Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Не так легко писать о каком-либо человеке, о музыканте вооб-ще трудно. Писатели любят впадать в , любят представлять походку, жесты, улыбку и прочее. ...полностью>>
'Документ'
Постоянно или временно проживающие иностранные граждане, обязаны обратиться с заявлением о регистрации по месту жительства (приложение 1) в орган миг...полностью>>
'Документ'
Протокол разрешения споров (далее Протокол) представляет собой систему, с помощью которой члены Дальневосточной рабочей группы (ДВРГ) могут урегулиро...полностью>>
'Документ'
Театральный педагог найдет в этой книге практический материал о внешнем поведении представителей разных социальных слоев в странах Западной Европы (X...полностью>>

Н. Я. Мясковский переписка всесоюзное издательство «советский композитор» Москва 1977 редакционная коллегия: Д. Б. Кабалевский (ответственный редактор) А. И. Хачатурян д. Д. Шостакович вступительная статья

Главная > Статья
Сохрани ссылку в одной из сетей:

2 15 февраля 1936 г. впервые в Париже под управлением Ш. Мюнша Р. Сетанс исполнил Второй концерт для скрипки с оркестром С. С. Прокофьева.

3 «Серенада», ор. 32, № 1 Н. Я. Мясковского под управлением Э. Клейбера исполнялась в Москве 6 и 10 февраля 1936 г.

4 Четырнадцатая симфония Н. Я. Мясковского исполнялась под управлением B. Л. Кубацкого в Москве 11 и 14 февраля 1936 г. Упомянутое исполнение прошлого года состоялось 24 февраля 1935 г.

5 Из четырех песен С. С. Прокофьева, представленных на конкурс газеты «Правда»: «Партизан Железняк» на слова М. Голодного, «Анютка» на народные слова и две песни на слова А. Н. Афиногенова «Растет страна» и «Сквозь снега и туманы№, — вторую премию получила песня «Анютка» (первая премия не присуждалась), песня «Растет страна» удостоена похвального отзыва.

6 Редакционные статьи в «Правде»: «Сумбур вместо музыки» (1936, 27 января) и «Балетная фальшь» (1936, 6 февраля). 7 Двенадцать романсов на слова М. Ю. Лермонтова, op. 40 Н. Я. Мясковского написаны в декабре 1935 г. и в январе 1936 г. Романсы изданы Музгизом в 1937 г.

8 Речь идет о Шестнадцатой симфонии Н. Я. Мясковского. См. комм. 10 к письму 405.

9 «Дон Кихот и Дульцинея», три песни для голоса с оркестром М. Равеля написаны в 1934 г. и изданы фирмой A. Durand в том же году.

10 Концерт Es-dur для саксофона с оркестром А. К. Глазунова написан в 1931 г., издан фирмой Alphonse Ludex в Париже в 1936 г. Ко времени написания комментируемого письма у Н. К. Метнера не было издано других произведений, кроме упомянутых в комм. 3 к письму 391.

К письму 410

1 «Петя и волк», симфоническая сказка для детей, op. 67 С. С. Прокофьева написана весной 1936 г. Расшифровку партитуры производил П. А. Ламм, живший имеете с Н. Я. Мясковским на даче на Николиной Горе. «Петя и волк» был издан Музгизом в 1937 г. в переложении автора для фортепиано и в 1940 г. партитура.

К письму 411

1 «Пиковая дама», музыка к незавершенному кинофильму М. И. Ромма, op. 70 С. С. Прокофьева написана в 1936 г. Сохранился авторский клавир с разметками инструментовки (24 номера) и незавершенная партитура (20 номеров) рукой П. А. Ламма, который расшифровывал клавир (ЦГАЛИ, ф. 1929, оп. 1, ед. хр. 93).

К письму 413

1 «Евгений Онегин», музыка к неосуществленному спектаклю Московского Камерного театра (пьеса А. Д. Кржижановского по А. С. Пушкину, предполагаемая постановка А. Я. Таирова), op. 71 С. С. Прокофьева написана в 1936 г. Сохранился авторский клавир с разметками инструментовки (44 номера) (ЦГАЛИ, ф. 1929, оп. 1, ед. хр. 85). Партитура напечатана издательством «Советский композитор» в 1973 г.

К письму 414

1 См. комм. 10 к письму 405. Н. Я. Мясковский корректировал после переписки партитуру Шестнадцатой симфонии для предстоящего первого исполнения под управлением Э. Сенкара в Москве 24 октября 1936 г. На это исполнение С. С. Прокофьев откликнулся статьей «Новая советская симфония» в газете «Советское искусство», 1936, 29 окт., № 50.

К письму 415

1 2 декабря 1936 г. в Брюсселе в радиоконцерте из произведений С. С. Прокофьева под его управлением исполнялись: Увертюра, op. 42; Второй концерт для скрипки с оркестром, исп. Р. Сетанс; Скифская сюита «Ала и Лоллий»; Заклинание «Семеро их»; Сюита из балета «Шут».

