Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Л 81/ М 382 Машины и оборудование для переработки сельскохозяйственной продукции, выпускаемые в регионах России : каталог. Дополнение. – М., 2002. – 1...полностью>>
'Урок'
И мы побываем в мире сказок тема нашего урока «В мире сказок Сказочные птицы» Ребята вы много слышали сказочных историй, герои которых мечтали встрет...полностью>>
'Документ'
Задачи: раскрытие и познание судьбы удивительного поэта-земляка С.С. Милосердова, обогащение знаний учащихся о богатстве мира идей и образов в лирике...полностью>>
'Документ'
Во исполнение п. 3 решения Совета депутатов города Мурманска от 03.10.2007 № 40-488 «Об утверждении Положения о порядке обращения с отходами производ...полностью>>

И. В. Фотиева Час предрассветный

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Очень и очень долго создается прямая связь ученика с Иерархией, — десятками и сотнями жизней сознательного, самоотверженного труда и подвига. Е.И. Рерих писала, что принятых учеников у каждого Учителя меньше, чем пальцев на одной руке. И наивно называть себя не только учеником, но даже последователем, если ты только что взял в руки книги, и они тебя привлекли и заинтересовали; даже если ты сразу же почувствовал созвучие их с твоей душой. Очень долго путь идет «по земле», а поэтому рекомендации для неофитов те же самые, что для всех людей — потому что они практически ничем еще и не отличаются, и еще много жизней не будут отличаться («сознание растет медленнее волоса»).

И поэтому всегда дается совет: для постепенного осознавания Иерархии пытайтесь представить какую-то высокую историческую личность, которая для вас наиболее близка, о которой вы читали и размышляли. И пробуйте как бы настраивать душу на эту высоту. Можно даже вести с ней мысленные беседы, причем, это не просто прием: тут происходит совершенно реальная связь с этой личностью и реальная помощь, хоть и не на уровне ученика. Ведь все мы и всегда находимся в Луче Высшей поддержки, Любви и помощи. И только от нас, от нашего внутреннего настроя зависит — принять ее или отвергнуть. Кстати, вот тут мы имеем полную возможность «любви-взятия» (помните, ваши вопросы, что естественно не только давать любовь, но и получать). Только мы не пользуемся ею, так как нечутки и замкнуты в своей скорлупке-эго. Елена Ивановна говорит о том, что особенно в трудной ситуации надо вспоминать о великих людях, об их сложном, часто трагическом жизненном пути, их стойкости, мужестве и ясном понимании высшей цели. И вспоминая, попытаться настроиться на них, почувствовать их любовь и поддержку — абсолютно реальную!

Собеседник. Это опять аналогия с солнечным светом, который светит всегда, но человек может или выйти на солнце, или, наоборот, закрыться от него и мерзнуть.

Автор. Совершенно точная аналогия. И добавьте, что солнце светит всем (это надо помнить, чтобы исключить все фантастические и тщеславные мысли об «избранничестве»), но согревает только тех, кто не закрылся от его тепла, вышел к нему.

Собеседник. Но в этом есть и минус: ведь хочется, чтобы любили лично тебя.

Автор. А разве на земле любовь матери к одному ребенку мешает ее любви к другому?

Собеседник. Но мать-то каждого ребенка воспринимает индивидуально, отдельно.

Автор. И нас Учителя воспринимают отдельно, и любят не абстрактную «человеческую массу», а вас, меня, Ивана, Джона и пр., — именно как мать или отец своих детей! — страдают от наших ошибок и тем более падений, радуются духовному росту. Об этом много написано.

Собеседник. Но все-таки ощутить любовь можно только от человека, которого ты видишь, чувствуешь... И потом, так можно стать равнодушным к своим близким, купаясь в этой высшей любви.

Автор. Мы не чувствуем их только потому, что не развили в себе это тонкое восприятие. А стать равнодушным к близким при этом невозможно: вы тут же перестанете чувствовать и Высшую любовь — ведь вы ее можете ощутить только собственным любящим сердцем. Холодный и равнодушный человек никогда не почувствует и Высшей Любви. А вот если у человека хватит душевной тонкости и теплоты, чтобы зримо представить себе красоту, величие и бесконечную Любовь Высших личностей, то он начнет чувствовать их реальность, и в его сердце возникнет отклик благодарности и любви к Ним. И это как бы пробьет скорлупу его «эго», и он начнет ощущать всегда направленную к нему Высшую Любовь. Истинная Любовь растет как пламя, охватывающее все более широкие пространства; она всегда соединяет — не двоих или троих, а всех. И чем более вы ощущаете Высшую Любовь, тем правильнее воспринимаете и любовь своих близких. Вы тогда становитесь благодарны за то, что они могут вам дать, и не требуете капризно и настойчиво той безграничной любви, на которую ни они, ни вы пока не способны. Но в то же время, видите, что когда-нибудь и вы, вместе с ними, достигнете того идеала единения и близости, который вы чувствуете в Любви Высших Личностей.

