Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Понятие и роль управления в функционировании социально-экономической системы. Основные категории теории управления (цели, принципы, функции и методы ...полностью>>
'Рассказ'
У учителя есть возможность не только рассказывать о физических явлениях и законах, но и найти способы настолько приблизить эти явления к ученикам, что...полностью>>
'Статья'
руководствуясь положениями Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения от 29 августа1997 го...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Консультативная психология – одно из направлений практической психологии. Изучение курса связано с раскрытием важнейших положений консультативной пси...полностью>>

Доклад: «Система образования в Приднестровской Молдавской Республике»

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Доклад: «Система образования

в Приднестровской Молдавской Республике»

Докладчик

Анатолий Викторович Дирун,

депутат Комитета Верховного Совета ПМР

по вопросам образования, науки,

культуры, семьи и детства

Добрый день, уважаемые гости, коллеги, участники семинара!

В каждом обществе система образования исполняет три важнейшие функции. Во-первых, она обучает нормам жизни в обществе и предоставляет первичные квалификации. Во-вторых, она формирует профессиональные элиты – это те 3 или 5% работников, которые преодолевают стереотипы, делают открытия и предлагают новые предпринимательские действия. Наконец, она «перемешивает» выходцев из разных слоев общества в соответствии с их склонностями и талантами и тем самым, хотя бы отчасти, создает условия «равного старта» для всех.

В целом система образования в республике в своей деятельности основывается на Конституции Приднестровской Молдавской Республики, а также на базовых законах «Об образовании», «Об утверждении доктрины развития науки в Приднестровской Молдавской Республике на период до 2015 года», «О науке и государственной научно-технической политике», «О высшем и послевузовском образовании», «О развитии начального и среднего профессионального образования», «О дошкольном образовании».

Кроме того, государственные и муниципальные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых положений, утверждаемых Министерством просвещения ПМР, на основе которых разрабатываются уставы образовательных учреждений.

Образовательная политика ПМР направлена на решение ряда стратегических задач:

- обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания современных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ;

- формирование системы непрерывного образования;

- совершенствование содержания и технологий образования;

- повышение качества образования на основе повышения уровня информационного обеспечения;

- повышение эффективности управления системой образования за счет внедрения информационных и коммуникационных технологий;

- совершенствование экономических механизмов в сфере образования. 

Образовательная система Приднестровья объединяет дошкольное, общее среднее, коррекционное, среднее специальное, вузовское, послевузовское и дополнительное образование. Образовательные учреждения могут быть государственной и негосударственной формы собственности, быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Все они имеют право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад – начальная школа, лицей – колледж – вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.

Образование в Приднестровье – это непрерывная система последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов:

- дошкольные;
- общеобразовательные;
- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);
- учреждения дополнительного образования;
- другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Самые общие (численные) характеристики системы образования

В системе дошкольного образования 157 учреждений, в которых воспитываются 19 269 детей и работают 2 920 сотрудников.

В системе общего среднего образования 177 учреждений, 52 900 учащихся, 6 400 педагогов.

В системе начального профессионального образования 7 учреждений, 2 320 учащихся, 166 преподавателей.

В системе среднего профессионального образования 15 учреждений, 6 283 учащихся, 711 преподавателей.

В системе высшего профессионального образования 3 государственных учреждения (ПГУ, ТЮИ, Высш. муз. колледж), 14 304 студента, 1 025 преподавателей.

Государственные расходы на образование сегодня составляют 7,3 % от республиканского бюджета, при этом львиная доля расходов местных бюджетов направляется на образование города/района.

Следует отметить, что такое значительное выделение средств на первоочередные задачи системы оправдано.  

О проблемах Приднестровской системы образования

В связи с общим экономическим положением в республике существуют ряд проблем в системе образования, которые в целом сводятся к следующему:

1. Недостаточное финансирование учреждений образования (бюджетное финансирование осуществляется, в лучшем случае, на 40 – 50% от нормативного).

2. Плохое материально-техническое обеспечение образовательного процесса (за 20 лет учебные заведения системы образования не получали из бюджета средства на приобретение нового учебно-лабораторного оборудования).

3. Низкая заработная плата педагогов.

