Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
Духовное достигается смелостью и проницательностью. Поэтому так скучны книги, подменяющие интуицию бесконечными комбинациями интеллектуальных леденцо...полностью>>
'Публичный отчет'
5.5 Результаты опросов общественного мнения студентов, преподавателей, потенциальных работодателей о качестве предоставляемых образовательных услуг, ...полностью>>
'Программа дисциплины'
Программа этого курса разработана на основе авторской программы к.ю.н. Глушко Е.К., ГУ ВШЭ. «Правовое обеспечение государственного управления» доцент...полностью>>
'Документ'
День 1. Львов. Встреча каждого туриста представителем компании Аккорд Тур. 09.00 Выезд со Львова. Переезд по территории Польши. Ночлег на территории Ч...полностью>>

Тема: Жизнь древних славян

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Открытый урок по курсу

«Окружающий мир».

Раздел 5. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА.

Тема:

Жизнь древних славян.

Проведен в 4 классе

МОУ ООШ с. Еловатка

Белокобыльской Т.П.

* 1 *

Цели: Сформировать у учащихся представление о жизни древних славян, найти место истории наших предков в мировой истории, установить межпредметные связи с литературным чтением, географией, историей; продолжить обучение навыкам самостоятельной работы с текстом;

развивать интерес к изучению истории, устную речь, наблюдательность;

воспитывать уважение к культуре, быту, историческому прошлому предков.

Формы работы: Беседа, работа с картой

Оборудование к уроку: компьютер, CD 1 Энциклопедия истории России. CD 2 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия,историческая, физическая карты, наглядно-иллюстрационный материал (Боги славян, орудия труда, жилище), карточки с заданиями для тестирования, таблица:

Книги: М. Семенова «Мы - славяне», Н. Кончаловская «Наша древняя столица»

Словарь: славяне, племена, частокол, бортник, соха, пахарь, Перун, Иван Купала.

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Ход урока:

I. Организация класса:

Прозвенел опять звонок,

Начинается урок.

Постарайтесь все понять,

Что-то новое узнать.

Нам историю России

Интересно изучать.

II. Слово учителя: Сообщение темы:

Мы продолжаем свое путешествие по дорогам истории. Наш путь лежит по страницам истории Отечества. Вспомним значение этого слова. Что же такое – Отечество? (Земля отцов, Родина). Этот раздел учебника поможет нам узнать о важнейших событиях истории нашей родины – России. (Чтение эпиграфа на доске. Учитель продолжает слова Н. Кончаловской)

И про эту старину я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли о делах родной земли.

III. Повторение изученного: Прежде чем начать нашу с вами работу, восстановим в памяти ход мировой истории человечества: посмотрим с вами хронологию основных исторических событий мировой истории (CD 2) Вспомним основные временные периоды мировой истории:

1

Первобытная история

Свыше 2млн. лет назад, 40 тыс. лет назад

2

История древнего мира: Египет

Греция, Рим

5 тыс. лет назад

3-4 тыс. лет назад

3

Средние века.

С конца 5 в. до конца 15 века (1000 л.)

4

Новое время.

С начала 16 до конца 19 века (с 1500 до 1900, 400 лет)

5

Новейшее время.

С начала 20 века

* 2 *

Полторы тысячи лет назад, в середине 1 тысячелетия на огромном пространстве Восточной Европы в дремучих лесах, около болот и на берегах рек селились древние славяне. Определим, в какой период мировой истории это было?

(В средние века. С конца 5 века нашей эры).

IV. Работа с картой учебника «Расселение древних славян» стр. 35.

Рассмотрите карту. Что вы можете узнать с ее помощью о расселении славян в Европе? Мы с вами выясняли этот вопрос с помощью компьютера, читали об этом в «Повести временных лет». (Славяне населяли огромные пространства по берегам рек Днепр, Двина, Дунай, Висла, от Балтийского до Черного морей)

Найдите эти моря, реки на физической карте.

Какие племенные объединения были в то время у славян?

Какое племя занимало наибольше пространство?

Восточными славянами называли племена, от которых произошли наши предки русские, украинцы, белорусы.

На каких реках они жили?