Собеседник. То есть, если я верно понял, вы хотите сказать, что божественная любовь, согревая нас, как солнце, помогает и спокойно относиться к недостатку любви ближних?

Автор. Именно так, и еще раз добавлю — помогает увидеть, что вы от окружающих людей получаете, в целом, столько же, сколько способны им дать сами — или сколько заслужили. И одновременно — видеть, что, несмотря ни на что, вы все вместе восходите к божественной любви.

И еще я хотела отметить один момент. Надо представить себе, что, мужественно и сознательно справляясь с проблемой или даже с горем, вы не только сами растете, но и включаетесь в эту незримую духовную цепь, помогаете миру.

Собеседник. Ну, а в чем здесь помощь миру?

Автор. В том, что любое действие человека (мы с вами об этом говорили) творит добро или порождает зло. Стойкость и мужественность в испытаниях важны не только для вас. Не забудьте, что любой человек излучает в мир психическую энергию, окрашенную его состоянием. Вы либо крепите пространство вокруг себя, — именно строите, гармонизируете окружающую вас частичку Вселенной, — либо разрушаете; третьего не дано. Более того, эти токи воздействуют и на других людей, причем, независимо от расстояния. Вы, сами того не зная, либо кому-то помогли, укрепили его дух, — либо подорвали чье-то и без того нестойкое состояние, возможно, даже толкнули его на непоправимый поступок. Поэтому в «Живой Этике» постоянно говорится об ответственности не только за поступки, но мысли и чувства. Без всякого преувеличения — каждый раз проявляя мужество, доброту, самоотверженность, вы участвуете в великой мировой работе Иерархии. И наоборот.

Собеседник. Но такая мысль может заставить и возгордиться.

Автор. Исказить непониманием можно любую мысль. Хотя, конечно, для многих это проблема — почувствовать разницу между естественной радостью от сознания, что ты смог участвовать в общем деле, — и тщеславным удовольствием, что ты якобы чем-то выделен среди остальных, «приближен». Наверное, если человек склонен к такому наивному тщеславию, надо ему понять и чаще осмысливать, что сама тщеславная мысль — даже подсознательный ее оттенок! — уже перечеркивает многое. И что ни о каком «избранничестве», как я сказала, не идет и речи. Можно ли считать «избранным» человека, который, увидев напряженный труд других, подошел и стал им помогать, в то время как другой прошел мимо? Кто здесь кого «избрал»? Мы уже говорили, что чем личность выше, тем она более отрешена от себя, тем менее думает о себе в противопоставлении другим.

Ну и, конечно, самое трудное понять, что мы не можем сказать, кто из нас больше делает для мира (не говоря, конечно, о действительно великих людях). У К.С. Льюиса есть еще одно прекрасное полухудожественное произведение «Расторжение брака», где он попробовал описать сущность райского, божественного бытия и сознания. Помимо отдельных философских моментов, с которыми можно поспорить, там есть некоторые блестящие нравственные и психологические наблюдения.

«... К нам приближалось шествие, и на листьях отражались не отсветы воды, а его сверкание.

Впереди шли сияющие духи — не духи людей, а какие-то иные. Они разбрасывали цветы, и те падали легко и беззвучно ... Потом шли музыканты, а за ними та, кого они чествовали.

— Это... это... — начал я, но учитель не дал мне спросить.

— Нет, — сказал он, — об этой женщине ты никогда не слышал. На Земле ее звали Сарой Смит, и жила она в Голдерс-Грин.

— Она... ну, очень много у тут вас значит?

— Да. Она — из великих. Наша слава ничем не связана с земной.

—... Как много у нее детей...

—Каждый мальчик и даже взрослый мужчина становился ей сыном. Каждая девочка становилась ей дочерью»1.

Чем чаще мы об этом думаем, тем более ясно понимаем и принцип Иерархии, и истинное смирение. Надо помнить, что и среди нас, обычных людей, достаточно тех, кто, даже не зная об этом, уже является звеном в этой цепи, — это все, кто вышел за узкие рамки личного существования и самоотверженно защищает добро и справедливость там, где его поставила судьба.

Собеседник. Ну а когда, все-таки, последователь начинает устанавливать более тесную и личную связь с Учителем?

Автор. Это происходит только по мере общего внутреннего роста. Кстати, первым показателем неготовности будет как раз торопливость, нетерпение в желании «обрести своего учителя». Полезно спросить себя: а на каком, собственно, основании я претендую на то, чтобы мною лично руководили? Разве я уже сам сделал все, что мог? Ведь здесь снова действует тот же принцип, что и у хороших педагогов на земле: дать максимальную самостоятельность. Елена Ивановна часто писала о том, что даже принятому ученику прямая помощь в деле дается только тогда, когда он исчерпал все возможности, в максимальном напряжении сил (в отличие от незримой, духовной, которая дается всегда).

А еще более неверно ждать помощи в чисто личных проблемах. Надо помнить, что Учитель дает только одну помощь — в общем деле и в духовном росте. Помощь в личных проблемах была бы вмешательством в карму, мнимой помощью, временным облегчением страданий за счет роста духа.

