Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Воробьевы горы». Система элективных курсов гоу лицея №1525 «Воробьевы горы»
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ГОУ ЛИЦЕЙ №1525 «ВОРОБЬЕВЫ ГОРЫ».
Система элективных курсов
ГОУ лицея № 1525 «Воробьевы горы»
Развитие лицейского компонента в системе среднего образования наиболее глубоко связано с проблемами специализации и профессионального ориентирования. Процесс этот вполне закономерен и объективен в наше время, ибо решает наиболее актуальные проблемы старшей школы. Эти же аспекты учтены и высшими учебными заведениями при сдаче вступительных экзаменов абитуриентами. Это само по себе и требование времени для общества, живущего в условиях перманентной информационной революции. С этой целью в ГОУ лицее «Воробьёвы Горы» развёрнута широкая сеть элективных курсов (спецкурсов), предоставляющая для учащихся широкие возможности по профессиональному ориентированию. С одной стороны курсы ориентированы исключительно на выбор учащихся. С другой – они обязательны для каждого лицеиста, так как позволяют учащимся выстроить индивидуальную траекторию в системе профильной подготовки. Естественно подобная система должна быть очень гибкой, широкой и быстро меняющейся, т. е. рассчитанной на «индивидуальную траекторию» учащихся.
Кроме того, с течением времени и сменой эпох меняется не только содержательная сторона лицейских элективных курсов, но и их общая направленность. Помимо освоения теоретических знаний, изучение практически любого предмета или дисциплины имеет и иную цель – социализацию личности. Очевидно, что процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей продолжается всю сознательную жизнь человека. Обучение предмету и обучение жизни – вещи разные. Но среднешкольное лицейское образование может и должно помочь подросткам в этом нелегком процессе.
По сути, система элективных курсов развивалась на протяжении всей истории и жизни лицея «Воробьёвы Горы» (с начала 1990-х гг.), можно сказать, развивалась эмпирически и без намеченных уже позднее Министерством и Департаментом образования установок. Скорее, в Министерстве и Департаменте это вовремя поняли и обобщили опыт только возникших в те годы первых лицеев и гимназий. В их числе мы видим и лицей «Воробьёвы горы», который прошёл долгий, нелёгкий путь, прикладывая усилия в развитии своей индивидуальной системы профориентации и специализации. Потому система элективных курсов ГОУ лицея №1525 «Воробьевы горы» основана на глубокой преемственности и огромном опыте, наработанных за пятнадцатилетний период образовательной деятельности. В то же время эта система не может существовать без новаций, ибо в основу её заложен принцип «индивидуальной траектории» учащихся.
Одной из наиболее актуальных проблем в этом аспекте является связь с ВУЗами и научными организациями академического уровня. И здесь первым делом необходимо отметить, что педагогический потенциал академического уровня и высшей школы активно используется в лицее. Работа преподавателей высших учебных заведений и академистов здесь далеко не единичный случай. Особенно высок процент вузовских преподавателей, работающих в классах биолого-химического, физико-математического и информационно-технологического направлений. По принципиальным вопросам организации и содержания программы педагогический коллектив лицея тесно взаимодействует с МГУ, МАИ, МГТУ, МПГУ, МИРЭА и другими ВУЗами. И в этой связи немаловажным является то обстоятельство, что учебно-исследовательская деятельность, в которую учащиеся неизбежно включаются на занятиях, способствует формированию у них навыков научного подхода, которые помогают лицеистам расширить и систематизировать полученные знания. Анкетирование учащихся выявляет восприятие ими творческих проектов, в реализации которых они участвуют, как вид работы, предоставляющий наиболее полные возможности для самореализации.
В целом можно сказать, что система элективных курсов, действующая в лицее №1525 «Воробьевы горы», предоставляет учащемуся уникальную возможность стать активным участником образовательного процесса, почувствовать в себе способность быть успешным в выбранной сфере деятельности, а также приобрести ценный опыт коллективной работы и делового сотрудничества.
Программа элективного курса: «Продуктивные языковые модели современного русского языка» (для классов с экономической профильностью)».
Авторы Крутова М. В., учитель русского языка и литературы, Большакова М. М. учитель русского языка и литературы.
Краткое обоснование темы
Целесообразность создания программно-методического обеспечения данного элективного курса состоит в том, что учащимся классов с экономической направленностью приходится уже в 9 классе знакомиться с экономическими текстами. Для создания программы данного курса необходимо разработать учебно-методический комплект, который поможет как учителю, так и учащимся в отборе необходимого языкового материала для экспериментальной исследовательской работы при создании проектов.
