Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Маркетинг – комплекс заходів у сфері досліджень торговельно-збутової діяльності підприємства по вивченню всіх чинників, що здійснюють вплив на процес...полностью>>
'Документ'
Блок ORIANA имеет отдельный вход и ресепшен. Дети, выбравшие  пакет JUNIOR или BUDGET,  будут питаться в ресторане, отдельно от гостей, проживающих в ...полностью>>
'Документ'
Очевидно, что в XXI веке мировое сообщество вступило в эпоху электронной культуры (э-культуры). По крайней мере, общим местом современных дискуссий п...полностью>>
'Закон'
В этом году отмечается годовщина подписания Всемирной Декларации Прав Человека (1948) и принятия Закона о свободе вероисповедания в странах мира. Ста...полностью>>

Методическое обоснование темы урока: Ступень общего образования : ступень среднего общего образования

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок 9-10 Культура Руси 10-начала 13 в.

Зарождение русской цивилизации.

(2 часа)

1 Методическое обоснование темы урока:

    1. Ступень общего образования: ступень среднего общего образования

    2. Курс истории: история Отечества

    3. Уровень исторического образования: второй концентр

    4. Класс: 10

    5. Место в учебной теме ( тематического блока:. 9-10 уроки по теме,,Древняя Русь’’)

    6. Связь с обязательным минимумом содержания образования: изучение истории Отечества ведется в соответствии с Программой курса для 10 класса общеобразовательных учреждений ,, История России с древнейших времен до конца 19в.’’ Авторы : А.Н Сахаров, А.Н.Боханов, С.И. Козленко. Москва. ,,Русское слово’’ 2006. Учебник Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца 16в. Москва. ,, Русское слово’’. Структура и объем часов данной программы соответствуют требованиям, предъявляемым Министерством образования РФ

2. Развернутая целевая установка урока:

2.1 Обоснование образовательной, развивающей и воспитательной целей урока.

Ц ель урока:

  1. образовательная: углубить и расширить знания об основных направлениях развития древнерусской культуры; на конкретных примерах показать, что эта культура обозначена высокими достижениями и создала основы русской цивилизации;

  2. развивающая - совершенствовать умения проводить комплексный поиск исторической информации. в источниках разного типа в том числе Интернет-ресурсах, обобщать и систематизировать информацию и представить для публичной презентации. Содействовать формированию информационной и коммуникативной компетентностей;

  3. воспитательная - формировать уважительное отношение к духовно-нравственным ценностям через приобщение школьников к истокам русской цивилизации.

Задачи урока:

  1. Рассмотрение основных тенденций развития и достижений древнерусской культуры в изучаемый период.

  2. Актуальность идей древнерусской культуры для наших современников.

  3. Формирование ценностного отношения к достижениям отечественной культуры.

Основные понятия:

Культура, глаголица, кириллица, мозаика, фреска, крестово-купольный храм, плинфа, икона, скань, зернь, перегородчатая эмаль.

Основные даты и события:

988 - принятие христианства

1037 - заложен Софийский собор в Киеве

9-10вв. - возникновение кириллицы

Около1113 - составление Нестором «Повести временных лет»

10в. - возникновение героического былинного эпоса.

Выдающиеся личности:

Нестор-летописец, Кирилл и Мефодий, Владимир Мономах, Иларион.

Оборудование урока:

Компьютер. Проектор.Фото и видео материалы по истории русской культуры 10-13вв., открытки, энциклопедии по истории культуры.

Интернет-ресурсы, CD «История России 9-16вв.», CD «Древнерусская культура: литература и искусство» и другие.

Тип урока:

изучение новой темы с элементами презентации учащихся, интегрированный урок истории и литературы.

Предварительная подготовка к уроку.

Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек, объявляется тема будущего урока, дается опережающее задание за 3-4 недели - самостоятельно подготовить презентации по 2-4 вопросам. Для этого учащиеся изучают информацию в источниках разного типа и представляют для публичной презентации. Усиливая воспитательную направленность урока, углубляется материал §10 по литературе.

