Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Шумакова Н.Б. – доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО, профессор М...полностью>>
'Программа'
Печатается по решению редакционно-издательского совета по гуманитарным наукам Московского государственного института радиотехники, электроники и авто...полностью>>
'Решение'
Основой любой организации являются люди, и без их функционирование организации невозможно. Трудовой коллектив – формализированная общность людей, объ...полностью>>
'Документ'
1.1. Комиссия по установлению выплат, премий из стимулирующей части ФОТ педагогического персонала, осуществляющего учебный процесс,  и стимулирующей (...полностью>>

Организация эмоционально-оценочной стороны текста

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ СТОРОНЫ ТЕКСТА.

При выполнении контрольной работы № 2 по современному рус­скому литературному языку Вы ознакомитесь с ключевыми пробле­мами организации эмоционально-оценочной стороны публицистических, рекламных и художественных текстов. Конкретные грамма­тические и лексические средства выразительности в аспекте этих ключевых проблем будут предметом Вашего изучения в последую­щих работах.

§ 1. мОделирование ЭМОЦиОГЕННЫХ СИТУАЦИЙ В тексте.

В предыдущей контрольной работе речь ила об Организации логической, шире - концептуальной стороны текста. Но читателю хорошо известно, что сила публицистика, рекламы, художествен­ного произведения заключается не только в их интеллектуальном содержании. Огромную роль в их воздействии на адресата играет эмоциональная окраска.

Эмоции у человека возникают в особых ситуациях, которые психологами называются эмоциогенными. И если текст вызывает у адресата эмоциональное напряжение, следовательно, в изложении особыми приемами была смоделирована та или иная эмоциогенная ситуация.

Эмоциогенные ситуации

По классификации П. Фресса, выделяются следующие группы эмоциогенных ситуаций:

1. Ситуации, возникшие в результате того, что обнаружилась недостаточность приспособительных возможностей организма. Это ситуации новизна, в которых, в результате привыкания эмоциона­льное возбуждение исчезает, ситуации необычности, в которых не развивается привыкание и эмоциональное напряжение при пов­торении возникает по-прежнему, и ситуации внезапности.

2. Ситуации, связанные с избыточной мотивацией, с сильной потребностью, при удовлетворении которой возникли осложнения. Таковы ситуации препятствия и конфликта мотивации. В первом случае у нас одна потребность, один мотив действия, но осуще­ствление этого действия наталкивается на какое-то препятствие, во втором случае у нас две потребности, два мотива действий, и эти мотивы мешают друг другу, так как действия оказываются взаимоисключающими.

3. Ситуации, в которых эмоции появляются под влиянием ус­ловного раздражителя. Это случаи, когда какой-то предмет про­буждает в нас эмоциональную память и мы испытываем эмоцию для которой в наличных условиях, казалось бы, нет никаких причин.

4. Ситуации заражения эмоцией /заразительны, например, смех, страх/.

5. Стрессовые ситуации.

В перечисленных ситуациях рождаются самые разнообразные эмоции, в том числе высшие: интеллектуальные /интерес, сомнение, уверенность, любопытство/, нравственные /чувство чести, совести, долга/, эстетические /эстетическое наслаждение, восхи­щенно, смех/. Эмоции могут существовать как бы в двух вариан­тах - возвышенном и степенном подкраске: так, гнев бывает благородным л низменным, интерес высоким и мелким.

Экспрессивные эффекты как механизмы моделирования эмоциогенных ситуаций

Эффект напряжения

Эффект напряжения обеспечивает поддержание интереса к вос­приятию текста. Интерес к чтению формируется разными фактора­ми. Самый естественный и очевидный - это предмет речи, входящий в круг увлечений адресата. Если человек интересуется данной темой, он прочтет текст, даже весьма далекий от литерату­рного мастерства и риторических осложнений повествования, ес­тественно возникает интерес в условиях новизны темы. Сенсаци­онное сообщение легко привлекает внимание и обеспечивает вос­приятие текста. Все это содержательные факторы. Однако текст обладает ресурсами поддержания интереса и на уровне формы - способа изложения материала.

