Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
«Об итогах деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов и организаций потребительской кооперации в 2011 году и перспективах развити...полностью>>
'Документ'
54- 58 ГПК РФ ПРОШУ: Отменить постановление (наименование органа, должностного лица) от "___" 0___ г....полностью>>
'Реферат'
Традиционно в советской экономике вопросам ресурсосбережения не уделялось должного внимания. Несмотря на декларирование принципов «всемерной экономии...полностью>>

­­­­­­­­­­­Тема

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

­­­­­­­­­­­Тема: Движение декабристов

Цель: сформировать у учащихся представление об общественном движении в России после Отечественной войны 1812г.

Задачи: - создать условия для ознакомления с причинами формирования идеологии декабристов, спецификой общественного движения этого периода, целями участников тайных организаций, их методами борьбы, ходом вступления и значением;

- способствовать дальнейшему развитию умений и навыков работы с текстом учебника, документами, работы в группах на основе товарищества, добрососедства, толерантности, дисциплинированности; анализировать, выделять главное, систематизировать. Обобщать, оценивать, делать выводы;

- формирование у учащихся патриотических чувств, сопереживания, уважения к предкам, отстаивающим свою свободу и права, чувства справедливости.

Тип: изучение нового материала

Форма: лабораторное занятие на основе групповой работы

Оборудование: текст учебника (§ 6, п. 3, 4; § 7); портреты декабристов, Николая I; карточки-инструкции и документы для групп

Ход урока

I. Организационный момент

- приветствие, отметка отсутствующих

II. Изучение нового материала

План 1. Причины движения декабристов

2. Организации дворянских революционеров

3. Восстание декабристов

4. Значение и последствия восстания

1. Подготовительный этап урока

Класс разбивается на группы, каждая из которых получает набор документов и задания к ним.

Внутри группы учащиеся распределяют обязанности:

- Ведущий (направляет работу группы)

- Аналитик (читает документ, делает выводы)

- Протоколист (записывает выводы, составляет тезисы доклада)

-Докладчик (выступает от имени группы с тезисами о результатах работы)

Группы отчитываются о проделанной работе в конце каждого этапа урока. Класс отвечает на вопросы учителя. Сделанные выводы фиксируются в тетрадь.

(ООУУН: умение работать по определенному алгоритму, умение работать в группах, поисково-информационные, самоконтроль)

2. Работа в группах по документам

1 группа

Задание: «Причины формирования идеологии декабристов» (см. приложение 1)

После выступления группы класс записывает причины в тетрадь.

(ООУУН: навыки самостоятельной работы с информацией, умение устанавливать причинно-следственные связи)

Вопрос классу:

Можно ли считать декабристов «горсткой беспочвенных мечтателей», оторванных от общества своего времени?

2 группа

Задания: Доклады о наиболее известных представителях движения декабристов (доклады даются заранее)

Вопрос классу:

- Определите специфику общественного движения России;

-Как вы считаете, почему движение декабристов зародилось именно в дворянской среде?

(ООУУН: умение систематизировать, планировать свою деятельность)

3 группы

Задание: «Основные программные документы декабристов» (см. приложение 2)

По ходу выступления группы, класс заполняем таблицу: «организации дворянских революционеров»

Организация, годы существования

Участники

Характер общества, методы

Цели

Вопрос классу:

  1. Почему общества носи тайный характер?

  2. Назовите общие требования программ тайных обществ.

  3. Назовите основные различия проектов конституции Северного и Южного общества.

  4. Почему декабристы стремились к достижению своих целей без опоры на широкие народные массы.

  5. Какая программа, на ваш взгляд, более прогрессивная, а какую было легче реализовать в тех исторических условиях. Почему?
    (ООУУН: навыки самостоятельной работы на основе деятельностного подхода; анализ, сравнение, сопоставление)

4 группа

Задание: «Восстание декабристов» (группа составляет рассказ о событиях 14 декабря 1825г. и выполняет задания к документу). (см. приложение 3)

Задание классу: Высказать свое отношение по проблеме

(ООУУН: навыки работы с текстом учебника, картой, схемой, документами; умение анализировать, систематизировать)

5 группа

Задание: «Следствие. Суд. Приговор. »(см. приложение 4)

Задание классу: Дайте оценку (свою) восстанию и следствию

(ООУУН: умение)

6 группа

Задание: «Причины поражения восстания. Значение и последствия» (см. приложение 5)

По ходу выступления группы класс самостоятельно

1) Фиксирует причины поражения

2) Вопрос классу:

- Определите положительное или отрицательное значение движение декабристов, для этого сформулируйте тезисы и подберите к ним аргументы

(ООУУН: установление причинно-следственных связей, обобщение, доказательство)

3. Закрепление

В форме беседы на тему «Шансы декабристов на победу».

Выводы учащиеся формируют самостоятельно.

4. Рефлексы

  1. Дайте оценку работы своей группы, других групп.

  2. Удачно ли прошел урок? Что нового вы узнали?

