Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Примерная программа'
1. Цели и задачи дисциплины. Основная цель дисциплины «Биологическая химия» в подготовке ветеринарного врача по специальности «Ветеринария» состоит в...полностью>>
'Документ'
Государства-члены Совета Европы и другие государства, подписавшие настоящую рамочную Конвенцию, считая, что целью Совета Европы является достижение бо...полностью>>
'Документ'
В статті викладено ідеї нової економічної теорії як теоретичної бази ринково-прибутко­вого способу виробництва і розподілу вироблених товарів у рамка...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 1 декабря 2009 г. в 12 ч. на заседании диссертационного совета Д 212.214.01 при Самарском государственном экономическом университете...полностью>>

Акмеологическая концепция развития творческого потенциала учащихся

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

анкета для самооценки учащимися уровня развития и значимости показателей творческого потенциала;

  • анкета для оценки родителями уровня развития творческого потенциала у школьников;

  • модифицированный вариант методики Н.Т. Селезневой для психолого-акмеологического анализа деятельности школьников;

  • методики «Оцени свои способности» (модифицированный вариант методики Н.В Кузьминой) и определения готовности к творческой деятельности (модифицированный вариант методики Н.Т. Селезневой);

  • опросник «Каков Ваш творческий потенциал» (модифицированный вариант методики А.Ф. Кудряшова);

  • исследования креативности (модифицированный вариант методики С.И. Макшанова);

    Кроме того, использовались методики: «Диагностика мотивационной структуры личности» (Е.П. Ильин); «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (Е.П. Ильин); психосемантическое исследование мотивации ученика; «Шкалы оценки потребности в достижении и мотивации одобрения» (Д. Краун, Д. Марлоу), скрининговая методика оценки школьной мотивации (Н.Г. Лусканова); методика многофакторного исследования личности 16-PF (Р. Кеттелл); стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (Л.Н. Собчик); методика незаконченных предложений (Т.Е. Ковина, А.К. Колеченко, И.Н. Агофонова); «Интеллектуальная лабильность» (А.Ф. Кудряшов); методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич); «Словесные субтесты» (Л.Ф. Чупров, Л И. Переслени); отечественная скрининговая модификация теста Р. Амтхауэра; цветные прогрессивные матрицы Равенна.; тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра; методика «Изучение межличностных отношений» (О.С. Михалюк, Н.Ю. Хрящева); тест включенных фигур (Г..Уиткин); тест «Нарисуй человека» (Гудинаф-Харрис); тест Люшера, тесты на оценку нереализованного нравственного, социального и интеллектуального потенциалов (А.Ф. Кудряшов); тест-опросник измерения мотивации достижения (модификация тест-опросника А. Махрабиана-М.Ш. Магомед-Эминова; тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев), самоактуализационный тест (Л.Я. Гозман и др.), тест суждений А.И. Крупнова для изучения общительности личности; тест на оценку самоконтроля в общении (М. Снайдер), методика «Самооценка эмоционального состояния» (Е.А. Зинченко) и др.

    В рамках развивающего эксперимента использовалась разработанная соискателем программа развития творческого потенциала учащихся, включающая комплекс методов, форм и средств, объединенных логикой проблемно-интегративного подхода.

    При обобщении и анализе эмпирических материалов использовались методы статистической обработки данных с применением статистических пакетов «EXCEL» и «STATISTICA».

    Эмпирическая база и этапы исследования. В исследовании приняли участие школьники и учителя школ Западного округа г. Москвы, руководители общеобразовательных учреждений г. Москвы. Общее число обследованных составило более 1500 человек.