Цель эксперимента
1.Создание учебно-методического комплекта для элективного курса по теме «Продуктивные языковые модели современного русского языка» (для классов с экономической профильностью).
2.Задать языковые модели для выполнения учащимся собственной исследовательской работы.
Задачи эксперимента
- приобрести опыт учебно-исследовательской деятельности в рамках школьного компонента и блока дополнительного образования;
-дать учащимся общие знания по экономической лексике;
-научить грамматическому строю и правилам построения экономического текста;
-научить осознанному восприятию данных текстов;
-помочь избежать орфографических и грамматических ошибок при сдаче вступительных письменных экзаменов при поступлении в ВУЗы на экономические факультеты.
Предполагаемая отчетность
- создание учебного пособия по данному элективному курсу;
- сборника заданий (дидактические материалы);
- методического пособия для учителя;
-хрестоматии экономических текстов
-набор иллюстративного материала (таблиц, схем);
-разработка тестов.
Программа по проектно-исследовательской деятельности
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Вводная беседа, формирование состава учащихся, обсуждение цели, методик работы. | 2 |
2. | Подбор языковых материалов для исследования и анализа. Освоение методов исследования и анализа. Работа с учебной литературой. Составление плана работы. | 8 |
3. | Индивидуальная работа с языковым материалом для исследовательской работы. Консультации по содержанию. Помощь в подборе дополнительной литературы. | 8 |
4. | Помощь в редактировании текстов. Создание иллюстративных материалов. Подготовка отчётов о проделанной работе в виде иллюстративного материала. | 8 |
5. | Подготовка и обсуждение докладов. Создание портфолио достижений учащихся. | 4 |
6. | Защита исследовательских работ. | 4 |
Всего: 34 часа
Программа элективного курса «Роль и положение различных сословий и классов в России»
Автор Петрова Н. Г., учитель истории
Название эксперимента:
Элективный курс
Обоснование актуальности темы:
Курсы истории и обществознания подвергались в последнее время серьезному реформированию. Изменилась во многом их содержательная сторона, отражая происшедшие изменения, как в исторической науке, так и в других обществоведческих областях знания. Так, за последние годы значительно возрос интерес к роли человека в истории, а в социологии - к изучению массовых социальных процессов и явлений.
Изменилась не только содержательная сторона школьных курсов, но и их общая направленность. Помимо освоения теоретических знаний, что включает новейшие достижения современных наук и различные точки зрения на обществоведческие проблемы, изучение истории и обществознания имеет и иную цель – социализацию личности. Очевидно, что процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей продолжается всю сознательную жизнь человека. Обучение предмету и обучение жизни – вещи разные. Но школьное образование может и должно помочь подросткам в этом нелегком процессе.
Реализации этих задач на практике может способствовать изучение элективного курса «Роль и положение различных классов и сословий в России». Курс предполагает изучение процесса образования сословий и классов в России; изучение проблем вертикальной мобильности (переход людей из одной социальной группы в другую), а также исследование роли семейных традиций в формировании общественно- политической позиции индивидуума.
Курс будет носить интегративный характер, поскольку изучению истории и современному положению различных социальных групп общества будут способствовать такие дисциплины, как литература, история, искусство, социология. В то же время курс может поддерживать и пополнять содержание основных курсов истории, МХК, обществознания, литературы.
Курс будет иметь две составляющие: теоретическую (изучение истории сословий и классов в России) и прикладную (проведение исторических, генеалогических и социологических исследований). Методологической основой курса будет являться самостоятельная исследовательская деятельность учеников.
Цель эксперимента:
Создать и апробировать учебно-методический комплект (в дальнейшем УМК) по курсу: «Роль и положение различных классов и сословий в России»
Задачи эксперимента:
а) составить программу элективного курса
б) разработать тематическое планирование по курсу
в) определить основные формы работы с учащимися
г) подобрать литературу для учителя
д) подобрать и адаптировать литературу для учеников (возможно составление хрестоматии или практикума)
е) разработать систему заданий и тематику исследовательских работ учеников
ж) разработать формы отчетности в исследовательской работе учеников
з) подобрать иллюстративный материал по курсу
Слушателями курса могут быть учащиеся 9 – 11 классов как социально-экономического, так и других направлений лицея
Отчетом о проведенной экспериментальной деятельности может быть предоставление УМК, «портфелей достижений учащихся», а также доклад (статья в журнал).
