Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В соответствии с решением муниципалитета города Ярославля от 15.09.2009 № 195 «Об утверждении Порядка оценки социальной и бюджетной эффективности нал...полностью>>
'Доклад'
Общеизвестен тот факт, что полноценное функционирование компании на рынке базируется на всестороннем изучении и знании изменений своего сегмента (сег...полностью>>
'Конспект'
ни на одно мгновение нельзя представить себе хозяйство нашей страны без машиностроения. Любое предприятие и каждый из нас пользуется его продукцией. ...полностью>>
'Диплом'
Дерябкин, В.П. Информационные системы в технике и технологиях. Ч. 1. Дипломное проектирование. Ч. 2. Автоматизированные информационные системы: учеб. ...полностью>>

Книга канадского автора. Учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. Впервом томе рассмотрены подходы и методы психологии сознания эмоции и мотивации, научение, память, интеллект и творчество

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Резюме

1. При исследовании многих форм поведения человека возникают споры об относительном значении врожденного и приобретенного.

1. Эволюционная теория, рассматриваемая ныне как установленный факт, утверждает, что в данной среде наиболее приспособленные к ней особи оставят больше потомков, чем менее приспособленные, потомки которых будут таким образом мало-помалу элиминироваться. Эта теория позволяет понять, как происходила эволюция поведения со вре­мени появления жизни на Земле до наших дней.

3. Самые простые формы поведения появились вместе с первыми одноклеточными существами; это таксисы, которые проявляются в общей механической реакции организма на тот или иной источник раздражения.

4. С развитием нервной системы появились рефлексы, определяемые как более специфические и более точные реакции на раздражение тех или иных рецепторов.

5. Инстинктивное поведение гораздо сложнее и специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его формы закреплены генетически. То или иное инстинктивное поведение может проявиться лишь в том случае, если связанный с ним врожденный пусковой механизм решает, что для этого создались адекватные внутренние и внешние условия.

6. Импринтинг - особое явление, присущее некоторым видам; в ре­зультате импринтинга у детенышей (птенцов) с первых часов жизни возникает глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, с которым они встречаются.

7. С развитием способности к научению эволюционно наиболее продвинутые виды получают возможность изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств и адаптироваться таким образом к изменяющейся среде.

8. Способность к умозаключениям - уровень, достигаемый только высшими приматами, главным образом человеком. Она позволяет решать проблемы, возникающие в повседневной жизни, просто путем мысленного установления связи между различными элементами данной ситуации, причем это не требует предварительного научения.

9. Род человеческий происходит от живших на деревьях приматов, от которых он отделился в результате развития прямохождения и использования руки для хватания. За этим последовало увеличение объема головного мозга и развитие языка, что позволило человеку за последний миллион лет достигнуть быстрых успехов в приобретении разного рода навыков и заселить всю планету.

10. Благодаря членораздельной речи человек может рассуждать как о событиях, происходивших в прошлом, так и о грядущих событиях, общественная структура облегчает выживание группы и воспитание детей. Таким образом, человек окончательно берет свою эволюцию в собственные руки. Однако агрессивные тенденции, составляющие, возможно, часть наследия, полученного человеком от животных пред­ков, грозят погубить его, если он не сумеет преодолеть их путем надлежащего воспитания.

Литература

Chapoutier G., Kreulzer M., Menini С., 1980. Psychophysiologie-Le systeme nerveux

et le comportment, Montreal, Etudes vivantes, Paris. Chavaillon J. (1985). Les premiers habitants d'Ethiopie, La Recherche, n° 165,

p. 449-451.

Clarke R., 1985. De 1'univers a nous, Paris, Seuil. Coppens Y., 1983. Le Singe, 1'Afrique et 1'Homme, Paris, Fayard. Dethier V.G., Stellar E., 1961. Animal Behavior, Englewood Cliffs, N.J., Prentice-Hall. Kohler W., 1927. L'intelligence chez les singes superieurs, Paris, Alcan. Lorenz K., 1979. Evolution et modification du comportement, L'inne et 1'acquis, Paris,

Payot.

