Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
На начало нового 2010 – 2011 учебного года система образования Кологривского муниципального района включает 12 образовательных учреждений: из них 3 с...полностью>>
'Документ'
9. Подразделение ООО «Спецморнефтепорт Усть-Луга», ответственное за документ (куратор) – отдел материально-технического снабжения ООО «Спецморнефтепо...полностью>>
'Документ'
Кудрявцев Владимир Товиевич – профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л.С.Вы...полностью>>

Виртуальные основы этики духовного оздоровления

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Бирюкова Элеонора Алексеевна

ВИРТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭТИКИ ДУХОВНОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ

Автореферат диссертации

на соискание ученой степени доктора философских наук

по специальности 09.00.05 - этика

ТУЛА 2008

Диссертация выполнена на кафедре прикладной этики, религиоведения и теологии им. А.С. Хомякова Тульского государственного педагогического университета

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Назаров Владимир Николаевич

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Фетисов Владимир Петрович

доктор философских наук, доцент

Варава Владимир Владимирович

доктор философских наук, профессор

Некрасов Сергей Иванович

Ведущая организация: Московский государственный университет

путей и сообщений

Защита состоится 16 мая 2008 года в 12:00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.270.02 при Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого по адресу: 300026, г. Тула, проспект Ленина, 125, уч. корп. 3, ауд. 96.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого.

Автореферат разослан «15» апреля 2008 года.

Автореферат размещен на сайте:

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат философских наук Михайлюкова Н. Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Синтез философской этики и виртуалистики, реализуемый в ходе анализа систем духовного оздоровления, обусловлен потребностями времени, социума, каждого индивида. Уже сейчас ясно: начало третьего тысячелетия характеризуется повышенным интересом к сложным вопросам развития духовности, формирования мировоззренческой и нравственной зрелости личности. Уместно говорить о высокой степени актуальности диссертационной темы, особенно в связи с вычленением виртуалистики в качестве особой отрасли, включающей в себя надежный инструментарий по расшифровке кодировок скрытых ценностных метаморфоз, в силу чего этика получает очень хороший шанс для демонстрации своего научного потенциала. Опираясь на виртуальные технологии, люди смогут осознанно выстраивать ценностное отношение к миру, осуществляя нравственную самореализацию личности, ее «духовное оздоровление». В теоретическом плане актуальность темы выражается в том, что ее разработка явно содействует модернизации этической сферы философского познания. Сегодня, в целом, востребованы структурные преобразования этики. По мысли А. Хеллер, место традиционного «плотного этоса» должен занять этос «трансфункциональный», включающий в себя, помимо истории и теории нравственных идей, прикладную этику, - в этом с ней соглашаются и другие ученые1. И, хотя, например, Дж. Болджер считает, что прикладная этика - это оксиморон2, и что нельзя переводить этические исследования в прикладную плоскость, т.е. как бы совмещать несовместимое, на самом деле никакой несовместимости здесь нет, ведь каждая наука обычно включает в себя фундаментальные и прикладные компоненты и у этики тоже нужно заполнять данный структуральный объем. В этой связи, отечественные этологи активизируют работу по созданию такой дисциплины как прикладная этика3. Об этом свидетельствует выход в свет учебника В.Н. Назарова по прикладной этике, который является пока еще одним из немногих опытов, достигающих такого уровня, чтобы называться «философской рецепцией» обозначенной проблематики4. Одновременно ряд гуманитариев занимается исследованием отдельных сторон прикладной этики, формирующихся на базе различных сфер индивидуальной и социальной инициативности людей5. Возвращаясь к нашей теме, сразу заметим, что союз этики с виртуалистикой открывает шлюзы для интереснейших прикладных изысканий, касающихся этических контекстов эзотерики, психологии, педагогики, экологического просвещения и т.п., на что мы указываем в своих публикациях6.