    На первом этапе исследования (1997–2000г.г.) теоретическому и эмпирическому анализам подвергалась деятельность педагогов и учащихся школ Западного округа (380 человек). Целью исследования было определение стратегии и тактики социально-психологического эксперимента по перестройке деятельности школьного коллектива с целью развития творческого потенциала учащихся. Были получены данные об индивидуальных личностных особенностях школьников, их способностях, сформировавшихся у них умениях и навыках. Анализ и обобщение материала, полученного на этом этапе исследования, позволили выявить основные противоречия в деятельности педагогов по развитию творческого потенциала учащихся, резервы в профессиональной подготовке кадров в образовании и определить направления в перестройке кадровой политики. Результаты, выводы и рекомендации данного этапа исследования отражены в соответствующих публикациях.

    На втором этапе (2000–2002г.г.) при участии автора проведено более двадцати исследований по изучению социально-психологической атмосферы в различных образовательных учреждениях в период начавшихся в системе обучения преобразований. Проанализирована динамика работы педагогических коллективов в различных средних общеобразовательных учреждениях. Выборочная совокупность исследования составляла 520 респондентов. В их числе: руководители и главные специалисты государственных и негосударственных образовательных средних учреждений; представители различных управленческих структур в образовании. Результаты опросов репрезентативны, их итоги опубликованы в печати. На этом этапе исследования выявлены основные противоречия в образовательной сфере в процессе обучения учащихся в образовательных учреждениях различного типа, зафиксированы интересы, потребности, ценностные ориентации педагогов и учеников; определены «узкие» места в профессиональной подготовке кадров в образовании. Кроме того, установлен рейтинг отрицательных и положительных личностно-профессиональных характеристик учеников на основании ожиданий и оценок педагогов и родителей.

    На третьем этапе (2002–2004г.г.) проведено глубинное психодиагностическое обследование различных категорий школьников, обучающихся в средней общеобразовательной школе, имеющей целью развитие творческого потенциала учащихся. Выявлены индивидуально-психологические особенности, личностные качества, способности, умения, навыки учащихся, способности педагогов к развитию творческого потенциала учащихся. В выборочную совокупность вошли более 600 испытуемых, различных по возрасту, полу, по масштабам работы. Материалы данного этапа исследования в сопоставлении с результатами предыдущих эмпирических исследований послужили основанием для разработки новых концептуальных подходов к системе профессиональной подготовки педагогов по развитию творческого потенциала учащихся, для прогнозирования успехов их деятельности, для определения направлений коррекции, развития сформировавшихся качеств, способностей, умений и навыков с учетом адаптации в изменившихся экономических, политических и социально-психологических условиях. Выводы и рекомендации опубликованы в печати.

    На четвертом этапе (2004-2006г.г.) проведен анализ теоретических и эмпирических результатов исследования, а также экспертные опросы и исследования деятельности научных и практических работников, студентов педагогических вузов и колледжей относительно новых подходов к разработке акмеологической концепции развития творческого потенциала учащихся. Осуществлена работа по обоснованию и систематизации категорий, адекватно отражающих основное содержание концепции развития творческого потенциала учащихся. Выявлены закономерности развития творческого потенциала учащихся, определены теоретико-методологическая и прикладная основы для разработки конкретных типов и видов развивающих творческий потенциал учащихся технологий. Намечены пути оптимизации развития творческого потенциала учащихся.

    На пятом этапе (2006–2008г.г.) были подведены итоги исследования и разработаны научно-методические и прикладные рекомендации по реализации акмеологической концепции развития творческого потенциала учащихся. На основе обобщенного теоретико-методологического и эмпирического анализов разрабатывались учебные планы, программы обучения, тренинговые занятия для учеников и педагогов, руководителей общеобразовательных учреждений и управлений образования федерального, регионального, муниципального уровней, для родителей, а также студентов педагогических вузов и колледжей. Основные положения и выводы исследования использовались при работе в образовательных учреждениях Западного округа г. Москвы.

    Надежность и достоверность результатов исследования обеспечена применением в качестве теоретико-методологических оснований разработок, получивших научное признание и прошедших всестороннюю практическую проверку; подбором методов исследования, адекватных теоретико-методологическим основаниям работы; широким использованием стандартизированных и широко распространенных психодиагностических методик; достаточной репрезентативностью эмпирических выборок; математической обработкой полученных данных с использованием пакета компьютерных программ статистического анализа.

    Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна

    1. Диссертационная работа выполнена как междисциплинарное исследование, находящееся на стыке философии, социологии, акмеологии, общей, педагогической, социальной психологии, психологии развития, психологии личности и педагогики.

    Показано, что творческий потенциал является интегративным многоуровневым образованием, которое позволяет человеку получать объективно и субъективно значимые новые результаты. Акмеологичность творческого потенциала как структурной организации выражается в его тенденции к развитию, которая, в свою очередь, обусловлена личностными потребностями и интересами школьника.

    2. Обоснована психологическая сущность и выявлена структура творческого потенциала учащихся.

    Доказательно представлено, что сущность творческого потенциала школьника можно выявить, исходя из философских категорий «возможность» и «действительность». Творческий потенциал - это личностные возможности человека по реализации творчества, характер их проявления зависит от конкретных характеристик действительности, в которых оказывается личность, и от нее самой (ее мотивации, волевых качеств, креативности, самостоятельности, уверенности в себе и др.).

    Аргументировано, что развитие творческого потенциала учащихся происходит как переход от потенциального к актуальному и рассматривается не только как природно-обусловленные, а прежде всего как восполняемые ресурсы, но восполняемые или возобновляемые не «автоматически», а произвольно.

    Выделены в структуре творческого потенциала следующие компоненты: мотивационный (включающий учебно-познавательную мотивацию, мотивацию к творчеству и мотивацию к саморазвитию) и компонент способностей (включающий общие способности, способности к творчеству в любом виде деятельности и способности к какому-либо виду деятельности).

    3. Эмпирически обоснованы критерии, показатели и уровни развития творческого потенциала учащихся. В качестве внутреннего интегрального критерия развития творческого потенциала учащихся выступает сформированность его компонентов. В качестве внешнего интегрального критерия развития творческого потенциала учащихся выделена эффективность учебной деятельности как фактор развития индивидуальности школьника.

    Внешний интегральный критерий представлен как система специальных внешних критериев, позволяющая оценивать уровень развития творческого потенциала учащихся опосредованно, через содержательные и динамические показатели процесса движения к индивидуальности:

    • мотивационный критерий раскрывается через следующие показатели: иерархия мотивов, сила мотивации (учебно-познавательная мотивация и мотивация к саморазвитию), мотивация творчества, сопряженная с готовностью к неудаче;

    • аналитический критерий можно выразить через: дифференциацию и самооценку своих способностей (общие способности, способности к творчеству в любом виде деятельности и способности к какому-либо виду деятельности), анализ уровней самопонимания и самоосознания, удовлетворенность достигнутым уровнем реализации способностей; выявление уровня знаний об учебной деятельности, ее нормах, требованиях; общего отношения к деятельности, степени увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности, наличие способности к глубокому осознанию своего опыта, степень автономности-зависимости личности, локус контроля, определение причин неудач в реализации творческого потенциала и успешности деятельности;

    • прогностический критерий имеет следующие показатели: соответствие прогноза и результатов реализации творческого потенциала, степень восполнимости творческого потенциала, приемы и методы саморазвития и самосовершенствования.

    4. Разработана акмеологическая концепция развития творческого потенциала учащихся, включающая: принципы построения (собственно акмеологические, когнитивно-гносеологические, психологические, дидактические и социально-организационные); содержание проблемно-интегративного подхода к развитию творческого потенциала учащихся; акмеологическую модель развития творческого потенциала учащихся; акмеологический алгоритм развития творческого потенциала учащихся; акмеологическую систему развития творческого потенциала учащихся.

    Разработана акмеологическая модель развития творческого потенциала учащихся, которая включает: интегративно-гносеологический, практический, мотивационно-целевой, проектировочный, процессуально-содержательный, технологический, итогово-аналитический блоки. Каждый блок имеет свои цели, средства и задачи. Данные блоки определяют успешность развития выделенных ранее компонентов творческого потенциала учащихся и эффективность учебной деятельности. Каждый из блоков может быть рассмотрен как часть структуры или как самостоятельное целое и может выполнять различные функции в структуре целого.

