Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Молодёжь как специфическая социально-демографическая группа общества характеризуется не только возрастными признаками, но и местом, которое она заним...полностью>>
'Документ'
Для вычисления наиболее распространенных элементарных математических функций в языке БЕЙСИК применяют встроенные стандартные функции. Аргумент функции...полностью>>
'Документ'
Экология человека - новое, стремительно развивающееся направление в экологии, точнее: ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА – новая наука. Эта наука порождена жёсткими т...полностью>>
'Конспект'
- Воспитательная: воспитание уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов доступных детям и вызывающих у н...полностью>>

С ярко выраженной субъективной окраской, но трудно передаваемой словами, сопровождающие все чувства, переживания и внешние проявления жизнедеятельности человека

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА

Эмоции – это специфическое психическое состояние (функциональное) с ярко выраженной субъективной окраской, но трудно передаваемой словами, сопровождающие все чувства, переживания и внешние проявления жизнедеятельности человека.

Таким образом эмоции участвуют в восприятии мышления, связаны с памятью, волевыми процессами. Собственно эмоции (высшие) носят отчетливо идеаторный характер (интеллектуальный), т.е. они преломляются через конкретную личность, что придает им индивидуальную неповторимость.

Эмоции отражают переживание человеком его отношения к окружающей действительности и самому себе. А также эмоции отражают удовлетворенность или неудовлетворенность окружающим или собой и дают возможность ощутить происходящие перемены (приспособительный и модулирующий характер).

Эмоции интегративно т.е. суммарно выражают тонус нервно-психических процессов, благодаря которым организм постоянно находится в русле оптимальных жизненных функций

Нервный субстрат эмоций: составляют подкорковые образования, особенно область таламуса и гипоталамуса (Шарко, Монаков, В.М.Бехтерев). Дальнейшими опытами подтверждено также участие в процессе формирования эмоций амигдалярного комп­лекса, гипокамппа, поясной извилины коры, орбитальной коры и других областей головного мозга. "лимбическая система" - промежуточное образование, которое является посредни­ком между гипоталамусом и корой в формировании эмоций. Амигдалярное тело игра­ет роль облегающего или потенцирующего образования, способного снизить или повысить общий тонус эмоционального состояния, независимо от его происхождения или биологических качеств. Область гипоталамуса определяет первичное биологическое качество эмоционального состояния, его внешнее выражение.

Талямическая теория Кеннона-Бэрда (1927) - центральная теория эмоциональных переживаний, согласно которой эмоции формируются на уровне таламокортикальных связей. В дальнейшем эта теория была экспериментально уточнена Гессом, и суб­страт формирования эмоций был перенесен на гипоталамус. В дополнение централь­ной теории эмоций Линдусли связал эмоциональное состояние с возможностью акти­вирующего воздействия со стороны ретикулярной формации.

Лимбическая система - промежуточное звено между древними подкорковыми образо­ваниями и новой корой, "эмоциональный мозг". Эта промежуточная область, получая через ретикулярную формацию и гипоталамус уже обработанные каким-то образом сигналы, формируют самую окраску эмоционального состояния и посылает свои воз­буждения в кору больших полушарий. Здесь эмоции приобретают свою конечную, осознанную форму.

Биологическая теория эмоций (П.К.Анохин, 1949 г.). Построена на основе представ­ления о целостности физиологической архитектуре любого приспособительного акта, каким и являются эмоциональные реакции.

Для многих жизненно важных актов эмоция сложилась в процессе эволюции, как фактор, закрепляющий правильность и полноту совершенного акта, его соответствие исходной потребности. Суть биологической теории состоит в следующем: она утверждает, что положительные эмоциональные состояния типа удовлетворение какой-либо потребности возникает лишь в том слу­чае, если обратная информация от результатов произошедшего действия то этим об­разом отражают все компоненты положительного результата и поэтому точно совпа­дает с аппаратом акцептора действия (центральный специальный аппарат оценки результатов и параметров будущего действия).

"Информационная теория эмоций (П.В.Симонов 1964-72 г.).

Для возникновения эмоции, кроме существования какой-либо потребности, необхо­дима оценка мозгом перспектив удовлетворения этой потребности, сличение ин­формации практически необходимой, с информацией, имеющейся в данный момент у субъекта. Положительные эмоции возникают как результат превышения наличной ин­формации над информацией, прогнозируемой субъектом. В результате дефицита на­личной информации возникают отрицательные эмоции.