4. Доступность качественного образования в гимназиях, лицеях, колледжах и вузах для способных детей из малообеспеченных семей отдаленных районов республики стала достаточно проблематичной. Данная возможность в значительной мере зависит не столько от способностей детей и молодежи, сколько от материального положения семьи (репетиторство, платные курсы, оплата обучения).

Назовем ряд причин, определяющих понижение качества образования по основным уровням:

- общее среднее – устаревшая структура, перегруженность школьных программ;

- начальное и среднее профессиональное – разрыв учебно-производственных связей с базовыми предприятиями;

- высшее – особенности создания негосударственных вузов, введение платного образования, открытие многочисленных филиалов государственных вузов, не всегда качественно функционирующих.

Платное образование в значительной мере оказалось неэффективным из-за таких факторов, как: а) большая часть средств от платного образования направляется не для поддержки учреждений; б) отсутствие четкого разграничения платных и бесплатных образовательных услуг в дошкольном и школьном образовании; в) большая часть средств от репетиторства минует бюджеты вузов и криминализует процессы вступительных экзаменов.

Останавливаясь на отдельных уровнях образования, хочу подчеркнуть важность и приоритетность системы дошкольного образования.

Основной целью дошкольного образования является: обеспечение равных стартовых возможностей детям для последующего обучения в начальной школе за счет внедрения различных моделей дошкольного образования.

Наметилась тенденция открытия дополнительных дошкольных групп, однако, несмотря на принимаемые меры, в ряде городов и районов сохраняется очередь на устройство ребенка в дошкольное учреждение.

Укомплектованность муниципальных дошкольных образовательных учреждений детьми в настоящее время по городам ПМР превышает нормативную.

Для решения этой проблемы необходимо привлечь органы законодательной и исполнительной власти, руководителей органов местного самоуправления, средства СМИ, широкую педагогическую и родительскую общественность. Здесь необходим ремонт ранее пустовавших детских садов, групп в них; строительство новых зданий для детей дошкольного и младшего школьного возраста; открытие дополнительных мест, групп за счет возврата площадей дошкольных образовательных учреждений из аренды, а также освобождение помещений в детских садах, занятых не по назначению.

Необходимо также организовывать предшкольное образование для:

- выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения;

- создания условий для массового образования детей старшего дошкольного возраста.

В системе общего образования основной целью является: обеспечение доступности качественного общего образования независимо от места жительства при оптимальном расходовании ресурсов.

Для достижения указанной цели решаются следующие приоритетные взаимосвязанные задачи:

- обеспечение правовых, социальных и экономических условий функционирования и сбалансированного устойчивого развития системы общего образования;

- развитие единого образовательного пространства с РФ с учетом региональных особенностей;

- формирование системы демократического, государственно-общественного управления образованием;

- совершенствование взаимодействия государственных органов власти, органов местного самоуправления и общественных организаций в области развития системы образования.

Демографическая ситуация привела к тому, что уже сегодня целый ряд сельских школ, а во многих случаях – и городских, заполнены на 20 – 50% от проектной мощности. Так, функционируют малокомплектные общеобразовательные учреждения, не имеющие параллельных классов, наполняемость которых ниже норматива. Малочисленность параллелей старших классов в большинстве сельских и городских школ, низкий уровень концентрации материально-технических ресурсов приводят к невозможности оптимального использования ресурсов и повышения качества образования.

Во всех таких школах на 2 и 3 ступенях обучения учителя ведут по 3-4 предмета, (не по специальности) имеют до 6 подготовок к занятиям в день, что существенно снижает качество обучения. Материально-техническая база школ не соответствует современным требованиям.

Нерациональность и неравномерность распределения гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением предметов (так как они создавались не по плану, а стихийно) не обеспечивают общей доступности образовательных программ повышенного уровня.

Вместе с тем практически в муниципалитетах наблюдается значительное снижение контингента обучающихся, что ведет к увеличению количества малокомплектных школ, снижению средней наполняемости классов и качества обучения, увеличению объема неэффективных расходов и стоимости обучения на одного обучающегося.