  3. Интересно ли работать с историческими источниками?

  4. Стоит ли проводить такие уроки в будущем?

5. Выставление оценок

(Оценки определяются по результатам работы группы в целом. Члены каждой группы получают одинаковые оценки)

Домашнее задание: §6, п.3,4; §7; записи в тетради

Приложение 1

Документ 1

Из воспоминаний Н. Муравьева-Карского: «Как водится в молодые лета, мы судили о многом, и я, не ставя преград воображению своему, возбужденному чтением Contrat Social («Общественный договор» - Н.С.) Руссо, мысленно начертывал себе всякие предположения в будущем. Думал и выдумал следующее: удалиться через пять лет на какой-нибудь остров, населенный дикими, взять с собой надежных товарищей, образовать жителей острова и составить новую республику, для чего товарищи мои обязывались быть мне помощниками».

Запись в студенческом дневнике Н. Тургенева о лекции профессора Л.А. Цветаева: «Цветаев говорил о преступлениях разного рода и между прочим сказал, что нигде в иных случаях не оказывают более призрения к простому народу, как у нас в России. (Хотя мне и больно, очень больно было слушать это, однако должно согласиться, что бедные простолюдины нигде так не притесняемы, как у нас.) Цветаев приводил в пример, что многие молокососы (так говорил он), скачущие в каретах, позволяют (приказывают даже, прибавлю я) своим форейторам бить (ненаказанно, говорит Цветаев) бедных простолюдинов на улицах, несмотря на то, что полицейские чиновники стоят сами на улицах».

Документ 2

Из воспоминаний М. Муравьева-Апостола: «<…> Мы были дети 1812 года. Принести в жертву все, даже самую жизнь, ради любви к отечеству было сердечным побуждением. Наши чувства были чужды эгоизма. Бог свидетель этому».

М. Фонвизин: «Великие события Отечественной войны, оставя в душе глубокие впечатления, произвели во мне какое-то беспокойное желание деятельности».

Из «Записок» И.Д. Якушкина:

Война 1812 года пробудила народ русский к жизни и составляет важный период в его политическом существовании. <…>

Пребывание целый год в Германии и потом несколько месяцев в Париже не могло не изменить воззрения хоть сколько-нибудь мыслящей русской молодежи: при такой огромной обстановке каждый из нас сколько-нибудь вырос. <…>

В 14-м году существование молодежи в Петербурге было томительно. В продолжении двух лет мы имели перед глазами великие события, решившие судьбы народов, и некоторым образом участвовали в них, теперь было невыносимо смотреть на пустую петербургскую жизнь и слушать болтовню стариков, выхваливающих все старое и порицающих всякое движение вперед. Мы ушли от них на 100 лет вперед.

Документ 3

Из дневника Н.Тургенева:

<…> Вчера, при закате солнца, приехал я в Тургенево. <…> Я не нашел здесь веселых лиц ни на мужиках, ни на бабах, ни на девках. <…>

Сегодня я был у обедни. Ничто меня не веселило, потому что я не замечал на крестьянах и на дворовых людях вида благоденствия. Я беспрестанно думаю об улучшении порядка, здесь существующего…

Разговаривая с крестьянами, я замечаю также, или мне так кажется, что смертность между ними велика. <…>

Жизнь нашего крестьянина весьма трудна. Три дня в неделю, в течение всего года он работает на господина. Я иногда удивляюсь, и с некоторою жалостью, ограниченности познаний крестьян касательно всего, что происходит за околицею. Пусть подумают после сего о средствах распространения идеи и вообще образованности.

<…> Я начинаю не уставать, но отчаиваться в совершенном успехе моих намерений и желаний. Иногда невольно желаю и надеюсь на общее освобождение крепостных крестьян. <…>

Из записок И. Якушкина:

Крепостное же состояние у нас обозначалось на каждом шагу отвратительными своими последствиями. Беспрестанно доходили до меня слухи о неистовых поступках помещиков, моих соседей. Ближайший из них – Жигалов, имевший всего 60 душ, разъезжал в коляске и имел огромную стаю гончих борзых собак; зато крестьяне его умирали почти с голоду и часто, ушедший тайком с полевой работы приходили ко мне и моим крестьянам просить милостыню. <…>

Из показаний декабриста Я.М. Андреевича на следствии:

Я роптал на Бога и царя. И в сем ожесточении старался исследовать источник всего неистовства, коим терзают моих соотечественников, - еще в то время, когда не знал ни о каких обществах… Скажите, чего достойны сии войны, спасшие столицу и отечество от врага-грабителя, который попирал святыню? Так они, а никто другой спас Россию. И это был долг их, они клялись престолу и отечеству и твердо выполнили оную клятву. А такое ли возмездие получили за свою храбрость? Нет, увеличилось после того еще более угнетение.

