Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Коли я запитала Ріхарда Керлера, виконавчого директора видавництва IPM MAGAZIN GmbH, чи є в його країні таке поняття, як стаття "на замовлення&q...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Творчество художника Джеймса Макнейла Эббота Уистлера (1834-1903) – американца по происхождению, проведшего большую часть жизни в Европе, является од...полностью>>
'Самостоятельная работа'
Асептика. Стерилизация перевязочного материала, операционной одежды, хирургических перчаток. Игл, шприцев и интсрументария. Тепловая и химическая сте...полностью>>
'Учебник'
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроиз­ведена в любой форме и любыми средствами без письменного разрешения владель­цев...полностью>>

Методические рекомендации по составлению индивидуальной карты развития ребёнка на переходном этапе от дошкольного

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11 г. Костромы

Методические рекомендации

по составлению индивидуальной карты развития ребёнка

на переходном этапе от дошкольного

к младшему школьному возрасту

2011 г.

Введение

Методические рекомендации созданы на основе опыта работы педагогического коллектива начальной школы МОУ СОШ № 11, дошкольных образовательных учреждений № 62, 70, 76 г. Костромы по реализации преемственности между дошкольным образованием и начальной ступенью школьного образования в едином образовательном пространстве микрорайона «Паново».

В рамках деятельности опорной площадки, организованной на базе школы в 2008 году, коллектив педагогов эффективно проводит работу по созданию условий для осуществления преемственности, внедряя технологии сопровождения детей на переходном этапе от дошкольного к младшему школьному возрасту.

Понятие преемственности нами понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

В связи с разработкой «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», утвержденной Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ, понятие «преемственность» приобрело новую актуальность.

При выстраивании преемственности педагоги начальной школы опираются на следующие принципы:

непрерывность образования - как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств и т.д. на каждой ступени образования) для обеспечения преемственности в развитии ребенка;

ориентир на развитиестимулирование и поддержка эмоционального, духовного, нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка; создание условий для проявления самостоятельности; овладение ЗУН, как средства для детского развития, а не самоцель дошкольного и начального образования;

гуманитаризацияувеличение доли разнообразной творческой деятельности детей;

целостность образа мира - отбор материала, воссоздающего целостность картины мира; обеспечение осознания разнообразных связей между его объектами; умение увидеть один и тот же предмет с разных сторон;

вариативность – возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения; обеспечение дифференциации обучения при сохранении инвариантного минимума образования;

индивидуализация – соблюдение и учет особенностей возраста, подготовленности ребенка к школе, учет индивидуальных различий в интеллектуальном, физическом и психическом развитии детей.

Результатом совместной деятельности педагогов школы и детских садов стала индивидуальная карта развития ребёнка, которая предназначена для сопровождения его продвижения в развитии на переходном этапе от дошкольного к младшему школьному возрасту. При таком сопровождении предполагается выстраивание индивидуального маршрута развития, обучения и воспитания на основе проводимых психолого-педагогических обследований ребёнка.

Мы считаем необходимым учёт в образовательном процессе результатов мониторинга школьной зрелости будущего первоклассника. Для этого вводная диагностика проводится психологом в дошкольном образовательном учреждении или в процессе прохождения ребёнком предшкольной подготовки на базе школы. Специалистом психологом обследуются: познавательное, интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие.

Воспитатели ДОУ, а затем и педагоги школы при сопровождении развития ребёнка фиксируют уровень социально-личностного, психомоторного развития, уровень сформированности речи и предпосылок учебной деятельности.

Физическое развитие ребёнка предполагается фиксировать по данным медицинского работника.

С целью наблюдения за динамикой и выстраивания индивидуальных программ развития ребёнка предполагается фиксировать результаты обследований перед приходом его в школу (в ДОУ), после адаптационного периода и в конце первого года обучения.

Задачами предлагаемых методических рекомендаций мы видим следующее:

  • раскрыть актуальность и значимость методики психолого-педагогического сопровождения ребёнка на переходном этапе;

  • описать суть психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка как условия адаптации первоклассника в новой образовательной среде;

  • познакомить с «Картой развития ребёнка», указать её структуру;

  • предложить методики для диагностирования уровня развития ребёнка;

  • поделиться опытом организации деятельности по модели психолого-педагогического сопровождения детей на переходном этапе.

Мы считаем, что методические рекомендации помогут творчески работающим педагогам, руководителям общеобразовательных учреждений, руководителям методических объединений и методистам в решении задач, связанных с выстраиванием преемственности между детским садом и начальной школой.

Особую благодарность составители рекомендаций выражают всем учителям-практикам, поделившимся своим опытом работы по данной теме, Голубевой М.Г., Румянцеву С.Ю.

