Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента формируются на основе изучения комплекса предшествующих дисциплин: «Управление персонал...полностью>>
'Доклад'
Одной из основных задач общества и семьи является обеспечение детям соответствующих условий для их роста, развития и воспитания в общественную жизнь,...полностью>>
'Статья'
Смирных С.В. Вера как достоверность истины Теоретический журнал Credo New, №4, 2007. С.42-59. Статья отмечена специальным дипломом Библейско-богосло...полностью>>
'Доклад'
– для дальнейшего развития шахмат и повышения спортивного мастерства шахматистов провести следующие мероприятия: оказать организационную, методическу...полностью>>

«Производство серной кислоты контактным способом Урок путешествие «По Солянокислотным островам»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Алданского района

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Алдан»

Республика Саха (Якутия)

ПОРТФОЛИО

учителя химии

Оглоблиной

Ольги Ивановны

Алдан – 2009


Оглавление

  1. Эссе

  2. Педагогические технологии, методы, приемы, используемые в работе

  1. Обоснование выбора образовательной программы

  2. Педагогические технологии, методики, используемые в практике преподавания химии

  1. Комбинированная система уроков

  2. Информационные технологии в обучении химии

  3. Система самостоятельных работ на уроках химии

  4. Деловая игра как метод активного обучения

  5. Ключевые компетенции в обучении химии

  6. Личностно-ориентированный подход

  1. Материалы, иллюстрирующие работу по описанным технологиям и методикам

  1. Комплекс уроков по комбинированной системе

  2. Урок по модульной технологии «Гидролиз солей»

  3. Интегрированный урок по теме «Белки»

  4. Урок – экскурсия по теме «Производство серной кислоты контактным способом

  5. Урок – путешествие «По Солянокислотным островам»

  6. Урок – ролевая игра «Аттестация рабочих мест»

  7. Фрагмент презентации исследовательской работы обучающегося, представленной на республиканской конференции «Шаг в будущее»

  1. Результаты успеваемости и качества знаний обучающихся, их внеурочной деятельности

  2. Информация об обобщении и распространении опыта

  3. Приложения

Раздел I

1. Эссе

Нам каждый год встречать и провожать

И каждый день глядеть в ребячьи души.

Нам каждый час единство с ними ощущать

С каждым мигом становиться чище, лучше.

Вот уже 21-й год я работаю в школе с детьми.

Школа – это удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где все время спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться не опоздать.

Главные жители этой страны – это дети. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть.

Все годы работы в школе – это годы поисков, раздумий, разочарований колебаний, открытий и постоянного педагогического поиска.

Для Учителя, какой бы предмет ни преподавал – это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Ему надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Каждому, кто преступил порог класса, закрыл за собой дверь и остался один на один с учениками, предоставляется возможность стать не просто учителем химии и физики, словесности или физической культуры – учителем жизни на всю жизнь.

За годы работы я поняла, что не в количестве знаний заключается, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Увы, сегодня химия для многих – предмет не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что может сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверена, что только, вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке. Учителю необходимо постепенно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть даже на самую «химическую» проблему под углом зрения общей культуры.

Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – что важнее для моих учеников: постичь химические законы или, постигая их, обогатить и осознать себя, свое место в этом огромном мире.

Приходя на урок, да и просто общаясь с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. И это должно быть искренне. Любая фальшь будет замечена и способна разочаровать, поранить юные души.

В наш, бурно меняющийся век, профессия перетерпела изменения. Сейчас мало хорошо просто владеть своим предметом. Сегодня необходимыми качествами современного учителя являются обладание профессиональными педагогическими умениями и навыками, владение инновационными технологиями обучения и воспитания, активность и творчество во всех начинаниях.

Только Учитель каждый день с радостью отдает себя детям, может приблизить их к науке, приохотить к труду, заложить незыблемые нравственные проблемы, разделить с ними радость и горе, успех и неудачу. Учитель – творец человеческих судеб. Мне кажется, основой, душой и сердцем системы образования был и остается Учитель.

Учительская профессия – не занятие, а судьба. Судьба, включающая в себя сотни, тысячи других судеб. Только учителю дано «тысячекратно в детях повториться». В этом неповторимость, единственность учительской профессии.

Я горжусь своей профессией Учителя. Ведь изо дня в день я гляжу в добрые и умные глаза моих учеников и обращаюсь к их душе.

Нужно, чтобы дети воспринимали тебя не только в качестве учителя, но и как товарища и даже друга. Учитель, добившийся этого, может по праву считаться мастером своего дела. Каждый из нас должен осуществить индивидуальное влияние на конкретного воспитанника, чем-то заинтересовать, увлечь, вдохновить подростка, пробудить в нем неповторимую личность. От веры учителя в возможности каждого ученика, от его настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи его учеников на трудном пути познания.

И снова звенит звонок, что урок окончен. Но завтра снова урок, и послезавтра урок, и будут они разные, но самые лучшие те, когда ученики спорят, спрашивают, высказывают свои мнения.

Сколько будет еще звонков и уроков в моей судьбе?

Звенит звонок, класс замер в ожидании.

Учитель – дети, все в этой паре слов.

Я говорю им: «Здравствуйте, внимание!»

И начинается урок.

Раздел II

  1. Педагогические технологии, методы, приемы, используемые в работе

  1. Обоснование выбора образовательной программы

После детального анализа многообразия учеников химии, исходя из личного понимания и представления изучения школьного курса химии, выбор остановила на программе и учебниках О.С. Габриеляна.

Методической основной программой О.С. Габриеляна послужил принцип использования укрупненной дидактической единицы и принцип концентризма. Для воплощения этого принципа в программе и учебнике выделена укрупненная дидактическая единица – основополагающее понятие «Химический элемент». Химический элемент может существовать в виде атомов, образовывать простые вещества и входить в состав сложных, поэтому эта особенность позволяет постепенно перейти к изучению состава, строения и свойств вещества, подтвердив тем самым принцип – от абстрактного к конкретному, от сущности к явлению.

