Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Герой Радянського Союзу полковник, перший у світі космонавт Юрій Гагарін народився 9 березня 1934 року у селі Клушино Гжатського району Смоленської о...полностью>>
'Документ'
Об Иване Исаевиче Болотникове, прибывшем из Венеции в Польшу, и о том, как он был направлен для войны в Россию одним поляком, выдававшим себя за Димит...полностью>>
'Документ'
В данной работе представлен анализ деятельности МАГАТЭ по применению ядерных медицинских технологий в сфере здравоохранения, а также рассмотрены осно...полностью>>
'Документ'
Отель Palazzina Grassi Венеция расположен в палаццо 16 века в центре Венеции, на Гранд Канале, рядом с Палаццо Грасси, Галереей Академии и другими гла...полностью>>

Методические рекомендации часть вторая Вадим Григорьевич коган мастер спорта ссср, судья по спорту вк, ст инструктор-методист

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Подготовка кадров

Горного спортивного туризма
Спортивные походы

Методические рекомендации

часть вторая

Вадим Григорьевич КОГАН

мастер спорта СССР,

судья по спорту ВК,

ст. инструктор-методист

Киев

2006

__________________________________________________

Подготовка кадров

горного спортивного туризма

Общие основы методики обучения

Методические рекомендации. Часть первая

_________________________________________________

Подготовка кадров

горного спортивного туризма
Спортивные походы

Методические рекомендации. Часть вторая

_______________________________________________________

Подготовка кадров

горного спортивного туризма
Спортивные соревнования

Методические рекомендации. Часть третья

_____________________________________________________

От автора

Проведение учебно-спортивных мероприятий (далее — УСМ) призвано обеспечивать подготовку и повышение квалификации спортивных туристских кадров всех уровней: от новичков до мастеров спорта и от инструкторов детско-юношеского туризма до инструкторов спортивного туризма международного класса.

На сегодняшний день Исполкомом ФСТУ утверждено «Положение о системе подготовки кадров спортивного туризма» [1] на всех уровнях обучения (от начального до высшего), которое предусматривает уже четырехуровневую подготовку кадров вместо трехуровневой. Однако даже при новой системе подготовки не предусмотрено не только обучение перед каждым спортивным походом более высокой категории сложности, но и какое-либо обучение от новичков до мастеров спорта в целом (см. табл. 3, колонку 2). Подготовка такой категория кадров, как участник спортивных походов и, тем более, руководитель, вообще отсутствует.

Например, в альпинизме для квалификации этапов обучения и фактической подготовленности спортсменов учебной программой подготовки предусмотрено девять

уровней квалификации: начальной и спортивной подготовки, а также спортивного совершенства — по два уровня и спортивного мастерства — три уровня.

Таким образом, кроме разрядных нормативов, которые ограничиваются участием и/или руководством спортивными походами, какие-либо требования по повышению квалификационного уровня (далее — КУ), определяемого обязательным объемом знаний, умений и навыков, для спортивных туристов не предусмотрено. Неудивительно, что те же инструкторские звания, существующие в отрыве от разрядных требований, перестали кого-либо интересовать, а поэтому их подготовкой ни одна областная федерация спортивного туризма (далее — ОФСТ) не занимается.

Исправить положение можно только в том случае, если руководителя спортивного похода рассматривать как потенциального инструктора спортивного туризма (далее — СТ).

Поэтому на сегодняшний день необходимо предусмотреть Правилами, чтобы, помимо требований единой спортивной классификации Украины (далее — ЕСКУ), участники и руководители имели бы перед выходом на маршрут и определенный КУ подготовки, т.е. прошли соответствующее обучение.

Как один из вариантов ниже представлена предлагаемая система взаимосвязи требований по КУ подготовки с походным опытом участника и руководителя.

Таблица 1

Спортивный поход

Квалификация

Требования по квалификационному уровню подготовки и по походному опыту

К участнику

К руководителю

І к.с.

КУ обучения

Окончить КУ НУ

Окончить КУ БУ

Походный опыт

+ н/к У

(І + ІІ) к.с. У + н/к к.с. Р

ІІ к.с.

КУ обучения

Окончить КУ БУ

Окончить КУ БУ

+ стажер БУ

Походный опыт

+ І к.с. У

ІІ к.с. У + І к.с. Р

ІІІ к.с.

КУ обучения

Окончить КУ СУ

Инструктор СТ

Походный опыт

+ ІІ к.с. У

ІІІ к.с. У + ІІ к.с. Р

IV к.с.

КУ обучения

Окончить КУ ВУ

Окончить КУ СУ

+ стажер СУ

Походный опыт

+ ІІІ к.с. У

IV к.с. У + ІІІ к.с. Р

V к.с.

КУ обучения

Старший инструктор СТ

Походный опыт

IV к.с. У

V к.с. У + IV к.с. Р

VI к.с.

КУ обучения

Старший инструктор СТ

Походный опыт

V к.с. У

VI к.с. У + V к.с. Р

Такой подход, с одной стороны, связывает в единое целое систему обучения участников и руководителей спортивных походов с подготовкой инструкторов-тренеров, с другой — участники спортивных походов и их руководители периодически получают определенный дополнительный и обязательный объем знаний и умений, необходимых для повышения их спортивной квалификации.

