Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Юридически государственные природные заповедники – это федеральные государственные специализированные учреждения, предназначенные для сохранения в ин...полностью>>
'Диплом'
1. Диплом доктора наук оформляется в Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации (далее именуется Высшая аттестацион...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ростовский государственный строительный универси...полностью>>
'Документ'
Расценки предоставленные в прейскуранте рассчитывались нормативным методом калькулирования себестоимости продукции, что является необходимой предпосы...полностью>>

Л. Н. Толстой (1828-1910) (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Развитие навыков литературоведческого анализа

  1. Охарактеризуйте жанровое своеобразие романа «Война и мир». Почему его называют романом-эпопеей? Перечислите черты различных жанров, присутствующие в произведении. Проиллюстрируйте свой ответ.

Толстой затруднялся определить жанр своего произведения. Он говорил: «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника». Под романом подразумевалось многособытийное повествование, в котором уделяется большее внимание одному или нескольким персонажам, чем другим героям. Чаще всего конец был счастливым, реже герой погибал. Но романный сюжет казался Толстову искусственным. Ему казалось, что свадьба или смерть героя, напротив, подрывают интерес читателя к произведению. Роман Толстого не предполагает и «единодержавия» одного героя. Автор вносит радикальные изменения в этот жанр.

«Войну и мир» нельзя назвать и исторической хроникой, Хотя истории автор уделяет огромное внимание, особенно в третьем-четвертом томах. В произведении много философско-публицистических и исторических рассуждений, но рассуждения- не признак хроники, хроника- это изложение событий. Признаки этого жанра можно найти в первом томе, но это будет скорее семейная хроника, ведь персонажи представлены в произведении семьями, которые связаны между собой определенными отношениями.

Автор сравнивал свое произведение с «Иллиадой»-древней эпопеей. Он рассказывает о прошлом, о событиях,важных для всего человечества. Эпопейное начало выражается в большом объеме произведения, а также в проблемно-тематической энциклопедичности. Но по мировоззрению Толстой был весьма далек от «персонажей-героев». Его персонажи- личности,но они не являются воплощением общественных норм.

Таким образом, нельзя не признать, что в произведении всё же присутствует наравне с романным эпопейное начало, создается своеобразный художественный синтез.

Толстой считал, что лишь в единении с другими человек как личность может развиваться, совершенствоваться. Недзвецкий писал: «Мир романов Достоевского и Толстого впервые в русской прозе строится на взаимонаправленном движении и заинтересованности друг в друге личности и народа». Есть все предпосылки к тому,чтобы называть «Войну и мир» историческим романом-эпопеей, учитывая, что эти две составляющие были обновлены автором.._____________________

===================

  1. Кратко перечислите аспекты, составляющие тематику и проблематику романа.

_____________________

===================

  1. Проанализируйте общие принципы построения повествования, обусловившие своеобразие композиции романа. Сделайте выводы о художественных возможностях тех или иных композиционных решений (1 стр.).

Основное действие «Войны и мира» (до эпилога) охватывает семь лет, но по четырем томам произведения данный материал распределён неравномерно. В первом и третьем-четвёртом томах охвачено по полгодаи композиционно соотнесены две война 1805 и 1812 годов. Во втором же томе война 1806-1807 годов освещена гораздо менее подробно, этот том-наиболее «романный». Еще короче говорится о долгой русско-турецкой войне, будто невзначай упоминается о войне со Швецией. О войне с Ираном даже не упомянуто. В первом томе явно соотнесены между собой Аустерлицкое и Шенграбенское сражения. Если в последнем солдаты спасали своих братьев, а отряд Багратиона прикрывал отступление кутузовской армии, то в битве под Аустерлицем войска погибли не за что, армия терпит поражение.

В последних томах люди ,например Курагины, как будто «выскальзывают» из романа. В эпилоге не сказано ни слова о князе Василии и его сыне Ипполите, Аннне Павловне Шерер, Друбецких, Берге и его жене Вере, даже о Долохове. Светская жизнь Петербурга течет своей жизнью в момент Бородинского сражения, но автору теперь не до того. О смерти Элен в четвертом томе говорится кратко. Наполеон после сцены на Поклонной горе больше не появляется в произведении, как полноценный литературный персонаж. Багратион ,как персонаж в третьем томе почти не фигурирует, о нем лишь рассказывается достаточно сжато. В третьем и четвертом томах больше непосредственно изображения простого народа, исторических эпизодов.

