Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Вопросы к экзамену'
Конституционное развитие России, его основные этапы. Понятие и сущность Конституции РФ. Юридические свойства Конституции РФ....полностью>>
'Исследование'
Защита состоится 2011 г. в аудитории в час. мин. на заседании Диссертационного совета Д 002.110.02 Учреждения Российской академии наук Объединенный и...полностью>>
'Документ'
В работе проанализирован ранний период (10–20 годы ХХ столетия) научной деятельности С.Л. Рубинштейна, связанный с его философско-психологическим само...полностью>>
'Документ'
2. Міністерствам, іншим центральним органам виконавчої влади, Раді міністрів Автономної Республіки Крим, обласним, Київській та Севастопольській місь...полностью>>

Рабочая программа Дисциплина «гармония» Цикл дпп. Ф. 06

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской федерации

ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия искусств и культуры» Кафедра педагогики и методики художественного образования

Рабочая программа

Дисциплина «ГАРМОНИЯ»

Цикл ДПП. Ф. 06.

Для студентов специальностей:

050601.65 «Музыкальное образование»,

квалификация выпускника – Учитель музыки.

070101.65 «Инструментальное исполнительство ( по видам инструментов: фортепиано)»,

квалификация выпускника - Концертный исполнитель, артист камерного ансамбля, концертмейстер, преподаватель.

070105.65 «Дирижирование (по видам исполнительских коллективов: дирижирование академическим хором)»,

квалификация выпускника – Дирижёр, хормейстер академического хора, преподаватель.

071301.65 «Народное художественное творчество» .

квалификация выпускника - Художественный руководитель музыкально – инструментального коллектива, художественный руководитель вокально-хорового коллектива, преподаватель.

Утверждено на заседании кафедры педагогики и методики художественного образования 8.02.2008.,протокол №

Зав. кафедрой___________________________(Васильева Е.Н.)

Составитель: ст. преподаватель Таштамирова Л.Ш.

Тюмень 2008

Пояснительная записка

Учебная программа по курсу гармонии предназначена для студентов, музыкальных специальностей: дирижёров хора, исполнителей на народных инструментах, пианистов, вокалистов, учителей музыки дневного и заочного отделений.

Программа направлена на освещение истории гармонии: развития аккордово гармонического мышления, модального письма эволюцию тональности. Программа составлена с учётом современных требований государственного стандарта, опирается на классические и новые музыковедческие исследования. В ней сохранены традиционные для курса темы, что соответствует требованиям Государственного стандарта. Вместе с тем внимание студентов отсылается к публикациям новых научных исследований, что позволяет создать широкую историческую панораму творчества романтических композиторов.

Программа состоит из лекций, дающих широкий обзор творчества композитора. На семинарских занятиях студенты вместе с педагогом делают гармонический анализ отдельных произведений композитора. Освоение курса предполагает помимо посещений лекций и подготовки к семинарским занятиям такие виды работы как решение задач, игра модуляций (2,3 степень, энгармоническая модуляция), игра секвенций, сочинение на заданные образцы фактуры, сочинение в заданном стиле. Эти виды работ составляют практическую часть академического часа.

В процессе изучения курса учащиеся должны освоить современные понятия аккорда, лада, рода интервальных систем, различных видов тональности, а также уметь применять на практике различные виды музыкальной фигурации и фактуры. Все полученные знания должны быть направлены на получение профессиональных знаний при знакомстве с музыкальными произведениями.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

в области культуры и искусства

дпп.ф.06

Гармония как общеэстетическая категория. Гармония в музыке как средство выразительности и формообразования. Многоуровневая структура гармонии: звуковая система – созвучие – гармонический оборот – гармоническая форма. 1000-летнее историческое развитие европейской гармонии как компонент эволюции многоголосия. Ранние формы многоголосия. Оформление классической гармонии (18 в.), ее основные свойства. Основные свойства. Основные черты эволюции гармонии в 19 столетии – в России и Западной Европе. Особенности гармонии французских импрессионистов, «нововенской» школы выдающихся мастеров середины 20 века (Хиндемит, Мессиан), классического джаза.

