Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Время возникновения и периодизация международного права до сих пор являются в науке дискуссионными вопросами. Одни исследователи считают международно...полностью>>
'Документ'
Специфика, опыт и перспективы развития АИПС (автоматизированных информационно-поисковых систем) на примере работы отдела фондов Орловского областного...полностью>>
'Документ'
Корреспонденцию по вопросам проведения ISIF-2006, предложение спонсорской поддержки, а также заявки на участие с названиями докладов следует направля...полностью>>
'Документ'
Извлечения или копии учредительных документов экономического субъекта, а также его иных важных юридических документов (договоры, контракты, протоколы ...полностью>>

Правительство Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики программа

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Правительство Российской Федерации

Государственный университет - Высшая школа экономики

Программа подготовлена в рамках Инновационной образовательной программы ГУ-ВШЭ «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении»

Факультет государственного и муниципального управления

Программа дисциплины

«Самоорганизация местных обществ»

для специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста

Автор: Плюснин Ю. М.

Рекомендована секцией УМС

«Государственное и муниципальное управление»

Председатель

М.А.Розов ______________________

«_____» __________________ 2008 г.

Одобрена на заседании кафедры

местного самоуправления ФГиМУ

Зав.кафедрой

_______________ С.Г. Кордонский

«_____» ________________ 2008 г.

Утверждена УС

Факультета государственного и муниципального управления

Ученый секретарь

Л.М.Симонова ___________________

«_____»___________________ 2008 г.

Москва, 2008

Аннотация

Программа курса разработана для специализации «01 Муниципальное управление» факультета государственного и муниципального управления. Это практически ориентированная дисциплина. Темы выстроены на основе полевых социологических исследований автора в 1992-2008 гг.

Рассматриваются вопросы самоорганизации и местного самоуправления в их отношении к вновь складывающейся в России системе муниципального управления. Самоорганизация местных обществ изучается прежде всего на базе малых городов. Привлекаются данные по сельскому обществу и крупным городам. При этом провинциальное российское общество анализируется в диахронном ключе в трёх стадиях: в стабильных условиях существования в позднее советское время, в период системного кризиса 90-х годов, в период стабилизации после 2004 г. Особенности организации повседневной хозяйственной, общественной и частной жизни людей в малых городах и сёлах являются предпосылкой развития самоорганизации как формы гражданского общества.

Тематически курс разделён на три части: (1) экономика повседневности; (2) психология повседневности; (3) мировосприятие повседневности. Сквозными темами являются анализ «политики повседневности»: власти «бригадиров» и «чиновников» и противостоящей ей власти общества. Детально рассматриваются факторы естественной и социальной природы, влияющие на развитие местного самоуправления. Рассматриваются дальние социальные последствия реформ 90-х годов и потенциал формирования институтов гражданского общества на общинном субстрате, включая возможности и ограничения социальных технологий реформаторства.

Курс предполагает значительную самостоятельную исследовательскую работу студентов; 1/3 аудиторного объёма курса отведена семинарским занятиям, в которых студенты работают как исследователи, обобщающие материалы собственных эмпирических полевых исследованиях в муниципалитетах России.

Содержание

Аннотация 2

Организационно-методический раздел 4

Содержание курса 5

Тематический план учебной дисциплины 7

Базовый учебник и/или ридеры 8

Содержание программы 8

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для проверки 15

Примерная тематика эссе 16

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины 17

Формы контроля знаний студентов 21

Приложение 1. Методические рекомендации студентам. Форма научно-исследовательского эссе по курсу 23

Организационно-методический раздел

Программа курса выстраивается как научно и эмпирически ориентированное обучение студентов-старшекурсников. Его целью является получение современных научно-практических знаний о реальной жизни российского общества и на основе этого – приобретение навыков организации управленческого воздействия.

Задачи курса: получение студентами необходимых знаний о региональных и этнонациональных особенностях организации местной жизни; специфике жизнедеятельности населения в сёлах, малых и средних городах, отличии их от крупных городов, что обусловливает и специфику управления; получение студентами представлений об организации управления на уровне муниципального района, округа, поселения.

На основе соответствующих знаний – приобретение навыков организации управленческого воздействия с учётом социально-психологических особенностей и культурно-исторических условий существования местного общества.

