Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сочинение'
Цель данного экзамена - проверить сформированность у учащихся 8х классов умения письменного изложения мыслей на английском языке в предложенной ситуа...полностью>>
'Программа'
1.1. Целью преподавания дисциплины является формирование у слушателей курсов повышения квалификации теоретических знаний и практических навыков, необ...полностью>>
'Доклад'
В 2007 году Управление Федерального казначейства (далее – УФК) по Республике Татарстан завершило, в рамках Проекта «Модернизация казначейской системы...полностью>>
'Документ'
Рассматривается актуальная проблема разработки программных средств и сред разработки параллельных приложений для суперЭВМ и суперкомпьютерных центров ...полностью>>

Лекция №3 (2)

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЛЕКЦИЯ №3.

Язык как форма.

Гумбольдт: язык – посредник между миром и человеком.

мышление


язык

Форма – отражение действительности. Форма – выражение мысли??? У Гумбольдта возникает вопрос о сложности языковой формы.

Логико-грамматическая традиция в Новое время. Грамматика Пор Рояля.

17 век. Рене Декарт. Картезианство. Декарт противостоял философии Бэкона. В основе науки Декарта лежит новая методология (сумма методов, среди которых есть один ведущий метод). Это была формальная логика + математика. Формальная логика досталась в наследство от Аристотеля.

Пьер Абеляр. Формальная логика задавала рациональный аспект. Математика задавала эмпирический аспект (материально обоснованная часть аспекта).

Бэкон: «В науке единственно верным является индуктивный метод».

«Я знаю / мыслю, значит существую» (Декарт).

Мышление (как свойство человека) может быть народным и индивидуальным. Носителем мыслящей субстанции является человек, но не обязательно только он. Бессознательное даже не обсуждается.

«На истину наталкивает скорее отдельный человек, чем целый народ» (Декарт).

Сознание + разум

сознательное мышление

части сознания

Разум является инструментом, который помогает описать сознание, используя законы формальной логики посредством языка.

Грамматика Пор-Рояля (1660 г.)

(все)общая рациональная универсальная грамматика. Это была философская грамматика. Рациональная – простроена на основании логики + картезианство. Всё рассматривается панхронично и анхронично. Всеобщность задаётся классическим подходом к анализу языков.

Большая часть трудов Платона и Аристотеля дошли до европейцев в арабских переводах. В Европе долгое время доминировала монокультурная традиция.

Древняя Греция => Древний Рим.

Вплоть до XIX в. монокультурная традиция диктовала правило, по которому любой язык должен списываться в сравнении с латынью. Эта традиция делала любую грамматику описательной, т.к. создавалась любая грамматика по образу и подобию латыни.

Клод Лансло – автор учебников по французскому языку и другим романским языкам. Антуан Арно + Пьер Николь (философ и логик). Все они создатели грамматики Пор-Рояля.

Грамматика состоит из 2-х частей:

I часть посвящена звукам и буквам. Первая часть имеет дело с внешней стороной языка (план выражения).

II часть посвящена значению слов и природе этих значений. Вторая часть нацелена на описание внутренней стороны языка (план содержания). Но план не языкового, а мыслительного содержания.

Умозаключение – слово, предложение

Суждение – простое предложение

Понятие – слово.

1. Созерцание – это простой взгляд нашего рассудка на вещи. Созерцание может быть 2-х видов:

1) духовное (абстрактные вещи: созерцание Бога, процессов, мыслей);

2) может быть связано с телесными образами (лошадь, круг), это реальные объекты.

Телесная субстанция = материал

Ум

Ум + материал

Цель созерцания – обрести имя.

2. Суждение – «утверждение / отрицание, что вещь, которую мы созерцаем таковой является или не является» (да / нет).

Истинность или ложность.

Пример из грамматики Пор-Рояля:

Земля – круглая / имя – имя Предикат (Pr)

Единственным глаголом авторы грамматики Пор-Рояля признают слово «быть» (т.к. да / нет).

3. Умозаключение – «использование или объединение двух суждений для выведения из них третьего.

4. Метод. Чтобы описать собственный язык, в логическом методе различают:

Предмет (объект) Форма мысли

имена (сущ., прилагат., местоим.) глагол (связка)

наречие союз

п

Классы слов

Части речи

ричастие // герундий междометия

артикль

предлог

____________________

Вопросы для обсуждения:

1. Грамматика Пор-Рояль. Предисловие.

2. Грамматика общая и рациональная.

3. Часть Первая вся. Почему звук и буква нетождественны, почему не все звуко-буквенные языки имеют грамматического алфавита?

4. Часть Вторая, глава Первая, стр. 89-93



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Лекция n 1

    Лекция
    Электромагнитные процессы, протекающие в электротехнических устройствах, как правило, достаточно сложны. Однако во многих случаях, их основные характеристики можно описать с помощью таких интегральных понятий, как: напряжение, ток,
  2. Лекция №1 (13)

    Лекция
    Электромагнитные процессы, протекающие в электротехнических устройствах, как правило, достаточно сложны. Однако во многих случаях, их основные характеристики можно описать с помощью таких интегральных понятий, как: напряжение, ток,
  3. Лекция 1 (7)

    Лекция
    Русский учёный Ф. Ф. Фортунатов особое внимание обратил на изучение структурной стороны языка. Работы в данной области имели большое значение на этом этапе развития Я.
  4. Лекция №1 (14)

    Лекция
    Основные формы процесса труда – это затраты человеческой энергии при взаимодействии работника со средствами производства и при производственном взаимодействии работников друг с другом как по горизонтали, так и по вертикали.
  5. Лекція №1 (3)

    Лекція
    Процес нормування праці на підприємстві - це визначення максимально припустимої кількості часу для виконання конкретної работи або операції в умовах конкретного виробництва або мінімально припустимої кількості продукції, яка повинна
  6. Лекция №  1

    Лекция
      Медицинская косметология. Классификация. Этапы развития. Современное  состояние  и  возможности  косметологии. Терапевтическая косметология: методы, средства.

Другие похожие документы..