Т.о. для возникновения эмо­ции, положительной и отрицательной, требуется рассогласование между прогнози­руемой ситуацией (акцептор действия по П.К.Анохину) и афферентацией, поступив­шей из внешней среды. Если прогностически необходимая информация равна налич­ной, то эмоции не возникают, поведение носит заученный характер.

Существует 2 вида эмоций:

I Первичные – филогенетически более древние, формируются в талямической области. Они характеризуются безотчетностью реакций в форме неясно переживаемого чувства приятного или неприятного.

В норме они лежат в основе самочувствия.

В патологии – проявляются при эндогенных депрессиях с витальным компонентом.

II Корковые, более поздние эмоции, содержат в себе гностические чувства, т.е. высшие чувства с познавательными элементами, возникают в процессе накопления опыта, знаний о предмете.

Внешнее выражение эмоций.

Любой отдельно рассматриваемый компонент эмоционального выражения независим от другого компонента; они являются в некотором роде радиальными проявлениями цен­трального интегрированного (объединенного в единое целое) нервного комплекса.

Т.о. каждый компонент эмоционального выражения является, если даже все другие периферические компоненты будут исключены, вынужденным компонентом системы и неизменно выявляются.

Мимическое выражение: проявляется тонкими, разнообразными, тончайшими реакциями лицевой мускулатуры. Здесь осуществляется связь первичной интеграции эмоций, формирующихся в гипоталамусе, с ядром лицевого нерва (область продол­говатого мозга).

Изменение сердечно-сосудистой функции.

Путь возбуждения от гипоталамуса до периферических органов идет через гипоталамические центры регуляции уровня кровяного давления. Именно этот периферичес­кий общий путь многократно используется для вегетативных выражений эмоциональ­ных состояний.

Положительные эмоции, приводя к повышению кровяного давления по­средствам усиления работы сердца и через сужение сосудов, не дают больше следо­вых реакций и задержки АД на высоком уровне.

Отрицательные эмоции вовлекают сердце и сосуды через те же самые конечные пути, но с большим следовым тонусом, т.е. делаются инертными. Отрицательные эмоции отличаются генерализованностью по нервному субстрату и длительной задержкой метаболических сдвигов на основе гуморальных факторов, сопровождающих отрицательные эмоции. Избыточное выделение в кровь адреналина, норадреналина и АКТГ приводят к устойчивой гипертонии. Адренергический субстрат, как важнейший фактор отрицательных эмоций, оказывает влияние не только на периферические системы, но и на подкорковый аппарат мозга, избирательно создавая очаги торможения в целом ряде функциональных соединений.

Дыхательный компонент эмоций появляется в изменении ритма и глубины дыхания в зависимости от характера эмоционального состояния.

Движение желудка и кишечника.

Длительное эмоциональное состояние, характеризу­ющееся сниженным фоном настроения, может сопровождаться значительным замедлением перистальтики и приводить к запорам. Эмоциональная реакция страха или сильного испуга сопровождается усилением перистальтики (понос, рвота). Излюбленным мес­том периферической разрядки центрального эмоционального возбуждения являются сфинктеры. У некоторых людей длительное эмоциональное напряжение вызывает спаз­мы стенки желудка, что может привести к язвенной болезни желудка и ДПК.

Кроме того, различные эмоциональные состояния вызывают изменение мышечного то­нуса, пиломоторную реакцию ("гусиная кожа"), зрачковые реакции, изменение количества выделяемой слюны и др.

Все эти компоненты формируются как проявление целостного комплекса и не зависят друг от друга ни в степени выявления, ни в количественной окраске.

Вербальная оценка эмоционального состояния.

В обыденной жизни для словесного выражения своего эмоционального состояния люди используют описательные характе­ристики-формулировки, многообразие которых неисчерпаемо.

Вербальная оценка эмо­ций - сложное, многоплановое явление, затрагивающие все компоненты эмоциональ­ного опыта: субъективные ощущения эмоций, тип поведения, формальные характерис­тики, начало и конец эмоций, продолжительность по времени и др. Основываясь прежде всего на личном опыте, вербальная оценка эмоций у каждого человека окра­шена собственным субъективным смыслом и по своему неповторима. Поэтому многие психологи и физиологи предпочитают использовать в качестве объективных крите­риев эмоций вегетативные и электрофизиологические коррелянты, помня старый афо­ризм: "язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли (чувства)".

Модуляционные интонации голоса – тончайший инструмент эмоций (в патологии – монотонный голос)

Алекситимия – состояние, при котором затруднено речевое выражение собственного эмоционального состояния (встречается и в норме).