Эффект напряжения состоит в том, что при чтении возникает вопросы к тексту; а ответы на них особыми приемами задержива­ются. От этого адресат оказывается в эмоциогенной ситуации препятствия и испытывает интерес, нетерпение, любопытство.

Типичный и самый понятный пример текста, целиком основанно­го на - эффекте напряжения, - это детектив, где ответ на вопрос "Кто преступник?" всеми доступными автору средствами оттягива­ется до самого конца. Мы рассмотрим другие случаи. Вот эпи­грамма в переводе С.Я.Маршака:

ПРОСТАЯ ИСТИНА

Мятеж не может кончиться удачей, -

В противном случае его зовут иначе.

В этом тексте нет места, чтобы задержать ответ за счет ко­личества промежуточных высказываний. Зато вместо количества слов использована степень напряжения, вызванного первой стро­кой. По ее прочтении читатель наверняка скажет про себя: "Это еще почему? Что за странное утверждение! Да я вот сейчас по­копаюсь в памяти и приведу десяток примеров, когда..." вот-вот, этот поток наших возмущенных мыслей и есть то, что отде­лило вопрос "Почему мятеж не может кончиться удачей?" от от­вета. Но и ответ, который содержится во второй отроке, - это еще не полный ответ. Нам еще нужно подумать, разобраться в подмене понятий /говорили о событии, а перескочили на назва­ния, на слова/, потом построить умозаключение: если это собы­тие кончилось удачей, его, наверное, назовут революцией, зна­чит то, что называют мятежом, выходит, действительно не кон­чается удачей. И вот только тогда мы добираемся до ответа, ко­торый нас может удовлетворить. Разумеется, это не означает, что мы должны согласиться с ним, - это означает, что мы про­сто поняли смысл эпиграммы.

Эффект напряжения нередко используется в рекламе. Например, на фоне Вальса цветов из "Щелкунчика" по радио звучит женский голос:

Я садовником родился.

Не на шутку рассердился:

Все цветы мне надоели,

Кроме ... Мишеньки".

Тот же текст начинает произносить мужской голос, затеи це­лый нестройный хор голосов, из которого вырывается мужской, голос, произносящий: "Кроме Машеньки". Хор умолкает, звучит голос диктора: "Чтобы вырастить цветок, нужно много сил. Дети не цветы - подарите им больше любви".

Совершенно очевидно, что, когда после объявления «Реклама» начинаются эти стишки, повторяемые несколькими голосами, у слушателя не может не возникнуть вопрос, что бы это такое могли так рекламировать. Ответ содержится только в последнем предложении, и мы понимаем, что это реклама, выполненная в рамках программы, связанной с Годом семьи.

В публицистическом тексте с инверсионной логической композицией эффект напряжения возникает, когда умело выстраивает­ся поиск ответа на поставленный в начале изложения вопрос. Рас­суждение идет через цепь промежуточных ответов, каждый из которых не может быть признанным достаточным. Схематично ход мысли можно изобразить так:

Задан основной вопрос: "Как можно объяснить данное явление?"

Развертывается рассуждение: "Выдвигается такая-то причина, но такие-то факты ее опровергают. Можно предположить, что дей­ствует и такая причина. Однако остается необъясненным еще та­кой-то аспект".

Дается ответ на основной вопрос: "Я предлагаю такое-то объ­яснение, и оно позволяет истолковать все детали, о которых говорилось в статье".

Рассмотрим пример /текст приводится в сокращении/.

ТАК КТО ЖЕ HE ПЛАТИТ ЗАРПЛАТУ?

Общая задолженность по зарплате только в производственной сфере составляет около 7 трлн. рублей. Люди сидят без денег по полгода и более.

Кто виноват? /Задан основной вопрос/.

Впервые с несвоевременной выплатой зарплаты в массовом по­рядке Россия столкнулась в 1993 г. Тогда в основном это было связано с нехваткой наличности, и проблему правительство реши­ло гениально просто - включило на повышенную скорость печатный станок. /1-й недостаточный ответ: В 1993 году было виновато правительство, но тогда была иная ситуация/.