Документ 4

Из «Записок» А.И. Кошелева:

<…> Смутно вспоминаю я о либеральных толках, бывших в 1818 – 1820 годах, особенно между военными, возвратившимися из Франции после событий 1812 – 1815 годов; но очень положительно и ясно сохранились в моей памяти жалобы на слабость императора Александра I в его отношения к Меттерниху и Аракчееву. И старики, и люди зрелого возраста, и в особенности молодежь – словом, чуть-чуть не все беспрестанно и без умолку осуждали действия правительства, и они опасались революции, а другие пламенно ее жалели и на нее полагали все надежды. Неудовольствие было сильное и всеобщее. <…>

А. Бестужев – о России после 1812 года:

Солдаты роптали на истому ученьями, чисткою, караулами; офицеры – на скудность жалованья и непомерную строгость. Матросы на черную работу, удвоенную по злоупотреблению, морские офицеры – на бездействие. Люди с дарованиями жаловались, что им заграждают дорого по службе, требуя лишь безмолвной покорности; ученые – на то, что им не дают учить, молодежь – на препятствия в учении. Словом, во всех углах виделись недовольные лица, на улицах пожимали плечами, везде шептались – все говорили: к чему это приведет? Все элементы были на брожении. Одно лишь правительство беззаботно дремало над вулканом; одни судебные места блаженствовали, ибо только для них Россия было обетованною землею. Лихоимство их взошло до неслыханной степени бесстыдства…

Из показаний П. Каховского на следствии:

Мы не составлялись в обществе, но совершенно готовые в него лишь соединялись. Начало и корень общества должно искать в духе времени и положении, в котором мы находимся. Смело говорю, что из тысячи молодых людей не найдется и ста человек, которые бы не пылали страстью к свободе.

Документ 5

П.И. Пестель о формировании своих революционных взглядов (из показаний на следствии):

<…>Происшествия 1812, 13, 14 и 15 годов, ровно как предшествовавших и последовавших времен, показали сколько престолов низверженных, столько других постановленных, столько царств уничтоженных, столько новых учрежденных, столько царей изгнанных, столько возвратившихся или призванных, и столько опять изгнанных, столько революций совершенных, столько переворотов произведенных, что все сии происшествия ознакомили умы с революциями, с возможностями и удобностями оные производить. К тому же имеет каждый век свою отличительную черту. Нынешний ознаменовывается революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно одно и то же <…> Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокать <…> Вот причины, полагаю я, которые породили революционные мысли и правила и укоренили оные в умах. <…>

Из показания С.И. Муравьева – Апостола на следствии о революционных настроениях в России и предпосылках создания декабристских тайных обществ:

Трехлетняя война, освободившая Европу от ига Наполеонова; последствия оной, введение представительного правления в некоторые Государства; сочинения политические, беспрестанно являющиеся в сию эпоху, и читаемы с жадностью молодежью; дух времени, наконец, обративший умы к наблюдению законов внутреннего устройства Государства, - вот источники революционных мнений в России. Молодые люди, занимавшиеся сими предметами, вскоре восчувствовали желание видеть в отечестве своем представительное устройство, сообщили друг другу свои мнения, соединились единством желаний, - вот зародыш тайного общества политического.

Приложение 2

3 группа. Основные программные документы декабристов:

«Конституция» Н. Муравьева, «Русская правда» П. Пестеля

Документ 1

Из «Конституции государственного завета» П. И. Пестеля:

<…> 4) Весь российский народ составляет одно сословие – гражданское, все нынешние сословия уничтожаются и сливаются в одно сословие – гражданское. <…>

7) Правительство разделяется на верховную власть и государственное правление.

8) <…> Верховная власть разделяется на законодательную и верховную исполнительную. Первая поручается Народному вечу, вторая – Державной думе. Сверх всего нужна еще власть блюстительная, дабы те две не выходили из своих пределов.

9) Народно веча состоит из народных представителей, выбранных народом на 5 лет. Каждый год пятая часть нисходит и заменяется новыми выборами. <…> Народное веча есть одно целое <…> Вся законодательная власть в ней обретается. <…> Никто не может распустить Народное веча. Она представляет волю в государстве, душу народа.

10) Державная дума состоит из 5 членов, народом выбранных на 5 лет. Ежегодна один из Думы выходит и заменяется другим выбором. <…>

11) Верховный собор состоит из 120 членов, именуемых боярами. Бояре назначаются на всю жизнь и не могут участвовать ни в законодательном, ни в исполнительном порядке. <…> Народное веча препровождает к нему на утверждение свои законы. Собор не рассуждает о сущности предмета, но смотрит на одни формы, дабы во всем соблюдено законное. <…>

Документ 2

Из «Русской правды» П.И. Пестеля:

России есть государств единое и неразделимое. <…> Государства бывают или неразделимые, или федеративные. Неразделимыми называются те, в коих все части или области, государство составляющие, одну большую Верховную Власть, один образ правления, одни законы имеют и признают и в коих одна область не имеет права частно для себя издавать законы и постановления.