Актуальность и значимость проблемы

Проблема готовности ребенка к обучению в школе приобрела в настоящее время, в период модернизации российского образования, особое звучание и актуальность. Готовность к школьному обучению рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Я. Йерасик, А. Керн, Н.И. Непомнящая, Д.Б. Эльконин и др.) с различных позиций:

  • обеспечение непрерывности развития ребенка с позиции самоценности каждого возрастного периода - периода дошкольного детства и младшего школьного возраста (психологический аспект) (Е.Л. Горлова, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, В.Т. Кудрявцев);

  • обеспечение преемственности детского сада и школы (организационно-содержательный аспект) (Н.С. Баренцева, Т.Н. Зотова, Т.Д. Сентябова);

  • формирование элементов учебной деятельности, необходимого запаса знаний, умений и навыков (формальный аспект) (Р.С. Бурэ, А.П.Усова);

  • работа по созданию условий для школьной зрелости, для формирования психофизиологических предпосылок учебной деятельности (Л.К. Айзман, С.Д. Забрамная, Г.Г. Жарова, В.Г. Каменская);

  • обеспечение готовности к обучению в школе - мотивационной, психологической, коммуникативно-речевой и др. (И.Н. Агафонова, Л.А. Боровских, И.В. Гребенникова, Л.А. Венгер и др.).

Опираясь на мнение ученых, мы считаем, что главным условием осуществления успешной преемственности между дошкольным образованием и первой ступенью школьного образования является соблюдение принципа индивидуализации. Это соблюдение обеспечивает учет особенностей возраста, подготовленности ребенка к школе, учет индивидуальных различий в интеллектуальном, физическом и психическом развитии детей.

Принцип индивидуализации позволяет ставить и решать различные конкретные задачи:

  • постоянно изучать особенности личности ребенка;

  • выявлять факторы, оказывающие на него наиболее существенное влияние (семья, среда, социальные институты);

  • искать средства индивидуального подхода и выстраивать систему индивидуальных педагогических воздействий для каждого конкретного ребенка.

На этих принципах, наиболее общих и значимых для дошкольного и начального образования, происходит отбор технологий и содержания программ по подготовке детей к школе и обучению их в начальной школе.

Как известно, переход от дошкольного детства к школьной жизни – один из переломных моментов в физическом и психическом развитии человека. В этот переходный период у ребёнка интенсивно развивается организм, что открывает большие возможности для физического воспитания, для занятий различными видами спорта. Незаконченность окостенения скелета требует соответственного размера мебели, постоянного внимания к посадке первоклассника, допустимой оптимальности нагрузок при письменных заданиях, возможности своевременно свободно двигаться и т.д.

Согласно теории развития деятельности, которая легла в основу возрастной периодизации психического развития человека (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), в дошкольном возрастном периоде, когда ведущей является игровая деятельность, у ребёнка формируются следующие психические новообразования: воображение, внимание, определённого уровня память и мышление, знаково-символическая функция. В период начального образования, когда ведущую роль уже начинает играть учебная деятельность, эти новообразования не должны исчезать, на них необходимо опираться, развивать, совершенствовать и постепенно дополнять другими.

А в процессе организованной учебной деятельности у младшего школьника формируются другие новообразования – психические изменения, определяющие его сознание, отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. К таким новообразованиям учёные относят теоретическое сознание и мышление, соответствующие им способности: рефлексию, анализ, самооценку, мысленное планирование, потребности и мотивы учения. Следовательно, при организации обучения в начальной школе необходимо постепенно переносить акцент на их развитие, учитывать различный темп продвижения в развитии детей.

В частности, необходимо учитывать такие возрастные особенности детей седьмого года жизни, как сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и другие. Данные особенности объясняют и сложность для детей статических нагрузок, недопустимость ограничения двигательного режима, трудность быстрого переключения с одного вида деятельности на другой. Следует помнить, что дети этого возраста эмоционально реагируют на неуспехи и неудачи в своей деятельности, могут болезненно относиться к стилю отношения взрослого к себе, эмоционально (иногда неадекватно) реагировать на его замечания и критику. Поэтому в процессе деятельности ребенка необходима положительная поддержка и одобрение со стороны педагога, особенно в тех случаях, когда есть трудности в выполнении задания.

Младшее школьное детство – это период, когда наряду с процессом развития индивидуально-психологических качеств происходит формирование основных социально-нравственных качеств личности. Эту стадию, по мнению А.С. Белкина, характеризует доминирующая роль семьи в удовлетворении материально-биологических, коммуникативных, эмоциональных потребностей ребенка; доминирующая роль школы в формировании и развитии социально-познавательных интересов, а также возрастание способности противостоять отрицательным влияниям среды. Следовательно, при выстраивании учебно-воспитательного процесса педагог должен быть для младших школьников положительным примером в познании, общении, выстраивании отношений с окружающими и других видах деятельности.

При этом, одним из важнейших внешних педагогических условий эффективной адаптации первоклассника при переходе из дошкольного периода в школьную жизнь, является организация психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка.