Методологическая новизна курса. Методологический компонент программы базируется на социально-технологических разработках (стратегии социального, экологического и социально-экономического развития регионов, планы развития муниципальных образований). Они использованы в качестве образцов для более эффективного формирования умений студентов осуществлять отдельные этапы стратегического планирования, максимально приближенного к практике управления муниципальными образованиями.

Праксеологический компонент инновационной программы базируется на формировании у студентов навыков организации деятельности будущего муниципального служащего (руководителя), выстраиваемой на реальных образцах.

Место курса в системе формируемых инновационных квалификаций. Чтение курса формирует знания реальных аспектов местной жизни в провинциальном российском обществе: управленческих, хозяйственных, социально-психологических, мировоззренческих. Даёт знания о региональных особенностях организации местной жизни. Демонстрирует различия в поведении людей в стабильных и кризисных социально-политических условиях. Что предполагает формирование умений в организации управления на уровне муниципалитета с учётом региональной, этнонациональной и исторической специфики. Даёт навыки организации управленческого воздействия с учётом культурно-исторических условий существования местного общества.

Содержание курса

Новизна курса. Информационный (знаниевый) компонент программы курса базируется на научных исследованиях автора. Научным заделом разработки программы выступают продолжительные полевые социологические исследования автора (с 1984 по настоящее время) местных обществ в разных регионах России – в сельской местности и малых городах Северо-запада, Центра, Урала и Сибири. По комплексу показателей изучено состояние местного общества в советское время, в период системного кризиса 90-х годов и в нынешнем десятилетии.

Эти три периода развития общественной жизни предъявляли разные требования к жизнеобеспечению и формам самоорганизации местного общества, что реализовалось в специфических формах поведения населения и организации управления.

Содержательную основу курса образуют три тесно взаимосвязанных компонента: поведенческие, психологические и ментальные составляющие повседневной жизни людей. Они рассматриваются в качестве базиса самоорганизации общества.

В лекциях даётся представление о хозяйственном поведении населения (экономическое поведение домохозяйств и многообразие стратегий жизнеобеспечения), как материальном основании независимости и самодостаточности локальных обществ. Социально-психологический статус населения и их эмоциональные реакции на внешние социально-политические воздействия выступают в качестве поведенческого (деятельностного) основания самоорганизации местного общества. Наконец, мировоззренческим основанием выступают социально-ценностные установки людей, особенно изменения в обыденном сознании, обусловленные их практической деятельностью.

Новыми приёмами работы со студентами-старшекурсниками выступают диалог и совместная исследовательская деятельность, когда студенты, обучаясь, одновременно ведут исследования, направленные на получение знаний о местном сообществе, характере организации местной жизни, самоуправления и муниципального управления.

При этом они приобретают и навыки управления муниципальным образованием, поскольку включаются в деятельность местной администрации и в качестве практикантов. Это включённое наблюдение-деятельность сопровождается рефлексией, осуществляемой студентами с помощью преподавателя в курсе.

Одним из важных компонентов обучения студентов как будущих муниципальных служащих является их участие в имитации решения острых проблем в муниципальном образовании и ведения переговоров между администрациями муниципалитетов. Бескомпромиссный характер имитаций позволяет студентам получить навыки конъюнктурной борьбы и способности понимать основания и процесс развития интриги как необходимого компонента в деятельности управленца.

Тематический план учебной дисциплины

Название темы

Всего часов

Аудиторные занятия (час)

Самостоятельная

работа

Лекции

Семинары и практич занятия

1

Тема 1. Естественные факторы самоорганизации местного общества. Основания самоорганизации. Солидарность. Изоляционизм.

18

4

2

12

2

Тема 2. Местное общество в стабильных условиях существования, в период системного кризиса и на выходе из него.

18

4

2

12

3

Тема 3. Экономика повседневности. Традиционные и новые модели жизнеобеспечения населения в современной России.

18

4

2

12

4

Тема 4. Психология повседневности. Стресс «времени больших перемен». Скрытая социальная напряжённость.

18

4

2

12

5

Тема 5. Мировосприятие повседневности. Социальные установки провинциального населения и их динамика.

18

4

2

12

6

Тема 6. Дальние последствия реформ. Формы местного самоуправления и их значение для развития элементов гражданского общества.

