Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Дорогие Друзья! Мы приглашаем Вас встретить Рождество в одном из древнейших городов России - Великом Новгороде. Вы окунетесь в зимнюю сказку и навсег...полностью>>
'Программа'
Энергия во всех формах – основа обеспечения рациональных технологических условий жизнедеятельности и развития человечества, уровня его экономического...полностью>>
'Урок'
Информатика – достаточно молодая, но на сегодняшний день актуальная и бурно развивающая дисциплина в школьном курсе. Практическая направленность соде...полностью>>
'Программа'
Формирование модели выпускника, социально адаптированного к реальной жизнен­ной ситуации, способной к актуализации процесса определения собственно ли...полностью>>

Управление инновационными процессами в школе педагогические инновации и организация их реализации

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ШКОЛЕ

2.1. Педагогические инновации и организация их реализации

Слово инновация происходит от латинского in — в и novus — новое и в переводе означает «обновление, новинка, изменение». Инновация — это содержание и организация нового, тогда как нововведение — это только организация нового. Под новшеством же понимают явление, несущее в себе сущность способа, методики, технологии и организации и содержания нового, тогда как инновационный процесс отражает в себе формирование и развитие со­держания и организации нового.

Как известно, любая школа проходит три этапа обновления: становление (при создании новой школы и нового коллектива); функционирование (учебно-воспитательный процесс организован на основе традиционных стабильных программ, педагогических технологий, учебников); развитие (прежнее содержание образования, педагогические технологий обучения и воспитания приходят в противоречие с новыми целями, условиями школы, потребностями личности ученика и общества).

Развивающаяся школа, работающая в поисковом режиме, значительно отличается от тех школ, целью которых является стабильное традиционное поддержание раз и навсегда заведенного порядка функционирования. Эти признаки отличия накладывают определенный отпечаток на целостную систему школьного управления. Педагогические технологии, дающие положительные ре­зультаты при обычном режиме работы учебного заведения, не позволяют достичь новых желаемых целей при работе в инновационном режиме.

Объектом управления в школе является учебно-воспитатель­ный процесс. В развивающейся школе предметом управления становятся его цели, содержание, методы и формы.

В современный период развития отечественной школы инновационные изыскания идут по следующим направлениям: формирование нового содержания образования; разработка и реализация новых педагогических технологий, методик, систем развития детей и подростков; создание новых видов учебных заведений (гимназия, лицей, колледж и др.).

Объектом практически любого инновационного процесса ста­новятся дети. Задача исследователей и руководителей школ — свести отклонения от прогнозируемого результата к минимуму. Поэтому каждый инновационный процесс в школе подлежит управлению.

Инновации, новшества и нововведения в цикле своего развития имеют определенные жизненные стадии: зарождение идеи, целеполагание, разработка идеи нового, реализация нового, распространение и рутинизация (отмирание). Жизненные стадии инноваций тесно связаны со стадиями развития коллектива, осваивающего новое.

В условиях инновационного режима идет активный процесс личностного самоопределения, как учащихся, так и педагогов. Это отражается на характере взаимоотношений людей. Коллектив, вступающий в инновационный процесс, проходит, как правило, несколько стадий своего развития: робость— кликушество— стабилизациясотрудничество— зрелый коллектив. Последние две стадии — стадии высокого осознания коллективом инновационного процесса. Они характеризуются прохождением каждой личностью всех этапов рефлексии. Развитие коллектива от стадии робости к стадии зрелого коллектива зависит от скорости смены инновационных циклов.

Первая задача руководителя при управлении инновационным процессом — определение отношения к инновации, сбор альтернативных мнений о ней. Процесс рождения и освоения новшеств всегда характеризуется наличием непростой системы отношений к нему (см. анкеты в приложении 7—10).

По выборочным статистическим данным, на стадиях зарождения идеи нового и целеполагания члены коллектива школы по степени мотивации к инновации разделяются примерно следующим образом (в %): I группа — лидеры — 1—3; II группа — позитивисты — 50—60; III группа — нейтралы — 30; IV группа — негативисты — 10—20.

Люди, слабо мотивированные на освоение и внедрение новшества, могут оказывать ему сопротивление в разной форме. Практика показывает, что позитивные результаты меняют отношение людей к новшеству. Кроме того, установка на нововведение зависит от индивидуальных особенностей личности: типа нервной деятельности, степени рефлексии, тревожности, креативности, компетентности, самооценки и др.