Mead M.N., 1969. Moeurs et sexualite en Oceanic, Paris, Plan. Moore R., (Dir, publ.), L'evolution, Nederland, Time-Life (B.V.). Ouvrage collectif, 1979. Le Darwinisme aujourd'hui, Paris, Seuil. Piagel J., 1979. Le comportement, moteur de 1'evolution, Paris, Gallimard. Reeves H., 1986. L'heure de s'enivrer, Paris, Seuil. Singh J.A.L, Zingg P.M., 1980. L'homme en friche-de 1'enfant-loup a K. Hauser,

Bruxelles, Ed. Complexe. Tmbergen N.. 1953 L'etude de 1'instinct, Paris, Payot.

Материал для самопроверки

Заполнить пробелы

1. Относительная роль ..... и окружающей среды в развитии индивидуума остается предметом дискуссии.

2. Согласно Дарвину, естественные процессы привели к ..... признаков, наиболее ..... к данной среде, благоприятствуя их передаче последующим поколениям.

3. Труд Дарвина, опубликованный в ..... г. и вызвавший ожесточенные споры, назывался ..... .

4. В XX в. эволюционная теория обогатилась данными ..... и откры­тием ..... .

5. У животных, находящихся у основания эволюционной лестницы, наблюдаются очень примитивные формы поведения, известные под назва­нием ......

6. Последовательность событий, в результате которой информация от ..... передается в нервную систему и вызывает автомати­ческую реакцию, называется ......

7. Присущие данному виду сложные ..... формы поведения, организация и цели которых генетически детерминированы, называют ..... поведением.

8. Врожденный ..... механизм - это механизм, благодаря которому инди­видуум проявляет надлежащее поведение в определенный момент в зависимости от определенных внутренних условий и с учетом информации, поступающей из внешней среды.

9. У некоторых животных наблюдается .... -создается глубокая привязан­ность к первому ..... предмету, который они увидели после появления на свет.

10. Только представители видов, обладающих способностью к .....и при­обретению ..... , могут справляться с новыми ситуациями и вырабатывать новые формы поведения, позволяющие им адаптироваться.

11. Способность к ...... это способность понимать связь между различными элементами данной ситуации, с тем чтобы найти решение данной проблемы. В эволюционном ряду животных она появляется у ..... .

12. Вид Homo habilis, очевидно, возник ..... лет назад в ..... Африке.

13. Переход к прямохождению повлек за собой освобождение ..... и развитие способности к изготовлению первых ..... .

14. Вертикальное положение тела создало также возможность для разви­тия ..... во всех направлениях, а тем самым и для увеличения ..... голов­ного мозга.

15. Первые признаки гоминизации появились у Нота ..... примерно ..... лет назад.

16. Заселение Северной Европы и обеих Америк нашим прямым предком Homo ..... , или ..... , произошло примерно ..... лет назад.

17. Развитие ..... создало возможности для обмена информацией и явилось основой быстрого прогресса человека.

18. Главные особенности социальной организации человека...... пищи со своими сородичами и образование постоянных ..... .

19. Наблюдения Джейн Гудолл над ..... показали, что агрессивность .....может иногда приводить к уничтожению самцов враждебной группы.

20. В некоторых обществах, обнаруженных в различных точках земного шара, ...... по-видимому, совершенно отсутствует, и в их словаре даже нет соответствующего слова.

Верно или неверно?

1. Одичавшего мальчика, найденного в Авероне, по-видимому, вырастили волки.

2. Профессор Итар, изучавший Виктора, был уверен, что мальчик был идиотом от рождения.

3. Дарвин считал, что природа действовала как фактор отбора, позволявший выживать самым слабым.

4. В настоящее время основы эволюционной теории принимают большин­ство ученых.

5. У растений уже можно обнаружить самые примитивные формы поведения.

Что такое поведение? 55

6. Врожденный пусковой механизм одинаков для всех поведенческих актов v всех видов, обладающих инстинктивным поведением.