Отдельным блоком выделены в этой программе практические работы – в виде химического практикума. Это новшество позволяет более эффективно сформировать у учащихся представления о веществах и умения выполнять различные операции с ними.

В учебниках О.С. Габриеляна реализованы идеи гуманитаризации (исторические экскурсы, этимологические начала в формировании химических понятий, постоянное обобщение к литературным источникам) и гуманизации («очеловечивание» теорий и фактов науки, постоянное обращение к мнению учащихся, доступное и занимательное изложение сложных вопросов науки и т.д.). Так последняя глава учебника носит название «Шеренга великих химиков», в ней речь идет о жизни и деятельности ученых, осуществивших открытия. В сознании учащихся возникают ассоциативные связи между основными понятиями, законами и теориями химии с конкретными историческими личностями, а, кроме того, появляется возможность еще раз повторить и обобщить изученное.

В изложении сложных вопросов курса использованы моделирование и прогнозирование, что нацеливает учащихся не на заучивание того или иного материала, а на формирования выводов, основанных на собственных умозаключениях.

В учебниках реализована и методическая идея алгоритмизированного обучения. При выводе химических формул, составлении уравнений или решении задач школьники учатся выполнять действия в определенной последовательности и таким образом быстро и эффективно справляться с заданиями.

Принцип дифференцированного подхода реализован в учебниках через систему заданий разного уровня сложности.

Важна возможность гибких изменений тем – модулей программы. В рамках ее модификации введен модуль национально-регионального компонента «Химия Якутии» с использованием рекомендаций К.Е. Егоровой и С.М. Сабарайкина и учебного пособия по химии «Модуль регионального содержания» М.П. Андреевой.

Тема представлена тремя блоками:

  1. «Вещество», в котором даются сведения о химических элементах, веществах – природных ископаемых в недрах республики, методах их добычи: кальции и его соединениях, алюминии и его соединениях, фосфоре, углероде, металлах.

  2. «Химическая реакция», где изучаются химические процессы, лежащие в основе переработки угля, нефти, газа, черной и цветной металлургии.

  3. «Познание и применение веществ и химических реакций человеком», в котором рассматривается экологическая ситуация на территории Якутии, глобальное загрязнение окружающей среды. Именно здесь мы ищем ответ на вопрос: почему нашу республику называют «Сырьевым придатком» и чем это грозит? Рассматриваем перспективы развития промышленности Якутии.

С целью некоторой разгрузки учебного материала изучаемого в 8 классе, формирования устойчивого познавательного интереса к предмету, интеграции химии в систему естественнонаучных знаний для формирования химической картины мира как составной части естественнонаучной картины введен пропедевтический курс изучения химии с 7 класса «Введение в химию», рассчитанный на 1 час в неделю.

    1. Педагогические технологии, методики, используемые в практике преподавания химии

Для реализации ведущих идей при изучении химии – интегративности, методологизации, экологизации, гуманизации важно правильно выбрать эффективные педагогические технологии, методики, методы и приемы и грамотно их использовать в педагогической практике.

Опираясь на передовые достижения педагогики, психологии, методики преподавания химии, все многообразие приемов и методов обучения должно быть подчинено главной цели – научить учиться. Научить свободно ориентироваться в огромном потоке информации, выделять главное, излагать свои мысли. Школьники должны стать активными участниками процесса обучения.

Применение элементов педагогической технологии на уроках позволяет учителю точно и конкретно определить место и значение каждого урока в теме, устанавливает логические связи между уроками по всем компонентам процесса обучения (целевому, содержательному, операционно-деятельностному, контрольно-регулировочному, оценочно-результативному), что обеспечивает повышение эффективности учебного процесса. Кроме того, происходит перевод обучения на субъект – субъектную основу, сто обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, чувства коллективизма, способность контролировать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью.

  1. Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств, методов дифференцированного обучения.

Применение в работе элементов «комбинированной системы обучения» позволяет сочетать общеклассную, групповую и индивидуальную работу и разнообразить формы: работа в группах, работа в режиме диалога, семинарско-зачетная система, индивидуализированное консультирование.

Лекционно-семинарская система, используемая мною при изучении тем в старших классах построена по схеме:

    • обзорная лекция по всей теме;

    • урок изучения нового материала;

    • семинар совершенствования знаний и формирования умений;

    • обобщающий урок;

    • практикум по решению задач;

    • практическое занятие;

    • тематический учет знаний.

  1. Информационные технологии в обучении химии

В последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали все чаще использоваться при изучении большинства учебных предметов. Не исключением стала и химия.

Информатизация существенно повлияла на процесс приобретения знаний. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний.

Сегодня учитель перестал быть единственным источником знаний школьника. На второе место среди источников информации вышли компьютер и Интернет. Поэтому резко возросла роль компьютера и Интернета в школе. Создание тандема учитель + компьютер делает учебный процесс более привлекательным. Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам, учебный материал становится запоминающимся, легко усваивается.

Использование компьютерных программ на уроке по химии позволяет увидеть то, что на обычном уроке не возможно: смоделировать химический процесс, провести опасную реакцию, увидеть динамическую модель работы химического завода или аппарата, поучаствовать в дистанционной дискуссии, поработать с отдельными атомами и молекулами, проверить свои знания независимым «экспертом» - компьютером.

На своих уроках и во внеурочной деятельности я использую следующие формы работы:

  • урок-презентация;

  • виртуальный эксперимент;

  • урок-исследование;

  • электронная лабораторная работа;

  • тематический проект;

  • электронная викторина;

  • дистанционное обучение;

  • электронный урок;

  • электронное тестирование;

  • организация индивидуального обучения.

  1. Система самостоятельных работ на уроках химии

Один из приоритетных направлений моей работы является развитие мыслительной деятельности учащихся через систему самостоятельных работ на уроках химии.