Предложенная схема системы подготовки участников и руководителей спортивных походов, безусловно, не претендует на окончательный вариант. Она является лишь одним из примеров возможного решения данного вопроса.

Говоря о профессиональном обучении, не следует забывать еще один его аспект — воспитательно-просветительский. Так, в настоящее время имеет место увлечение экстримом, в чем нет ничего плохого. Но многие не видят несопоставимой разницы между экстримом «внизу» и «в горах».

При экстримах «внизу» все ситуации, вызывающие выделение адреналина, создаются искусственно и очень быстро можно от них отказаться или упростить их тяжесть и сложность в ущерб занятому месту. Если «внизу» действуют субъективные факторы, зависящие от того, что и как мы делаем, то в горах добавляется еще два объективных факторанепредсказуемые (природные — лавины, камнепады и др.) и возможно предсказуемые (метеоусловия — бураны, морозы и др.), для избежания отрицательного воздействия которых требуется специальное обучение, подготовка и большой опыт. В горах в одночасье не сойдешь с маршрута и никто, до поры до времени, тебе не поможет. Чтобы добиться надлежащего изменения отношения ко всему, что связано с горными походами, надо, в первую очередь, привить каждому, кто взял в руки ледоруб, уважительное отношение к горам, т.к. Они не признают авторитетов, у Них одинаково требовательное и суровое отношение, как к новичку, так и к мастеру спорта.

Как этого достичь? Только пересмотром прав и обязанностей Горных комиссий и Маршрутно-квалификационных комиссий (далее — МКК).

Из некогда главенствующей МКК превратилась в чисто консультационный ни за что не отвечающий орган, но почему-то продолжает навязывать видовым комиссиям, которые организуют и проводят все мероприятия, что и как делать, т.е. одни права и никаких обязанностей. Можно допустить в горный поход с недостающим опытом, или с чисто условным, или вообще без опыта (друг попросил). Нарушение? Да, но ответственности никакой. Ну, не досмотрел, ну, поверил на слово, а меня подвели и т.д. и т.п.

Так дальше продолжаться не может, ибо не сегодня, так завтра сработает закон диалектики: количество перейдет в качество (печальное). Пути решения этого вопроса — очень важная, но отдельная тема. А что касается обучения в горном туризме в целом, то

самообразование не должно и не может быть основой обучения в целом.

До тех пор, пока отсутствует какое-либо обучение, развитие спортивного походного туризма останется на уровне пустых разговоров, в лучшем случае. В худшем — станет источником травматизма и более тяжелых последствий.

Проведению спортивных горных соревнований в последние годы посвящены отдельные специальные публикации. Поэтому данные методические рекомендации ориентированы, в основном, на вопросы подготовки кадров для спортивных горных походов и, в первую очередь, на носителей преемственности и единого технического стиля в горном туризме — инструкторов спортивного горного туризма (далее — СТ).

Однако кого и чему бы мы ни учили, подход к организации и проведению учебно-спортивных мероприятий остается аналогичным. Значительный объем приложений к данным методическим рекомендациям продиктован желанием восстановить тот богатый опыт проведения учебных мероприятий, который был накоплен и, в значительной степени, утрачен на сегодняшний день.

Новых удачно проведенных семинаров, сборов и школ по подготовке спортивных туристских кадров. До новых встреч и не только на страницах публикаций.

С уважением, В.Г.Коган

Общие положения

Основные задачи и цели каждого учебно-спортивного мероприятия — подготовка и/или повышение квалификации спортивных туристских кадров определенной категории и специализации.

1.1. Принципы построения современной системы подготовки кадров для спортивных походов возникли на базе прежней системы и предусматривали, естественно, ее усовершенствование и улучшение. В частности, отсутствует разделение на два направления обучения — руководителей походов и инструкторов. Правда, подготовка руководителей и участников спортивных походов (далее — СП) выпала из контекста. Вместо трех уровней подготовки (начальная, средняя и высшая), предусмотрена четырехступенчатая система обучения кадров (см. п. 2.3).

Однако при этом отсутствуют требования по подготовке участников не только походов выходного дня и на значок «Турист Украины», но и спортивных походов всех категорий сложности (далее — к.с.). В прежней системе обучение начиналось с подуровня «Начальная туристская подготовка — А» (НТП — А).

Предусмотренная нынешней системой начальная подготовка категории кадров «Организатор спортивного туризма» — с одной стороны, всеобъемлющая для своего уровня, с другой — не конкретная, что делает ее, априори, неэффективной.

Сделаем сопоставление прежней и новой системы подготовки кадров по одной, совпадающей в обеих системах категории — инструкторам.