2 В декабре 1936 г. С. С. Прокофьев выступал в симфонических концертах как пианист и дирижер, и в камерных концертах с исполнением своих произведений. Выступления состоялись: 4 декабря в Бордо, 19 декабря в Париже, 21 октября в Лозанне, 29 декабря в Праге.

3 См. комм. 2 к письму 387. Концерт впервые был исполнен в Париже 21 ноября 1935 г. автором и С.-С. И. Стравинским.

4 «Игра в карты», балет в трех сдачах на либретто автора в сотрудничестве с М. Малаевым написан И. Ф. Стравинским в 1936 г. Партитура издана фирмой Б. Шотта в 1937 г. 5 «Христофор Колумб», опера Д. Мийо (первая часть оперной трилогии, вторая — «Максимилиан», третья — «Боливар») написана в 1928 г. Клавир издан Universal Edition в 1930 г.

6 19 декабря 1936 г. в Париже в симфоническом концерте из произведений С. С. Прокофьева под управлением А. Вольфа исполнялись: Увертюра на еврейские темы в редакции для симфонического оркестра (впервые под управлением автора); Первый концерт для скрипки с оркестром, исп. А. Москошяк; Первая сюита из балета «Ромео и Джульетта» (впервые); Третий концерт для фортепиано с оркестром, исп. автор; Сюита из балета «Стальной скок»; Сюита из оперы «Любовь к трем апельсинам».

7 Речь идет о первом исполнении Первой сюиты из балета «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева под управлением Н. С. Голованова в Москве 24 ноября 1936 г., где также исполнялись: Скифская сюита «Ала и Лоллий» и Третий концерт для фортепиано с оркестром, исп. автор.

8 9 января 1937 Г. под управлением Э. Сенкара впервые в Париже исполнялись: Шестнадцатая симфония Н. Я. Мясковского; Первый концерт для фортепиано с оркестром Д. Д. Шостаковича, исп. Я. Вейль; Русская увертюра С. С. Прокофьева. Русская увертюра C-dur, op. 72 С. С. Прокофьева написана (первая редакция) в 1936 г. и впервые исполнена в Москве 29 октября 1936 г. под управлением Э. Сенкара. В 1937 г. автор сделал вторую редакцию увертюры. Партитура издана Музгизом в 1946 г.

9 Третья симфония a-moll, op. 44 С. В. Рахманинова написана в 1935—1936 гг., впервые исполнена в Филадельфии 6 ноября 1936 г. и в Нью-Йорке под управлением Л. Стоковского. Партитура издана фирмой TAИP в 1937 г.

10 Книга Н. К. Метнера «Муза и мода (защита основ музыкального искусства)» выпущена в Париже фирмой ТАИР в 1935 г.

К письму 416

1 В концерте 8 декабря 1936 г. в Москве под управлением Э. Сенкара исполнялись: С. С. Прокофьев — Русская увертюра, op. 72; П. И. Чайковский — Первый концерт для фортепиано с оркестром, исп. Я. В. Флиер; Н. Я. Мясковский — Шестнадцатая симфония.

2 Драматическая (третья) симфония h-moll, op. 17 В. В. Желобинского написана в 1936 г. и впервые исполнена в Москве 17 и 20 декабря 1936 г. под управлением А. В. Гаука.

3 Увертюра на марийские темы, op. 25 В. Я. Шебалина написана в 1936 г. и впервые исполнена в Москве 18 декабря 1936 г. под управлением Н. С. Голованова.

4 Речь идет о романсах на слова А. С. Пушкина для голоса с фортепиано, op. 73 «Сосны», «Румяной зарею», «В твою светлицу», написанных С. С. Прокофьевым в 1936 г.; изданы Музгизом в 1937 г. в сборнике «А. С. Пушкин в романсах и песнях советских композиторов». Н. Я. Мясковский держал корректуру этих романсов.

К письму 417

1 Концерты в Америке, где исполнялись произведения С. С. Прокофьева, состоялись: 21 и 22 января 1937 г. в Чикаго под управлением Г. Ланге — Первая сюита из балета «Ромео и Джульетта», Третий концерт для фортепиано с оркестром исп. автор; 5 и 6 февраля в Бостоне под управлением С. А. Кусевицкого — Скерцо и Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам», Третий концерт для фортепиано с оркестром исп. автор, Скифская сюита «Ала и Лоллий»; 8 февраля в Вашингтоне в Советском посольстве С. С. Прокофьев исполнил: Andante из Четвертой сонаты, три гавота из op. 12, op. 25, op. 32, несколько пьес из «Детской музыки».

2 См. комм. 8 к письму 415.

3 В концерте 20 февраля 1937 г. в Париже под управлением А. Вольфа исполнялись: Н. Я. Мясковский — Лирическое концертино, op. 33, № 3; С. С. Прокофьев — Третий концерт для фортепиано с оркестром, исп. автор, сюита «Поручик Киже», Скифская сюита «Ала и Лоллий».

4 См. комм. 4 к письму 416.

К письму 418

1 В концертах под управлением Э. Ансерме в Москве 3 и 5 января 1937 г. исполнялись: Г. Берлиоз —Симфония «Гарольд в Италик» и И. Ф. Стравинский — «Петрушка», потешные сцены.