Возможности композиционных решений:

1)Благодаря тому, что реально существовавшие лица и вымышленные персонажи рисуются одинаковыми средствами, писатель охотно пользуется точкой зрения последних в изображении исторических событий. Так Бородинское сражение показано глазами Болконского и Пьера. Шенграбенское увидено глазами Ростова и князя Андрея.

2) «Сопряжению» в единое целое различных тематических описаний, точек зрения различных персонажей соответствует «сопряжение» разных форм повествования: обзорных сообщений о событиях, философских и публицистических рассуждений.

3) Переходы от картин к рассуждениям не влекут за собой изменений в авторской речи: в одной толстовской фразе могут совмещаться слова высокого и сниженного, образно-экспрессивного и менее эмоционального рядов.

_____________________

===================

  1. Свяжите значения слова «мир» в романе

  • с его жанровой спецификой;

Мир романа-эпопеи нельзя назвать замкнутым, но он определен и устойчив, хотя и подвержен жестоким испытаниям войны, которая уносит с собой жизни Болконского, Пети Ростова, Каратаева. Но эти испытания укрепляют то, что было действительно прочно и оказывают разрушительно е действие на всё неестественное. Как пишет Бочаров: «Пока не разразился двенадцатый год, могло казаться, что интрига, игра интересов, курагинский принцип одерживают верх над глубокой необходимостью жизни; но в обстановке двенадцатого года интрига обречена на неуспех, и это показано в фактах самых различных, между которыми есть внутренняя связь,- и в том, что бедная Соня должна проиграть и невинные хитрости ей не помогут, и в жалкой смерти запутавшейся в интригах Элен, и в неминуемом поражении наполеона, его грандиозной интриги, его авантюры, которую он хочет навязать миру и превратить в мировой закон» Но с окончанием войны всё улаживается. Герои романа с честью выдерживают испытания, выходят из них более чистыми и глубокими, чем были. Толстой приемлет жизнь такой, какая она есть, жизнь хороша и неуничтожима. Историческая и личная жизнь- для него явления одного порядка и неразрывно связаны между собой. Так, Пьер говорит о мыслях, пришедших ему в голову: «Да, сопрягать надо, сопрягать надо!». Таким образом, в романе «сопрягаются» макро и микро-миры.

  • с композиционными особенностями;

«Сопряженность» в единое целое разных тематических пластов и точек зрения персонажей- так «мир» проявляется с точки зрения композиции.

  • с идейным содержанием

Мир-это и весь свет, и человечество, и национальный мир.

«Мир» может обозначать образ жизни, его мировоззрение, состояние сознания.

Раненый князь Андрей «хотел вернуться к прежнему миру чистой мысли, но он не мог, и бред втягивал его в свою область. В эпилоге княжна Марья ревнует мужа к его хозяйственным занятиям, поскольку не может «понять радостей и огорчений, доставляемых ему этим отдельным, чуждым для неё миром». Диапазон значений слова «мир» в романе «Война и мир» огромен. Микромир и макромир нерасторжимы, то есть многие миры в романе сливаются, образуя тем самым единое целое.

(1 стр.).

_____________________

===================

  1. Охарактеризуйте 5 персонажей (по выбору) в соответствии с планом анализа художественного образа, приведенным в разделе «Принципы анализа художественного текста».

_____________________

===================

  1. Сопоставьте сюжетные линии Андрея Болконского и Пьера Безухова. В тезисной форме изложите сходства и различия

  • в строении этих сюжетных линий;

  • в принципах изображения и раскрытия внутреннего мира героев

(1-1,5 стр.).

_____________________

===================

  1. Охарактеризуйте психологизм Толстого как средство характеристики персонажей. Перечислите основные приемы психологической характеристики, используемые Толстым в романе «Война и мир». Приведите примеры, указывая главу, на которую ссылаетесь. Как Вы понимаете выражение Н.Г. Чернышевского «диалектика души» применительно к художественному методу Толстого?

Герои Толстого проходят нелегкий путь поиска справедливости и добра. Автор наделяет их богатым внутренним миром, который открывается читателю постепенно, на протяжении всего произведения. Это относится и к Пьеру, и к Андрею Болконскому,и к Наташе Ростовой.