Для успешного решения этой проблемы были определены цели педагогической деятельности.

Цель:

Создать условия для развития мыслительной деятельности учащихся на уроках химии через систему самостоятельных работ.

Задачи:

  1. Провести водную диагностику уровня интеллектуальных способностей учащихся.

  2. Проанализировать, отобрать и отструктурировать учебный материал с целью организации разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся.

  3. Разработать дидактический материал, способствующий развитию мыслительной деятельности учащихся.

  4. Организовать мониторинг и отслеживание результатов применяемой педагогической технологии.

Критерии достижения результата отслеживаются в трех основных направлениях:

    • в сфере мыслительной деятельности;

    • в сфере самостоятельности;

    • в психо-эмоциональной сфере.

Структурирование учебного содержания осуществлялось согласно следующим единым принципам.

  1. Все задания для самостоятельных работ направлены на постепенное формирование и развитие основных понятий химии.

  2. Задания для самостоятельных работ подчинены целям развития как общеучебных знаний и умений (таких как умение сравнивать, проводить анализ, делать выводы, наблюдать), так и специальных (умение проводить химические опыты, соотносить наблюдаемые явления с явлениями, происходящими с атомами, ионами, молекулами, проводить мыслительный химический эксперимент, моделировать сущность процессов т. д.).

  3. Задания для самостоятельных работ постепенно усложняются как по содержанию, так и по типу (характеру) учебной деятельности: от репродуктивных заданий к частично-поисковым, а затем исследовательским.

  4. При отборе содержания для самостоятельных работ учащихся возможно учитывать также, какие дидактические цели преследуются: повторение и подготовка к восприятию нового материала или изучение нового материала, систематизация знаний, закрепление знаний и умений или контроль знаний и умений.

Каждый учитель заинтересован в том, чтобы учащиеся хотели идти к нему на урок и активно работали на уроке. Для этого существуют разные приемы мотивации учащихся к учебной деятельности.

В своей педагогической деятельности я использую следующие приемы мотивации:

  • интересная подача материала;

  • создание ситуации успешности;

  • стимулирующие факторы.

Применение самостоятельных работ в системе играет большую роль в формировании личности обучающихся:

  • вырабатывается активная жизненная позиция;

  • развивается самостоятельность – умение самостоятельно развивать знания;

  • умение находить главное, определять цели и задачи;

  • умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

  • умение применять знания на практике.

Проведение мониторинга степени сформированности мыслительных действий, уровня развития познавательной активности учащихся показывает положительную динамику, что позволяет сделать вывод об эффективности используемой педагогической технологии.

  1. Деловая игра как метод активного обучения

В качестве методических средств, реализующих подход на создание условий для творческой активности, для творческого поиска, все больше признания находят активные методы обучения, в частности деловая игра. Их строение отражает логику практической деятельности, и поэтому они являются не только эффективным средством усвоения знаний и формирования умений, но и способом подготовки к профессиональному общению.

Деловые игры представляют собой искусственные ситуации со специальной разработанными правилами, в процессе игры участника постоянно ставят в неожиданные положения, принуждают разрешать конфликты, улаживать проблемы и т.п. Следствием условности игровых ситуаций являются ненаказуемость поведения участников со стороны социальных институтов, отсутствие санкций и последствий от игровых действий в реальной жизни. Психологическим следствием данных и ряда других особенностей игры является то, что она позволяет снять или уменьшить сознательный контроль личности за своим поведением.

На уроках используются разные виды деловых игр: учебные, практические, проектные, исследовательские.

Каждый цикл игры организуется в четыре этапа:

  1. продуктивная работа самостоятельного мыслительного поиска участников игры;

  2. общее критическое обсуждение результатов работы функциональных групп;

  3. рефлексивный анализ процессов игры и действий участников;

  4. организационные решения.

  1. Ключевые компетенции в обучении химии

Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.

Из многообразия современных образовательных технологий, как ведущая технология, была выбрана исследовательская. Доминирование исследовательской технологии в обучении не означает полное исключение иных, оно предполагает лишь ее преобладание.

На уроках-исследованиях ставлю две цели: обучение предмету (дидактическая) и обучение исследовательской деятельности (педагогическая). Поставленные цели достигаются в ходе решения конкретных задач, способствующих формированию компетенций:

Задачи

Умения, навыки

Формируемые компетенции

Приобретение учащимися общеучебных умений

Работать с учебником, составлять таблицы, оформлять наблюдения, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ и т.д.

Общение, саморазвитие, информационные компетенции

Приобретение учащимися специальных умений

Усвоение фактического материала по предмету

Предметные компетенции

Приобретение учащимися интеллектуальных умений

Анализировать, сравнивать, обобщать, и т.д.

Решение проблем, саморазвитие

Приобретение учащимися исследовательских знаний и умений

Выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать выводы

Решение проблем, саморазвитие, сотрудничество

По объему осваиваемой методики научного исследования провожу уроки-исследования и уроки с элементами исследования. На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность. По содержанию элементов исследовательской деятельности используя следующие типы уроков: уроки по выбору темы и метода исследования, по выработке умения формулировать цель исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д.

  1. Личностно-ориентированный подход на уроках осуществляется через:

  • Формирование содержания материала в большие модули и блоки, что позволяет увеличить время на самостоятельную работу учащихся;

  • Использование в работе взаимо- и самоконтроля;

  • Использование методик, при которых учащиеся составляют опорные конспекты;

  • Организацию индивидуальной работы с отдельными учащимися на фоне самостоятельно работающего класса или групп;

  • Индивидуализацию домашнего задания;

  • Использование проектных технологий;

  • Организацию работы учащихся в группах как на уроке, так и дома;

  • Организацию исследовательского эксперимента;

  • Формирование индивидуальных маршрутов обучения как сильных, так и слабых учащихся;

  • Постановку проблемы и поиск ее решения (проблемный метод);

  • Организацию самостоятельной поисковой деятельности школьников посредством постепенного усложнения заданий от репродуктивных до творческих.