V. Рассмотрите рисунок. Что вы можете по нему рассказать о жизни наших предков?

Вопросы к рисунку:

Где обычно селились славяне?

Из чего строили свои жилища?

Как они защищали свои селения от врагов?

Чем занимались мужчины племени? (рыболовство, охота, пахота)

Чем занимались женщины племени? (Одежду шили, пряли, ткали, еду готовили, коров доили)

Что необычного, интересного еще увидели на рисунке?

Время было беспокойное, суровые условия жизни были у древних славян. Только вместе, сплоченным племенем можно было выжить.

VI Работа с текстом: О том, как жили древние славяне, прочитаем на страницах 36-37 учебника, до конца абзаца.

Беседа по прочитанному:

1. Каким народом были древние славяне?

Послушайте отрывок из книги Н. Кончаловской «Наша древняя столица» стр. 6

Природы щедрые дары ценить уже умели люди.

Для них заботливо бобры вели хозяйство на запруде.

Для них копили пчелы мед, растила птиц листва густая,

Для них в глубинах темных вод икру метала рыбья стая.

Они пасли стада в лугах, пахали землю под пшеницу

Леса, поля давали им и воск, и мёд, и лён, и птицу…

(Нат. Кончаловская)

2. О каких новых занятиях славян вы узнали из текста учебника, компьютерной справки (CD 1), стихотворения?

3. Почему невозможно было выжить в одиночку, и возникала необходимость жить племенами?

4. Опишите жилище древних славян. Пользуемся компьютерной справкой (CD 1).

Вопросы: 1. Где они выбирали место для жилья? Почему?

2. Опишите дом древних славян снаружи. Изнутри.

3. Какая посуда была у славян?

* 3 *

4. Из чего они шили одежду?

5. Как лечились древние славяне?

Послушайте отрывок из книги Н. Кончаловской «Наша древняя столица» стр.64-65

VII Подведение промежуточного итога. Какой вывод можем мы сделать из всего прочитанного на уроке?

Жизнь наших предков древних славян была тесно связана с природой.

VIII. Рассказ учителя: Все необходимое для своего существования славяне получали в постоянной борьбе с природой, в которой таилось много жуткого, непонятного для них. Они не могли объяснить причины явлений природы, стихийных бедствий. Все вокруг казалось им живым, одушевленным. И всем вокруг повелевали по мнению древних славян боги и духи.

IХ. Работа с учебником: Прочитаем, в каких богов верили наши предки (стр.38).

Вопросы к тексту:

О каком боге славян узнали? Какие еще верования были у наших предков?

Какие из них сохранились до наших дней?

Х. Подведение итога: Что новое для себя вы открыли на уроке?

Что мы узнали о жизни наших предков?

Закончим наш урок вот таким стихотворением:

Русоволосые и сероглазые, лицами светлые, сердцем славные

Древляне, кривичи, поляне, скажите, кто вы?

Дети: Мы – славяне!

Своею статью все пригожие, все разные и все похожие,

Зоветесь ныне россияне.

Издревле, кто вы?

Дети: Мы – славяне!



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерный план Восточные славяне в древности. Общественный строй и культура древних славян

    Документ
    Предки славян относятся к индоевропейцам, заселявшим Цент­ральную и Восточную Европу. Позже они стали населять территории в бассейнах рек Одер, Висла, Днепр и Дунай.
  2. А. Е. Супрун древние славяне и их прародина

    Документ
    Формирование славянских племен происходило в процессе выделения их из числа многочисленных племен крупной (в настоящее время - крупнейшей в мире) языковой семьи - индоевропейской.
  3. Реферат на тему: «Быт и верования древних славян»

    Реферат
    Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге.
  4. Тематический план курса «славянский фольклор» Происхождение славян. Русские летописцы о славянах. Язычество древних славян

    Календарно-тематический план
    Современное содержание гуманитарного образования в школе достаточно разнообразно: литература, музыка, изобразительное искусство, языки, история, экономика — что позволяет дать учащимся верные нравственные, духовные, эстетические ориентиры.
  5. Цели: Повысить познавательный интерес учащихся к истории и культуре древних славян

    Урок
    Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление в 356 г.

Другие похожие документы..