Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Полет цапли был тяжел и неуклюж. Прозрачный сентябрьский воздух еле держал натруженные крылья. Длинные ноги болтались, как хвост воздушного змея. Масс...полностью>>
'Документ'
Код и наименование направления подготовки, наименование программы: специальность 090303 «Информационная безопасность автоматизированных систем». Спец...полностью>>
'Документ'
Сфера профессиональной деятельности бакалавра являются земельные отношения по рациональному использованию и охране земельных ресурсов Республики Каза...полностью>>
'Методические указания'
При усвоении темы №14 из содержательного модулю №3 за учебную деятельность студенту выставляется оценка за 4-х балльной (традиционной) шкалой, котора...полностью>>

Рожков М. И., Ковальчук М. А. Рбз профилактика наркомании у подростков: Учеб метод, пособие

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

№86


психология

ВСЕХ

для г

М.И. РОЖКОВ М.А. КОВАЛЬЧУК

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ

У ПОДРОСТКОВ

Учебно-методическое пособи*

Москва

гуманитарный [\
издательский! v

центр/ ~_—~~——_^_

2004

УДК 351/354

ББК 51.1(2)5

Р63

Рожков М.И., Ковальчук М.А.

РбЗ Профилактика наркомании у подростков: Учеб.-метод, пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 144 с. - (Психология для всех). ISBN 5-691-01036-0.

В учебно-методическом пособии освещаются вопросы, связанные с организацией антинаркотической профилактики среди детей и подростков в условиях образовательных учреждений. Приводится опыт работы на основе методики социально ориентирующей имитации в условиях оздоровительно-образовательного лагеря.

Пособие адресовано педагогам образовательных учреждений и специалистам, организующим работу с детьми и подростками в условиях оздоровительно-образовательных центров, а также может быть использовано студентами вузов при проведении педагогической практики.

УДК 351/354 ББК 51.1(2)5

© Рожков М.И., Ковальчук М.А., 2003

© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003

© Серия «Психология для всех» и серийное оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003

© Макет. ООО «Гуманитарный издатель-
ISBN 5-691-01036-0 ский центр ВЛАДОС», 2003

Введение

Проблема распространения наркомании в среде детей и подростков - одна из острейших проблем современного российского общества. Мы часто со страниц различных изданий, из уст ведущих различных программ слышим один и тот же вопрос: «Как остановить распространение наркотиков в молодежной среде?» К кому обращен этот вопрос? Ответ на него должны искать самые различные специалисты: и медики, и служащие правоохранительных органов, и работники сферы образования. Проблема употребления наркотиков детьми и подростками носит комплексный характер, и решать ее необходимо совместными усилиями.

Что такое наркомания, каковы причины употребления наркотиков детьми и подростками, какие существуют направления антинаркотической профилактики и технологии этой работы, что вообще должна представлять антинаркотическая профилактическая работа? На все эти и многие другие вопросы попытались дать ответ авторы предлагаемого учебно-методического пособия.

Работая над пособием, авторы опирались на идею формирования рефлексивной позиции ребенка на основе создания поля самореализации.

Формирование рефлексивной позиции молодого человека заключается в изучении и развитии его внутреннего потенциала. У любого ребенка есть широкий спектр потенциальных способностей, любой подросток имеет определенный социальный опыт, что, к сожалению, не всегда учитывается взрослыми. Формирование рефлексивной позиции детей возможно. Если им в этом не будет оказана помощь, то они сами выберут такое поле самореализации, которое не всегда будет социально приемлемым.

Управление созданием поля самореализации для каждого конкретного ребенка должно осуществляться специалистами через:

  • включение детей в решение различных проблем соци
    альных отношений в реальных и имитируемых ситуациях
    (социальные пробы);

  • стимулирование самопознания детей, формирование
    ими собственных позиций и способов адекватного поведения
    в различных ситуациях;

3

  • оказание помощи детям в анализе проблем социальных
    отношений и вариативном проектировании своего поведе
    ния в сложных жизненных обстоятельствах;

  • информационное обеспечение каждого молодого чело
    века и организация разветвленной досуговой сферы, в кото
    рой ребенок смог бы найти свою нишу.