Личностно-ориентированное обучение способствует динамике качества знаний, учебных умений и навыков учащихся.

Раздел III

  1. Материалы, иллюстрирующие работу по описанным технологиям и методикам

  1. Комплекс уроков по комбинированной системе

Урок I

(урок разбора нового материала)

Тема: Основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения и взаимного влияния атомов в молекулах. Образование связей в соединениях углерода. Углеродные цепи, кольца. Изомерия.

График – расписание урока

  1. Ознакомление учащихся с учебной темой и основополагающими знаниями.

  2. Ознакомление класса с инструкцией по изучению темы.

  3. Изучение учащимися материала по инструкции. Смысловая группировка материала.

  4. Объяснение материала учителем и составление конспектов учащимися.

  5. Закрепление нового материала при помощи практических упражнений (моделирование).

Оборудование урока: Набор для изготовления шаростержневых моделей молекул. Шаростержневые модели бутана, изобутана, циклобутана. Компьютерное оборудование.

Дидактический материал в виде компьютерных слайдов

Инструкция по изучению темы

«Теория строения органических веществ. Изомерия»

  1. Ознакомьтесь со слайдами по теме и выделите следующие смысловые группы материала:

    1. А.М. Бутлеров – творец теории химического строения (1861г.);

    2. химическое строение по А.М. Бутлерову – это последовательность соединения атомов в молекуле, порядок их взаимосвязи и взаимного влияния друг на друга;

    3. атомы в молекулах соединяются согласно их валентности. Совет. Данное положение отработайте на шаростержневых моделях молекул состава С4Н10. Помните! Углерод в органических соединениях четырехвалентен, водород – одновалентен;

    4. свойства веществ зависят не только от количества и качества атомов, входящих в состав молекул, но и от последовательности соединения атомов, от их влияния друг на друга. Совет. Для иллюстрации данного положения используйте сведения о температурах кипения бутанов и пентанов;

    5. вещества, имеющие одинаковый состав молекул, но отличающимися различным строением и поэтому обладающие разными свойствами, называются изомерами. Совет. На модели молекулы С4Н10, которую вы изготовили ранее, изучите данное положение.

Перестройте модель так, чтобы у вас получилась следующая структура:

Н3С―СН―СН3

|

СН3

Убедитесь, что с изменением структуры молекулы изменяются ее свойства.

  1. Выполните упражнения:

    1. составьте четыре структурные формулы изомеров вещества состава С4Н9CL, зная, что атом хлора может занимать в углеродной цепи различное положение, а углеродная цепь может быть неразветвленной и разветвленной;

    2. приведите две структурные формулы вещества состава С4Н8, зная, что углеродный скелет в данных молекулах циклический, а именно:

| |

―С―С― С

| ‌‌‌‌‌‌‌‌| и

―С―С― С―С

| |

Урок II

(практическое комбинированное семинарское занятие)

Тема: Порядок соединения атомов в молекулы согласно валентности атомов. Типы углеродных цепей. Структурные формулы.

Девиз: Непрекращающиеся процессы изменения, перестройки молекул химических веществ – признаки движения материи.

График – расписание урока

  1. Запись темы и девиза урока.

  2. Повторение опорных знаний.

  3. работа учащихся по дифференцированным программам.

  4. Контроль знаний учащихся.

Оборудование урока: Набор для изготовления шаростержневых моделей молекул. Шаростержневые модели молекул метана, бутана, изобутана, циклобутана, метилциклопропана. Таблица «Тетраэдрическое расположение связей, образуемых атомами углерода».

Дифференцированные программы урока

Программа «А»

  1. Изготовьте шаростержневые модели молекул, имеющих следующий состав: а) С4Н8; б) С4Н10; в) С4Н10О. Запишите структурные формулы данных веществ.

Отметьте типы углеродных цепей, присущие молекулам указанного состава. Что происходит со связями между атомами в молекулах при перестройке углеродных цепей? Могут ли происходить данные перестройки без затрат энергии? Свой ответ мотивируйте.

Продемонстрируйте на данном материале возможность молекул перестраиваться, изменяться.

  1. Решите задачу: установите молекулярную и структурную формулы молекул вещества, если в нем содержится 16,4% углерода, 3,2% водорода, 81,4% йода. Относительная плотность паров данного вещества по водороду равна 78,0.

Программа «В»

  1. Изготовьте шаростержневые модели молекул, которые имеют следующие структурные формулы:

Н Н Н Н Н Н

| | | | | |

а) Н―С―С―С―С―Н б) НС═С―С―Н

| | | | | |

Н Н Н Н Н Н

Н Н

Н Н Н С

| | |

в) НС―С―С―Н г) НС―С―Н

| | | | |

Н С Н Н Н

|

Н Н Н

Отметьте типы углеродных цепей в данных молекулах. Запишите молекулярные формулы всех веществ и сравните их: а) по числу и виду атомов, входящих в их состав; б) по числу ковалентных связей между атомами углерода; в) по типу углеродного скелета.

Исходя из данных сравнения, сделайте вывод: а) чем отличаются друг от друга изомеры; б) на сколько уменьшается число атомов водорода в молекуле при появлении двойной углерод – углеродной связи?

  1. Решите задачу: выведите молекулярную формулу вещества, в котором массовая доля углерода составляет 0,8275 (или 82,75%), водорода – 0,1725 (или 17,25%). Относительная плотность вещества по воздуху равна 2. Сколько изомеров имеют этот же состав молекул?

Программа «С»

  1. Изготовьте шаростержневые модели четырехатомной углеродной цепи: а) неразветвленной; б) разветвленной; в) замкнутой (циклической). Присоедините к свободным валентностям углерода шарики, символизирующие атомы водорода. Запишите молекулярные и структурные формулы веществ, модели молекул которых вы изготовили.

