Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебник'
Экономическая география России: Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д.э.н., проф. М.В. Степанова. — М.: ИНФРА-М, Российская экономическая а...полностью>>
'Закон'
В.); Саратовским научно-исследовательским институтом сельской гигиены (Спирин В.Ф., Кураева Н.Г.); Государственным комитетом санитарно-эпидемиологичес...полностью>>
'Конспект'
Потоки различных видов информации необходимо передать на большие расстояния c большой достоверностью. Важную роль при этом играет электрическая связь...полностью>>
'Урок'
Аналитическая информация об исполнении программных мероприятий программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконно...полностью>>

О. В. Турусова «Общая психология»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

С.Б. Березин, О.В. Турусова

«Общая психология»

С.В. Березин, О.В. Турусова «Общая психология», Самарский госуниверситет, Самара: 1995

В пособии реализуется логико-структурный подход к построению курса "Общая психология": основное содержание изложено в форме схем, таблиц и диаграмм, позволяющих, передать всю сложность и мно­гообразие взаимосвязей психологических феноменов.

Несмотря на структурную привязку содержания пособия к име­ющейся программе курса, оно выходит за рамки программы.

Авторами пособия закладываются действенные критерии усвоения каждой конкретной темы - на определенном уровне сложности-труднос­ти материала, применение которых способствует развитию логической рефлексии, механизмов самопрограммирования и логического контроля.

Составители - С.Б.Березин, канд.психол.наук О.В. Турусова Отв.редактор - канд.пед.наук, доцент Н.М.Магомедов

КАК РАБОТАТЬ С ПОСОБИЕМ? /От авторов/

Предлагаемое пособие преследует несколько целей. Являясь учеб­ным пособием по курсу "Общей психологии" для студентов непсихологических факультетов, оно направлено на снижение дефицита учебно-методической литературы по психологии, который явно ощущается сту­дентами и преподавателями. В пособии рассматриваются основные темы курса общей психологии. К каждой теме подобрана литература, обра­щаясь к которой, студенты могут углубить свои знания, самостоятель­но получить интересующую их информацию. Каждая тема заканчивается контрольными вопросами и заданиями, работая с которыми студенты получают возможность предварительно (до экзаменационной проверки) получить представление о своих знаниях и умениях, что позволяет корректировать процесс осмысления и изучения программного материа­ла.

Ответ на контрольный вопрос считается правильным как по со­держанию, так и по форме, если он удовлетворяет следующие требова­ния:

1) смысл ответа точно соответствует смыслу вопроса;

2) содержание ответа совпадает по объему с содержанием вопро­са, то есть суть вопроса в ответе освещена достаточно полно;

3) ответ имеет обоснованный характер (научно аргументирован);

4) построение мысли в ответе логически завершено.

Если работа с контрольными вопросами выявила недостаточность понимания какого-либо психологического явления или темы в целом, необходимо самостоятельно конкретизировать непонятный вопрос и об­ратиться за разъяснениями к преподавателю или дополнительным лите­ратурным источникам.

Темы каждого раздела, освещаемые их понятия, а также воп­росы и задания к каждое теме определяют круг знании и умении, которыми должны овладеть студенты в процессе курса общей психологии.

Уровень овладения программным материалом задается двумя неза­висимыми критериями - уровнем сложности и уровнем трудности. В связи с чем экзаменационная оценка по принятой пятибалльной систе­ме определяется в зависимости от достигнутого студентом уровня сложности и трудности.

Уровень трудности (коэффициент α) - это усвоенный студентом уровень интеллектуальных операций с данным материалом. Таких уров­ней четыре:

α1 - уровень узнавания /способность отличать друг от друга, узнавать, классифицировать различные психологические феномены или содержание различных психологических тео­рий.

α2 - уровень воспроизведения (целостное воспроизведение ус­военной информации о психологическом феномене или тео­рии).

α3 - уровень применения (возможность применения знаний о психологическом феномене или теории на практике).

α4 - уровень творчества (способность перекоса знаний, умений и навыков в новые ситуации или условия).

Уровень сложности (коэффициент) - это уровень абстракции или уровень обобщенности материала.