2 В программе концерта 30 января 1937 г. под управлением А. В. Гаука, кроме упомянутых Н. Я. Мясковским сочинений, исполнялись Три отрывка из балета «Жар-птица» И. Ф. Стравинского.

3 См. комм. 4 к письму 416.

4 В 1936 г. С. С. Прокофьевым были сделаны Первая и Вторая сюита из балета «Ромео и Джульетта», op. 64 bis и op. 64 ter., изданы в партитуре Музгизом в 1938 г.

5 Первые исполнения Второй сюиты из балета «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева состоялись под управлением автора: 15 апреля 1937 г. в Ленинграде и 20 ноября 1937 г. в Москве.

6 Упоминаемые исполнения Шестнадцатой симфонии Н. Я. Мясковского в Москве состоялись 21 и 23 января 1937 г.

7 См. комм. 8 к письму 415.

8 Письмо А. Г. Чеснокова к Н. Я. Мясковскому из Парижа без даты — почтовый штемпель получения «11 января 1937 г.» (ЦГАЛИ, ф. 2040, оп. 2, ед. хр. 268, л. 1—1 об.).

9 «Борис Годунов» — несостоявшаяся постановка трагедии А. С. Пушкина в театре имени Вс. Мейерхольда, для которой в 1936 г. С. С. Прокофьев написал музыку, op. 70 bis. Сохранился авторский клавир (24 номера) и незавершенная партитура (14 номеров) рукой П. А. Ламма, который расшифровывал клавир (ЦГАЛИ, ф. 1929, оп. 1, ед. хр. 87). Партитура напечатана издательством «Советский композитор» в 1973 г.

10 Семнадцатая симфония gis-moll, op. 41 H. Я. Мясковского написана в 1936—1937 гг., партитура издана Музгизом в 1947 г.

К письму 419

1 Сочинения H. H. Черепнина: Двенадцать эскизов для духовых инструментов с фортепиано, op. 45 и «Сказка о рыбаке и рыбке», шесть музыкальных иллюстраций, op. 41 были изданы фирмой П. Юргенсона и переизданы Музсектором в 1921 и 1924 гг. Рукописи их в архиве издательства П. Юргенсона хранятся в ЦГАЛИ (ф. 952, оп. 1, ед. хр. 777, 786, 787, 788, 790).

К письму 420

1 Упоминаемый концерт в Париже под управлением С. С. Прокофьева состоялся и январе 1938 г.

2 См. комм. 9 к письму 415. Переложение симфонии для фортепиано в четыре руки Г. В. Киркора издано Музгизом в 1949 г.

3 Б. С. Фишман играл Второй концерт для скрипки с оркестром С. С. Прокофьева в Москве 20 ноября 1937 г. под управлением автора.

4 Это была последняя зарубежная концертная поездка С. С. Прокофьева. Он выступал в Париже, Праге, Лондоне и Америке. Концерты в Лондоне состоялись: 26 января 1938 г. симфонический, 27 января в Советском посольстве, 28 января в обществе Великобритания—СССР.

5 Восемнадцатая симфония C-dur, op. 42 H. Я. Мясковского написана в 1937 г., партитура издана Музгизом в 1940 г. К письму 421

1 Сюита «Поручик Киже» С. С. Прокофьева в Америке была исполнена Бостоиским оркестром под управлением С. А. Кусевицкого 16 и 17 ноября 1937 г. в Бостоне и 20 ноября в Нью-Йорке.

2 Пятая симфония d-moll, op. 47 Д. Д. Шостаковича написана в 1937 г. Впервые исполнена в Ленинграде 21 ноября 1937 г. под управлением Е. А. Мравинского; в Москве — 29 января и 2 февраля 1938 г. под управлением А. В. Гаука. Партитура издана Музгизом в 1939 г.

3 См. комм. 1 к письму 361. Корректуру Вальсов Ф. Шуберта — С. Прокофьева держал Н. Я. Мясковский.

4 Веранда — В. А. Бурцева.

К письму 422

1 С. С. Прокофьев выступал в Америке в симфонических концертах в Детройте 11 февраля 1938 г. (дирижировал Классической симфонией и играл Первый концерт для фортепиано с оркестром под управлением В. Колара), в Денвере 18 февраля (та же программа, дирижер Э. Тюреман); в камерных концертах из своих сочинений в Нью-Йорке 6 февраля, в Денвере 20 февраля; в авторских клавирабендах в Чикаго 15 февраля, в Денвере 21 и 23 февраля.

2 В Париже 6 апреля 1938 г. С. С. Прокофьев выступал в Советском посольстве.

3 С. С. Прокофьев вернулся в Москву 16 апреля 1938 г. Его квартира в Москве была на улице Земляной вал в доме № 14/16.

4 «Кантата к двадцатилетию Октября» для двух смешанных хоров, симфонического и военного оркестров, оркестра аккордеонов и шумовых инструментов на тексты из сочинений Маркса, Ленина, Сталина, op. 74 С. С. Прокофьева написана в 1936—1937 гг. Кантата осталась неизданной. Впервые исполнена в Москве (не полностью) 5 апреля 1966 г. под управлением К. П. Кондрашина.