Теория и практика построения (письменно и на фортепиано) гармонических моделей, необходимых для успешной профессиональной музыкально-педагогической деятельности (аккомпанемент к песенной мелодии, гармонизация распевок с транспозицией, иллюстрации гармонических стилей).

Тематический план курса

«Гармония» (ОДО)

Наименование разделов и тем курса

Количество часов

Всего

В том числе

Лекции

Семи-

нар.

Самост.

работа

1. Понятие гармонии.

2

2

2. Понятие аккорда.

2

2

3. Моноаккорды.

2

2

4. Полиаккорды.

2

2

5. Альтерация в аккордах.

2

2

6. Понятие лада. Определение сущность лада. Типы ладовых систем..

2

2

7. О выразительности старинных модальных ладов.

2

2

8. Основные и переменные функции лада. Категории лада.

2

2

9. Модальное многоголосие. Старомодальная гармония. Натуральные лады, система старинных церковных ладов.

2

2

10. Новомодальная гармония: симметричные лады.

2

2

11.О развитии гармонии до 17 века.

2

2

12. Роды интервальных систем, понятие рода Разновидности :экмелика ,пентатоника, диатоника, миксодиатоника

4

4

13. Роды интервальных систем.хроматика и гемиолика.

4

4

14. Роды интервальных систем. Энгармонизм и равномерная темпераци

2

2

15. Тональность. Понятие тональности. Развитие минора и мажора как категорий тональности. Научная теория Дж.Царлино.

2

2

16. Смешение ладов. Мажоро-минорная система. Одноимённый и однотерцовый мажоро-минор.

4

4

17. Тональная хроматическая система.

2

2

18.Тональность XX века.

2

2

19.Тритоновые замены и функциональные дубли.

2

2

20. Постальтереция.

2

2

21. Функциональная инверсия.

2

2

22. Состояние тональности и тональные индексы.

2

2

23. Модуляция во 2 степень первую подгруппу.

2

2

24. Модуляция во 2 степень вторую подгруппу.

2

2

25. Модуляция в 3 степень. Плановая, поступенная.

4

4

26. Энгармоническая модуляция через уменьшенный вводный септаккорд

4

4

27.Модуляция через альтерированный доминантовый септаккорд (бемоль 5)

4

4

28. Модуляция через альтерированный доминантовый септаккод (диез 5).

2

2

29. Модуляция через альтерированный уменьшенный вводный септаккорд (бемоль 3)

2

2

Всего

140

64

70

Содержание курса «Гармония»:

Тема 1. Понятие гармонии.

В музыке понятие гармонии применяется в нескольких значениях. Главнейшие из них следующие:

    1. Гармония – приятная для слуха слаженность звуков в музыкальном произведении; то же, что «благозвучие» (музыкально-эстетическое понятие).

    2. Гармония – объединение звуков в созвучия и связное их последование (композиционно – техническое понятие; гармония как художественное средство в музыки).

    3. Гармония – научная и учебно-практическая дисциплина, охватывающая одну из практических сторон техники композиции, изучающая созвучия и системы связи между ними.

Тема 2. Понятие аккорда.

Определение понятия аккорда затрудняется историческим изменением, развитием его на протяжении веков.

Коренной смысл понятия аккорда – согласное одновременное звучание нескольких тонов. Реализация же коренного смысла в рамках гармонии той или иной эпохи порождает различные формы трактовки одного и того же понятия, а с другой стороны – различные коррелятивные пары понятий.

Тема 3. Моноаккорды.

Моноаккорды – это созвучия, гармоническим ядром которого является целостное звукоинтервальное образование. Классификация, особенности строения моноаккордов.

Тема 4. Полиаккорды.

Полиаккорды – это комплексное созвучие, сложное единство составляющим элементом которого являются аккорды, имеющие в рамках целого конкретную схему взаимосвязей. Классификация полиаккордов.

Тема 5. Альтерация в аккордах.

Понятие альтерации и хроматизма. Развитие гармонии в эпоху романтизма. Деформация структуры аккордов под воздействием альтерации. Авторские аккорды как пример разновидности структур альтерированных созвучий.

Тема 6. Понятие лада. Определение и сущность лада. Классификация ладов. Типы ладовых систем.