Можно выделить четыре таких уровня:

β1 - феноменологический уровень (уровень обще-схематичного нерасчлененного описания феномена или теории).

β2- аналитико-систематический уровень (анализ феномена или теории, выявление общих закономерностей, структурных составляющих элементов или единиц).

β3 - прогностический уровень (указание практического исполь­зования или проявлений феномена в реальное практике; прогноз развития феномена).

β4 - аксиоматический уровень (возможность использования феномена или теории для описания и обоснования других феноменов и теорий).

В связи с тем, что преподавание психологии для непсихологов обладает определенной сложностью, конкретная тема преподается, (а значит ж должна быть усвоена) на определенном уровне сложности-трудности. Этот уровень, соответствующий оценкам "отлично", "хоро­шо" и "удовлетворительно" указывается для каждой темы. Опираясь на указанные коэффициенты студент может заранее определить необ­ходимый для него уровень освоения материала. Таким образом, ом получает в свои руки инструмент управления своим учебным трудом.

Для каждого контрольного вопроса также указаны коэффициенты сложности и трудности. Ориентируясь на эти коэффициенты, студент может самостоятельно диагностировать достигнутый им уровень и прогнозировать свою оценку на экзамене.

Использование коэффициентов сложности-трудности восстанав­ливает утраченную в учебном процессе психологическую структуру деятельности, возвращая ей ориентировочные и контрольно-коррекционные компоненты.

Несмотря на структурную привязку содержания пособия к име­ющейся программе курса общей психологии, его фактическое содер­жание порой выходит за рамки программы и призвано расширить пред­лагаемые на лекциях и в других учебных пособиях сочетания по изу­чаемому предмету. Таковы, например, тема "Сознание ж самосозна­ние личности", темы, входящие в третий раздел "Теории личности в зарубежной психологии", тема "Группы и групповая динамика" из седьмого раздела.

Значительная часть содержащегося в пособии учебного материа­ла изложена в виде схем, таблиц или диаграмм. Широкое использова­ние такого способа выражения информации не случайно. Во-первых, такая форма позволяет существенно "уплотнить" информацию, а иногда и более адекватно, чем в форме развернутого словесного описания, передать сложность и многообразие взаимосвязи различ­ных психических феноменов. Во-вторых, такой способ представляет­ся нам в высшей степени эффективным приемом, активизирующим и направляющим мышление обучаемого, дело в том, что различного ро­да схемы, диаграммы и таблицы являются способом объективации особой - формы анализа - анализа через синтез, являющейся основой процесса мышления.

Таким образом, работа с предлагаемыми схемами и таблицами позволяет более глубоко и всесторонне осваивать предлагаемый ма­териал.

В процессе написания учебного пособия, авторы пользовались классической и современной психологической литературой, использо­вались достижения педагогической науки.

"Как работать с пособием", тема 1 раздела "Предает психоло­гии", темы 1У раздела "Познавательные процессы", темы У раздела. Эмоционально-волевые процессы", темы из раздела "Индивидуально-психологические свойства личности" написаны Березиным С.Б.

Такие темы 1 раздела, как "Методы психологии", "Развитие пси­хики в филогенезе", "Краткий очерк истории психологии", а также темы в разделе "Деятельность, сознание, личность", темы раздела Ш "Теории личности :. зарубежной психологии", темы раздела УП "Общение и группы", тема "Воля" написаны Турусовой О.В.

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДение В ПСИХОЛОГИЮ.

Тема 1. предмет психологии

План:

  1. Понятие о психологии.

  2. Психика как предмет психологии.

  3. Основные отрасли современной психологии.

Литература:

Ананьев Б.Г. Человек как предает познания. Л., ЛГУ. 1986. С. 276-335.

Гамезо M., Дамашеико 11.А. Атлас по психологии. М., Просве­щение, 19Ш. С. 12-23.

Леонтьев А.Н. Понятие отражения и его значение для психоло­гии //Хрестоматия по психологии /Сост. В.В.Мнроненко, под ред. А.В. Петровского. М., Просвещение, 1987. С. 13-26.