Сегодня же ситуация качественно иная. Помимо прочих экономических напастей, страну захлестнул кризис взаимных неплате­жей, расчетные счета многих предприятий девственно чисты, по сути они уже банкроты, и рассчитываться с рабочими, естествен­но, нечем. /2-й недостаточный ответ: Виноваты взаимные непла­тежи, но для них есть же какая-то причина?/

В поисках виновных первым делом взоры страждущих устремля­ются в сторону правительства. Не платят зарплату - виновато оно, обанкротилось предприятие - тоже его вина. Во многом так и есть. Ошибки в политике проведения реформ очень дорого обходятся миллионам россиян. Но речь сейчас не об этом. /3-й недо­статочный ответ: Виновато правительство, его ошибки в проведении реформ, но это не объясняет всех фактов/.

Из почти 37 тыс. предприятий - должников по зарплате собст­венно государственных чуть более 7 тысяч. Остальные 29 тысяч - это всевозможные АО, ТОО и т.п. Поэтому логично за несвоевре­менную выдачу зарплаты в первую очередь опросить у их руководства. Конечно, не все здесь так просто. /4-й недостаточный ответ: Виноваты руководители предприятий, но здесь есть осложнения/.

Непомерные налоги, постоянно и непредсказуемо растущие цены на сырье, электроэнергию, топливо, беспредел при взаиморасчетах делают свое дело. Но это лишь одна сторона медали. /5-й недостаточный ответ; Часть руководителей - без вины виноватые, но исследуем факты далее/.

Есть я другая. Полукриминальная, а может, даже и целиком криминальная. Дело в том, что, по оценкам независимых экспертов на всех предприятий, имеющих долги перед своими работни­ками, лишь треть действительно не может расплатиться с ними из-за своих финансовых трудностей - это потенциальные банкроты. Руководители остальных темнят и морочат людям голову. /6-й недостаточный ответ \ Виноваты недобросовестные руководители, подробности далее/.

Сейчас в России идет процесс первоначального накопления ка­питала и формирование класса предпринимателей. В средствах достижения своих целей многие директора и иже о ними особой щепетильностью не отличаются.

Способов "накопления" с использованием метода задержки зарплаты довольно много. Например, дирекция предприятий и учреждений, по многу месяцев не выдающая своим работникам получку якобы по причине неплатежей со стороны партнеров, в то же время не предпринимает абсолютно никаких мер для того, чтобы поставленная ими продукция или оказанные услуги были оплачены. Сведущие люди говорят, что такое поведение отнюдь на следствие душевной доброты к партнерам. Расчеты производятся. Но в виде "черного нала", идущего прямиком в карманы шустрых руководителей. Другие же за счет рабочих становятся единоличными собственниками предприятий. Как? Вот один из вариантов - не платить зарплату, довести рядовых держателей акций, как говорите, ручки, а затем за бесценок выкупить их акции. Вот ты и хозяин.

Возникает вопрос - куда смотрит государство? Отвечаем - сквозь пальцы, поскольку зачастую контрольный пакет акций принадлежит ему. Грешно правительство и в том, что нередко зало­женные в федеральном бюджете целевые средства для зарплаты идут на латание дыр, в том числе и на Чечню. /Ответ на основ­ной вопрос: Виновато правительство, хотя в каждом из рассмот­ренных случаев по-своему/.

/М. Гиблов/.

По той же схеме "вопрос - недостаточный ответ - новый во­прос - полный ответ" строятся публицистические тексты и с дру­гими типами композиции. Отметим лишь, что при событийной ком­позиции сюжетной основой изложения может быть журналистское расследование. Тогда журналист обращается с вопросом к герою, получает не удовлетворивший его ответ, идет к следующему чело­веку и так до тех пор, пока не достигнут полный ответ.