Федеративными же называют те государства, в которых области, хотя и признают общую над сбой Верховную Власть и обязываются совокупно действовать во всех сношениях внешних, но при всем том право свое сохраняют законы делать и постановления издавать для собственного своего внутреннего гражданского и политического образования и устраивать свое правление по частному своему усмотрению. <…>

Что же в особенности касается до России… стоит только вспомнить, из каких разнородных частей сие огромное государство составлено. …ежели сию разнородность еще более усилить через федеративное образование государства, то легко предвидеть можно, что сие разнородные области скоро от коренной России тогда отложатся <…> А по сему <…> постановляется коренным законам Российского государства, что всякая мысль о федеративном для него устройстве отвергается совершенно, яко пагубнейший вред и величайшее зло.

Вследствие всего здесь сказанного объявляется Российское государство… единым и неразделимым…

Все должны быть перед законом равны. <…> Все люди в государстве имеют одинаковое право на все выгоды, государством доставляемые, и все имеют равные обязанности нести все тягости, нераздельные с государственным устроением. Из всего явствует что все люди в государстве должны непременно быть перед законом совершенно равны и что всякое постановление, нарушающее сие равенство всех перед законом, есть нестерпимое зловластие, долженствующее непременно быть уничтожено. <…>

Дворянство. <…> Обладать другими людьми, как собственностью своею, продавать, закладывать, дарить и наследовать людей наподобие вещей, употреблять их по собственному своему произволу без предварительного с ними соглашения и единственно для собственной своей пользы, прибыли, выгоды, а иногда и прихоти, есть дело постыдное, противное человечеству, противное законам естественным, противное святой вере христианской, противное, наконец, заповедной воле Всевышнего. <…> И поэтому не может долее в России существовать позволение одному человеку иметь и называть другого своим крепостным. Рабство должно быть решительно уничтожено, и дворянство должно непременно отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми. <…>

Военные поселяне. <…> одна из первейших обязанностей Временного верховного правления состоит в уничтожении военных поселений и в освобождении от ужасного сего ига всех селений, ныне к оным принадлежащих. <…>

<…> человек может только на земле жить и только от земли пропитание получать; следовательно, земля есть собственность всего рода человеческого и никто не должен быть от сего обладания ни прямым, ни косвенным образом исключен. <…> Законы политические должны утверждать и обеспечивать законы духовные и естественные, а не нарушать оные. <…> Наперед надо помышлять о доставлении всем людям необходимого для жития, а потом уже и о приобретении изобилия. <…>

<…> средства (дл этого - Н.С.) состоят в разделении земель <…> на 2 половины. <…> Одна половина получит наименование земли общественной, другая – земли частной. Земля общественная будет всему волостному обществу совокупно принадлежать и неприкосновенною его собственность составлять. Она ни продана, ни заложены быть не может. Она будет предназначена для доставления необходимого всем гражданам без изъятия, и будет подлежать обладанию всех и каждого. Земли частные будут принадлежать казне и частным лицам, обладающим оными с полною свободою и право имеющим делать из оной, что им угодно. Сие земли будучи предназначены для образования частной собственности, служить будут доставлению изобилия. <…>

Документ 3. Из «Конституции» Н.Муравьева

Вступление

Опыт всех народов и всех времен доказал, что власть самодержавная равно гибельно дл правителей и для обществ: что она не согласна ни с правилами святой веры нашей, ни с началами здравого рассудка. Нельзя допустить основанием Правительства произвол одного человека; невозможно согласиться, что бы все права находились на одной стороне, а все обязанности на другой. <…> Ставя себя выше законов. Государи забыли, что они в таком случае вне законов, вне человечества! … Все народы европейские достигают законов и свободы. Более всех их народ Русской заслуживает и то и другое.

Но какой образ правления ему приличен? … Федеральная или Союзное правление разрешило сию задачу, удовлетворило всем условиям и согласило величие народа и свободу граждан. <…>

О состоянии, личных правах и обязанностям русских

<…> 10. Все русские равны перед законом. <…>

13. Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли Русской, становится свободным. Разделение между благородными и простолюдинами не принимается, поелику противно вере. По которой все люди браться, все рождены благо по воле божьей, все рождены для блага и все просто люди. <…>

23. Право собственности, заключающее в себе одни вещи, священно и неприкосновенно.

24. Земли помещиков остаются за ними. <…>

28. Военные поселения немедленно уничтожаются. <…>

29. Разделение людей на 14 классов отменяется. <…> Название и сословие однодворцев, мещан, дворян, именитых граждан заменяются все названием гражданина русского.

О народном вече

59. Народное вече, состоящее из Верховной Думы и Палаты народных представителей. Облечено всею законодательною властию. <…>

О власти, преимуществах народного веча и составлении законов

<…> 88. Всякий проект закона прочитается 3 раза в каждой палате.

89. Всякое предложение, получившие согласие Думы и Палаты представителей, должно еще быть представлено императору, что бы получить силу закона. Если император одобряет предложение, то подписывает оное; если не одобряет, то отсылает с своими замечаниями в ту палату, в которую она сначала поступило. <…>

90. ежели император по прошествии 10 дней … не возвратит представленного ему проекта, то оный получит силу закона. <…>

О верховной исполнительной власти.