Ломов Б.Ф. Система наук о человеке Психологический журнал. 1987. № 1 С.3-13»

Общая психология /Под рзд. А.В.Петровского, 3-е изд., перераб. и доп. М., Просвещение, 1986. С. 5-29.

В комплексе наук о человека важнейшая роль принадлежит психологии. По сути дела, любая проблема, относящаяся к изучению человека, в конечном счете приводит к необходимости анализа круга явлений, которые традиционно определяются как психические (психичес­кие свойства, состояния, процессы, функции и т.д.). Мир психичес­ких явлении чрезвычайно разнообразен, но есть одна существенная особенность, которая, будучи свойственной всем этим явлениям, объединяет их в один класс. Она заключается в отнесенности этих явле­ний к внутреннему миру человека. Таким образом, психология - это наука о внутреннем (психическом) мире человека.

Предметом психологии являются - фактом психической жизни, меха­низмы и закономерности психики человека и формирование психологи­ческих особенностей его личности. Психику принято понимать как особую форму жизнедеятельности, как свойство высокоорганизованной материи заключающееся в субъективном отражении объективного мира» Бее в психике и сама она в целом - субъективный образ объективно­го мира, идеальное отражение реальной действительности. При этом необходимо иметь в виду, что психическое отражение имеет ряд су­щественных особенностей, отличающих это от других форм отражения.

Позже всего это - его активный характер. Психическое отраже­ние, формирующее психический образ, не зеркально, не пассивно! Оно сопряжено с активным поиском, активным выбором того, что станет психическим образом. То есть сам по себе "образ" необходимо пони­мать не как "картинку" или "фотографию”, а как множество состоянии его носителя. Следовательно, психическое отражение - это отражение не окружающего мира, среды или воздействий, а отражение тенденции изменений всего того, что есть вовне ж внутри; психическое отраже­ние - это "построение знание" о более менее близком и отдаленном будущем субъект-объективной системы. Психическое отражение - это активное моделирование образа, а не просто его пассивное возникно­вение. В таком моделировании образа внешней действительности заклю­чается еще одна, особенность психического отражения - его oпeрежающий характер.

•Образы окружающей действительности, понимаемые нами как множество субъективных. состояний носителя этих образов, характеризу­ется разной степенью адекватности, т.е. соответствия отображаемому объекту. Ho важно, что психическое отражение, как моделирование образа, способно совершенствоваться и углубляться. В этом заключа­ется третье свойство психического отражения.

Такое представление в сущности психического отражения позволяет глубже понять основную функцию психики, заключающуюся в построении прогноза того что произойдет, в отражении того, чего еще пока нет.

Весь процесс только в том, как, каким образом оказывается возможным отображать в состояниях: субъекта то, что в действительности еще нет, при этом» отражать более или менее адекватно? Другими словами: как отражаемое преобразуется в отраженное?

Этот вопрос является главной проблемой психологической науки.

Основная функция психики.


Рис.1

Всю совокупность психических явлений, составляющих, предает психологии» можно условно разделить на три класса; процессы, свой­ства личности и состояний (рис. 2).

Основные формы проявления психики



Психические процессы

Состояния

Свойства личности



-устойчивый интерес

-творческий подъем

-апатия

-угнетенность и т.п.

-темперамент

-характер

-способность

-направленность

познавательные

эмоциональные

волевые

-ощущение

-восприятие

-мышление

-воображение

-память

-речь

-внимание

-настроение

-чувства

-реакции


Рис. 2. Основные формы проявления психики

Строго говоря, любой психический феномен является процессом, характеризующимся своей динамикой, вместе с тем, деление психичес­ких явлений на процессы» состояния и свойства вполне правомерно, поскольку каждый из выделенных классов обладает своими специфичес­кими особенностями. Так, психический процесс - это наиболее кратковременное психическое явление, выраженное начало и конец.

Психические состояния занимают по продолжительности промежу­точное положение между кратковременным психическим процессами и свойствами личности. Психические состояния могут быть достаточно продолжительными, хотя при изменении условий или вследствие адап­тации могут и быстро меняться.

