Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
В целях реализации Указа Президента РФ от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности, органов местного самоуправления городских ...полностью>>
'Бизнес-план'
Субъекты бизнеса. Виды предпринимательского бизнеса. Структура производства товаров и услуг. Понятие «товар», виды товаров. Сфера общественного произ...полностью>>
'Диплом'
Міністерство освіти і науки України надсилає для практичного використання завдання для проведення державної підсумкової атестації у 2005/2006 навчаль...полностью>>
'Документ'
думаем, рассуждаем» «Читаем, обсуждаем, творим» «Вам, книголюбы» «Зарубежные писатели – детям» «Юмор в детских книжках» «На каникулы с книжкой» «Вслу...полностью>>

План развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года (I этап)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра энергетики

Российской Федерации

________________ С.И. Кудряшов

«___» __________ 2010 г.

ПЛАН

развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года

(I этап)

  1. Общие положения

    1. Настоящий План разработан в соответствии с:

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;

Энергетической стратегией развития России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 13 ноября 2009 г. № 1715-р;

Стратегией развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 14 марта 2008 г.
№ 119;

Планом мероприятий по развитию химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года, утвержденным приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации
от 14 марта 2008 г. № 119;

проектом Генеральной схемы развития нефтяной отрасли Российской Федерации на период до 2020 года;

проектом Генеральной схемы развития газовой отрасли Российской Федерации на период до 2030 года;

Программой комплексного освоения месторождений углеводородов Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации
от 10 сентября 2010 г. № 441;

сведениями и информацией, предоставленными федеральными органами исполнительной власти, организациями нефте- и газодобывающей, нефте- и газоперерабатывающей, а также нефтехимической промышленности, научными и исследовательскими организациями.

1.2.Основные характеристики развития газо- и нефтехимии и выводы настоящего Плана:

развитие мировой нефтегазохимической отрасли носит цикличный характер и в последние годы характеризуется укрупнением производственных мощностей, смещением крупнотоннажных нефтегазохимических производств в регионы с дешевым сырьем, удобной логистикой и/или динамично растущим спросом, активной ролью государства в развитии отрасли в новых центрах нефтегазохимии;

ключевыми факторами конкурентоспособности нефтегазохимических мощностей в мире являются низкий уровень цен на нефтегазохимическое сырье, удобная и дешевая логистика готовой продукции, а также низкий удельный уровень капитальных затрат при строительстве новых и расширении существующих мощностей;

государственная поддержка в странах с динамично развивающейся нефтегазохимией реализуется по нескольким ключевым направлениям: развитие инфраструктуры в рамках нефтегазохимических кластеров, стимулирование внутреннего спроса и экспорта, участие в модернизации устаревших мощностей, оказание финансовой поддержки для отрасли в целом, а также реализация административных мер по упрощению бюрократических процедур;

в России для успешного развития нефтегазохимической отрасли необходимо решить одну из ключевых структурных проблем – устранить дефицит мощностей для производства мономеров (прежде всего, пиролизов). С одной стороны, в России существует избыток нефтегазохимического сырья, который до 2030 года продолжит расти. С другой стороны, существует потенциал значительного увеличения спроса на нефтегазохимическую продукцию, сырьем для которой служит продукция пиролизов. В то же время пиролизных мощностей явно недостаточно;

по основным крупнотоннажным продуктам нефтегазохимии – пластикам, каучукам, продуктам органического синтеза – у России существуют хорошие перспективы развития производства как за счет увеличения внутреннего потребления путем достижения среднемирового уровня и импортозамещения, так и за счет расширения экспортного потенциала в ключевые для России регионы – Европу и Китай;

российские нефтегазохимические мощности сохраняют конкурентоспособность на существующих производствах, главным образом,
за счет низких затрат на сырье (СУГ и нафта) в связи с сохранением экспортных пошлин. Однако на новых производствах конкурентоспособность резко снижается в связи с высоким удельным уровнем капитальных затрат. Управление величиной капитальных затрат при реализации инвестиционных проектов будет являться одним из ключевых факторов конкурентоспособности отечественной нефтегазохимии;