1.2. Ранее присвоенные инструкторские звания (до 1991 г.) согласуются с соответствующими категориями, предусмотренными нынешней системой подготовки кадров, следующим образом (табл. 2):

Таблица 2

Инструкторские звания

Прежние инструкторские звания

Действующие (новые) инструкторские звания

Инструктор школьного туризма

Инструктор детско-юношеского туризма

Инструктор туризма

Инструктор СТ

Инструктор-тренер СТ

Старший инструктор по туризму

Старший инструктор СТ

Старший инструктор-тренер СТ

Старший инструктор-методист

Инструктор СТ международного класса

Инструктор-тренер СТ международного класса

Следовательно, появилась такая новая категория кадров, как инструктор-тренер СТ.

1.3. В связи с активизацией развития спортивного туризма задача подготовки

квалифицированных кадров для успешного и безопасного прохождения спортивных маршрутов и начинающими, и участниками походов самой высокой категории сложности, стала одной из самых острых проблем.

1.4. Особенность подготовки спортивных туристских кадров, в силу их многосторонности и многогранности, заключается в следующем.

Во-первых, многообразие видов спортивного туризма, каждый из которых (например, горный, водный и велосипедный) имеет значительные отличия в средствах передвижения, в тактике прохождения маршрутов, а также в технике движения и страховки. Следовательно, программа обучения и овладения практическими навыками требует как наличия общей части, так и специализированных по видам туризма лекционных тем и практических занятий.

Во-вторых, многогранность программы обучения, которая предусматривает подготовку специалистов очень широкого профиля. Каждый из них должен обладать многосторонними знаниями, в частности, умением безаварийно проходить различные участки сложного горного рельефа и ориентироваться в безлюдных районах, оказывать квалифицированную доврачебную медицинскую помощь и проводить поисково-спасательные работы с помощью подручных средств, организовать питание и походный быт в полевых условиях, а также многое другое.

В-третьих, преимущественный удельный вес походного опыта и практических навыков, которые, по сравнению с лекционными и семинарскими занятиями, должны составлять не менее 6075 % программы обучения. Следовательно, в процессе обучения должны преобладать практические занятия и тренировки, участие в учебно-тренировочных походах (далее — УТП) или в соревнованиях по технике спортивного туризма и в других практических мероприятиях.

В-четвертых, постепенность накопления спортивного туристского опыта в виде последовательно приобретаемых навыков и умений действовать в самых сложных (вплоть до экстремальных) условиях, выбирая при этом наиболее оптимальные решения за счет приобретенного опыта при участии и в процессе руководства спортивными походами от самой низкой (I—II) до самой высокой (V—VI) категории сложности.

В-пятых, весьма ограниченная по срокам продолжительность учебно-спортивного мероприятия (например, учебных сборов или семинаров). Следовательно, обучающий обязан обеспечить быстрое, качественное и глубокое усвоение обучаемыми всей программы учебного мероприятия.

1.5. Подготовка высококвалифицированных спортивных туристских кадров невозможна без сочетания теоретической подготовки со спортивными и учебно-тренировочными походами.

1.6. Таким образом, туристская система подготовки и повышения квалификации

спортивных кадров состоит из двух обязательных и взаимодополняющих частей:

  • лекционных и практических занятий;

  • учебно-тренировочных походов (далее — УТП).

Обе части учебно-спортивного мероприятия всегда необходимо проводить в указанном порядке, т.е. начинать с лекционно-практических занятий (знаний) и завершать УТП.

1.7. В целях повышения квалификации спортивных туристских кадров федерациям спортивного туризма (далее — ФСТ) необходимо проводить различные УСМ, например, семинары и/или учебные сборы, а также использовать другие формы обучения, такие как семинары или курсы при вузах, специализирующиеся по подготовке и повышению квалификации кадров по туризму.

Уровень подготовки и специализация УСМ зависит от профессиональной направленности обучения при соблюдении требований к преподавательскому составу и обучаемым, установленных для каждого уровня подготовки Положением о системе подготовки кадров спортивного туризма [1].



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации Вадим Григорьевич коган мастер спорта ссср, судья по спорту вк, ст инструктор-методист

    Методические рекомендации
    Мы живем в больном обществе, где царят неограниченная вседозволенность и удручающее дилетантство в сочетании с необузданным высокомерием, когда повсеместно наблюдается игнорирование общественными интересами в угоду личным и корпоративным.
  2. Методические рекомендации Вадим Григорьевич коган, мастер спорта ссср, судья по спорту вк, ст инструктор-методист

    Методические рекомендации
    Главная составляющая процесса подготовки кадров — это обучение. В той или иной степени, обучением занимается каждый из нас. Родители учат своих детей ходить, говорить, одеваться, а когда дети подрастают — убирать квартиру, пользоваться
  3. Ссср клим Дегтярев Александр Колпакиди

    Документ
    На протяжении своей истории советская разведка меняла название более десяти раз (от Иностранного отдела ВЧК–ОГПУ–НКВД до Первого главного управления КГБ и Службы внешней разведки РФ), однако всегда, во все времена, оставалась лучшей в мире.
  4. Ф. А. Лобанцева Компьютерная верстка

    Биография
    У 68 Уральский государственный экономический университет в биографиях / Под ред. В.М. Камышова, В.М. Куликова; Авт. и сост. В.М. Куликов, А.П. Воропай.

Другие похожие документы..