П О Я С Н И Т Е Л Ь НА Я З А П И С К А
Культура, возникшая на самых ранних стадиях развития общества, неотделима от его истории. Каждая эпоха, каждый народ вносили свою лепту в фонд мировой культуры, образуя процесс исторической преемственности, сочетание традиции и новаторства. История культуры, понимаемая как целостная система, предполагает комплексное исследование различных ее областей (истории науки, техники, образования, быта и фольклора, общественной мысли и литературы)
Настоящая программа направлена на изучение истории русской культуры в рамках развития межпредметных связей: в данном случае с классической русской литературой 18-19 вв.
В процессе разработки программ автор опирался на давнюю традицию российского образования : отечественная культура рассматривается в сопряжении с общими достижениями цивилизации, что, по мнению автора, соответствует стремлению русского человека осознать свою национальную самобытность.
Актуальность представленной программы основывается на острой потребности современной школы в ориентации учебно-воспитательного процесса на общечеловеческую и национальную культуру, на постижение ценностей науки и культуры Отечества.
Программа рассматривает предмет «История русской культуры» в системе гуманитарных дисциплин , в то же время выделяются характерные именно для него цели и задачи.
Цель программы- приобщение учащихся 9-10 классов к источникам русской культуры, развитию восприятия духовных ценностей Отечества, к обучению навыкам проведения глубокого анализа литературных процессов, происходивших в России в 18-19 вв., а также воспитание человека как личности, способной осваивать не только культурные ценности, но и умеющей ориентироваться в современной системе отечественных социальных ценностей.
Задачи:
- усвоение учащимися основ исторического материала периода
18-19 вв. в России;
приобретение навыков выделения из исторического контекста тенденций развития отечественной культуры той или иной эпохи;
формирование активного эстетического отношения к культурному и художественному наследию прошлого России и развитие навыков аналитического подхода к достижениям культуры 10-20 вв;
развитие коммуникативных способностей учащихся,
толерантности , умения непринужденно и продуктивно
общаться со сверстниками в процессе совместной
исследовательской деятельности.
Методическое обеспечение.
В процессе реализации программы используются современные методика развивающего обучения Наряду с уроками-лекциями ,программой предусмотрено проведение уроков-диалогов , семинаров ,круглых столов, чтения исторических и литературных первоисточников , просмотры диапозитивов ,видеоматериалов ,аудиозаписей , иллюстраций , репродукций .
Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
Учащиеся в результате реализации данной программы должны знать и уметь:
Основные исторические события в России 10 – 20 вв.
Основные достижения науки, образования 10 – 20 вв.
Основные достижения художественной культуры 10 – 20 вв.
Основные этапы развития древнерусской литературы и литературы 18-20 вв.
Особенности развития языка и общения в России.
Особенности культуры быта в России.
Приобрести навыки исследовательской деятельности.
Уметь выбрать самостоятельно тему исследовательской работы
Проводить сбор и обработку материалов для заявленной исследовательской работы.
В процессе исследовательской деятельности уметь проводить анализ отражения историко-литературного конспекта в литературных художественных произведениях
Овладеть навыками оформления материала в соответствии с определенными требованиями.
Для определения результатов реализации программы на разных этапах предполагается проведение контрольных работ , опросов, зачетов ., семинаров, тестирования ,выступлений с отчетами в процессе подготовки основной работы учащегося.
По окончании занятий по данной программе оценивается исследовательская работа учащегося ,подготовленная для представления на ежегодных экологических конференциях на гуманитарной секции.
Программа предназначена для учащихся 9 – 10 классов, интересующихся исследовательской деятельностью в области истории культуры России.
Программа элективного курса «Проектирование, конструирование и моделирование летательных аппаратов для профильной школы»
Автор Кротов И. В.
«Наука необходима народу.
Страна, которая ее не развивает,
неизбежно превращается
в колонию»
Ф. Жолио-Кюри
Цель работы: «Разработка элективного курса Проектирование, конструирование и моделирование летательных аппаратов и их моделей для профильной школы» - это подготовка инженерно-технического звена для НИИ, конструкторских бюро и производства летательных аппаратов – то есть, начальная подготовка специалистов для ВПК.
Научные и конструкторские разработки, оригинальные технологии в нашем Отечестве при производстве летательных аппаратов (ЛА) всегда занимали особое место в науке и производстве, пользуясь заслуженным вниманием всех слоев общества.