В последние годы как в целом по России, так и в отдельных ее регионах наблюдается рост употребления ПАВ среди детей и подростков, но ни на уровне государства, ни на уровне отдельных его регионов не разработано и не внедрено достаточно эффективной программы антинаркотической профилактики. В большинстве случаев работа ведется «по факту», когда ребенок уже начал употреблять ПАВ или попробовал их. Особенно слабым звеном является педагогическое направление этой работы, которое включает антинаркотическую профилактику в условиях образовательного учреждения. Очень мало используется имеющийся потенциал оздоровительно-образовательных центров, когда дети и подростки находятся на отдыхе.

Одной из причин сложившейся ситуации является низкий уровень подготовки педагогических работников к решению вышеобозначенной проблемы.

Предлагаемое читателям пособие включает в себя две части: «Профилактика наркомании в условиях образовательного учреждения» и «Профилактика наркомании в условиях оздоровительно-образовательного центра» -- материал которых, мы надеемся, поможет педагогам, психологам, социальным педагогам, студентам педагогических вузов, специалистам, работающим в оздоровительно-образовательных центрах, в ходе организации работы с детьми и подростками по профилактике употребления в молодежной среде ПАВ.

Наркомания

как педагогическая

проблема

Злоупотребление наркотиками, алкоголем и другими психоактивными веществами (ПАВ) является в настоящее время одной из проблем, которая сопровождает процесс реформирования российского общества.

Результаты многочисленных исследований показывают существование устойчивой тенденции к значительному и постоянному росту употребления наркотиков в молодежной среде.

Что же такое наркомания?

В литературе по наркологии наркомания определяется как хроническая болезнь, которая возникает в результате злоупотребления наркотиками, характеризуется наличием у больного определенной совокупности симптомов и синдромов, психической и физической зависимости от наркотиков, снижением морально-этического уровня, асоциальным поведением и рядом других патологических

проявлений.

Как считают многие наркологи, наркомания практически не поддается лечению. По данным ученых Ф.Э.Шергера, А.Л.Арефьева, Н.В.Вострокнутова, С.Б.Зайцева, Б.А.Никифорова, доля лечившихся от наркозависимости очень велика в возрастной группе от 18 до 22 лет, до 18 лет - минимальна. В возрастной группе от 18 до 22 лет вылечился один из четырех лечившихся, в возрастной группе от 13 до 17 лет из каждых двух - один. Из тех, кто самостоятельно принял решение о лечении, вылечивается одна третья часть, по уговору роди-

Глава 1 _ • _ .. '

телей - каждый десятый, по уговору друзей — каждый шестой, по принуждению органов власти — каждый четвертый1.

Интенсивный рост заболевания наркоманией приходится в России на середину 90-х годов XX в.

Так значит наркомания - проблема медицинская? Это, конечно, сомнению не подлежит. Раз наркоман - больной человек, следовательно, его надо лечить. Но большой поток информации по проблеме наркомании мы получаем и из другого источника - от правоохранительных органов.

Медики сообщают нам о числе лиц, состоящих на учете в наркодиспансерах, или больных наркоманией; правоохранительные органы - о числе задержанных наркоторговцев, количестве изъятых наркотиков и задержанных покупателей наркотиков. Таким образом, и медики, и работники правоохранительных органов имеют дело уже со свершившимися фактами.

Анализ показателей официальной медицинской статистики говорит о продолжающемся активном вовлечении значительной части детей и подростков в незаконное потребление наркотиков и других ПАВ. Средний возраст приобщения к _токсико-наркотическим веществам снизился: до 14,2 лет у мальчиков и до 14,6 лет у девочек. Только в 2000 г. выявлено 12,3 тыс. несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление наркотических и психотропных веществ. На 1 января 2001 г. в России было официально зарегистрировано 98 058 детей и подростков, злоупотребляющих ПАВ. Из них: 1368(1,4%) -алкоголики, 12 311 (12,6%)-токсикоманы, 25 041 (25,5%) - злоупотребляющие наркотиками и больные наркоманией и 59 394 (60,5%) - злоупотребляющие алкоголем. Причем в последние годы отмечается неуклонное увеличение среди подростков числа именно наркоманов и токсикоманов. Так, если в начале 90-х большинство подростков, состоявших на учете в наркологических учреждениях страны, употребляли алкоголь и лишь незначительная часть -другие ПАВ, то в 2000 г. их соотношение стало уже 1,5:1. Наглядным является и тот факт, что первичная заболеваемость наркоманией в группе лиц 14 — 18 лет за последние 4 года выросла в 8,2 раза.