7 Способностью к научению обладают только высшие организмы.

8 Первые признаки гоминизации появились 10 млн. лет назад.

9 Первые поселения Homo sapiens начал строить примерно 9000 лет назад.

10 Только у человека существует язык, позволяющий ему «переноситься» в прошлое или будущее.

Выбрать правильный ответ

1. У человека врожденными формами поведения считаются

а) агрессивные действия;

б) доминирование;

в) половое поведение.

г) Все ответы неверны.

2. Дарвин создал свою теорию эволюции

а) после прочтения работы Уоллеса на эту тему;

б) с целью подтвердить тезисы креационистов;

в) чтобы объяснить разнообразие существующих видов;

г) с целью показать причину неизменяемости видов.

3. Теория эволюции в широком смысле

а) принимается в настоящее время подавляющим большинством ученых;

б) представляет собой уже не просто гипотезу, а установленный факт;

в) обогатилась данными генетики и открытием законов наследственности,

г) Верны все ответы.

4. Таксис -это реакция организма, которая

а) носит общий (нелокальный) характер;

б) является механической;

в) ориентирована относительно источника раздражения.

г) Верны все ответы.

5. Рефлексы

а) всегда врожденные;

б) встречаются только у низших животных;

в) имеют мало отношения к выживанию.

г) Все ответы неверны.

6. Инстинктивные формы поведения

а) запрограммированы от рождения;

б) менее сложны, чем рефлексы;

в) не могут изменяться в результате опыта;

г) у человека более многочисленны, чем у других видов.

7. Инстинктивное поведение преобладает главным образом у

а) насекомых;

б) рыб;

в) рептилий;

г) млекопитающих.

8. Импринтинг, например у гусенка,

а) может быть направлен на любой объект, подвижный или неподвижный;

б) создается в любом возрасте;

в) возникает благодаря скрещиванию.

г) Все ответы неверны.

9. Приобретенные формы поведения обеспечивают животному адаптацию

а) идеально соответствующую условиям среды;

б) к вполне определенному типу среды;

в) к различным средам.

г) Все ответы неверны.

10. Согласно эволюционной теории и палеонтологическим данным, человек

а) произошел от обезьяны;

б) имеет общего предка с шимпанзе и гориллой;

в) не происходит от животных.

г) Все ответы неверны.

11. Гоминизация тесно связана

а) с вертикальным положением тела;

б) с освобождением руки;

в) с развитием головного мозга;

г) Верны все ответы.

12. Наиболее прямые предки человека появились

а) 700000 лет назад;

б) 200000 лет назад;

в) 100000 лет назад;

г) 40 000 лет назад

13. Человек – единственное существо, способное

а) передавать информацию о прошлых и будущих событиях;

б) пользоваться орудиями;

в) жить в сообществах.

г) Верны все ответы.

14. Присущая человеку социальная структура дает детям возможность

а) получать очень хороший уход;

б) воспринимать социальные и культурные обычаи;

в) усваивать опыт предшествующих поколений.

г) Верны все ответы.

15. Агрессивность человека

а) представляет собой врожденное свойство;

б) может быть легко преодолена;

в) отсутствует у большинства народов.

г) Все ответы неверны.

Ответы на вопросы

Заполнить пробелы

1 - наследственности; 2-отбору, приспособленных; 3-1859, «Происхождение ви­дов»; 4-генетики, законов наследственности; 5-таксисов; 6-органов чувств, рефлексом; 7-стереотипные, инстинктивным; 8-пусковой; 9 - импринтинг, дви­жущемуся; 10-научению, навыков; II-умозаключению, высших млекопитающих;

12-10 млн., восточной; 13-рук, орудий; 14-черепа, объема; 15 -Homo habilis, 2 млн.; 16 -sapiens, кроманьонцем, 40000; 17-языка (речи); 18 - разделение, групп;

19-шимпанзе, самцов; 20 - агрессивность.