настоящий План направлен на достижение среднемирового уровня потребления нефтегазохимической продукции с учетом будущего удельного роста ВВП в России, повышение уровня конкурентоспособности российских производств и эффективное использование увеличивающихся объемов сырья. При реализации Плана будет сделан упор на развитие нефтегазохимических кластеров, которые помогут комплексно решить задачи по переработке сырья, развитию производственной базы и эффективного сбыта готовой продукции. В рамках Плана определено 6 ключевых кластеров: Западно-Сибирский, Поволжский, Каспийский, Северо-Западный, Восточно-Сибирский, Дальневосточный;

в случае реализации всех заявленных компаниями проектов будет решена проблема по расширению пиролизных мощностей, большая часть дополнительных объемов сырья будет перенаправлена в нефтегазохимическое производство, экономика и государство получат значительный народнохозяйственный эффект в виде роста ВВП, увеличения налоговых поступлений и создания дополнительных рабочих мест;

реализация указанных проектов позволит повысить уровень и эффективность использования растущих объемов производства легкого углеводородного сырья. К концу прогнозного периода его потребление
для нужд нефтегазохимии увеличится почти в 4 раза от существующего уровня, а доля переработки сырья вырастет до 55% от объемов его производства против 28% в 2010 году;

в перспективе существует ряд специфических рисков в реализации настоящего Плана. В частности, риск несоответствия объемов сырья потребностям нефтегазохимических производств, наличие взаимоисключающих проектов, недостаточный уровень развития внутреннего спроса на нефтегазохимическую продукцию, низкий уровень взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и коммерческими организациями в реализации мероприятий Плана, низкая отдача от инвестиционных проектов, а также техногенные и экологические риски;

одним из условий успешного развития отрасли в рамках Плана является реализация ряда мер государственной поддержки, направленных, прежде всего, на: совершенствование технического регулирования в сфере деятельности нефтегазохимических организаций, изменение стандартов потребления конечной нефтегазохимической продукции, административную поддержку по развитию отрасли, включая создание специальной комиссии при Правительстве Российской Федерации, выполняющей функции «одного окна»1, разработку программ предоставления долгосрочных кредитов под сниженную процентную ставку и предоставления государственных гарантий по привлеченным нефтегазохимическими организациями кредитам, а также реализация ряда других мер.

  1. Общая характеристика нефтегазохимической отрасли в мире

2.1. Место нефтегазохимической отрасли в мировой экономике. Обзор основных мировых тенденций в нефтегазохимии

В Плане развития нефтегазохимии рассматриваются следующие основные продуктовые сегменты: пластмассы, синтетические каучуки, основные продукты органического синтеза.

Производство указанных видов продукции занимает около 1% в мировом ВВП.

Причина активного потребления нефтегазохимических продуктов заключается в их высоких потребительских характеристиках и в широкой сфере применения изделий из них.

Потребителями нефтегазохимических продуктов, являются практически все отрасли промышленности: строительство, машиностроение, энергетика, сельское хозяйство, медицина, электроника, космонавтика, а также торговля и многие другие отрасли. Основными отраслями-потребителями продукции
из нефтегазохимических материалов являются жилищное и промышленное строительство, строительство путей сообщения (в т.ч. автодорожное строительство), автомобилестроение и торговля (производство тары и упаковки) (рис.1).

Рис.1. Основные потребители продукции из нефтегазохимических материалов в мире,
2010 год

ИСТОЧНИК: SRI, Technon

Развитие нефтегазохимической отрасли в настоящее время характеризуется несколькими ярко выраженными тенденциями, приведенными ниже.

