Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Выполнение теста. 3 «Артикли» - лекция 4 «Артикли» - урок – практикум 5 Контроль знаний. Выполнение тестов....полностью>>
'Документ'
Облисполкомом принимаются меры по активизации работы промышленных предприятий, поиску ими новых рынков сбыта, повышению эффективности использования п...полностью>>
'Урок'
Особливістю сучасних знань є їх інтеграція. У дітей досить рано з’являється свій “образ світу”. При всій недосконалості він має суттєву характеристик...полностью>>
'Документ'
Педагогическая профессия, как уже отмечалось, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития лично...полностью>>

Муратов н е р е а л ь н о е к и н офантазии взбунтовавшегося киномана

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Нереальное Кино

Клим Муратов

НЕРЕАЛЬНОЕ КИНО

фантазии взбунтовавшегося киномана

СОДЕРЖАНИЕ

 Легенды и Инфант Террибли

 Серджо Леоне  Луис Бунюэль  Марко Феррери  Михаил Пташук  Григорий Козинцев  Анджей Мунк  Андрей Тарковский  Александр Роу  Сергей Герасимов  Леонид Менакер  Жермен Дюлак  Геннадий Казанский  Яков Протазанов  Войчех Хас  Абрам Народицкий  Станислав Ростоцкий  Иван Перестиани  Кинджи Фукасаку  Сергей Параджанов  Пьер Паоло Пазолини  Майя Дерен  Роберт Вине  Александр Дранков  Тони Ричардсон  Элем Климов  Михаил Цехановский  Фридрих Вильгельм Мурнау  Виктор Эйсымонт  Райнер Вернер Фассбиндер  Линдсей Андерсон  Александр Ивановский  Александр Кайдановский  Илья Фрэз  Лев Атаманов  Борис Степанцев  Александр Ханжонков  Элиа Казан  Сергей Бондарчук  Михал Вашински  Дмитрий Буховецкий  Сергей Курехин  Вольфганг Штаудте  Анатолий Эфрос  Фриц Ланг  Константин Эггерт  Сальвадор Дали  Микио Нарусэ  Динара Асанова  Евгений Червяков  Семен Аранович  Владимир Дегтярев  Иван Мозжухин  Виктор Титов  Евгений Бауэр  Маргарита Барская  Франсуа Трюффо  Владимир Гардин  Леонид Трауберг  Владислав Старевич  Альфред Хичкок  Игорь Алейников  Кэндзи Мидзогути  Норман Макларен  Илья Авербах  Евгений Моргунов  Владимир Шнейдеров  Петр Чардынин  Мстислав Пащенко  Уолт Дисней  Кшиштоф Кесьлевский  Сэм Пекинпа  Ольга Преображенская  Василий Шукшин 

Культ и Живые Классики

 Рональд Эммерих  Майкл Мур  Алан Паркер  Пако Периньян  Питер Гринуэй  Ким Ки Дук  Джейн Кэмпион  Иван Пассер  Мирча Дрэган  Анджей Вайда  Сергей Овчаров  Кен Рассел  Дэвид Линч  Катрин Брейа  Владимир Меньшов  Леос Каракс  Станислав Любшин  Энг Ли  Клод Шаброль  Александр Сокуров  Сулев Кеэдус  Александр Клюге  Кшиштоф Занусси  Юрий Ильенко  Роман Балаян  Станислав Говорухин  Джонатан Демми  Михаэль Ханеке  Мохсен Махмальбаф  Том Тыквер  Микеланджело Антониони  Андрей Смирнов  Франко Дзеффирелли  Стивен Кинг  Сёхей Имамура  Павел Чухрай  Франсуа Озон  Элой де ля Иглесиа  Маргарета фон Тротта  Бил Плимптон  Казимеж Куц  Вадим Абдрашитов  Илайа Сулейман  Федор Хитрук  Валерий Тодоровский  Жан Ролен  Цай Минлян  Роман Поланский  Джим Эбрахамс  Юрай Герц  Алексей Учитель  Такаши Миике  Дмитрий Месхиев  Алла Сурикова  Роберт Земекис  Киёси Куросава  Мануэль Гомес Перейра  Кэтрин Бигелоу  Ежи Кавалерович  Ларс фон Триер  Ян Шванкмайер  Бахтиер Худойназаров  Андре Тешине  Вим Вендерс  Николай Мащенко  Чжан Имоу  Иржи Менцель  Чэнь Кайгэ  Алехандро Ходоровский  Жан-Пьер Жене  Теренс Малик  Патрис Леконт  Владимир Грамматиков  Дарио Ардженто  Аки Каурисмяки  Жозе Можика Маринш  Кира Муратова  Ильдико Энеди  Питер Уир  Дэвид Финчер 