  2. Ответьте на вопрос: а) что надо учитывать при определении порядка соединения атомов в молекулы; б) какую валентность проявляет углерод в молекулах органических веществ; в) какие типы углеродных цепей вы знаете?

  3. Решите задачу: массовые доли углерода и водорода в молекуле органического вещества соответственно равны 0,8275 (или 82,75%) и 0,1725 (или 17,25%). Относительная его плотность по водороду равна 29. На основании этих данных выведите молекулярную формулу данного вещества.

Инструктивная карточка. Решение типовой задачи

(компьютерное оборудование)

Необходимо запомнить следующее:

  1. Вывести молекулярную формулу вещества – это значит установить качественный и количественный состав его молекул.

  2. Число атомов элемента пропорционально его массе и обратно пропорционально его атомной массе.

Типовая задача: Массовая доля элементов в органическом веществе соответственно равна 0,8182 (или 81,82%) углерода; 0,1818 (или 18,18%) водорода. Относительная его плотность по водороду – 22. Выведите формулу вещества.

Решение.

  1. Находим относительную молекулярную массу вещества:

Отсюда

  1. Находим, сколько массовых частей приходится на углерод:

  1. Находим, сколько массовых частей находится на водород:

  1. Находим соотношение атомов в молекуле вещества СхНу:

Следовательно, формула органического вещества – С3Н8.

Ответ: Формула органического вещества – С3Н8.

Урок III

(практическое комбинированное семинарское занятие)

Тема: Влияние на свойства веществ порядка соединения атомов в молекулах. Изомерия. Изомерия углеродного скелета. Изомеры.

Девиз: Движение материи – это не только перемена места материального объекта, но и изменение его качества, существующих связей между составными его частями, взаимодействия с окружающей средой.

График – расписание урока

  1. Запись темы и девиза урока.

  2. Повторение опорных знаний и разбор ошибок, допущенных учащимися в предыдущей контрольной работе.

  3. Работа учащихся над дифференцированными программами.

  4. Контроль знаний

Оборудование урока: Набор для изготовления шаростержневых модулей молекул. Шаростержневые модели молекул бутана, 2-метилпропана, пентана, 2-метилбутана, 2,2-диметилпропана, этилового спирта, этилпропилового эфира. Реактивы: диэтиловый эфир, этиловый спирт, вода. Пробирки со штативом. Таблица «Тетраэдрическое расположение связей, образуемых атомом углерода». Инструктивная карточка «Решение типовой задачи». Компьютерное оборудование.

Дифференцированные программы урока

Программа «А»

  1. Вам выданы два вещества, которые имеют один и тот же состав – С4Н10О (бутиловый спирт, tкип = 100˚С и диэтиловый эфир, tкип = 34,6˚С). Растворите вещества в воде. Есть ли разница в растворимости этих веществ? запишите их структурные формулы.

Выявите существенный отличительный признак в строении двух данных веществ. Оперируя знаниями о взаимном влиянии атомами в молекулах, электронном строении молекулы воды, объясните, почему исследуемые вещества имеют приблизительно одинаковую растворимость в воде (в 100 г воды растворяется приблизительно 8 г каждого вещества), несмотря на неодинаковое химическое состояние их молекул.

Сравните температуры кипения бутилового спирта диэтилового эфира. Постройте гипотезу, в соответствии с которой можно было бы объяснить тот факт, что первый имеет более высокую температуру кипения, чем второй. На данных примерах выявите следующие признаки движения материи: а) изменение способов связи атомов; б) изменение качества молекул; в) изменение взаимодействия молекул друг с другом.

  1. Запишите структурные формулы трех возможных изомеров каждого из веществ следующего состава: С5Н12, С5Н12О. Составьте перечень существенных признаков, по которым отличаются изомеры данных веществ.

Выявите причину явления изомерии. На приведенных ранее формулах изомеров докажите, что развитие природы происходит от более простого к более сложному.

  1. В каком порядке могут соединяться атомы в молекулах вещества, в котором массовые доли углерода, водорода и фтора соответственно равны 0,6316 (или6,16%), 0,1184 (или 11,84%), 0,2500 (или 25%)? Относительная плотность второго вещества по воздуху равна 2,62.

Программы «В»

  1. Изготовьте шаростержневые модели молекул трех изомеров пентана. Выявите существенные различия в строении углеродного скелета этих веществ, а также в линейных размерах их молекул.

Найдите в справочнике данные о температуре кипения изомеров пентана. Как связаны линейные размеры молекулы с температурой кипения каждого вещества? Как связан порядок соединения атомов в молекулах с линейными размерами молекул?

Является ли приведенное ниже изменении структуры молекулы пентана признаком развития данного материального объекта? Почему?

Н Н Н Н Н Н Н Н

| | | | | | | |

НС―С―С―С―НН―С―С――С――С―Н

| | | | | | | |

Н Н Н Н Н Н | Н

Н―С―Н

|

Н

Что называется: а) изомерией; б) изомериями?

  1. Запишите структурные формулы вещества состава С4Н10О так, чтобы в одном случае атом кислорода образовал две связи с атомами углерода

| | |

(―С―О―С―), а в другом – только одну (―С―О―Н).

| | |

В какой из молекул появляется подвижный атом водорода? (Подвижность атома водорода тем более, чем более полярной связью он соединен с соседними атомами. Связь ―О―Н более полярная, чем

| |

―С―О―С―, потому что в первом случае разница в . | |

электроотрицательности атомов больше, чем во втором).

Какие особенности строения атома углерода и его свойств обусловливают изомерию углеродного скелета?

Сформулируйте основные положения теории строения органических веществ А.М. Бутлерова.