5 Ф. Мотль сделал свободную обработку для концертного исполнения трех отрывков из балета «Цефал и Прокрис» А. Гретри под названием Балетная сюита.

К письму 423

1 Шесть пьес для фортепиано, op. 52 С. С. Прокофьева (см. комм. 3 к письму 324) переизданы Музгизом в 1938 г.

2 Издательским редактором Музгиза, выпустившим Вальсы Ф. Шуберта — С. Прокофьева в редакции для двух фортепиано в четыре руки, был Е. К. Голубев.

3 Н. Я. Мясковский имеет в виду многократное исполнение А. В. Гауком Пятой симфонии Шостаковича в начале 1938 г.: 29 января и 2 февраля (см. комм. 2 к письму 421), 11 и 18 февраля, 1 и 4 марта, 11 апреля.

4 Упомянутый концерт состоялся 14 марта 1938 г. В программе: Симфония на две русские темы, восстановленная В. Я. Шебалиным; Испанское болеро; «Память дружбы», ноктюрн И. Гуммеля в инструментовке М. И. Глинки; «Коса», цыганская песня для голоса, хора и оркестра, исп. Ф. С. Петрова (все эти сочинения исполнялись впервые); «Арагонская хота»; «Камаринская»; «Ночь в Мадриде»; Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

5 «Гамлет», музыка к трагедии В. Шекспира для малого симфоническою оркестра, op. 77 С. С. Прокофьева написана в 1937—1938 гг. для спектакля ленинградского Театра-студии под руководством С. Э. Радлова. Спектакль состоялся 15 мая 1938 г. в постановке С. Э. Радлова, художник В. В. Дмитриев. Сохранился авторский клавир с разметками инструментовки (10 номеров) (ЦГАЛИ, ф. 1929, оп. 1, ед. хр. 90). По-видимому, П. А. Ламм делал расшифровку партитуры. Партитура напечатана издательством «Советский композитор» в 1973 г. 6 «Кавказский пленник», балет-поэма, либретто Н. Д. Волкова по поэме А. С. Пушкина, написан Б. В. Асафьевым в 1936 г. и инструментован в 1937 г. Впервые поставлен в Ленинграде 14 апреля 1938 г. под управлением П. Э. Фельдта, в Москве 20 апреля 1938 г. под управлением Ю. Ф. Файера. «Иван Болотников», героический балет, либретто M. M. Габовича, написан Б. В. Асафьевым в феврале 1938 г., но не был инструментован.

7 В марте 1938 г. гитлеровские войска вошли в Австрию, произошел так называемый аншлюс, то есть присоединение Австрии к нацистской Германии.

К письму 424

1 Фро, бог света и радуги — действующее лицо в опере «Золото Рейна» Р. Вагнера.

2 В начале августа 1941 г. по решению Правительства группа крупнейших деятелей советского искусства, в том числе Н. Я. Мясковский и С. С. Прокофьев с семьями, были эвакуированы из Москвы в Нальчик. В ноябре 1941 г. вся группа переехала в Тбилиси. В июне 1942 г. С. С. Прокофьев переехал в Алма-Ату, где С. М. Эйзенштейн снимал фильм «Иван Грозный», для которого С. С. Прокофьев писал музыку. 31 августа 1942 г. Н. Я. Мясковский вместе с П. А. Ламмом выехал из Тбилиси во Фрунзе.

3 «Война и мир», опера С. С. Прокофьева на либретто М. А. Мендельсон-Прокофьевой и композитора по одноименному роману Л. Н. Толстого, op. 91, написана в первой редакции в 1941—1942 гг.

4 С. С. Прокофьев хотел добиться переезда П. А. Ламма в Алма-Ату для работы над расшифровкой партитуры оперы «Война и мир».

5 Драматическая увертюра g-moll для духового оркестра, op. 60 Н. Я. Мясковского написана в 1942 г. Партитура издана Музгизом в 1946 г.

6 Ю. А. Шапорин.

7 Тимур — собака у хозяев дома в Тбилиси, где жил Н. Я. Мясковский.

К письму 425

1 Мира Александровна Прокофьева (урожд. Мендельсон), вторая жена композитора, соавтор либретто его опер: «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке», балета «Сказ о каменном цветке».

2 Седьмая симфония C-dur, op. 60 Д. Д. Шостаковича написана в 1941 г. Впервые исполнена в Куйбышеве 5 марта 1942 г. под управлением С. А. Самосуда, в Ереване исполнялась 11, 12 и 14 июля 1942 г. под управлением М. А. Тавризиана. 14 июля 1942 г. в № 164 ереванской газеты «Коммунист» Н. Я. Мясковский в заметке «Философская симфония» писал: «Дмитрий Шостакович один из крупных современных композиторов и его музыка всегда привлекает к себе всеобщее внимание. Его новая симфония, удостоенная Государственной премии, — сочинение философского плана. Трагические события наших дней придали его музыке особую содержательность и силу.