Футурум и Неофиты

 Гарик Сукачев  Винченцо Натали  Игорь Минаев  Ванесса Йопп  Сергей Ломкин  Александр Ажа  Вера Сторожевая  Петр Буслов  Евгений Гришковец  Сергей Потемкин  Александр Хван  Петер Зеленка  Магдалена Пекож  Григорий Константинопольский  Константин Мурзенко  Петр Хазизов  Анри Рульков  Дариуш Гаевски  Андрей Звягинцев  Александр Баширов  Шинджи Аояма  Бенедек Флигоф  Тошиаки Тойода  Андрус Туиск  Тигран Кеосаян  Борис Юхананов  Сергей Ливнев  Сергей Дворцевой  Джо Берлингер  Сюй Цзинлэй  Игорь Стрембицкий  Хосе Мигель Биская  Филипп Янковский  Крис Кентис  Артем Антонов  Чхан Ук Пак  Олег Мавроматти  Джеймс Вэн  Илья Северов  Кристофер Бое  Андрес Маимик  Джереми Подесва  Им Гён Су  Александр Дулерайн  Сергей Говорухин  Виктор Алимпиев  Павел Руминов  Анна Меликян  Джез Баттеруорт  Дали Убилава  Марина де Ван  Алексей Федорченко  Николай Лебедев  Инезэ Клавэ  Кристионас Вилджиунас  Борис Казаков  Евгений Кондратьев  Сильвэн Шомэ  Глеб Алейников  Барбара Альберт  Олег Хайбуллин  Павел Павликовский  Андрей И  Брэд Андерсон  Денис Евстигнеев  Пол Уайтц  Вера Глаголева  Руслан Зголич  Серикбол Утепбергенов  Ольга Столповская  Николь Кассель  Александр Стриженов  Тарас Томенко 

Вместо предисловия

Печаль какой-то недосказанности затуманивает душу, когда разум начинает пролистывать страницы толстенных томов из тронутых временем образов просмотренных фильмов.

В этим томах, и с рассыпающимися от ветхости папирусами, и с пахнущей свежей краской бумагой, – явно ощущается отсутствие вырванных страниц.

Какие ветры здесь свирепствовали: пресловутая политкорректность, ремесленная привязанность к сложившемуся имиджу, иезуитская ортодоксальность художественных советов и редакторов или же что-то такое, о чём художник никогда и никому не поведает?

Или откровенность стоит слишком дорого, если за неё платить собой, находясь в тисках постоянных сомнений – а кому нужна эта жертва.

Бунтующее сознание сначала непроизвольно, а затем намеренно приступает к заполнению образовавшихся пробелов.

И не снятые фильмы наполняются голосами, цветом, действием – и болью, и страстью, и одержимостью, и потерями.

Несуществующее, нереальное кино твоих фантазий берет в плен твою память – и требует выхода, как стреноженный, но жаждущий свободы пленник.

ЛЕГЕНДЫ И ИНФАНТ ТЕРРИБЛИ

"900 ДНЕЙ"

США-СССР, 1989, 2.13, реж. Серджо Леоне, в ролях: Роберт Де Ниро, Джон Армстид, Джо Пеши, Марио Брега, Стелла Халл, Дэни Айелло, Вера Фурман, Сальваторе Айези

В этот короткий декабрьский день, скованный двадцатиградусным морозом, было необычайно тихо: артиллерийские обстрелы прекратились несколько дней назад, а редкие саночники, спускавшиеся с бидонами к постоянно замерзающим прорубям за водой, - двигались почти бесшумно.