а) Смещение крупнотоннажных нефтегазохимических производств
в регионы с дешевым сырьем, удобной логистикой и/или динамично растущим спросом. Так доля пиролизных мощностей, размещенных на Ближнем Востоке (дешевое сырье и удобная логистика) и в странах Северо-Восточной Азии (емкий рынок и активно растущий спрос), увеличилась
с 27 % в 2000 году до 41% в 2010 году. По прогнозам, к 2020 году доля этих регионов в мировых мощностях увеличится и составит 46% (рис.2).

Рис.2. Динамика развития мировых пиролизных мощностей в 2000, 2010 и 2020 гг.,
тыс. тонн этилена

ИСТОЧНИК: SRI, Technon

Таким образом, страны Ближнего Востока, прежде всего – Саудовская Аравия и Иран – становятся лидирующими производителями крупнотоннажной нефтегазохимии и ключевыми конкурентами для производителей из традиционных регионов Европы и Америки. Страны Азии, в свою очередь, становятся как крупными производителями, так и основными рынками сбыта для продукции крупнотоннажной нефтегазохимии.

б) Смещение фокуса традиционных нефтегазохимических регионов – США и Европы – с крупнотоннажной нефтехимии на спецхимию. США и страны Евросоюза диверсифицируют свой портфель инвестиций в сторону высоких технологий глубокой переработки с производством наукоемкой малотоннажной продукции. Это во многом обусловлено наличием развитых уникальных технологий в этих странах и низкой конкурентоспособностью по нефтегазохимическому сырью, особенно по сравнению с Ближним Востоком. Традиционные нефтегазохимические рынки становятся интересны для новых конкурентоспособных производителей крупнотоннажной продукции, способных потеснить местных игроков. Однако потенциал роста спроса на этих рынках незначительный.

в) Укрупнение компаний и создание единичных мегамощностей по выпуску нефтегазохимической продукции. Так, за прошедшие 20 лет сделки по слияниями и поглощениям изменили облик нефтегазохимической отрасли, в частности, появились такие крупные производители полиолефинов, как INEOS, Dow Chemical, Lyondell Basel, Repsol YPF и др. Существенно увеличился размер вводимых единичных мощностей пиролиза: до 1 млн. тонн/год и более против 0,3-0,5 млн. тонн/год по этилену
в 90-х годах. При строительстве и эксплуатации новых мощностей производители в полной мере используют эффект от масштаба производства.

г) Создание современных нефтегазохимических кластеров в новых центрах нефтегазохимии при активной поддержке государства, включающих полную цепочку создания стоимости от переработки нефти и нефтегазохимического сырья до производства конечных продуктов потребления. В качестве примера мировых хабов можно привести нефтегазохимические кластеры на о. Джуронг (Сингапур), а также в городах Эль-Джубаил и Янбу (Саудовская Аравия), Ассалуйэ (Иран) и Джамнагар (Индия).

д) Цикличное развитие нефтегазохимической отрасли, связанное с периодическим перепроизводством/нехваткой базовых нефтегазохимических продуктов, прежде всего – этилена и его производных, а также с ценами
на нефть. Из-за несинхронного развития отдельных регионов в отрасли периодически вводятся крупные мощности, существенно увеличивающие предложение нефтегазохимических продуктов. В результате обостряется конкуренция по затратам, в которой в выгодном положении оказываются наиболее эффективные производители. Так, самым ярким примером стал кризис перепроизводства 2001-2002 гг. Нельзя исключать возможности повторения похожего кризиса в самое ближайшее время (рис.3)

Рис.3. Мировые пиролизные мощности и прогноз динамики их загрузки, млн.т/год, %

ИСТОЧНИК: Technon

2.2. Анализ факторов успеха и конкурентоспособности нефтегазохимии в отдельных регионах мира, в том числе опыт государственной поддержки отрасли

Конкурентоспособность нефтегазохимических производств определяется несколькими ключевыми факторами:

а) Низким уровнем цен на нефтегазохимическое сырье – этан, сжиженные углеводородные газы и нафту.