Еще в Пятой симфонии Шостакович простился со своей молодостью — пришла творческая зрелость, его замыслы приобрели глубину. В Седьмой симфонии зга зрелость особенно очевидна. Перед нами цельное и значительное произведение искусства.

Очень трудная концепция симфонии правильно понята дирижером. Колоссальная работа, проделанная оркестром под управлением М. А. Тавризиана, увенчалась настоящим успехом». Партитура Седьмой симфонии издана Музгизом в 1942 г.

3 О Пятой симфонии Д. Д. Шостаковича см. комм. 2 к письму 421. Шестая симфония h-moll, op. 54 Д. Д. Шостаковича написана в 1939 г.; впервые исполнена в Ленинграде 5 ноября 1939 г. под управлением Е. А. Мравинского. Партитура издана Музгизом в 1941 г.

4 См. комм. 5 к письму 424. К письму 426

1 Открытка В. В. Держановского Н. Я. Мясковскому из Москвы от 9 сентября 1942 г. (ГЦММК, ф. 71, № 483).

2 Второй струнный квартет (на кабардинские темы) F-dur, op. 92 С, С Прокофьева написан в 1941 г.; впервые исполнен в Москве 5 и 10 сентября 1942 г., Квартетом имени Бетховена. Партитура издана Музгизом в 1944 г.

К письму 427

1 В группе московских музыкантов, приехавших из Тбилиси во Фрунзе, вместе с Н. Я. Мясковским были: Аи. Н. Александров, Е. М. Гузиков, П. А. Ламм, С. А. Малявин, В. В, Нечаев, С. Е. Фейнберг с семьями.

2 В феврале 1940 г. С. С. Прокофьев был избран заместителем председателя правления Московского Союза советских композиторов.

3 «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным», кантата на слова П. Г. Антокольского для солистов, хора и оркестра, op. 93 С. С. Прокофьева написана в Алма-Ате летом 1942 г. и закончена в партитуре в 1943 г. Сохранился авторский клавир с разметками инструментовки и партитура рукой П. А. Ламма, который расшифровывал этот клавир (ЦГАЛИ, ф. 1929, оп. 1, ед. хр. 256—259). Не издана.

4 Соната D-dur, для флейты и фортепиано, ор. 94 С. С. Прокофьева написана в 1942—1943 гг. по заказу Комитета по делам искусств СССР.

5 Имеются в виду Двадцать вторая и Двадцать третья симфонии Н. Я. Мясковского. Двадцать вторая симфония-баллада h-moll, op. 54 написана в 1941 г. в Нальчике. Партитура издана оркестротекой СК СССР в 1944 г. Двадцать третья симфония a-moll (на кабардино-балкарские темы), ор. 56 написана в Нальчике и Тбилиси в 1941 г. Партитура издана Музгизом в 1946 г.

К письму 428

1 «Киров с нами», поэма-кантата на слова Н. С. Тихонова для солистов, хора и оркестра, op. 61 Н. Я. Мясковского написана в Тбилиси и во Фрунзе в 1942 г. Издано Музгизом в 1945 г. авторское переложение для пения с фортепиано, в 1956 г. — партитура.

К письму 429

1 В. В. Держановский скончался в Загорске 19 сентября 1942 г. Его памяти Н. Я. Мясковский посвятил Двадцать четвертую симфонию.

2 См. комм. 2 к письму 426.

3 Письмо В. П. Ширинского к Н. Я. Мясковскому из Москвы от 18 сентября 1942 г. (ЦГАЛИ, ф. 2040, оп. 2, ед. хр. 277, л. 3—3 об.).

К письму 430

1 Н. Я. Мясковский выехал из Фрунзе 7 декабря 1942 г. и 16 декабря приехал в Москву.

К письму 431

1 В декабре 1942 г. С. С. Прокофьев выезжал в Москву, где показывал первую редакцию оперы «Война и мир» и Седьмую сонату для фортепиано в Комитете по делам искусств, после чего в феврале 1943 г. возвратился в Алма-Ату.

2 «Суворов», опера на либретто С. Д. Кржижановского, op. 101 С. Н. Василенко написана в 1941—1942 гг. В Алма-Ате была поставлена 23 февраля 1943 г. К письму 432

1 19 марта 1943 г. С. С. Прокофьев был удостоен Государственной премии второй степени за Седьмую сонату для фортепиано. Эта соната, задуманная еще в 1939 г., была завершена весной 1942 г. и издана Музгизом в 1943 г. Седьмая соната исполнялась С. Т. Рихтером в Москве 14 января 1943 г. в закрытом концерте Совинформбюро. Публично впервые была исполнена в Москве С. Т. Рихтером 18 января 1943 г. и повторена 23 января в первом концерте цикла «Выставки советской музыки». Н. Я. Мясковский был членом комитета по Государственным премиям СССР (в 1939—1961 годах назывался Комитетом по Сталинским премиям, поэтому Н. Я. Мясковский и называет его Сталинским комитетом) и потому сообщал, что для показа Седьмой сонаты Комитету был приглашен Н. Г. Вальтер.

2 Восьмой струнный квартет fis-moll, op. 59 H. Я. Мясковского написан в Тбилиси в 1942 г. Партитура издана Музгизом в 1944 г.