<…> 101. Император есть: верховный чиновник Российского правительства.

2) Он соединяет в особе своей всю исполнительную власть…

Анализ программных документов

Проект конституции Н.М. Муравьева

Глава I. О народе русском и правлении

1. Русский народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства.

2. Источник верховной власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для самого себя.

3. Правление России есть уставное и союзное.

Глава II. О гражданах

4. Гражданство есть право участвовать в общественном управлении, определенном в сем уставе порядком, посредственно, т.е. выбирать чиновников или их избирателей, или непосредственно – т.е. быть избранным в какое-либо общественное звание, по законодательной, исполнительной или судебной части …

6. Чтобы быть гражданином, необходимы следующие условия:

1-е. Лета – не менее 21-го года возраста. 2-е. Местопребывания – известное и постоянное жительство. 3-е. Здравие ума. 4-е. Личная и по имению независимость. 5-е. Исправность платежа общественных повинностей. 6-е. Непорочность перед лицом закона. 7-е. Собственность отдельная на свое имя, а оной:

1-е. Недвижимость на 500 руб. серебром или – 2-е. Движимой (вещей или капитала) на 1000 руб. серебром.

Глава III. О состоянии, личных правах и обязанностях русских

13. Все русские равны перед лицом Закона.

14. Русскими признаются все коренные жители России и дети иностранцев, родившихся в России, достигшие совершеннолетия, если они объявили желание остаться в России.

15. Каждый русский обязан носить общественные повинности – повиноваться Законам и властям Отечества – быть всегда готовым к защите Родины должен явиться к знаменам, когда востребует того Закон.

16. Крепостное состояние и рабство отменяются. Разделение между благородными и простолюдинами не принимается – поелику оно изображение гордости и высокомерия и противно христианской вере – по которой все люди браться, все рождены благо, ибо рождены по воле Божьей и все просто люди ибо перед ним слабы. <…>

21. В судах безопасность, жизнь и собственность обеспечиваются присяжными…

24. право собственности, заключающее в себе одни вещи, священно и неприкосновенно. Церковные земли остаются навсегда за ними. <…>

25. Земли помещиков остаются за ними. Особый закон определит вознаграждение, которое обязаны им сделать поселяне, которые вздумают оставить свое селение и переселиться в другое место – за временное прервание в порядке получения доходов с возделываемой сими поселениями земли. <…>

30. Военный поселения немедленно уничтожаются…

32. Разделение людей на 14 классов отменяется. Гражданские чины, заимствованные у немцев и ничем не отличающиеся между собой, отменяются сходственно с древними постановлениями народа русского.

«Русская правда» П.И. Пестеля

Глава III. О сословиях, в России обретающихся

§ 4. Все должны быть перед законом равны. <…>

§ 6. Дворянство… Довольно долго существовала возможность для некоторых угнетать всех прочих; пора теперь положить решительный конец сему гнусному и неистовому распорядку вещей. <…>

§ 11. Рабство должно быть совершенно в России уничтожено:

1) освобождение крестьян от рабства не должно лишить дворян дохода, ими от поместий своих получаемого; 2) освобождение сие не должно произвести волнений и беспорядков в государстве, для чего и обязывается Верховное правление беспощадную строгость употреблять против всяких нарушителей общего спокойствия; 3) освобождение сие должно доставить крестьянам лучшее положение противу теперешнего, а не мнимую свободу им даровать…

Конституция - государственный завет

4) Весь российский народ составляет одно сословие – гражданское; все нынешние сословия уничтожаются и сливаются в одно сословие – гражданское. Все различные племена, составляющие Российское государство, признаются русскими, и, слагая различные свои названия, составляют один народ русский. Все русские расписаны по волостям…

5) Вся земля, в каждой волости принадлежащая, разделяется на две части: волостную и частную. <…>

8) …Верховная власть разделяется на законодательную и верховно-исполнительную. Первая поручается Народному вече, вторая – державной Думе. Сверх того нужна еще власть блюстительная, дабы те две не выходили из своих пределов. Власть блюстительная поручается Верховному собору.

9) Народное вече состоит из народных представителей, выбранных народом на 5 лет… Народное вече есть одно целое и на каморы не разделяется. Вся законодательная власть в ней обретается. Она объявляет войну и заключает мир… Никто не может распустить Народное вече.

10) Державная дума состоит из 5 членов, народом выбранных на 5 лет…

11) Верховный собор состоит из 120 членов, именуемых боярами. Бояре назначаются на всю жизнь и не могут участвовать ни в законодательном, ни в исполнительном порядке…

Приложение 3

Пользуясь схемой восстания (см. учебник §7 п. 1, 2, атлас по истории), расскажите о событиях 14 декабря 1825 г.

Восстание декабристов и народ: охарактеризуйте проблему.

Документ 1

«15/27 декабря, вторник.