Низкий уровень цен может быть связан с низкой себестоимостью производства сырья, с прямым государственным регулированием цен,
а также с небольшими логистическими затратами от мест получения сырья до мест его переработки. Наиболее экономически эффективный вариант – получение и переработка нефтегазохимического сырья в рамках одного производственного комплекса. Самый яркий пример дешевого нефтегазохимического сырья – страны Персидского залива, прежде всего – Саудовская Аравия. В этой стране низкий уровень цен обеспечивается всеми 3-мя факторами: низкой себестоимостью, прямым госрегулированием и эффективной логистикой.

б) Удобной логистикой и низкиим затратами на транспортировку готовой продукции от мест производства до рынков потребления.

В соответствии с этим фактором, для повышения конкурентоспособности производства целесообразно размещать либо вблизи самих рынков сбыта, либо создавать эффективные логистические каналы
до этих рынков. Высокой конкурентоспособностью обладают нефтегазохимические производства, расположенные либо в Китае и в непосредственной близости от него, то есть на одном из самых емких и быстро растущих рынков, либо в Персидском заливе, страны которого, кроме сырьевых преимуществ, обладают еще и дешевой логистикой морским транспортом до основных мировых рынков потребления – Европейского Союза и Китая.

в) Низким удельным уровнем капитальных затрат.

В современной нефтегазохимии наиболее конкурентоспособные компании строят новые мощности быстро и с минимальными затратами. Самый низкий уровень капитальных затрат – в Китае. Так средние удельные капитальные затраты на строительство пиролизных мощностей
(долл./ т. этилена) в этой стране в 1,5 раза ниже, чем в Европейском союзе, и до 2,3 раз ниже, чем в России. Кроме того, китайские компании (Sinopec, CNPC) во взаимодействии с иностранными партнерами очень быстро реализуют инвестиционные проекты. Например, в 2005 году Китай имел серьезный дефицит поливинилхлорида (ПВХ), но уже к 2010 году страна стала нетто-экспортером этого продукта, увеличив собственные мощности
по производству ПВХ почти на 70%. В качестве примера, длительность процесса создания интегрированной нефтегазохимической мощности (пиролиз и полиэтилен мощностью 500 тыс. тонн/год.) в Корее и Китае
от момента начала разработки инвестиционной идеи до пуска мощности составляет около 3-4 лет. В России инвестиционные идеи по созданию пиролизов разрабатывались с середины 2000-х гг., однако до настоящего времени ни одной новой пиролизной мощности не было создано.

Необходимо отметить, что низкий уровень капитальных затрат достигается, в том числе, через использование передовых технологий. Передовые технологии помогают также сократить операционные затраты через сокращение норм расхода сырья, материалов и электроэнергии,
а также снизить затраты на природоохранные мероприятия.

Практически во всех новых нефтегазохимических регионах
(в особенности в регионе Персидского залива и в странах Северо- и Юго-Восточной Азии) указанные выше факторы конкурентоспособности создаются при активной поддержке государства, которая реализуется
по пяти основным направлениям:

а) Развитие инфраструктуры и создание выделенных кластеров – уровень поддержки варьируется от софинансирования инфраструктурных проектов до строительства всей необходимой инфраструктуры за счет государства. В качестве примера можно привести искусственный остров Джуронг в Сингапуре – нефтегазохимический кластер мирового масштаба. На этом острове при активном участии государства были построены новые автодороги, создана сеть нефте- и продуктопроводов, введен в эксплуатацию отдельный логистический центр (80 га), адаптированный к потребностям нефтегазохимических предприятий.

б) Развитие внутреннего спроса и стимулирование экспорта. Это направление включает в себя развитие отраслей-потребителей продукции нефтегазохимии, предоставление экспортного финансирования, таможенное регулирование для защиты внутреннего производства и поддержки экспорта. Так, в Китае правительство стимулирует развитие таких отраслей, как текстильная и мебельная промышленность, жилищное и автодорожное строительство, а также автомобильная промышленность, в результате чего за период 1995-2003 гг. потребление химической продукции в денежном выражении увеличилось почти в три раза: с 34 до 87 млрд. долл. США.

