Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
Региональный Акционерный Коммерческий Банк Москва (Открытое акционерное общество) – далее Банк Москва - предлагает Вашему вниманию отчет о своей деят...полностью>>
'Документ'
ДПАУ розглянула запит щодо порядку оподаткування податком з доходів фізичних осіб сум страхових виплат, які виплачуються страховою компанією спадкоєм...полностью>>
'Литература'
Примерное содержание: Анализ и синтез как методы научного познания. Их роль в преподавании математики (с учетом достоинств и недостатков этих методов...полностью>>
'Урок'
Оборудование: сокращённый вариант Конвенции о правах ребёнка, сокращённый вариант Всеобщей декларации прав человека, выборка статей СК РФ и ГК РФ (на ...полностью>>

Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки

Главная > Анализ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Место психолого-педагогического сопровождения
в системе предпрофильной подготовки

Выбор формы дальнейшего обучения (в том числе его профиля) \ решение о трудоустройстве является для девятиклассников одной из первых серьезных жизненных задач, требующих максимально ответственного подхода. Даже при условии, что умение выбирать должно быть сформировано у учащихся до девятого класса, эта задача может явиться серьезным стрессом для подростков. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение (ППС) является НЕОТЪЕМЛИМОЙ ЧАСТЬЮ предпрофильной подготовки.

Психолого-педагогическое сопровождение призвано обеспечить для учащегося: возможность грамотно построить индивидуальную образовательную траекторию, проанализировать свои действия по совершению выбора, воспользоваться в полной мере той информацией и теми шансами, которые предоставляет предпрофильная подготовка. Кроме того, обеспечить более комфортные условия, «дружественную среду» при прохождении предпрофильной подготовки.

Психолого-педагогическое сопровождение является связующим звеном для всех направлений предпрофильной подготовки. Именно эта составляющая предпрофильной подготовки позволяет учащемуся проанализировать свои мотивы, определяющие выбор того или иного предпрофильного курса, свою оценку пройденного курса, свои дальнейшие намерения, в том числе опираясь на информацию, полученную в рамках работы по информированию учащихся в рамках предпрофильной подготовки.

ППС предпрофильной подготовки НЕПОСРЕДСТВЕННО выводит учащегося на достижение результатов предпрофильной подготовки в целом, опираясь на тот опыт и ту информацию, которые учащийся получил благодаря другим составляющим процесса предпрофильной подготовки.

Основные понятия:

Анализ – разложение целого на составные части с целью сделать общий вывод из частных заключений.

Вербализация – выражение своей идеи с помощью слов, устно или письменно.

Качественная оценка – оценка, которая дается при помощи описания и определения качества результата.

Консультирование – коммуникативный процесс, осуществляющий поддержку действий обучаемого через организацию ситуаций для постановки вопросов и самостоятельного решения возникших затруднений.

Проблема – противоречие между идеальной и реальной ситуацией (принципиальное несоответствие того, как должно быть, с точки зрения конкретного человека, и как есть на самом деле, согласно его же оценке).

Рефлексия – процесс осмысления и осознания собственного опыта действия и размышления, собственных переживаний.

Задачи и содержание психолого-педагогического сопровождения
предпрофильной подготовки

Задачи ППС предпрофильной подготовки

Главная задача предпрофильного курса – обеспечить деятельность ученика, в которой он:

  • получает опыт анализа своих мотивов, определяющих выбор,

  • получает опыт рефлексии своего продвижения в образовании: деятельности и ее результатов,

  • получает опыт выявления и решения проблем, связанных с выбором своей образовательной траектории.

Этот опыт должен быть законченным, т.е. ученик должен довести каждую из указанных процедур до получения результата (самостоятельно или при существенной поддержке).