В казармах московского полка возмутились две роты. Они кричали: «Ура, Константин I!» Подлая чернь тоже была на стороне мятежников; она была пьяна, бросала камнями, кричала…»

Из дневника императрицы Александры Федоровны

Документ 2

«Сбежалось много простого народа и тотчас разобрали поленницу дров, которая стояла у заплота, окружающего постройки Исаакиевского собора. Адмиралтейский бульвар наполнялся зрителями»

Из воспоминаний В.И. Штейнгеля

Документ 3

«Кюхельбекер и Пущин уговаривали народ очистить площадь,потому что готовились стрелять в нас. Я присоединился к ним, но на все мои убеждения было один ответ: «Умрем вместе с вами».

М.А. Бестужев

Задание к документам 1, 2, 3. Определите отношение народа к восстанию.

4. Очевидцы событий на Сенатской площади полагали, что на Дворцовой площади было более 20 тысяч человек. По подсчетам чиновника министерства юстиции по статистическому отделению С.Н. Корсакова, в день 14 декабря «убито народа»: «генералов – 1; штаб-офицеров – 1; обер-офицеров разных полков – 17; нижних чинов лейб-гвардии Московского полка – 93, Гренадерского – 69, (морского) экипажа гвардии – 103, конного – 17, во фраках и шинелях – 39, женского пола – 9, малолетних – 19, черни – 903. Итого: 1271 человек». На основании приведенных цифровых данных определите социальный состав присутствовавших на Сенатской площади 14 декабря 1825 г.

5. Порассуждайте на тему: «Солдаты и восстание».

Документ

Мнение историка

«Основной темой в речах декабристов, обращенных к солдатам, был приказ остаться верными присяге, принесенной Константину. Говорить солдатам в казармах прямо о целях восстания декабристы не решались. Они отважились на значительно большее в тайной агитации накануне восстания, обходя караулы и прямо говоря об освобождении от крепостного права. Но в казармах в основном речь шла о верности первой присяге… Но… в благонадежный по виду призыв соблюдать верность присяге все же ворвалось, даже в показания терроризированных фельдфебелей, признание о лозунге социального значения: обещалось облегчение каторжного крепостнического строя царской армии – уменьшение срока солдатской службы до 15 лет (то есть на целых восемь лет в гвардии, где в то время служили 23 года, и на 10 лет в армии, где срок службы равнялся 25 годам)».

«Возгласы «Конституцию!» непрерывно звучали на площади. Этот факт засвидетельствован десятками самых разнообразных первоисточников.

Правительственная версия широчайшим образом распространила ходкий и легко запоминающийся анекдот о том, что солдаты, кричавшие «Конституцию!», не понимали, в чем смысл возгласа, и полагали, что Конституция – это имя жены цесаревича Константина Павловича».

Историк М.В. Нечкина

Вопросы к документу. Во имя чего солдаты вышли на Сенатскую площадь? Как бы вы определили отношение солдат к монархии? От кого солдаты надеялись получить облегчение службы? Как вы полагаете, солдаты понимали, что одна из целей декабристов – свержение самодержавия?

Приложение 4

4 группа. «Следствие, суд, приговор»

Документ 1

Из воспоминаний Н.В. Басаргина:

<…>Мы так еще были молоды, что приговор наш к двадцатилетней каторжной работе в сибирских рудниках не сделал на нас большего впечатления. Правду сказать, он так был несообразен с нашею виновностью, представлял такое несправедливое к нам ожесточение, он как-то возвышал нас даже в собственных наших глазах. С другой стороны, он так отдалял нас от прохожего, от прежнего быта, от всего, что было дорого нам в жизни, что необходимо вызвал в каждом из нас все силы нравственные, всю душевную твердость для перенесения с достоинством этого перехода. Я теперь уверен, что если бы правительство вместо того, чтоб осудить нас так жестко, употребило бы меру наказания более кроткую, оно бы лучше достигало своей цели, и мы бы больше почувствовали ее, даже, может быть, больше бы сожалели о той доле значения в обществе и преимуществе прежнего нашего положения, которое теряли. Лишив же нас всего и вдруг поставив на саму низкую, отверженную ступень общественной лестницы, оно давало нам право смотреть на себя как на очистительные жертвы будущего преобразования России; одним словом, из самых простых и обыкновенных людей делало политических страдальцев за свои мнения, этим самым возбуждало всеобщее к нам участие, а на себя принимало роль ожесточенного, неумолимого гонителя. <…>

Император Николай показал в нашем деле такое противу нас ожесточение, такое нечеловеколюбивое понятие о самодержавной власти, а вместе с тем и такое опасение к либеральным идеям, ко всему, что имел тень оппозиции против правительства, что можно было наперед предугадать все последующую его политику, весь ход его царствования.