*См. материалы Международной конференции «Подростки и молодежь в меняющемся обществе». М., 2001.

6

....•Профилактика наркомании в условиях образовательного учреждения ,

Если сопоставить показатели заболеваемости наркоманией и токсикоманией детей, подростков и всего населения в целом, то, по данным наркологического учета, в первом случае эти показатели соответственно в 2 раза и в 8 раз выше, чем во втором. За последние 5 лет у детей всех возрастных групп заболеваемость наркоманией увеличилась в 1,5 раза. Наблюдается не только количественный рост распространенности наркотизма среди детей и подростков, но и негативное качественное изменение поражаемого этим процессом контингента: увеличение потребителей собственно наркотических средств по сравнению с лицами, потребляющими ток-сикоманические вещества; рост потребителей «тяжелых» и синтетических наркотиков; увеличение среди незаконных потребителей удельного веса лиц со сформированной зависимостью от наркотиков и других ПАВ. На этом фоне число потребителей ранее наиболее широко распространенных самодельных ПАВ растительного происхождения (гашиш, производные опийного мака) уменьшается.

Свою роль в подготовке и легализации наркокультуры в обществе сыграли табак и алкоголь. Среди тех, кто пробовал наркотики, чаще встречаются люди курящие и употребляющие алкоголь. Чем больше пьет человек, тем больше он оказывается втянутым в систему потребления наркотиков. Двадцать миллионов алкоголиков бывшего СССР стали серьезной основой для сегодняшних проблем со здоровьем (физическим и психическим) у подрастающего поколения молодых. Сегодня, по данным медицинской статистики, потребляют алкогольные напитки каждый третий школьник в средних классах и более половины — в старших. По данным медико-социальных исследований, средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, а среди девочек — до 12,9 лет. Выпивка стала символом объединения подростков или молодых людей в неформальные группы, обязательным условием признания новичка ее членом.

За последние 10 лет Россия стала одной из самых курящих стран мира. Каждый год потребление табачных изделий растет у нас на 1,5—2% в год. «Курящая тусовка» стала неотъемлемым атрибутом современного стиля жизни.

У детей первые пробы наркотиков, как правило, происходят на фоне потребления алкогольных напитков и таба-

__•-. Глава 1 —~——•-»-

кокурения. Все обследованные подростки, употребляющие наркотики, пьют и курят. Среди детей 5-8 классов курит каждый третий, 9-11 каждый второй.

Алкоголь и табак страшны не только тем, что они разрушают здоровье человека. Они способствуют саморазрушению личности, искажению ее взаимоотношений с другими людьми, разрыву всех социальных связей с миром, потере человеческого облика. Употребление алкоголя и табака - серьезное основание для перехода к наркотикам.

В России в среде лиц, злоупотребляющих наркотиками, резко возросла поражаемость ВИЧ-инфекцией. В 1985 г. число ВИЧ- инфицированных составляло 1062 человека. Среди них не было ни одного наркомана. На начало 2002 г. в России уже зарегистрировано около 165 тысяч ВИЧ-инфицированных, среди которых наркоманы составляют 90%. Эксперты считают, что при сохранении таких темпов распространенности этого бедствия уже в ближайшие годы количество ВИЧ-инфицированных может достигнуть в стране 1 миллиона человек.

Кроме роста числа злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7—11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также ускоренное распространение сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа (в России среди больных СПИДом более 50% наркоманов, в Европе — 70%), инфекционных гепатитов (в России более 90% наркоманов болеют гепатитами), венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. ВИЧ-инфекции зарегистрированы не только у подростков и детей в возрасте 11—14 лет, но и у младенцев, заразившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, больных наркоманией. Сообщалось, что впервые в истории поставлен на учет с диагнозом «наркомания» мальчик в возрасте б лет.