Стылый, густо насыщенный влагой Финского залива ветер гнал позёмку по набережной Фонтанки, часто спотыкаясь о полузасыпанные снегом тела замёрзших прохожих.

Фантастический по красоте и величию город уже второй год пребывал в самой нижней точке своей истории.

Одутловатое лицо Наместника землянисто-серого цвета - из-за хронического недосыпания и слабого сердца - ничего не выражало. Очнувшись от тяжелого сна поздним утром (он не ложился раньше трех-четырех часов ночи), Наместник опять погрузился в свои мрачные размышления. Жестокий и властный, сменивший в Смольном яркого и подвижного как ртуть Вятича, он давно утратил всякие иллюзии относительно истинных намерений Семинариста. Усилием воли он подавлял в себе любое проявление эмоций, но в эту редкую минуту слабости в нём вновь зашевелилась глухая ненависть, густо перемешанная с постоянным страхом.

Маниакальная мнительность одному из первых подсказала Наместнику, почему Большая Земля не торопится ослабить жестокую удавку блокады. Неприязнь к этому городу, стремление во что бы то ни стало вытравить его оппозиционный и свободолюбивый дух - такие настроения Семинариста нашли удобный момент для своей реализации.

Но не коварство вождя, а собственный просчет угнетали Наместника больше всего. Громкоголосые и суетливые партийные активисты, с услужливой готовностью распинающие своего же товарища, в одночасье превратившегося во врага народа, - сейчас заметно поутихли. Опираться на зыбкую трясину их сломленных душ и парализованных страхом рассудков - было бы теперь полным безумием.

Но был щит куда более надежный и крепкий, на который он и не рассчитывал, который он опрометчиво просмотрел - тихое и непоказное мужество простых горожан.

Уверенность в их стойкости согревало недоверчивое сердце Наместника, помогало ему представить картины недалекого будущего. Как жители после немилосердного плена зимы расчищают улицы города, как осенью они собирают картошку с огородов на Марсовом поле и в Летнем саду, как, наконец, задыхаясь от счастья и слёз, бегут навстречу друг другу солдаты, разрывая оковы – нескончаемого, вырывающего душу плена.

"БАЛ ГРЕШНИКОВ"

Франция, 1931 , 1.10, реж. Луис Бунюэль, в ролях: Пьер Батчер, Гастон Модо, Лиоренс Артигас, Симонн Марьель, Пьер Превер, Лиа Лис, Лайонел Сэлем

Поворот, второй, третий - маховик вальса набирал обороты, сметая всё на своем пути.

Дамы в белых платьях и кавалеры в строгих смокингах, скованные собственной слепотой, были вынуждены соблюдать приличные дистанции, чтобы избежать болезненных столкновений.

Их глаза - тысячи и тысячи глаз - были замурованы в прозрачный пол, откуда отчасти с ужасом, отчасти с любопытством взирали на торжественное столпотворение.

Большую часть стен огромного голубого зала покрывали гигантские полотнища, знамена, стяги, хоругви - времен крестовых походов.

На многочисленных балконах неистовствовала, буйствовала раёшная толпа: хлопающих отрубленных рук и топающих оторванных ног.

Сотни бездомных собак - грязных, нагло-трусливых, оглушенных грохотом оркестра - заполняли разреженное пространство танцпола, дополняя хаос этого безумного бала.

Между тем вихрь вальса приближался к центру зала, где царствовал запаянный в толстое стекло неприступный источник - фонтан горячей, густой крови.

Ломая ногти, кроша зубы, распаренные танцоры безуспешно штурмовали гладкую поверхность стекла, изнемогая от неудовлетворённого желания и падая вниз как засохшие листья.

Бойкие и лощёные стюарды оттаскивали увядшие тела, освобождая место для новостраждущих.

Зал постепенно погружался в темноту, чтобы через пять минут снова взорваться какофонией звука и искусственным солнцем света.

"БИБЛЕЙСКИЙ БЕСТИАРИЙ"

Италия-Франция, 1979, 1.46, реж. Марко Феррери, в ролях: Жерар Депардье, Жан Поль Буше, Орнелла Мути, Сьюзен Тиррелл, Левис Кьянелли, Кристина Форти

Гео-миссия подходила к концу и запомнилась только рутинными проверками, да скукой остановившегося времени. С невысокой скалы, круто обрывающейся в бирюзовую прозрачность моря, Порученец расслабленно наблюдал за молодняком, купающимся в теплой, спокойной воде.