Помимо теоретического, актуальность данной диссертационной темы в социальном плане определяется стремлением общества получить такие научные концепции, которые прямо содействовали бы гармоничному встраиванию этической сферы в наличную жизненную ситуацию. Ведь часто этика воспринимается как нечто абстрактное, не имеющее прямого отношения к жизненной повседневности, постоянно активизирующей для своей реализации, имеющиеся органические анклавы, в том числе виртуальные самообразы. Этика позволяет сделать более прозрачным нравственный выбор, влекущий за собой как личные, так и социальные последствия. Виртуальный подход проявляет структуру нравственного обмена между обществом и личностью, в которой роль опосредствующего звена возлагается на ключевые эпохальные ценности, приводящие в действие общий механизм оформления гражданской субъектности7. Сегодня центрами этического притяжения могут стать Духовность – Толерантность - Патриотизм8.

Наконец, нельзя не указать на актуальность темы нашей диссертации в образовательно-воспитательном плане, с учетом интенсивного обсуждения в педагогической среде инновационных способов воспитания личности с высокоморальной жизненной позицией9. В этом контексте духовно оздоровляющая виртуалистика компонует контраргументационную базу в поддержку трансформации таких черт характера молодых людей, которые выдают его незрелость. Она активно способствует развенчанию силовых, бескомпромиссных вариантов решения жизненных задач, особенно в тех случаях, когда не исчерпаны гуманные средства воздействия на ситуацию10. К примеру, четкое уяснение, открытого еще древними мудрецами принципа «бумеранга поступка», на основе сценирования его виртуальных хронотопов, явно способствует процессу сублимации излишков бурлящей у молодежи энергии в творческие, полезные виды деятельности.

Степень разработанности проблемы. Проблемы, рассмотренные в данном диссертационном исследовании, относятся к малоизученному направлению развития этики, что объясняется сравнительно недавним возникновением идей, связанных с виртуальной реальностью. С конца 80-х годов ХХ века ими начинает заниматься ученый-компьютерщик Ж. Ланье11, а с 90-х годов они проникают в Россию, где находят благоприятные условия для дальнейшего развития. В 1994 году публикуется исследование Н.А.Носова «Психологические виртуальные реальности»; в 1997 году - статья С.С. Хоружего «Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности» в журнале «Вопросы философии», монография Л.А. Микешиной и М.Ю. Опенкова «Новые образы познания и реальности»; в этом же году М.Ю. Опенков успешно защищает докторскую диссертацию по философии виртуального - «Виртуальная реальность: онто-диалогический подход». Казалось бы, следует сделать еще только один теоретический шаг, и появятся этико-виртуальные обобщения.

Однако до сих пор данный шаг остается не пройденным, в силу того, что Н.А. Носов и его единомышленники четко ограничивают предмет виртуальной психологии нравственно индифферентными бессознательными виртуалами12; С.С. Хоружий и ученые, поддерживающие его, принимают за виртуальное некоторую потенциальность, никогда не выходящую на уровень моральной проявленности13; Л.А. Микешина и М.Ю. Опенков все свое внимание концентрируют только на онто-когнитивных аспектах виртуальной реальности, а ее этические свойства выпадают из сферы их интересов14. Все остальные авторы, имеющие труды по виртуальной проблематике, так или иначе, примыкают к одному из обозначенных направлений, поэтому тема нашей диссертации остается фактически не разработанной.

Вместе с тем, проводя самостоятельную концептуальную линию, мы, безусловно, опираемся на широкий круг литературных источников. Нами проанализированы философские, мифологические, художественные произведения древнеиндийской, древнегреческой, стоической, христианской философии, с целью лингвистического анализа понятия виртуального. В ряде трудов духовных подвижников и мудрецов, находим данные о первоначальных сочленениях этического и виртуального. В упанишадах йоги и тантры обнаруживаем глаголы с корневой вставкой vrtti, выражающих попытку понять сущность психо-виртуального и указывающих на выход сознания в беспредельное. Аристотель рассматривает категорию «ethos», как понятие, концентрирующее в себе нравственные качества человека. В то же самое время имеет место использование категории «virtus» в значении добродетельности, отождествляемое с категорией «ethos», что находит свое проявление в стоической философии Древнего Рима и, особенно, у Цицерона в его системе духовного оздоровления15.

