Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Примерная программа'
Алгоритмы с подмножествами: генерация, восстановление по номеру и построение номера, генерация следующего и предыдущего (прибавление и вычитание един...полностью>>
'Автореферат'
Защита диссертации состоится 27 января 2012 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.076.09 в Кабардино-Балкарском государственном...полностью>>
'Доклад'
к докладу о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Куйбышевского района за 2009 год ...полностью>>
'Изложение'
Учебная дисциплина: «Финансовый менеджмент» предполагает изложение тем, касающихся современных зарубежных и отечественных методов управления финансам...полностью>>

Примерная программа наименование дисциплины «Химия» Рекомендуется для направления подготовки

Главная > Примерная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Утверждаю:

Председатель Учебно-методического объединения по образованию в области «зоотехнии» и «ветеринарии», ректор ФГОУ ВПО МГАВМиБ, академик РАСХН, профессор

____________ Ф.И. Василевич

«___» _____________2010 г.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины

«Химия»

Рекомендуется для направления подготовки -111100 «Зоотехния»

Квалификации выпускника – бакалавр зоотехнии

Москва 2010

1.Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплины «Химия» в подготовке бакалавра состоит в том, чтобы дать студентам теоретические, методологические и практические знания, формирующие современную химическую основу для освоения профилирующих учебных дисциплин и для выполнения в будущем основных профессиональных задач в соответствии с квалификацией: проведение научных исследований; обработка результатов экспериментальных исследований, научно-производственная, педагогическая деятельность, осуществление мероприятий по контролю состояния и охране окружающей среды.

К задачам дисциплины относятся:

-показать связь химических наук с другими дисциплинами учебного плана подготовки бакалавра зоотехнии;

- показать роль неорганической, аналитической, органической, биологической и физической и коллоидной коллоидной химии в развитии современного естествознания, ее значение для профессиональной деятельности бакалавра зоотехнии;

- обеспечить выполнение студентами лабораторного практикума, иллюстрирующего сущность дисциплины «Химия» и методы химического анализа;

-привить студентам практические навыки в подготовке, организации, выполнении химического лабораторного эксперимента, включая использование современных приборов и оборудования, в том числе привить практические навыки, значимые для будущей профессиональной деятельности;

- привить студентам навыки грамотного и рационального оформления выполненных экспериментальных работ, обработки результатов эксперимента; навыки работы с учебной, монографической, справочной химической литературой.

2.Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Химия» относится к математическому и естественнонаучному циклу. Дисциплина «Химия» является интегрирующей для изучения таких курсов как неорганическая, аналитическая, органическая, биологическая с основами физической и коллоидной химии. Для ее изучения необходимы знания, умения и компетенции по общей химии, физике, биологии и математике в объеме, предусмотренном государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (базовый уровень).

Дисциплины, для которых «Химия» является предшествующей дисциплиной: 1) микробиология и иммунология, 2) физиология животных, 3) кормление животных, 4) безопасность жизнедеятельности, 5) технология первичной переработки продукции животноводства, 6) основы ветеринарии, 7) зоогигиена, 8) кормопроизводство.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК):

    - использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-11);

- осознание сущности и значения информации в развитии современного общества; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-12);

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные понятия и законы химии, закономерности протекания химических процессов;

- особенности химической связи в различных химических соединениях;

-свойства важнейших классов неорганических, органических соединений во взаимосвязи с их строением и функциями;

- методы аналитического анализа выделения, очистки, идентификации соединений;

- свойства различных дисперсных систем и растворов биополимеров;

- химию биоорганических соединений, обмен веществ и энергии в организме;

- особенности метаболизма у сельскохозяйственных животных;

- биохимию биологических жидкостей, органов и тканей сельскохозяйственных животных;

- краткие исторические сведения о развитии химии, роль российских ученых в развитии этих наук.

    Уметь:.

-подготовить и провести химический эксперимент по изучению свойств и идентификации различных классов химических веществ; ряда природных объектов;

-определять физико-химические константы веществ;

-использовать необходимые приборы и лабораторное оборудование при проведении исследований;

-осуществлять подбор химических методов и проводить исследования в соответствии с профессиональными компетенциями, проводить обработку результатов эксперимента и оценивать их в сравнении с литературными данными;

-интерпретировать результаты исследований для оценки состояния обмена веществ и комплексной диагностики заболеваний животных;

-применять изученные методы исследования веществ к анализу кормов растительного и животного происхождения, продукции животноводства;

-использовать теоретические знания и практические навыки, полученные при изучении дисциплины «Химия» для решения соответствующих профессиональных задач в области зоотехнии.

    Владеть: современной химической терминологией, основными навыками обращения с лабораторным оборудованием.