Собеседник. Но это слишком сурово!

Автор. Мы уже с вами обсуждали этот вопрос в беседе о карме. С точки зрения нашей человеческой слабости, может быть, и сурово. Но, если вы помните, карма — это самые оптимальные условия для вашего же развития. Так что же, Учитель будет ухудшать эти условия? Все равно, если бы школьный учитель, вместо того, чтобы помогать детям решить трудную задачу, — объясняя, стимулируя их, — просто заменил бы ее более легкой. Говорится, что даже, наоборот; Учитель как бы концентрирует карму ученика (в той степени, в какой это допустимо), — чтобы дать ему возможность быстрее ее изжить. Но и в целом здесь есть известная закономерность: на человека, ставшего искренним и стойким последователем духовного учения, как правило, обрушиваются разнообразные проблемы, а то и несчастья. Его карма, как принято говорить, ускоряется.

Собеседник. Но если он к этому не готов, переоценил свои силы?

Автор. Ну что ж; он просто затормозится в своем движении. Это частая ситуация, хотя, конечно, догонять самого себя и ушедшие возможности всегда сложнее.

И потом, есть еще один аспект этой закономерности: обостряются не только внешние, но и внутренние проблемы. В «Живой Этике» есть такое сравнение: как вода усиливает жар в негашеной извести, так сознательная духовная работа усиливает, вызывает к жизни весь скрытый потенциал человека — и позитивный, и негативный. И внутренняя борьба при этом очень обостряется. Так что духовный путь действительно тяжел! И тут снова роковая ошибка многих неофитов, а также целых сект: они ищут в «духовности» как раз обратного: освобождения от тяжестей и проблем жизни, специфического наркотика.

Собеседник. Да, вы об этом уже говорили. В сектах они его и получают.

Автор. Или в сектах, или сектантски воспринимая саму «Живую Этику». Да и среди христиан сколько угодно людей именно с таким настроем, который в «Живой Этике» называется термином «возложение», а говоря прямее — это просто эгоизм, лень и иждивенчество. Я знаю женщин, бегающих к священнику с каждой своей проблемой. Разумеется, так проще — думать не надо и ответственности никакой.

Собеседник. С этим я согласен. Но мне хочется до конца прояснить вопрос о помощи. Ваша аналогия со школьным учителем справедлива, но ведь он все же помогает ребенку решить задачу.

Автор. Да, конечно. Но он помогает тем, что развивает ум ребенка, дает ему знания, и просто психологически поддерживает и ободряет. А саму сложность задачи он никак не облегчает. И духовный учитель точно так же помогает ученику — своим примером, поддержкой его сил — причем, заметьте, прямой поддержкой, через тонкую духовную связь. Он помогает именно решить задачу, а не избавиться от нее.

Собеседник. Мне хочется задать такой наивный вопрос: неужели Учителям просто не жаль страдающих людей, и не хочется, махнув рукой на все, помочь им?

Автор. Не только жаль, но их сострадание превосходит ваше воображение. Об этом тоже много написано. Но они не были бы Учителями, если бы, поддавшись чувству, «махнули на все рукой». Разве родители махнут рукой на перитонит ребенка, и «пожалеют» его, отказавшись от операции, — только потому, что операция болезненна? У Вивекананды есть знаменательная фраза о том, что сердце Учителей мягко как масло, но они умеют его дисциплинировать.

Собеседник. То есть помощь дается только в духе. Ну, допустим, учителям виднее, и правомерна аналогия с перитонитом и операцией. Но ведь настоящая духовная помощь, как я понял, может быть дана только признанным ученикам, которые уже и сами на высокой ступени?

Автор. Нет, я еще раз повторю, что в этом плане ученики отличаются от нас только умением принять эту помощь. И даже обычные люди в каких-то критических ситуациях, например, на войне, или спасая кого-то, — то есть в состоянии наивысшего духовного взлета, подвига, — хотя бы на миг поднимаются на большую духовную высоту, а значит, если смогут обратиться к Высшему, то в полной мере получат и помощь.

Собеседник. Кстати, такой вопрос: принятый ученик сразу, с рождения как-то отличается от обычных людей?

Автор. Это очень индивидуально, зависит от множества причин. И коротко здесь не ответить. Можно только сказать, что известный биологический закон, состоящий в том, что онтогенез повторяет филогенез, то есть отдельный индивид в своем развитии проходит в «свернутом», сжатом виде всю историю рода — абсолютно верен, и не только для физического организма. Человек, рождаясь, подпадает под влияние всех внешних условий, воспитания, влияния окружения, искушений — и каждый раз заново должен их проходить; как бы доказывать, подтверждать свою уже достигнутую высоту. Если при этом еще учесть, что духовные накопления прошлого раскрываются постепенно, то очевидно, что в молодости даже принятый ученик пройдет через период каких-то недостатков, слабостей и пр. А на следующих этапах жизни он проходит, тоже заново, уже более сложные искушения. Но у высокого ученика это будут именно недостатки, а не пороки, как и вообще у всех истинно великих людей. Например, Толстой в молодости — да и в зрелые годы — любил охоту, и восприятие страданий животных почему-то долгое время было ему недоступно, — о чем он сам впоследствии вспоминал с изумлением и стыдом. Но ведь это не была осознанная жестокость — просто как бы временная глухота.