Неправдоподобная идиллия бесконфликтного существования весело барахтающихся тигрят, львят и человеческих детенышей - тяготила проницательного, много повидавшего Порученца. Райские кущи, которые были созданы здесь несколько сотен лет назад, отупляли сознание отсутствием явных и скрытых признаков столкновений. Порученец не верил в сладкие, сусальные сказки - и никак не мог поймать свой обычный тон настроения, в котором преобладали напряженная работа ума и острая наблюдательность.

Впрочем, дальнейшие события вскоре исправили этот недостаток. К краю скалы подошла молодая пара - красивые, стройные, загорелые люди. Все их движения отличались особым изяществом, которое характерно только для сильных, уверенных в себе животных.

Но эта животная грация оказалась лишь внешним слоем, за которым было скрыто тонкое, слаженное общение человеческих особей с натренированным интеллектом и развитой волей.

Зависть и даже ревность кольнули сердце, когда перед ним постепенно открывалась их глубокое внимание друг к другу, непроницаемый для окружающих сговор сердец, унисон всех их настроений и действий, в которых сквозили невиданные для местной жизни независимость и свобода.

Это были почти боги, олимпийцы, существа без комплексов и предрассудков.

Что-то было недодумано в этом гео-эксперименте - и это пугало и настораживало.

Между тем пара предавалась своему излюбленному ежедневному занятию - прыжкам со скалы в море. Она встала сзади и положила руки ему на плечи. Замерев на мгновение, они сильно оттолкнулись - и полетели вниз двумя небесными птицами, живущими где-то между землей и необъятной высью.

"В ТУМАНЕ"

Беларусь-Россия, 2003, 1.49, реж. Михаил Пташук, в ролях: Евгений Миронов, Юрий Цурило, Алексей Панин, Ярослав Бойко, Александр Феклистов

Шальная пуля, срезавшая ветку кустарника, в следующее мгновение уже глубоко застряла в его правом лёгком. Он упал навзничь, приминая своим исхудавшим телом высокую траву на краю обширного болота, едва различимого в молочном тумане холодного октябрьского утра.

С трудом перевернувшись на левый бок, стаскивая набухший от росы ватник, он машинально стал рвать на полосы нижнюю рубаху, неумело пытаясь остановить кровь, которая медленно сочилась из раны.

Боль, которая, казалось, отныне навсегда заполнила все без исключения клетки его тела, при каждом вдохе вязкой пеленой почти гасила его сознание.

Но горькая тяжесть разлада с самим собой, которая несдвигаемой плитой давила на его сердце, не отпускавшая его во всё время бессмысленного и (как сейчас стало вполне очевидно) окончательно неудавшегося похода, - теперь растворилась в этой боли, утонула в беспорядочных волнах, во всей видимости, уже предсмертных воспоминаний.

Морок и безысходность предвоенной жизни, почти оставившие его в покое в первые месяцы жизни в отряде - позже настигли его там же еще более мутным потоком.

С плохо скрываемой радостью он вызвался выполнить это опасное и заведомо бесперспективное задание - подыскать среди безлюдных болот Полесья запасное место для зимовки партизан.

Непреодолимое желание побыть одному, разобраться в путаном клубке своих мыслей - гнало его в леса из почти уютного быта налаженной отрядной жизни.

Немногочисленные вынужденные встречи с хуторянами - врезались в память злобным блеском их недоверчивых глаз, сухостью сдержанных фраз, сквозь которые прорывались отчаяние и непокорность людей, оказавшихся между двух огней.

Обманчиво нейтральный по большей части и почти терпимый на первых порах оккупационный режим поначалу вызывал у сельчан ощущение некоторого облегчения - после истеричного и жестокого гнёта комиссаров.

Однако эта хрупкая стабильность была напрочь сметена - кровожадностью ли полицаев, несдержанностью ли новых властей, мстительностью ли партизан - как тут разобраться. И с каждым днём градус взаимного недоверия и озлобленности только возрастал, исключая даже саму возможность компромисса.