Когда начинается урок, учащиеся получают листы. В течение урока они делают записи, необходимые для ответа на поставленный проблемный вопрос. Также оценивают презентации и сообщения одноклассников. 1-отлично, 2-хорошо,3-удовлетворительно. После проверки суммируются баллы и определяются лучшие презентации и сообщения.

1 вопрос раскрывается самим учителем, затем идут сообщения учащихся или компьютерные презентации. После прослушиваний идет обсуждение и подведение итогов.

Ход урока

  1. Постановка темы и цели урока

  2. Ставится проблемный вопрос: Актуальны ли идеи древнерусской культуры для наших современников. Какие из них наиболее близки вам?

  3. План изучения новой темы:

    1. Основы культурного развития Древнерусского государства

    2. Фольклор.

    3. Начало русской письменности. Летописи. Зарождение литературы.

    4. Архитектура. Живопись.

    5. Повседневная жизнь горожан

    6. Зарождение русской цивилизации.

4.Обсуждение проблемного вопроса

5.Подведение итогов

6.Домашнее задание

Основы культурного развития Древнерусского государства

Вступительное слово учителя истории по 1-му вопросу:

Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества . В понятие культура входит все, что создано умом, талантом, руками народа, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие и на человеческие отношения. Основу культурного развития Руси составляли:

  1. Культурное наследие восточных славян. Языческий мир с его древними народными обычаями, поверьями, обрядами, песнями, танцами. Мифы, сказания, сказки, былины.

  2. Христианство. Мощное влияние византийской культуры, строительство храмов, монастырей, устройство школ, библиотек, живопись, музыка ит.д.

  3. Культура соседних народов. Славяне широко общались с жившими бок о бок угро-финнами и балтами. Они обменивались хозяйственным опытом, навыками. Много общего в постройках, способах обработки земли, песенном и танцевальном искусстве, одежде, украшениях. Баня была любима повсюду у этих народов.

Культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Одновременно Русь непросто копировала чужие влияния, но применяла их к своим культурным традициям, к своему пониманию окружающего мира, к своему представлению о прекрасном. В чертах русской культуры мы наблюдаем не только влияние из вне, но порой значительную духовную переработку, их постоянное преломление в абсолютно русском стиле. Культура восточных славян была единой, хотя и имела свои особенности- одни для Поднепровья, другие для северо-восточной Руси, третьи для северо-западных земель.

Фольклор.

Выступление учителя литературы:

Важным элементом древнерусской культуры являлся фольклор - песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, сказки. «Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества». Это высказывание Горького подтверждает тот факт, что уже 1000 лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они передавались от предков вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые народ чтил.

Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основной герой- богатырь, доблестный защитник народа. Народная память сохранила образы богатырей - выходцев из крестьянской среды, а также боярского сына Добрыню Никитича, представителя духовенства - Алешу Поповича, а также любимый русский богатырь- Илья Муромец. Богатыри были наделены чародейской силой и мудростью. Каждый из них обладал своим характером, но все они были выразителями общих народных чаяний и дум, защитниками народа.

Презентация учащихся «Фольклор».

Начало русской письменности. Летописи. Зарождение литературы.

Основой любой древней культуры является письменность. Письменность на Руси зародилась задолго до введения христианства. Уже в начале 10в. на Руси использовались буквы . О том свидетельствует относящийся к этому времени глиняный сосуд, обнаруженный археологами под Смоленском. На нем написана горушна- сосуд для пряностей. Широкое распространение на Руси получила славянская грамота- славянский алфавит, созданный братьями Кириллом и Мефодием. Ученые полагают, что при создании азбуки они использовали древнеславянские буквы. Кирилл и Мефодий – почитаемые святые на Руси. Христианизация Руси дала мощный толчок развитию письменности , грамотности.

Презентация учащихся «Письменность».