Признаки:

  • трудность в определении (идентификации) собственных чувств

  • трудность в проведении различия между чувствами и телесными ощущениями

  • уменьшение способности к символизации (бедность фантазии и других проявлений воображения)

  • фокусирование в большей мере на внешних событиях, чем на переживаниях.

Свойства эмоций:

  1. Качество эмоций: проявляется в положительном (то что нравится) и отрицательном (то что не нравится)

  2. Выраженность (количество) - слабые, сильные, «подавленные».

  3. Возбудимость - первичная способность к тонкому дифференцированному реагированию, выражению тонких человеческих чувств.

  4. По длительности: кратковремен­ные, продолжительные, устойчивые

  5. По содержанию: простые (например, боли) и сложные (например, эмоции в связи с нахлынувшими воспоминаниями). Содержание обуславливает 

  6. Направленность: удовлетворение низших или высших эмоций

Низшие чувства (протопатические или таламические по М.И.Аствацурову) сопровождают ощущения, исходящие из внутренних органов (например, чувство голода, вкуса, обоняния, полового возбуждения и др.). На протопатических эмоциях основана инстинктивная жизнь, корни которой уходят в генетическую память.

Сумма ощущений со стороны внутренних органов, которые воспринимаются смутно и суммарно, сопровождается чувственным тоном, которое дает общее чувство физического благосостояния - здоровья - самочувствия.

Архаическое чувство (или прелогическая чувственность) связано функционально с корой лобной области и, очевидно, играет большую роль в формировании условно­рефлекторных эмоций.

Высшие эмоции (эпикритические эмоции по М.И.Аствацурову) филогенетически более молодые, специфически человеческие. Это нравственные, этические, эстетические, интеллектуально-логические чувства.

Интеллектуальное чувство возникает в связи с присущим человеку стремлением к познанию. Интеллектуальное чувство удовлетворяется при благоприятном течении умственных процессов. Если сочетание ассоциативных процессов правильно, то это будет давать особенно приятное ощущение истинности вывода. Оно связано с поня­тием истины и причинной зависимости явлений друг от друга.

Эмоциональное состояние: пребывание в каком либо расположении духа, во многом связанном с сомато-психическим тонусом и имеющим талямическую или протопатические природу. Это есть первичная безотчетная психическая реакция, переживание приятного или неприятного. Это постоянный фон сопутствующий всем жизненным проявлениям человека.

Эмоциональное отношение: субъективная оценка одним человеком, свойств и качеств другого или явления, события и т.д. с выраженной активной реакцией.

Эмоциональная реакция: непосредственный субъективный эмоциональный ответ на какое либо впечатление или воздействие.

Формы эмоциональных проявлений:

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТОН ОЩУЩЕНИЙ – наличие чувственной, эмоционально - окрашенной характеристики любого ощущения (вкус, запах, ощущение цвета, чувство боли и голода и др.). В эмоциональном тоне ощущения приятного и неприятного аккумулированы те свойства вещей, которые непосредственно полезны или вредны для живого организма, для живой системы.

НАСТРОЕНИЕ – более или менее длительное, устойчивое эмоциональное состояние. Настроение "диффузно пронизывает" все остальные переживания, восприятие, мыслительные процессы. Составные части настроения трудно вычленить, оно сравнимо с общей тональностью в музыке или колоритом в живописи, оно "непредметно" и трудно передается в словесном выражении.

ЧУВСТВА – определенное эм. отношение, ограниченное во времени, с интенсивностью переживаний и с конкретной субъективной содержательной оценкой определенного объекта или субъекта.

Чувства являются устойчивым психическими образованьями, они формируются на протяжении всей жизни человека и являются исторически выработанной ступенью отражения объекта в форме переживания. Формы проявления чувств сложны и многообразны и зависят от их содержания и предметной направленности. Чувства всегда заключают в себе эмоцию. Например, чувство гордости, чувство стыда.

Моральные чувства характеризуют субъективную моральную позицию личности - отношение к различным сторонам общественного бытия. Это ценнейшее приобретение социальной эволюции человека и принимает регулирующий характер, побуждая к действию согласно нравственным идеалам и моральным требованиям общества.

Интеллектуальные чувства - познавательные, творческие чувства неполноты, ограниченности наших знаний и связанное с ним чувство любознательности.

Эстетическое чувство возникает при восприятии произведений искусства, красивых или безобразных, явлений природы и общества, при удовлетворении эстетической потребности.