В произведениях богословов Ф. Аквинского, Н. Кузанского также используется категория виртуального, хотя и независимо от этического, которая примыкает к характеристикам христианского абсолюта. После разъединения этического содержания и виртуса, виртуальное не остается в стороне от идейно-теоретических исканий средневековых схоластов. Наоборот, его исходный контекстный потенциал, указывающий на возможность скрытого трансформирующего воздействия на основе перераспределения духовной энергии, активно используется для обоснования постулатов креационизма. Поэтому здесь виртуальное выполняет роль Божественного промысла, причины причин, нулевой фазы в развитии всех вещей. Однако, несмотря на разделение категорий, прежняя связь между ними подспудно сохраняется, ведь этос - это Бог, Добро, а виртус - сила Бога, акт Его творческого воления16.

В современных исследованиях рассматриваются трактовки этической жизни как таковой, чтобы затем проретушировать ее параметры в виртуальных условиях реализации. Э. Гуссерль представляет понимание этической жизни, как «изначальной и затем вновь подлежащей активации воли к обновлению» - в нем привлекает факт беспредельности личностного саморазвития17. Вместе с тем, у И.И. Гарина, Д. фон Гильдебранда и Д.В. Никулина обнаруживаем выявление в истории этики тенденции к расширению горизонтов волюнтарности18, отчего становится понятным интерес к союзу этики и виртуалистики: теперь у людей имеется достаточно духовной свободы, чтобы осознанно строить нравственно ориентированные виртуальные миры. М.С. Каган фундирует понятие «субъект - субъектное общение», обозначая им контакт со своим внутренним «я», сближаясь при этом с психоаналитическими редукциями Э. Фромма и Ю.А. Шрейдера. Их интенции помогают провести аккредитацию блока феноменов духовного оздоровления19. В.Н. Назаровым рассматривается совокупность этических учений, в русле их тяготения к мудрости, а Н.С. Розовым выстраивается этическая цепочка исторического опыта, в силу чего, мы получаем большой идейный и фактуальный задел для анализа систем духовного оздоровления20.

Положение А.А. Гусейнова о социальной природе нравственности, во многом поддерживаемое также Г.В. Кузнецовой, Л.В. Максимовым, Г.Г. Матюшиным, важно для понимания того нюанса, что, хотя само духовное оздоровление протекает во внутреннем ареале, импульс к его началу поступает, как правило, извне, из очага общественного конфликта, сущность которого подробно раскрывается А.К. Зайцевым21. Ряд нужных идей находим у Г. Гофманна, у которого имеется весьма сходное с нашей позицией мнение в отношении Справедливости, как ключевой нормативной категории22. Данные редукции позволяют рассмотреть сходные позиции Дж. Ролза и А.В. Разина о том, что моральное сознание начинается с работы по символизации не Добра, а Справедливости из-за воплощенности в ней столь важного для людей идеала честности, что помогает уяснить целостную картину генезиса духовного оздоровления23. Без сомнения, подобные умозаключения, как этих, так и иных привлекаемых авторов, стимулируют развитие диссертационного дискурса.

Анализ литературы, посвященной исследованию проблемы виртуальной реальности, указал на расширение в ней исследовательского ракурса. Так в сборнике «Виртуальные реальности в психологии и психопрактике», одном из первых в этом ряду, обсуждаются, в основном, узкопрофессиональные приемы работы с психо-виртуалами; в изданном в следующем году - «Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития» - включаются в обзор не только психические, но и компьютерные виртуальные образования; затем, в вышедшем чуть позже, - «Виртуальные реальности и современный мир» появляются рассуждения о параметрах виртуальной культуры и виртуальной жизни; а в еще позднее изданных сборниках «Виртуальные реальности» и особенно, «Виртуалистика: Экзистенциальные и эпистемиологические аспекты» научная полифония в осмыслении виртуального закрепляется, формируя все новые контексты24. Ведущими специалистами в них выступают: И.А. Акчурин, С.А. Борчиков, В.П. Визгин, Л.П. Гримак, И.Г. Корсунцев, И.А. Латыпов, Ю.Л. Неделин, Л.А. Шелепин, Р.Г. Яновский и др.

Конечно, нам интересны такие описания виртуального, которые можно использовать при объемной характеристике духовного оздоровления. Таковые обнаруживаются, к примеру, в публикациях О.С. Анисимова, рассматривающего виртуалы как некий частный вид ментального творчества25; О.И. Генисаретского, увязывающего подвижки виртуального переживания с событийными компонентами перфективного праксиса26; А.Д. Королева, рисующего картину латентного влияния на сознание фрагментов виртуального бытия27; Л.А. Микешиной и М.Ю. Опенкова, помещающих все фактуалы виртуализации внутрь диалоговых взаимодействий28; В.М. Розина, приводящего примеры виртуального подвижничества «гениев эзотеризма»29.

