Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
В современной физике основные понятия классической механики не утратили своего значения, а получили лишь дальнейшее развитие, обобщение и критическую...полностью>>
'Тесты'
4. Логистика как фактор повышения конкурентоспособности фирм Тесты 9 Контрольные вопросы 30 Глава 3....полностью>>
'Закон'
О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и статью 23 Гражданского процессуального кодекса Россий...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Деньги, кредит, банки: Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения / сост. О.Б. Шевелева; Кузбас. ин-т экон. и права. - Кемерово,...полностью>>

Институт социологии социология в россии

Главная > Литература
Сохрани ссылку в одной из сетей:

— направления и школы 13, 26, 29, 45, 46,

— национальная специфика 49

— немарксистская 26, 53, 58, 76, 51

— критика 53

— новейшая 49

— общая И, 305, 306, 415, 523

— объект 212

— определение 54, 222

— отечественная, российская, русская

— отраслевая 11, 70, 421, 425, 472

— периодизация 47, 48, 56, 58

— позитивистская 46

— полипарадигмальность в. с. 70

— постмодернизма 53

— постсоветская 13, 41

— предмет 13, 35, 420, 426, 523, 524

— преподавание с 28,40,91

— прикладная

— пролетарская 29

— роль диссидентская 7

— позитивистских идей 25

— самоопределение 70,71

— "служебная" 152

— советская

— становление 519, 531

— структура трехуровневая 55

— схемы развития 520

— теоретическая 8,

— термин "с." 27, 29, 30, 53, 284

— университетская 497

— уровни 92, 421

— фундаментальная 16, 523

— функции 219

— сервисные 7

— христианская 10, 214

— эмпирическая

— этапы развития 519

Социолингвистика 21

Социологические фирмы 40

Социологический ренессанс 36-39

Социотехника 215

Социум 124, 277, 308, 340, 360

Специалисты

Справедливость

— качество 154

— культурная 562

— молодежная 276

— над-органическая 347

— обитания

— общественная 496

— окружающая 486

— отчужденная 503

— политическая 505

— природная 497, 505

— сельская 154, 160

— семейная 420

— состояние 500, 501

— социальная

— стандартизированная 502

— физическая 497

— экономическая 497, 505

— экосоциальная 503

— этническая 198, 201

— этнокультурная 511

Средства массовой информации (СМИ)

Стандарт(-ы)

— двойной 342

— научные 104

Становление

— знания 546

— образования 267-270

— социальное 132

Старожилы 437, 438, 441

Статистика 48, 73, 75, 87, 92, 111, 133

— государственная 73, 457, 462

— демографическая 392, 496

— земская

— и социология 228

— математическая 83

— населения 394, 395

— отечественная 440

— официальная 117, 575

— производства и потребления алкоголя 596

— социальная 48, 108, 132

— трудовая 213

— уголовная 591, 592

— экономическая 48

Статус, Положение, Позиция 57, 117, 179, 228, 257, 356

— взрослого 135

— женщины 174, 175, 177, 185

— имущественный 26

— как единицы социальной структуры 356

— молодежи 143

— научных сотрудников

— политический 536

— ролевой 342, 356

— социальный

— социально-профессиональный

— социологии 35, 40,

— в советском обществе

— территориальный

— этно-национальный

Стереотипы 184, 185

— культурные

— сексуальные 189

— социальные

— этнические 202

Стратегия (-и) 276

— аналитическая 80

— жизненные 143, 27

— исследовательские

— лонгитюдные 275

— объяснительная 8С

— описательная 80

Стратификация 104,

— политическая 522,

— социальная

— теория 562

— социально-профессиональная

— экономическая

Страта (-ы) 119

— политические

— социальные 11

Структура (-ы) 119,

— административная

— академические 90

— властные

— демографическая

— заболеваемости 48

— занятости 454

— индивидуального с

— институциональна

— исследовательские

— классовая 106, 111

— латенитная 117

— населения, см. Hai

— организационная

— органическая 347

— политическая 118

— теория 527

— профессиональна

— рыночная 507

— семантическая 341

— социальная, см. Социальная структура

— социально-демографическая

— социально-классовая

— социально-профессиональная

— социально-слоевая

— социально-стратификационная

— социально-экологическая

— социетальная 343

— социологической теории

— социополовая 188

— технобюрократическая 510

— трехуровневая И, 70

— ценностная 464

— экономическая

— этнографическая 437

— этносоциальная 200

Структурный функционализм

Студенты

Студенчество 119, 203, 271, 572

— западное 140

— проблемы 132, 137

— русское 132

Субкультура (-ы) 131, 143, 140, 141

— маргинальная 141

— молодежи 134, 135, 140-142

— устойчивая 502

— юношеская 140

Суицидология

Т

Таблицы

— вероисповеданий 306

— дожития 392, 396

— изменения реакций 355

— публикаций 256

— смертности 399

— сопряженности 85

Теория (-и)