Одним из упрёков, обращенных к Толстову, было то, что он приписывал людям начала 19 века мысли, чувства, которые были характерны для более развитых современников писателя. Главные герои романа изображаются психологически очень углублённо. Сентиментальная песенка, которую исполняет Николай Ростов, никак не подходит его образу, но читателю необходимо учитывать и историческое время, которое безусловно влияет на героев романа и их поступки. Нельзя воспринимать буквально и те моменты, когда будто воспроизводится внутренний мир героя. Толстой дает читателю подсказку:он описывает ход мыслей Болконского, который, в свою очередь, приходит к выводу, что мысль, чувство и их выражение не совпадают.

Интересен следующий прием психологической характеристики персонажа и вообще общества того времени. Эпизод, когда княжна Марья в монологе начинает говорить о себе в третьем лице: «Чтобы князь Андрей знал, что она во власти французов! Чтоб она, дочь князя Николая Андреича Болконского, просила господина генерала Рамо оказать ей покровительство и пользовалась его благодеяниями!». Не стоит воспринимать данный монолог слишком буквально, так как подобные монологи не были свойственны людям начала 19 века.

Интересно проявляется психологическое мастерство Толстого в описании последних дней князя Андрея.. Пересказываются его философские размышления, его предсмертный символический сон.

Необходимо отметить, что психологизм распространяется только на дорогих автору героев.

Одним из важных психологических приемов, который использует Толстой, является изображение внутреннего мира героя в его развитии. Чернышевский пришел к выводу, анализируя ранние произведения писателя, что «диалектика души»- одна из ярких особенностей творческого метода писателя.

Часто герой Толстого совершенствуется путем самооценки себя, своих мыслей, поступков. Так, Пьер Безухов постоянно подвергает сомнению свои действия. Читатель может проследить, как вспыльчивый и ведущий бесцельный образ жизни человек превращается в важного и нужного члена общества.

Нельзя назвать лёгким и путь Андрея Болконского к искренним чувствам, стремлениям. Только в конце своего жизненного пути он осознает свою любовь к Наташе. Обретя любовь на земле, он умирает.

Толстой подробно передает психологическое состояние героев, показывая, что руководит ими в совершении того или иного поступка. Автор ставит перед героями часто неразрешимые проблемы, как будто заставляет их совершать неблаговидные поступки, тем самым показывая слодность человеческих характеров.

Нередко использует писатель такое средство психологической характеристики, как сон. Благодаря этому раскрываются тайники человеческой психики. Так, Петя Ростов во сне сышит музыку, и его смерть воспринимается как внезапно оборвавшийся музыкальный мотив.

Психологический портрет героя дополняют его собственные впечатления от окружающего мира. Например, эпизод Бородинского сражения показывается через восприятие Пьера.

Психологическая характеристика героев выражается и в принципе антитезы. Солдаты называют князя Андрея- «Наш князь, а Пьера-«наш барин».

Если Андрей Болконский воспринимает людей во время войны как «пушечное мясо», то граф Безухов сливается с солдатами и на поле, и в плену.

Толстову удается проникнуть в глубины человеческой души, показать читателю развитие внутреннего мира и указать пути самосовершенствования личности. _____________________

===================

  1. Определите своеобразие пафоса в изображении личности и поступков следующих героев:

  • Андрей Болконский;

  • Пьер Безухов;

  • Наташа Ростова;

  • княжна Марья;

  • Кутузов;

  • Наполеон;

  • Платон Каратаев.

Пафос - высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателем, раскрываемая в его творчестве. Утверждение величия подвига отдельного героя или целого коллектива является выражением героического пафоса, причем действия героя или коллектива отличаются свободной инициативой и направлены к осуществлению высоких гуманистических принципов. Предпосылкой героического в художественной литературе является героика действительности, борьба со стихиями природы, за национальную свободу и независимость, за свободный труд людей, борьба за мир.
Когда автор утверждает дела и переживания людей, которым присуще глубокое и неустранимое противоречие между стремлением к возвышенному идеалу и принципиальной невозможностью его достижения, то перед нами трагический пафос. Формы трагического весьма разнообразны и исторически изменчивы. Драматический пафос отличается отсутствием принципиального характера противостояния человека внеличностным враждебным обстоятельствам. Трагический характер всегда отмечен исключительной нравственной высотой и значительностью. Большое значение в искусстве XIX-XX веков приобрел романтический пафос, с помощью которого утверждается значительность стремления личности к эмоционально предвосхищаемому универсальному идеалу. К романтическому близок сентиментальный пафос, хотя его диапазон ограничен семейно-бытовой сферой проявления чувств героев и писателя. Все эти виды пафоса несут в себе утверждающее начало и реализуют возвышенное как основную и наиболее общую эстетическую категорию.
Общей эстетической категорией отрицания негативных тенденций является категория комического. Комическое - это форма жизни, претендующая на значительность, но исторически изжившая свое положительное содержание и поэтому вызывающая смех. Комические противоречия как объективный источник смеха могут быть осознаны сатирически или юмористически. Гневное отрицание социально опасных комических явлений определяет гражданский характер пафоса сатиры. Насмешка над комическими противоречиями в нравственно-бытовой сфере человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к изображаемому. Насмешка может быть как отрицающей, так и утверждающей изображаемое противоречие.

