Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Актуальность: Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Ребенок после появления на свет постепе...полностью>>
'Документ'
Цель: привлечение детей и подростков, родителей к спортивно – оздоровительной деятельности, формирование здоровьесберегающих, культурных традиций семь...полностью>>
'Контрольные вопросы'
Финансовое право как отрасль российского права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в п...полностью>>
'Документ'
Танцовщики. Во втором действии Портновские подмастерья. (танцуют). В третьем действии Повара (танцуют). В четвертом действии Турецкая церемония Муфти...полностью>>

Эволюция и совершенствование форм федеральных межбюджетных трансфертов в российской федерации 08. 00. 10 Финансы, денежное обращение и кредит

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

ЕРОШКИНА Лариса Александровна

ЭВОЛЮЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата экономических наук

Волгоград – 2008

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет».

Научный руководитель: кандидат экономических наук

Дорждеев Александр Владимирович.

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, доцент

Литвинова Алла Владимировна;

кандидат экономических наук, доцент

Левинсон Самуил Бениаминович.

Ведущая организация: Всероссийский заочный финансово-

экономический институт (г. Москва).

Защита состоится 20 декабря 2008 г. в 12.00 на заседании диссертационного совета Д 212.029.04 при ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» по адресу: 400062, г. Волгоград, просп. Университетский, 100, ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», ауд. 2-05 «В».

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет».

Автореферат диссертации размещен на официальном сайте ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» – .

Автореферат разослан 20 ноября 2008 г.

Учёный секретарь диссертационного совета,

доктор экономических наук М.В. Гончарова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В широком спектре проблем, связанных со становлением федерализма в Российской Федерации, наиболее актуальными были и остаются вопросы бюджетного федерализма и межбюджетных отношений. За последнее десятилетие в Российской Федерации произошли принципиальные изменения финансовых взаимоотношений бюджетов различных уровней на основе принципов бюджетного федерализма, повышения бюджетной дисциплины, прозрачности и стабильности распределения финансовых ресурсов.

К настоящему моменту создана законодательная база, регулирующая распределение финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы, разграничение расходных полномочий, формирование и распределение межбюджетных трансфертов. Проводимая реформа бюджетного процесса направлена на создание условий для максимально эффективного управления государственными и муниципальными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.

Одним из основных направлений повышения эффективности управления общественными финансами является создание стимулов для увеличения поступлений доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и улучшения качества управления государственными и муниципальными финансами. Именно систему межбюджетных отношений можно рассматривать в качестве одного из инструментов для решения указанных задач.

Складывающийся в Российской Федерации бюджетный федерализм требует осмысления накопленного опыта распределения средств из федерального бюджета в целях выравнивания бюджетной обеспеченности регионов России. Произошедшие в стране изменения в области межбюджетных отношений должны найти отражение в методологии и методах распределения финансовой помощи субъектам Российской Федерации.

Актуальность дальнейшего исследования межбюджетных трансфертов в Российской Федерации определяется увеличением количества форм и объемов финансовой помощи из федерального бюджета и как следствие усложнением порядка их предоставления и согласования между собой.

Степень разработанности проблемы. Исследованию проблем межбюджетных отношений, развития бюджетного федерализма в России и влиянию их на экономическое положение субъектов Российской Федерации посвящены работы М. Афанасьева, А. Бирюкова, О. Богачевой, А. Дорждеева, Д. Завьялова, Л. Ивановского, А. Игудина, О. Кирилловой, В. Климанова, Ю. Крохиной, А. Лаврова, Б. Лавровского, В. Лексина, Т. Мамсурова, Т. Марченко, А. Панскова, М. Придачука, В. Онищенко, Л. Перекрёстовой, В. Родионовой, С. Сазонова, А. Силуанова, Р. Сомоева, В. Христенко, С. Хурсевича, Ю. Швецова, В. Шуба, Л. Якобсон, а также зарубежных исследователей – Е. Ахмада, Г.Смита, Дж. Крейга, П. Киркоу, Р.Бола, Я. Корнаи, Э. Маскина, Ж. Ролана и других.

Значительные исследования проблем межбюджетных отношений были проведены учеными Института экономики переходного периода, в частности С. Баткибековым, П. Кадочниковым, О. Луговым, А. Мамедовым, В. Назаровым, С. Синельниковым-Мурылевым, И. Труниным и другими. Ими были построены математические модели зависимости налогового потенциала от основных макроэкономических показателей (ВРП, объемы производства отраслей региона). Результатом их работы явилась методика распределения Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на 2000 год, где впервые в качестве одного из показателей были использованы валовые налоговые доходы региона, учитывающие его налоговый потенциал.