Эффект обманутого ожидания

Эффект обманутого ожидания состоит в том, что различными средствами у адресата формируется привыкание к определенному развертыванию изложения и, следовательно, ожидание какого-то элемента. Неожиданно это привыкание разрушается, ожидание не оправдывается. Так в тексте возникает ситуация новизны или не­обычности, а вместе с ней - эмоция удивления, возмущения, ра­дости /конкретный вид эмоции зависит уже от содержания текста/. Рассмотрим стихотворение С.Я.Маршака.

МЕРЫ ВЕСА

Писательский вес по машинам А кто не сумел достичь

Они измеряли в беседе: В искусстве особых успехов,

Гений - на "зиме" длинном. Покупает машину "москвич"

Просто талант - на "победе". Или ходит пешком.

Как Чехов.

Как видим, вначале поэт формирует у читателя определенное направление мысли: мера таланта все уменьшается и уменьшает­ся - гений, просто талант, бесталанный, марки машин дешевеют и дешевеют - "зим", "победа", "москвич". На пеший ход уже ни­какой литературной одаренности не остается, читатель, кажется, должен сделать вывод, что пешком ходит тот, кто к лите­ратуре вообще никакого отношения не имеет. Два последних сло­ва опровергают напрашивающийся вывод и совершенно по-новому освещают все ранее сказанное - я гений перестает быть гением, и талант уже не талант. Отметим, кстати, что в стихотворении использован прием "шпильки" - включения в самый конец текста такого элемента, который мгновенно и резко высвечивает автор­ский замысел и заставляет переосмыслить все ранее сказанное.

Эффект обманутого ожидания нередко совмещается с эффектом напряжения. Например, очерк Инны Руденко "Чья ж это нива?" по­строен как журналистское расследование случая незаконного уво­льнения доярки, о чем в редакцию газеты сообщила ее дочь Свет­лана. И текст организован поиском ответа на вопрос "За что же все-таки ее уволили, Светику маму?". Так возникает эффект на­пряжения. Свой вопрос журналистка задает нескольким людям. Ко­мендант общежития отвечает на него так: "Илья Дмитрия, наш главный зоотехник, уволили ее за то, что она неряха". Доярка сообщила: "Опоздала она как-то на работу - вот ее с группы и сняли". Главный зоотехник, "отрываясь от своих дул, нехотя ро­няет: "На справляется - надои низкие". Эта разноголосица не устраивает повествователя, и в очерке ответы обсуждаются по общему принципу: всех ли, кто неряшлив, опаздывает на работу, не справляется с ней, в совхозе увольняют с занимаемой должно­сти? Каждое из этих мини-исследований подается с эффектом об­манутого ожидания. Например, Сильва Ивановна Левченко, о должности которой мы пока не знаем, говорит, что Светину маму уво­лили за неряшливость, а "коровы чистоту любят". Повествователь продолжает: "Но еще больше, чем коровы, думаю я, чистоту любят люди. А общежитие, где живет Света с мамой, и где мы о Сильвой Ивановной разговариваем, грязнее коровников... Воля б за неб­режение к чистоте тут увольняли, то первым кандидатом, на велет, она была б, Сильва Ивановна, - не за чистоту же в собственном доме получает она зарплату. И не за надои. Комендант, общежития все-таки". В анализе всех трех названных в ответах причин увольнения ход мысли один: уволили по принципиальным причинам - проверим - оказывается, есть ж хуже работающие, а\ их не увольняют. Ожидание не оправдывается. Чем же заканчивается расследование? Оно заканчивается совсем уже абсурдной сценой разговора с директором совхоза, оказавшего: "Зря вы ж такую даль из Москвы ехали. Никто эту женщину не увольнял".

Как же не увольнял, если четыре месяца человека не допускают к работе на ферме и не выдают зарплату? "По какой причине?" -спрашивает журналист. "Ну, может, кому не приглянулась, - ро­няет на ходу Борис Григорьевич". Этот ответ опровергнуть не­возможно, этот ответ-, принят журналистом, который наконец вы­яснил и показал читателю, что в совхозе царит полный произвол. Это пример текста с событийной композицией, в основе кото­рой лежит журналистское расследование. Цепочка вопросов создает эффект напряжения. Изложение того, как шло исследование ответов, построено на эффекте обманутого ожидания. А сам па­раллелизм выстраиваемых ситуаций приводит нас к третьему эф­фекту.