18

4

2

12

7

Итого

108

24

12

72

Базовый учебник и/или ридеры

Какие-либо учебники по данному курсу не могут быть предложены в силу отсутствия таковых. Поэтому основой для подготовки студентов послужит ридер, составленный преимущественно по двум монографиям:

  1. Плюснин Ю.М. Малые города России. – М.: Московский общественный научный фонд, 2000. /lib.html?cur_page=1&&f_type=2&f_year=2000

  2. Глазычев В.Л. Провинциальная Россия. – М.: Новое издательство, 2003. /books/glubinnaya_Rossia/.htm

Ридер подготовлен сообразно темам курса. В качестве дополнительных источников для него служат также монографии, в которых эмпирически зафиксированы проблемы местных обществ, включая жизнеобеспечение, организацию социальной жизни и управление ею, а также элементы развития гражданского общества на низовом уровне:

  1. Калугина З.И. Парадоксы аграрной реформы в России: социологический анализ трансформационных процессов. – Новосибирск: Наука, 2001.

  2. Никулина Т.Г. Сельская Россия на перепутье. Географические очерки. – М.: Новое издательство, 2003.

  3. Ореховский П.А. Муниципальный менеджмент. – М., 2007 (автор любезно предоставил материалы рукописи для использования в ридере).

  4. Система муниципального управления / Под ред. В.М. Зотова. – СПб: Питер, 2007. – Гл. 2. с. 97-175. Гл. 5. с. 243-305. гл. 10. с. 518-542.

Содержание программы

Тема 1. Естественные факторы самоорганизации местного общества. Основания самоорганизации. Солидарность. Изоляционизм.

Природно-географические принципы организации жизнедеятельности локальных обществ. Селища и ареалы. Пространство и рельеф. Границы: природные рубежи, символические вехи. Типология границ ареалов (по Родоману).

Понятие проницаемости пространства. Пути сообщения. Пропускная способность, скорость передвижения и переноса ресурсов. Типы путей сообщений по пропускной способности, скорости, безопасности. Тропы, просёлки, дороги, тракты (магистрали).

Территория. Процессы естественного роста территорий. Благоприятные условия роста и препятствия к нему.

Демографические принципы социальной организации на локальном уровне. Плотность населения и её значение для организации хозяйства. Базовые компоненты организации жизни местного общества (капища, погосты, торжища, мытни и остроги).

Солидарность на местном уровне. Понятие солидарности и его составляющие.

Изоляция местного общества. Факторы изоляции: природные, социальные, ресурсные. Изоляция и изоляционизм. Значение изоляционизма для самоорганизации и развития местного самоуправления.

Задачей семинара является определение степени изолированности муниципальных районов в разных российских регионах и оценка связи этого показателя с демографическими, социальными и экономическими показателями.

Основная литература:

Родоман Б.Б. Территориальные ареалы и сети: Очерки теоретической географии. – Смоленск: Ойкумена, 1999. – С. 37 – 48. С. 83-94. С. 108-169.

Вопросы государственного и муниципального управления. Журнал ГУ-ВШЭ. – 2008. - № 2.

Инфраструктура муниципальных образований: учебное пособие / Под ред. П.В. Кухтина. – М.: КНОРУС, 2008. – 208 с.

Россия: пространственное развитие. Доклад 2004 // Доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа под ред. В.Л. Глазычева и П.Г. Щедровицкого. – М.: Архитектура-С, 2004. – 128 с.

Дополнительная литература:

Богословский М.М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. – М., 1912.

Вдовина Л.Н. Крестьянская община и монастырь в центральной России в первой половине XVIII в. – М., 1988.

Глазычев В.Л. Провинциальная Россия. – М.Новое издательство, 2003. 1. Погружение в Россию.

Тема 2. Местное общество в стабильных условиях существования, в период системного кризиса и на выходе из него.

Введение в проблему «управления повседневностью» местного общества. Соотношение понятий «местное самоуправление» и «муниципальное управление» в теории и практике управления и в реальной жизни. Низовой уровень институтов гражданского общества. Его источники и многообразие форм. Проблема несовпадения реальной и юридической формы как проблема различия целей формирования институтов гражданского общества «сверху» и «снизу».