Задача управляющего процессом — перевести людей из III и IV групп в зону повышенной мотивации. Поэтому гласность и инструктаж при нововведении занимают ведущее место, чтобы не было никакой недоговоренности, чтобы каждый человек понимал свою миссию. А если человек осознает свою миссию, начинаются самоопределение, самовыражение, самореализация, изменяется его стереотип, происходит саморазвитие.

Управленческое консультирование выступает как главенствующее. Оно несет в себе целеполагание, анализ, планомерные шаги, педагогические технологии, организацию нового, экспертный контроль, т.е. все элементы управления. При этом следует добиваться, чтобы самоконтроль и самокоррекция занимали больше места, чем регулирование со стороны. Управляя инновационным процессом, можно управлять развитием коллектива.

Любой инновационный процесс носит вероятностный характерам, не все его последствия могут быть спрогнозированы. Уйти от многих ошибок и упущений еще на уровне проекта или модели поможет составление аналитического обоснования и программы инновационного апробирования. Эту программу составляет экспериментатор. Ее необходимо подвергнуть экспертному анализу. В рецензии на нововведения должны быть, как минимум, освещены следующие позиции: целостность содержания программы; структурные взаимосвязи ее частей или блоков, их последовательность, логичность, конструктивность; ошибки, недостатки, недочеты; обоснованные предложения и дополнения к программе; экспертное заключение (рекомендуется к реализации или необходима доработка по отмеченным замечаниям).

После того как определена программа инновационной деятельности школы и спрогнозированы ключевые результаты, руководители школы совместно с инициативной группой приступают к разработке комплексно-целевой программы, которая состоит из этапов организации и реализации инновации (табл. 1 и 2).

Цели и задачи программной деятельности коллектива строятся на основе тщательного анализа текущей обстановки в школе, с одной стороны, и из прогнозов ее развития — с другой.

Отобранные цели и задачи в комплексно-целевой программе должны быть согласованы во всех звеньях, одобрены большинством коллектива, реалистичны, адаптированы к новым условиям, повышать уровень мотивации и стимулирования, обеспечивать контроль.

При управлении инновационными процессами в школе с уче­том прогноза конечных результатов основная часть этих действий обсуждается коллегиально. Самые крупные мероприятия программной инновационной деятельности разрабатываются групповым методом.

Действия, вытекающие из поставленных целей и задач, должны отвечать на вопросы: чего достичь? Что надо сделать? Целесообразность мер и мероприятий необходимо постоянно проверять как индивидуально, так и коллективно, поставив вопрос: для чего необходимы данная деятельность или мероприятие? Ответ на него подскажет цель или задачи.

Как уже отмечалось, комплексно-целевые программы организации и внедрения инноваций широко используются в практике работы школ Москвы, Ульяновска, Смоленска, Саратова и других городов.

В конкретной программе следует определить исходную позицию деятельности каждого члена коллектива (или звена школы); окончательный результат деятельности; время, необходимое для достижения результатов; обеспечить улучшение существующих условий.

Цели и задачи программной человеческой деятельности всегда отражают желание каждого звена школы достичь определенных результатов. Поставленные на основе анализа достигнутого, они отражают конкретизацию и индивидуализацию результата, определенный объект деятельности, временные и ресурсные рамки, ограничения, уровень достижения цели (низкий, допустимый, оптимальный).

Таблица I

Комплексно-целевая программа «Управление инновационными процессами

в школе (этап организации нововведения)»

Цель: выявить и создать условия для формирования и развития инновационных процессов в школе; разработать модель и технологию системы работы школы в условиях нововведения.

Система целесообразных форм и мер организации

Содержание деятельности по этапам

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

  1. Организация работы с кадрами.

    1. Совещания при директоре. Цель: разработка стратегии и тактики внедрения инноваций.

    1. Педсовет.

Цель: принятие решения об организации эксперимента в целом, мотивация членов педколлектива на создание условий для развития нововведений.

    1. Производственное совещание.

    1. Методсовет, заседания объединений, творческих групп

Информирование о программе эксперимента. Формирование группы информационного обеспечения и анализа хода реализации программы.

Задача: ознакомление с программой и ее обсуждение.

Семинар-практикум по - изучению документов эксперимента.

Обсуждение модели эксперимента с участием по каждому разделу (звену) конкретных исполнителей.

Задача: ознакомление со структурно-функциональной моделью эксперимента.

Производственное собрание. Распределение функциональных обязанностей между членами коллектива по реализации программы (модели) эксперимента. Задача: утверждение функциональных обязанностей участников эксперимента.