Суть психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка как условия адаптации первоклассника в новой образовательной среде

Под педагогическим сопровождением понимается соучастие педагога в деятельности младшего школьника; веру учителя в силы и возможности ребёнка; сопереживание успехам и неудачам; создание условий для развития ребенка; оказание помощи в преодолении возникающих трудностей, в процессе вхождения в «зону ближайшего развития». Сопровождение ведет к позитивным результатам в том случае, если оно опирается на деятельность самого ребенка, если выстраиваются доверительные, позитивные отношения между педагогом и учащимся.

Психолого-педагогическое сопровождение предполагает:

- диагностирование психологом готовности к обучению (школьной зрелости) будущего первоклассника ещё в дошкольном образовательном учреждении;

- совместное с педагогом конструирование индивидуального образовательного маршрута развития, обучения и воспитания на первый год обучения, позволяющей ученику реализовывать себя и быть успешным в различных видах деятельности;

- развитие навыков сотрудничества в ходе реализации особой адаптационной программы, нацеленной на формирование у младшего школьника способностей строить взаимодействие, добывать недостающую информацию, рационально разрешать конфликты, оказывать помощь другим.

Необходимость построения индивидуальных образовательных маршрутов в начальной школе диктуется следующими соображениями:

  1.  в первый класс приходят дети с разным уровнем подготовки (различная база знаний и умений) и психической готовности к школьному обучению;

  2.  растет число школьников, которые в связи с отклонениями в развитии или здоровье не могут обучаться в условиях классно-урочной системы, не могут в определённый срок освоить тот программный уровень, который требуется в школах прогимназического или пролицейского типа;

  3.  часть школьников не может в определенный период посещать школу из-за семейных обстоятельств, болезни, участия в спортивных соревнованиях или творческих концертах;

  4.  расширились материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования (ИКТ).

В педагогике существует понятие «индивидуальный образовательный маршрут», под которым понимается замысел школьника относительно его собственного продвижения в образовании, программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения. Это проект ученика, который конкретизирует его образовательную программу и планы. Образовательный маршрут представляет собой определение этапов, которые ученик предполагает целенаправленно пройти сам, совместно с педагогами, или при их поддержке, при этом используются соответствующие ученику образовательные технологии и средства.

Однако для создания индивидуального образовательного маршрута и реализации личностного потенциала в образовательном процессе ученику необходимы умения. Базовое среди них – «уметь учиться», которое включает понимание того, что такое учеба, что такое знание и какие различные виды требований существуют в различных видах обучающих ситуаций. Оно включает в себя умения рефлексировать и анализировать ситуацию, фиксировать трудности, принимать решения; умение искать, обрабатывать, использовать и презентовать информацию (включая самостоятельную работу, умение работать с данными и др.). Так как учебная самостоятельность, основанная на умении учиться и включающая перечисленные умения, может формироваться в начальной школе, в организованной учебной деятельности, то создание индивидуального маршрута младшему школьнику под силу. Это умение будет способствовать эффективному формированию субъектной позиции ученика в образовательном процессе.

По мнению Л.В. Байбородовой, приобретение младшим школьником опыта самостоятельного построения индивидуального образовательного маршрута (ИОМ), особенно в первом классе, требует специального психолого-педагогического сопровождения.

Поскольку в первый год обучения в школе у младшего школьника ещё не сформирована контрольно-оценочная самостоятельность и рефлексивность, то в первую очередь его проблемы определяет педагог и психолог. Предметные пробелы проявляются в любых контрольных работах и учебной деятельности на уроке при изучении той или иной темы. Проблемы в воспитании или психическом развитии проявляются также с первых дней обучения как в учебной деятельности, так и в общении, в отношениях со сверстниками. Однако для их определения можно использовать не только педагогическое наблюдение, но и специальные диагностические методики (педагогические и психологические).

Результаты диагностирования заносятся в специальную индивидуальную карту развития младшего школьника. Первоначально педагогу предлагается заполнять такую карту для сопровождения развития учащихся, требующих особого внимания. К таким ученикам педагоги относят одарённых детей, которых в классе, как правило, 2-4 ребёнка, детей, прибывающих из-за границы, детей, требующих коррекции психического развития. Большую помощь при выявлении проблем оказывают воспитатели детских садов, с которыми сотрудничают педагоги при выстраивании преемственности между дошкольным периодом образования и начальной школой. Педагоги дошкольных образовательных учреждений на основе своих наблюдений и диагностических исследований фиксируют в карте развития ребёнка уровень его социально-личностного, психомоторного и физического развития, уровень сформированности речи и предпосылки к учебной деятельности.

На протяжении учебного года педагог отслеживает продвижение ребёнка, подбадривая и поощряя его успехи, которые фиксируются в карте развития и в индивидуальном «портфолио» первоклассника.