— активистская 18

— депривации 551, 553, 554

— деятельная 18, 381, 382, 384

— естественно-исторического процесса 19

— марксистская 27, 28, 38, 51, 53, 221, 377, 417

— научного коммунизма 36, 40

— научного познания

— общества 49

— социализации 130

— социальная 12, 18, 19, 77, 522

— социально-психологическая 84, 230, 383

— социальных изменений 512

— социологическая

— общая 54, 55, 60, 70

— отраслевая 421

— семьи 421

— специальная 70, 77

— частная 60

— среднего уровня

— умозрительные 55

— элит 60

Террор политический 26

Тип (-ы) 110, 188

— исследования 59, 211, 532

— культурно-исторические 25, 153, 309, 325

— организации 217, 357

— произвольный 85

— социальные 212, 339, 348

— социо-культурный 324

Типология 88, 89, 206

— городов 88, 89

— населения 404

— регионов 115, 257

— религиозности 316

— сознания 533

— ученых 291

— электората 88

Традиция (-и) 75, 135, 148, 188

— архаические 202

— гражданские 506

— демократические 132, 505

— западная 25, 428

— интеллектуальные 36

— исследовательские 440

— исторические 48, 51, 93, 488

— культурные 428, 488

— методические 80

— народные 21, 521

— научные 41, 49

— общественной мысли 25

— отечественные 15, 19, 455

— патриархальные 184

— позитивистская 81

— психологическая 370, 371, 372, 383

— социокультурные 15

— социологическая

— западная 17

— преемственность с.т. 23

— российская 16, 54, 215

— русская 104

— советская 80

— статистико-социологическая

— теоретические 385

— феминистская 185

— философская 48, 49

— этнические 202

Траектории жизненные 143

Труд

— виды 221, 267

— престиж 267

— привлекательность 267

— в личном подсобном хозяйстве 452, 464

— вне дома 179, -185

— гуманизация 222

— деревенский 115, 164, 165, 167

— дисциплина 232, 233

— домашний

— женский 177, 217, 458, 464, 475

— индустриальный 115, 213

— интеллектуальный 112

— интенсификация т 123

— и религия 214

— исследования

— и хозяйство 214

— как производство духовных ценностей 214

— как производство материальных благ 214

— качество 465

— квалификация ПО, 112, 222

— коммунистический 224

— концепции 211

— культура т 215, 224

— наука о т 215

— научный 284, 288, 291, 293, 294

— неквалифицированный 221

— неоднородность т 220

— непроизводительный 461

— неудовлетворенность т. 221

— нефизический 112

— общественный 16, 107

— однообразный 221

— оплата т.

— организация т.

— охрана 218

— перераспределение 464

— подневольный 214

— подростков 217

— престиж 220, 222, 223, 267

— проблемы 214, 226

— производительный 214, 217, 225, 2

— процесс 216, 217, 352

— разделение 111, 219, 354

— общественное 107, 112

— половое 175, 458

— профессиональное 111, 116

— рационализация 216, 217

— режим 217

— результаты 224, 479

— роль в обществе 211

— ручной 112

— рынок т. 136, 137,257

— свободный 458

— содержание

— социальные функции 118

— статистика 77

— стимулирование 213, 233, 234

— структура 464

— творческий 223

— теории 221

— тяжелый 221

— удовлетворенность

— умственный 110-113, 214, 216,

— условия 114, 116, 118, 163, 212, 21

— физический 110, 111, 220, 223, 270, 352

— характер ПО, 114, 116, 211, 217, 220, 223

— двойственность 220

— эксплуатация 235

— эффективность

Трудоустройство

У

Управление 118, 11 215

— глобальное 499

— государственное 52'

— и прогнозирование

— культура у 233

— методы 217,218

— наука у 26, 35, 216,

— общественными npi

— обществом 31

— система у 215, 218,

— социальное 229

— структура 228, 229,

— функции 216

Управленческое консультирование

Урбанизация

Установка (-и), аттитюд (-ы)