Мне кажется, что в неумеренной строгости, с которой он поступил с нами, у него была мысль восстановить в глазах подданных своих и особенно в высшем классе значение государя и его верховной власти, которая могла ослабнуть от случавшихся так часто заговоров в протекшее столетие русской жизни. <…>

Документ 2

Из воспоминаний А.В. Поджио

…возможно ли вообразить себе, сотня судей без допросов, без суда засудила более сотни молодых людей на самые позорные и лютые казни! Зачем нас свели, поставили лицом к лицу к этим судьям-истуканам, не подавшим не только голоса человеческого, но и малейшего признака хотя бы животного зверства! Пропитанные духом лучших учителей права, в особенности я, поклонник моего любимого Руссо<…> могли ли мы не смутиться и в полном смысле слова не возмутиться при таком заявленном презрением к правам защиты всякого обвиненного! <…>

И так суд не состоялся в виде даже русского законоведенья: мы не были допрошены, выслушаны, не требованы к оправданию, к защите, дозволенной, указанной законом. Верховный уголовный суд счел такой образ действия обременительным для людей, столь озабоченных государственными делами, и нашел гораздо удобнее положиться на указании Следственной комиссии и принять их в неизменное руководство. Вполне освещенные указаниями Комиссии, чересчур убежденные ее доводами и выводами, вперед направленные к непременному обвинению всех нас, судьи эти не могли и не должны были требовать от нас ни дополнений, ни объяснений, ни оправданий. Для них в этих тысячах показаний, вызванных под гнетом столько вероломных и понудительных влияний, в этих показаниях, говорю я, столько ясности, столько юридической, строго разобранной истины, что следовало только подвести итоги приговоров и казней! <…>

…приговоры так сходны были, как по содержанию, свойству и числу преступлений, сходны между собой, что трудно уяснить себе, каким образом преступники обозначались номерами и почему первый не сделался пятым или двенадцатым; так точно почему 12-й не зачислялся пятым или же первым? <…>

По первоначальному приговору суда 36 человек были приговорены к смертной казни, 17 - к пожизненной каторге, 40 - к различным срокам каторжных работ. 5 декабристов, возглавлявших этот список, были приговорены к смертной казни четвертованием. Приговор был посла на утверждение Николаю I, который смягчил наказание, уменьшил сроки, а для 31 подсудимого смертна казнь была заменена пожизненной каторгой. Наказание 5-ти декабристам, приговоренным к четвертованию, по приказу императора должен был установить сам суд. Четвертование было заменено повышеньем.

-Как вы думаете, почему Николай I пошел на смягчение наказания восставшим декабристам?

Манифест Николая I о приговоре декабристам:

Верховный Уголовный Суд <…> совершил вверенное ему дело. Приговоры его, на силе законов основанные, смягчив, сколько долг правосудия и Государственная безопасность дозволяли, обращены НАМИ к надлежащему исполнению, и изданы во всеобщее известие.

<…> преступники восприняли достойно их казнь; Отечество очищено от следствий заразы, столько лет среди его таившейся. <…>

Не в свойствах, не во нравах Русских был сей умысел. Составленный горстию извергов, он заразил окружающее их сообщество, сердца развратные и мечтательность дерзновенную; но в десять лет злонамеренных усилий не проник, не мог проникнуть далее. – Сердце России для него было и всегда будет неприступно. Не посрамимся имя Русские изменою Престолу и Отечеству. Напротив, МЫ <…> видели все состояния соединившимися в одной мысли: суда и казни преступникам.

Но усилия злонамеренных, хотя и в тесных пределах заключенные, тем не менее были деятельны. Язва была глубока и о самой сокровенности ее опасна. Мысль, что главным ее предметом, первою целию умыслов была жизнь АЛЕКСАНДРА Благословенного, поражала вместе ужасом, омерзением и прискорбием.

Следственная Комиссия в течении пяти месяцев неусыпных трудов деятельностию, разборчивостию, беспристрастием, мерами кроткого убеждения привела самых ожесточенных к смягчению, возбудила их совесть, обратила к добровольному и чистосердечному признанию. Верховный Уголовный Суд<…> положили оному(делу - Н.С.) конец законный.

<…>Горестные происшествии, смутившие покой России, миновались и, как мы при помощи Божьей уповаем, миновались навсегда и невозвратно. <…>

-Как оценивает Николай I восстание декабристов? Согласны ли вы с этой оценкой? Чем, на ваш взгляд она объясняется? Сопоставьте мнение Николая I с мнениями самих декабристов, рассказывающих об условиях формирования своих взглядов.

-Что в манифесте Николая I названо «главным предметом и первой цель. Умыслов» декабристов? Справедливо ли это утверждение? Если да, то в какой степени?

-В манифесте император Николай I выражает надежу, что «горестные происшествия, смутивший покой России, миновались, и, как МЫ при помощи Божией уповаем, миновались навсегда и невозвратно». Предположите, насколько обоснованны были надежды Николая I.

Приложение 5

Выделите причины поражения восстания декабристов.

Документ 1

«Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа».