Анализ изученных работ и российского законодательства показывает, что пока в России не сложилась целостная теория межбюджетных отношений и бюджетного федерализма, его сущностного содержания. В законодательстве, среди отечественных ученых и практиков нет однозначного толкования категории «бюджетный федерализм». Большинство научных публикаций сводится к описанию действующей практики реализации бюджетного федерализма за рубежом и постановке вопросов о необходимости совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации. Многие исследования посвящены проблемам распределения межбюджетных трансфертов из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, но отсутствуют комплексные разработки, в частности касающиеся распределения финансовой помощи из других федеральных фондов. Недостаточность комплексных исследований различных форм межбюджетных трансфертов предопределила актуальность настоящего исследования, его цель и задачи.

Целью диссертационного исследования является исследование эволюции, анализ современного состояния и совершенствование форм межбюджетных трансфертов в Российской Федерации в условиях бюджетного федерализма.

Поставленная цель предопределила решение следующих задач:

1. Исследовать сущность бюджетного федерализма и межбюджетных отношений с целью обоснования процессов, происходящих при распределении трансфертов из федерального бюджета.

2. Проанализировать изменения форм федеральных межбюджетных трансфертов для определения характера этих изменений, выделения этапов развития межбюджетных отношении в части межбюджетных трансфертов.

3. Выявить основные тенденции современного этапа развития отношений между федеральным бюджетом и региональными бюджетами.

4. Исследовать формы федеральных межбюджетных трансфертов в Российской Федерации для выявления недостатков методологического и методического характера.

5. Предложить направления совершенствования форм федеральных межбюджетных трансфертов в Российской Федерации.

Объектом исследования стали межбюджетные отношения в Российской Федерации в части предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Предмет исследования составили методология межбюджетного выравнивания и методика распределения федеральных межбюджетных трансфертов в Российской Федерации.

Теоретическая и методологическая база исследования. Диссертация базируется на научных трудах и публикациях ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблемам межбюджетных отношений и бюджетного федерализма, его правового, организационного, методологического и методического обеспечения. Методологической базой исследования явились общенаучные методы познания, системный анализ и синтез, аналогия, структурный, сравнительный, экономико-статистический и другие методы анализа.

Законодательную и нормативную правовую базу исследования составили Бюджетный кодекс Российской Федерации; законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам бюджета и межбюджетных отношений; постановления Правительства Российской Федерации, определяющие методику, правила предоставления субъектам Российской Федерации и распределения между ними межбюджетных трансфертов из специально созданных для этих целей федеральных фондов.

Информационно-эмпирическая база исследования представлена статистическими и аналитическими материалами Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики; научными разработками российских и зарубежных ученых, опубликованными в научной литературе и периодической печати; материалами научно-практических конференций; информационными ресурсами, размещенными в сети Интернет.

Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту.

1. Формы межбюджетных трансфертов в Российской Федерации с начала бюджетной реформы прошли эволюционный путь развития, который можно разделить на пять этапов. Эволюционность развития выражается главным образом в постепенном увеличении форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, и преемственности показателей их распределения за счет изменения методики расчета показателей без изменения общей методологии расчета.

2. Федеральные межбюджетные трансферты можно разделить по выполняемым целям и достижению стимулирующего эффекта межбюджетных отношений на несколько видов:

- необусловленная финансовая помощь (дотации), выполняющая функцию восполнения недостающих финансовых ресурсов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;

  • обусловленная финансовая помощь (субсидии), выполняющая функцию поддержки реализации приоритетных расходных обязательств субъектов Российской Федерации;

  • субвенции, выполняющие функцию финансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий публичных образований, переданных для осуществления другим публичным образованиям.

3. Достижению основной цели распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (обеспечить всем регионам сравнительно одинаковую возможность по предоставлению бюджетных услуг) препятствуют попытки достичь целей, первоначально не присущих данному фонду: повысить финансовую дисциплину региональных властей, избежать резких колебаний в уровне дотаций, стимулировать региональные власти к самостоятельному наращиванию налогового потенциала. При всей важности этих дополнительных целей попытка решить их все вместе с помощью одного финансового инструмента приводит к тому, что ни одна из перечисленных целей не достигнута, а процедура распределения дотаций становится более сложной и менее прозрачной. Следовательно, для соответствия исходному предназначению, сохранения общей методологии и повышения эффективности распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации необходимо исключить из методики его распределения компенсационный механизм, сглаживающий резкие колебания размера выделяемых дотаций относительно уровня предыдущего года и стимулирующий регионы, достигшие за трехлетний период темпов роста доходных поступлений выше среднероссийских и имеющие удельный вес кредиторской задолженности в доходах ниже среднего по России.