— идеологические 310

— межэтнические 198

— миграционная 443

— на здоровье 486

— нормативные 342

— политическая 500

— психологические 20

— ситуативная 361

— социальная 220, 22

— теоретические 293

— трудовая 220, 352, 3

— эмоциональная 351

— экологические

Утопия

— инженерно-поведенческая

— инженерно-социологическая

— социальная

— социально-культурная

— социологическая

— технократическая

Учащиеся

Учителя

Ученые

— буржуазные 30

— зарубежные 84, 538

Учреждения научные

Ф

Фактуальные знания 7, 9, 19

Факты 74, 105, 174, 496

— социальные 281, 496

— экономические 496

Феминизм 173, 187, 189, 559

— западный 173, 188

— марксистский 173, 178

— постмодернистский 187

— радикальный 173

— теоретические истоки 183

— течения 173

Футурология

X

Характер 342, 350, 353, 354

— имперский 342

— исследовательский 226, 227

— классификация 354

— конфликтный 551, 556

— национальный

— русский 18, 338, 339, 341, 343, 362

— социальный 342, 350

— труда, см Труд

— этнический 339

Ц

Цели

— социальные 48, 483

— стратегические 231

Ценности

— групповые 383, 388

— духовные 214, 304, 425

— демографические 406, 407

—жизненные 139

— идеологические 38

— иерархия ц. 339,465

— индивидуальные 406

— интеллектуальные 40

— классовые 388

— культурные 408

— либеральные 534

— материальные 408, 425

— моральные 406

— научные 38, 105, 107, 326

— общественные 40, 41, 406

— общечеловеческие 388

— политические 532, 557

— постматериалистические 606

— постматериальные 496, 502

— приватные 342

— рядовых граждан 432

— семейные 183

— система ц. 337, 356, 388

— изменение 388, 510

— социализма, социалистические

— социальные 356, 483

— социокультурные 486

— супружеские, супружества 428

— традиционные 419

— трудовые 224

— трудолюбия 337

— фальсифицированные 501

— шкала ц. 408

— экологические (инвайроментальные)

— этнические 207

Ценностный вакуум 388, 501

Цикл

— жизненный

— политический 562

— протестный 552

Ч

Человек

— государственный 342

— духовный 267, 314

— и биосфера 498

— индивидуализация ч. 361

— как индивидуум 374

— как личность 309, 319

— как субъект

— деятельности, деятель 353, 354

— естественно-исторического процесса 19

— новый 35, 351

— "обычный" 337

— персонализация 361

— политический 536

— постсоветский 18

— советский

— воспитание 11

— модель интегральная 341

— простой 18, 338, 341-343

— раскодирование 341, 343

— социальная природа 342. 500

— современный 341

— социальный 143, 267, 339, 342

— технократические модели ч. 497

— экономический 214, 267

— рациональный 235

Человеческий фактор

Ш

Шкала (-ы) 87, 425, 481

— Богардуса 203, 204

— выборки 81

— номинальные 86

— порядковые 86

— предпочтений 270

— произвольных типов 85

— репрезентативные 81

Шкалирование 87

— многомерное 88, 89

Школа 38, 45, ИЗ

— американская 80

— воскресная 75,326

— высшая

— государственная 211

— европейская 80

— земская 326, 570, 571

— народная 569

— национальная 208, 345

— начальная 134, 265

— отечественная 265, 273

— православная 265

— психологическая 59

— рабочей молодежи 21, 134

— реформа ш. 273

— сельская 265

— советская 266, 352

— средняя 134, 265, 169, 271, 276

— субъективная 346, 347

Школьники

Э

Эволюция 476

— общественная 26

— социальной мобильности 118

— этапы 161

Экология 486

— социальная 499, 502, 503

— человека 498

Эксперимент

— методический 70

— социальный 25

— социологический 316

Элита

— бизнес-э. 122

— властвующая 506

— воспроизводство 537

— идеологическая 56

— интеллектуальная 71, 296

— криминализация э. 537

— культурная 18

— местная 506, 556

— научная

— партийно-государственная 537

— политико-экономическая 617

— политическая 209, 528, 529, 532, 537

— правящая 122, 178, 500, 519

— этапы формирования 122

— региональная 122, 537

— советская 537

— теории э. 60

— технократическая 507

— формирование э. 40, 122

— экономическая 122, 209

— этническая 200

Эсхатология 26

Этнография 197, 373

Этнология 15, 197, 198

Этнос (-ы) 15, 198, 199,

— титульный 197, 199

Этнотип русский

Ю

Юность

Я

Я

— как единица личности 356

— как значение 357

— концепция 357

— механизмы формирования

— образ

— понятие

— социальное

Язык

— анкеты

— доступность я.