Результатом для учащегося считаются сделанные им выводы. Они могут быть оценочными. Оценочные выводы могут быть как позитивными, так и негативными. Образовательным результатом является умение делать выводы по поводу своего продвижения в образовании на основе рефлексии и анализа. Поэтому выводы, которые носят, с точки зрения ученика, негативный характер (констатируют ошибочность сделанного выбора и т.п.), с точки зрения образовательного результата предпрофильной подготовки имеют такой же позитивный характер, как выводы, содержащие обоснование правильности принятых некогда учеником решений.

Можно также отметить, что сам процесс выбора и его рефлексия (осознание), с педагогической точки зрения, ВАЖНЕЕ, чем:

  • собственно результаты размышлений учащегося (конкретные выводы),

  • конкретное решение (выбор) ученика,

потому что они могут в дальнейшем изменяться под воздействием новой информации или нового опыта, а умение анализировать мотивы, условия и результаты может только развиваться.

Измерение результатов ППС предпрофильной подготовки

Показателем достижения результатов ППС является вербализация (проговаривание) учащимися своего опыта и предъявление результатов деятельности по анализу, рефлексии, выявлению и решению проблем.

Вербализация осуществляется в отчуждаемой форме (портфолио \ дневник) и неотчуждаемой форме (высказывания учащихся в ходе консультации).

На основании этих показателей консультант ППС дает качественную оценку. Оценка предъявляется учащемуся или родителям ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по их запросу.

Формальной отметкой успехи учащегося в осмыслении своей образовательной траектории, образовательных и жизненных планов НЕ оцениваются.

Содержание психолого-педагогического сопровождения
предпрофильной подготовки

Основное (обязательное) содержание

Основное содержание ППС предпрофильной подготовки составляют специально организованные процессы:

  • рефлексии и анализа учеником своих мотивов и полученного в рамках предпрофильной подготовки опыта,

  • предъявления учеником и обсуждения значимых для него результатов деятельности по проектированию будущей образовательной траектории (в частности, своего выбора).

Дополнительное (необязательное) содержание

Потребность в расширении содержания ППС предпрофильной подготовки возникает ситуативно и бывает связана с выявлением проблемы учащегося, имеющей педагогический или психологический характер.

Дополнительное содержание ППС предпрофильной подготовки составляют:

  • психологические тренинги, решающие психологические проблемы, выявленные у некоторого количества учащихся (например, проблема заниженной самооценки, проблема адаптации к новому окружению в группе сменного состава и т.п.),

  • тренинги, позволяющие заложить основу не сформированного у учащегося ранее способа деятельности (например, анализа, прогнозирования и т.п.),

  • консультации психолога.

Связь психолого-педагогического сопровождения с другими направлениями
предпрофильной подготовки

Психолого-педагогическое сопровождение связывает все направления предпрофильной подготовки в единое образовательное пространство. В непосредственном общении учащегося и консультанта привлекается материал, полученный учеником и при освоении предпрофильных курсов, и в ходе информационной работы. В результате анкетирования и консультаций учащийся дает обратную связь относительно удовлетворенности организацией предпрофильной подготовки в целом, относительно отдельных форм работы в разных направлениях.

Следовательно, освоение учащимися предпрофильных курсов, их выбор, участие в информационной работе дает материал для анализа в рамках психолого-педагогического сопровождения. В свою очередь, результаты этого анализа прямым или косвенным образом отражаются на других направлениях предпрофильной подготовки – выборе очередных курсов, запросе на определенную работу по информированию (прямое влияние), корректировке организации информирования или преподавания курсов вследствие получения негативной или позитивной обратной связи (косвенное влияние). Прямое влияние на указанные процессы учащийся оказывает непосредственно, своим участием в предпрофильной подготовке. Косвенное влияние осуществляется через подготовку аналитических материалов (консультантами ППС или курирующим администратором) и принятие соответствующих управленческих решений.

Общие требования к организации психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки

Формы реализации содержания психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки

Основными организационными формами реализации ППС являются:

  • самостоятельная работа учащегося по анализу и рефлексии, которая находит свое отражение в работе ученика со своим дневником предпрофильной подготовки или портфолио предпрофильной подготовки,

  • консультации (индивидуальные и – реже – групповые),

  • групповые тренинги.