Педагог осуществляет подбор заданий для коррекции и самокоррекции, для отработки умений и навыков. Если в первом классе учитель предлагает выполнить школьнику определённые задания, то со второго класса дети способны самостоятельно подбирать задания по теме из других учебников или задачников, а также могут составлять свои, по типу контрольного, составленного учителем. Практика показала, что учащиеся предпочитают составлять себе трудные задания, а не лёгкие, включая так называемые «ловушки».

  1. Психологическое диагностирование и сопровождение развития ребёнка

Осуществляется психологом дошкольного образовательного учреждения и школы по следующим направлениям:

  1. когнитивное развитие (развитие внимания, памяти, воображения, восприятия);

  2. эмоционально-волевое развитие (произвольное внимание, саморегуляция, принятие задачи).

Для определения уровня вербального мышления, умения логически мыслить и отвечать на вопросы используется методика Йерасека (Приложение 1).

Исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка помогут методики «Что здесь лишнее?», «Сравнение понятий», «Определение понятий» (Приложение 2).

Выявить уровень процессов обобщения и отвлечения позволяет методика «Исключение понятий» (Приложение 3).

Для определения продуктивности и устойчивости внимания, переключения и распределения внимания ребенка используется содержание методик «Найди и вычеркни», «Поставь значки» (Приложение 4).

Для определения объема произвольного зрительного запоминания, уровня развития механической памяти и способность к осмысленному запоминанию можно использовать методики (Приложение 5).

Уровень развития воображения оценивается по методикам «Придумай рассказ», «Нарисуй что-нибудь» (Приложение 6).

Уровень развития восприятия оценивается по методикам «Какие предметы спрятаны в картинках?», «Узнай, кто это» (Приложение 7).

Диагностирование ребёнка осуществляется минимум три раза: по окончании дошкольного образовательного учреждения (психологом ДОУ), в начальной школе, в конце первого полугодия и в конце первого класса (психологом ОУ). Для удобства оценки результатов предлагаем использовать четырёхуровневую шкалу:

В – высокий уровень развития,

Д – достаточный уровень,

С – средний уровень,

Н – низкий уровень.

Результаты заносятся в карту развития в разделе № 1 первыми буквами уровней или цветовой гаммой (В-зелёный, Д – голубой, С – жёлтый, Н - красный).

  1. Педагогическое диагностирование и сопровождение развития ребёнка

Осуществляется учителем начальной школы по следующим направлениям:

– социально-личностное развитие;

– психомоторное развитие;

– развитие речи;

– предпосылки к учебной деятельности;

– физическое развитие.

Для объективной оценки некоторых составляющих рекомендуется метод наблюдения.

Объектом наблюдения для учителя являются:

– отношение к взрослым и сверстникам (обращается внимание на умение дружить в коллективе, самостоятельно разрешать конфликты мирным путём, уважение к взрослым, положительное восприятие сверстников);

– наличие внутренней позиции школьника, учебная мотивация (в ходе беседы с ребёнком и наблюдений выявляется его желание учиться, идти в школу, его отношение к учёбе, как значимому делу, стремление к приобретению знаний);

– результатом наблюдения является и оценка предполагаемой адаптации (кроме наблюдения может использоваться анкетирование родителей; помощь в оценке адаптации оказывают и рисунки детей);

– развитость мелкой моторики (учитель наблюдает, как ребёнок владеет ручкой, карандашом, ножницами, умеет рисовать, лепить, писать);

– связная монологическая (устная и письменная) речь (наблюдается умение пересказывать текст, используя синонимы, однокоренные слова, грамматически правильное построение предложений, умение рассуждать, делать выводы, выделять существенные признаки);

– звукопроизношение (наблюдается на уроках обучения грамоте, когда дети учатся выделять звук из слова и давать по алгоритму его характеристику).

Группа здоровья и состояние здоровья фиксирутся из медицинской карты, анкетирования родителей.

Латеральность определяется психологом по соответствующей методике.

Выявление умения ребенка ориентироваться в своей работе на образец, точно копировать его, а также выявление особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки позволяет методика «Домик» Н.Н. Гуткиной (Приложение 8).

Диагностирование ребёнка осуществляется три раза: по окончании дошкольного образовательного учреждения (психологом и педагогом ДОУ), в начальной школе, в конце первого полугодия и в конце первого класса (педагогом начальной школы и психологом). Для удобства оценки результатов предлагаем использовать четырёхуровневую шкалу:

В – высокий уровень развития,

Д – достаточный уровень,

С – средний уровень,

Н – низкий уровень.

Результаты заносятся в карту развития в разделе № 2 первыми буквами уровней или цветовой гаммой (В – зелёный, Д – голубой, С – жёлтый, Н – красный).