Андрей Болконский

Бородинское сражение. «Ложись!- крикнул голос адъютанта, прилёгшего к земле. Князь Андрей стоял в нерешительности. «Граната вертелась между ним и адъютантом. «Неужели это смерть?- думал князь Андрей, совершенно новым взглядом глядя на траву, на полынь и на струйку дыма, вьющуюся от вертящегося черного мячика. –Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух…» .Он думал и помнил, что на него смотрят «Стыдно, господин офицер!- сказал он адъютанту.- Какой…-он не договорил. В одно и то же время послышался взрыв, свист осколков как бы разбитой рамы, душный запах пороха- и князь Андрей рванулся в сторону и, подняв кверху руку, упал на грудь.»

Пьер

«Все Ростовы увидали Пьера или человека, необыкновенно похожего на Пьера, в кучерском кафтане, шедшего по улице с нагнутой головой и серьезным лицом подле маленького безбородого старичка…»

«Одеяние Пьера теперь состояло из грязной продранной рубашки, единственном остатке его прежнего платья, солдатскиз порток, завязанных для тепла веревочками на щиколотках по совету Каратаева, из кафтана и мужицкой шапки»

Наташа Ростова

Пафос в изображении Наташи Ростовой проявляется в самом конце романа-эпопеи: «Предмет, в который погрузилась вполне Наташа,- была семья, то есть муж, которого надо было держать так, чтобы он нераздельно принадлежал ей, дому,- и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать. <…>она и не могла себе представить и не видела никакого интереса в представлении о том, что бы было, если б другое». Этот пафос по своей природе близок к сентиментальному._

Княжна Марья

«Против твоей воли он спасет и помилует тебя и обратит тебя к себе, потому что в нем одном и истина и успокоение,0 сказала она дрожащим от волнения голосом, с торжественным жестом держа в обеих руках перед братом овальный старинный образок спасителя»

«Я не желаю другой жизни, да и не могу желать ,потому что не знаю никакой другой жизни».

Кутузов

«Заслуга Кутузова не состояла в каком-нибудь гениальном, как это называют, стратегическом маневре, а в том, что он один понимал значение совершавшегося события. Он один понимал уже тогда значение бездействия французской армии, он один продолжал утверждать, что Бородинское сражение- это победа; он один- тот, который, казалось бы, по своему положению главнокомандующего, должен был быть вызываем к наступлению,- он один все силы свои употребил на то, чтобы удержать русскую армию от бесполезных сражений»

Наполеон

Наполеон, несмотря на то, что ему более, чем когда – нибудь в 1812 году, казалось, что от него зависит проливать или не проливать кровь своих народов ( как в последнем письме писал ему Александр), никогда более как теперь не подлежал тем неизбежным законам, которые заставляли его ( действуюя в отношении себя, как ему казалось, по своему произволу) делать для общего дела, для истории то, что должно было свершиться»

«Одно моё слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица des Czars.»

Платон Каратаев

«Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера»

«Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы, очевидно потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расодиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывао очень серьезно»

  1. Перечислите и охарактеризуйте основные принципы изображения исторических персонажей в романе «Война и мир». Приведите примеры, указывая главу, на которую ссылаетесь (1-1,5 стр.).

_____________________

===================

  1. Раскройте художественную связь мирных и военных эпизодов в романе. Обоснуйте свой ответ (1 стр.).

_____________________

===================

  1. Перечислите и проанализируйте основные принципы изображения военных действий в романе. Приведите примеры (обращайте внимание на хронологию событий) (0,5-1 стр.).

Толстой пишет: «Война- противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Но современники оспаривали мнение Льва Николаевича, подразумевая то, что войны в истории были гораздо чаще ,чем мирное время.