    Разработан акмеологический алгоритм развития творческого потенциала учащихся как определенная последовательность акмеологических и психолого-педагогических действий, реализуемых в системе образования и ориентированных на развитие творческого потенциала.

    Разработанный алгоритм развития творческого потенциала учащихся позволяет учителям: на первом этапе анализировать компоненты творческого потенциала с целью определения достигнутого уровня творческого потенциала учащихся, при этом выделяются компоненты и уровень развития творческого потенциала; на втором этапе создавать субъектно значимые условия и ситуации, позволяющие школьнику осознать противоречия между достигнутым и необходимым для дальнейшего развития школьника уровнем развития творческого потенциала; на третьем этапе прогнозировать уровень развития творческого потенциала школьника совместно с педагогами и родителями; на четвертом этапе создавать и обосновывать собственную акмеологическую модель развития творческого потенциала школьника и на ее основе строить акмеологическую субъектно значимую технологию развития творческого потенциала школьника; на пятом этапе реализовывать акмеологическую технологию развития творческого потенциала школьника как целенаправленную деятельность по саморазвитию школьника, которая имеет различные педагогические учебные и внеучебные средства; на шестом этапе анализировать совместно с родителями результаты развития творческого потенциала школьника. При этом может происходить: корректировка цели, компонентов и уровня развития творческого потенциала школьников, контроль и оценка педагогов, родителей, самоконтроль и самоценка компонентов и уровня развития творческого потенциала школьника, возникновение мотивации у школьника к переходу на новой уровень развития творческого потенциала.

    5. Разработана акмеологическая авторская программа развития творческого потенциала учащихся. Стратегическими направлениями реализации данной программы являются: мотивационно-личностное и когнитивно-интеллектуальное развитие учащихся, развитие способностей школьников; собственно творческое и социально-психологическое развитие учащихся; развитие у педагогов творческого подхода к педагогической деятельности и формирование педагогического мастерства, развитие индивидуального стиля деятельности; формирование оптимального уровня акмеологической культуры педагогов; развитие субъект-субъектных отношений участников образовательного процесса, осуществление эффективных методов управления совместной деятельностью со стороны администрации школы.

    Определены этапы реализации программы: диагностико-поисковый, подготовительно-развивающий; коррекционно-развивающий; контрольно-оценочный.

    Эмпирически доказано, что программа учитывает акмеологические условия и факторы развития творческого потенциала учащихся.

    Выявлены объективные, субъективные и объективно-субъективные факторы развития творческого потенциала учащихся:

    субъективные, связанные с развитостью тех или иных особенностей школьников как индивида, личности, субъекта; мера их проявления выступает как субъективная причина, содействующая развитию творческого потенциала или препятствующая этому процессу. Определено, что основными субъективными факторами развития творческого потенциала учащихся являются: развитие субъектности школьника; формирование готовности школьника к развитию своего творческого потенциала; учет состояния здоровья школьника в ходе развития его творческого потенциала;

    объективно-субъективные, связанные с организацией творческо-образовательного развития школьника. Основными объективно-субъективными акмеологическими факторами являются: развитие социальной активности школьников и выработка оптимальных способов их социального взаимодействия как основы развития их творческого потенциала; выбор социального окружения школьника, в том числе педагогов и воспитателей, ориентированных на индивидуально-творческую самореализацию в профессиональной деятельности, мотивационно готовых к самоизменениям, с развитой рефлексией и саморегуляцией, имеющих активную позицию в отношении использования индивидуальных возможностей; формирование творческого психологического климата в школьном коллективе; обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка и развитию его творческого потенциала, выражающегося в поддержке добровольного выбора ребенком вида деятельности, обеспечении необходимыми материалами для нее, эмоциональной поддержке его успехов;

    объективные, связанные с необходимостью развития высокого уровня творческого потенциала у школьника как основы его успешной учебной деятельности. Основными объективными факторами развития творческого потенциала учащихся являются: специфика учебной деятельности школьника и развитие в ней творческого потенциала учащихся, определяющая определенный уровень способностей и мотивации учащихся, и, соответственно, технологии развития творческого потенциала учащихся; адекватное и экономичное использование материальных и технических средств его развития; характеристики образования, обеспечивающие высокий уровень развития творческого потенциала.