— как система знаков

Об авторах

Андреева Галина Михайловна доктор философских наук, академик Российской академии образования, профессор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, факультет психологии, кафедра социальной психологии.

Амелин Владимир Николаевич кандидат философских наук, доцент Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, социологический факультет.

Астафьев Янис Ульмович кандидат социологических наук, начальник информационного отдела фирмы "Фарма Сервис".

Батыгин Геннадий Семенович доктор философских наук, профессор, заведующий сектором Института социологии Российской академии наук.

Бестужев-Лада Игорь Васильевич доктор исторических наук, профессор, заведующий сектором Института социологии Российской академии наук, академик Российской академии образования.

Винклер Роза-Луиза кандидат философских наук /Германия/.

Возьмитель Андрей Андреевич кандидат философских наук, старший научный сотрудник, заведующий сектором Института социологии Российской академии наук.

Гараджа Виктор Иванович доктор философских наук, академик Российской академии образования, профессор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, социологический факультет.

Гилинский Яков Ильич доктор юридических наук, профессор, заведующий сектором Института социологии Российской академии наук (СПб филиал).

Голенкова Зинаида Тихоновна доктор философских наук, профессор, заместитель директора Института социологии Российской академии наук.

Гордон Леонид Абрамович доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук.

Гридчин Юрий Васильевич кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института социологии Российской академии наук.

Гурко Татьяна Александровна кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института социологии Российской академии наук.

Дегтярев Андрей Алексеевич кандидат философских наук, доцент Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, социологический факультет.

Дробижева Леокадия Михайловна доктор исторических наук, профессор Института этнологии и антропологии имени Миклухо-Маклая Российской академии наук.

Журавлева Ирина Владимировна кандидат философских наук, старший научный сотрудник, ученый секретарь Института социологии Российской академии наук.

Захарова Ольга Дмитриевна кандидат экономических наук, заведующая отделом демографии Института социально-политических исследований Российской академии наук.

Здравомыслова Елена Андреевна кандидат социологических наук, преподаватель Европейского университета, г. Санкт-Петербург.

Игитханян Елена Давыдовна кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института социологии Российской академии наук.

Келле Вячеслав Жанович доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института человека Российской академии наук.

Клецин Александр Афанасьевич научный сотрудник Института социологии Российской академии наук (СПб филиал).

Клопов Эдуард Викторович доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук.

Коган Лев Наумович доктор философских наук, профессор Уральского государственного университета.

Кравченко Альберт Иванович доктор социологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института социологии Российской академии наук.

Мансуров Валерий Андреевич доктор философских наук, профессор, заместитель директора Института социологии Российской академии наук.

Маслова Ольга Михайловна кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института социологии Российской академии наук.

Ольшанский Вадим Борисович кандидат философских наук, профессор Российской академии искусств.

Патрушев Василий Дмитриевич доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института социологии Российской академии наук.

Петренко Елена Серафимовна кандидат философских наук, заместитель генерального директора фонда "Общественное мнение".

Радаев Вадим Валерьевич доктор экономических наук, заведующий отделом Института экономики Российской академии наук.

Римашевская Наталья Михайловна доктор экономические наук, профессор, директор Института социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук.

Рыбаковский Леонид Леонидович доктор экономических наук, профессор, руководитель Центра демографии Института социально-политических исследований Российской академии наук.

Рывкина Розалина Владимировна доктор экономических наук, профессор, заведующая лабораторией Института социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук.

Семенова Виктория Владимировна кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института социологии Российской академии наук.

Согомонов Александр Юрьевич кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института социологии Российской академии наук.

Телешова Юлиана Николаевна — доктор социологических наук, профессор Высшей школы экономики.

Шубкин Владимир Николаевич доктор философских наук, профессор, заведующий сектором Института социологии Российской академии наук.

Щербина Вячеслав Вячеславович доктор социологических наук, профессор Московского государственного социального университета.

Ядов Владимир Александрович доктор философских наук, профессор, директор Института социологии Российской академии наук.