Собеседник. Разве Толстой тоже был учеником?

Автор. Мы этого не можем знать. Но он, уж точно, был выдающимся человеком.

Собеседник. Но за этот период слабостей — он получит негативную карму, хоть небольшую?

Автор. Ну, разумеется, и не «хоть небольшую», а всю, какую полагается!

Собеседник. Ну а если ученик поддастся искушениям — не на время, как детской болезни, которой надо переболеть, а надолго? Или вообще «падет»?

Автор. Тогда, конечно, он утеряет свой статус ученика. На духовном пути нет никаких гарантий, как мы и говорили.

Собеседник. Я хотел поговорить еще об отличии связи принятого ученика с Учителем (какими, по вашим словам, были сами Рерихи и Блаватская) и всяких контактеров. Но теперь понял, что вы вряд ли дадите какие-то формальные признаки этого отличия. Ясно, что тут тоже надо внутренне научиться отличать подделки. И либо вообще не касаться этих тем, либо начинать глубоко и последовательно изучать и осмысливать.

Автор. Совершенно верно. Это, кстати, поможет избежать еще одной большой опасности, которой подвергаются «лебезятниковы» — соединиться не с Учителем, а с «астральным персонификатором». Это отдельная тема, но коротко можно сказать, что необходимо соответствие уровней развития «приемника» и «передатчика». Все «контактеры» — совершенно обычные люди, достигшие своих «контактов» с помощью упражнений — жертвы таких персонификаторов. И последствия могут быть просто катастрофическими, в первую очередь грозит одержание.

Собеседник. Значит, прямые духовные контакты бывают очень редко и только с признанными учениками?

Автор. Строго говоря, тут есть несколько градаций. Духовные учения даются очень редко, они как бы завершают целые исторические эпохи. И передать эти учения во всей полноте и чистоте могут только те редчайшие личности, признанные ученики, которые века и тысячелетия неустанно трудились в духе. Мы себе даже отдаленно не можем представить, какая подготовка и какое величайшее напряжение требуется для восприятия и адекватной передачи учения. (Нет ничего более ошибочного, чем представлять себе запись учения как простую «диктовку», но это отдельный и сложный вопрос.) Поэтому труд Е.И. Рерих и ее супруга и духовного соратника Николая Константиновича называется именно подвигом. Но их роль и миссия (а также роль и миссия Елены Петровны Блаватской) не только в этом; она очень велика, и мы не знаем и сотой доли ее; они трудились уже на таком уровне, который превосходит наше понимание. Поэтому всегда и коробит бесцеремонное, панибратское обращение с их именами (не говоря уж об оскорбительной клевете, которую позволяют себе некоторые деятели церкви — не лучше «желтой прессы»).

Намного более простой уровень — это передача отдельных знаний, мыслей, идей, образов через некоторых духовно чистых людей, с достаточно высоким уровнем общего развития, и к тому же обладающих тонкими способностями восприятия. Эти люди, как правило, еще не ученики, в строгом смысле этого слова; можно, наверное, их назвать кандидатами в ученики. Но они в силу своих достигнутых качеств уже способны осознавать более сложные и высокие истины, в чем им незримо помогают Учителя. Таковы, по утверждениям, были, например, Беме и Сведенборг, таков, мне кажется, был Даниил Андреев. Правда, в этих случаях их видения и прозрения еще заметно окрашены их личностью (которая у принятого ученика почти растворена, и ее остаточные проявления находятся под неусыпным контролем).

И, наконец, не забудьте, что любой серьезный и искренний ученый, художник в своем творчестве тоже прикасается к Высшим слоям, улавливает и воплощает какие-то грани Истины. И тем больше и чище, чем больше он отрешен от себя, чем более воспринимает себя как канал для низведения на землю высших знаний и красоты.

П.А. Флоренский: «Истинный художник хочет не своего во что бы то ни стало, а прекрасного, объективно-прекрасного, то есть художественно воплощенной истины вещей, и вовсе не занят мелочным самолюбивым вопросом, первым или сотым говорит он об истине. Лишь бы это была истина, — и тогда ценность произведения сама собою установится»1.

Собеседник. У меня еще масса вопросов, в то же время чувствую, что пора остановиться: я перенасыщен информацией.

Автор. Да, и, наверное, надо закончить не только вопрос об Иерархии. Перечень тем, которые я считала основными для наших вводных бесед, исчерпан. Думаю, нам на этом вообще пора остановиться.

Собеседник. Подождите, как-то неожиданно. Мне хотелось бы еще многое обсудить.