В толстовских описаниях сражений люди чаще всего не понимают, что они делают, распоряжения командующих не исполняются, потому что когда они дойдут до нужного места, то обстановка там уже поменяется. Поздний Толстой (последние два тома романа) и вовсе придерживается радикальных взглядов в отношении войны: он издевается над военными терминами. Так, знамена он называет палками с кусками материи. Андрей Болконский перед Бородинским сражением выражает позицию автора: Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни…Цель войны- убийство, орудия войны- гпионство, измена и поощрение её, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые вооенными хитростями; нравы военного сословия-отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство…»

Надо отметить, что карьеру на военном поприще делают и те, кто непосредственно к убийству людей не причастен. Ьерг «подает» чины и подвиги и за это получает различные чины и награды. Писатель критически относится к прославленным генералам, во многом именно поэтому успешные действия Шенграбенского сражения (1805) приписаны вымышленным персонажам-Тушину и Тимохину. Последний в 1812 году лишь «за убылью офицеров» получил батальон.

Положительные герои романа не могут привыкнуть к профессиональному убийству. Ростов, будучи командиром эскадрона только ранит и берёт в плен француза.

Автор избегает показывать убийство человека человеком- это претило ему. Два убийства показаны в романе: 1) убийство толпой Верещагина, 2) расстрел в Москве пяти человек. В обоих случаях гибнут невинные люди.

Толстой показал войну, всю её бесчеловечность, обходясь без сцен убийства.

Писатель также избегает детального показа изувеченных трупов.

В конце Бородинского сражения начал крапать дождь: «Двольно, довольно, люд. Перестаньте…Опомнитесь. Что вы делаете?»

_____________________

===================

  1. Раскройте значение женских образов в романе, объясните их идейно-художественную специфику и функции (1 стр.).

_____________________

===================

  1. Как Вы понимаете роль образов крестьян в художественной концепции Толстого?

_____________________

===================

  1. Назовите и проанализируйте использованные в романе символы (символические образы), метафоры и сравнения, связанные

  • с идеей совершенства;

  • с представлением Толстого об идеале общественной жизни;

  • с идеей семьи;

  • с изображением войны;

  • с идеей гармонии и единения;

  • с идеей «естественной жизни»;

  • с изображением внутренней жизни личности;

  • с темой жизни и смерти;

  • с темой религиозности и духовного бытия

Указывайте главу, на которую ссылаетесь.

_____________________

===================

  1. Проанализируйте роль образов природы в романе (используйте материал, собранный Вами при выполнении предыдущего задания). Приведите примеры с указанием главы (1 стр.).

_____________________

===================

  1. Дайте сравнительную характеристику изображению Петербурга и Москвы в романе (принципы изображения, их художественная и идейная функции, принципы сопоставления). Уделите первостепенное внимание изображению петербургского и московского общества (1-1,5 стр.).

_____________________

===================

  1. Приведите и кратко прокомментируйте примеры изображения дворянского и крестьянского быта в романе (1 стр.).

_____________________

===================

  1. Охарактеризуйте художественную роль авторских рассуждений, философско-публицистических комментариев в романе. Как и насколько, с Вашей точки зрения, они вписываются в художественное целое произведения? Обоснуйте свой ответ.

_____________________

===================

  1. Проанализируйте идейно-художественную функцию эпилога. Свяжите анализ с выводами, сделанными в предыдущем задании.

_____________________

===================

Анализ проблематики

  1. Охарактеризуйте исторический фон романа (0,5-1 стр.).

Документы официальной истории, касающиеся Отечественной войны 1812 года, прославляют по большей части подвиги героев, а тема о решающей роли народа в войне, как правило, в них не затрагивается.

Главное же, что заметил писатель: человек склонен рассказывать другим людям то, что от него ожидают услышать.

Так, Николай Ростов, рассказывая Бергу и Борису Друбецкому о своем первом участии в бою, невольно начинает лгать. Ведь Берг и Друбецкой ожидали от него истории о том, как он горел в огне, как убивал на скаку всех врагов.

Помог Толстову удостовериться в этой мысли о реальной истории и истории «на бумаге» его личный опыт. После потери Севастополя толстому поручили свести в одно донесение двадцать донесений офицеров, которые «по приказанию начальства писали то, что не могли знать». Потом уже участники событий рассказывали, что писали не по своим впечатлениям, а по реляции, веря, что всё именно так и было.