Сквозь рассеявшийся над болотом туман его слабеющее сознание сейчас могло удерживать только череду ослепительно белых облаков, к которым через некоторое время устремится его - неприкаянная душа.

"ГОГОЛИАДА"

СССР, 1975, 2.05, реж. Григорий Козинцев, в ролях: Донатас Банионис, Леонхард Мерзин, Эльза Радзиня, Юозас Будрайтис, Валентина Шендрикова, Вадим Медведев

Департаментские привидения любили уют и комфорт.

Февральский мороз серчал, в комнатах департамента бойко скрипели гусиные перья, а бестелесные создания сидели у камина пустого кабинета начальника, наслаждаясь теплом и запахом еловых поленьев. Они давно не собирались все вместе, а сегодня повод к общему сбору был архиважный.

Годами сложившийся порядок был нарушен уже второй раз за последний год. Не успели они избавиться от носа пресловутого майора, который внес изрядную сумятицу в их размеренную жизнь, как новая беда забарабанила в двери их чиновничьего заповедника.

Их сообщество, безмятежно просуществовавшее в Петербурге без малого сотню лет - трещало по швам и разваливалось на глазах.

И всё он - неофит и отщепенец - отмороженный в прямом и переносном смысле призрак. Будь он чужой или приезжий - они бы быстро нашли на него управу. Но он был свой и хорошо знал все премудрости и тонкости департаментской жизни.

Он выскочил как черт из табакерки - вскоре после истории с кражей новой шинели титулярного советника. Ну, кто же спорит, крайне обидная приключилась история. Но чтобы так сразу - пуститься в бесстыдный разбой и лихоимство. Что же такое будет, если все мы выйдем вечером на улицы - и давай грабить и раздевать прохожих.

Ну, там, - попугать разъезжающиеся после спектакля экипажи, встав перед ними на дороге во всей своей полупрозрачной красоте, - покружить по проходным дворам и переулкам зазевавшихся студентов, - повисеть вниз головой у окон едва освещенных меблированных комнат, - всё чинно и культурно.

А так глядишь, дурному примеру последуют неокрепшие души молодых привидений.

Надо было что-то решать.

"ГОРОД В ОГНЕ"

Польша, 1964, 1.39, реж. Анджей Мунк, в ролях: Богумил Кобеля, Ева Кшижевска, Ян Чечерский, Станислав Мильский

Варшава, строгая как профиль католического костёла и прекрасная как лик загадочных польских красавиц, - тонула в крови своих сыновей.

Уникальное по своей безрассудности и беспримерное по своей храбрости - восстание патриотов из Армии Крайовой теряло силы и мужество. Огромное, окрыленное сладостью недавних побед - войско восточного соседа - недвижимо стояло на подступах к городу, с чудовищной беспристрастностью взирая на варшавскую бойню. Ни тогда, ни много позже - никто так и не смог разумно объяснить и найти оправдание - этому постыдному во всех отношениях бездействию.

Горячий и энергичный в свои восемнадцать лет - Лешик не знал усталости и слабости в борьбе за освобождение родного города. Упоённый энтузиазмом и решительностью своих единомышленников в первые часы восстания, когда ореол мучеников за правое дело буквально витал над ними - он уже через несколько дней почувствовал в себе перемены.

Он стал беречь себя, намеренно уклоняясь от самых опасных заданий. Была ли это трусость, он не знал, хотя раньше товарищи ни разу не усомнились в его смелости.

Мысль о том, что восстание станет последним событием его жизни, - была совершенно дикой для него. Звериная, ненасытная жажда жизни теперь безрадельно завладела его сознанием, поработила его рассудок.

Он знал, что не опустится до низости сохранить свою жизнь любой ценой, но бездумно лезть под пули только из-за восхищения и одобрения соратников, - такой легкий путь к самоуважению он уже перерос.

Он чувствовал, что судьба его решится в ближайшие дни, и готовился к ним тщательно и серьезно, не давая себе поблажек и не допуская расслабления.