Яницкий Олег Николаевич доктор философских наук, главный научный сотрудник Института социологии Российской академии наук.

Различия в оценках недавнего прошлого отечественной социологии, как, впрочем, и современного ее состояния, отчетливо проявились в дискуссии социологов – «шестидесятников» (см. [1].

Из аналитической записки Главной редакции общественно-политической литературы Комитета по делам печати при Совете министров СССР «О литературе по конкретно-социологическим исследованиям» (1967 г.): «...Некоторые буржуазные социологи питают в связи с конкретными исследованиями советских социологов очень далеко идущие надежды... В частности, на Западе пишут, что в ряде исследований обнажаются все те неприглядные стороны, на которые партия налагает "табу". Исходя из этого, предсказывают, что рост социологических исследований поставит под удар всю социалистическую систему. Советских социологов рассматривают даже как борцов против партии по государственной линии» [2, с. 133].

Автор этой записки, адресованной ЦК КПСС, в частности, заключает: «При выборе тематики для освещения в печати нельзя допускать увлечения теневыми сторонами и недостатками в жизни советского общества, что объективно ведет к охаиванию советской действительности и оказывает отрицательное влияние на сознание людей, особенно молодежи» [2, с. 134].

Автор, инициировавший исследования по этой проблематике, будучи серьезно болен, счел своим профессиональным долгом написать главу для нашей книги.

Более ранний период представлен в работе А.С Лаппо-Данилевского [32] Либеральное направление русской общественной мысли в XIX - начале XX в рассмотрено А Н.Медушевским [38]

Наиболее полный указатель дореволюционной социологической литературы состав-1ен И А Голосенко [16] Сведения о персоналиях содержатся в биографическом справочнике [8].

Отношение Ленина к бухаринской социологии кратко освещается в монографии С Коэна[29, с 128]

Запись беседы И.В. Сталина с членами партбюро ИКП философии была произведена М.И. Митиным. Документ опубликован Г.Г. Квасовым в 1992 г. [25].

Примерно через год-полтора после создания Института конкретных социальных исследований АН СССР в нем был организован секретный отдел социологических проблем пропаганды, занимавшийся преимущественно изучением политических настроений.

Состояние социологических исследований в середине 1960-х гг. отражено в двухтомнике «Социология в СССР», который был призван легализовать новую область исследований [54] Подробные аналитические обзоры этого периода см. в публикациях [65-71].

История этого учреждения кратко рассмотрена в статье [46]

Примером такого подхода могут служить работы В.Ф. Асмуса [8-10], одно из высказываний которого мы привели.

См. гл. 1.

Конкретный фактический материал, подтверждающий это утверждение, содержится в работе [41, с. 122-129].

Историю исследования читателей в России обычно связывают с именем Н.Г. Чернышевского, публиковавшего в журнале «Современник» за 1859—1861 гг. анкету, обращенную к читателям журнала, и статистические распределения полученных ответов.

См. гл. 23.

Приведем некоторые названия, отражающие различные направления исследовательского поиска в тот период: Аврорин В.А. «Опыт применения анкетного метода в изучении функционального взаимодействия языков», Андреева Г.М «К вопросу об отношениях между микро- и макросоциологией»; Докторов Б.З. «Регрессионно-факторная модель и задача прогнозирования», Осипов Г.В. «Социология и конкретные социальные исследования в СССР», Петров В.М., Меламид Л.А., Прянишников Л.Е., «Модель периодической компоненты массового потребления культуры»; Рожин В.П. «Проблема законов в марксистской социологической теории»; Файнбург З.И. «Вопросы общей теории социального планирования»; Ядов В.А. «Междисциплинарный подход к изучению соотношения между ценностными орентациями и наблюдаемым поведением»; Яковлев А. «Теоретические проблемы социологии права».

Позднее перевод был издан [112]

Немногочисленность специализированных исследований в области методов сбора данных вынуждает приводить в этом разделе некоторые публикации более позднего периода (90-х гг.), чтобы сохранить логику развития тематических исследовательских направлений.

Более подробное изложение состояния дел в области математических методов в социологии за период с 1973 по 1983 гг. можно найти в [119]. Подробная библиография (на 1989 г) работ отечественных авторов по проблемам моделирования социально-экономических процессов (363 наименования) приведена в [68]

Более подробный анализ ситуации на «рынке» соииологических журналов см. [56].