Толстой противопоставил этой «военной лжи» художественное проникновение в суть вещей. Оставление Москвы французам в 1812 году было спасением России, хотя сами солдаты были далеки от осознания этого факта. Необходимо заметить, что оставление Москвы её жителями-яркое проявление патриотизма русских людей, событие, по мнению Толстого, более важное, чем отступление русских войск от Москвы.

В исторических личностях писателя интересовал более всего нравственный облик. Портреты их могут быть условными, но моральная сторона личности воспроизведена точно.

Толстой отрицал военное искусство, а на первое место выдвигал моральный фактор. В «Войне и мире» с изображением войны 1812 года сопоставимо лишь изображение кампании 1805 года.. В обоих случаях армии возглавляли Наполеон и Кутузов. При Аустерлице у русских и австрийцев был численный перевес, но результаты войн оказались противоположными. Война 1812 года должна была завершиться победой.

Современники той эпохи говорили о том, что она изображена неверно и лишена ореола величественности. Но Толстой лучше понял события, которые произошли полвека назад, лучше тех, кто жил в то время.

Толстой не соглашался с теми историками, которые заявляли, что исторические деятели пользуются большей свободой, чем простые люди, т.е. играют более важную роль в исторических событиях. Высокий общественный статус человека еще не говорит о том, насколько велики его возможности. Писатель, напротив, считал, что власть делает человека несвободным, предопределяет его действия.

1812 год в изображении Толстого- историческое испытание, с честью выдержанное народом, но одновременно это и горе, страдание. Но к концу войны чувство «оскорбления и мести» в душе русских людей сменяется «презрением и жалостью» к солдатам некогда непобедимой армии_____________________

===================

  1. Прокомментируйте взгляд Толстого на проблему взаимоотношения личности и истории.

Взгляды Толстого:

  1. Любое совершающееся событие- это совпадение множества условий для того, чтобы оно произошло.

  2. Любое действие человека рано или поздно ( в зависимости от времени его свершения) канет в историю, оно невозвратимо.

  3. ’)Есть две стороны жизни человека- личная и роевая, стихийная( его участие в истории), где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы.

  4. ‘) Чем выще стоит человек на общественной лестнице, тем с большими людьми он связан, тем больше он имеет власти на них, тем он несвободнее. Каждый его поступок предопределён и очевиден.

  5. _____________________

===================

  1. Изложите Ваше понимание историко-философской концепции Толстого (аргументируйте свой ответ тезисами эпилога и художественными примерами). Выразите свое отношение к этой концепции.

_____________________

===================

  1. Дайте сопоставительный анализ образов Кутузова и Наполеона. Каков, с Вашей точки зрения, идейный смысл, выраженный Толстым в его художественной трактовке этих исторических персонажей?

_____________________

===================

  1. Дайте свое понимание термина «наполеонизм». Какие грани этого понятия отражены и художественно проанализированы в романе Толстого? Приведите примеры.

_____________________

===================

  1. Перечислите и прокомментируйте аспекты и проблемы дворянской и крестьянской жизни, нашедшие отражение в романе (0,5-1 стр.).

_____________________

===================

  1. Как, с Вашей точки зрения, раскрывается в романе «Война и мир» содержание понятий

  • «народ»;

  • «народность»;

  • «патриотизм»?

Аргументируйте свой ответ ссылками на текст.

_____________________

===================

  1. Перечислите и прокомментируйте черты русского народа и элементы русской национальной духовной традиции, нашедшие отражение в романе (0,5-1 стр.).

_____________________

===================

  1. Проанализируйте концепцию всеобщей гармонии (единения) у Толстого по следующему плану:

  1. культурно-исторические истоки;

  2. философское и духовное содержание;

  3. художественное воплощение в романе «Война и мир» (по возможности обратитесь и к другим произведениям Толстого);

  4. место среди художественных концепций русской литературы;

  5. общечеловеческий смысл и Ваше личное отношение

(0,5-1 стр. на каждый пункт плана).

_____________________

===================

  1. По вышеприведенному плану проанализируйте концепции «естественного человека» и «естественной жизни» у Толстого (уделите внимание понятиям «опрощение» и «роевая жизнь» (см. Эпилог)) (0,5-1 стр. на каждый пункт плана).

_____________________

===================

  1. По вышеприведенному плану проанализируйте религиозные аспекты мировоззрения Толстого и их воплощение в романе «Война и мир» (0,5-1 стр. на каждый пункт плана). (По возможности обратитесь к книгам Толстого «Исповедь» и «В чем моя вера?»).