Автор. Я уверена, что если все это вас серьезно заинтересует, то вы постепенно сами во всем разберетесь. И это будет намного ценнее, чем просто принять готовое мнение.

Собеседник. Но вы сами сказали, что никто не развивается один. Конечно, я буду сам думать, но обсуждение всегда полезно — ведь и чтение книг, в конечном итоге, это усвоение чьего-то мнения.

Автор. Да, верно, — но пусть у вас и будет множество этих мнений, чтобы была основа для размышления.

Послесловие

Читатель, прочитавший эту книгу, сам сделает для себя практические выводы и даст ей общую оценку. На то она и книга, чтобы вести жизнь уже независимо от воли написавшего ее автора, пролагать в мире или светоносные или, наоборот, мертвящие протоки. Но я все-таки рискну высказать свое твердое убеждение: труд Ирины Фотиевой несомненно увеличивает позиции добра и света в нашем мире, ибо не только заставляет мыслить о Вечном и устремляться к Высшему, но помогает совершенно научно и рационально отнестись к учению «Живой Этики», которое с «нелегкой руки» невежественных религиоведов и агрессивных дьяконов почему-то проходит исключительно по ведомству оккультных доктрин. В книге убедительно показывается, что «Живая Этика» потому и может быть названа Духовным учением с большой буквы, что способна удовлетворить строгую научную и философскую мысль, выдержать непредвзятую теоретическую критику и экспериментальную научную проверку, вдохновить на творческое дерзание самого что ни на есть рационально мыслящего человека. Более того, «Живая Этика» позволяет любому человеку свободно обрести прочные нравственные основания личного бытия и смысл своего земного творчества. Она помогает найти гармонию между сердцем и разумом, интеллектом и интуицией, наукой и религией, родным и вселенским, глубинами собственного я и внешним миром. Учение «Живой Этики» обращается к нашей воле и к нашему разуму, ничего не навязывая извне и никак не миссионерствуя, а лишь приглашая в бесконечную трудную дорогу по ступеням индивидуального и соборного совершенствования. В раскрытии этих важнейших граней «Живой Этики» мне и видится главная заслуга труда Ирины Фотиевой. И пусть «Час предрассветный» готовит почву для новой эпохи, где в прошлом останутся ложные дилеммы и все виды интеллектуальной гордыни. В добрый путь!

Доктор философских наук, профессор А.В. Иванов

Ирина Валерьевна Фотиева

Час предрассветный (Философские и научные аспекты «Живой Этики»)

Сдано в набор 10.12.2002. Подписано к печати 10.01.2003. Формат

60x84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Тайме. Усл.-п.л. 32,5.

Тираж 1000 экз. Заказ № 3373

Отпечатано в типографии ГИПП «Алтай»

1 Позиция автора в этом вопросе отражена в книге: Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. — Барнаул, 2000.

1 Любопытный анализ современного состояния и проблем РПЦ сделан, например, в книгах: Владимиров А.С. В поисках православия. Современники. -М., 2000; Мяло К. Звезда волхвов или Христос в Гималаях. — М., 1999.

1 Например, среди наших современников и соотечественников на меня большое впечатление произвели работы А. Меня и уже упомянутой К. Мяло; не случайно Ксения Мяло, убежденная православная, дала блестящий пример более глубокого понимания «Живой Этики», ее близости к христианству, чем многие «рериховцы».

1 Козлов Н. И. Философские сказки для обдумывающих житье, или Веселая книга о свободе и нравственности — М., 2001, с.77-81

2 Соловьев B.C. Чтения о богочеловечестве. //Соловьев B.C. Сочинения.- М., 1994, с. 14.

3 Иванов А.В. Принципы формирования культурного космоса // Ак-Кем, Барнаул. - 1994. — № 1. - С.23.

1 Диакон Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции. В 2-х тт. — М., 1997. Т.1, с.24.

1 Достоевский Ф.М. Преступление и наказание.// Собр.соч. в 13 тт. — Л.,1989. Т.5, с.344.

1 Раушенбах Б.В. На пути к целостному рационально-образному восприятию мира // О человеческом в человеке. — М., 1991, с. 23.

1 Платон. Государство // Собр.соч. в 4 т. — М., 1994. — Т.З, с.317.

2 Мир Огненный, ч. 3, шл.336-337

1 Цит. по Кузнецов В.Г. и др. Философия. Учебник. — М., 1999, с.170.

1 Бердяев Н.А. Самопознание. (Опыт философской автобиографии) — М.,1991, с.73.

2 Основы философских знаний. Учебник для высших учебных заведений. СПб., 2002, с.108-109.

3 Цит. по Григорьева Т.П. Дао и Логос. Встреча культур. — М., 1992, с.28-29.

1 Флоренский П.А. Культурно-историческое место и предпосылки христианского миропонимания.//Флоренский П.А. Сочинения. В 4 тт.- М., 1998. -Т.3,с.431.

2 Тюрюканов А.Н., Федоров В.М. Биосферные раздумья. — М., 1996, с.32.

3 Тейяр де Шарден П. Божественная среда. — М., 1992, с.7.

