Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Книга'
Книга русского философа, автора книг «Винни Пух и философия обыденного языка», «Морфология реальности», «Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и ...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет ...полностью>>
'Доклад'
Обсуждение доклада ВОИС на 2-м Международном форуме по интеллектуальной собственности «Expopriority’2010» о практике применения временной охраны пром...полностью>>
'Доклад'
Часть I. Информация  о выполнении  плана  первоочередных действий  по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2011 год...полностью>>

Методические рекомендации для подготовки к вступительным экзаменам

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Семеновский техникум механической обработки древесины

(ФГОУ СПО СТМОД)

О.Е. Трещёва

РУССКИЙ ЯЗЫК

методические рекомендации

для подготовки к вступительным

экзаменам

2011

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Семеновский техникум механической обработки древесины

(ФГОУ СПО СТМОД)

ОДОБРЕНО УТВЕРЖДАЮ

Предметно-цикловой комиссией СД Зам. директора по методической работе

Протокол № 09 от 23 декабря 2011 г. ___________ О.А. Байдакова

Председатель _______ Е.В. Казакова ___________

Методические рекомендации разработаны в соответствии с Программой вступительных испытаний по русскому языку для абитуриентов техникума

Автор:

Преподаватель О.Е. Трещёва

Рецензент:

Председатель комиссии ОГСЭ Н.Н. Масленникова

РЕЦЕНЗИЯ НА МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Русский язык. Методические рекомендации для подготовки

к вступительным экзаменам в ФГОУ СПО СТМОД

Автор: преподаватель О.Е. Трещёва

Выбранная для методического пособия тема обусловлена необходимостью ознакомления абитуриентов с программой и формой проведения вступительных испытаний по русскому языку.

Методические рекомендации отличает логичность, последовательность, грамотность, научность изложения.

Все теоретические сведения проиллюстрированы понятными и убедительными примерами.

Говорится в пособии и о том, как предупреждать возможные орфографические и пунктуационные ошибки.

Следующий раздел пособия посвящен тестовым заданиям; абитуриент может выполнить их самостоятельно, а потом сверить с ключами, проанализировав уровень своей подготовки.

В заключении абитуриенту дается возможность познакомиться со списком учебной и методической литературы, электронными ресурсами, необходимыми при подготовке к вступительному экзамену.

Практическая значимость учебно-методического пособия не сводится к предэкзаменационной подготовке. В нём даны конкретные рекомендации по организации самостоятельной работы, имеющей актуальное значение для развития общей языковой культуры.

Председатель комиссии ОГСЭ Н.Н. Масленникова

Содержание

Введение 2

Программа вступительных испытаний по русскому языку для абитуриентов техникума 3

1. Теоретическая часть. Основные правила орфографии и пунктуации:

1.1. Орфография 7

1.2. Пунктуация 15

2. Практическая часть. Проверь себя:

2.1. Тесты 23

2.2. Ключи к тестам 29

3. Литература для подготовки к экзаменам 30

ВВЕДЕНИЕ

При поступлении на все специальности ФГОУ СПО СТМОД проверяются знания абитуриентов по русскому языку.

Теоретическая часть методического пособия содержит краткое изложение основных правил орфографии и пунктуации, определенных программой вступительных испытаний по русскому языку для поступающих в техникум.

Экзамен проводится в тестовой форме, поэтому практическая часть состоит из демонстрационных тестов и ключей к ним. Тест по русскому языку состоит из двух разделов:

  • Орфография

  • Пунктуация

Выполнение задания подразумевает 1 правильный вариант ответа. Методические рекомендации содержат ключи к демонстрационным вариантам заданий, чтобы поступающие могли проверить уровень своих знаний.

Данные методические рекомендации адресованы абитуриентам ФГОУ СПО СТМОД для самостоятельной подготовки к вступительным экзаменам по русскому языку. Пособие также может быть использовано преподавателями для проведения подготовительных консультаций.

Удачи на вступительных экзаменах!

ЗАГОЛОВОК:

Русский язык. Методические рекомендации для подготовки к вступительным экзаменам

ОЧЕРЕДНОСТЬ ФАЙЛОВ:

  1. Общие сведения о методическом пособии

  2. Программа вступительных испытаний по русскому языку

  3. Теоретическая часть. Основные правила орфографии

  4. Теоретическая часть. Основные правила пунктуации

  5. Практическая часть. Проверь себя. Тесты

  6. Практическая часть. Проверь себя. Ключи к тестам. Литература для подготовки к экзаменам

1.Теоретическая часть

Основные правила орфографии и пунктуации

1.2. Пунктуация

  1. Обособление деепричастных оборотов

  2. Обособление обстоятельств

  3. Тире между подлежащим и сказуемым

  4. Знаки препинания при однородных членах предложения

  5. Знаки препинания в предложении с обобщающим словом

  6. Обособление определений

  7. Обособление приложений

  8. Вводные слова

  9. Предложения с обращениями

  10. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях

  11. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

  12. Знаки препинания в бессоюзных предложениях

  13. Предложения с прямой речью

1. Обособление деепричастных оборотов

  • Деепричастные обороты всегда обособляются:

А месяц будет плыть и плыть, /роняя весла по озерам/ (С. Есенин)

  • Одиночные деепричастия, образующие сочинительное словосочетание, также всегда обособляются: Волны несутся, гремя и сверкая (Ф. Тютчев).