Среди проблем, связанных с несоответствием состояния образовательной сети, ресурсной емкостью учреждений и контингентом обучаемых, остро проявляют себя устаревшая материально-техническая база, а также отставание малокомплектных сельских школ от других учреждений в техническом и информационно-методическом обеспечении. Условия дефицита ресурсов при переходе к новому содержанию (введение иностранного языка со 2-го класса, ИКТ – с 3-го класса и др.) и технологиям общего образования, предпрофильной подготовке и профильному обучению могут еще более увеличить разрыв между образовательными возможностями сельских и городских общеобразовательных учреждений.

Одной из острейших проблем является содержание сети сельских малокомплектных школ. В целях обеспечения конституционного права граждан на образование организован подвоз обучающихся к месту обучения.

Прогноз изменения численности обучающихся на предстоящий период свидетельствует о дальнейшем уменьшении детского контингента, что приведет к дальнейшему сокращению сети малокомплектных сельских школ и соответственно к увеличению потребности транспортных единиц для организации подвоза детей к местам обучения.

Большинство учреждений повышенного уровня подготовки находятся в городах, что снижает возможность получения образования повышенного уровня детьми, проживающими в сельской местности. Таким образом, налицо сложившийся территориальный образовательный дисбаланс и, как следствие, недостаточно равный доступ населения к качественным образовательным услугам.

Среди причин такого дисбаланса можно выделить следующие:

  • ресурсная неготовность школ к введению профильного обучения (прежде всего материально-техническая, учебно-дидактическая и кадровая);

  • недостаточный уровень готовности руководителей органов управления образованием муниципальных образований и образовательных учреждений к стратегическому управлению;

  • стремление оснастить «всех и поровну», что приводит к отсутствию концентрации необходимых материально-технических и учебно-дидактических ресурсов в крупных учреждениях общего образования.

Увеличивается диспропорция и в качестве образования, предоставляемого различными образовательными учреждениями. С одной стороны, непомерно увеличивающееся число медалистов (для сравнения – за последние 3 года их количество возросло с 4 до 10 % всех выпускников), победителей, призеров различных предметных олимпиад, творческих конкурсов. С другой – анализ проводимого так называемого независимого тестирования (ЕГЭ), по результатам которого мы наблюдаем низкое качество образования в большинстве общеобразовательных учреждений.

По вопросам развития и оптимизации системы образования и муниципальных образовательных сетей разработаны нормативно-правовые и инструктивно-методические документы, проводятся семинары, обучение, собеседования, совещания с работниками органов управления образования. Всех этих мер недостаточно.

Пора переходить на организацию стратегического подхода к развитию территориальной системы образования каждого муниципального района/ города, который должен прослеживаться в утвержденных программах оптимизации сети образовательных учреждений муниципальных районов/ городов.

Необходимо отметить, что реструктуризация образовательной сети (особенно в сельской местности) требует значительного вложения дополнительных ресурсов. Следует отметить, что ликвидация малокомплектных начальных школ (за редким исключением) не рациональна, так как не приведет ни к росту качества обучения, ни к экономии бюджетных средств. В целом, проведение оптимизации сети (там, где это возможно) может привести к повышению качества образования в базовых (ресурсных) общеобразовательных учреждениях.

Ещё одна сложная социальная проблема, напрямую связанная с системой образования, – это состояние здоровья обучающихся. На уроках физической культуры в основных медицинских группах занимаются 81%, в подготовительных медицинских группах – до 10,7%, в специальных медицинских группах – до 6,5% учащихся, прошедших медицинский осмотр.

Требует решения вопрос комплектования медицинских кабинетов если не врачами, то хотя бы средним медицинским персоналом в общеобразовательных учреждениях.

Следует отметить увеличение охвата горячим питанием во всех звеньях школы: в начальном, в среднем, в старшем – где этим процессом охвачено около 51 % школьников, около 40 % ребят употребляют буфетную продукцию. Что стало возможным благодаря бюджетному и гуманитарному финансированию.

Для решения вышеобозначенных проблем, наряду с базовыми законами, за эти годы парламентом были приняты ряд государственных целевых программ, среди которых: программа «Учебник» на 2008 – 2012 годы», «Программа развития Приднестровского государственного университета им. Т.Г.Шевченко на период 2009 – 2013 гг.», что позволит в ближайшем будущем создать единую систему учебно-программно-методического обеспечения, определить стратегию и тактику издания, приобретения и распределения программ, учебников и учебно-методической литературы в системе профессионального и общего образования.