См. сноску 17.

Подробнее об этом см. гл. 13.

О земских статистиках см. также гл. 3, § 2.

О цикле работ Ю. Круусвалла, Т. Хейдметса по экологическим проблемам жилой среды см. гл. 25.

Анализ взглядов на женский вопрос некоторых российских писателей и философов см. [109].

См. также гл. 21.

См. гл. 23.

См. гл. 20.

См. гл. 21.

См. гл. 7.

А.3дравомыслов и В.Ядов подготовили для книги «Человек и его работа» главу, в которой осмелились привести прямое сопоставление данных по Ленинграду с исследованиями Ф.Херцберга в США (последний использовал их методику для аккуратного сравнительного анализа). Статья не была опубликована: цензура изъяла ее из книги.

В недавней публикации В.С.Магун утверждает, что изощренный статистический анализ данных сыграл злую шутку с авторами этого исследования и, возможно, привел к ошибочному выводу о доминанте содержательной мотивации труда высококвалифицированных рабочих [21].

См. гл. 12 об экономической социологии.

Подобные кафедры созданы, например, на социологических факультетах МГУ им М В Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета, в Высшей школе экономики и др.

Эти рубрики появились в журналах «Социологические исследования» в 1992 г , в «Российском экономическом журнале» — в 1994 г.

Данный курс включен в программы экономического и социологического факультетов МГУ им. М.В.Ломоносова, Московской Высшей школы социальных и экономических наук, Высшей школы экономики, Санкт-Петербургского и Новосибирского государственных университетов, Санкт-Петербургского университета экономики и финансов и др.

Разумеется, мы руководствовались не названиями публикаций, а старались опираться на их содержание. Часто публикации могут быть отнесены сразу к нескольким направлениям. В этих случаях предпочтение отдавалось исходя из их общей нацеленности и превалирующих содержательных элементов. Уточним также, что в следующем за таблицей обзоре литературы привлечен значительно более широкий круг источников.

См. гл. 10, 11.

См.: Российский экономический журнал. 1994, № 8-11: 1995, № 1-4, 7-8, 10-11; 1996, № 1-2, 4-6.

Реальное образование — общее среднее образование, основу которого, в отличие от классического, составляли естественно-математические предметы.

В области социологии труда аналогичный социально-психологический «поворот» предпринял В. А Ядов, что оказалось весьма плодотворным и привело к разработке диспозиционной теории поведения личности [36]. То же самое предприняла Г.М.Андреева -заведующая кафедрой методики конкретных социальных исследований на философском факультете МГУ, а впоследствии — руководитель кафедры социальной психологии на факультете психологии МГУ, несомненный лидер в этой области.

Комиссия по изучению производительных сил. Создана Российской Академией наук. В ее организации участвовали такие светила русской науки, как В.И.Вернадский, Н.А.Крылов, Н.С.Курнаков и др. Развернула активную работу по обследованию природных и технико-экономических резервов страны, объединив с этой целью большие научные силы.

Библиография по социологии науки, включающая работы за период с 1960 по 1979 гг. , содержит 113 страниц небольшого формата [88].

Декандоль А. История науки и ученых за два века.

Так же как Конт не был социологом религии, хотя в его работах ей уделено достаточно большое внимание, нельзя назвать социологом религии и кого-либо из русских социологов дореволюционной поры (за исключением, быть может, П.Сорокина).

Издавался Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел в 1905-1917 гг.

Советская власть, объявив религию частным делом граждан, упразднила официальный учет состояния религиозности.

Свидетельством действительного положения вещей в это время могут служить результаты переписи населения СССР в 1937 г В переписной лист были включены вопросы 1) являетесь ли вы верующим? 2) если да, то какого вероисповедания? От ответа уклонились 4,8 млн. , что понятно, ибо опрос был неанонимный, ответы вписывались в графы государственного бланка, к тому же перепись осуществлялась в год массовых репрессий Тем не менее 50% граждан СССР заявили о своей религиозности Если предположить, что большинство не ответивших скорее всего — верующие, то уровень религиозности по самооценке составлял без малого 55%.

К этому времени появились переводные работы, включавшие разделы по социологии религии: Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961, Социология сегодня. Проблемы и перспективы. Американская буржуазная социология середины XX века. М., 1965.