Психические свойства личности в отличие от процессов и состояний, характеризуются большей стабильностью и стойкостью. Стабиль­ность свойств личности заключается в сходимости их проявлений! в одинаковых условиях. Стойкость свойств личности вовсе не означает их неизменности: под воздействием воспитания к самовоспитания они претерпевают порой существенные изменения.

Понятно, что разделение явлений, изучаемых в психологии на процессы, свойства и состояния довольно условно. Всякий процесс, если он длится достаточно долго, можно характеризовать как сущест­вующее состояние организма. С другой стороны, многие состояния не существуют иначе как в форме процессов. Более того, реальная пси­хика - это непрерывно меняющийся поток психического отражения дей­ствительности ж взаимодействия с этой действительностыо и взаимодействия с этой действительностью, в котором все психические явления оказываются неразрывно связанными друг с другом, в буквальном смысле слова, растворены друг в друге.

Современная психология, как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики, представляет собой широко разветв­ленную область человеческих знании. В ней выделяют много различных отраслей, каждая из которых является относительно самостоятельным направлением научных исследований. Задачи, стоящие перед этими отраслями, являются конкретизацией основной проблемы психологии. Имея это в виду, правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе психологических наук. Их в свою очередь можно разделить на общие или базовые и специальные (рис. 3).

Базовые отрасли психологии направлены на понимание и объяснение психики и поведения людей независимо от того, какой конкретной деятельностью они занимаются. Задача базовых отраслей психологии, часто объединяемых названием "общая психология" - поиск наи­более общих универсальных закономерностей развития и функциониро­вания психика.

Специальные отрасли психологии направлены на исследование по­ведения и психологии людей в условиях конкретной теоретической или практической деятельности» Их задача - поиск особенностей проявле­ния общепсихологических закономерностей. Таким образом, специаль­ные отрасли психологии активно используют достижения общей психо­логии, которая является фундаментальной основой их развития.

Психология

Общая психология

Специальные отрасли психологии



Психология познавательных процессов

Возрастная психология

Педагогическая психология

Психология труда


Психология личности

Социальная психология

Медицинская психология

Инженерная психология


Психология индивидуаль-ных различий

Зоопсихоло-гия

Военная психология

Экологическая психология


Психофизио-логия

Юридическая психология

Психология управления


Рис. Комплекс психологических наук

α1β3- отл., α1β2 хор., α1β1 – удовл.

Вопросы:

  1. Что является предметом психологической науки? (α1β1)

  2. Чем объяснить трудность определения предмета психологии? (α2β3)

3. Какие психическиее явления изучает психология? Как группируются эти явления? (α1β2)

  1. Психика - субъективное отражение объективного мира. Как Вы это понимаете? (α2 β2)

  2. Какова роль общей психологии в системе психологических
    знаний? (α1 β2)

  3. Как Вы думаете, каковы перспективы развития психологии в современных, условиях? (α1 β3)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебная программа (Syllabus) Дисциплина: Методика преподавания психологии Специальность

    Программа
    Учебная программа (Syllabus) дисциплины «Методика преподавания психологии» составлена на основе ГОСО по специальности , типового учебного плана , типовой учебной программы «Методика преподавания психологии» и
  2. Методические рекомендации по методике преподавания психологии. Тематика семинарских занятий по методике преподавания психологии

    Методические рекомендации
    Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 020400-психология. Квалификация: психолог, преподаватель психологии.
  3. В г. Брянске кафедра социальной психологии и коррекционной педагогики курачева Лариса Геннадьевна рабочая программа (2)

    Рабочая программа
    Цель курса – формирование у учащихся знаний о целях, содержании и методах преподавания психологии на различных уровнях образования и для разных контингентов обучения.
  4. Наименование программы с указанием категории слушателей: «Методика преподавания психологии детям дошкольного и младшего школьного возраста»

    Программа
    Программа для методистов, заведующих детскими дошкольными учреждениями, педагогов-психологов, воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методика преподавания психологии» для специальности 031000 педагогика и психология

    Учебно-методический комплекс
    Учебная дисциплина представляетсобой курс по выбору. Изучается на психолого-педагогическом факультете, отд. «Педагогика и психология» на 4 курсе в восьмом семестре.

Другие похожие документы..