4. Отдельные узконаправленные субсидии из федерального бюджета необходимо консолидировать в одну (блочный трансферт) с целью стимулирования регионов на осуществление программ модернизации соответствующих отраслей в целом. Блочный трансферт – это консолидированная субсидия на финансирование конкретной отрасли, которая не имеет жестких условий расходования получаемых средств (федеральный уровень власти устанавливает формулу распределения и условия расходования средств по каждому направлению финансирования, а региональный уровень власти самостоятельно выбирает пропорции использования выделенных средств по каждому направлению, включенному в субсидию). Методика выделения блочных трансфертов должна учитывать бюджетную обеспеченность регионов по сравнению с самым обеспеченным регионом. Это позволит расширить самостоятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в использовании получаемых средств с учетом региональных особенностей и одновременно осуществлять стимулирование модернизации социальных отраслей в целом, а не отдельных направлений деятельности.

5. Для повышения эффективности реформирования и управления региональными и муниципальными финансами следует внедрить систему ежегодной рейтинговой оценки субъектов Российской Федерации с последующим финансовым поощрением наиболее успешных регионов. Рейтинговая оценка должна включать следующие направления реформирования региональных и муниципальных финансов: предоставление государственных услуг юридическим и физическим лицам; внедрение среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат; межбюджетные отношения и качество управления муниципальными финансами; повышение качества финансового менеджмента в бюджетной сфере. В дальнейшем прямое стимулирование реформ на региональном и местном уровне за счет средств федерального бюджета должно смениться формированием общих правил, поддерживающих данные реформы. В такой институциональной среде лучшая практика проведения реформ будет распространяться среди регионов и муниципалитетов со схожими социально-экономическими условиями.

6. При определении индекса налогового потенциала в методике распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации целесообразно рассчитывать налоговый потенциал по «прочим налогам» пропорционально потенциалу налога на доходы физических лиц, так как он более равномерно распределен между регионами Российской Федерации, чем используемая в формуле распределения сумма четырех налогов (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и налоги на совокупный доход). Кроме того, для устранения разногласий между федеральным и региональными уровнями власти по поводу прогноза величины поступлений доходов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации по отдельным видам налогов на очередной финансовый год необходимо использовать в формуле расчета налогового потенциала не прогнозные данные о поступлении доходов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, а фактические данные за последний отчетный период.

7. При распределении дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации индекс бюджетных расходов не корректируется на коэффициенты, характеризующие уровень благосостояния населения, его способность потреблять бюджетные услуги, предоставляемые ему на возмездной основе, или замещать их потребление покупкой аналогичных услуг в частной сфере. Необходимо дополнительно включить в методику расчета индекса бюджетных расходов показатели, характеризующие уровень достатка основного потребителя бюджетных услуг, а именно: доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума и доля расходов на покупку продуктов питания в структуре потребительских расходов.

Научная новизна полученных результатов состоит в следующем:

1. Обоснована эволюционность развития форм и методов предоставления межбюджетных трансфертов в Российской Федерации, выражающаяся в преемственности показателей их распределения (изменении методики распределения с сохранением общей методологии).

2. Структурированы формы межбюджетных трансфертов по выполняемым целям и достижению стимулирующего эффекта межбюджетных отношений: необусловленная финансовая помощь (дотации), обусловленная финансовая помощь (субсидии), субвенции.

3. Аргументирована целесообразность исключения компенсационного механизма из методики распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации как нарушающего общую методологию предоставления выравнивающих межбюджетных трансфертов.

4. Дано определение блочного трансферта (консолидированная субсидия на финансирование конкретной отрасли с вариативными условиями расходования получаемых средств) и обоснована целесообразность замены большей части узкоспециализированных субсидий блочными трансфертами по отраслевой направленности (здравоохранение, физкультура и спорт, образование, ЖКХ, сельское хозяйство, социальная помощь) с определением общих условий расходования предоставляемых средств.

5. Предложено применение ежегодной рейтинговой оценки субъектов Российской Федерации с последующим финансовым поощрением наиболее успешных регионов и конкретизированы направления этой оценки: предоставление государственных услуг юридическим и физическим лицам; внедрение среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат; межбюджетные отношения и качество управления муниципальными финансами; повышение качества финансового менеджмента в бюджетной сфере.