    Эмпирически подтверждена эффективность применения проблемно-интегративного подхода в процессе развития творческого потенциала учащихся.

    Доказательно представлено, что повышение уровня развития творческого потенциала учащихся у участников экспериментальных групп сопряжено с повышением уровня готовности к творчеству, адекватности самооценки, ценностного отношения к процессу обучения, общей учебной успешности, самостоятельности, ответственности, инициативы. Показано, что повышение уровня развития творческого потенциала учащихся в экспериментальных группах проходит при оптимальных затратах психического, физического и временного ресурсов участников образовательного процесса.

    6. Выявлены акмеологические закономерности развития творческого потенциала учащихся: организационно-педагогические, психологические, социально-педагогические и собственно акмеологические.

    Показано, что организационно-педагогические закономерности отражают связь целей, содержания, эффективности, методов, динамики и управления процесса развития творческого потенциала учащихся; организации и управления процессом развития творческого потенциала учащихся. Установлено, что рост образовательного, духовно-нравственного и физического развития ученика и творческого отношения к деятельности определяется адекватностью ценностей, выявленных целей, содержания образования и образовательных технологий; изменение ценностей, целей, содержания, образовательных технологий и управления образовательным процессом в школе обязательно вызывает изменение уровня понимания у школьников значимости образования как главной человеческой ценности, рост потребности участия родителей в жизни школы и непосредственно в определении индивидуального маршрута своего ребенка, его интеллектуального и физического развития; руководитель школы обладает специфическим управленческим мышлением, имеющим следующие характеристики: гуманизация в управлении, выражающаяся в смене приоритетов (системы ценностей, целей, нацеленность на человека), что становится первостепенным по отношению к технологичности; демократизация в управлении, суть которой - в ослаблении вертикальных связей и усилении горизонтальных, стремлении создать единый статус для всех работников; системность - обновление не отдельных элементов образовательного процесса, а целостной структуры, на основе сбалансированности всех компонентов; новое понимание качества образовательного процесса не как простого соответствия норме, а как зависящего от целого комплекса условий, в которых человек работает; новая роль и место руководителя в системе управления - организатор самодвижения коллектива на основе сотрудничества и коллективного управления, организатор мотивации и соотнесения личных целей с целями школы.

    Обнаружено, что социально-педагогические закономерности отражают взаимосвязь развития творческого потенциала учащихся с развитием готовности к сотрудничеству учеников и учителей (сплоченность ученического коллектива; опосредствующая роль совместной учебной деятельности в межличностных отношениях; личностная рефлексия; индивидуально-психологические особенности личности - эмоциональная устойчивость, отсутствие агрессивности в отношениях со сверстниками и взрослыми, уверенность в себе, отсутствие демонстративности в поведении, отсутствие трудностей в общении).

    Выявлено, что к психологическим закономерностям развития творческого потенциала учащихся отнесены: психолого-дидактические, гносеологические и адаптационно-психологические. Установлена взаимозависимость развития творческого потенциала школьников и развития самоэффективности как школьников, так и их учителей, воспитателей, родителей. Нашло подтверждение предположение о том, что высокий уровень самочувствия, активности, настроения школьника в процессе учебы в школе связан с высоким уровнем креативности и творческого потенциала личности. Выявлена взаимосвязь между эстетическими, гностическими эмоциями и высоким уровнем креативности и творческого потенциала.

    Обоснованы и экспериментально исследованы акмеологические механизмы развития творческого потенциала учащихся.