  • Одиночные деепричастия чаще обособляются в положении перед сказуемым: Улыбаясь, он заснул (М. Горький). Роса, блестя, заиграла на зелени (Л. Толстой).

2. Обособление обстоятельств

  • Всегда обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогом

НЕСМОТРЯ НА:

Несмотря на болезненную бледность, она была миловидна (Л. Леонов).

  • Могут обособляться обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами и предложными сочетаниями ВСЛЕДСТВИЕ, ВВИДУ, ЗА НЕИМЕНИЕМ, ПО СЛУЧАЮ и др.:

Ввиду недостатка времени, не станем отклоняться от предмета лекции (А. Чехов).

  • Также могут обособляться обстоятельства, выраженные существительными в Дат. п. с предлогами БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО:

Благодаря хорошей погоде, в этом году был прекрасный урожай.

Вопреки предсказаниям синоптиков, погода прояснилась и обещала нам тихое утро.

Поезд, согласно расписанию, прибыл в пять часов

3. Тире между подлежащим и сказуемым

Существует несколько случаев, когда между подлежащим и сказуемым необходимо ставить тире.

1. Если оба главных члена выражены существительными в именительном падеже, например:
Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России (М. Лермонтов).

2. Если оба главных члена выражены глаголами в неопределенной форме (инфинитивами), например: Ученого учить – только портить (пословица).

3. Если оба главных члена выражены числительными, например: Пятью трипятнадцать.

4. А также если подлежащее и сказуемое выражены всеми возможными сочетаниями этих частей речи:

  • существительным и инфинитивом,  например: Наша задачаотразить атаку;

  • инфинитивом и существительным, например: Помогать инвалидам – наш долг;

  • числительным и существительным,  например: Четыре – четное число;

  • существительным и словосочетанием с числительным, например: Площадь треугольника – пять квадратных сантиметров.

5. Кроме этого, тире ставится перед сказуемым, выраженным  фразеологическим оборотом: Пирог – пальчики оближешь; Ночьхоть глаз выколи.

6.  Если в составе сказуемого есть указательные слова ЭТО, ВОТ или ЗНАЧИТ, тире надо ставить перед ними всегда, вне зависимости от того, какой частью речи выражены главные члены предложения.  Например: Парижэто столица Франции; Понять значит простить; Все прошедшее, настоящее, будущееэто мы, а не слепая сила стихий (М. Горький).

К этому правилу есть три примечания. Тире между подлежащим и сказуемым, которые выражены  существительными, глаголами в неопределенной форме, числительными или сочетаниями этих частей речи, НЕ СТАВИТСЯ, если

1. Перед сказуемым, которое выражено существительным, числительным или фразеологическим оборотом, стоит отрицательная частица НЕ, например: Старость не радость (посл.).
Обратите внимание: это не касается предложений со сказуемым-инфинитивом (например: Чай пить – не дрова рубить) и предложений со словами ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ (например: Аналогия – это не доказательство);

2. Перед сказуемым стоит сравнительный союз (КАК, СЛОВНО, БУДТО), например: Закат словно зарево пожара.

3. Между подлежащим и сказуемым-существительным стоит вводное слово, обстоятельство или дополнение, а также союз или частица: Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у него нет (К. Паустовский); Москва теперь порт пяти морей; Этот ручей лишь начало реки

4. Знаки препинания при однородных членах предложения

4.1. При однородных членах предложения запятая ставится:

  • Между однородными членами перед противительными союзами:

Меня поразили звуки странной, но чрезвычайно приятной и милой музыки (Л. Толстой).

О, но О и О.

  • Перед второй частью составных союзов:

Сказка нужна не только детям, но и взрослым (К. Паустовский).

не только О, но и О.

У Сибири много особенностей как в природе, так и в людских нравах (И. Гончаров).

как О, так и О.

  • При повторяющихся союзах после каждого однородного члена:

Надо и знать, и любить, и беречь свою землю (В. Песков).

и О, и О, и О.

Дождь то усиливался, то стихал, то снова усиливался.

то О, то О, то О.

По вечерам он или читал, или смотрел телевизор.

или О, или О.

4.2. При однородных членах запятая не ставится:

  • Перед одиночным соединительным или разделительным союзом:

Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит (М. Горький).

О и О.

Я или Володя отправляемся в карету, а Любочка или Катенька садятся в бричку

(JI. Толстой). О или О.

  • Перед союзом, который объединяет однородные члены в пары: Счастье и горе, радость и боль – все это было (М. Алигер).

О и О, О и О.