Местное самоуправление как организация и управление повседневной жизнью общины, группы. Составляющие повседневности: хозяйственное поведение, эмоциональная сплочённость и ментальное единство общества. Социальная солидарность на местном уровне: её формы, условия, факторы и механизмы обеспечения сплочённости людей в конкретных условиях.

Провинциальное общество в стабильных условиях существования и в период системного кризиса. Местная жизнь провинциальных городов в поздний советский период (80-е годы). Шок «ухода государства» начала 90-х годов и формы реакции населения, местных обществ и отдельных людей на острый социально-политический и экономический кризис. Особенности управленческого воздействия в критических и кризисных условиях. Дефекты государственного управления на местах: локальность грандиозности.

Задачей семинара является определения понятий солидарности (компонентный анализ) и социальной напряжённости (латентной социальной напряжённости).

Основная литература:

Морозова Т.В. Сельские сообщества России в региональном измерении. – М.: МОНФ, 2008. – 238 с. Глава 3. Институциональные основания самоорганизации сельских сообществ. С. 127-187.

Ореховский П.А. Муниципальный менеджмент. Гл. 1. Город и его структура. Задачи муниципального управления. С. 4-19. 2007. В печати.

Плюснин Ю.М. Малые города России. – М.: Московский общественный научный фонд, 2000. Введение. С. 6-20; С. 134-146.

Глазычев В.Л. Провинциальная Россия. – М.Новое издательство, 2003. 1. Погружение в Россию.

Дополнительная литература:

Автономов А.С. У истоков гражданского общества и местного самоуправления (очерки). - М.: Формула права, 2002.

Александров В.А. Сельская община в России (XVII – начало XIX в.). – М., 1976.

Барабашев Г.В. Организация и функционирование местного самоуправления (опыт зарубежных стран) М., 1999.

Барабашев Г.В. Местное самоуправление. – М.: Изд-во МГУ, 1996. – 352 с. Часть вторая. Местное самоуправление: российский вариант. С. 281-331.

Замотаев А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. – М.: РИЦ "Муниципальная власть", 1999.

Тема 3. Экономика повседневности. Традиционные и новые модели жизнеобеспечения населения в современной России.

Рутинные (традиционные) и новые модели жизнеобеспечения населения в современной России. Традиционное архаическое природопользование и традиционное хозяйствование сельской и городской провинциальной общины. Сохранение их «под спудом времени». Новые кризисные модели жизнеобеспечения и их эволюция при переходе к стабильности. Особенности управления в условиях физического выживания.

Экономическое положение домохозяйств и поиск ими новых способов выживания. Региональная специфика в поведении домохозяйств в пореформенной России. Многообразие и хаос новых моделей выживания в начале и середине 90-х годов. Складывание моделей экологического природопользования в глубинах местного общества к концу 90-х. Домохозяйство как индивидуальный предприниматель. Процессы развития малого и среднего бизнеса в провинции, их специфика и перспективы.

Популяционно-демографические процессы на уровне локального общества: диспропорции и способы адаптации и выравнивания. Проблемы учёта населения в провинции, экономические и политические последствия несовпадения учтённого (зарегистрированного) и проживающего (фактического) населения. Миграция и межэтнические проблемы на уровне местного общества.

Состояние инфраструктуры населённых пунктов и её развал в годы кризиса. Транспортная, энергетическая инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство. Особенности восстановления инфраструктуры: экономика на службе политики.

Методология исследования, прогноза и предупреждения нарушений в структуре хозяйственного поведения местного общества.

Целью семинара является знакомство студентов с реальными бюджетами домохозяйств, парадоксами в структуре расходов семей и поисками причин формирования разных бюджетов в разных региональных условиях. На семинаре будут рассмотрены несколько моделей жизнеобеспечения местного общества в кризисный период и осуществлено имитационное моделирование реализации и управления несколькими моделями жизнеобеспечения с оценкой её соответствия зафиксированному в авторских исследованиях реальному положению дел.

Основная литература:

Бродель Ф. Динамика капитализма. — Смоленск: Полиграмма, 1993. — 124 с. (знакомство со всеми тремя главами тома).