4 Родионов Б.У. Материя Всеединства // Дельфис. — М., 2001. — N 3, с.58.

1 Руднев В.П. Словарь культурологии XX века. — М., 1999, с. 54-55.

1 Черникова И.В. Идея глобального эволюционизма как основы метафизики гармоничного космоса // Материалы Ш Межд.конференции «Алтай — Космос — Микрокосм». — Барнаул, 1995, с. 36-37.

1 Кузнецов В.Г. и др. Философия. Учебник. — М., 1999, с. 178.

1 Филиппов В.Н. Человек в концепции современного научного познания. - Барнаул, 1997, с.48.

2 Радхакришнан С. Индийская философия. В 2-х тт. — М.,1993. — Т.1, с. 31.

3 Тани Суми. О срединном пути В.С.Соловьева. // Материалы II межд.конф. "Алтай — Космос — Микрокосм" — Барнаул, 1994, с.27.

4 Григорьева Т.П. Указ. соч., с.5.

1 Достоевский Ф.М. Записки из подполья. //Собр.соч. в 13 тт. — Л., 1989. — Т.4, с.470.

2 Флоренский П.А. Об историческом познании.// Флоренский П.А. Указ. соч. - Т.4, с.47.

1 Радхакрипшан С. Указ.соч. — Т.1, с.34-35.

2 Григорьева Т.П. Указ.соч. с.31-32.

1 Диакон Андрей Кураев. Указ. соч., Т.1, с.3,7.

2 Там же, с.9

3 Там же, с.11.

4 Там же.

1 Протопресвитер Михаил Помазанский. Православное догматическое богословие. — Новосибирск, 1993, с.8.

2 Диакон Андрей Кураев. Указ. соч, Т.2, с.26.

1 Бердяев Н.А. Философия свободы // Судьба России: Сочинения. — М., 1998, с. 33-39.

2 См. напр. Об ориентировке в философии (Философия и жизнечувствие) - Флоренский П.А. Указ.соч. — Т.З (2).

1 Письма Елены Рерих. В 2-х тг. — Рига, 1940. — Т.1, с.396

2 Рерих Н.К. Обитель света. — М., 1992, с.39-40.

1 представленный Каббалой, ранним масонством (не путать с поздним
масонством, в котором и произошла «дьявольская подмена»!), розенкрейцерами.

2 Сердце, шл. 20-44.

3 Мир Огненный, ч.З, шл. 534.

4 не путать с «Бхагавад-Гитой» «кришнаитов».

1 Юнг К.Г. О психологии восточных религий. — М., 1994, с.

2 которые, как считают обманутые «адепты», и являются вожделенными
оккультными способностями

3 Письма Елены Рерих. Указ.соч. — Т.1, с.389

1 Мир Огненный, ч..1, шл.628.

1 Мир Огненный, ч. 1, шл. 584

1 Там же, шл.585

2 Мир Огненный, ч.1, шл. 584.

3 Письма Елены Рерих. Указ.соч. — Т.1, с.390.

1 Булгаков С. Христианство и штейнерианство. //Переселение душ. — М., 1994, с. 251.

2 Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие. — М., 1997, с.281.

3 Достоевский Ф.М. Бесы // Собр.соч. в 13 тт. — Л., 1988 . — Т.7, с.225.

1 Диакон Андрей Кураев. Указ.соч., Т.2, с.22

1 Раушенбах Б.В. На пути к целостному рационально-образному восприятию мира // О человеческом в человеке. — М., 1991, с.31

2 Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. — М.,1999, с. 10.

3 Там же, с. 155-156

1 Элиаде М. Указ. соч., с.45.

1 Соловьев B.C. Чтения о богочеловечестве, с. 13-14.

1 Буданов В.Г. Синергия гармонии — ключ к эволюции формы и ритма. // Мир огненный № 3 (14). — М.,1997, с.23-25.

2 Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы //Указ.соч. — Т.9, с.63-64.

1 Психология. Учебник. — М, 2000, с.96.

2 Достоевский Ф.М. Идиот //Указ.соч. — Т.6, с.222.

3 Мир Огненный, ч.3, шл. 111.

1 Владимиров Ю.С. Фундаментальная физика, философия и религия. Кострома, 1996, с.6-10.

2 Там же, с. 6.

1 Цит. по Владимиров Ю.С. Указ. соч., с.29.

2 Там же, с. 40

3 Цит. по Григорьева Т.П. Указ.соч., с.15.

4 Цит. по Владимиров Ю.С. Указ. соч., с.20.

1 Радхакрипшан С. Указ.соч. — Т.1, с.75-76.

2 Цит. по Григорьева Т.П. Указ.соч., с.86.

3 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2х тт. — Рига, 1937. — Т.1, с.90-91.

4 Мир Огненный, ч.1, шл.612.

1 Радхакрипшан С. Указ. соч. — Т.1, с.75.

2 Там же, с.81.

1 О Началах. Сочинение Оригена учителя Александрийского. — Новосибирск,
1993, с.50-51.