  1. Диагностическое обследование готовности к обучению

Вопрос о готовности к обучению на сегодня один из самых обсуждаемых в психологических, педагогических, медицинских и родительских кругах. Литературы по этим вопросам очень много. Существует одна хорошая методика определения готовности ребёнка к школе, которую используют педагоги начальной школы МОУ СОШ №11 города Костромы. Это методика М.И. Кузнецовой, Е.Э. Кочуровой. Она универсальна, на наш взгляд, т.к. предполагает такие методы и приёмы, как групповое обследование (I этап), индивидуальное обследование (II этап) и носит диагностический характер. Для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития детей, оно должно быть диагностическим, основанным на знании готовности к обучению каждого будущего первоклассника.

Педагоги начальной школы МОУ СОШ № 11 осуществляют такую диагностику, и данные, собранные в процессе её проведения, используют для осуществления индивидуально – дифференцированного подхода в обучении.

Целью проведения педагогической диагностики является получение достоверных данных о сформированности предпосылок овладению грамотой и математикой. Учителям, взявшим 1-е классы, предстояло проанализировать интеллектуальную и личностную готовность ребёнка к обучению в школе, а точнее: ориентировку в окружающем мире, запас знаний, отношение к школе, самостоятельность ребёнка, его активность и инициативу, степень развития потребности в общении; умения установки контакта с детьми и взрослыми.

Диагностику учителя проводят в 2 этапа:

I этап – начало сентября (вводная диагностика)

II этап – апрель, май

Результаты диагностики сравниваются, обобщаются учителем и заносятся в сводную ведомость.

Диагностические обследования помогают учителю выявить готовность к овладению грамотой, сформированность предпосылок к овладению звуковым анализом, развитием ряда неречевых функций (зрительного и пространственного восприятия, моторной координации, общей и мелкой моторикой), определённого уровня общего (деятельностного и личностного) развития ребёнка.

Для успешного овладения программой по математике необходимо знать уровень развития зрительного и пространственного восприятия, наглядно – образного мышления (классификация, нахождение общего признака и т. д.), определённый уровень дочисловых представлений.

Диагностика выявляет 4 группы показателей готовности к овладению языковой и математической грамотой:

  1. Соответствующий возрастной норме уровень общего развития;

  2. Достаточная степень развития ряда неречевых функций;

  3. Соответствующий возрасту уровень развития устной речи;

  4. Наличие у ребёнка интуитивных дочисловых представлений.

Методика проведения подобных диагностик проста по процедуре проведения и оценке результатов выполнения, не требует значительных затрат времени, позволяет ребёнку работать как в группе, так и проявить себя индивидуально.

Таким образом, педагогическая диагностика позволяет учителю адекватно и объективно оценить стартовый уровень возможностей ребёнка и отследить его достижения (неудачи) к концу обучения в 1 классе, выстраивая индивидуальный маршрут сопровождения, помогающий учителю заметить трудности ученика или же построить работу с учётом одарённости своих питомцев.

Данные педагогической диагностики позволят учителям с первых дней знакомства с ребёнком реализовать индивидуальный подход в обучении, определить особенности общения с каждым учеником, наметить содержание коррекционно-развивающей работы с классом ещё до систематического обучения.

  1. Развитие предметных знаний, умений и навыков

Уровень сформированности предметных знаний и умений по основным предметам предполагается определять каждую четверть, фиксировать в карте развития в конце первого и второго полугодия, подводить итог в конце года, указывая динамику. Предметные умения должны конкретизироваться в соответствии с программой учебно-методического комплекта. Например,

Обучение грамоте:

  • анализ звуков (гласные, согласные, твёрдые, мягкие, звонкие, глухие);

  • деление слова на слоги, на звуки;

  • определение ударения в слове;

  • составление высказываний (предложений).

Письмо:

  • начертание букв,

  • написание слогов (слов) под диктовку;

  • оформление предложений;

  • списывание слов, предложений.

Математика:

  • чтение, запись и сравнение чисел в пределах 10 (20);

  • выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 (20);

  • находить значение выражений в 2 действия;

  • решать простые задачи;

  • решать уравнения изученных видов.

Окружающий мир:

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;

  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

  • называть основные особенности каждого времени года;

  • определять свое отношение к миру.

Технология:

  • организовывать рабочее место с помощью учителя;

  • анализировать образец (задание);

  • планировать выполнение задания;

  • контролировать качество;

  • различать виды материалов их свойства.

Предметные умения оцениваются педагогом по уровням развития:

В – высокий уровень развития (выполнение задания без ошибок, объяснение способа действий); С – средний уровень (выполнение задания с одной-двумя ошибками или неточностями, объяснение способа действий); Д – достаточный уровень (выполнение задания с несколькими ошибками, без объяснения способа); Н – низкий уровень (невыполнение задания или выполнение с множественными ошибками).

  1. Сопровождение индивидуального маршрута

Социализация личности.