  1. Решите задачу: газ, пространственное строение которого вам предлагается установить, применяется для производства полиэтилена. Массовые доли углерода и водорода в нем соответственно равны 0,8571 (или 85,71%), 0,1429 (или 14,29%). Относительная плотность вещества по кислороду равна 0,875.

Программа «С»

  1. Постройте шаростержневые модели молекул бутана и его изомеров. Ознакомьтесь с температурой кипения каждого из веществ, отметьте разницу. Затем там же найдите значение температур кипения трех изомеров пентана (С5Н12). Сопоставляя температуры кипения изомеров пентана с числом разветвлений в их молекулах, определите, в какой зависимости находятся эти два свойства вещества.

  2. Запишите структурные формулы изомеров пентана. Проследите, чем отличаются между собой молекулы данных веществ. Какие типы углеродного скелета характерны для пентана и изопентана?

Что называется изомерией?

Какие вещества относятся к изомерам?

  1. Решите задачу: вещество, составляющее основу бензина, содержит углерод и водород, массовые доли которых соответственно равны 0,8421 (или 84,21%), 0,1579 (или 15,79%). Относительная плотность его паров по водороду составляет 57. Используя эти данные, установите молекулярную формулу вещества.

  1. Урок по модульной технологии «Гидролиз солей»

Цель урока: знакомство с сущностью реакции гидролиза солей, овладение умениями составлять уравнения гидролиза и прогнозировать реакцию на индикатор растворов солей на основании их состава.

Осуществление самообучения с регулированием темпа работы и содержания учебного материала; развитие логического мышления и умения прогнозировать.

Оборудование: на столах учащихся: модульная программа, учебники О.С. Габриеляна 9 класс, таблицы растворимости; инструктивные карточки «Гидролиз солей»: реактивы: в пробирках под №№ - HCI, NaOH, H2O; метиловый оранжевый; K2SO4, Na2CO3 , AICI3 .

Ход урока:

I. 1. Знакомство с темой и формой урока:

  • У вас на столах модульная программа, состоящая из учебного
    материала по теме с указанием заданий, которые будут выполняться по
    ходу урока; рядом с заданием - руководство по осмыслению учебного
    содержания и литература, по которой вы будите работать включая
    инструктивную карточку.

  • Кроме того вам выданы реактивы с помощью которых вы будете
    решать экспериментальные задачи по теме урока.

  • Работать вы будете самостоятельно, но для более эффективного
    усваивания материала мы будем проводить промежуточный контроль
    после каждого учебного элемента, тем самым осуществляя принцип
    обратной связи.

  • Прежде чем вы начнете работать, давайте вспомним правила ТБ при
    работе с химическими реактивами:

  • работаем с микроколичествами вещества;

  • очень аккуратны;

  • но если все-таки кислота или щелочь попадет на кожу?

Пока все понятно? Если возникнут трудности по ходу работы,
обращайтесь за помощью к учителю, меня зовут...

2. Учащиеся читают и выполняют задания УЭ - 5.0 и 5.1
Проверка результатов экспериментальной задачи (на доске)

- Как проводили эксперимент? Какой использовали индикатор?

Вы не знали какая кислота налита в пробирке - имеет ли это значение?

Что общего у всех кислот с точки зрения ТЭД? А у щелочей?

(Схема индикаторов)

Есть ли такие ионы в воде? Почему же индикатор не изменил окраски? Вводим понятие «химическая среда». Составление схем на доске

Назвать кислоты, являющиеся сильными электролитами. Они полностью диссоциируют на ионы. Как определить силу оснований?

II. 1 .Что такое соли с точки зрения ТЭД?

Есть ли в них ионы Н+ и ОН", дающие изменения окраски индикаторов?

Индикаторы не должны изменять окраску?

(Региональный компонент)

2. Экспериментальная задача:

3. Как можно получить любую соль?

Что такое реакция нейтрализации?

Напишите уравнение реакции нейтрализации, чтобы продуктом получился сульфат калия.

Какую кислоту и какое основание нужно взять? Проверка уравнения по сумме коэффициентов.

Сделайте аналогичную запись для двух других солей: Рядом с каждым основанием и каждой кислотой в своих записях пометьте силу электролитов.

Обратите внимание: Есть соли, образованные...

III. Учащиеся работают с модулем, УЕ - 5.3

1. Что такое гидролиз? Химическая реакция водой.

Гидролиз

«гидро» - вода, «лизис» - разложение.

Теперь с полным химическим уравнением пробуем представить сам процесс. Гидролиз Na2CO3

  1. Самостоятельно пишем гидролиз А1С1з (Сверка по таблице)

  2. Почему в растворе K2SO4 индикатор не изменил окраски?

  3. Наибольшее значение имеет гидролиз органических веществ: когда из
    непищевого сырья (древесины, хлопковой шелухи, соломы, подсолнечной лузги) вырабатывается ряд ценных продуктов: этиловый спирт, дрожжи белковые, глюкоза, скипидар и др. В живых организмах протекает гидролиз белков, полисахаридов и др. органических соединений.

IV. Выходной контроль.

1. Задача: Попадание раствора мыла на слизистую оболочку глаз вызывает ее
раздражение, т.к. в результате гидролиза мыла образуется щелочь. Составить
уравнение реакции, если известно, что оно представляет из себя натриевую
соль органической кислоты, которую можно обозначить RCOONa, зная что
она слабый электролит.

2. Индивидуальные карточки с названиями солей. Написать реакции
гидролиза.

3. Домашнее задание.

ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по осмыслению учебного содержания

Литература

5.0

Цели: познакомиться с сущностью реакций гидролиза солей, научиться составлять ионные уравнения химической реакции гидролиза. Освоение данного модуля будет способствовать развитию логического мышления, умения прогнозировать реакцию на индикатор растворов солей на основании их состава.