    1. Курс «Общая и неорганическая химия»

    1.1. Объем и виды учебной работы курса «Общая и неорганическая химия»

    Общая трудоемкость курса составляет 4,0 зачетных единицы

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестры

I

Аудиторные занятия (всего)

В том числе:

72/2

72/2

Лекции

18/0,5

18/0,5

Лабораторные работы (ЛР)

42/1,17

42/1,17

Практические работы

12/0,33

12/0,33

Самостоятельная работа (всего)

В том числе:

72/2

72/2

текущие консультации

10/0,278

10/0,278

индивидуальные домашние задания

14/0,39

14/0,39

подготовка к лабораторным работам

10/0,278

10/0,278

подготовка к рубежному и итоговому контролю

38/1,05

38/1,05

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен

экзамен

Общая трудоемкость –

часы

зачетные единицы

144

4,0

144

4,0

1.2. Содержание курса «Общая и неорганическая химия»

1.2.1. Содержание разделов курса «Общая и неорганическая химия»

п/п

Наименование разделов

курса

Содержание раздела

1

2

3

1

Введение. Основные

законы и понятия химии

Определение предмета химии. Содержание, цели и задачи курса. Химическое единство мира. Химия и биология.

Основные законы и понятия химии: атом, молекула, моль, относительная атомная и молекулярная масса, постоянная Авогадро. Законы сохранения массы и энергии, постоянства состава, Авогадро. Эквивалент. Закон эквивалентных отношений. Молярная масса эквивалента.

2

Строение атома и химическая связь

Атомно-молекулярное учение. Современные представления о строении атомов. Основные положения и понятия квантовой теории. Корпускулярно-волновой дуализм элементарных частиц. Квантово-механическая модель атома водорода. Квантовые числа. s-, p-, d-, f – элементы. Электронные конфигурации атомов. Принцип минимальной энергии. Принцип Паули. Правило Хунда. Правила Клечковского.

Свойства атомов. Атомный радиус. Потенциал ионизации. Сродство к электрону. Электроотрицательность. Природа химической связи. Перераспределение электронов при образовании связи.

Ковалентная связь. Метод валентных связей. Гибридизация атомных орбиталей. Кратность связи. Типы связей. Энергия ковалентной связи. Насыщенность связи. Направленность. Взаимодействие электронных орбиталей. Полярность и поляризуемость связи.

Донорно-акцепторная связь.

Ионная связь. Энергия и свойства связи.

Металлическая связь. Энергия и свойства связи.

Межмолекулярные взаимодействия. Водородная связь.

Силы Ван-дер-Ваальса. Гидрофобные взаимодействия.

3

Энергетика химических реакций

Основные понятия химической термодинамики. Функция состояния. Внутренняя энергия. Первое начало термодинамики и его следствия. Энтальпия. Закон Гесса. Тепловые эффекты реакций. Термохимические уравнения.

Энтропия. Микро- и макросостояния вещества. Изменение энтропии и самопроизвольное протекание процессов. Второе и третье начало термодинамики.

Свободные энергии Гиббса и Гельмгольца. Критерий самопроизвольного протекания процесса. Энтальпийный и энтропийный факторы. Термодинамическая устойчивость химических соединений. Физико-химические предпосылки переноса вещества и энергии.

Биохимическая термодинамика. Функции состояния и биологические процессы.

4

Скорость химических реакций.

Химическое равновесие.

Скорость химической реакции. Закон действующих масс (кинетический). Константа скорости реакции. Кинетические уравнения. Молекулярность и порядок реакции.

Влияние температуры на скорость реакции. Правило Вант-Гоффа.. Энергия активации и путь реакции. Уравнение Аррениуса. Стерический множитель.

Сложные реакции – параллельные, последовательные, сопряжённые и цепные реакции. Фотохимические реакции.

Каталитические реакции и катализаторы. Гомогенный и гетерогенный катализ. Ферментативный катализ. Механизм катализа.

Условие равновесия. Закон действующих масс (термодинамический). Свободная энергия Гиббса и константа равновесия. Свойства химического равновесия..

Влияние различных факторов на равновесие. Принцип Ле Шателье – Брауна.

Равновесие в гетерогенных системах. Произведение растворимости. Равновесие в биологических системах.

5

Растворы

Растворы. Концентрация растворов и способы её выражения. Растворимость. Механизм образования растворов. Сольваты. Гидраты. Тепловой эффект растворения. Растворение твёрдых веществ и газов.

Коллигативные свойства растворов. Закон Генри. Первый закон Рауля. Температуры кипения и кристаллизации растворов. Второй закон Рауля. Эбулиоскопия. Криоскопия.

Диффузия и осмос. Осмотическое давление растворов. Уравнение Вант-Гоффа. Биологическое значение осмотического давления.