3 С. И. Шлифштейн работал в 1939—1945 гг. старшим консультантом по вопросам музыки в Комитете по делам искусств. Через него осуществлялись заказы композиторам. В 1942 г. он ездил в Тбилиси для переговоров с С. С. Прокофьевым по поводу первой редакции оперы «Война и мир». В декабре 1942 г. в Москве в Комитете но делам искусств Шлифштейн присутствовал на показе и обсуждении оперы. У него были разногласия с Н. Я. Мясковским по поводу отдельных мест оперы.

К письму 433

1 Пятый «славянский» струнный квартет F-dur, op. 33 В. Я. Шебалина написан в 1942 г. и впервые исполнен в Москве 21 ноября 1942 г. Квартетом имени Бетховена. Партитура издана Союзом советских композиторов в 1943 г. Квартет удостоен Государственной премии первой степени за 1942 г.

2 Седьмая симфония Д. Д. Шостаковича под управлением Н. Г. Рахлина исполнялась в Москве 18 марта 1943 г.

3 Упоминаемое исполнение М. В. Юдиной Второго концерта для фортепиано с оркестром С. С. Прокофьева состоялось в Москве 28 апреля (а не 31 марта) 1943 г.

4 Четвертая симфония G — C-dur, op. 37 В. В. Желобинского написана в 1942 г.; впервые исполнена 26 мая 1943 г. под управлением К. П. Кондрашина. В этом же концерте исполнялась Вторая сюита из балета «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева.

5 Третья симфония e-moll, op. 21 Е. К. Голубева написана в 1943 г.; впервые исполнена в Москве 30 июля 1943 г. под управлением Н. П. Аносова. Отрывки из оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева в этом концерте не исполнялись.

6 Третья симфония, op. 17 В. Я. Шебалина впервые исполнена в Москве 11 февраля 1944 г. под управлением Н. П. Аносова.

7 Семнадцатая симфония Н. Я. Мясковского под управлением К. П. Кондрашина исполнялась в Москве 4 апреля 1943 г.

8 Кантата Н. Я. Мясковского «Киров с нами» впервые была исполнена в Москве по радио 25 сентября 1943 г. под управлением А. М. Ковалева.

9 Восьмой струнный квартет Н. Я. Мясковского, впервые исполненный в Москве Квартетом имени Бетховена 21 марта 1943 г., был повторен 27 марта и 2 апреля.

10 Второй струнный квартет С. С. Прокофьева исполнялся в Москве 17 апреля 1943 г. Квартетом имени Бетховена.

11 Диплом на получение Государственной премии второй степени за Седьмую сонату для фортепиано С. С. Прокофьева.

К письму 434

1 Третий струнный квартет e-moll, op. 28 В. Я. Шебалина написан в 1938 г. Партитура издана Музгизом в 1941 г. Четвертый струнный квартет g-moll, op. 29 В. Я. Шебалина написан в 1940 г. Партитура издана оркестротекой ССК в 1941 г.

2 Речь идет о неосуществленном замысле оперы «А у шаха есть рога» («Хан-Бузай»), о чем С. С. Прокофьев писал: «Мне захотелось написать лирико-комическую оперу на казахском народном музыкальном материале, очень свежем и красивом, заинтересовавшем меня еще в 1927 году, когда я познакомился со сборниками казахского фольклора, составленными Затаевичем, в которых записано 1750 народных музыкальных напевов и тем. Я проделал большую работу по отбору из этих сборников необходимого материала для оперы, которую я собираюсь писать, придерживаясь нового метода, разбив либретто на отдельные моменты, подобные кадрам кино, и подбирая к каждому такому кадру музыкальный материал, кажущийся мне подходящим именно к данному моменту. Либретто мы пишем вместе с Мирой Мендельсон, используя для него сказки, легенды, пословицы казахского народа. Опера подвигается медленно, потому что меня отвлекли от нее Пятая и Шестая симфонии, «Ода на окончание войны» и ряд других работ, задуманных одновременно с нею. Поэтому мне приходится пока ограничиться распределением богатейшего материала из сборника Затаевича по кадрам. Как только позволит время, я приступлю непосредственно к написанию оперы и, надеюсь, работа пойдет быстро, так как весь материал будет уже в основном подготовлен» (С. С. Прокофьев, с. 661).

К письму 435

1 См. комм, 9 к письму 433.

2 См. комм. 7 к письму 433.

3 Сонатина e-moll для фортепиано, op. 57 Н. Я. Мясковского написана в Тбилиси в марте 1942 г.; впервые в Москве исполнена В. В. Нечаевым 16 июля 1943 г. Издана Музгизом в 1943 г.

4 См. комм. 10 к письму 433.

5 «1941-й год», симфоническая сюита в трех частях, op. 90 С. С. Прокофьева написана в 1941 г.; впервые в Москве исполнена 19 апреля 1943 г. под управлением Н. Г. Рахлина. Партитура выпущена издательством «Музыка» в 1973 г. В этом же концерте впервые прозвучали фрагменты из оперы «Рашель» Р. М. Глиэра в исполнении Н. П. Рождественской и П. М. Норцова.