АФФЕКТ - "сильная эмоция" (В.П.Осипов), "кратковременные, обычно внезапно возникающие, но более интенсивные эмоции" (О.В.Кербиков).

Например: чувство печали - аффект отчаяния,

чувство радости - аффект восторга,

чувство недовольства - аффект гнева.

Ф

Патологический аффект

см. в теме СОЗНАНИЕ

изиологический аффект протекает:

  • бурными сомато-вегетативными проявлениями

  • нарушается контроль за поведением

  • аффективная дезорганизация мышления

А

С-3

ффект является адаптивным механизмом, благодаря которому происходит аффект.-эмоциональная разрядка во вне.

Аффекты:

 Стенические (возбуждающие) – радость, восторг, ненависть, гнев и т.д.

 Астенические (подавляющие) – страх, тоска, смущение, растерянность и т.д.

В проявлениях аффекта играет роль сферы:

  • сомато-вегетативная

  • мышления

  • восприятия

  • воли (гипербулия, гипобулия)

• Аффект тоски – замедленное течение мыслей, гипобулия, заторможенные движения; сокращение сосудов  бледность кожи, ощущение холода, сухость во рту, недостаток воздуха, чувство сжатия в груди.

• Аффект восторга – ускореннное течение мыслей, быстрые движения, оживленная мимика, громкий голос; расширение сосудов  покраснение кожи, ощущение тепла, повышенное слюноотделение и т.д.

• Аффект страха – несобранность в мыслях («путаница»), гипобулия, ослабление сфинктеров, «гусиная кожа», спазм гортани, бледность кожи, тахикардия (вплоть до остановки сердца).

• Аффект гнева – беспорядочный ход мыслей, «разнузданные» поступки, нарушение моторики (вплоть до нарушения координации); резкое расширение сосудов  гиперемия кожи, резкая гиперсаливация.

СТРАСТЬ – это длительное, значительно выраженное и напряженное эмоциональное отношение с направленностью чувства на определенный объект или вид деятельности.

по Осипову – это длительно существующее аффективное состояние (аффект принимает «хронический» характер).

Страсть сочетается нарушением мышления (ур. сверхценных идей) и воли (яркая гипербулия – односторонняя направленность влечений).

Эмоции подчиняют себе мышление, критика ослабевает.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-СТРЕССОВОЕ СОСТОЯНИЕ - эм. реакция отражающая отношение человека к действительности в эмоционально напряженных ситуациях.

Проявляется в определенных поведенческих реакциях (очень близко к аффекту).

СОПЕРЕЖИВАНИЕ – это переживание эм. состояния другого человека на основе отождествления с ним.

СОЧУВСТВИЕ – переживание по поводу чувств другого человека

ЭМПАТИЯ – через сопереживание и вчувствование – постижение эмоционального состояния другого человека

(эм. созвучие, резонанс, синтонность).

ПАТОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ

Признаки разграничивающие норму и патологию
  1. Отсутствие внешней причины эмоций или её незначительность.

  2. Большая выраженность эм. реакций и состояний.

  3. Большая стойкость и постоянство проявлений.

  4. Более выраженное включение сомато-вегетативного компонента, вплоть до превалирования их над эм. компонентом.

  5. Патологические эм. состояния, реакции, отношения приводят к нарушению адаптации.

  6. Патологические эмоции обусловлены патологическими, а не психологическими причинами.

  7. Патологическое развитие, закономерности и течение эмоциональных расстройств.

Выделяют 5 основных типов патологического эмоционального реагирования:

I КАТАТИМНЫЙ – проявляется в ситуациях вызывающих эмоциональное напряжение.

II ГОЛОТИМНЫЙ – определяется наличием первично-обусловленного психопатологического состояния с

относительной устойчивостью и периодичностью возникновения.

Пример: в аффективных эндогенных психозах (Shc, МДП): депрессия, маниакальное состояние.

III ПАРАТИМНЫЙ – диссоциация между эмоциональными проявлениями и другими компонентами психической

деятельности (мышление, воля).

IV ЭКСПЛОЗИВНЫЙ – сочетание инертности, тугоподвижности эмоц. проявлений с их взрывчатостью,

импульсивностью на фоне злобно-тоскливого или восторженно-приподнятого настроения.

V ДЕМЕНТНЫЙ – характеризуется расторможенностью низших импульсивных влечений на фоне благодушия,

эйфории или апатии в сочетании с нарастающим слабоумием, интеллектуальным оскудением, гипобулией,

гиподинамией, аспонтанностью и грубым нарушением критичности.