    Выделены в качестве креативно-когнитивных механизмов: формирование креативных и когнитивных способностей школьника, которые выступают основой развития одного из компонентов творческого потенциала – компонента способностей. Выявлено, что формирование креативных и когнитивных способностей школьника определяет динамику и качественное своеобразие процесса развития компонента способностей.

    Выявлены ведущие личностные механизмы развития творческого потенциала: формирование мотивации, самодеятельности, самостоятельности школьника и осознание педагогами профессионально важных качеств личности педагога, востребуемые при проблемно-интегративном подходе к обучению и развитию творческого потенциала школьников.

    Обнаружено, что возрастные механизмы обеспечивают развитие творческого потенциала учащихся за счет формирования особенностей возрастного развития психики школьника, при этом учтены неодинаковость, неоднородность и различный темп развития компонентов творческого потенциала. Учет возрастных особенностей развития творческого потенциала учащихся, с одной стороны, ведет к прогнозируемой динамике творческого потенциала и его восполнимости на разных этапах развития учащихся. С другой стороны, возрастные механизмы позволяют определить направления педагогической деятельности, ведущей к развитию творческого потенциала учащихся: формирование специально организованной деятельности обучения в начальной школе, развитие мотивационной сферы младшего школьника, развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы среднего школьника, развитие самости и волевой сферы подростков и юношей (p≤0,01 во всех случаях). Это позволяет оптимизировать процесс развития творческого потенциала учащихся.

    Раскрыты социокультурные механизмы, которые обеспечивают развитие творческого потенциала учащихся за счет формирования школьника как представителя социума в определенных пространственно-временных условиях, в общении, которое выступает как обмен ценностями между членами общества и за счет учета социальной ситуации развития школьников. При изучении социокультурных механизмов была показана достоверная взаимосвязь творческого, аксиологического и коммуникативного потенциалов школьника.

    Выявлено, что педагогические механизмы обеспечивают развитие творческого потенциала учащихся за счет создания такой педагогической системы, которая реализует проблемно-интегративный подход к обучению и использует акме-педагогические технологии развития творческого потенциала учащихся.

    7. Показано, что система акмеологического сопровождения развития творческого потенциала учащихся включает: разработку и определение содержания акмеологической подготовки по развитию творческого потенциала школьников различных возрастов для каждой категории отдельно (школьников, учителей, воспитателей, администрации школы и родителей); разработку и внедрение оптимальной модели систематической психолого-акмеологической помощи школьнику, педагогам и родителям в виде мониторингового акмеологического контроля; индивидуальных консультаций, акмеологического обеспечения деятельности в ходе развивающих тренингов; выбора методических средств и способов оценивания параметров и показателей процесса развития творческого потенциала учащихся.



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. 1992 2010 Анисимов О. С

      Документ
      Анцупов А.Я. Социально-психологические проблемы: предупреждение и разрешение межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. - М.: ГА ВС, 1992.
    2. В отделении психологии и возрастной физиологии к декабрю 2008 г состоят 28 действительных членов рао и 29 членов-корреспондентов рао

      Документ
      В Отделении психологии и возрастной физиологии к декабрю 2008 г. состоят 28 действительных членов РАО и 29 членов-корреспондентов РАО. До конца марта деятельностью Отделения руководило бюро в составе: Фельдштейн Д.
    3. Всборнике отражены доклады, сообщения и выступления на круглом столе «Проблемы смысла жизни акме в современном обществе» участников XII симпозиума

      Доклад
      Вниманию читателей предлагается уже шестой сборник материалов симпозиумов по проблемам смысла жизни и акме, с 1995 года почти ежегодно проходящих в Психологическом институте Российской академии образования.
    4. Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы

      Урок
      «Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества» Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев
    5. Программа дисциплины психология творческой личности автор: д психол н., проф. Семенов И. Н. Утверждена умс одобрена на заседании кафедры

      Программа дисциплины
      Требования к исходному уровню знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины – знание основ философии, культурологии, социологии, общей, возрастной, педагогической, социальной, организационной

    Другие похожие документы..