Лекция: теоретические основы

Задача: познакомить учителей с методологией, теорией и практикой

Определение степени готовности положения, учебного плана, программ, пособий и т.д.

Задача: выявить объем пакета документов для вхождения в эксперимент.

Обсуждение теоретических основ планов, программ, пособий.

Задача: сформировать целост-

Система целесообразных форм и мер организации

Содержание деятельности по этапам

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Цель: овладеть методологией, теорией и практикой введения инноваций.

    1. Работа по самообразованию.

2.

  • Организация работы с учениками.

  • Цель: ознакомить учащихся с содержанием эксперимента; сформировать положительное отношение к участию в нем

3.

  • Работа с родителями.

  • Цель: ознакомить с целями и содержанием эксперимента, привлечь родительскую общественность к совместной работе по его организации и проведению.

4. Совет школы.

  • Цель: принять постановление о начале эксперимента. Утвердить положения о нормативных документах

.

ное представление о взаимосвязи учебных планов, программ и пособий для реализации в эксперименте.

Изучение научно-педагогической литературы по нововведению.

Изучение передового педагогического опыта по проблеме эксперимента.

Изучение опыта коллег по проблеме эксперимента.

Задача: разработать методологическую основу эксперимента для создания учебных комплексов, обеспечивающих эксперимент.

Сообщение на классных часах о содержании и значимости эксперимента, участие в работе педсовета.

Задача: сформировать представление об эксперименте.

Сообщение на родительских собраниях о содержании и значимости эксперимента, участие в работе педсовета.

Задача: сформировать представление о значимости эксперимента

Система целесообразных форм и мер организации

Содержание деятельности по этапам

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

  1. Связь с базовыми учреждениями и организациями (спонсорами).

  • Цель: помочь в организации эксперимента, разработке прогнозов и планов, укреплении материальной и финансовой базы и др.

  1. Контроль, анализ и регулирование.

  • Цель: сбор информации и первичный анализ хода реализации программы эксперимента.

  1. Информационное обеспечение.

  • Цель: сбор информации для управления процессом внедрения нововведений

Корректировка плана эксперимента: доработка проектов документов.

Обсуждение плана эксперимента, положения об эксперименте и т. д. Задача: ознакомить коллектив школы с документами по теме эксперимента.

Корректировка функциональных обязанностей по реализации модели (проекта) содержания эксперимента.

Моделирование эксперимента.

Задача: сформировать структурно-функциональную модель эксперимента

Заключение (проекта) договора о совместном участии в проведении эксперимента.

Задача: создать условия для проведения эксперимента, повысить ответственность участников эксперимента за конечные результаты.

Организация индивидуальной работы со всеми участниками педагогического процесса.

Задача: углубить представление о значимости эксперимента.

Информирование об объеме и степени готовности пакета документов.

Система целесообразных форм и мер организации

Содержание деятельности по этапам

Декабрь

Январь

Февраль

  1. Организация работы с кадрами.

    1. Совещания при директоре. Цель: разработка стратегии и тактики внедрения инноваций.

    1. Педсовет.

  • Цель: принятие решения об организации эксперимента в целом, мотивация членов педколлектива на создание условий для развития нововведений.

    1. Производственное совещание.

    1. Методсовет, заседания объединений, творческих групп.

  • Цель: овладеть методологией, теорией и практикой введения инноваций.

Обсуждение пакета документов.

Задача: подготовить проект доклада и решения о начале эксперимента

Обсуждение учебных программ, планов, пособий.

Задача: сформировать целостное представление о взаимосвязи учебных планов, программ и пособий, определить пути их реализации в эксперименте. Оптимизировать сроки прохождения программ.

Обсуждение экспериментальной работы.

Цель: разработать тактику и стратегию внедрения нововведения.

Предварительная расстановка кадров.

Задача: провести предварительную расстановку кадров с учетом их функциональных обязанностей в проведении эксперимента, выявить кадровые проблемы.

Практикум (деловая игра) «Новые формы организации учебно-воспитательного процесса». Задача: освоение новых форм и методов проведения учебных занятий и досуга.

Изучение научно-педагогической литературы, передового педагогического опыта коллег по проблеме эксперимента.

Задача: обобщить полученные знания по проблеме эксперимента (обмен полученной информацией, выпуск информационного бюллетеня «Это интересно»), внедрить отдельные элементы в практику работы отдельных учителей

Система целесообразных форм и мер организации

Содержание деятельности по этапам

Декабрь

Январь

Февраль

    1. Работа по самообразованию.