6. Усовершенствована методика распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации за счет корректировки формул расчета индекса бюджетных расходов и индекса налогового потенциала.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретические выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, расширяют и развивают научное представление о сущности межбюджетных отношений, об их эволюции в Российской Федерации. Сформулированные в диссертации теоретические положения могут послужить для дальнейших разработок в области совершенствования межбюджетных отношений и реализации принципов бюджетного федерализма. Практические рекомендации дополняют современные направления повышения эффективности расходов федерального бюджета при распределении федеральных трансфертов субъектам Российской Федерации за счет более совершенной методики предоставления дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, а также замены узкоспециализированных субсидий блочными трансфертами.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях в Волгограде, Воронеже, Пензе, Саратове в 2006-2008 гг.

Публикации. На основе материалов исследования опубликовано 7 работ общим объемом 34,52 п.л., с авторским вкладом 3,03 п.л., в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, степень разработанности проблемы, определяются цель, задачи, объект и предмет исследования, научная и практическая значимость работы.

В первой главе «Теоретические основы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации» рассматриваются различные точки зрения, раскрывающие сущность бюджетного федерализма и межбюджетных отношений; исследуется характер изменения межбюджетных отношений, обосновывается эволюционность развития форм межбюджетных трансфертов в Российской Федерации, выделятся этапы эволюции; анализируются современные тенденции развития отношений между федеральным и региональными бюджетами.

Во второй главе «Федеральные межбюджетные трансферты как инструмент обеспечения финансовой стабильности и реализации государственной политики» анализируется структура межбюджетных трансфертов; исследуются их количественные характеристики; обосновываются направления совершенствования такой формы федеральных межбюджетных трансфертов, как обусловленная финансовая помощь (субсидии).

В третьей главе «Методика распределения федеральных выравнивающих межбюджетных трансфертов в Российской Федерации и ее совершенствование» рассматриваются методологические основы измерения налогового (фискального) потенциала регионов и уровня бюджетных расходов; проводится анализ современной методики распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, предлагается ее усовершенствование.

В заключении обобщены результаты диссертационного исследования, сформулированы основные выводы и предложения научного и практического характера.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ

Эволюция межбюджетных отношений и форм межбюджетных
трансфертов в Российской Федерации

Ретроспективный анализ эволюции системы межбюджетных отношений в нашей стране позволяет выделить следующие этапы (таблица 1).

На первом этапе (1991-1993 гг.) была создана основа налоговой системы России. В части межбюджетных отношений она базировалась на концепции «регулирующих налогов». Этот период характерен некоторым расширением налоговых полномочий региональных и местных властей, наличием в межбюджетных отношениях субъективизма. На этом этапе произошла существенная дифференциация бюджетной обеспеченности населения различных регионов России, которую не удается сгладить до сих пор.

На втором этапе (1994-1998 гг.) сделана попытка проведения первой системной реформы межбюджетных отношений. Была разработана Концепция
реформирования межбюджетных отношений, предлагающая формирование новой, более прозрачной системы финансовой поддержки субъектов Федерации, исходящей из оценки бюджетной обеспеченности регионов на основе налоговых ресурсов и расходных потребностей, определенных по единой методике. Созданная система не имела достаточной законодательной базы, в основном, ориентировалась на разделение бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы в рамках ежегодных законов о федеральном бюджете. Новым в развитии межбюджетных отношений России стало создание в 1994 г. целевого фонда финансовой поддержки регионов, средства которого должны были расходоваться в соответствии с едиными правилами.

Таблица 1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 08. 00. 10 Финансы, денежное обращение и кредит по отрасли

    Образовательная программа
    «Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации», приложение к Приказу Минобразования РФ от 16 марта 2 г.
  2. Программа для сдачи кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 10. «Финансы, денежное обращение и кредит»

    Программа
    Согласно паспорту специальности 08.00.10 программа кандидатского минимума состоит из двух частей, включающих 8 разделов: часть 1 «Финансы» (теория и методология финансов, государственные финансы, финансы предприятий и организаций,
  3. Рабочая программа дисциплины по специальности 08. 00. 10 «Финансы, денежное обращение и кредит» («Финансы»)

    Рабочая программа
    Программа составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), Приказом Минобрнауки РФ от 05.
  4. Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 10 «Финансы, денежное обращение и кредит» по отрасли

    Программа
    Согласно паспорту специальности 08.00.10 программа кандидатского минимума состоит из двух частей, включающих 8 разделов: часть 1 «Финансы» (теория и методология финансов, государственные финансы, финансы предприятий и организаций,
  5. Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 10 «Финансы, денежное обращение и кредит»

    Программа
    Согласно паспорту специальности 08.00.10 программа кандидатского минимума состоит из двух частей, включающих 8 разделов: часть 1 «Финансы» (теория и методология финансов, государственные финансы, финансы предприятий и организаций,

Другие похожие документы..