Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
9 листопада, у День української писемності та мови, о 15 годині 10 хвилин Українське радіо вшосте проведе свій уже традиційний загальноукраїнський Ди...полностью>>
'Документ'
Матеріали VІІІ науково-практичної конференції молодих учених «Методологія сучасних наукових досліджень» (17-18 жовтня 2011 р., м. Харків) / За заг. р...полностью>>
'Документ'
«Вот важнейшие части этой программы: 1) мир и даже союз с Польшей; 2) борьба со Швецией за восточный балтийский берег, с Турцией и Крымом за южную Ро...полностью>>
'Документ'
В целях обеспечения сохранности материальных ценностей, принадлежащих ЧМП «Вираж» и находящихся под охраной ЧМП «Вираж», директор ЧМП «Вираж» Рожко В...полностью>>

Профилактика компьютерной зависимости. Советы психолога

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Профилактика компьютерной зависимости. Советы психолога.

Компьютер надежно вошел в жизнь наших детей, видеоигры притягивают их на целые часы, которые они просиживают перед мониторами изо дня в день.

Постарайтесь сделать так, чтобы ваш ребенок не входил в состояние «транса», когда занимается видеоиграми, так как это вызывает привыкание. У ребенка может появиться желание играть постоянно. Если ваш ребенок относиться к числу видеонаркоманов, ему необходима помощь. Причем не откладывайте консультацию у специалиста, так как игровая зависимость становится со временем все сильнее.

Пусть игры станут общим мероприятием, где играют двое-трое детей. Это даст возможность общаться и отвлекаться, не достигнув «транса». Проверяйте, интересуйтесь теми играми, которыми пользуется ваш ребенок. Лучше предлагать ему развивающие игры.

Установлено, что ролевые игры в большей степени, нежели не ролевые, позволяют человеку уйти от реальности в виртуальный мир. Дети и подростки, не сумевшие реализовать себя в повседневной жизни, в ролевых компьютерных играх принимают на себя роль удовлетворить те потребности, которые остаются неудовлетворенными в реальной жизни. Вслед за этим, чем больше ребенок начинает играть, тем отчетливее и важнее становятся для него различия между реальной жизнью и виртуальной. Постепенно игра превращается в средство компенсации его жизненных проблем: удовлетворение жажды приключений, желание снизить эмоционально-психологическое напряжение, вызванное нарушенными отношениями в семье или со сверстниками, потребность избежать физического или эмоционального насилия, уход от проблем, связанных со школьной неуспеваемостью, желание расслабиться и отдохнуть и т.д.

По данным российских психологов от 10% до14% людей, играющих в компьютерные игры, обретают патологическую зависимость от них. Особенно подвержены этому подростки. Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 90-х годах прошлого века. Она характеризуется навязчивым стремлением уйти от повседневных забот и проблем в виртуальную реальность, улучшив тем самым свое эмоциональное самочувствие. Специалисты относят подобный вид зависимости к тяжелым эмоциональным расстройствам, специфической эмоциональной «наркомании».

Стадии психологической зависимости от компьютерных игр.

  1. Стадия легкой увлеченности. После того, как подросток один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус». Таким образом, начинает реализоваться неосознаваемая потребность в принятии роли компьютерного персонажа. Подросток начинает играть, уже не случайным образом очутившись за компьютером, стремление к игровой деятельности принимает некоторую целенаправленность. Однако специфика этой стадии в том, что игра в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не сформирована, игра еще не является значимой ценностью.

  2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе подростка на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности- игра в компьютерные игры. Игра на этом этапе принимает систематический характер. Если подросток не имеет постоянного доступа к компьютеру, то есть удовлетворение потребности тормозится какими – либо обстоятельствами, возможным достаточно активные действия по устранению этих обстоятельств.

  3. Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется изменение самооценки и самосознания. Игра полностью вытесняет реальный мир.

  4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Эта самая длительная стадия из всех стадий – она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.

Признаки компьютерной зависимости:

  • когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, ребенок демонстрирует острый эмоциональный протест;

  • ребенок раздражается при вынужденном отвлечении;

  • ребенок не может спланировать окончание игры на компьютере;

  • ребенок постоянно просит деньги для обновления программного обеспечения компьютера и приобретения новых игр;

  • ребенок забывает о домашних делах и приготовлении уроков;

  • у ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна, он перестает заботиться о собственном здоровье;

  • чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, ребенок начинает злоупотреблять кофе и другими энергетическими напитками;

  • прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере;

  • ограничение общения постоянным обсуждением компьютерной тематики с окружающими;

  • нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру.