Выдающимися памятниками письменности, литературы , истории древней Руси являются летописи. Поначалу они задумывались как погодные изложения важных событий на Руси. Позднее превратились в художественные и исторические произведения , став значительным явлением духовной культуры Руси. В них отражались взгляды авторов на историю Руси и мировую историю, на деятельность князей, они содержали философские и религиозные размышления. Многое из того, что мы знаем сегодня о Древней Руси, почерпнуто из летописей.

Долгие годы, передаваясь из поколения в поколение, звучали в народе сказки и былины, пословицы, поговорки, песни и потешки, загадки и утешая и веселя. Но вот в тихих кельях монастырей начинают переписывать летописи, поучения. В 10в. вместе с письменностью появилась и древнерусская литература. << Повесть временных лет>> создавалась в период, когда на Руси пробудился особый интерес народа к своей истории. Гордостью за свой народ , за его высокое место в мировой истории веет со страниц Несторовой летописи. Целая галерея исторических деятелей проходит на ее страницах- князья, бояре, посадники, тысяцкие, дружинники , купцы. На страницах летописи мы читаем о восстаниях, убийствах князей и бояр, жестоких общественных схватках. Все это автор описывает вдумчиво и спокойно. Убийство, предательство, обман, клятвопреступления автор осуждает, превозносит честность , смелость, верность, благородство, добродетель.

Вся летопись проникнута идеей единства Руси.

Презентация учащихся «Летопись».

Литература.

Русская литература11-13вв. дошла до нас не полностью. Но и уцелевшая часть настолько ценна и интересна, что позволяет с большим уважением говорить о русских людях 11-13вв., творцах этой культуры. Для большинства из них характерна гордость, широкий, общерусский взгляд на события и явления, сознание необходимости совместной борьбы против кочевнических орд, осуждение междоусобных войн.

В начале 40х г. 11 в. Иларион создал «Слово о Законе и Благодати», в которой в яркой публицистической форме изложил свое понимание места Руси в мировой истории. Основной темой «Слова…». Илариона стала идея равноправия Руси среди других народов и государств. Говоря о первых русских князьях, Иларион, гордо отмечает: «Не в плохой стране и не неведомой земле были они владыками, но в Русской, которая ведома и слышима во всех концах земли!» Эта идея связи Руси с мировой историей нашла отражение и в «Повести временных лет».

Владимир Мономах пишет свое «Поучение» детям. Описывая чисто русские дела и русские политические страсти, бесконечные войны Руси с врагами, Мономах опирался на христианские общечеловеческие ценности. В них он черпал нравственную опору. Его «Поучение» – это гимн праведникам, неприятие злых и лукавых людей, вера в добро, наказуемость зла.

Русские писатели 11-13вв. заставляли своих читателей и слушателей думать о судьбах русской земли, знать положительных и отрицательных героев родной истории, чувствовать и укреплять единство земли русской.

Мы не найдем в русской литературе призыва к агрессивным действиям. Борьба с половцами рассматривается лишь как оборона русского народа от неожиданных грабительских набегов. Характерной чертой является отсутствие шовинизма, гуманное отношение к людям различных национальностей: «Милуй не токмо своея веры, но и чюжия … аще то буде жидовин, или сарацин, или болгарин, или еретик, или латинянин, или ото всех поганях - всякого помилуй и от беды избави» ( Послание Феодосия Печерского к князю Изяславу)

Таким образом, гуманистическая линия древнерусской литературы является определяющей. Образ высоконравственного человека, ответственного за себя и за Отечество является главной ее составляющей.

Повесть о Петре и Февронии. Святые Петр и Феврония, благодаря их неординарному житию, воспевающему «Союз любви и мудрый брак» известны всему миру. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» была любимым чтением русских людей от царей до простолюдинов, а ныне это произведение называют «жемчужиной древнерусской литературы» (Д.С.Лихачев). Благоверные князь Петр и княгиня Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословление на вступающих в брак. Мощи святых хранятся в Муромском храме, являя собой символ верности и любви. В этой повести доминирует тема ума и жертвенной любви: Феврония только тогда смогла вылечить князя, когда они стали одним целым; их брак был освящен церковью. Так учат житие.