Лад – широкообъёмное понятие, применяемое в различных, хотя и близких значениях. В музыке, прежде всего, необходимо выделить общеэстетическое и собственно музыкально-теоретические значения термина. В музыкально-эстетическом смысле понятие лад есть приятная для слуха согласованность между тонами высотной системы (в этом смысле понятие лад совпадает с музыкально-эстетическим аспектом понятия» гармония»). В музыкально-теоретическом значении определение понятия лада обычно представляет собой как бы проекцию общеэстетического понятия лада на конкретно-звуковые соотношения, где связываются между собой такие коррелятивные, и даже диалектические противоположности как «устой – неустой», «центр – периферия».

Лад как модель множества музыкальных «организмов» мелодий. Монодический лад и «гармоническая тональность» европейской музыки Нового времени, новотональные и новомодальные лады ХХ века – как основные типы ладовых систем. Экмелика, ангемитоника, диатоника и миксодиатоника, гемиолика, хроматика, микрохроматика. Лады.

Тема 7. О выразительности старинных модальных ладов.

В европейских тональных ладах Нового времени имеется явная тенденция к поляризации двух направлений эмоциональных состояний. Мажор обычно связывается со светом, уверенностью, радостью, минор – с мраком, скорбью, слабость. Вместе с тем множество модальных систем более старого времени не обнаруживают этой дихотомичности, давая, однако, ладовым явлениям яркие, впечатляющие характеристики.

В наиболее древних учениях о ладе часто встречаются космологические мотивы, символически связывающие лады или их элементы с природными силами, стихиями.

Тема 8. Основные и переменные функции лада. Категории лада.

Понятие ладовой переменности применяется не в едином значении и раскрывает разные свойства ладовой структуры. По отношению к модальности важнейшие из них следующие: переменность устоя, переменность звукоряда, децентрализованность лада, переменность и устоя и звукоряда.

Тема 9. Модальное многоголосие. Старомодальная гармония Натуральные лады, система старых церковных ладов.

В старомодальной гармонии основой были восемь церковных ладов. В них были написаны все культовые мелодии, которые часто становились темами для сочинений-обработок (иногда и светского жанра) и по которым в подобных случаях обычно определялся лад произведения. Различие между видами старомодальной гармонии состоит в отношении их к традиционным для позднесредневековой и ренессансной музыки хроматике.

Тема 10. Новомодальная гармония. Симметричные лады.

Ряд особого рода ладов – симметричные лады – базируется на «абсолютной хроматике». Симметричными называются лады, звукоряд которых основан на равнодольном деление октавы. Термин «симметричные лады» основан на мысли О. Мессиана в его книге «Техника моего музыкального языка»

Тема 11.О развитии гармонии до 17 века.

Основные этапы формирования категории аккорда. Кристаллизация вертикального мышления в рамках старомодальной гармонии.

Тема 12. Роды интервальных систем. Понятие рода. Разновидности

родов: экмелика, пентатоника, диатоника, миксодиатоника.

Слово род – как теоретическая категория представляет собой особое понятие, занимающее свое место в одном ряду с понятиями лада и строя. Подобно понятию лада, род связан со звукорядом, но в отличие от лада, род говорит не о смысловых значениях тонов и созвучии, а только об интервальных соотношениях членов звукового ряда.

Тема 13.Роды интервальных систем. Гемиолика. Хроматика.

Хроматические интервалы. Барьер, замыкающий хроматический ряд, пифагорова комма. Формы хроматики.

Тема 14. Роды интервальных систем. Энгармонизм и равномерная темперация.

Свойства замкнутости, присущее в реальной музыкальной практике хроматике как интервальному роду обеспечивающие возможность существования ее в музыке, приводят к появлению не только одного энгармонического унисона, замыкающего систему двенадцати звукоступеней, но также – вслед за ним – и целого ряда других. Энгармонический круг и гармоническая спираль.

Тема 15. Тональность. Понятие тональности. Развитие минора и мажора как категорий тональности. Научная теория Д. Царлино.

Понятие тональности трактуется как система функционально к дефиринцированных высотных связей и иерархически централизованных на основе консонирующего трезвучии и классических гармонических функций.

Тема 16. Смешение ладов. Мажоро-минорные системы. Одноименный, однотерцовый мажоро-минор.