Конец 60-х - начало 70-х гг. ознаменованы развернутой кампанией критики «ревизионистских концепций религии», «теологизирующего ревизионизма»; см. Крывелев И.А. Современный ревизионизм и религия. М., 1973; Момджян Х.Н. Марксизм и ренегат Гаро-ди. М., 1973 и др.

В 1972 г. был издан сборник статей «Американская социология. Перспективы, проблемы, методы»; в числе других - статья по социологии религии Р.Белла.

Упоминание о «вере», культ фюрера как «посланника божьего» в национал-социалистической пропаганде нельзя, по мнению Ю.А.Левады, сводить просто к игре словами [29, с. 234].

См.: [11, с. 226]: Социологические исследования. 1994, № 5; [36].

Широкий обзор социологической литературы 20-х гг. содержится в книге С.С.Новиковой [20, гл. 4].

Группой П.Рудника проведено исследование 4,4 тыс. зрителей фильма «Великий утешитель». Результаты неизвестны [26].

Это работы В.Г.Головановой (Ташкент, 1984), П.С.Гуревича (М., 1995), Ю.Н.Давыдова (М., 1986), Б.С.Ерасова (М., 1994), С.Н.Иконниковой (Л., 1981), Л.Г.Ионина (М., 1996), Л.А.Зеленова (Нижний Новгород, 1994), Л.Н.Когана (Екатеринбург, 1994), В.А.Конева (Самара, 1993), А.И.Куклина (Л., 1975), Ю.В.Перова (Л., 1980), В.С.Цукермана и С.С.Солковникова (Челябинск, 1990), Ю.М.Шор (Л., 1989) и др.

Культурно-символические коды — смыслы и символы социального действия, которые доминируют в данной культуре.

Примечательно, что конструкция Касьяновой строилась вокруг коллективистского начала и соборности личности, авторы же «Советского простого человека» отрицают их в принципе.

См. также гл. 19.

Подробнее см. в гл. 19.

В изучение последних внесли вклад многие отечественные исследователи: см.: [9,14, 38, 44, 84, 86, 131, 111, 112, 138, 158, 82, 83, 85, 41а].

Подробнее см. гл. 18.

См. гл. 23.

См. гл. 23

Весьма характерен эпизод, связанный с изданием книги «Человек после работы» Один из академических начальников, от которого зависела ее публикация, как бы в шутку заявил, что не может дать разрешения на издание, разрушающее «величественный миф о советском рабочем классе», и действительно не давал его Положение спас работавший тогда в ЦК КПСС Л.А Оников, согласившийся быть ответственным редактором книги

См гл. 28.

См гл. 8.

Когда эта книга уже находилась в верстке, под редакцией Н.Римашевской вышла из печати работа «Семейное благосостояние и здоровье», обобщающая данные «Таганрога-Ill-1/2» (М , «Инфограф», 1997).

Описание полученных в этом проекте итогов дано в гл. 17.

В данной главе мы абстрагируемся от проблемы различения (или разграничения) понятий «социология политики» и «политическая социология», используя их в качестве синонимов. Специальный анализ данного вопроса см. [35].

А.Н.Медушевский по данному поводу пишет следующее: «Проведенное исследование показало, что русская социология предреволюционного периода не только находилась на уровне мировой науки в целом, но и в некоторых отношениях опережала ее. Это относится, прежде всего, к политической социологии, основателем которой в современных исследованиях справедливо признается М.Я. Острогорский» [91, с. 291].

Трудно было бы исключить марксистскую традицию разработки проблематики политической социологии в России, как в свое время исключали из оборота работы «буржуазных и эмигрантских» социологов и политологов: Чичерина, Сорокина, Гурвича, Ильина и др.

Наверное, вовсе не случайным является тот сходный момент, что на всех трех этапах становления социологии политики в России и в трех крупных попытках ее институционализации в последнее столетие в нашей стране участвовали представители именно этих профессиональных «цехов» обществознания: философии, правоведения и истории.

Как это ни странно, первые развернутые попытки оценить источники и «начало» возникновения социологии политики были осуществлены не российскими, а зарубежными исследователями, например, видным немецким политологом Клаусом фон Бейме [149].

Это вполне соответствовало современным ему концептуальным подходам. Например, именно таким образом крупнейший авторитет в этой области Л.Гумплович подразделяет социологию на общетеоретическую часть и «политику как прикладную социологию» [45].

Кандидатская диссертация В.И.Поскотиной по теме «Эволюция бюрократии и бюрократизация управления в антагонистических формациях» (Томский гос. университет, 1974) была исключена из диссертационного зала актом № 4 от 16.09.81 г.