Презентация учащихся «Повесть о святых Петре и Февронии»

Выводы. Православие и впитавшее нравственные каноны христианства древнерусская литература - основа русской духовности. Исследователь древнерусской литературы Дмитрий Сергеевич Лихачев так отзывался о значении древнерусской литературы: «В ней сформировалось то удивительное чувство общественной ответственности писателя, которое стало характерной чертой русской литературы нового времени. Именно в древней русской литературе создавался тот широкий и глубинный взгляд на весь «обитаемый мир», который стал характерен для нее в 19 веке».

Архитектура.

Говорят, что архитектура- это душа народа, воплощенная в камне. Имевшие уже опыт в строительстве крепостей, башен, дворцов, деревянных языческих храмов, русские архитекторы с поразительной быстротой освоили новую византийскую технику кирпичного строительства и украсили города великолепными монументальными сооружениями. Полнокровное развитие городов, соперничавших с Киевом, привело к расцвету зодчества и созданию местных архитектурных школ в Галиче, Смоленске, Новгороде, Чернигове, Владимире на Клязьме. При всем том русская архитектура 12-13 вв. представляет собой единство. Усвоив на рубеже 10-11вв. византийскую форму русские зодчие очень быстро видоизменили ее, внесли свои черты и создали свой общерусский стиль. Появление в 12в. башнеобразных, стремящихся вверх стройных зданий (Чернигов, Смоленск, Полоцк, Псков) особенно ярко свидетельствовало о выработке русского национального стиля, родившегося в результате воздействия деревянного строительства.

Чудо русской архитектуры - храм Покрова на Нерли. Эта небольшая однокупольная церковь стала поэмой из камня. В ней гармонично сочетаются скромная красота, тихая грусть, просветленная созерцательность архитектурных линий. Церковь Покрова на Нерли восхищает своей необыкновенной легкостью, почти невесомостью. Если кубический по объему Дмитровский собор олицетворяет мужскую красоту, то церковь Покрова- изящное воплощение женской. В своем белом каменном наряде храм, словно невеста в подвенечном платье.

Есть на свете места, посетив которые, человек испытывает величайшее духовное наслаждение от соприкосновения красотой. Созерцание храма никого не оставляет равнодушным: умиротворение, восторг, восхищение мастерством гениальных зодчих переполняет душу любого человека. Это редчайший пример идеального гармоничного слияния красоты природы с гениальным творением человека.

Известный владимирский писатель Никитин С.К. посвятил храму Покрова такие строки: «Мне всегда кажется, что создан он без помощи рук, одним лишь вдохновением, равным чародейской силе сказочных волшебников. Есть в нем что-то непостижимое, действующее не на глаз, а на душу, начинающую как-то торжественно, возвышенно и грустно томиться при виде этой белокаменной поэмы древних времен. Увидевший этот храм хоть раз, уже не может сказать, что в жизни его не было счастливых минут».

Церковь Покрова идеально сочетается со всем, что ее окружает, -заливным лугом, старыми вязами на берегу небольшого озерца, которое осталось от русла Клязьмы. В это заросшее кувшинками чистое озеро при безветренной тихой погоде церковь Покрова смотрится как в зеркало. Хороша она и зимой среди снегов, выделяясь на их фоне более теплым телесным оттенком своих стен. Но ,пожалуй, нет зрелища прекраснее, чем церковь Покрова на Нерли весной, когда во время разлива она, словно чудесное видение , плывет по водной глади столетие за столетием - в вечность…

Презентация учащихся «Архитектура»

Живопись.

Древнерусское искусство – живопись, скульптура, музыка – с принятием христианства также пережила ощутимые перемены. Языческое искусство утверждало все земное, олицетворяющее природу. Церковное искусство утверждало высокие подвиги человеческой души ради нравственных принципов христианства.