Варианты эмоциональных расстройств

 Количественные

• Изменение возбудимости

  • Повышение (условно продуктивные)

  • Понижение (условно негативные)

• Изменение силы

  • Повышение (продуктивные)

  • Понижение (негативные)

 Качественные

 Нарушение динамики

количественные нарушения эмоций

обусловлены изменением возбудимости душевных чувств и силы (напряженности) эмоц. реакций.

Изменение возбудимости

Повышение (условно продуктивные):

Психическая гиперестезия (часто включается в общий Sd гиперестезии)

Проявляется в чрезвычайно обостренной эмоциональной окраске внешних раздражителей обычной силы.

Болезненная чувствительность, ранимость с психогенным раздражителям обычной жизни.

Такие состояния могут встречаться

при психопатии психастенического и истерического круга,

на начальных этапах развития МДП (маниакальная стадия)

острые интоксикации (алкогольный делирий)

органические заболевания ГМ (ПОSd)

Раздражительная слабость – в её основе лежит эмоциональная (психическая) гиперестезия. Также характеризуется повышенной впечатлительностью и чувствительностью к обычным раздражителям повседневной жизни. Проявляется она в «облегченной реакции» раздражения по незначительному поводу.

Страдают тормозные процессы в ГМ.

Встречается при:

астенических состояниях

начальных стадиях церебрального АТС (псевдоневротическая стадия)

прогрессивном параличе

других органических заболеваниях ГМ

Раздражительность – это раздражительная слабость, которая носит постоянный характер.

Раздражение возникает даже без видимой причины (часть эксплозивного реагирования)

Встречается при эксплозивном варианте ПОSd.

Гневливость – это высшая степень раздражительности и злобности в сочетании с недовольством окружающими, склонностью к агрессивным, разрушительным действиям, также в рамках эксплозивного реагирования.

Встречается при дисфорическом Sd.

Понижение (условно негативные):

ГИПОСТЕЗИЯ (анестезия) – болезненное снижение возбудимости вплоть до бесчувственности, носящее парциальный и часто временный характер.

Парциальность – в рамках кататимии.

Пример: утрата чувства радости от каких либо эмоционально значимых моментов, которые ранее радовали.

Больной может сам чувствовать утрату (тягостное субъективное ощущение).

Встречается при анестетической депрессии

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НИВЕЛИРОВКА (более мягкое явление чем эм. тупость)

Характеризуется выравниванием эмоциональной реакции на объекты, события, ситуации, потребности, виды деятельности различной значимости. Это снижение эмоционального резонанса характерно для начальных Shc.

Также встречается при некоторых груборганических расстройствах (прогрессивный паралич).

Собственно эмоциональная тупость – состояние характеризующееся полной утратой эмоционального резонанса.

Эмоциональная (чувственная) тупость по И.Ф. Случевскому характеризуется одновременной утратой как высших, так и низших чувственных проявлений (тотальный характер).. Ведущим механизмом при этом является нарушение целостности реагирования всей психической сферы и деятельности всего организма. Больные с чувственной тупостью нередко обнаруживают относительную сохранность оборонительных, пищевых и других инстинктивных реакций, протекающих автономно, без эмоционального аккомпанемента.

Так, агрессивные действия больных с чувственной тупостью не служат выражением эмоций (аффекта) ярости, страха. Агрессия эта импульсивна, она возникает без субъективной чувственной мотивации.

«Изъятие эмоционального радикала»  нарушение целостности психической сферы. При этом больные часто обнаруживают почти полную сохранность интеллекта, способны к целенаправленной деятельности, однако дальнейшее приобретение опыта и знаний не происходит (вследствие блокады эм.-волевых процессов).

Варианты эмоциональной тупости по В.И. Кашкарову:

1. Отсутствие эмоциональных реакций в значимых для личности ситуациях (эмоциогенные)

2. Преимущественно наличие чисто вербальных оценок своего эмоционального состояния и отношения к другим субъектам, ситуациям; при этом отсутствуют внешние проявления эмоций. Эмоциональная реакция как бы расщепляется, а остается только вербальная часть. При заострении эмоциогенной ситуации может проявиться более выразительное эмоциональное реагирование, но не адекватное.

3

С-6

. Гипердинамический тип – характеризуется «богатой», обильной мимикой псевдовыразительными словесными реакциями. Внутри – эмоциональная выхолощенность (часто у женщин), социальная опасность – особо тяжелые преступления.