Факты, которые должны насторожить родителей.

- ребенок начал есть, пить, учить уроки, не отходя от компьютера;

-ребенок начал проводить ночи за компьютером;

-ребенок начал прогуливать школу для того, чтобы поиграть за компьютером;

-как только ребенок возвращается домой, то сразу направляется к компьютеру;

-ребенок забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось);

-ребенок находиться в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;

-ребенок шантажирует, угрожает, если ему запрещают играть на компьютере.

Как предотвратить развитие компьютерной зависимости у детей.

Важное влияние на личность ребенка оказывает стиль воспитания, который преобладает в семье. В настоящее время ученые выделяют четыре типа семей, провоцирующих развитие зависимости у подростков:

  1. травмирующая семья, в которой ребенок отождествляется либо с агрессором, либо является жертвой, что сопровождается чувствами стыда и беспомощности, от которых он впоследствии избавляется с помощью какого-либо объекта зависимости, будь то алкоголь, наркотики или компьютер;

  2. навязчивая семья, возлагающая собственные грандиозные ожидания на ребенка и, таким образом, формируя у него сильное эмоциональное напряжение, связанное со страхом не оправдать родительские ожидания;

  3. лживая семья, в которой ребенок утрачивает чувство реальности и собственной личности, испытывает стыд, отчуждение;

  4. непоследовательная семья, когда родительские правила различаются и меняются на ходу, создавая у ребенка сильный эмоциональный дискомфорт.

Несколько рекомендаций родителям.

  1. Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки.

  2. Не оскорбляйте ребенка и его круг общения.

  3. Будьте другом и помощником своему ребенку.

  4. Сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.

  5. Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.

  6. Если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне с вашей стороны о прекращении работы за компьютером, то не следует торговаться с ребенком, надо четко заявить о своей позиции и объяснить ее.

  7. Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 минут в день). Для подростка 10-12 лет желательно не более 2 часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывами.

  8. Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.

  9. Необходимо прививать ребенку к активным играм и физическим упражнениям, чтобы он чувствовал радость от этого.

  10. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими.

  11. Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры.

  12. Не ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.

И главное, проводите с ребенком больше времени. Вспомните игры, которые вас самих занимали в детстве, больше разговаривайте с ребенком, гуляйте, не ленитесь играть с ним, ведь никакой, даже самый «крутой» компьютер не заменит живого теплого общения с мамой или с папой.

Спасибо за внимание.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Проект программы воспитательных мероприятий для детей и их родителей по профилактике компьютерной зависимости (приложение 6) IV. Заключение стр. 19

    Реферат
    ХХ век дал много «технических чудес», среди которых и компьютер с его многочисленными возможностями (в начале 90–х годов он стал считаться неким символом благосостояния), в том числе и мировая информационная сеть Интернет.
  2. Данное пособие содержит материал памяток, предназначенные для работы с родителями по профилактике наркомании. Пособие будет полезно всем тем, кто работает с детьми и подростками

    Документ
    Воспитательный процесс не мыслим без различного рода мероприятий, имеющих целью помочь приобрести необходимые навыки, обеспечивающие принятие ответственности за свое поведение.
  3. Педагогическая профилактика игровых зависимостей у подростков в общеобразовательном учреждении

    Автореферат
    Защита состоится « 14 » ноября 2007г. в 14 часов на заседании диссертационного совета К 212.162.03 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 6030022, г.
  4. Психология XXI столетия том 1 (1)

    Документ
    Члены Оргкомитета: Акопов Г.В., Базаров Т.Ю., Журавлев А.Л., Знаков В.В., Ерина С.И., Кашапов С. М., Клюева Н.В., Львов В.М., Мануйлов Г.М., Марченко В.
  5. Психология сегодня Материалы Х региональной студенческой научно-практической конференции

    Документ
    Психология сегодня [Текст]: Материалы Х регион. студ. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 23 – 24 апр. 2008 г. / Отв. за выпуск В.А. Лебедева; ГОУ ВПО «Рос.

Другие похожие документы..