Эффект конвергенции

Эффект конвергенции заключается в том, что подбираются оди­наковые по эмоциональной окраске средства, и это создает ситу­ацию заражения эмоцией. Рассмотрим стихотворение Алексея Апух­тина.

АСТРАМ

Поздние гости отцветшего лета,

Шепчутся ваши головки понурые,

Словно клянете вы дни без просвета,

Словно пугают вас ноченьки хмурые...

Розы, - вот те отцвели, да хоть жили...

Нечего вам помянуть пред кончиною:

Звезды весенние вам не светили,

Песней не тешились вы соловьиной...

Грусть лирического героя передается различными средствами: с грустью ассоциируется у нас осень с ое темными днями и ноча­ми, с грустью связаны мысли о смерти /ситуации условной эмо­ции/; ритм /четырехстопный дактиль/ также соответствует наст­роению стиха; вполне отвечает состоянию лиричесгсого героя и подбор слов, ведь почти в каждом из них содержится отрицатель­ная оценка /отцветший, понурый, клянете, дни без просвета, пу­гают, хмурые, отцвели, нечего помянуть, кончина, не светили, не тешились/. Все эти средства действуют и на читателя и заражают его грустью лирического героя.

Накопление положительных оценок характерно для рекламного текста, например:

ЛЕГКО, ТЕПЛО И СУХО!

Для мужчин и женщин

- удобство и уют -современный материал

- искусственный мех внутри

- прочная рифленая подошва

- удобная застежка - "молния" и "липучка"

Мягкие и удобные, теплые и уютные ботинки прекрасно подой­дут для людей любого возраста, для мужчин и для женщин, обес­печат максимальный комфорт для Ваших ног.

Реклама, конечно, незатейливая, но накопление оценок в ней хорошо видно. Нужно также учесть, что текст сопровождается от­личной цветной фотографией.

На примере очерка И. Руденко "Чья ж это нива?" мы видели, что все три эффекта могут совмещаться в одном тексте. На ком­позиционном уровне конвергенция в очерке появляется за счет повтора однотипно построенных ситуаций исследования ответов. Каждый раз автор наталкивается на лживость предложенных объ­яснений, в результате чего его возмущение возрастает, и это чувство он стремится передать читателю.

Покажем, как за счет совмещения эффектов напряжения и кон­вергенции формируется у читателя чувство уверенности в правильности полученного ответа. С сокращениями приводим следующий текст.

ИЖДИВЕНЦЫ ЛИ ПЕНСИОНЕРЫ?

Ветераны-пенсионеры поверили обещаниям, произнесенным в дни юбилея Победы Президентом и премьер-министром,, Появилась 'iaW» жда, что по долгам собираются платить, чтобы обеовечит* лхшям достойную жизнь хотя бы в оставшиеся еще несколько лет, а для некоторых - лишь месяцев. Ведь не секрет, что установленные методы исчисления и размер пенсий не гарантируют даже самого основополагающего права - права на жизнь.

А кем, скажите, было создано национальное богатство стра­ны, исчисляемое сегодня 13 триллионами долларов, что в пере­счете на современные деревянные рубли составляет цифру с се­мнадцатью знаками: 58,5 квадриллионов рублей?

Выходит, что благодаря созданному нынешними пенсионерами экономическому потенциалу страны современные бизнесмены-ком­мерсанты осуществляют свою деятельность и получают теперь мил­лиардные доходы и другие блага.

А что же получают сами ветераны-пенсионеры из созданных ими богатств?

Многие пенсионеры работали не по. 25 лет, а по 50 и более. Но вторые 25 лет дискредитируются тем, что по ним начисляется только 1 процент пенсии за 1 год. Где же логика? Ведь во вто­рые 25 лет проценты отчислений от заработка в Пенсионный фонд нисколько не уменьшались!