Никулина Т.Г. Сельская Россия на перепутье. Географические очерки. М.: Новое издательство, 2003. Гл. 4. Многоукладность сельского хозяйства. С. 72-90. Гл. 5. Кризис и пространство общественного сектора. С. 91-157. Гл. 7. Хозяйства населения: географические вариации. С. 184-229. Гл. 12. Самоорганизация и управление. С. 347-352.

Ореховский П.А. Муниципальный менеджмент. Гл. 3. Городское хозяйство. С. 37-53. 2007. В печати.

Плюснин Ю.М. Малые города России. – М.: Московский общественный научный фонд, 2000. Гл. 1. Социально-экономическое положение населения и изменения в экономическом поведении домохозяйств. С. 21-60.

Социально-экономическое развитие малых городов России / Г.Ю. Ветров и др. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. – 102 с.

Дополнительная литература:

Абдурахимов Ю. В., Тимошенко В. П. Местная власть и проблемы регулирования предпринимательства. - Екатеринбург, 1998.

Бабун Р.В., Муллагалеева З.З. Что такое муниципальная экономика и кому она служит? Пособие для населения и общественных организаций. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2000.

Бабун Р.В. Актуальные проблемы муниципальной политики. – Новокузнецк: РИО НФИ КемГУ, 2002.

Бакланова Е.Н. Крестьянский двор и община на Русском Севере, конец XVII – начало XVIII в. – М., 1976.

Велихов Л.А. Опыт муниципальной программы. Материалы для академического курса и перспективных планов городского хозяйства (1926 г.). Фрагменты. // В кн.: Говорёнкова Т.М. Читаем Велихова вместе. – М.: РИЦ «Муниципальная власть», 1999. 322 с.

Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. – Обнинск, 1995.

Ветров Г.Ю. Планирование экономического развития на уровне города. – М.: Фонд «Институт экономики города», 1998.

Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и муниципальное управление: проблемы теории и практики. – М.: Финансы и статистика, 2004.

Громыко М.М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири (XVIII – первая половина XIX в.). – Новосибирск, 1975.

Жеребин В., Романов А. Экономика домашних хозяйств. – М., 1998.

Калугина З.И. Парадоксы аграрной реформы в России: социологический анализ трансформационных процессов. – Новосибирск, 2001.

Кузнецова О.В. Производственная демократия в системе сельского самоуправления (на примере колхозов Поволжья). — Автореф. дисс... канд. филос.н. — Саратов, 1992.

Кулишер И.М. История русского народного хозяйства. 2-е изд. – челябинск: Социум, 2004. – 743 с. Глава 16. Начала капитализма. С. 562-572.

Олейник А.Н. Институциональные аспекты социально-экономических трансформаций. – М., 2000.

Содействие развитию экономики на муниципальном уровне. Под редакцией Х.Берра и С. Исуповой. "Муниципальное управление". Выпуск 1. М.: 2000.

Френкель З.Г. Волостное самоуправление. Его значение, задачи и взаимоотношения с кооперацией. – М., 1999.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительство Российской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики программа

    Программа
    Настоящий учебный курс предназначен для ознакомления студентов магистратуры первого года обучения с некоторыми актуальными проблемами науки конституционного права с позиций современной доктрины и судебной практики.
  2. Правительство Российской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики программа дисциплины

    Программа дисциплины
    Студент, приступая к изучению данного учебного курса, должен обладать основными знаниями гуманитарных дисциплин, полученными в рамках программы общеобразовательной средней школы и в курсе «Теория государства и права».
  3. Правительство Российской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики Факультет права Кафедра конституционного и муниципального права учебно-методический комплекс (3)

    Учебно-методический комплекс
    В настоящем Учебно-методическом комплексе (УМК) частично использованы методические рекомендации, содержащиеся в УМК 1,2 по предмету «Теория государства и права», автором-составителем которого является проф.
  4. Правительство Российской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики Кафедра конституционного и муниципального права учебно-методический комплекс (1)

    Учебно-методический комплекс
    Приступая к изучению данного курса, студент должен обладать знаниями, полученными в ходе освоения общих и специальных юридических дисциплин: теории государства и права, конституционного права, административного права, гражданского
  5. Правительство Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет права программа дисциплины (1)

    Программа дисциплины
    Козырин Александр Николаевич, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой финансового права Государственного университета - Высшей школы экономики

Другие похожие документы..