Самолетостроительный и ракетостроительный промышленные комплексы, предприятия, изготавливающие космические летательные аппараты (КЛА), во все времена базируются на самых передовых достижениях научной мысли, применяют новейшие технологии, уникальные материалы... Начиная уже с конца прошлого века, стало очевидно, что преимущество страны, сначала в самолетостроении, а затем в ракетной и космической технике - это гарантия ее неприкосновенности и надежной защиты от врагов.
В наши дни авиация и космонавтика, являясь одним из важнейших направлений современной научно-технической революции, оказывает существенное влияние не только на развитие отдельных отраслей науки и техники, но и на развитие всего общества в целом.
Отсюда следует, что задача по подготовке кадров всех уровней для науки и промышленности Л А всегда была и остается актуальной для государства, если оно не желает стать сырьевым придатком или колонией.
Авиационно-космическое образование (АКО) -это комплексный подход к решению ряда вопросов, которые ставят своей целью высокую техническую подготовку обучающегося, так как современная наука и промышленное производство летательных аппаратов впитали в себя все лучшее и передовое, что накопило и разработало человечество за века своего существования. Моделируя летательные аппараты, занимаясь историей их создания, знакомясь с их конструкцией и технологиями их изготовления, учащиеся прикасаются и познают самые современные, передовые технические решения.
Задачи. Программа рассчитана на участие во Всероссийских конкурсах, олимпиадах и конференциях. Для победителей открывается возможность поступления в ВУЗы по выбранному направлению по тестированию. В задачу входит не только образование, но и воспитание.
Военно-патриотическое воспитание в системе АКО осуществляйся, в первую очередь, моделированием отечественных летательных аппаратов, в том числе, стоявших на вооружении нашей армии во все времена. Знание истории создания и создателей ЛА, подвиги летчиков-героев, их тактики, применяемые при эксплуатации - все это не может не рождать чувство гордости за Отечество. Моделирование летающих персонажей отечественного эпоса, каждое слово которого дышит героикой, в комплексе с моделями-копиями создает высокое патриотическое звучание.
Экологическое воспитание - это одна из стратегических задач подготовки представителей поколения, которому предстоит осуществлять в стране новые технические и политические задачи. По данным ЮНЕСКО, сегодня наша страна является одной из самых экологически неблагополучных в мире. Тайное захоронение ядерных отходов из чужих стран, плеши в тайге, самые «грязные» двигатели внутреннего сгорания, другие отходы технической деятельности человечества ведут к нарушению экологического баланса в окружающей природе. «Мы - составная часть хрупкой биосферы планеты Земля. Не разрушь ее, сохрани самого себя», - писал академик В.И.Вернадский.
Все эти процессы видны из Космоса. Об этом говорят, пишут, предупреждают наши космонавты, это отражено на снимках, сделанных с орбиты полета космических аппаратов. При воспитании сегодняшнего школьника необходимо преодолеть психологический барьер потребительского отношения к природе. Природа перестала прощать потребительское отношение. Задачи экологического воспитания в системе АКО решаются через примеры применения экологически чистых материалов и технологий, экологически чистых двигателей, использование в проектировании моделей бионических принципов. Знание природы должно остановить поднятую на нее руку.
Система авиационно-космического образования требует более глубоких знаний школьных предметов, практического понимания школьниками их необходимости.
В первую очередь, это относится к использованию математических знаний, необходимых для расчетов аэродинамических и баллистических характеристик, прочностных расчетов и определения выбора оптимальной схемы конструкции, а также весовых характеристик и материалов. Обучающийся должен применять компьютерное программное обеспечение, позволяющее математически моделировать будущую летающую модель. При изготовлении хорошей летающей модели необходимо использовать весь комплекс знаний по физике и химии, необходимых для выбора материалов и топлива. История моделируемых летательных аппаратов приобщит обучающихся к исторической науке, литературе - знакомство с образами летающих персонажей; к иностранным языкам - необходимости знакомства с иностранной литературой в пределах интересуемого вопроса.
АКО - это комплексное образование и воспитание тесно связанных, переплетенных между собой, взаимно обогащающих и дополняющих друг друга вопросов. Идея комплексного воспитания и образования не нова, но, несмотря на это, создание в стране системы авиационно-космического образования, которое базируется на детском и юношеском техническом творчестве, встречает порой отчаянное или молчаливое сопротивление. Это, видимо, происходит или из-за непонимания задач АКО, или в силу духовной нищеты сопротивляющихся. Что ж, возможно, ситуация переломится, а пока хотелось бы напомнить слова Арсения Тарковского: «Художественное произведение не является товаром потребления, а скорее тем творческим максимумом, в котором выражены различные идеи своей эпохи».