По данным международной статистики, весь круг заболеваний, связанных с наркоманией, является причиной около 10% всех смертей и 20% всех госпитализаций. Причем в настоящее время около 40% госпитализированных в психиатрические клиники составляют подростки с делинквен-тными (отклоняющимися от нормы) формами поведения в сочетании с наркотизацией и токсикоманией. Таким обра-

8

••Профилактика наркомании в условиях образовательного учреждения •••••••••

зом, с учетом возраста большинства наркозависимых - от 13 до 24 лет - под угрозой фактически оказалось будущее

страны.

Очень высока криминогенность среди лиц, злоупотребляющих наркотиками и другими ПАВ.

Из всего вышесказанного хорошо видно, что на сегодняшний день явно прослеживаются следующие тенденции:

  • «омоложение» контингента употребляющих наркоти
    ческие вещества;

  • снижение возраста впервые пробующих наркотики;

  • отсутствие учеха той доли детей и подростков, которые
    задумываются над проблемой употребления наркотиков и
    интересуются всем тем, что с ними связано.

Вышеназванные тенденции позволяют сделать вывод о том, что проблема наркомании касается не только медицины и деятельности правоохранительных органов. Эта проблема комплексная, и ведущая роль в ее решении должна принадлежать сфере образования.

Практически все время детей и подростков распределено между школой, домом и улицей. Подробно о влиянии улицы на молодых людей мы останавливаться не будем. О «негативе», который она вносит в жизнь ребенка, написано достаточное количество литературы. Семья может свести на нет негативное влияние улицы или, наоборот, его усилить. Если родители интересуются проблемами ребенка, понимают и искренне любят его, уделяют ему достаточно внимания и уважают его личность, его интересы и увлечения, то такие родители способны нейтрализовать желание сына или дочки попробовать наркотики. Но если семья конфликтная, проблемная, пьющая или внешне благополучная (а может, и действительно, благополучная), но в силу ряда различных причин не занимающаяся всерьез воспитанием детей, то такая семья вряд ли сможет удержать подростка от приобщения к наркотикам.

Каков же вывод — ведущая роль в борьбе с детской наркоманией принадлежит системе образования. Именно в образовательном учреждении возможно организовать работу по профилактике употребления наркотических и других ПАВ в ходе воспитательного процесса. Всегда легче что-то предотвратить, чем потом исправлять уже допущенные ошибки.

•••• Глава 1 .••——•—••••••• ^тятттт

Любое образовательное учреждение обладает следующими возможностями для организации профилактической работы с учащейся молодежью:

  • привитие навыков здорового образа жизни в процессе
    обучения и контроля за их усвоением;

  • влияние на уровень притязаний и самооценку учащих
    ся в ходе организации воспитательной работы с ними;

  • посещение семей школьников для анализа и контроля
    ситуации;

  • организация профилактической работы комплексной
    группой специалистов: педагогами, психологом, соци
    альным педагогом, школьным врачом;

  • организация работы по выявлению групп риска —
    склонных к наркотизации детей и подростков.

Наряду с профилактической работой в условиях образовательного учреждения возможна реализация и таких доказавших свою эффективность в решении проблемы наркотизации молодежной среды методов, как организация досуга детей и подростков и их занятости.

Нам хотелось бы подчеркнуть, что мы не умаляем роли медицины, органов правопорядка и других социальных институтов в решении проблемы все более увеличивающегося потребления наркотических и других психоактивных веществ в среде детей и подростков, наоборот, подчеркиваем зависимость ее решения от реализации идеи комплексного включения различных социальных институтов в этот процесс. Свою задачу мы видим в том, чтобы рассмотреть педагогический аспект вышеобозначенной проблемы и наметить основные направления ее решения.

Г¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥1

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Назовите основные тенденции, характеризующие распространение
    наркомании в среде детей и подростков.

  2. Почему можно сказать, что проблема наркомании — педагогичес
    кая проблема?

  3. Какими возможностями обладает образовательное учреждение для
    организации процесса антинаркотической профилактики в среде уча
    щейся молодежи?