Верно или неверно (В или Н)

1-Н; 2-Н; 3-Н; 4-В; 5-В; 6-Н; 7-Н; 8-В; 9-В; 10-В.

Выбрать правильный ответ

1-г; 2-в; 3-г; 4-г; 5-г; 6-а; 7-а; 8-г; 9-в; 10-6; 11-г; 12-в; 13-а; 14-г; 15-г.

Глава 2 Что такое психология?

Введение

Согласно Коппансу (Coppens, 1983), первые люди уже обладали многими из наших «качеств»: они ходили на двух ногах, были всеядны­ми, умели приспосабливаться к обстоятельствам, владели ремеслами, вели общественный образ жизни, были хитрыми и осмотрительными, добросовестными и словоохотливыми. К этому можно добавить, что они были еще и любознательными.

Именно в силу этих качеств у первобытного человека возникало все больше и больше вопросов о том мире, в котором он жил. Он пытался понять сущность смены дня и ночи и времен года, снега и огня, туч, приносящих дождь, и молнии с громом. Но он искал также ответы на вопросы, касающиеся его самого: о переживаниях, которые ему прихо­дится испытывать, о видениях, посещающих его во сне, о том, что с ним будет после смерти. Несомненно во всем этом следует искать корни религиозных правил и ритуалов, которые он создавал, чтобы защитить себя от неизвестного. Здесь же нужно искать корни философии - «матери всех наук», которая гораздо позднее породит физику, химию, биологию, астрономию... и, наконец, психологию.

Развитие психологии

Первые шаги

Человек приписывает свои мысли и желания, мотивирующие его поведение, прежде всего внешним силам.

«Тень» как место пребывания разума

Наши предки вначале пытались объяснить духовную деятельность, предполагая, что в теле человека заключено другое существо, занятое расшифровкой того, что видят его глаза, слышат уши и ощущает кожа.

Эту «душу», или «тень», наделяли способностью выходить на волю, пока человек спит, и жить собственной жизнью в его снах. Во сне охотник убивал желанную добычу, воин становился храбрым, влюблен­ный овладевал предметом своего вожделения и т. п. Полагали, что в момент смерти душа покидает тело навсегда, вылетая через рот (см. документ 2.1).

58 Глава 2

Рис. 2.1. После смерти Воина его «тень» покидает его тело, приняв форму чело­века. Это одно из первых представле­ний о душе, которого придерживались еще древние греки.

Это верование, распространенное среди древних греков (рис. 2.1), все еще сохраняется у многих народов, называемых «примитивными».

Боги

Древние цивилизации придумали себе богов и богинь; им казалось, что Солнце, Луна и звезды наделены таинственной силой, которая дает им возможность перемещаться, а поэтому их следует считать бессмерт­ными созданиями и люди должны их почитать.

Те мысли или поступки человека, которые древние не могли понять, они приписывали действию таинственных и могущественных сил, обитающих -в зависимости от данной культуры -на Олимпе, на небе в аду. Есть боги и богини любви, войны, плодородия и даже бог вина (см. документ 2.2).

Что такое психология? 59

Таким образом, жизнь и смерть, любовь и ненависть, отвага и тру­сость и все остальные чувства, испытываемые смертными, зависят от настроения богов и от соперничества между ними.

За более чем 800 лет до н. э. греческий поэт Гомер описал в «Илиаде» и «Одиссее», каким образом боги вмешивались в жизнь людей, застав­ляли их влюбляться, придавали им смелость в бою или, напротив, отнимали ее, направляли их гнев или чувство мести (рис. 2.2).

Донаучная психология. Первые западные философы

Первые греческие философы, пытавшиеся в VI веке до н. э. понять природу человека, сознавали, что представление о мире, привлекающее богов и богинь, чтобы объяснить поведение людей, основано на мифах. Не более приемлемой они считали и примитивную идею о существе, заключенном в человеке и ответственном за его поведение.