АКО - это тоже, своего рода, художественное произведение - синтез эстетики и техники, физической подготовки и экологии, патриотического воспитания и высокой духовности. Выходит, что оно и не может быть сегодня понято всеми.
Таким образом, АКО - это Программа XXI века.
Формы и способы предусматривают, в первую очередь, глубокие межпредметные связи. (Приложение 1)
Разработка настоящей комплексной программы построена на:
1. Kypсах «Введение в историю летательных аппаратов» и «Введение в проектирование летательных аппаратов и их моделей», которые состоят из собственно истории техники летательных аппаратов, их создателей и испытателей, материаловедения в летательных аппаратах и методики прочностных расчетов простейших конструкций, надежность безопасность, выбора аэродинамических и прочностных (конструктивных) схем. (Программа курса) .
2. Курсовом проекте по выбранному курсу (п. 1)
3. Моделирование разработанного летательного аппарата (п.2) (Программа творческого объединения по экспериментальному моделированию летательных аппаратов)
Комплексный подход позволяет участвовать с обучающимися в международных или Всероссийских конкурсах, олимпиадах и соревнованиях, призеры которых имеют преимущества при поступлении в профильные ВУЗы.
Конкурсы: Космос - ВАКО «Союз», МАИ;
Созвездие - ЮНЕСКО, центр подготовки космонавтов;
«Космонавтика», «Шаг в будущее“, МГТУ;
«Космический патруль» - МГДД(Ю)Т, Министерство образования;
«Эксперимент в космосе» - МГУ, НПО «Энергия», МГДД(Ю)Т.
Международные соревнования ракетомоделистов на кубок СП. Королева;
Международная конференция ракетомоделистов в аэрокосмическом образовании молодежи;
Международные соревнования по ракетомодельному спорту среди юношей «Кубок Байконура РОРМС, МКШ;
Всероссийские соревнования по авиационным моделям для закрытых помещений, министерство образования РФ, ЦТТУ;
По бионике: «Мы и биосфера» Ежегодный городской конкурс исследовательских и реферативных работ школьников Москвы и России, Департамент образования г. Москвы, Благотворительный фонд»3нание» им. СИ. Вавилова, МГДД(Ю)Т - лицей №1525;
По истории: Всероссийский исторический конкурс для старшеклассников «Человек в истории России XX век», Международное историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал», Совет по проведению Российской Академии образования, кафедра региональной истории и краеведения и Центр устной истории Российского Государственного Гуманитарного Университета. (Приложение 2)
Похожие документы:
Образовательная программа лицея 9 > Дополнительное образование 13
Образовательная программаГОУ Лицей № 1525 «Воробьевы горы» образован на базе Московского городского Дворца творчества детей и юношества в 1992 году, приказ МКО № 309 от 29.07.Олученных оргкомитетом III общероссийской научно-практической конференции с международным участием
ДокументВнимание авторам, оргкомитет оставляет за собой право редактировать название и содержание материалов. Оргкомитет принимает решение о принятии к публикации в сборнике или на CD, а также оставляет за собой право отклонять материалы от публикации.Книги Чувашской Республики. 2001-2005 : ретросп библиогр указ. / составители А. Г. Сидорова, А. Б. Краснова, Ф. Г. Парамонова. Чебоксары, 2010. 383 с. Ретроспективный указатель
Библиографический указательК 53 Книги Чувашской Республики. 2001-2005 : ретросп. библиогр. указ. / составители А. Г. Сидорова, А. Б. Краснова, Ф. Г. Парамонова. – Чебоксары, 2010.Соловьев Алексей Юрьевич, главный специалист мко. 12. 30 Положение о Консультативном совете, его составе и регламент
РегламентСборник планов и протоколов заседаний общественного Консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования города Москвы (Московском комитете образования).2009 учебно-программная документация нормативные документы в образовании учебно-методическая литература дидактические материалы учебно-наглядные и справочные пособия видеофильмы Москва 2008 г г
ЛитератураОдним из направлений деятельности ФИРО является разработка стандартов профессионального образования, учебно-программной и учебно-методической документации.