Перенесенное на русскую почву, каноническое по содержанию искусство Византии столкнулось с языческим мировосприятием восточных славян, с их радостным культом природы- солнца, весны, света, с их вполне земными представлениями о добре и зле, о грехах и добродетелях.

Аскетическая манера византийской иконописи превращалась под кистью русских художников в портреты, близкие к натуре. Фрески и мозаики Софийского собора Киева воссоздавали эпизоды жизни великокняжеской семьи, напоминали о занятиях и увеселениях простых людей, в том числе и скоморохами. Русские художники в иконописи и фресковой живописи проявляли свою приверженность к человеческому теплу, цельности и простоте. Лики апостолов и святых потеряли свою византийскую суровость - они стали более мягкими, округлыми. Ярославские искусники сделали облик Богородицы теплее, человечнее. Это, прежде всего, Мать-Заступница, несущая людям помощь и сострадание.

Излюбленными сюжетами иконописи были жития Марии и Иоанна Крестителя, события из жизни Христа. В строгих ликах, в их больших и темных глазах ощущаются напряженная внутренняя жизнь, глубокая убежденность в истинности своей веры, готовности во имя ее к любым жертвам. В этой суровой мужественности воплотилась не только церковная мораль, но и крепнущее самосознание народа, его нравственная сила и стойкость перед лицом испытаний.

Презентация учащихся «Живопись».

Повседневная жизнь горожан.

Культура народа неразрывно связана с его бытом , повседневной жизнью, а быт во многом определялся уровнем развития хозяйства страны Киев был большим богатым городом . С крепостных стен города можно было видеть в зеленых кущах белокаменные церкви Печерского и других киевских монастырей. Сияли куполами златоверхие храмы.

Во дворцах, богатых боярских хоромах толпились дружинники, слуги, челяди. Отсюда шло управление княжествами и городами, и селами. В просторных гридницах устраивали пиры. Женщины сидели за столом наравне с мужчинами. Гусляры пели «славу» именитым гостям.

Внизу на берегах Днепра шумел веселый киевский торг, где продавались разнообразные изделия и продукты не только со всей Руси, но и со всего тогдашнего света. По склонам гор к Подолу спускались крепкие деревянные дома и убогие землянки - жилища ремесленников и работных людей.

Своя жизнь, полная трудов и тревог, протекала в селах и деревнях. Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли пряжу, мужчины ремесленничали. Вспоминали минувшие дни, пели песни, слушали сказителей и сказительниц, а с деревянных полатей за взрослыми с любопытством наблюдали маленькие русичи.

Презентация учащихся «Повседневная жизнь горожан».

Зарождение русской цивилизации.

Учащиеся дома предварительно ознакомились с §10 и выписали характерные черты русской цивилизации из раздела «Зарождение русской цивилизации». Отдельные учащиеся зачитывают готовые ответы.

Характерные черты русской цивилизации:

  1. ее феодальный характер;

  2. общинный характер жизни основной массы населения – крестьян, что способствовало выработке в народе черт общинного коллективизма, закреплению общинных традиций;

  3. замедленные по сравнению с Западом темпы развития хозяйства, объясняемые природно-климатическими и географическими условиями, постоянными иноземными вторжениями, многовековой борьбой с нападавшими на русские земли кочевниками;

  4. поздний цивилизационный старт привел к тому, что на сотни лет позднее, чем в Италии, Испании, Англии и Франции появились христианская философия, литература и мораль. Многие века Русь оставалась языческой, а затем страной двоеверия;

  5. племена балтские, угро-финские и др., за счет которых пополнялось население Руси, были более отсталыми , чем русские. Это тоже замедляло общее цивилизационное развитие Руси.

Все эти обстоятельства существенно повлияли на национальный русский характер, особенности поведения и образ жизни русского человека, его упорство в работе, привычку к изнурительному труду, чувство локтя, взаимовыручку, долготерпение и многие другие качества.

