциклопедия. — М., 1981.

Герштейн Э. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. — М., 1976.

Мануйлов В. А. Роман Лермонтова «Герой нашего времени». Коммен­тарий. — М., 1975.

Фохт У. Р. Лермонтов. Логика творчества. — М., 1975.

Гоголь Николай Васильевич (1809-1852)

Творчество Н. В. Гоголя - новый этап в развитии русской литературы. Циклы повестей и рассказов: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести».

«Ревизор» (1835) - социально-нравственная проблематика. Персо­нажи комедии. Образ Хлестакова, авторские комментарии к этому ха­рактеру. Положительный герой (или положительное начало) в коме­дии. Трактовка Гоголем комедии «Ревизор»: ожидание нравственно-преобразующего воздействия ее на общество.

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» (1842). История создания. Ав­торский замысел романа и его судьба. Соединение в поэме двух уров­ней обобщения: конкретно-социального и нравственно-философского.

Многосоставность жанра «Мертвых душ»: синтез элементов плутовского романа с элементами романа-путешествия; соединение нравоописательного и бытового романа с символическим повествованием. Включение в повествование образа автора и роль позитивного авторского идеала.

Персонажи «Мертвых душ». Особенности их изображения. Общее (типологическое) и индивидуальное в образах помещиков. Образ Чичикова, его типическое значение и художественная функция в системе образов поэмы.

Идея духовного совершенствования личности во втором томе «Мертвых душ» и в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Характер нравственно-этических исканий писателя.

Общее значение творчества Гоголя для русской культуры и литературы.

Гоголь Н. В. Приложения к «Ревизору» (Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора». Театральный разъезд после представления новой комедии. Развязка «Ревизора»).

Манн Ю. В. Смелость изобретения. Черты художественного мира Гоголя. — М., 1975.

Манн Ю. В. В поисках живой души. «Мертвые души»: писатель - кри­тика - читатель. — М., 1984.

Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848)

Общее представление о литературной критике. Литературная критика и литературный процесс. Роль русской критики в развитии русской литературы XIX века.

Белинский как теоретик и историк литературы. Журналы «Отечественные записки» и «Современник», их роль в общественно-эстетической и литературной борьбе эпохи. Белинский о сущности и специфике искусства, его содержании, общественной роли, о народно­сти, типическом в реалистическом искусстве.

Общее содержание цикла статей В. Г. Белинского «Сочинения Александра Пушкина» (1843-1846).

Статьи В. Г. Белинского о М. Ю. Лермонтове: «Стихотворения М. Лермонтова» и «Герой нашего времени».

В. Г. Белинский о Н. В. Гоголе: «О русской повести и повестях г. Гоголя», «Похождения Чичикова, или Мертвые души».

Проблематика письма Белинского к Гоголю из Зальцбрунна (1847 г.).

Егоров Б.Ф. Литературно-критическая деятельность В.Г. Белинского. — М., 1982.

Островский Александр Николаевич (1823-1886)

Значение Островского в создании русского театрального репертуа­ра. Открытие нового пласта жизни в русской литературе: Остров­ский - «Колумб Замоскворечья» (В. Г. Белинский). Выход писателя на общественную тематику и проблематику: его драматургия – универсальная картина исторической жизни России.

Периоды творчества: ранний («Свои люди – сочтемся», «Бедная не­веста» и др.), «славянофильский» период («Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» и др.), период 60-80-х гг.. («На всякого мудреца довольно простоты», «Бесприданница», «Лес», «Снегурочка» и др.).

Особое место драмы «Гроза» (1859) в творческой биографии Ост­ровского и в русской драматургии. Центральный конфликт, его компо­зиционное решение. Реалистическая символика пьесы. Символический смысл заглавия.

Статьи Н. А. Добролюбова, посвященные творчеству Островского: «Темное царство» (1859), «Луч света в темном царстве» (1860). Прин­ципиальное значение последней в раскрытии глубинного смысла дра­мы «Гроза». Образ Катерины в оценке М. А. Антоновича, Ап. Григорье­ва, Д. И. Писарева.

Анастасьев А. Н. «Гроза» Островского. — М., 1975.

Драма А. Н. Островского «Гроза» в русской критике. — СПб., 1990.

Лакшин В. Я. Театр Островского. — М., 1986.

Журавлева А. И., Некрасов В. П. Театр Островского. — М., 1986.

Одиноков В. Г. Чтение как искусство. — Новосибирск, 2000.

Гончаров Иван Александрович (1812-1891)

Творчество И. А. Гончарова – романиста: «Обыкновенная история» (1847), «Обломов» (1859), «Обрыв» (1869).

Столкновение романтических иллюзий и трезвой действительно­сти – основа конфликта первого романа. Образы Александра и Петра Адуевых. Диалогическая структура повествования. Связь романа с традициями «натуральной школы» (В. Г. Белинский «Взгляд на рус­скую литературу 1847 г.»).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А. М. Новиков российское образование в новой эпохе парадоксы наследия векторы развития публицистическая монография

    Монография
    В книге содержится авторская концепция развития Российс­кого образования в условиях перехода человечества в постин­дустриальную эпоху развития. Осуществлен комплексный подход к анализу развития образования как целостной систе- мы
  2. Г. И. Гладков В. П. Колесов С. Л. Ткаченко

    Документ
    С.А. Медведев, краткосрочный эксперт РЕЦЭП, профессор ГУ-ВШЭ и Европейского центра исследований по вопросам безопасности им. Джорджа К. Маршалла (Германия)
  3. 1. Проблема демократизации школы

    Реферат
    2. Приоритеты и проблемы школьного воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Другие похожие документы..