  1. Организация работы с учениками.

  • Цель: ознакомить учащихся с содержанием эксперимента; сформировать положительное отношение к участию в нем.

  1. Работа с родителями.

  • Цель: ознакомить с целями и содержанием эксперимента, привлечь родительскую общественность к совместной работе по его организации и проведению.

  1. Совет школы.

  • Цель: принять постановление о начале эксперимента. Утвердить положения о нормативных документах.

  1. Связь с базовыми учреждениями и организациями (спонсорами).

  • Цель: помочь в организации эксперимента, разработке прогнозов и планов, укреплении материальной и финансовой базы и др.

Анкетирование об отношении к эксперименту.

Задача: выявить отношение к проведению эксперимента.

Составление смет расходов по эксперименту на следующий год.

Доклад директора о готовности к эксперименту и заключение комиссий совета о готовности.

Задача: принять решение о начале эксперимента.

Утверждение сметы расходов на экспериментальную работу и пролонгация договоров.

Задача: корректировка сметы договоров.

Сообщение на классных часах о начале экспериментальной работы.

Задача: ознакомить учащихся с этапами вхождения в эксперимент.

Система целесообразных форм и мер организации

Содержание деятельности по этапам

Декабрь

Январь

Февраль

  1. Контроль, анализ и регулирование.

  • Цель: сбор информации и первичный анализ хода реализации программы эксперимента.

  1. Информационное обеспечение.

  • Цель: формирование необходимой и достаточной информации для управления процессом внедрения нововведений.

Коллективная и индивидуальная работа по организации эксперимента.

Задача: анализ данных анкет.

Составление проектов пакета документов.

Контроль за подготовкой экспериментальных учебно-тематических планов.

Подведение итогов анализа учебно-методического материала.

Задача: провести межпредметную интеграцию и координацию учебно-методического обеспечения.

Контроль за подготовкой памяток по эксперименту для учащихся.

Коррекция представлений об эксперименте среди учащихся и родителей.

Подготовка памятки ученику об эксперименте.

Задача: продолжить формирование позитивного отношения учащихся и родителей к эксперименту.

Система целесообразных форм и мер организации

Содержание деятельности по этапам

Март

Апрель

Май

  1. Организация работы с кадрами.

    1. Совещания при директоре. Цель: разработка стратегии и тактики внедрения инноваций.

    1. Педсовет.

  • Цель: принятие решения об организации эксперимента в целом, мотивация членов педколлектива на создание условий для развития нововведений.

    1. Производственное совещание

    1. Методсовет, заседания объединений, творческий групп.

  • Цель: овладеть методологией, теорией и практикой введения инноваций

Обсуждение результативности семинаров-практикумов для учителей, участвующих в эксперименте.

Обсуждение содержания учебно-методических комплексов к началу экспериментальной работы.

Задача: обсудить учебно-методическое обеспечение эксперимента.

Семинар-практикум. Выбор совокупности методов в процессе отбора экспериментального учебного содержания.

Составление проекта плана подготовки школы к новому учебному году в условиях эксперимента.

Задача: спрогнозировать основные направления деятельности педагогического коллектива в период подготовки к новому учебному году

Семинар-практикум. Методика диагностики ЗУН по предметам.

Задача: сформировать единые подходы к оценке качества ЗУН в условиях эксперимента.

Формирование банка идей.

Производственное собрание по поводу плана подготовки школы (экспериментальной работы) к новому учебному году.

Задача: ознакомить коллек­тив с планом, обсудить его, внести коррективы, чтобы приступить к выполнению.

Проведение недели открытого и нестандартного урока.

Задача: продемонстрировать новые формы и методы учебных занятий, элементы внедрения проблемы, по которой намечен эксперимент.

Система целесообразных форм и мер организации

Содержание деятельности по этапам

Март

Апрель

Май

  1. Организация работы с учениками.

  • Цель: ознакомить учащихся с содержанием эксперимента: сформировать положительное отношение к участию в нем.

  1. Работа с родителями.

  • Цель: ознакомить с целями и содержанием эксперимента, привлечь родительскую общественность к совместной работе по его организации и проведению.

  1. Совет школы.

  • Цель: принять постановление о начале эксперимента. Утвердить положения о нормативных документах.

  1. Связь с базовыми учреждениями и организациями (спонсорами).

  • Цель: помочь в организации эксперимента, разработке прогнозов и планов, укреплении материальной и финансовой базы и др.