Принципиальным отличием данных программ является совершенствование качества образования через приобретение учебной и учебно-методической литературы нового поколения, оснащение педагогического процесса наглядными пособиями и учебно-методическими комплексами по дисциплинам учебного плана, мультимедийных учебников. Программа также предусматривает приобретение учебной и учебно-методической литературы для коррекционных организаций образования, написание и издание учебно-методического комплекта пособий и учебников по предметам, реализующим региональную составляющую учебного плана.

В текущем году в соответствии с ГЦП «Школьная мебель» начинается переоснащение кабинетов школьной мебелью за счет республиканского бюджета.

Уже началось подключение образовательных учреждений к сети Интернет.

Парламент Приднестровской Молдавской Республики осознает, что международное признание нашего государства возможно при соблюдении основных конституционных прав человека, основным среди которых выступает право на образование. Образование, образованное общество должны помочь Приднестровью ответить на вызовы, стоящие перед ним в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Именно «социальный заказ» общества и государства будет определять направления развития и изменения системы образования Приднестровской Молдавской Республики в последующие десятилетия.

Профильный комитет в этой связи видит конкретную задачу на ближайшую перспективу: разработка и внедрение Государственной программы развития образования в Приднестровской Молдавской Республике. Настоящая Программа должна комплексно определить стратегию развития системы образования, ее структурных звеньев, включать в себя те направления и меры, которые сегодня установлены целым рядом ГЦП в системе образования и здравоохранения, подчас проявляя дублирование действий и средств. Основные цели и задачи Программы должны учитывать национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности нашего региона, отдельных районов.

По существу речь идет о создании надежного механизма устойчивого развития системы образования на многие годы, что позволит решить следующие задачи:

- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

- достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

- формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

- повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

- развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Для совершенствования сферы образования, решения управленческих, организационно-педагогических проблем необходимо тесное взаимодействие всех уровней власти. Достижение поставленных задач в совокупности позволит обеспечить качество, эффективность и доступность образования.

Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что вызовы сегодняшнего времени, процессы глобализации и интеграции всего сущего требуют дальнейшего развития в нашей республике правовой базы системы просвещения, способствующей созданию условий для воспитания личности нового типа, готовой к совместным действиям в беспрецедентных ситуациях, умеющей видеть перспективы, проблемы будущего и их решать. Приднестровская система образования должна быть ориентирована на воспитание человека, готового к жизни в стремительно обновляющемся и неоднозначном мире, обладающего креативным мышлением, глубокими знаниями, способного к их самостоятельному пополнению, компетентного, конкурентоспособного, ориентированного на непрерывное самовоспитание и самосовершенствование.

8




Скачать документ

Похожие документы:

  1. Приднестровской Молдавской Республики в сфере местного самоуправления и местного государственного управления доклад

    Доклад
    Местное самоуправление является необходимой и гарантированной формой народовластия, составляя одну из основ конституционного строя. В соответствии с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики в Приднестровье местное самоуправление
  2. Приднестровской Молдавской Республики. Авторы, исследовав широкую нормативно-правовую базу, международно-правовые документы, текущее правовое закон

    Закон
    Коллективный труд международной группы авторов посвящается актуальным международно-правовым аспектам независимости Приднестровской Молдавской Республики.
  3. Приднестровской Молдавской Республики «О бюджетной системе в Приднестровской Молдавской Республике». Официальными представителями Президента Приднестровской Молдавской Республики при рассмотрении данного отчет

    Публичный отчет
    Отчет представлен Президентом ПМР (распоряжение Президента от 16 марта 2008 года № 234рп.) в соответствии со статьей 16 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О бюджетной системе в Приднестровской Молдавской Республике».
  4. Конституцию Приднестровской Молдавской Республики. Раздел I основы конституционного строя статья

    Статья
    - подтверждая приверженность общечеловеческим ценностям, стремление жить в мире и согласии со всеми народами в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права;
  5. Приднестровской Молдавской Республике доклад

    Доклад
    Соблюдение права на социальную защиту – важная составляющая общей системы защиты населения, неотъемлемый признак цивилизованного общества. Конституция Приднестровской Молдавской Республики гарантирует, что каждый имеет право на социальное

Другие похожие документы..