2 Диакон Андрей Кураев. Указ.соч. — Т.1, с. 148.

3 Там же,с.154-155.

1 Диакон Андрей Кураев. Указ.соч. — Т.1, с. 164.

1 Достоевский Ф.М. Идиот //Указ.соч. — Т.6, с.227-228.

1 Диакон Андрей Кураев. Указ.соч. — Т.1, с. 164

2 Радхакришнан С. Указ.соч. — Т.1, с.23.

3 Письма Елены Рерих. Указ.соч. — Т.1, с.393.

1 Бхагавадгита // Бхагавадгита Книга о Бхишме .- СПб, 1994, с. 117.

2 Мир Огненный, ч.З, шл. 266.

1 Балашов Д. Симеон Гордый. — М., 1998, с.165.

1 Сердце, шл. 336.

1 Протопресвитер Михаил Помазанский. Указ. соч., с.85.

1 Там же, с.90.

2 Там же, с. 127.

3 Там же, с.64.

1 Грин А. Капитан Дюк. / Грин А. Блистающий мир. Алые паруса. Рассказы. Ярославль, 1982, с.211 — 227.

1 Мир Огненный, ч.1, шл. 408.

2 Тейяр де Шарден П. Христос эволюции// П.Тейяр де Шарден. Божественная среда. — М., 1992, с. 186.

3 Тейяр де Шарден П. Феномен человека. — М.,1987, с. 147.

1 Рерих Н.К. «Держава света». //Рерих Н.К. Держава света. Священный дозор. — Рига, 1992, с. 118.

2 Сердце, шл.300.

1 Соловьев B.C. Смысл любви. — Киев, 1991, с. 15-17.

1 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. — Т.1, с.35.

1 Тейяр де Шарден. Божественная среда. — М., 1992, с.16.

2 Флоренский П.А. Предварительные планы и заметки к лекциям.// Флоренский П.А. Сочинения. В 4 тт.- Т.4, с.433.

3 Флоренский П.А. Указ. соч., с.435.

1 Стругацкий А., Стругацкий Б. Хромая судьба. — М, 1990, с.256.

1 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. — Т.1, с.38.

1 Радхакришан С. Указ. соч. — Т.1, с.437.

2 Григорьева Т.П. Указ. соч., с.89.

3 Пит. по Григорьева Т.П. Указ. соч., с. 55-56.

4 Филиппов В.Н. Указ. соч., с.41.

1 Куприн А. И. Река жизни // Куприн А.И. Повести. Рассказы. — Л., 1976, 473 с.

1 Мир Огненный, ч. 1, шл. 1.

1 Диакон Андрей Кураев. Указ. соч. — Т.2, с.10-11.

2 Там же, с.61.

3 Протопресвитер Михаил Помазанский. Указ. соч., с.77.

4 Диакон Андрей Кураев. Указ. соч. — Т.2, с. 13.

1 Цит. по: Протопресвитер Михаил Помазанский. Указ. соч., с.232.

2 Флоровский Г. В. О воскресении мертвых // Переселение душ. — М., 1994, с. 308.

1 Бердяев Н.А. Учение о перевоплощении и проблема человека // Переселение душ. — М., 1994, с. 254

1 Лосский Н. Учение о перевоплощении // Переселение душ. — М., 1994, с. 358.

2 Мяло К. Звезда волхвов или Христос в Гималаях. — М., 1999, с.90.

1 Философы России ШХ-ХХ столетий. Биографии, идеи, труды. — М., 1999, с.99.

1 Сердце, шл.302-303.

1 Блаватская Е.П. Эликсир жизни. — М., 1998, с.65.

2 Письма Елены Рерих. Указ.соч. — Т.2, с.92, 87-88, 335,357,378.

1 Сердце, шл.99.

1 Мяло К. Указ. соч., с.34.

2 Льюис К.С. За пределами безмолвной планеты // Льюис К.С. Космическая трилогия. — СПб, 1993, с.40.

1 Мир Огненный, ч.З, шл. 267.

1 Сердце, шл. 480

2 Сердце, шл. 481.

1 Куприн А.И. Поединок.// Куприн А.И. Повести. Рассказы. — Л., 1976, с.404-411.

1 Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие — М., 1997,с.304.

1 Булгаков С. Христианство и штейнерианство //Переселение душ. — М., 1994, с.233.

2 Бердяев Н.А. Учение о перевоплощении и проблема человека //Переселение душ. — М., 1994, с. 259-262.

1 Блаватская Е.П. Эликсир жизни. — М., 1998, с.232-233.

2 Сердце, шл. 85.

3 Блаватская Е.П. Терра инкогнита. — М., 1997, с.244.

1 Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие. — М., 1997, с.300.

2 Блаватская Е.П. Эликсир жизни. — М., 1998, с.126-128.

1 Письма Елены Рерих. Указ.соч. — Т.1, с.478.

1 Блаватская Е.П. Наука жизни. — М., 1999, с.27.