Глубина народной культуры позволила Руси пережить тяжелую пору татаро-монгольского ига и сохранить неисчерпаемые силы для преодоления последствий иноземного господства. Народ сберег свою культуру - носительницу передовых идей своего времени и пронес ее сквозь века, повторяя с любовью и уважением: «О, светло-светлая и украсно украшена земля Русьская!»

Ответы на проблемный вопрос: «Актуальны ли идеи древнерусской культуры для наших современников. Какие из них наиболее близки вам?»

  • Искусство и культура, образование воспитывали в людях нравственность и духовность.

  • Впитав и творчески переработав разнообразные художественные влияния, Русь создала систему духовных ценностей, предопределившую развитие искусства в последующие столетия.

  • Идея равноправия Руси с другими народами. Это актуально и для нас, когда Россия снова становится равноправным представителем мирового сообщества.

  • Гордость и широкий общерусский взгляд на события и явления.

  • Осознание единства народа в решении внутренних и внешних вопросов.

  • Владимир Мономах опирался на христианские общечеловеческие ценности. В них он черпал нравственную опору.

  • Вера в добро, наказуемость зла.

  • Умение жить в согласии с природой. Учитывать при строительстве храмов и соборов особенности природного ландшафта. Гармоничное слияние красоты природы с гениальным творением человека.

  • Человечность, теплота в живописи. Ожидание помощи и сострадания в трудные минуты.

  • Отсутствие шовинизма, гуманное отношение к другим народностям.

  • Древнерусская литература заставляла своих читателей и слушателей думать о судьбах русской земли, знать положительных и отрицательных героев родной истории. Чувствовать и укреплять единство всей древней русской народности.

  • Горячая любовь к своей родной земле.

  • Уважительное отношение к труду.

  • Необходимость соблюдать законы и традиции, как государственные, так и семейные.

  • Жить праведно, чтить старших, честно выполнять свой воинский долг.

  • Основные идеи былин и древнерусских летописных повестей – освобождение и защита родной земли. Идея религиозной войны полностью отсутствует в русском эпосе.

Общий вывод по теме.

Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав уже сотни лет назад немеркнущие в веках произведения литературы, живописи, зодчества. Заложил основы русской цивилизации и духовно-нравственных ценностей. Гуманность, патриотичность, сдержанность, строгость, постоянное осознание общенародных задач – таковы черты русской культуры. В культуре как в зеркале отражаются история и творчество каждого народа. Надо уважать и ценить свою культуру. Люди, жившие и творившие культуру в 11-13вв., заслуживают уважения.

Из Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 6 ноября 2008г.: «Прежде всего, надлежит создать гражданина. Наш народ духовно и нравственно богат. Нам есть чем гордиться, есть что любить. Есть что отстаивать и что защищать, есть к чему стремиться» Д.А.Медведев.

Подведение итогов урока, предварительная оценка презентаций.

Домашнее задание: повторить § 3-10 для повторительно-обобщающего урока «Развитие Руси в 9-12вв.».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические материалы Рекомендовано методической комиссией ноц «Институт инноваций в образовании» Председатель методической

    Литература
    Модернизация образования, переход к компетентностному образованию определили широкий и всесторонний интерес к проектированию. Дело в том, что базовая характеристика компетенции связана со способом ее формирования: она формируется
  2. Образование и наука IV материалы IV региональной научно-практической конференции апрель 2010 г. Новоуральск 2010 ббк 74+75 о 23

    Документ
    О – 2359 Образование и наука – IV: Материалы IV региональной научно-практической конференции «Образование и наука», Новоуральск, апрель 2010 г./ Филиал Урал.
  3. М. И. Кузнецова букварь: методический комментарий к урок

    Урок
    Данный методический комментарий поможет организовать работу по учебнику "Букварь" для 1 класса четырёхлетней начальной школы (авторы Журова Л.
  4. Методическая работа (1)

    Документ
    Методическая работа – вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями и воспитателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого
  5. Программа образования

    Программа
    Анализ состояния и прогнозирования тенденций изменений внешней социальной среды опирается на характеристику социума МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5».

Другие похожие документы..