Огромное значение при сопровождении уделяется социализации личности.

В социальном становлении младших школьников большую роль играют отношения, складывающиеся со сверстниками. От того, какие отношения сложились у учащихся с товарищами, педагогами, зависит возможность адаптации учащихся и раскрытие их потенциала. Включение первоклассников в различные социальные общности (класс, объединения, группы, бригады) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные типы социальных отношений.

Внутришкольная работа

Коллектив при входе в 1 класс может быть как сплочённым, так и нет. Поэтому классные руководители, начиная с 1 класса, отслеживают динамику развития детского коллектива, учитывая следующие качества группы:

Интегративность – мера единства, слитности, общности членов группы;

Микроклимат – преобладание того или иного психологического настроя (эмоциональное единство и разобщённость);

Референтность – степень принятия членами группы общих эталонов;

Лидерство – степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач;

Интергрупповая активность – степень влияния данной группы на другие группы;

Направленность группы – содержание целей, интересов, ценностей группы, вокруг которых объединяется большинство её членов;

Организованность – способность группы к самоуправляемости, умение самостоятельно создавать организацию в трудных ситуациях, согласованно выделять лидеров-организаторов.

Деятельность любого педагога начинается с диагностики учащихся и ученического коллектива: состояния психологического здоровья классного коллектива; особенностей в общении (социометрия); познавательных интересов, учебных возможностей класса в целом; потребностей и интересов ребят в досуговой сфере. Например, методика Лутошкина (оценка группы по уровню интегративности), цветовой личностный тест (уровень комфортности пребывания в коллективе), социометрия (изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение лидеров в классе). Продиагностировав свой класс, классный руководитель подбирает индивидуальный подход к каждому ребёнку, заполняет карту развития ребёнка.

Деятельность по социализации личности ребёнка в школе осуществляется по следующим направлениям: учебно-познавательное, спортивно-оздоровительное, трудовое, досуговое, гражданско-патриотическое, работа с родителями.

При этом важно найти сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности; сделать их (сферы) эмоционально насыщенными и интересными; предоставить педагогическую поддержку и помощь. Педагог должен постепенно делегировать полномочия, так как без прав нет ответственности.

Ещё одним важным аспектом социализации личности ребёнка является создание детско-взрослых сообществ в соответствии с интересами и запросами школьников. Классные руководители не ограничивают общение ребят только рамками своего класса, учащиеся не должны замыкаться развитием взаимосвязи только внутри классного коллектива. Это может привести к появлению группового эгоизма. Поэтому дружба с параллельным, старшим классами, участие в общешкольных делах, в различных праздниках, походах помогают ребятам расширить рамки общения, знакомиться с новыми людьми, ощущать себя частью большого мира. Учащиеся, входящие в другие коллективы, привносят в базовый классный коллектив новые идеи, способы взаимоотношений, формы работы, тем самым обогащают и развивают его.

Современная школа должна создать субъективную реальность, где жизнедеятельность учащихся проходит в лучших условиях (чем в жизни общества), где закладывается ценностное отношение к обществу, родителям, друзьям и т. п. Тогда личность, обладающая нравственной, психологической устойчивостью, будет способна преодолеть сложности в реальной жизни.

Администрация школы уделяет должное внимание работе с родителями.

Классный руководитель, устанавливая связи с родителями, решает ряд задач:

1. Познание семьи ученика;

2. Систематическое изучение влияния социального окружения на личность ученика;

3. Организация совместной педагогической деятельности школы и семьи в обучении и воспитании детей;

4. Помощь родителям в воспитании детей дома;

5. Организация педагогического просвещения родителей;

6. Нейтрализация отрицательного влияния семьи.

Формы работы учителя с родителями разнообразны.

Индивидуальные:

- посещение семей учащихся на дому,

- беседы с родителями в школе,

- дни консультаций родителей в школе.

Групповые:

- родители объединяются в группы по образованию, педагогической культуре (под педагогической культурой понимается такой уровень педагогической подготовленности родителей, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания детей), по поведению и показателям успеваемости их детей. Здесь выделяются взаимная работа учителя и родителей на уроках, когда родители помогают учителю вести урок, и работа с активом. Такое взаимодействие неободимо как раз в первые дни вхождения ребёнка в школьную жизнь.

Коллективные:

- Заседание совета школы,

- классные собрания,

- общешкольные родительские собрания,

- родительские конференции по обмену опытом воспитания,

- консультации,

- дни открытых дверей,

-совместные внеклассные мероприятия и т. д.

МОУ СОШ № 11 города Костромы имеет развитую систему социального партнерства для организации внеурочной деятельности и дополнительного образования младших школьников: ДЮЦ «Малышково», ДЮЦ «Ровесник», ЦДОД «Паново», ДЮЦ «Арс», Библиотека им. А.Гайдара, МДО №63. 70, 76, ДЮСШ № 5.