5.1

Экспериментальная задача: пользуясь имеющимися реактивами, определите в какой из пронумерованных пробирок находится кислота, щелочь, вода. - Сформулируйте ответ на вопрос: что общего с точки зрения ТЭД у кислот? Щелочей? Есть ли в воде ионы Н+ и ОН" ? - Назовите известные вам кислоты, являющиеся сильными электролитами - Как определить силу оснований?

Не забудьте о правилах безопасности при работе с кислотами и щелочами. Попытайтесь найти рациональное решение данной экспериментальной задачи, стараясь использовать как можно меньше времени и реактивов.

Сверьте правильность ответа: О.С.Габриелян 8кл. Табл. №Ю Табл.№11 Таблица растворимости

5.2

Учитывая, что в растворах солей нет ионов Н и ОН" проверьте химическую среду в растворах, выданных вам солей: А) карбоната натрия Б) хлорида алюминия В)сульфата калия Сверьте визуально результаты проведенного опыта с результатами экспериментальной задачи в модуле 5.1 Какое основание и какую кислоту нужно взять, чтобы получить сульфат калия? Напишите уравнение реакции. Посчитайте сумму коэффициентов в данном уравнении

Любую соль можно получить реакцией между кислотой и основанием. Как называется такая реакция?

5.3

Прочитайте определение гидролиза. Вместе с учителем напишите уравнение гидролиза Na2CO3

Вернитесь к определению гидролиза. Все ли вам понятно в данном определении.

Ю.Э.Ходаков 9 кл. Стр.27

Пользуясь инструктивной

карточкой напишите уравнение гидролиза

Ответьте на вопрос: почему в растворе K2SO4 ндикатор не изменил окраску?

Сформулируйте ответ и запишите его в тетради, начав фразу словами:

«Нейтральную среду имеют

растворы солей, образованных...»

Сделайте аналогичные выводы о растворах солей, имеющих щелочную и кислую среду.

Выполните задания, предложенные

учителем.

Сверьте результаты с

данными в таблице №6.

Сверьте ответы с текстом.

Подведите итог вашей

работы

О.С.Габриелян

11 кл. Стр. 164

О.С.Габриелян

11 кл. Стр.170

  1. Интегрированный урок по теме «Белки»

Цель урока: На основе межпредметной связи обобщение знания о строении и свойствах белков, продолжив формирование материалистического мировоззрения учащихся;

- совершенствование навыков самообразования при систематизации знаний.

Оформление:

«Лаборатория живой клетки - вот идеал органической химии» А.Е Арбузов, «Жизнь - есть способ существования белковых тел» Ф.Энгельс, таблица «Белки», макет вторичной структуры белка, таблица «Пенициллин – C16H18O4 N2, молоко ― С1864Н3021О576 N466 S21, гемоглобин -C3032H4876O872N780SeFe4», формулы аланина и глицина.

Оборудование: на столах учащихся инструкции по выполнению работы, растворы белка, HNO3, CuSO4, спиртовка, держатель, 2 пробирки, нити хлопчатобумажной и шерстяной ткани;

На демонстрационном столе: растворы белка, NaOH, Pb(CH3COO)2, фенолфталеиновая бумажка, вода, спиртовка, держатель, пробирки;

На отдельном лотке - в пробирках под № 1,2,3 - растворы мыла, белка, крахмала, I2, HCI, HNCh.

Ход урока:

I. Тема и форма проведения семинара, связь с оформлением.
Формирование основной проблемы семинара: от чего зависит

многообразие функций белков и их особая роль в жизненных процессах?

Пути решения проблемы (план семинара):

  1. Строение белка.

  2. Свойства белка.

  3. Роль белков в процессах жизнедеятельности организмов.

  4. Проблема синтеза белка.

II. 1. В ходе беседы с учащимися решаются вопросы:

• Принадлежности белков к какому-либо классу органических веществ;

(азотсодержащие, полимеры)

  • Массы и размеров молекул белков;

  • Мономеров белков.

  1. Учащиеся делают сообщения об открытии мономеров белка –аминокислотах, приводят цифры о количестве открытых аминокислот в молекулах белков.

  2. Учащийся у доски пишет реакцию взаимодействия между двумя амино­кислотами - аланином и глицином.

Решаются вопросы: - название продукта (дипептид),

  • «ди» (две аминокислоты),

  • «пептид» (связь СО -NH — пептидная)
    Вывод: белки - полипептиды.

4. Работа с учебником «Химия-10», таблица «Строение некоторых
аминокислот»

- Что общего в строении всех аминокислот? (-NH2 в -положении)

5. Качественный состав белков: наряду с С и Н есть N и S.
Экспериментальное доказательство наличия этих элементов.

Демонстрация 1. Раствор куриного белка + NaOH, выделяется NH3, который обнаруживается по малиновой окраске влажной фенолфталеиновой бумажки.

Демонстрация 2. Раствор белка + NaOH + Pb(CH3COO)2, образуется черный осадок PbS.

III. Структуры белка.

В ходе беседы обсуждается вопрос о том, каким же образом такая длинная молекула белка может поместиться в маленькой клетке живых организмов?

Идет речь о первичной, вторичной, третичной и четвертичной структурах белка; о силе пептидной и водородной связях в сравнении; о примерах белков, существующих в различных структурах.

IV. Химические свойства белков.

  1. Различная растворимость в воде. Образование коллоидного раствора
    куриным белком.

  2. Гидролиз - в присутствии кислот и щелочей до составляющих амино­кислот.

  3. Амфотерность - за счет концевых групп -NH2h-COOH.

  4. Качественные (цветные) реакции на белки.

Правила ТБ. Выполнение лабораторного опыта по предложенной инструкции.

Опыт 1. Ксантопротеиновая реакция (на ароматические аминокислоты) Раствор белка + HNO3, появляется желтая окраска раствора.

Опыт 2. Биуретовая реакция (на пептидные связи)

Раствор белка + C11SO4 + NaOH, появляется фиолетовая окраска

5. Денатурация - разрушение структур белка.