Теория электролитической диссоциации Аррениуса. Свойства растворов электролитов. Сильные электролиты. Активность. Ионная сила раствора. Уравнение Дебая – Гюккеля.

Слабые электролиты. Степень и константа диссоциации, влияние на них различных факторов. Закон разбавления Оствальда. Диссоциация воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель. Роль концентрации водородных ионов в биологических процессах.

Теория кислот и оснований – протонная, Бренстеда – Лоури, Льюиса.

Гидролиз солей. Степень и константа гидролиза, их связь, влияние на них различных факторов.

Буферные системы. Буферная ёмкость и pH буферного раствора. Роль буферных систем в биологических процессах.

6

Окислительно-восстановительные реакции

Электронная теория окислительно-восстановительных реакций. Важнейшие окислители и восстановители, их положение в периодической системе. Окислительно-восстановительное равновесие. Сопряжённые редокс-системы.

Стандартный окислительно-восстановительный (электродный) потенциал. Уравнение Нернста. Электродвижущая сила и направление протекания окислительно-восстановительной реакции. Гальванический элемент. Ряд напряжений металлов.

Влияние среды и внешних условий на направление окислительно-восстановительной реакции и характер продуктов.

Диффузионный и мембранный потенциалы, их биологическое значение. Роль окислительно-восстановительных реакций в организме.

7

Комплексные соединения

Комплексы, теория и правило Вернера. Природа связи в комплексных соединениях. Способность атомов различных элементов к комплексообразованию. Классификация и номенклатура комплексов.

Структура комплексных соединений (методы ВС, МО, теория кристаллического поля). Изомерия. Взаимовлияние в комплексных соединениях. Устойчивость комплексов.

Внутрикомплексные соединения. Хелаты. Комплексы в биологических системах, их роль.

8

Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева

Периодический закон Д.И.Менделеева и его современная формулировка. Природа периодичности в изменении свойств элементов.

Периодическая система элементов, её структура. Изменение строения и свойств элементов в периоде, группе. Потенциал ионизации. Сродство к электрону. Электроотрицательность.

Периодический характер изменения свойств соединений.

Биогеохимическая формулировка периодического закона. Работы В.И.Вернадского и Л.П.Виноградова. Биогенные микро- и макроэлементы.

9

Биогенные химические элементы

S-ЭЛЕМЕНТЫ.

Водород. Строение атома и положение в периодической системе. Нахождение в природе. Получение водорода. Химические свойства. Характеристика соединений.Вода. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Пероксид водорода. Строение молекулы, получение, химические свойства. Биологическая роль и применение.

Элементы подгруппы IA. Нахождение в природе. Получение. Сравнительная характеристика. Основные соединения, получение и свойства. Биологическая роль натрия и калия. Применение основных соединений щелочных металлов в сельском хозяйстве и медицине.

Элементы подгруппы IIА. Нахождение в природе. Получение. Сравнительная характеристика магния и кальция. Основные соединения, получение и свойства. Биологическая роль магния и кальция. Применение соединений в сельском хозяйстве и медицине. Жесткость воды и способы ее устранения.

P-ЭЛЕМЕНТЫ.

Элементы IIIA-подгруппы. Сравнительная характеристика свойства бора, алюминия и других элементов подгруппы.

Кислородсодержащие соединения бора и их свойства: оксид бора, борные кислоты и их соли.

Оксид и гидроксид алюминия.

Природные соединения бора и алюминия; биологическая роль и применение бора, алюминия.

Элементы IVA-подгруппы. Сравнительная характеристика свойств углерода, кремния и других элементов подгруппы. Химические свойства оксидов углерода, угольной кислоты и карбонатов.

Оксид кремния, силикаты и алюмосиликаты; Соединения свинца, токсичность соединений свинца. Нахождение в природе и биологическая роль элементов IVA-подгруппы и их соединений.

Элементы VA-подгруппы. Сравнительная характеристика свойства азота, фосфора и других элементов подгруппы. Азот, получение в лаборатории и в промышленности. Химические свойства азота. Водородные соединения азота и их свойства. Оксиды азота. Азотистая кислота. Особенности азотной кислоты и ее солей. Токсичность нитритов и нитратов; Применение азота и его соединений в сельском хозяйстве.

Нахождение в природе, получение и свойства фосфора; аллотропия. Краткая характеристика водородных и кислородсодержащих соединений фосфора. Фосфорсодержащие кислоты и их соли. Биологическая роль и применение фосфора и его соединений.

Элементы VIA-подгруппы. Сравнительная характеристика свойств кислорода, серы, селена и других элементов подгруппы. Значение молекулярного кислорода как важнейшего окислителя в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Озон.

Классификация и характеристика свойств кислородных соединений.