Педагогическое сопровождение.

Переходя из детского сада в 1 класс, ребёнок встречает много трудностей. Они касаются, как эмоционального, так и психического, физического и умственного развития. Есть дети, для которых переход в школу является безболезненным. Другие же, наоборот испытывают огромное количество трудностей.

Принимая ребенка в первый класс, педагог перед планированием учебного процесса должен проанализировать все параметры, которыми характеризуется психологический аспект к обучению, и организовать нужным образом окружающую среду. Такими параметрами являются:

  1. Знания и представления об окружающем мире.

  2. Умственные операции, действия и навыки.

  3. Речевое развитие (владение словарем, основами грамматического строя речи, владение элементами монологической речи).

  4. Развитие познавательной активности учащегося.

  5. Регуляция поведения.

Учитывая эти аспекты, педагог нужным образом организует учебную среду. Необходимо работать в системе и использовать комплексный подход к изучению темы, многократно повторять изучаемый материал, учитывая психические особенности детей и используя разные формы работы (индивидуальная, работа в парах, работа в группах). Организовывая учебную среду, нужно вести диалоговую систему общения и постепенно выводить детей на такой уровень, когда они сами будут вести диалог, а учитель будет только контролировать этот процесс.

Осуществляя индивидуальную работу с учащимися по предмету, деятельность педагога должна быть направлена на эффективное содействие актуализации, развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, субъектности, способности к нравственной и творческой реализации. Процесс общения с ребенком планируется, проектируется, управляется педагогом.

Направляя свою деятельность на формирование общеучебных умений, учитель учитывает интересы учащихся, их индивидуальные способности, уровень личностного развития, создает ситуацию успеха и выбора для ребенка.

Прежде чем определить стиль педагогического сопровождения, можно использовать различные методики:

  • изучение отношения первоклассников к учебной деятельности;

  • анкета изучения познавательных интересов учащихся и их интенсивности;

  • анкета для определения уровня познавательных интересов младших школьников;

  • определение мотивов учения школьников;

  • изучение интересов школьника.

Учителям и воспитателям, педагогам-психологам, социальным педагогам, врачам важно сопровождать и корректировать индивидуальный маршрут развития ребенка, подбирая адекватные методы и приемы работы с ним во время занятий, игр, совместной деятельности. Необходимо разработать перспективный план, где будут отражены индивидуальные маршруты развития детей по всем основным направлениям их подготовки к школе: интеллектуальное, волевое, социально-личностное, физическое. К разработке индивидуальных маршрутов должны быть подключены и родители – помощники педагогов в детском саду и учителей в школе. Желательно, чтобы они вместе участвовали в подготовке «портфолио» ребенка, корректируя при этом его индивидуальный маршрут развития.

Структура и содержание модели психолого-педагогического
сопровождения детей на переходном этапе

№ п/п

Направления

Показатели

Формы

Психолого-педагогические средства

Технологии

1.

Социально-личностное развитие

Отношение к взрослым и сверстникам.

Отношение к себе(самооценка).

Наличие внутренней позиции школьника (соц. и учебные мотивы)

Индивиду-альная

Групповая.

Фронтальная.

Тренинги, игры, художественная литература

В.В.Ветрова

«Уроки психологического здоровья», состоящие из 2 циклов:

1-«Я расту, я развиваюсь»;

2-«Я и другие. Я и мир» и др.

2.

Когнитивное развитие

1.Развитие интеллекта: мыслительных операций, логики, познавательных процессов.

2.Развитие мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия.

3.Развитие речи.

Индивиду-альная

Групповая.

Фронтальная.

Специальные занятия,

Развивающие и интеллектуальные игры, тренинги, интеллектуальные задания и кроссворды.

А.З.Зак «Как проверить и развить интеллект ребенка 6-10 лет».

Н.А.Зайцев «Стосчет», «Звучащие кубики».

Т.В.Тарантуева «Технология обучения детей решению арифметических задач».

ТРИЗ (технология решения изобретательских задач).

Н.А.Шулешко «Подготовка к обучению грамоте».

Г.А. Ушакова, П.А.Швайко «Игры со звучащим словом».

М.М.Безруких, С.П.Ефимова

«Как подготовить ребенка к школе» и др.

3.

Физическое развитие

1.Овладение основными видами движений.

2.Развитие мелкой моторики.

3.Развитие антропометрических данных.

Индивиду-альная.

Групповая.

Фронтальная.

Специальные занятия, подвижные игры и упражнения, различные виды гимнастик.

Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф.Змановского

«Здоровый дошкольник».

М.Н.Кузнецова «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ».

4.

Эмоционально-волевое развитие

Развитие произвольного внимания, самоконтроля,

саморегуляции.

Индивиду-альная.

Групповая.

Фронтальная.

Тренинги, игры, выполнение специальных заданий и упражнений.