Самостоятельная работа учащегося

Ведение учащимся дневника или портфолио предпрофильной подготовки является ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ формой работы. Это важное условие того, что его опыт анализа и рефлексии получает формальное (словесное) выражение, отчуждаемую форму, с которой можно работать.

С формой дневника предпрофильной подготовки учащиеся могут быть ознакомлены:

  • в общем порядке, на собрании всех девятиклассников или классном собрании, посвященном информированию о целях и задачах предпрофильной подготовки в целом,

(Этот разговор может вести классный руководитель или ответственный за предпрофильную подготовку администратор. Ученики должны получить листы дневника и узнать, как с ними можно работать, зачем они нужны, с кем и в каком порядке их можно и нужно обсуждать.)

  • индивидуально во время первой консультации.

(Каждого ученика с формой дневника может познакомить консультант ППП. В этом случае они сразу договариваются о порядке ведения и обсуждения записей в дневнике.)

О правилах ведения самостоятельной работы и форме портфолио учащийся может договариваться только с консультантом ППП и ТОЛЬКО индивидуально. Ученик и консультант совместно определяют, какие из разделов портфолио будут доступны для совместного просмотра, какие – останутся закрытыми для консультанта, и решают другие вопросы относительно ведения портфолио.

Вести записи в дневнике и отбирать материалы для портфолио учащийся может самостоятельно или с помощью консультанта. В последнем случае важно, чтобы консультант не подменял своей активностью активность ученика.

Предполагается, что учащийся уже имеет какие-то записи в дневнике перед консультацией. Также предполагается, что записи ведутся во время консультации или по ее итогам (дополнение, замена формулировки на ту, которая показалась ученику более удачной и т.п.).

В отдельных случаях считается допустимым появление ученика на консультации с незаполненным дневником. Это может произойти, если ученик не владеет алгоритмом анализа. В таком случае, консультант задает ему этот алгоритм с помощью вопросов, отвечая на которые, ученик в конечном счете приходит к такой степени понимания своих действий и их последствий, что готов сделать запись в дневнике. Следует особо отметить, что консультант НЕ ИМЕЕТ ПРАВА диктовать ученику, что именно он должен писать в своих рабочих материалах.

Дневник или портфолио учащегося – это повод и основание для обсуждения, но ни в коем случае НЕ отчетный документ.

Консультации

Ведущей формой работы по психолого-педагогическому сопровождению являются консультации. Консультирование одновременно обеспечивает:

  • получение учащимися опыта деятельности по анализу и рефлексии,

  • вербализацию учащимися своего опыта,

  • поддержку со стороны консультанта действий ученика по анализу, проблематизации и рефлексии.

Допускаются следующие формы поддержки:

  • вопросы, имеющие любое, адекватное в конкретной ситуации, предназначение,

  • информирование по прямому или косвенному запросу учащегося, подразумевающее снабжение его информацией, необходимой для деятельности по анализу, проблематизации и рефлексии, НЕ являющейся напрямую информацией о данном ученике,

  • предъявление и объяснение схем и алгоритмов деятельности по анализу, проблематизации и рефлексии.

В процессе консультирования консультант создает условия для предъявления учащимся результатов своей деятельности в рамках предпрофильной подготовки (выбора и освоения предпрофильных курсов, посещения мероприятий по информированию, самостоятельной работы). Эти результаты могут быть выражены как в письменном виде (листы дневника, материалы портфолио), так и в устном (высказывания учащегося).

Содержание консультации

Содержанием консультации может стать:

  • проблематизация ситуации, связанной с предпрофильной подготовкой,

  • знакомство с алгоритмами анализа и рефлексии,

  • анализ оснований, причин выбора или решения,

  • оценка продвижения и собственных действий,

  • и т.д.

Это содержание реализуется с опорой на конкретный предмет обсуждения. Чаще всего предметом обсуждения является выбор и оценка учащимся предпрофильных курсов, а также его участие в работе по информированию. Материалом обсуждения является, в том числе, самостоятельная работа ученика с дневником/портфолио предпрофильной подготовки.