_____________________

===================

  1. По вышеприведенному плану или в свободной форме проанализируйте влияние буддистского миропонимания на Толстого-мыслителя и Толстого-художника и отражение этого влияние в романе «Война и мир». (По возможности обратитесь к книге И.А. Бунина «Освобождение Толстого»).

_____________________

===================

  1. Дайте сопоставительный анализ духовных и нравственных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова (видите ли Вы разницу между духовным и нравственным в жизни личности?). Постарайтесь сформулировать своими словами итоги исканий каждого из персонажей (1-1,5 стр.).

_____________________

===================

  1. Приведите и прокомментируйте примеры, иллюстрирующие данную в романе художественную трактовку следующих понятий:

  • жизнь;

  • смерть;

  • семья;

  • счастье;

  • страдание;

  • истина;

  • вечность.

_____________________

===================

  1. Перечислите и прокомментируйте все возможные литературные (напр., жанровые) и философские параллели к роману «Война и мир» и к отдельным его образам.

_____________________

===================

  1. Попытайтесь дать в максимально лаконичной, тезисной форме общую характеристику роману «Война и мир» по схеме, приведенной в разделе «Принципы анализа литературных произведений». Это станет своеобразным резюме работы по анализу романа (1-1,5 стр.).

_____________________

===================

  1. Составьте подробные планы сочинений по темам: «Взаимоотношение личности и народа в понимании Л.Н. Толстого в романе ‘’Война и мир’’» и «Жанровое своеобразие романа Л.Н. Толстого ‘’Война и мир’’» (0,5-1 стр. на каждый план).

_____________________

===================

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ

  1. Критерии нравственной оценки личности в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Лев Николаевич Толстой- величайший исследователь тайн человеческой души. В романе «Война и мир» раскрываются его нравственные принципы. Герои Толстого проходят через сложнейшие испытания, в которых и открываются их внутренние миры. Именно в этом и выражается «диалектика души»- единство «нравственного и естественного». Писатель использует интереснейшие и наитончайшие приёмы психологического анализа в раскрытии характеров персонажей.

Самосовершенствование, становление личности- один из главных критериев нравственной оценки Толстого. Этот путь проходят главные герои романа «Война и мир». Так, Пьер в начале романа- человек, не держащий слова, вспыльчивый, ведущий разгульный образ жизни. На войне граф Безухов одет в кучерский кафтан, он чувствует, что должен быть со всем народом, будучи в эпицентре событий при Бородинском сражении, уцелел, и к концу романа путем становления самого себя он сильно меняется, граф Безухов начинает играть важную роль в обществе, становится любимым мужем и отцом.

Андрей Болконский в начале романа хочет снискать славы, а его кумиром является Наполеон, он разочарован в светской жизни и, оставляя беременную жену, князь Андрей едет на войну. До встречи с Ростовой он прошел через множество испытаний (ранение при Аустерлице, смерть жены). Наташа словно возрождает его духовно, он влюбляется в нее, в эту чистую душу, полную искренности. Андрей Болконский совершенствуется через чувство любви к ближнему.. Лишь в конце жизни, умирая, он понимает, что такое любовь, которую он так старательно прятал за маской лживого представления о чувстве собственного достоинства. Андрей Болконский осознает необходимость прощать грехи ближнему и любить его, именно через этот путь и лежит духовное совершенствование

Наташа Ростова также проходит нелегкий путь к нравственному очищению. Она вся- это порыв души. Наташа всем верит и всех любит, жизнерадостность переполняет её. Влюбившись в Анатоля и осознавая свое предательство по отношению к князю Андрею, она не находит себе места, ею овладевает чувство стыда. Но Наташа в конце романа- это совершенно другой человек, она идеальная мать, жена.

Петя Ростов, как и его сестра Наташа, нравственно чист. Сидя за столом вместе с офицерами из отряда Денисова, его переполняет любовь ко всем людям, он еще не знает, что такое война. Нравственные основы в человеке зарождаются в семье, Ростовы обладают душевной добротой и искренностью, а семью Курагиных постигает нравственное опустошение, они не знают моральных норм и во всем ищут выгоду для себя. Так, Элен олицетворяет собой порочность и безнравственность, она изменяет мужу, совершенно не скрывая этого.

Герои самосовершенствуются не только через осознание необходимости любви к ближнему, но и путём самооценки. Пьер Безухов постоянно подвергает сомнению свои мысли, действия. Причины своих ошибок он находит в себе самом.