Термин «мажоро-минор» обозначает тип гармонической системы, характеризующийся смешением ладов. Сами лады называются: мажоро-минор и миноро-мажор. Таким образом, термин мажоро-минор может употребляется в двух значениях.

Тема 17. Тональная хроматическая система.

Объединение трех высотных тональностей, приводящих к расширению аккордового ассортимента, что увеличивает композиторские возможности.

Тема 18. Тональность 20 века.

Изменения понятия тональности, выработка новых соотношений между аккордами, что приводит к активизации периферии системы и дестабилизирует функцию тоники.

Тема 19. Тритоновые замены и функциональные дубли.

Тритоновые замены мы называем замещение данной гармонии другой, включающей те же звуки, имеющей ту же самую функцию и сходную аккордную структуру.

Тема 20. Постальтерация.

Усиление самостоятельности функциональных дублей, обретение ими основного тона, вполне равноправного с исходным, и ряд других обстоятельств постепенно способствовали их «эмансипации», что существенно повлияло на характер использования этих – по происхождению альтерированных гармоний.

Тема 21. Функциональная инверсия.

Тенденция автономности периферийных гармоний. Это закономерность противоположна основной классической, по этому ее называют функциональной инверсией, то есть обращение тонального тяготения, поворотом его в обратную сторону.

Тема 22. Состояние тональности. Тональные индексы.

Изменения в существе тональности, необходимо учитывать ряд критериев, показывающих ее состояния. Эти критерия называются тональными индексами: функциональная тональность, рыхлая тональность, диссонантная тональность, парящая тональность, инверсионная тональность, переменная тональность, колеблющаяся тональность, многозначная тональность, снятая тональность, политональность.

Тема 23. Модуляция во вторую степень первую подгруппу. Тональности, входящие в эту степень, общий аккорд, схема перехода.

Тема 24. Модуляция во 2 степень вторую подгруппу. Тональности, входящие в эту степень, общий аккорд, схема перехода.

Тема 25. Модуляция в 3 степень. Плановая, поступенная. Тональности, входящие в эту степень. Тональности–посредники, условия приравнивания, общая схема перехода.

Тема 26. Модуляция через уменьшенный вводный септаккорд. Особенности построения вводного септаккорда в условиях равномерной темперации. Схема перехода.

Тема 27. Модуляция через альтерированный доминантовый септаккорд (бемоль5). Возможности приравнивания. Условия модуляции.

Тема 28. Модуляция через альтерированный доминантовый септаккорд (диез5). Возможности приравнивания. Условия модуляции.

Тема 29. Модуляция через альтерированный уменьшенный вводный септаккорд (бемоль3). Возможности приравнивания. Условия модуляции.

Список литературы:

1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс.3-е изд. Л.,1971.

2. Берков В.О. Гармония. М., 1962.

3. Бершадская Н.Введение в современную гармонию. М.: Музыка, 1984

4. Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика. М.,1960.

5. Мазель Л.А. Проблемы классической гармонии. М.,1972.

6. Музыкальная эстетика стран Востока/Сост. В.П. Шестаков. М.,1967.

7.КуртЭ. Романтическая гармония и её кризис в «Тристане» Вагнера.М.,1975.

8. Способин И.В.Лекции по курсу гармонии. М.,1977.

9. Тифтикиди Н.Ф. Теория однотерцовой тонально- хроматической системы.- В кн.: Вопросы теории музыки, вып.2. М.,1967.

10. Тюлин Ю.Н.Практический курс гармонии 3-е изд. М., 1978.

11. Холопов Ю.Н.Модальная гармония.- В кн.: Музыкальное искусство. Общие вопросы теории и эстетики музыки. Ташкент, 1982.

12.Холопов Ю.Н. Гармония современных композиторов., М.1984.

13. Ю.Н. Гармония. Теоретический курс., М.: Музыка 1988.

Практические задания:

  1. Решать задачи на пройденные темы. Задачи должны содержать различные виды аккордов – альтерированные, септаккорды и нонаккорды, отклонения и модуляции по изучаемым темам. Задачи могут быть на досочинение какого-либо голоса либо на соблюдение заданного типа фактуры или жанра (марша, вальса, мазурки). Образцы подобных задач можно найти в сборнике задач О.Алексеева «Задачи по гармонии».- Киев, 1977.