При обсуждении опыта освоения учащимся предпрофильных курсов следует обращать особое внимание на то, что побудило ученика выбрать данный курс: какой из видов деятельности и объектов воздействия привлек его в рамках данного курса, какой вывод о своих склонностях и возможностях в отношении этой сферы деятельности делает учащийся. При том что в целом результат реализации программы предпрофильного курса – знакомство с целым классом профессий, специальностей, основных видов деятельности, важно, чтобы учащийся обсудил с консультантом, что именно ОН считает результатом освоения курса. Консультант обращает его внимание на основания выбора, побуждает к выстраиванию системы приоритетов при выборе, помогает понять неявные возможности, которые открывает тот или иной курс.

Обсуждая участие девятиклассника в информационной работе, консультант организует его самостоятельный поиск – так, на консультации можно обсудить индивидуальный план предстоящей экскурсии: что именно хочет и должен узнать ученик при посещении другого учебного заведения или предприятия, на что ему важно обратить внимание, с кем поговорить. Подобную работу можно проводить и в отношении работы с информационными источниками (какую информацию, где и зачем нужно найти учащемуся? как он будет ее использовать? и т.д.).

Работа консультанта

Основной инструмент работы консультанта – вопросы. Консультант НЕ может давать учащемуся готовые рекомендации или советы. Работая с учащимся, консультант должен оставаться в пространстве предпрофильной подготовки с точки зрения содержания консультации. Он должен не брать на себя решение проблем учащегося, а побуждать его к самостоятельному поиску путей их решения. Важно понимать, что консультант сопровождает именно процессы выбора и рефлексии учащегося в рамках предпрофильной подготовки, а не его образовательную деятельность в целом.

Консультант НЕ ОБЯЗАН быть экспертом по всем вопросам, касающимся, например, предпрофильных курсов или информирования. Он НЕ ДОЛЖЕН решать психологические проблемы учащегося. При необходимости он может направить ученика за информацией или за помощью к специалисту (например, преподавателю какого-то курса или к школьному психологу).

Режим работы

Индивидуальная консультация может занимать от 20 до 40 минут. В течение года каждый ученик получает НЕ МЕНЕЕ четырех обязательных консультаций.

Ученик может получить большее число консультаций в случае:

  • устного запроса самого ученика,

  • устного запроса родителей,

  • по инициативе консультанта, который видит в этом необходимость.

В последнем случае он ДОГОВАРИВАЕТСЯ о дополнительных консультациях с учеником.

Консультант может провести групповую консультацию с малой группой (3-5 человек), если считает, что обсуждение с участием нескольких человек, имеющих одинаковый опыт (прошедших один и тот же курс, посетивших схожие мероприятия в процессе информирования, имеющих схожие проблемы в области предпрофильной подготовки и т.п.) будет более продуктивным, чем собеседование одного ученика с консультантом. Групповая консультация занимает около 40 минут.

Каждый консультант сопровождает предпрофильную подготовку 10-12 учащихся.

Консультации не являются регулярными, поэтому они помещаются в расписание второй половины дня. Это может быть день, выделенный для работ по предпрофильной подготовки учащихся и других форм индивидуально-групповой работы.

Групповые тренинги

Групповые тренинги являются формой реализации дополнительного содержания ППС предпрофильной подготовки. Поэтому данная форма НЕ является обязательной.

Решение рекомендательного характера о направлении того или иного учащегося на тот или иной тренинг принимает консультант ППС, работающий с этим учащимся. Решение о формировании группы и проведении тренинга принимает администратор, ответственный за организацию предпрофильной подготовки в школе. Учащийся зачисляется в группу для прохождения тренинга при условии его добровольного согласия.

Групповые тренинги не являются регулярными, поэтому они помещаются в расписание второй половины дня. Это может быть день, выделенный для работ по предпрофильной подготовке учащихся и других форм индивидуально-групповой работы.