Свойства элементной серы. Получение и свойства отдельных соединений серы: бинарные соединения серы с водородом и кислородом. Серусодержащие кислоты и их особенности. Биологическая роль и применение соединений серы в сельском хозяйстве. Важнейшие соединения селена. Селен как микроэлемент в питании человека и животных, Элементы VIIA-подгруппы Сравнительная характеристика свойств простых веществ и соединений. Нахождение в природе. Получение и свойства отдельных представителей. Галогеноводороды и их соли. Кислородсодержащие соединения галогенов. Биологическая роль галогенов в жизнедеятельности человека и животных.

D-ЭЛЕМЕНТЫ.

Общая характеристика. Характерные особенности d-элементов: переменные степени окислении, образование устойчивых комплексных соединений. Вторичная периодичность.

Медь, цинк, хром, марганец, железо. Нахождение в природе. Получение и свойства. Основные соединения. Биологическая роль элементов. Применение соединений в медицине

1.2.2. Разделы курса «Общая и неорганическая химия» и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Микробиология и иммунология

+

-

-

-

+

-

+

-

+

2.

Физиология животных

+

-

+

+

+

+

+

-

+

3.

Кормление животных

+

-

+

-

+

+

+

+

+

4.

Безопасность жизнедеятельности

-

-

-

-

+

+

+

-

+

5.

Зоогигиена

+

-

-

-

+

-

+

-

+

6.

Технология первичной переработки продуктов животноводства

-

-

-

-

+

+

+

-

+

1.2.3. Разделы курса «Общая и неорганическая химия» и виды занятий (час)

п/п

Наименование раздела курса

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

СРС

Всего

1

2

3

4

5

6

7

1

Основные законы и понятия химии. Эквивалент. Закон эквивалентных отношений

2

4

8

14

2

Строение атома и химическая связь.

2

2

8

12

3

Энергетика химических реакций

2

2

8

12

4

Скорость химических реакций.

Химическое равновесие.

2

4

8

14

5

Растворы.

2

12

8

22

6

Окислительно-восстановительные реакции.

2

8

8

12

7

Комплексные соединения

2

2

8

8

20

8

Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева

2

2

8

14

9

Биогенные химические элементы

2

4

8

8

22

1.2.4. Лабораторный практикум курса «Общая и неорганическая химия»

п/п

№ раздела курса

Наименование лабораторных работ

Трудоемкость

(час)

1

2

3

4

1

1

Определение молярной массы эквивалента элемента и сложного соединения.

4

2

4

Скорость химических реакций.

4

3

5

Приготовление растворов.

4

4

5

Ионные равновесия в растворах. Гидролиз солей.

4

5

5

Буферные растворы.

4

6

7,8, 9,

Свойства элементов и соединений. Окислительно-восстановительные реакции. Комплексные соединения.

22

1.2.5. Практические занятия курса «Общая и неорганическая химия»

п/п

№ раздела курса

Наименование лабораторных работ

Трудоемкость

(час)

1

2

Строение атома и химическая связь

2

2

3

Энергетика химических реакций.

2

3

7

Комплексные соединения

2

4

8

Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева.

2

5

9

Биогенные химические элементы

4

1.2.6. Примерная тематика курсовых и проектных работ: Выполнение курсовых и проектных работ не предусмотрено.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерная программа наименование дисциплины агрохимия рекомендуется для направления подготовки (1)

    Примерная программа
    Цели дисциплины - формирование представлений, теоре­тических знаний, практических умений и навыков по оптимизации минерального питания сельскохозяйственных культур на основе рационального применения минеральных, органических удобрений
  2. Примерная программа наименование дисциплины агрохимия рекомендуется для направления подготовки (2)

    Примерная программа
    Цель дисциплины – формирование представлений, умений и практических навыков по основам питания сельскохозяйственных культур являющихся научной основой интенсификации сельскохозяйственного производства за счет экономически обоснованного,
  3. Примерная программа наименование дисциплины микробиология рекомендуется для направления подготовки (2)

    Примерная программа
    Цель – формирование знаний по основам общей и специальной микробиологии и умений использования полученных знаний для решения практических задач сельского хозяйства и перерабатывающих производств.
  4. Примерная программа наименование дисциплины почвоведение рекомендуется для направления подготовки

    Примерная программа
    Цель дисциплины - формирование знаний о факторах и основных процессах почвообразования, о строении, составе и свойствах почв; закономерностях географического распространения почв; о методах оценки почвенного плодородия, картографирования
  5. Примерная программа наименование дисциплины микробиология рекомендуется для направления подготовки (1)

    Примерная программа
    Цель – формирование знаний по основам общей и сельскохозяйственной микробиологии и умений использования полученных знаний для решения практических задач сельскохозяйственного производства.

Другие похожие документы..