6 См. комм. 3 к письму 433.

7 Седьмая симфония Д. Д. Шостаковича под управлением Н. Г. Рахлина исполнялась 13 апреля 1943 г.

8 «Нашествие», пьеса Л. М. Леонова, поставлена в Малом театре в Москве 27 мая 1943 г. И. Я. Судаковым, художник Я. З. Штоффер.

9 «Последние дни», пьеса М. А. Булгакова, поставлена в Художественном театре в Москве 10 апреля 1943 г. Постановщики В. Я. Станицын и В. О. Топорков, художник П. В. Вильямс.

10 8 мая 1943 г. в Москве в ССК состоялось прослушивание Второго струнного квартета cis-moll, op. 54 Ан. H. Александрова, написанного в Тбилиси в 1942 г. Исполнял Квартет имени Бетховена. 21 мая (а не 29 апреля) Квартет впервые был исполнен публично. Партитура издана Музгизом в 1947 г.

11 Министр изящных искусств — председатель Комитета по делам искусств М. Б. Храпченко.

12 Н. Я. Мясковским сделаны переложения симфоний: Тринадцатой для фортепиано в две руки (издано ССК в 1947 г.); для фортепиано в четыре руки Семнадцатой (не издано), Двадцать первой (издано ССК в 1941 г.), Двадцать третьей (не издано).

13 Девятый струнный квартет d-moll, op. 62 H. Я. Мясковского написан в 18 Партитура издана Музгизом в 1945 г. Двадцать четвертая симфония f-moll, op. 63 H. Я. Мясковского написана в 1943 г. Партитура издана Музгизом в 1946 г. Соната F-dur, для скрипки и фортепиано, op. 70 Н. Я. Мясковского написана только в 1946—1947 гг. Издана Музгизом в 1948 г.

К письму 436

1 Н. Я. Мясковский держал корректуры сочинений С. С. Прокофьева: сонаты и пьес для фортепиано op. 95 и op. 96, изданных Музгизом в 1943 г. К письму 437

1 См. комм. 3 к письму 427.

2 См. комм. 5 к письму 435.

3 См. комм. 13 к письму 435.

4 Д. Ф. Ойстрах исполнил Второй концерт для скрипки с оркестром С. С. Прокофьева 2 мая 1943 г. под управлением Н. П. Аносова; о М. В. Юдиной см. комм. 3 к письму 433.

К письму 438

1 В Алма-Ате были поставлены оперы Е. Г. Брусиловского: «Айман-Шолпан» на либретто М. О. Ауэзова (1938 г.), «Золотое зерно» («Алтынастык») на либретто С. Муканова (1940 г.), «Гвардия, вперед!» на либретто С. Муканова (1942 г.).

2 «Золушка», балет в трех действиях на либретто Н. Д. Волкова, ор. 87 С. С. Прокофьева начат в 1940 г. по заказу Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Работа над балетом продолжалась в 1941 г. и до начала войны было написано два действия. В июне 1943 г. композитор переехал в Пермь (бывш. Молотов), где находился Ленинградский театр, и там завершил работу над балетом. Оркестровка балета окончена летом 1944 г. Партитура балета издана Музгизом в 1959 г.

3 «Золушка» была поставлена Ленинградским театром оперы и балета имени С. М. Кирова только 8 апреля 1946 г. Постановщик К. М. Сергеев, художник Б. Р. Эрдман, дирижер П. Э. Фельдт.

4 В. А. Розанов был заместителем директора Музгиза.

5 «Здравица», кантата для смешанного хора с оркестром на народные тексты op. 85 С. С. Прокофьева написана в 1939 г. Партитура издана Музгизом в 1941 г.,. переложение для пения с фортепиано, сделанное Л. Т. Атовмяном (а не П. А. Ламмом), издано Музгизом в 1946 г.

6 Первая соната f-moll для скрипки и фортепиано, op. 80 С. С. Прокофьева написана в 1938—1946 гг. Издана стеклографией Музфонда в 1947 г.

К письму 439

1 См. комм. 4 к письму 437.

2 Четвертую и Седьмую сонаты С. С. Прокофьева С. Т. Рихтер играл в концерте 23 июня 1943 г.

3 Третья симфония С. В. Рахманинова под управлением Н. С. Голованова впервые в Москве исполнялась 11 и 13 июня и 9 июля 1943 г.

4 «Симфонические танцы», op. 45 С. В. Рахманинова написаны в 1940 г.; впервые исполнены в Филадельфии 3 января 1941 г. под управлением Ю. Орманди. В Москве впервые исполнены 25 ноября 1943 г. под управлением Н. С. Голованова.

5 См. комм. 13 к письму 435.

6 См. комм. 4 к письму 433. Пятая симфония «Ленинградская» с хором В. В. Желобинского закопчена в 1944 г. и впервые исполнена в Москве 31 января 1944 г. под управлением Н. Г. Рахлина.

7 С. А. Самосуд готовил концертное исполнение оперы «Война и мир» (в первой редакции) С. С. Прокофьева, состоявшееся в Москве только 7 июня 1945 г.