Так, группа Л.Гордона и Э.Клопова работала с Л.Турсном и М.Вевьоркой; А.Темкина стажировалась в США; Л.Ионин работал в Германии; В.Костюшев вел совместный проект с Р.Алапуро и пр. Писать диссертации приезжали Дж.Доусон, Т.Гербер и В.Вуячич (Ун-т Беркли, Калифорния) и др. С лекциями выступали С.Тэрроу, Г.Лапидус, М.Вевьорка, Ж.Хегедуш и другие известные специалисты в этой области.

Немало наших коллег избираются в новый Верховный Совет СССР: Т.Заславская - от России, Г.Старовойтова и Е.Арутюнян — от Армении; Ю.Вооглайд и М.Лауристин — от Эстонии и другие. Все они вошли в состав так называемой межрегиональной депутатской группы, лидером которой стал Андрей Сахаров.

См. гл. 28.

Подробный анализ дискуссии о рабочем движении приведен в диссертации А.Темкиной, материалы которой использованы в данной главе.

Подробнее об этом направлении исследований – в гл. 9.

См. также гл. 25.

Здесь мы используем материал диссертации А.Темкиной [121].

См. гл. 8.

См. гл. 10, 11, 16,23.

В своем исследовательском коллективе Борис Грушин добивался строжайшего соблюдения профессиональных норм, педантичного выполнения процедур регистрации первичных данных, а малейшие нарушения карались отстранением от исследования.

Данные Всесоюзной переписи по уровню образования относятся к населению, занятому в народном хозяйстве.

Здесь нельзя не отметить роль сотрудника отдела пропаганды ЦК КПСС Леона Оникова, который «прикрывал» всю операцию со стороны центральных властей и тем самым обеспечивал дисциплинированное участие партработников и других руководителей в Таганроге.

Этот беспрецедентный эксперимент, своего рода двухнедельный «марафон» опросов общественного мнения, сопровождался курьезными событиями, связанными со стремлением ЦК КПСС контролировать и ход съезда, и реакции населения на драматические моменты его работы (например, протесты большинства депутатов против выступления Андрея Сахарова о необходимости немедленно вывести советские войска из Афганистана) Был назначен куратор группы «Съезд» от ЦК КПСС, итоговые данные опросов регулярно просматривались, но все же публиковались. Вопрос об отношении к выступлению А.Сахарова группа «Съезд», в конце концов, внесла в «марафон», но полученные данные сумела опубликовать уже по окончании съезда. Большинство избирателей поддержали Сахарова вопреки большинству депутатов.

По проблемам трансформирующихся обществ и России, в частности, см. также [72, 73, 74, 75].

Полемику по поводу этой статьи см.: Вестник АН СССР, 1991, № 3.

Предлагаемый глоссарий не имеет целью заменить собою словарь социологической терминологии. В глоссарий включены преимущественно термины, принятые в российской и советской социологии, связанные с отечественными научными школами и историей социальных наук в России, а также необходимые термины ряда пограничных с социологией дисциплин (экономика, демография, психология, экология, этнология).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Социология в россии под редакцией в. А

    Документ
    Авторский коллектив: Г.М. Андреева, В.Н. Амелин, Я.У. Астафьев, Г.С. Батыгин, И.В.Бестужев-Лада, Р.-Л. Винклер, А.А. Возьмитель, В.И. Гараджа, Я.И. Гилинский, З.
  2. Институт семьи в современной россии: социально-философский анализ

    Автореферат
    Защита состоится 17 февраля 2011 года в 13 часов на заседании диссертационного совета Д.212.141.12 по философским наукам при Московском государственном техническом университете им.
  3. С. С. Новикова история развития социологии в россии учебное пособие

    Учебное пособие
    В предлагаемом учебном пособии рассматриваются основные этапы развития и становления российской социологической науки. Пособие предназначено для студентов и учащихся, изучающих курс общей социологии, историю ее развития в России,
  4. Институт избирательных технологий

    Реферат
    .1. Наивные подходы 55 . . . Аппаратный подход 57 Иллюстрация 1: Кампания блока ОВР 1 г. Стратегия поражения 58 . .3. Социально-экономический подход .
  5. Социология культуры

    Учебная программа курса
    Учебная программа по дисциплине «Социология культуры» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Российской Федерации.

Другие похожие документы..