1 Мир Огненный, ч.З, шл.522.

2 Бердяев Н.А. Самопознание. — М., 1991, с. 61-62.

1 Диакон Андрей Кураев. Указ. соч. — Т.2, с.6.

1 Сердце, шл. 81.

1 Диакон Андрей Кураев. Указ. соч. — Т.2, с. 8.

1 Там же, с.11.

2 Диакон Андрей Кураев. Указ. соч. — Т.2, с.11.

1 «Сердце», шл. 91.

1 Гончаров И.А. Обломов. — М.,1953, с.189.

1 Н.Бердяев. Философия свободы // Судьба России: Сочинения. — М., 1998, с. 39

1 Мир Огненный, ч. 1, шл. 7.

1 Льюис КС. Любовь. Страдание. Надежда: Притчи. Трактаты. — М., 1992, с.228.

2 Там же, с.215.

1 Цвейг С. Фантастическая ночь // Цвейг С. Избранные новеллы. — М., 1982, с. 292.

1 Бердяев Н.А. Самопознание. (Опыт философской автобиографии) — М., 1991, с.93.

1 Мир Огненный, ч. 2, шл. 418.

1 Толстой Л.Н. Анна Каренина. В 2-х тт. — М., 1991. — Т.2, с.35.

2 Толстой Л.Н. Указ. соч. — Т.1, с.333.

1 Гессе Г. Игра в бисер. — Новосибирск, 1991, с. 62-63.

1 Сердце, шл. 277.

1 Гегель Г.-В.-Ф. Феноменология духа // Соч. T.IV, М., 1959, с.2.

1 Теккерей У. Ярмарка тщеславия. — М., 1976, с.220.

1 Соловьев B.C. Смысл любви, с.48-49.

1 Гессе Г. Указ.соч., с.260-262.

1 Сердце, шл. 71.

2 Куприн А.И. Олеся. // Куприн А.И. Повести. Рассказы. — Л., 1976, с.80.

1 Элиот Т.С. Назначение поэзии. — М.,1997, с. 161-166.

1 Франки В. Человек в поисках смысла. — М., 1990, с.119-120.

1 Гессе Г. Письма к друзьям. // Литературная учеба. — N 3, 1990. — С. 177-189, с. 180.

1 Стругацкий А., Стругацкий Б. Понедельник начинается в субботу. — М., СПб, 1997.- с.139.

1 Помню, кто-то вспоминал о Толстом, который именно в этом смысле критиковал различные интеллигентские кружки своего времени — кружки таких, в окуджавском стиле, друзей-«единомышленников». Толстой совершенно справедливо считал, что это единомыслие только на словах. В споре с Тургеневым он говорил: у вас нет убеждений, вы только болтаете; убеждение — это когда я стою с саблей перед дверью и говорю: сюда никто не войдет, пока я жив!

1 Достоевский Ф.М. Зимние заметки о летних впечатления. Указ.соч. — Т.4, с.428-429.

1 Григорьева Т.П. Указ. соч. с.36-37.

1 Амонашвили Ш.А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики. — М, 2000, с. 14.

2 Амонашвили Ш.А. Указ. соч. с.24.

1 Амонашвили Ш.А. Указ. соч. с.47-48.

2 Там же.

1 Рерих Е.И. Указ. соч. — Т.1, с. 408.

1 Гроф С. Психология будущего: Уроки современных исследований сознания. -М.,2001, с.16.

2 Гроф С. Указ.соч., с. 7-11.

1 См. также статью: Аблеев С.Р. Некоторые проблемы духовной практики Агни-Йоги // Орифламма. Донецкий рериховский вестник. — Выпуск 1, 2002.).

2 Гроф С. Указ.соч., с. 45-46.

1 Гроф С. Указ.соч., с. 179.

1 Рерих Е.И. Указ. соч. — Т.1, с.332-333.

1 Гессе Г. Указ. соч., с.108-113.

1 Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Указ.соч. — Т.9, с. 31.

1 Гессе Г. Указ. соч., с.430.

1 Рерих Н.К. Пути благословения //Н. Рерих. Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. — Рига, 1992, с. 103.

1 Льюис К.С. Расторжение брака //Указ.соч., с. 114.

1 Флоренский П.А. Иконостас: Избранные труды по искусству. — СПБ., 1993, с.62-63.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Предисловие (123)

    Документ
    Наше время снова обильно мемуарами, может быть, более, чем когда-либо. Это потому, что есть о чем рассказывать. Интерес к текущей истории тем напряженнее, чем драматичнее эпоха, чем богаче она поворотами.
  2. Редакционная коллегия: академик раен, кандидат исторических наук Л. В. Шапошникова, доктор философских наук В. В. Фролов, доктор филологических наук Е. Н. Чернозёмова

    Документ
    70 лет Пакту Рериха: Материалы Междунар. научно-общест. конф. 2005. — М.: Междунар. Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2006. — 424 с. (Рери­ховская на­уч­но-по­пу­лярная библи­оте­ка).

Другие похожие документы..