Изменение силы

Повышение (условно продуктивные): патологические аффекты возникают в структуре острых психотических состояний (эпи, инф. психозы) чаще экзогенной природы.

PAT. АФФЕКТ НЕДОУМЕНИЯ И РАСТЕРЯННОСТИ – острое эм. состояние, изменчивое по интенсивности и внешнему выражению, с переживанием острого недоумения и беспомощности. Мучительное непонимание ситуации и своего состояния, которое представляется необычным и сопровождается тревогой, страхом.

Внешнее выражение: застывшее удивление, обескураженность или изменчивость мимики.

Высказывания типа: «со мной что-то происходит, не понимаю, может быть схожу с ума». Характерны паузы, повторение вопроса врача, молчание, не полный контакт с врачом (за счет растерянности).

В речи характерна диссоциация между правильными ответами о прошлой жизни и неуверенными, неопределенными сообщениями о настоящих переживаниях.

PAT. АФФЕКТ ТРЕВОГИ – острое эм. состояние, характеризующееся резко выраженной тревоги + повышением вегетативных нарушений. Сопровождается аффективной дезорганизованностью мышления + двигательное беспокойство, ажитация  тревожный раптус.

Тревога частенько беспредметна.

PAT. АФФЕКТ СТРАХА – острое переживание опасности за свою жизнь, благополучие (может наблюдаться в острых аффективно-бредовых синдромах).

PAT. АФФЕКТ УЖАСА – страх возведенный в высшую степень.

PAT. АФФЕКТ ЯРОСТИ – преимущественно при острых эпил. психозах. Сопровождается ярчайшим возбуждением с резкими действиями, убийствами с особой жесткостью.

PAT. АФФЕКТ ТОСКИ – при тяжелых депрессивных состояниях (меланхолический раптус).

Понижение (условно негативные):

Апатия («побледнение» эмоций) – болезненное равнодушие вследствие слабости эм. реакций, которые вызываются с большим трудом.

В отличии от эм. тупости - при заострении эмоциональной ситуации эмоции вызываются и они по направленности адекватные, но кратковременные и нестойкие. Сочетаются с утратой инициативы (ослаблением) и почти полной бездеятельности.

Апатия + абулия + эм. тупость  Shc.

СУЖЕНИЕ ЭМ. РЕЗОНАНСА – это уменьшение экстенсивности эм. реакций, т.е. сужение их диапазона, что проявляется в уменьшении набора объектов, ситуаций, видов деятельности, потребностей, на которые субъект ранее эмоционально реагировал.

Характерно:

старческие психозы

Shc (в сочетании с эм. нивелировкой)

эпилепсия

Эм. патологическая инверсия – крайняя степень сужения эм. резонанса с направленностью только на удовлетворение утилитарно-гедонистических потребностей.

Характерно:

старческие психозы

в конечной степени Shc дефекта

эпилепсия

паралитическое слабоумие и т.д.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Общество риска и человек: онтологический и ценностный аспекты: [Монография] / Под редакцией д ф. н., проф. В. Б. Устьянцева. Саратов: Саратовский источник, 2006

    Монография
    Общество риска и человек: онтологический и ценностный аспекты: [Монография] / Под редакцией д.ф.н., проф. В.Б. Устьянцева. Саратов: Саратовский источник, 2006.
  2. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения / Редкол.: И. Т. Фролов и др.; Сост. П. С. Гуревич. М.: Политиздат, 1991 с

    Документ
    Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения / Редкол.: И. Т. Фролов и др.; Сост. П. С. Гуревич.
  3. Прикладная юридическая психология

    Документ
    Столяренко Алексей Михайловичдоктор психологических наук, профессор, полковник вн. сл., один из самых известных российских специалистов в области юридической психологии.
  4. Главный редактор Зав психологической редакцией Зам зав психологической редакцией Ведущий редактор Редактор Художник обложки Корректор Верстка ббк 88. 35я7

    Учебное пособие
    Учебное пособие посвящено теоретическим и методологическим вопросам изучения эмоций и чувств человека. Основное внимание в нем уделяется анализу структуры эмоциональной сферы и ее составляющих: эмоционального тона, эмоций, эмоциональных
  5. Психологическая энциклопедия психология человека

    Документ
    Аверин В. А. Часть1: главы 1-11. Дандарова Ж. К. В частях II, IV, V: глава 3; часть III: глава 4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Часть VI: глава 6. Зимняя И.

Другие похожие документы..