Банк методик и технологий.

При необходимости карту развития учащегося можно продолжать и в следующих классах, расширяя предметные умения в соответствии с прохождением программы. В связи с введением федерального государственного стандарта общего образования в карту можно внести раздел по диагностике сформированности универсальных учебных действий.

Список рекомендованной литературы

  1. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амоношвили. – М. : Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. – 496 с.

  2. Асмолов, А. Г. Психология личности : учебник / А.Г. Асмолов. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.

  3. Байбородова, Л.В. Сопровождение образовательной деятельности сельских школьников: Монография / Л. В. Байбородова. – Ярославль, М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. – 88 с.

  4. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики / А. С. Белкин. – М : Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с.

  5. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии. – 1978. – № 4. – С. 23–35.

  6. Венгер, А. Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста: для шк. психологов/ А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. – Томск: Пеленг, 1993.

  7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский, ред. В. В. Давыдов. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.

  8. Говоркова, Н. Б. Первые дни ребёнка в школе: рефлексивные круги, игры / Н. Б. Говоркова, Г. Г. Кукушкина. – Волгоград : Учитель, 2008. – 159 с.

  9. Голованова, Н. Социализация младших школьников: педагогическая реальность и забота воспитателя / Н. Голованова // Воспитание школьников. – 2003. – № 4. – С. 2 – 7.

  10. Екимова, В. И. Всё идёт нормально? Комплект диагностических методик для комплексного обследования младших школьников / В. И. Екимова, А. Г. Демидова – М. : АРКТИ, 2007. – 88 с.

  11. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008. – 151 с.

  12. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Завуч начальной школы. – 2003. – № 6.

  13. Кочетов, А. И. Организация самовоспитания школьников / А. И. Кочетов. - Минск : Народная Асвета, 1990. – 256 с.

  14. Михайлова, Н. Педагогическая поддержка: гарантия права на риск / Н. Михайлова, Н. Касицина // Управление школой. Еженед. прил. к газете «Первое сентября». – 2001. – Апр. (№ 15). – С. 12–13.

  15. Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо Министерства образования РФ // Завуч начальной школы. 2001.– №1.– С.56–65.

  16. Педагогическая поддержка ребёнка в образовании / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 288 с.

  17. Плигин, А. А. Умение учиться и познавательные стратегии школьника / А. А. Плигин // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 8. – С. 81–84.

  18. Репкина, Г. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности / Г. В. Репкина, Е. В. Заика. – Томск : Пеленг, 1993. – 61 с.

  19. Строганова, Л. В. Поощрение и самооценка младшего школьника : учеб. пособие / Л. В. Строганова. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 32 с.

  20. Цукрман, Г. А. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе / Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова. -2-е изд., испр. – М. : Генезис, 2003. – 128 с.

  21. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении / Г. А. Цукерман. – Томск : Пеленг, 1993. – 268 с.

  22. Чумаков, И. В. Психологическая карта учащегося группы риска: диагностика и сопровождение / И. В. Чумаков. – Волгоград : Учитель, 2008. – 462 с.

  23. Якиманская, И. С. Взрослые и дети в образовательном пространстве / под ред. И.С.Якиманской. М. : Сентябрь, 2001. – 128 с.

Круглова Е.Н., к.фил.н., зам. директора по УВР,

Соловьёва Надежда Леонидовна, педагог-психолог,

учителя начальных классов:

Кутузова Галина Валентиновна,

Паляница Светлана Львовна,
Старунова Альбина Павловна
.

15



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рекомендации по организации компетентностно- ориентированного образовательного процесса Москва 2003

    Документ
    О.В. Акуловой, А.В. Баранникову, В.А. Болотову, А.С. Бубману, А.А. Вахрушеву, А.Б. Воронцову, Л.М. Долговой, А.А. Каспржаку, Е.Я. Когану, О.Е. Лебедеву, Е.
  2. Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях г. Томск 2009

    Методические рекомендации
    1. Шушпанова О.В., Сартакова Е.Е., Н.А.Лахтикова Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях Томской области на 2009-2010 учебный год
  3. Методические рекомендации по написанию программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни кзибож» в рамках фгос «Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасной жизнедеятельности»

    Методические рекомендации
    Основанием для разработки, как учебных предметов, так и в целом программ внедрения стандарта в ОУ являются требования ФГОС - ПРИКАЗ Министерства образования и науки РФ №373 от 06 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие
  4. Рекомендации по организации работы с родителями старших дошкольников по соблюдению прав ребенка Введение

    Документ
    Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей.
  5. Самостоятельная работа на тему: «Методические рекомендации по организации развивающей среды в доу»

    Самостоятельная работа
    Взаимодействие воспитателей и родителей осуществляется через создание единого пространства семья - детский сад, в котором всем участникам уютно, комфортно, интересно, полезно.

Другие похожие документы..