В.И. Ленин

Документ 2

Мнение историка

«Постоянно подчеркивается, что декабрист, будучи дворянскими революционерами, боялись обратиться к народу. Почти никогда не отмечается, что эта субъективная боязнь имела объективную основу. Народ в России в то время не был готов к революции, к восприятию революционных призывов… характерный для России XIX в. факт: сохранение монархических иллюзий, веры в царя в крестьянских массах при откровенной враждебности к дворянству… Такого – полнейшего – разрыва революционеров и угнетенных масс, как в России, не было в первой четверти XIX в. Ни в одной втянутой в революционное движение европейской стране. Нигде столь далекими от народа не были революционеры. Нигде столь отсталыми не были массы. Оборотной стороной этой отсталости и была в сущности предельная узость организации и тактики первых российских борцов с самодержавием».

Историк И.К. Пантин

Документ 3

«В самом деле: мы были окружены с всех сторон, бездействие поразило оцепенением умы; дух упал, ибо тот, кто на этом поприще раз остановился, уже побежден вполовину. Сверх того, пронзительный ветер леденил кровь в жилах солдат и офицеров, стоявших так долго на открытом месте».
Декабрист Н.А. Бестужев

Документ 4

«День был сумрачный – ветер дул холодный. Солдаты, затянутые в парадную форму с 5 часов утра, стояли на площади уже более 7 часов. Со всех сторон мы были окружены войсками – без главного начальства (потому что диктатор Трубецкой не являлся), без артиллерии, без кавалерии, - словом, лишенные всех моральных и физических опар для поддержания храбрости солдат. Они с необычайною энергией оставались непоколебимы и, дрожа от холода, стояли в рядах как на параде…»

Декабрист М.А. Бестужев

Из мемуаров генерала об инфантерии русской армии герцога Е. Виртембергского:

  1. Хотя существовали поводы к неудовольствию на императора Александра, но тем не менее он все-таки пользовался всеобщей любовию;

  2. Нельзя отрицать, что многое в русском государственном устройстве и во внутреннем управлении страною оставляло желать лучшего, но это обстоятельство не влияло на привязанность к императорскому дому;

  3. Направление, данное всему предприятию, было настолько позорно, бестолково и бессодержательно, что каждый осторожный и рассудительный человек должен был отклонить от себя участие в подобном деле;

  4. Заговорщики не имели в своем распоряжении человека, который пользовался бы решительным влиянием на войска;

  5. Во главе заговорщиков не находилось лицо, которое, занимая высокое и влиятельное положение в государстве, подобно графу Палену в 1801 г., могло бы руководить предприятием, содействовать успеху дела выбором соответствующих мер и охранять безопасность безопасность участников заговора.

-Подумайте, о чем свидетельствует первые два пункта данного документа?

-Как объясняет герцог Виртембергский причины поражения восстания? Согласны ли вы с ним? Для ответа на этот вопрос прочтите описание восстаний на Сенатской площади и в Черниговском полку, помещенные в учебнике.

-Как вы считаете, правомерно ли сравнивать восстание декабристов с заговором 1801 г., во главе которого стоял граф Пален, и в результате которого был убит император Павел I?

Пользуясь текстом документов, определите историческое значение восстание декабристов.

Документ 1

«…В 1825 г. Россия впервые видела революционное движение против царизма, и это движение было представлено почти исключительно дворянами…»

В.И. Ленин

Документ 2

«Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию. Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы…»

В.И. Ленин

Документ 3

«Во время производства следствия государь услышал много истин, которые остались бы ему неизвестными. Страна обязана Тайному обществу опубликованием «Свода» наших законов, солдаты – уменьшением срока службы, бывшей 25 лет. Наказание шпицрутенами, практиковавшееся без всякой меры, ныне ограничено».

Декабрист А.М. Муравьев

22



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тема 1 (1)

    Документ
    ТЕМА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ, МАТЕРИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОТ ОПАСНОСТЕЙ ВОЕННОГО ХАРАКТЕРА, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ПОЖАРОВ
  2. Темы рефератов «Педагогика» для аспирантов. Новаторство и инновации в педагогическом процессе

    Темы рефератов
    Виды обучения. (Объяснительно-иллюстративное, проблемное и программированное). Педагогическое прогнозирование. Причины, характер и путь преодоления затруднения в образовательной деятельности педагога.
  3. Темы дипломных работ по «Международному частному праву» 2008-2009 уч год

    Диплом
    11.Международная организация как субъект частно-правового отношения. 1 . Транснациональные компании как субъекты международного частного права.
  4. Тема: Кожна людина – цікавий світ Рекомендований вік: 8кл. Вчитель: Левченко В. В

    Документ
    Вчитель: Сьогодні на нашому уроці моральності ми будемо вчитися шукати своє місце в житті, жити по законах совісті, справедливості, поважаючи права кожної людини, вчитися толерантно ставитися до індивідуальних особливостей і відмінностей між людьми.
  5. Темы рефератов pr: многообразие определений и понятий. Причины возникновения «паблик рилейшнз». История развития со в мире

    Темы рефератов
    Функции специалиста по СО. Профессиональные требования к специалисту по СО. Виды рабочих мероприятий в СО.

Другие похожие документы..