"ГОФМАНИАНА"

СССР, 1978, 1.46, реж. Андрей Тарковский, в ролях: Александр Кайдановский, Николай Гринько, Ольга Барнет, Юрий Ярвет, Филипп Янковский, Аида Юнусова, Михаил Кононов

Крошка Цахес, крошка Цахес - мне искренне жаль тебя!

Ты заблудился в хитроумном лабиринте собственных фантазий, ты утонул в бездонных колодцах воспоминаний, ты разбросал себя по кусочкам в неисчислимых подвалах своей памяти.

Твой режущий глаз энтузиазм и беспочвенный оптимизм вводят в замешательство твоих друзей, превращая их в застывшие фигуры Щелкунчиков с открытыми от удивления ртами.

Твои наивные попытки вразумить Мышиного Короля, привить ему прекрасные идеи Просвещения, благообразить фасад его вульгарного деспотизма - порождают только глухой ропот придворных, жалящим роем окружавших оступившегося.

Твоя возлюбленная устала ждать, когда на светлой глади твоих признаний исчезнут непрекращающиеся волны сомнений, обид, отступлений.

Твое отражение в зеркалах ярко освещенного колеблющимся светом свечей номера придорожной тирольской гостиницы - с каждым днем становится все более прозрачным, будто ты уже раздвоился между двумя мирами. И ветер - посланник того мира - вздымает занавеску на окне комнаты и зовет тебя присоединиться к его холодной и бестрепетной силе.

Твои близкие всерьёз обеспокоены твоим душевным здоровьем, швы приязни и понимания между вами медленно, но неумолимо расползаются, обнажая сиротливую пустоту неизвестности.

Ты мне дорог такой, какой ты есть, я люблю тебя, крошка Цахес.

"ЖАЛЬБА"

СССР, 1960, 1.21, реж. Александр Роу, в ролях: Нинель Мышкова, Михаил Кузнецов, Анатолий Кубацкий, Лидия Вертинская, Тамара Носова, Георгий Милляр, Вера Алтайская, Сергей Троицкий

"Стужа и ночь в твоём сердце, милый дружочек мой, оглядка и страх застилают очи твои, к долу склонённые, нет в них былого огня.

Взъерошенной, пуганой птицей рвал ты силки мои, словно были они из бечевы колючей, а не из зова и грусти моей.

Я не жалела, не хранила, отдавала себя - ты же только ограждался от меня прибаутками своими, будто не замечал боли моей саднящей, никем не понятой.

Не от супруга постылого, ласку забывшего, бежала я, а от себя самой, нежность и тепло найти в тебе надеясь.

Не осушить тебе слез моих горючих, не развеять печали моей неизбывной, не разорвать тоски моей, на шее белой захлёстнутой.

Неужели не дрогнет сердце твое изменчивое при виде красоты моей зрелой, для любимого бережёной. В устах моих сахарных найдешь ты сладость медовую, гибкие руки мои обожгут тебя пламенем щедрым - в страсти моей шёлковой позабудешь все тревоги свои.

Не отводи очей своих застывших, не говори слов лёгких, складных, не ломай нрав свой затейливый, непокорный - только надежду туманную не забирай с собой".

"ЗАВЁРНУТЫЕ УШКИ"

СССР, 1934, 1.37, реж. Сергей Герасимов, в ролях: Василий Ковригин, Семен Свашенко, Максим Штраух, Федор Никитин, Людмила Семенова, Вячеслав Висковский, Яков Гудкин, Варвара Мясникова

Плюшка - завёрнутые ушки: с таким-то глупышовым прозвищем катиться бы Ванятке по жизни колобком неухватным, с невысохшим на губах молоком из мамкиной титьки баюкаться в пастушковой своей пасторали, сторониться лютости людской, которая возгорится самогонным нарывом, а потом схлынет пустотой затрезвелой.

Пели отбитые почки, заставляя поворачиваться недвижимые жернова прежде тишайшего нрава: ссудил бог Ванятке ум недюжинный, да обделил бесстыжестью наглой, нахрапистостью неправой - словно берег до времени душу его от мутности дикой.

Не скрыться, не спрятаться - от правды голой, неопрятной: воздать за обиду, отплатить злом на зло - если уж записали в подкулачники, в подпевалы сельских богатеев, а на самом деле работяг неленивых.