Подготовка памяток по эксперименту и разъяснение их содержания.

Сообщение на родительских собраниях о начале эксперимента.

Задача: подготовить и разъяснить содержание памяток по эксперименту. Ознакомить родителей с этапами вхождения в эксперимент.

Тестирование учащихся по профильным предметам.

Задача: определить уровень ЗУН к моменту вхождения в эксперимент.

Система целесообразных форм и мер организации

Содержание деятельности по этапам

Март

Апрель

Май

  1. Контроль, анализ и регулирование.

  • Цель: сбор информации и первичный анализ реализации программы эксперимента.

  1. Информационное обеспечение.

  • Цель: сбор информации для управления процессом внедрения нововведений.

Контроль за подготовкой памяток по эксперименту для родителей.

Коррекция представлений об эксперименте среди учащихся и родителей.

Подготовка памяток родителям по эксперименту.

Задача: продолжить формирование позитивного отношения учащихся и родителей к эксперименту.

Контроль за подготовкой плана подготовки школы (эксперимента) к новому учебному году.

Подготовка диагностических тестов и других материалов по эксперименту.

Контроль за подготовкой тестов.

Составление плана подготовки учебно-материальной базы к новому учебному году.

Задача: вскрыть вес возможные резервы для качественной подготовки школы (эксперимента) к новому учебному году. Контроль за подготовкой тестов

Система целесообразных форм

и мер по организации

Содержание деятельности по этапам

Июнь

Август

  1. Организация работы с кадрами.

    1. Совещания при директоре.

  • Цель: разработка стратегии и тактики внедрения инноваций.

    1. Педсовет.

  • Цель: принятие решения об организации эксперимента в целом, мотивация членов педколлектива на создание условий для развития нововведений.

    1. Производственное совещание.

    1. Методсовет, заседания объединений, творческих групп.

  • Цель: овладеть методологией, теорией и практикой введения инноваций.

  1. Организация работы с учениками.

  • Цель: ознакомить учащихся с содержанием эксперимента: сформировать положительное отношение к участию в нем.

  1. Контроль, анализ и регулирование.

  • Цель: сбор информации и первичный анализ хода реализации программы эксперимента.

Расстановка кадров на новый учебный год.

Задача: определить нагрузку учителей и выявить кадровые проблемы на начало нового учебного года.

Проведение недели открытого и нестандартного урока.

Задача: продемонстрировать новые формы и методы учебных занятий, элементы внедрения проблемы, по которой намечен эксперимент.

Формирование классов, участвующих в эксперименте.

Задача: сформировать группы учащихся в соответствии с их интересами и реальными возможностями

Методическое обеспечение эксперимента.

Задача: определить уровень готовности педагогического коллектива к эксперименту.

Основные направления экспери­ментальной работы.

Коррекция учебно-тематических планов.

Создание условий для оптимального учебно-воспитательного процесса.

Задача: привлечь базовые предприятия, спонсоров к подготовке учебной базы, школы к новому учебному году.

Коррекция по вопросам комплектования классов и групп

Контроль за реализацией плана подготовки школы к работе в режиме эксперимента.

Таблица 2



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Оводителя школы, но и новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу, планированию, организации, контролю и регулированию всей деятельности

    Документ
    Направленность всей системы внутришкольного управления на конечный результат предполагает не только особую мотивационно-целевую ориентацию руководителя школы, но и новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу,
  2. Разработка комплексной методики управления инновационными процессами в российских вузах

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре Инновационного и производственного менеджмента Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ).
  3. Учебно-методические материалы для студентов факультета управления по дисциплине «научные основы управления школой»

    Документ
    1.1. Цель изучения дисциплины - дать студентам, желающим получить дополнительную квалификацию преподавателя, базовые теоретические знания в области управления образовательными системами, помочь сформировать необходимые умения и навыки,
  4. Программа развитя муниципальное общеобразовательное учреждение «Камышинская средняя общеобразовательная школа»

    Программа
    Актуальность разработки данной программы обусловлена тем, что в последние годы произошли значительные изменения внешних и внутренних условий жизнедеятельности школы, которые диктуют необходимость дальнейшего развития образовательного процесса в школе.
  5. Инновационный менеджмент в образовании (книги)

    Документ
    Цыркун, И. И. Инновационное образование педагога : на пути к профессиональному творчеству : учебно-методическое пособие / И. И. Цыркун, Е. И. Карпович.

Другие похожие документы..