  4. Подберите в периодической печати статьи, касающиеся проблемы
    наркомании в молодежной среде, и сделайте их анализ.

ю

-ТТрофилактиканаркоманиивусловиях образовательного учреждения -•—»» .

*

Причины

употребления

наркотиков

детьми

и подростками

Социологи, медики, психологи, представители правопорядка, осуществляя прогноз развития наркомании в среде детей и подростков на ближайшие три-пять лет, отмечают динамику ее роста и. усиление следующей тенденции: дальнейшее омоложение контингента, употребляющего наркотические, сильнодействующие и психотропные вещества.

Называются и причины этого явления. К ним в первую очередь относят общее ухудшение социально-экономической обстановки в стране, рост безработицы среди молодежи, рост детской беспризорности и социального сиротства и значительное увеличение интереса международной наркомафии к российскому рынку, который ориентирован на «раскручивание» потребительского спроса нашей молодежи.

Наиболее распространенная классификация причин, влияющих на употребление наркотиков детьми и подростками, включает причины, следующего характера: социально-экономического, конституционально-биологического, социального, индивидуально-психологического. • Социально-экономическая группа причин делится на две подгруппы: причины глобального характера и традиционные. К причинам глобального характера относят интеграцию нашей страны в мировую рыночную систему со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Традиционные причины - это причины, свойственные только нашей стране, отдельным ее регионам, слоям и группам населения. Примером могут служить те группы населения, у которых разрушился весь жизненный уклад в связи с боевыми действиями в той местности, где они проживали, результатом чего явился их переход в разряд беженцев. Это влечет за собой появление дезадаптационного синдрома, который создает положительные предпосылки для наркотизации данной части населения. К традиционным причинам, повлиявшим на всплеск интереса к наркотикам в нашей стране, и в первую очередь, как мы уже отмечали, в моло-

11

Глава 1 i .. ч • - .

дежной среде, явился долгое время существовавший запретно-карательный механизм действия различных социальных институтов в отношении лиц, употреблявших наркотики.

Но можно ли сказать, что в советской России не существовало проблемы наркомании или употребления других ПАВ? Приведем некоторые цифры.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. С одной из самых сложных гуманитарных проблем распространение употребления психоактивных веществ и формирование зависимости от них среди подростков и молодежи

    Документ
    Предлагаемый Вашему вниманию каталог аннотированной литературы издан с целью оказания помощи всем, кто так или иначе, профессионально или личностно столкнулся с одной из самых сложных гуманитарных проблем – распространение употребления
  2. Педагогічна бібліографія (3)

    Документ
    У45 Українська педагогічна бібліографія. 2004 рік: Покажчик літератури / Уклад. Н. І. Тарасова, Г.І.Шаленко.– К. : НПУ ім. М. П. Драгоманова, 2008. – Вип.
  3. Словарь основных терминов по специальности “Организация работы с молодежью”

    Документ
    Авторитарный стиль руководства - стиль руководства, основывающийся на отдаче руководителем в приказной форме распоряжений, официальном характере отношений, дистанцировании от исполнителей, широком применении наказаний, сокрытии информации.
  4. Красноярский край (1)

    Документ
    ВАСИЛЬЕВИЧ БОЖЕНОВА ПАТРУШЕВА ВЕРА ТЕРЕНТЬЕВНА АБРАМОВИЧ ГАЛИНА АВГУСТАНОВНА АЗАРОВА Е Ю МИХАЙЛОВ В В РАССКАЗОВ С Д АРДАСОВА НАТАЛЬЯ ФЕДОРОВНА БАЖЕНОВА АЛЕКСАНДРА ГЕОРГИЕВНА ГЕРАСЬКОВА МАРГАРИТА ВАСИЛЬЕВНА СИДОРЧУК НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ВОЙТЮКЕВИЧ
  5. Педагогічна бібліографія (5)

    Документ
    Щорічник “Українська педагогічна бібліографія” видається з 1992 року. У попередніх випусках покажчика відображена література з питань освіти і педагогіки, яка вийшла друком в Україні з 1990 року.

Другие похожие документы..