За то, что защищал животинку ухоженную, гурт свой присмотренный - и бит, и крыт был подросток бесхитростный - жалости не ведавшими выкормышами комиссаровыми, голытьбой деревенской.

Своего не нажившие, да охочие до чужого добра, славные только корявостью своей безрукой - потаскуны гадючные, пустоплясы рвотные - колотить, да силовать паренька незрелого: придется ответить за плотоядство свое бесстыдное, стадное, незамолимые грехи свои.

Бердан дедовский еще сослужит нашему Ванятке, который очнётся наконец-то от сна илья-муромского и воздаст полной мерой охальникам бесчинным, Петрухе Кособокому, да Фролу Беспортковому - чтобы насытить землицу кровью праведной, закопать в неё месть свою непокойную, восставить на ней поруганную, забитую справедливость.

"ИРЛАНДСКИЕ БЛИНЧИКИ"

СССР, 1979, 1.40, реж. Леонид Менакер, в ролях: Анна Каменкова, Евгения Ханаева, Галина Макарова, Валерий Гатаев, Елена Мельникова, Наталья Назарова, Сергей Иванов

Это было выше её сил: терпеть методичное, почти каждодневное давление и свекрови, и матери.

Вся её нежная, чувствительная душа была в синяках от их незаметных тычков и не всегда осторожных упреков: после шести лет брака они с нарастающим раздражением и недоверчивой надеждой ждали известия о беременности невестки и дочери.

Первые три года они на словах примирялись с вроде бы справедливыми отговорками об её учебе.

Но учеба закончилась - и между ними стала расти стена непонимания и загнанного вглубь недовольства.

Они хотели понянчить внуков, но это желание превратилось уже в навязчивую идею, в которой воплотились все их представления о роли и значении женщины в семье.

Если очистить эти представления от затеняющих их суть красивостей и парадных упаковок, то они сводились к следующему: жена - это слуга и господин в одном лице, властная, подобострастная и любящая экономка, которая должна вовремя наполнить желудок мужа и создать ему уют, превратив его в послушное и зависимое существо, привязанное и душой, и телом к домашнему комфорту.

Это грубое описание, которое может вызвать возмущение своей прямолинейностью и сухостью, - всего лишь нелицеприятный портрет русской семьи, её складывающихся веками традиций. В этой семье много любви, самоотверженности, верности, уважения, но равноправие супругов заменено сложным переплетением подчинения и власти, неоспоримых обязательств и не обсуждаемых прав.

Подобные мысли, но в более эмоциональной форме, всё чаще посещали молодую женщину, которая бунтовала, противилась неделикатному давлению - и ждала.

Она ждала высшего, почти божественного провидения, знака, который ей подаст судьба. Она надеялась, она хотела услышать голос своего малыша, который позовёт её, отведёт за руку в самую заветную, самую желанную для женщины страну, страну материнства.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Муратов Сергей Александрович пристрастная камера   учебное пособие

    Учебное пособие
    МУРАТОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ – член Академии Российского телевидения, доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.
  2. Мурат Юсупович теория, принципы и методы логистического управления городским транспортом

    Автореферат
    08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: логистика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами - транспорт
  3. Мурат Мажитович Картоев Вендетта рассказ

    Рассказ
    Калмык Хабибулла гостил в одном горном ауле у ингуша Ибрагима. Ему очень хотелось понять характер народа, для которого жизнь дороже всего, но честь превыше жизни.
  4. Л. Н. Толстого в 1880-1900-е гг. («Смерть Ивана Ильича» / «Крейцерова соната» / «Хаджи-Мурат» Источники: 1). Тамарченко Н. Д. Лев Толстой // Русская литература

    Литература
    2). Тагер Е.Б. 90-е годы XIX века – новый этап в развитии русского реализма (творчество позднего Толстого) Тагер Е.Б. Избранные работы о литературе.
  5. В. Е. Кузьмин, Е. Н. Муратов, А. Г. Артеменко, Е. В. Варламова

    Документ
    Использование смесей лекарственных веществ становится все более популярным и позволяет добиться гораздо большего терапевтического эффекта, нежели использование препаратов по отдельности.

Другие похожие документы..