  2. Сочинить вариации на народную тему в пределах 4-5 тактов. Образец вариаций – Ю. Н. Холопов «Задания по гармонии».- М.,1992.

  3. Сочинить прелюдию 8-10 тактов на заданный тип фактуры. Образец- 24 прелюдии Ф.Шопена.

  4. Сочинить 4-5 тактов, сохраняя структуру предложенных аккордов. Образец – «Благородные и сентиментальные вальсы» М.Равеля.

  5. Сочинить прелюдию в джазовом стиле на самостоятельно выбранную студентами мелодию, заданную гармонизацию. Образец - А.Г.Рогачёв. Системный курс гармонии джаза. Теория. Практика. Учебное пособие. Мю: Владос, 2003.

  6. Играть все разновидности пройденных модуляций: плановые и ускоренные в размере 4-8 тактов.

  7. Играть секвенции. С.Е.Максимов. Упражнения по гармонии на фортепиано в 3 частях. М.: Музыка, 1977.

  8. Сочинение прелюдии на органный пункт.

Вопросы к экзамену по гармонии (ОДО):

1. Понятие гармонии.

2. Понятие аккорда.

3. Моноаккорды.

4. Полиаккорды.

5. Альтерация в аккордах.

6. Понятие лада. Определение сущность лада. Типы ладовых систем.

7. О выразительности старинных модальных ладов.

8. Основные и переменные функции лада. Категории лада.

9. Модальное многоголосие. Старомодальная гармония. Натуральные лады, система старинных церковных ладов.

10. Новомодальная гармония: симметричные лады.

11.О развитии гармонии до 17 века.

12. Роды интервальных систем.понятие рода Разновидности: экмелика, пентатоника, диатоника, миксодиатоника.

13. Роды интервальных систем.хроматика и гемиолика.

14. Роды интервальных систем. Энгармонизм и равномерная темперация.

15. Тональность. Понятие тональности. Развитие минора и мажора как категорий тональности. Научная теория Дж. Царлино.

16. Смешение ладов. Мажоро-минорная система. Одноимённый и однотерцовый мажоро-минор.

17. Тональная хроматическая система.

18.Тональность XX века.

19.Тритоновые замены и функциональные дубли.

20. Постальтереция.

21. Функциональная инверсия.

22. Состояние тональности и тональные индексы.

23. Модуляция во 2 степень первую подгруппу.

24. Модуляция во 2 степень вторую подгруппу.

25. Модуляция в 3 степень. Плановая, поступенная.

26. Энгармоническая модуляция через уменьшенныйвводный септаккорд

27.Модуляция через альтерированный доминантовый септаккорд (бемоль 5)

28. Модуляция через альтерированный доминантовый септаккод (диез 5).

29. Модуляция через альтерированный уменьшенный вводный септаккорд (бемоль 3).

Список произведений для гармонического анализа:

1. Дебюсси К. Прелюдии.

2. Равель «Могила Куперена», романсы «Мадагаскарские песни».

3. Рахманинов поздние романсы, прелюдии, отрывки из частей концертов.

4. Григ романсы, фп пьесы, части из концертов.

5. Лист «Годы странствий» 3 тетрадь, соната си минор.

6. Вагнер сцены из опер, «Тристан и Изольда».

7. Метнер части сонат.

8. Чайковский романсы.

9. Бизе сцены из «Кармен».

10. Скрябин прелюдии.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (11)

    Учебно-методический комплекс
    Д История зарубежной литературы Х1Х века. Романтизм.: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М.А.Ковалева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (64)

    Учебно-методический комплекс
    Д История зарубежной литературы Х1Х века. Романтизм.: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М.А.Ковалева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (10)

    Учебно-методический комплекс
    Д История зарубежной литературы Х1Х века. Романтизм.: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М.А.Ковалева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (32)

    Учебно-методический комплекс
    Д История зарубежной литературы Х1Х века. Романтизм.: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М.А.Ковалева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (16)

    Учебно-методический комплекс
    Д История зарубежной литературы Х1Х века. Реализм.: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М.А.Ковалева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.

Другие похожие документы..