8 Г. М. Шнеерсон заведывал в 1942—1948 гг. музыкальным отделом ВОКСа, через который осуществлялись все музыкальные связи с зарубежными странами. О пересылке произведений С. С. Прокофьева за границу Г. М. Шнеерсон пишет в своих воспоминаниях «Встречи с Прокофьевым» в сборнике «Сергей Прокофьев. Статьи и материалы». Изд. 2-е. М., 1965, с. 252—280.

9 П. А. Ламм с семьей вернулся в Москву из эвакуации 17 августа 1943 г.

10 О «Здравице» см. комм. 5 к письму 438.

К письму 440

1 Лето 1944 г. С. С. Прокофьев проводил в Доме творчества ССК, который был организован на базе большого птицеводческого совхоза вблизи города Иванова. К письму 441

1 В. Я. Яковлева, сестра Н. Я. Мясковского.

2 Зимой 1945 г. С. С. Прокофьев упал на улице и с сотрясением мозга лежал в больнице. Весну он провел в санатории Барвиха, а летом в Доме творчества под Ивановом. В связи с заболеванием часы его работы были ограничены.

3 «Ода на окончание войны» для восьми арф, четырех фортепиано, оркестра духовых и ударных инструментов и контрабасов, op. 105 С. С. Прокофьева написана летом 1945 г.; впервые исполнена в Москве 12 ноября 1945 г. под управлением С. А. Самосуда. Партитура напечатана издательством «Музыка» в 1969 г.

4 Шестая симфония es-moll, op. 111 С. С. Прокофьева написана в 1945—1947 гг.; впервые исполнена под управлением Е. А. Мравинского в Ленинграде 11 октября 1947 г., в Москве — 25 декабря 1947 г. Партитура издана «Leads music corporation» в 1949 г., а Музгизом в 1960 г.

К письму 443

1 С. С. Прокофьев был шесть раз удостоен Государственной премии: 19 марта 1943 г. (премия второй степени) за Седьмую сонату для фортепиано, 26 января 1946 г. (премия первой степени) за Пятую симфонию и Восьмую сонату для фортепиано, 26 января 1946 г. (премия первой степени) за музыку к первой серии кинофильма «Иван Грозный», 26 июля 1946 г. (премия первой степени) за балет «Золушка», 6 июля 1947 г. (премия первой степени) за Первую сонату для скрипки и фортепиано, 14 марта 1951 г. (премия второй степени) за сюиту «Зимний костер» на слова С. Я. Маршака для чтецов, хора мальчиков и оркестра, op. 122 и ораторию «На страже мира» на слова С. Я. Маршака для чтецов, смешанного хора, хора мальчиков и оркестра, op. 124. 22 апреля 1957 г. за Седьмую симфонию, op. 131 С. С. Прокофьев был удостоен (посмертно) Ленинской премии.

К письму 444

1 5 ноября 1947 г. С. С. Прокофьеву было присвоено почетное звание Народного артиста РСФСР.

К письму 448

1 Текст телеграммы публикуется по черновику, сохранившемуся в приложении к записке, которую С. С. Прокофьев написал жене из больницы 9 марта 1950 г.: «Дорогая Мирочка, посылаю бумажку с наметками для поздравит[ельных] телеграмм…» (ЦГАЛИ, ф. 1929, оп. 1, ед. хр. 394. л. 25).

Речь идет о Сонате № 2 для виолончели и фортепиано, a-moll, op. 81, написанной H. Я. Мясковским в 1948—49 гг., изданной Музгизом в 1949 г. и 7 марта 1950 г. удостоенной Государственной премии (второй степени).

Н. Я. Мясковский пять раз был удостоен Государственной премии: кроме упомянутой выше, 15 марта 1941 г. (первой степени) за Двадцать первую симфонию; 26 января 1946 г. (первой степени) за Квартет № 9; 26 июня 1946 г. (первой степени) за Концерт для виолончели с оркестром; 14 марта 1951 г. (первой степени) за Двадцать седьмую симфонию и Квартет № 13 — посмертно.

К письму 449

1 «Зимний костер», op. 122 С. С. Прокофьева написан осенью 1949 г. и завершен в партитуре в январе 1950 г. В марте того же года исполнен по радио под управлением С. А. Самосуда. Публично «Зимний костер» был исполнен в Москве 19 декабря 1950 г. под управлением С. А. Самосуда. Партитура издана Музгизом в 1951 г.

2 Восторженная реплика Н. Я. Мясковского, по-видимому, вызвана получением партитуры Первой симфонической сюиты из балета «Золушка», op. 107, составленной С. С. Прокофьевым в 1946 г. и в 1949 г. изданной в «Anglo-Soviet Music».

К письму 451

1 8 августа 1950 г. в Москве скончался Н. Я. Мясковский. Письмо адресовано его сестре.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пособие для поступающих в вузы

    Реферат
    Р.А. Арсланов, В.В. Керов, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова Пособие для поступающих в вузы "История России с древнейших времен до конца ХХ века" / Под ред.

Другие похожие документы..