Программы проведения групповых тренингов в настоящее время находятся в стадии разработки. Пакет рамочных программ, рекомендованных министерством образования и науки Самарской области, поступит в образовательные учреждения в августе 2005 года.

Консультации психолога

Консультации психолога являются формой реализации дополнительного содержания ППС предпрофильной подготовки. Поэтому данная форма НЕ является обязательной.

Консультации психолога для учащихся в рамках предпрофильной подготовки являются ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО индивидуальными.

Обязательной является консультация для учащегося, оказавшегося в «проблемной» группе по результатам тестирования. Состав этой группы должен быть доведен до консультантов, отвечающих за сопровождение данных учеников.

Для остальных учащихся консультации психолога проводятся по направлению консультанта, отвечающего за сопровождение данного ученика. В особых случаях допускается самостоятельное обращение учащегося. Проведение консультации по инициативе самого психолога НЕ допускается.

Консультации психолога проводятся с использованием результатов входной диагностики.

Сбор и обработка информации в рамках психолого-педагогического
сопровождения предпрофильной подготовки

Важнейшим ресурсом для реализации обязательного и дополнительного содержания ППС предпрофильной подготовки является информация об ученике, его мотивах, намерениях, предпочтениях, а также о некоторых психологических свойствах его личности (направленности, способностях и т.п.).

Основным источником информации для консультанта является ученик. Информация может быть получена консультантом в следующих формах:

  • отчужденный вербализованный опыт учащегося (протфолио \ дневник),

  • формализованный сбор информации для анализа (анкета, тест),

  • отчужденный вербализованный опыт учащегося (высказывания учащегося),

При критичной недостаточности информации, полученной из указанных источников, консультант может воспользоваться как источником экспертным мнением по конкретному (сформулированному консультантом) вопросу, касающемуся ученика. В роли эксперта может выступать:

  • учитель,

  • родитель,

  • сам консультант, проводящий для этого наблюдение.

Сбор и обработка такого рода информации составляет дополнительное содержание работ по ППС предпрофильной подготовки, куда входит:

  • психологическое тестирование учащихся,

  • анкетирование учащихся,

  • анализ дневника \ портфолио предпрофильной подготовки и высказываний учащегося,

  • ведение индивидуальной карты учащегося.

Тестирование

Для получения объективной информации, касающейся самоопределения учащихся, в рамках психолого-педагогического сопровождения проводится тестирование. Оно осуществляется дважды: на входе в процесс предпрофильной подготовки и на выходе из него.

Методики

Тестирование проводится по следующим методикам:

  • Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР, ШТУР-2) - К. М. Гуревич, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др., 1987, 1997; \ Прогрессивные матрицы Дж. Равенна (черно-белый вариант) – для слабо успевающих детей, Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника (модификация А.М. Прихожан методики Т.Дембо и С.Я. Рубинштейн);

  • Методика диагностики эмоционального отношения к учению в средних и старших классах (модифицированный А.Д. Андреевой опросник Ч.Д. Спилбергера);

  • Методика изучения мотивационно-смысловой сферы личности с использованием метода контент-анализа незаконченных предложений Ж.Нюттена (модификация Г.З. Сураевой);

  • Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холанда.

Работать с другими методиками, опираться на результаты диагностики, проведенной с их помощью, в работе с учащимися КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ рекомендуется.

Время проведения диагностики

Входное тестирование проводится в апреле-мае с учащимися 8 класса. Оно является строго ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ. Интерпретацию результатов этих тестов психологом консультанты получают в виде материалов в индивидуальной карте предпрофильной подготовки учащегося. До самих учащихся она не доводится, а служит для планирования действий консультанта по сопровождению (например, консультант может предвидеть некоторые проблемы, которые могут возникнуть у учащегося с выбором или освоением курсов и вовремя задать необходимые вопросы, своевременно запланировать консультацию).