Между тем, активно ратуя за создание этоc-виртуального альянса, мы учитываем, что для него, все же, подойдет вовсе не любая интерпретация виртуальной реальности, а только та, которая выражает базовые установки виртуалистики по данному вопросу.

Такой выбор далеко не случаен, ведь виртуалистика - это не отдельная идея или теория, а междисциплинарный научный подход, сила проникновения которого заключается в философском полионтизме и психотерапевтической аретее. Скоррелировав его с этикой, можно заниматься не только описанием внешних свойств, но и раскрывать внутреннюю суть виртуального опыта духовного подвижничества, заодно избавляясь от склонности к мистической его трактовке 30.

Однако пока что подобный аргументационный арсенал используют лишь немногие – это, прежде всего, основатель российской виртуалистики Н.А. Носов и те, которые разделяют его взгляды – В.Ф. Жданов, Т. В. Носова, Г.П. и Н.А. Юрьевы, Ю.Т. Яценко и др. Познакомившись с трудами Н.А. Носова и, безусловно, с его самой главной книгой, вышедшей под названием «Виртуальная психология»31, мы приходим к тому твердому убеждению, что сделанные им открытия нуждаются в более широком внедрении, и поэтому продвигаем их в еще не охваченную виртуалистикой этическую сферу.

Существенную роль в реализации диссертационного замысла играют те издания, которые помогают во всей полноте представить этический смысл и особую виртуальную аранжировку систем духовного оздоровления. Чтобы в адекватном виде продемонстрировать как типичное, так и специфическое в их конкретном функционировании, выбираются из общего множества четыре образца – две архаических, а также христианская и теософская системы, на примере которых отчетливо просматривается генеральная логика этического генезиса виртуальной образности в духовном оздоровлении.

Говоря об архаике, следует отметить публикации: И.У. Ачильдиева, Дейла М. Брауна, Е. Вайта, Ч. Кули, А.Р. Рэдклифа-Брауна, В.Д. Хамбли, приводящих интересные сведения из жизни примитивного общества32; А.М. Буровского, М.Л. Бутовской, Е.К. Кадиевой, К. Лоренца, выдвигающих свои оригинальные гипотезы о границах агрессии и примирения у диких племен33; В.Н. Кирсанова, Д. Ламберта и К. Юнга, выявляющих сугубо эмоциональный источник активирования у архантропов первых символов нравственности и виртуальных переживаний34; К. Белла, Н.С. Бледновой, Л.Б. Вишняцкого, Р. Кайуа, М. Клакмана, В.Н. Нечипуренко, Е.Н. Панова, А.Я. Шера, находящих доказательства в пользу непростых отношений пралюдей с представителями анимического виртуалитета35; Э.У. Баджа, В. Руднева, Ю.И. Семенова, Ю.М. Сердюкова, Дж. Дж. Фрезера, В.Д. Шинкаренко, описывающих магические приемы аборигенов, обычно применяемые против виртуальных духов36; Р.Г. Апресяна, Э. Тейлора и З. Фрейда, определяющих значимость табу и талиона для развития морального сознания 37; Т.И. Алексеевой, Ф. Боаса, С. Лангер, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Строса, называющих смутность главным качеством неразвитого мышления дикарей и подтверждающих наш тезис о том, что первые виртуализации выходят из консуетального режима и др.38.

Относительно христианской этики духовного оздоровления, заметим, что тщательно рассмотреть ее в виртуальном контексте удается благодаря произведениям ряда светских авторов, занимающихся общетеоретическими проблемами религиоведения39. Но, безусловно, важнейшую роль играют и теологические труды выдающихся представителей христианской догматики, так например, Блаженного Августина, преподобного Никодима Святогорца, протоиерея Григория Флоровского, Святителя Луки, Святителя Феофана Затворника и многих др. Анализ их трудов позволяет нам прийти к заключению о том, что по всем своим нравственно-виртуальным качествам, выражающим, с одной стороны, требовательные, как и однозначно установленные, а с другой, добросердечные и доверительные условия взаимодействия человека и Бога, окрашивающие в радостные тона данное дуальное общение - это наиболее оптимистичная из такого рода систем.