Тем не менее, они все еще были убеждены, что в каждом человеке есть нечто, позволяющее ему думать, принимать решения, волноваться, владеть собой. Этот «дух» был, по их мнению, чем-то нематериальным, похожим на пламя или на дуновение. Например, согласно представле­нию Платона, дух, или «душа», обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей его жизни, а после смерти покидает его и вступает в «мир идей».

Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к нему феномена. Согласно теории Аристотеля, душа, или «психе», -это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя. Центр «психе» находится в сердце, куда поступают впечатления, передаваемые от органов чувств. Эти впечатле­ния образуют источник идей, которые, накапливаясь в течение всей жизни и сочетаясь между собой в результате рассудочного мышления, подчиняют себе поведение.

От конца античной культуры до середины средневековья

Аристотель считал, что познание человека возможно только через познание Вселенной и существующего в ней порядка. В его философских взглядах на первое место выдвигаются мышление, знание, интеллект и мудрость. Вместе с представлениями Платона и других философов идеи Аристотеля владели умами вплоть до V века новой эры.

Вскоре против этой концепции восстала иудейско-христианская рели­гия, по которой сущность человека постигается не через разум и рассу­дочное мышление, а через Высшее существо, которое представляет собой тайну, недоступную смертным. Путь к спасению лежит поэтому через незнание и веру в догматы.

60 Глава 2

На протяжении всех одиннадцати столетий интеллектуального средневековья возникало множество философских школ, учения которых противостояли этим двум концепциям. По одну сторону находились несгибаемые богословы, которые чаще всего рассматривают философию лишь как измышление дьявола, а естественные науки – как ограничение божественной власти, стоящей над человеческим разумом. По другую – возникавшие философские течения, из которых наиболее известное – схоластическое. Его предтечей был Абеляр (Abelard, 1079-1142), но расцвета оно достигло лишь в XIII- веке благодаря Фоме Аквинскому (1228-1274).

Схоласты проповедовали учение, основанное одновременно и на богословии, и на доктрине Аристотеля. Они пытались, таким образом, объяснить мир с помощью разума, «озаренного» верой. Роль философа состоит в том, чтобы раскрыть упорядоченность и иерархическое устройство созданного Богом мира, попытавшись отвести всему сущему его подлинное место.

Одна из тем, вызывающих вечные дискуссии, - это проблема души. В самом деле, как можно рационально изучать нечто такое, что невозможно увидеть и еще менее того - описать? Начиная со II века до н. э. считалось установленным, что душа помещается в мозгу, но философы без конца вели умозрительные споры о ее природе и о способе ее влияния на поведение. Выдвигался даже аргумент, что физическое существование души невозможно, поскольку она, будучи бессмертной, находится в смертном теле.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Книга канадского автора учебник общей психологин с основами физиологии высшей нервной деятельности. Том 2 посвящен проблемам социальной психологии (становление личности,

    Книга
    Книга канадского автора - учебник общей психологин с основами физиологии высшей нервной деятельности. Том 2 посвящен проблемам социальной психологии (становление личности, социальное поведение, столкновение социального и биологи­ческого
  2. Книга канадского автора-учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. Том 2 посвящен проблемам социальной психологии (становление личности, (1)

    Книга
    Книга канадского автора-учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. Том 2 посвящен проблемам социальной психологии (становление личности, социальное поведение, столкновение социального и биологи­ческого
  3. Книга канадского автора-учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. Том 2 посвящен проблемам социальной психологии (становление личности, (2)

    Книга
    Книга канадского автора-учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. Том 2 посвящен проблемам социальной психологии (становление личности, социальное поведение, столкновение социального и биологи­ческого
  4. 1. Изучение поведения история и методы 13 Глава 1 Что такое поведение

    Документ
    Книга канадского автора. Учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. В первом томе рассмотрены подходы и методы психологии сознания эмоции и мотивации, научение, память, интеллект и творчество.
  5. Лекции по общей психологии М., 2000

    Лекции
    Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) - выдающийся советский психолог, действительный член АПН РСФСР, доктор педагогических наук, профессор. Разрабатывал совместно с Л.

Другие похожие документы..