  • Если два однородных члена предложения (обычно антонимы), соединенные повторяющимися союзами и или ни – ни, образуют устойчивое сочетание: и день и ночь, и смех и грех, ни взад ни вперед, ни да ни нет, ни два ни полтора и др.

5. Знаки препинания в предложении с обобщающим словом

  • Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие: В вазе лежали фрукты: яблоки, груши.

  • Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире:

Яблоки, груши фрукты, лежащие в вазе.

  • Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них тире: Фрукты: яблоки, грушилежали в вазе.

6. Обособление определений

Определения  обособляются в соответствии со следующими правилами.

1. Обособляется согласованное определение, состоящее из нескольких слов и относящееся к предшествующему имени существительному.

  • Причастный оборот. Сравните два предложения:

Тропинка, /зарастающая травой/, вела к реке.
/Зарастающая травой/ тропинка вела к реке.

  • Определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами:

На окне, /серебряном от инея/, за ночь хризантемы расцвели (И. Бунин).

Обратите внимание! Если у определения есть зависимые слова, то они вместе составляют определительный оборот.

2. Обособляется согласованное определение, относящееся к личному местоимению, вне зависимости от занимаемого им места в предложении и распространенности. Например:

Счастливый, он рассказал мне о своих успехах.
Он, счастливый, рассказал мне о своих успехах.
/
Довольный своими успехами/, он рассказал мне о них.
Он, /довольный своими успехами/, рассказал мне о них.

У этого правила есть три примечания:

1. Согласованное определение (как однословное, так и состоящее из нескольких слов), относящееся к существительному и стоящее перед ним, может обособляться, если оно имеет дополнительное значение ПРИЧИНЫ (то есть совмещает в себе значения определения и обстоятельства причины). Например:

Уставшие, туристы решили отказаться от повторного восхождения.
/
Уставшие после бессонной ночи/, туристы решили отказаться от повторного восхождения.

(В обоих предложениях определение объясняет причину отказа от повторного восхождения.)

2. Определения, стоящие после определяемого слова, но тесно связанные по смыслу с ним или с другими членами предложения, НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ. В таких случаях, если изъять определение из состава предложения, фраза теряет смысл. Например:

Он мог услышать вещи /для себя довольно неприятные/ (М. Лермонтов).

Море у его ног лежало безмолвное и белое (К. Паустовский).

3. Определение обособляется, где бы оно ни стояло, если оно отделено от определяемого слова другими словами. Например:

В конце января, /овеянные первой оттепелью/, хорошо пахнут вишневые сады (М. Шолохов).

7. Обособление приложений

Приложения обособляются:

  • Любые при личных местоимениях:

Ему ли, карлику, тягаться с исполином? (А. Пушкин).

Вот оно, объяснение (Л. Толстой).

  • Распространенные приложения, стоящие после определяемого слова:

Могучий Лев, гроза лесов, лишился силы (И. Крылов).

Входят семь богатырей, семь румяных усачей (А. Пушкин).

  • Приложения с союзом как, если имеют добавочное обстоятельственное значение причины:

Вы, как инициатор, должны играть главную роль (В. Панова). – Вы должны играть глав- ную роль, так как вы инициатор.

  • Если союз как имеет значение «в качестве», то присоединяемый им оборот не является приложением и не обособляется:

Газ как топливо сейчас применяется очень широко.

  • Вместо запятой часто ставится тире, если приложение стоит в конце предложения:

Рядом помещалась каморка – хранилище каталогов (Д. Гранин).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические материалы для подготовки к кандидатскому экзамену по историни и философии науки (история медицины). Сост. Сорокина Т. С. М.: Янус-К, 2003 г. 112 с

    Материалы для подготовки
    Методические материалы для подготовки к кандидатскому экзамену по историни и философии науки (история медицины). Сост. Сорокина Т.С. - М.: Янус-К, 2003 г.
  2. Методические рекомендации для подготовки к поступлению в Саратовский военный институт внутренних войск мвд россии Саратов 2008

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации для подготовки к поступлению в Саратов­ский военный институт внутренних войск МВД России / В.В. Васильев, А.Г. Барбакарь, Н.
  3. Методические рекомендации по подготовке к зачету, экзамену и государственному экзамену в Высших учебных заведениях Российской Федерации

    Методические рекомендации
    Государственное управление: понятие, объект и предмет исследования, основные принципы формирования системы государственного управления, перспективы развития.
  4. Н. Г. Чернышевского Факультет психологии Кафедра теоретической и прикладной психологии методические рекомендации

    Методические рекомендации
    Вступительный экзамен при поступлению в магистратуру по направлению «Психология» включает тестирование (экзамен), позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.
  5. Список литературы, рекомендованной для подготовки к вступительному экзамену Федеральный закон РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25. 02. 1999г

    Закон
    Постановление Правительства РФ от 22.11.1997г. «Об утверждении порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет Бюджета развития РФ и положения об оценки эффективности инвестиционных проектов при размещении

Другие похожие документы..