Та часть диссертации, в которой основным демонстрантом духовно-оздоровляющей специфики служит теософский вариант, создается на основе положений, изложенных в книгах Е.П. Блаватской и А. Безант40. Также, в широком формате задействуются сведения, добытые из ряда воспоминаний о Е.П. Блаватской ближайших ее родственников и членов теософского общества: у С. Кренстон находим дополнительные данные о том, каким образом Е.П. Блаватская оказалась вовлеченной в теософскую деятельность; у Г. Мерфи важным для нас оказываются рассуждения о том, почему именно Е.П. Блаватской махатмы оказывали постоянное внимание, и какие способы передачи ей информации они избирали; у А.Р. Синетт имеется рассмотрение вопроса о том, какими принципами руководствовалась Е.П. Блаватская, выбирая из множества знакомых людей учеников и соратников; у Е. Хольт привлекают внимание отдельные упоминания о методах работы Е.П. Блаватской со своим сознанием при переводе его в трансовое состояние41. Из этих фрагментов у нас складывается единый системный блок, выражающий существенную базальность, наполняющую смысловую канву духовно оздоровляющей теософской программы.

Объект исследования: этическая составляющая виртуалистики как проявление духовности.

Предмет исследования: духовное оздоровление, реализуемое на основе виртуального взаимодействия с этикой.

Цель диссертационного исследования: целостный этико-философский анализ соотношения этики и виртуалистики как основы духовно оздоровляющей деятельности.

Задачи исследования, решение которых обеспечивает достижение поставленной цели:

- приведение в надлежащее соответствие с потребностями дискурса категориального аппарата: дефинирование ведущей понятийной экспликации «духовность» - «нравственность» - «виртуальность», с учетом присутствия обозначаемых ими феноменов в природном естестве человеческого бытия;

- коррелятивное квалифицирование духовности в качестве единого генетического корня нравственного и виртуального как от нее производных и находящихся в ее ареале:

- раскрытие ведущей динамики усложнения виртуальных активаций от бессознательных уровней к предсознательным и далее уже к полностью осознаваемым, нравственно ориентированным формам осуществления;

- выявление стандартов действия единого механизма виртуализации нравственного состояния в волновом нарастании психического напряжения переходящего незаметно в транс;

- обоснование фактуальности существования нравственности в виде ступенчатой вертикали с полярными ценностными значениями;

- ретуширование, возникающих в волюнтарном отделе духовности, виртуальных ситуаций с этической редукцией, направляющих жизненную энергию или в сторону самосовершенствования, прогресса личности, т.е. духовного оздоровления, или ее саморазрушения, деградации, т.е. духовного болезнетворения;

- установление в целом типичных хронотопных и психофизических показателей перевода морального сознания в виртуал для реализации плана духовного оздоровления;

- ранжирование специфических сочленений, возникающих между этической семантикой и ее виртуальным оформлением в системах духовно оздоровляющей направленности.

Методологическая и теоретическая база работы адекватна цели, задачам и общей линии исследований. Внедрение в сферу этики виртуальных ингредиентов требует новых подходов, главным принципом здесь становится полионтизм, предложенный Н.А. Носовым для рассмотрения виртуальных психофеноменов42. Он позволяет преодолеть бинаризм как методологию оппозиций, противопоставлений и перейти к конкретному операционализму интерференций, заключающих в себе возможности междисциплинарного сотрудничества. Однако же и полионтизм, взятый сам по себе, по нашему убеждению, недостаточно функционален, поэтому мы сразу дополняем его оптимизирующей анализ синергийной субстанциональностью43. Данный подход позволяет определить место осознаваемых нравственных виртуальных реальностей в совокупности с духовными рядами.