Раскрытию духовного состояния героев способствуют внутренние монологи, но Толстой использует этот приём лишь в изображении внутренних миров близких писателю героев. Так, в Шенграбенском сражении Николай Ростов впервые столкнулся со смертью: «Что это за люди?.. Неужели ко мне они бегут? И зачем? Убить меня? Меня, кого так любят все?»

Писатель использует и сон как средство психологической характеристики. Во сне Петя Ростов слышит музыку, которая наполняет его силами и желанием совершать великие дела, поэтому его смерть представляется читателю как внезапно оборвавшийся музыкальный мотив.

Рассказ о впечатлениях героев также раскрывает их восприятие окружающего мира. Так, описываются впечатления Наташи от оперного спектакля: « После деревни и в том серьезном настроении, в котором находилась Наташа, всё вокруг казалось ей «дико и удивительно».

Великое мастерство писателя демонстрирует такой прием Толстого как сцена «без слов». Пьер на вечере Бергов не слышит, а именно видит, что что-то происходит между Наташей и Болконским.

Принцип антитезы выражен в психологических характеристиках героев. Если Пьера Безухова солдаты называют-«наш барин», то Болконского –«наш князь». воспринимает людей. Если последний воспринимает людей как «пушечное мясо», то граф Безухов чувствует единение с народом , сливается с солдатами на Бородинском поле и в плену.

Главные герои романа-эпопеи- несомненно, люди с тонкой душой, чувствующие природу и ощущающие единство с ней. Чаще всего внимание героев обращено к небу, символу вечности и идеала. Андрей Болконский ассоциируется с небом Аустерлица.

В романе «Война и мир» Толстой использует множество приемов психологического анализа, ставит перед героями неразрешимые проблемы, чтобы указать им путь преодоления, очищения души. Герои самосовершенствуются путём самооценки, анализируют свои мысли поступки. Они приходят к пониманию истины о необходимости любить ближнего. Через жизненные пути героев романа «Война и мир» мы можем понять нравственные критерии оценки личности Толстого, ведь главное, в чем видел писатель смысл жизни- непрерывное самосовершенствование.

_____________________

===================

  1. Художественное новаторство Л.Н. Толстого в изображении человека в романе «Война и мир».

_____________________

===================

  1. Женские образы в романе «Война и мир».

_____________________

===================

ТЕМА ДИСКУССИИ

«Идеал человеческой личности

в русской литературе XIX века»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Л. Н. Толстой (1828-1910) (2)

    Документ
    Внимательно и серьезно отнеситесь к заданиям по работе с текстом романа «Война и мир». Идейная и композиционная сложность романа, масштабы описываемых событий, обилие персонажей, переплетения сюжетных линий - все это требует самой
  2. Класс: 11 Зачёт №3 «Творчество Л. Н. Толстого» Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

    Документ
    28.08.1828. Родился в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии. Отец – граф Н.Толстой, мать – из старинного рода князей Волконских. Детство провёл в Ясной Поляне.
  3. Л. Н. Толстого лев николаевич толстой (1828-1910) «После бала»       Одна из статей в газете «Литература

    Литература
    Одна из статей в газете «Литература» (1996. — № 6) начинается утверждением: «Рассказ Толстого «После бала» занимает прочное место во всех школьных программах по литературе.
  4. Бориса Владимировича Заходера (1918-2000) 9 сентября 180 лет со дня рождения русского писателя Льва Николаевича Толстого (1828-1910) 9 сентября 75 лет со дня основания (1933) издательства Детс кая литература (1)

    Литература
    историка культуры Алексея Фёдоровича Лосева (1893-1988) 11 сентября - 85 лет со дня рождения русского писателя Григория Яковлевича Бакланова (19 3) 13 сентября - 85 лет со дня рождения Героя Советского Союза, партизанки Зои Космодемьянской
  5. Бориса Владимировича Заходера (1918-2000) 9 сентября 180 лет со дня рождения русского писателя Льва Николаевича Толстого (1828-1910) 9 сентября 75 лет со дня основания (1933) издательства Детс кая литература (2)

    Литература
    историка культуры Алексея Фёдоровича Лосева (1893-1988) 11 сентября - 85 лет со дня рождения русского писателя Григория Яковлевича Бакланова (19 3) 13 сентября - 85 лет со дня рождения Героя Советского Союза, партизанки Зои Космодемьянской

Другие похожие документы..