Отсюда и вытекает ответ на вопрос, кто же кого кормит х кто кого содержит.

/А. Ковалевский/.

Заданный в заголовке острый для текущего момента вопрос со­здает эффект напряжения. А ответ дается дважды в сопровождения разных комментариев. Первый ответ: "пенсионеры не иждивенцы, так как они создали огромное национальное богатство, из кото­рого почти ничего не получают'*. Второй ответ: "пенсионеры не иждивенцы» так как они сами создали свой Пенсионный фонд, из которого тоже получают далеко не все, что туда вложили". Этот повтор ответа,, который вытекает из каждого этапа рассуждения, подчеркивает авторскую мысль и формирует уверенность читателя в справедливости суждения.

§ 2. КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ ЭКСПРЕССИИ

В контрольной работе № 2 Вы будете анализировать композици­онные приемы, участвующие в создании описанных выше эффектов.

Отступление от нейтральной или естественной, последовательности, частей

Проспекция

Проспекция - забегание вперед, сообщение того, о чем нужно

было бы сказать позднее, если бы была соблюдена естественная последовательность частей события. Например, роман Дяадимира Набокова "Бледное пламя" построен как поэма с комментариями. - По сюжету jo смерти автора поэмы поэта Шейда должно быть рас­сказано в самом конце. Однако после эпиграфа к роману следу­ют такие строки: "Бледное пламя", поэма в героических купле­тах объемом в девятьсот девяносто девять строк, разделенная на четыре "песни", написана Джоном Фрэнсисом ШеДдом /р. 5 ию­ля 1898 года, ум. 21 июля 1959 года/ в последние двадцать дней его жизни у себя дома в Ныо-Вае, Аппалачия, США". Через неско­лько страниц снова говорятся: "Сразу после кончины моего мило­го друга, j.**, "...смерть Шейда, словно глубинная бомба, взба­ламутила такие тайны... что мне пришлось покинуть Лыо-ЗаЗ вскоре после моей последней встречи с арестованным убийцей". Подробно сцена убийства Шейда дана в конце романа. Но эта ин­формация не может не тревожить читателя на протяжении всего чтения. Проспекция порождает вопросы к тексту, например, такие: почему это случится, как произойдет, что значит. Том сайда со­здается эффект напряжения с соответствующими эмоциями.

Чтобы избежать типичной ошибки в стилистическом анализе,ну­жно учесть следующее. Вели герой говорит: "В будущем году я поеду за границу", - это не является проспекцией. Проспекция -нарушение естественной последовательности эпизодов в рассказе о событии, которое уже произошло, следовательно, и данный эпи­зод тоже уже в прошлом, просто о нем сказало раньше его есте­ственного следования. Так, даже яз приведенных нескольких строк романа "Бледное пламя" видно, что повествователь знает обо всем, что произошло, of начала до конца, для него все эти в прошлом. Но в изложении события он использует особый композиционный прием, переставляя эпизоды.

Ретроспекция

Ретроспекция - это отступление в прошлое, сообщение того, о чем нужно было бы сказать раньше, вояж бы соблюдалась естественная последовательность частей события. Ретроспекция снимает напряжение, поскольку объясняет го, что происходят eel-час, рисует истоки текущего события. Таков, например, "Сод Об­ломом" - главка, уводящая читателя в детство героя и объясняющая истоки его характера.

Дробная додача содержательного элемента

Дробно может быть подан!эпизод события, портрет, пейзаж, диалог и др. Пример дробной подачи эпизода приведем из очер­ка Л. Аграновского "Наташа". Очерк открывается эпизодом, в котором журналист и молодая учительница - героиня очерка -идут к школе:

. "Мы идем с Наташей по заснеженным улицам. Городок будто вымер, ни души. Даже собаки спят - тихо. У редких фонарей кру­тится снежная крупа".