в) Модернизация отрасли с помощью государства с закрытием наиболее затратных и технологически отсталых предприятий или их перепрофилирование на выпуск других продуктов. Примером активного участия государства в реструктуризации может служить опыт крупнейшего нефтехимического комплекса Восточной Германии BSL, где с участием государства было закрыто несколько десятков устаревших производств и одновременно построено 15 новых и реконструировано 9 существующих мощностей. При участии государства также был реализован ряд инфраструктурных проектов, таких как строительство трубопровода нафты, пропускной способностью 5 млн. тонн в год, от порта Росток до заводов компании, обновление терминала в Ростоке для быстрой перевалки сырья и готовой продукции, открытие нового технопарка (ValuePark), перерабатывающего продукцию BSL в конечную продукцию. В результате выручка выросла вдвое, возврат на инвестиции составил 12%, производство увеличилось с 0,6 млн. тонн в 1996 г. до 2,6 млн. тонн в 2007 г.

г) Оказание прямой и косвенной финансовой поддержки для отрасли в целом через государственное софинансирование, а также путем предоставления налоговых льгот и/или субсидий. Так, в Саудовской Аравии государство напрямую инвестирует в нефтегазохимическую отрасль через государственную компанию Sabic, а также использует комплекс мер косвенной финансовой поддержки: субсидирование цен на сырье, субсидирование процентной ставки, предоставление льготной аренды. Например, цена этана для нефтегазохимических предприятий Ближнего Востока составляет 37,5 долл. (для сравнения, средняя цена в ЕС 190 долл. за тонну, в Российской Федерации около 300 долларов за тонну).

д) Административные меры, направленные на снижение затрат, связанных с бюрократическими процедурами и соблюдением стандартов и регламентов.

В качестве примеров можно привести центральные контролирующие органы в Сингапуре и Саудовской Аравии, работающие по принципу «одного окна». В Сингапуре создана специальная организация – Совет экономического развития Сингапура – координирующая действия участников, в том числе в нефтегазохимической отрасли. В задачи Совета входит поддержание и развитие статуса Сингапура как одного из ведущих экономических центров мира, создание условий для привлечения местных и зарубежных инвесторов в высокотехнологичные отрасли экономики,
а также тесная координация усилий с другими правительственными организациями, вовлеченными в процесс развития народного хозяйства.

В Саудовской Аравии таким государственным органом является Королевская Комиссия, подотчетная Совету Министров. Ее основной функцией является диверсификация экономики и развитие промышленности в кластерных зонах. При активном участии Комиссии было привлечено
20 млрд. долл. США государственных и около 50 млрд. долл. США частных инвестиций для создания современных нефтегазохимических кластеров
в городах Эль-Джубаил и Янбу.

III. Характеристика российской нефтегазохимии с учетом ситуации на ключевых рынках





Скачать документ

Похожие документы:

  1. Мониторинг ведомственных сми на период с 1 по 15 января 2011 года

    Документ
    Активные действия энергетиков по ликвидации последствий аномальных погодных условий в предновогодние и новогодние дни, позволяют расценивать ситуацию с электроснабжением в центральных регионах России, как вошедшую в нормальный режим.
  2. Мониторинг ведомственных сми на период с 1 по 15 февраля 2011 года

    Документ
    Министерство энергетики Российской Федерации и Международное энергетическое агентство (МЭА) совместно с «Международным центром устойчивого энергетического развития» (МЦУЭР) провели круглый стол, посвященный перспективам долгосрочного
  3. Программа "развитие и размещение производительных сил республики татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года" Основные направления

    Программа
    1. Утвердить прилагаемую Программу развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года.
  4. Российской федерации (52)

    Документ
    Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (далее – прогноз) разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития
  5. Приказ Минпромторга России №1150 «Об утверждении Стратегии развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года» от 9 декабря 2010 г

    Документ
    Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации по пункту 3 протокола заседания Правительственной комиссии по вопросам развития металлургического комплекса от 15 июля 2010 г.

Другие похожие документы..