Выходное тестирование проводится в апреле-мае с учащимися 9 класса. Оно не является обязательным. Вместе с тем, его результаты позволяют отследить динамику развития учащихся, обусловленную их предпрофильной подготовкой. Поэтому данное тестирование рекомендуется провести с целью мониторинга результативности процесса предпрофильной подготовки учащихся, реализуемого в образовательном учреждении.

Результаты диагностики

Персональные результаты каждого ученика:

  • хранятся у психолога для использования при необходимости в рамках консультаций,

  • до сведения учащихся в рамках групповой работы или без консультационного повода НЕ доводятся,

  • в администрацию образовательного учреждения НЕ передаются.

Общие результаты по контингенту:

  • передаются в администрацию образовательного учреждения,

  • снабжаются аналитической запиской и рекомендациями по организации определенных видов деятельности с определенными группами учеников,

  • сопровождаются списком группы учащихся, которым следует настоятельно рекомендовать консультацию у психолога по поводу выбора предпрофильных курсов, дальнейшей образовательной и карьерной траектории, данный список предназначен ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО для СЛУЖЕБНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ.

Другие способы сбора информации

В случае если материала дневника (портфолио) или личных высказываний учащегося недостаточно для организации работы по сопровождению, консультант может воспользоваться экспертным мнением учителей, ведущих предпрофильные курсы, школьного психолога, родителей учащегося. Узнать это мнение он может в ходе личной беседы.

В том случае, если и экспертного мнения недостаточно (и ТОЛЬКО в этом случае), консультант может прибегнуть к наблюдению (например, личному посещению занятий по предпрофильным курсам, которые выбрал учащийся).

Индивидуальная карта ученика

Он заполняет ее в процессе планирования и реализации своей деятельности по сопровождению. Она же является основным отчетным документом по работе консультанта.

Приложения: 1. Дневник предпрофильной подготовки учащегося с комментариями.

2. Рекомендации по формированию портфолио предпрофильной подготовки учащегося.

3. Индивидуальная карта учащегося.

Отдельные организационные вопросы психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки

Место психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки в учебном плане

Министерство образования и науки РФ рекомендует выделять на предпрофильную подготовку 105 часов.1

68 (70) часов для реализации предпрофильных курсов выделены отдельной строкой в базисном учебном плане Самарской области. Учебные часы для реализации ППС предпрофильной подготовки выделяются из часов школьного компонента на индивидуальные консультации и занятия по выбору.

Средний объем нагрузки консультанта ППС позволяет выделить 1 час на класс. В этот объем нагрузки НЕ входят консультации у психолога и дополнительные тренинги. Они составляют функционал школьного психолога. В случае если для проведения тренинга приглашается внешний специалист, оплата его труда осуществляется из фонда экономии заработной платы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения

    Документ
    Предпрофильная подготовка (ППП) – это система педагогической, психологической, информационной, организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих
  2. Методические рекомендации по психолого педагогическому сопровождению предпрофильной подготовки учащихся основной школы

    Методические рекомендации
    При планировании предпрофильной подготовки необходимо учитывать особый, сложный характер проблемы приобретения учащимся основной школы первоначального опыта принятия ответственного решения о выборе своего индивидуального маршрута
  3. Предпрофильная подготовка

    Документ
    Согласно Концепции профильного обучения, выпускник основной школы должен совершить «ответственный выбор – предварительное самоопределение в отношении профилирующего направления собственной деятельности».
  4. Программа курса повышения квалификации педагогов-психологов образовательных учреждений «Психологическое сопровождение предпрофильного обучения»

    Программа курса
    На современном этапе актуально и остро встает проблема психологической помощи в выборе профиля обучения и дальнейшего профессионального образования. Переход на профильное обучение требует разработки и применения комплексной модели
  5. Психолого-педагогическое сопровождение саморазвития старшеклассника в профильном обучении 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Защита состоится 24 октября 2007 г. в 9 часов на заседании дис­серта­ционного совета Д 212.180.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.

Другие похожие документы..