В методологический арсенал входят: теория отражения, дающая ключи к пониманию виртуальных активаций через интерпретацию категории «отражение отражения»; кроме того, принципы: а) атрибутивности - используемого при ранжировании категорий из экспликации духовность-нравственность-виртуальность; б) компаративности - применяемого для сопоставления виртуальных композиций в духовно оздоровляющих системах Востока и Запада; в) единства исторического и логического - задействуемого в анализе развития сознания от донравственных состояний к преднравственным, и, далее, к нравственно ориентированным формам осуществления (данная логическая схема укладывается в исторические рамки архаического периода); г) абстрактного и конкретного - помогающего реконструировать связи между духовно оздоровляющей деятельностью, ее виртуальной аранжировкой и исследовать в русле детального рассмотрения в тех или иных системах (Цицерона, христианских мыслителей, Е.П. Блаватской, А. Безант); диалектики и триалектики - при исследовании семантических метаморфоз, возникающих во взаимодействиях понятий, выражающих смысловую канву этического и виртуального.

Новизна диссертационного исследования заключена в целостном этико-философском анализе проблемы виртуальности и человеческого этоса, на основе чего рассматривается идея духовного оздоровления как проявления морального самосовершенствования человека в современных условиях.

При осуществлении анализа конституируется тезис о духовности как атрибуте живой природы и нравственности как атрибуте человеческой природы, причем весьма важной оказывается их способность иметь поливалентные значения оздоровляющего, нейтрального или болезнетворного порядка; выводятся предпосылки развертывания внутри духовных структур этико-виртуальных активаций, фонирующих нравственную работу сознания в период духовно оздоровляющих мероприятий; уточняется содержательная сторона, функциональность виртуальной феномики и доказывается ее принадлежность к резервному фонду организма, расходуемому в условиях морально – эмоциональных кризисов, приводящих в итоге к пересмотру ценностных приоритетов; формулируются законы виртуальной деятельности, под названиями «пульсар», «слоеный пирог», «темпоральное смещение»; предпринимается объединение разрозненных подходов в синергетическом полионтизме, который становится средством расшифровки процессов выстраивания разветвленных виртуальных структур; проводится акцентация волюнтарных виртуализаций, напрямую связанных именно с нравственным сознанием и позволяющих проследить отражательную цепочку этической символизации; компонуется взгляд на жизнь в виртуальной реальности как на такой вид личностной самореализации, который стимулирует проявление большей свободы морального духа и творческого новаторства.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что представленная в ней этико-виртуальная парадигма духовного оздоровления позволяет элиминировать «белые пятна», имеющиеся сейчас в трактовке внутренних идеальных состояний человека, форм и методов его нравственной трансформации. Информационный ресурс, заложенный здесь, может быть использован в процессе чтения учебных курсов по философии, культурологии, этике, экологии, ритуалистике, психологии, религиоведению, а также междисциплинарных спецкурсов, таких как «Философия моральной полионтики», «Этика виртуальной деятельности», «Виртуальные факторы нравственной психологии», «Виртуальные образы ценностей религиозного аскетизма», «Важные современные проблемы экологического просвещения». Интерферентные выводы и рекомендации, содержащиеся в исследовании, имеют все основания быть задействованными при подготовке философов, историков, психологов, педагогов, специалистов по религии и акмеологии в высших учебных заведениях, при повышении квалификации гуманитариями в системе послевузовского образования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «духовно-нравственный путь развития россии»

    Документ
    Русский экономический вестник: научно-публицистический журнал. Тематический вып. №8 / Материалы VII Международных Ильинских научно-богословских чтений «Духовно-нравственный путь развития России» (27-28 апреля 2009 г.
  2. Духовно-нравственные основы патриотического воспитания

    Документ
    Лушников В.И. – к.п.н., заведующий кафедрой педагогики и коррекционной работы ГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
  3. Вохминцева Светлана Михайловна) «Основа личности это ее развитие» (Рейнгард Галина Дмитриевна) «Педагогические методы духовно-нравственного воспитания учащихся на урок

    Урок
    «Роль сказочного текста в формировании и развитии духовно-нравственных основ личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период дошкольного возраста» (Фрисс Наталья Владиславовна)
  4. В. С. Безрукова Основы духовной культуры

    Документ
    О замысле. Этот словарь, без преувеличения, делало время. Для него нужны были свобода и переустройство собственного миропонимания. И то, и другое происходило в десять последних нелегких лет, на подходе к новому тысячелетию.
  5. Пояснительная записка 3 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 6

    Пояснительная записка
    1.3. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования….8

Другие похожие документы..