Потом следуют рассказы героини, диалоги ее и автора, коро­ткая сценка в школе, куда пришли Наташа и журналист, повествование о родителях Наташи. А заканчивается текст так:

"Проваливаясь в сугробы, мы шли вдоль линии деревянных до­мишек. Снег, снег, снег - зима легла прочно, и весь мир, ка­залось, одет был белой пеленой. Стало совсем темно, it лишь мерцающие огоньки тянули далеко вперед невидимую улицу.

- Слышите?

Я прислушался. От дома к дому, от окна к окну провожали нас голоса: "Кто здесь? Отелло, ты?.." - "Молилась ли ты на ночь, Дездемона?" - "Да, милый мой". - "Когда ты за собой ка­кой-нибудь припомнить можешь грех..." - во всех домах слушали радио.

- Я Москву люблю, - тихо сказала Наташа. - Может, никто ее так не любит, как я... Только скучать и в Москве можно. Это я точно знаю.

Мы подошли к школе".

Как видим, эпизод, который можно назвать "По дороге в шко­лу", разделен на части, и эти части обрамляют текст, причем в это кольцо попадает и более поздний эпизод - то, что произош­ло в школе, когда автор и его героиня пришли туда. Если жур­налист использует такое резкое нарушение хронологии, значит, чем-то эпизод "По дороге в школу" для него очень важен. Чем? Видимо, своим контрастом с Москвой. Наташа из Москвы приехала в небольшой провинциальный городок для работы в школе. Этот городок с его снегами,, тишиной, темными улочками как бы погло­тил героиню. Москва далеко, только по радио долетают сюда зву­ки музыки из Большого театра. На этом эмоциональном фоне и по­даётся рассказ о героине очерка.

Дробную подачу портрета проиллюстрируем отрывками из сказки

Э.-Т.-А, Гофмана "Золотой горшок". Портрет Вероники строится так. Первое упоминание о ней содержит лишь самую общую харак­теристику: "...тут вмешалась старшая дочь Паульмана, Вероника, хорошенькая, цветущая девушка шестнадцати лет".

Черва несколько абзацев вводится важная сюжетообразуюцая деталь: "...он в первый раз заметил, что у Вероники прекрас­ные синие глаза". /Эта деталь сближает Веронику о истинной ро­мантической героиней сказки Серпентиной./

Через несколько страниц деталь повторяется в ряду других подробностей: "...да он и не любит тебя, хотя у тебя голубые глаза,•стройный стан и нежная рука".

• Подробный же портрет героини дается в кульминационной для нее сцене гадания, на фоне зловещей темной ночи:

"Тут ты ясно видишь стройную красивую девушку, которая в белом ночном платье склонялась над котлом. Буря расплела ее косы, и длинные каштановые волосы свободно развеваются по воз­духу. Дивно прекрасное лицо ее освещено ослепительным огнем, выходящим из-под треножника; но страх оковал это лицо ледяным потоком..."

Детали портрета появляются одна за другой в связи с поворо­тами' сюжета, они подчеркиваются обстановкой и настроением сцен и активизируют работу читательского воображения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений Часть с        §  Текст и его основные признаки       

    Документ
    Раздел 1. Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ § 1. Текст и его основные признаки § 2. Тестовые задания § 3. Средства и способы связи предложений в тексте § 4.
  2. Текст взят с психологического сайта (34)

    Документ
    Сайт является помещением библиотеки и, на основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.
  3. Текст взят с психологического сайта (47)

    Документ
    В учебном пособии раскрываются теоретические основы психологии управления, характерные особенности личности руководителя и подчиненного, основы делового общения и взаимодействия, сущность управления групповыми процесса­ми, явлениями,
  4. Текст взят с психологического сайта (41)

    Учебник
    В основу книги моложен учебник «Общая психология», многок­ратно переиздававшийся с 1970 по 1986 г. и переведенный на немец­кий, финский, датский, китайский, испанский и многие другие язы­ки.
  5. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (егэ, часть С)

    Сочинение
    Часть С Единого государственного экзамена по русскому языку состоит из одного задания — написать небольшое сочинение-рассуждение в жанре, близком к рецензии или эссе, по предлагаемому тексту.

Другие похожие документы..