V. Роль белков в процессах жизнедеятельности организмов.

По карточкам с названиями белков (гемоглобин, миозин, инсулин, лизин, кератин) рассматриваются функции белков в ходе беседы:

  • Транспортная

  • Двигательная

  • Регуляторная

  • Ферментативная (со схемой действия фермента)

  • Строительная

  • Энергетическая

  • Защитная

VI. Проблема синтеза белка. Сообщения учащихся по теме.

Закрепление.

  1. Лабораторный опыт по решению экспериментальной задачи на
    определение шерстяной и хлопчатобумажной нитей.

  2. Блиц-вопросы по теме.

Итог урока:

Достиг ли семинар цели? Решена ли поставленная проблема?

Выставление оценок.

Домашнее задание.

  1. Урок – экскурсия по теме «Производство серной кислоты контактным способом

Образовательные задачи: знать химические реакции, лежащие в основе производства H2SO4 и основные рабочие профессии сернокислого производства. Уметь разъяснять значение Н2 SO4 для народного хозяйства.

Оборудование: на демонстрационном столе - пробирки № 1, 2, 3 с растворами НС1, H2SO4, NaOH, фенолфталеин, лакмус, ВаС12, AgNO3; таблица «Производство H2SO4» на каждом ученическом столе, опорные карточки с названиями профессии «инженер-технолог», «лаборант», «аппаратчик», «катализаторщик», «отдел сбыта», «отдел охраны природы», «отдел снабжения».

Ход урока:

1. Из истории производства Н2 SO4 (по схеме)

а) Н2SO4 - основной продукт химической промышленности
(135 млн. т в год в мире)

  • 50 % - производство удобрений ( суперфосфаты, аммофосы и др.);

  • металлургическая промышленность для травления металлов перед
    никелированием, хромированием и т. п.;

  • электролит в аккумуляторах;

  • получение красителей;

  • дубление шкур, выделка кожи;

  • приготовление лекарств, взрывчатых веществ, искусственных волокон
    и т. д.

б) «Естественные заводы» по производству Н2 SO4 - в пустыне Каракумы
холмы из песка и серы → SO2 → SO3 → Н2 SO4;

в атмосфере SO2 из вулканов и промышленности → Н2SO4 в виде кислых дождей → заболевания лесов, оголение горных склонов, эрозия почвы и смывание плодородных слоев дождями, гибель рыб.

в) Борьба за охрану природы.

2. Экскурсия на сернокислотный завод.

1. Завод построен на основе отходов цветной металлургии. Что используется в качестве сырья других заводах? В качестве сырья используется сера. Составьте уравнения химических реакций, лежащих в основе данного производства.

  1. Об устройстве и работе аппаратов I стадии производства расскажет
    аппаратчик...

  2. Условия протекания этого процесса уточнит технолог завода...

  3. Об устройстве и работе аппаратов I u III стадий пр-ва...

  4. Оптимальные условия этих стадий процесса...

  5. Какую роль играет катализатор в контактном способе пр-ва H2SO4?
    («катализаторщик»).

  6. Вопрос «лаборанту»: какие нагревательные приборы используются в
    производстве?

  • Проведите качественную реакцию на Н2 SO4.

  • Распознайте Н2SO4 (3 пробирки с NaOH, HC1, Н2 SO4).

8. Вопрос «отделу сбыта»: в каком виде кислота поступает на склад? Что
такое «олеум»?

9. Как решается на заводе защита окружающей среды?
10.Что делается на заводе по охране здоровья людей?
11.«Экономисту»: задача

Какова масса серной кислоты, которую можно получить из 16 т руды, содержащей 60 % пирита FeS2 ?

12.«Отделу сбыта»: назовите лекарства, в состав которых входит S (словосочетания сульфо, - зол, - зин): сульфодимезин, этазол, норсульфозол, сульфониламид).

3. Закрепление:

  1. Какое масло не будет есть ни один человек? (Купоросное 92,5 % Н2 SO4

  2. Какие профессии сернокислого производства вы знаете?

  3. Чем занимается «аппаратчик», «технолог», «лаборант»,
    «катализаторщик», «отдел сбыта», «отдел снабжения»?

4. Домашнее задание.

Дополнительные вопросы к уроку - экскурсии

I стадия.

  1. Понятие «кипящий слой».

  2. Цель такого технологического приема.

  3. Используется ли тепло экзотермической реакции?

  4. Какая сила используется в циклоне?

  5. Что необходимо для работы электрофильтра?

  6. Как увеличить площадь поверхности соприкосновения веществ в
    сушильной башне?

II стадия

  1. Можно ли было осуществить процесс без теплообменника?
    (Рационально ли?)

  2. Характеристика реакции: обратимая, экзотермическая, каталитическая.

  3. Для чего нужно охлаждение реагирующей смеси, если мы знаем, что
    повышение температуры увеличивает скорость реакций.

  4. На какой стадии процесса пр-ва Н2 SO4 применяется катализатор?

  5. Что такое катализатор? Изменяется ли он в процессе реакции?

  6. Можно ли сместить равновесие обратимой реакции?

  7. Какой используется катализатор?

III стадия

  1. На 2-х стадиях пр-ва используется Н2 SO4. На каких?

  2. Что значит 98% - Н24?

  1. Урок — путешествие «По Солянокислотным островам»

Цели: Образовательная: расширение кругозора знаний учащихся о соляной кислоте, ее получении, применении и свойствах, как общих со всеми кислотами, так и отличительных от них; формирование умений и навыков практической деятельности.

Развивающая: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии.

«Химик требуется такой, который в науке собственным искусством прилежно упражнялся».

М. В. Ломоносов

1. Учитель формулирует цели, задачи и форму проведения урока.
Записи ведутся в путевых дневниках.

Химический диктант, как ключ-пропуск в путешествие: 1 вариант составляет ключ из предложений, справедливых для газообразного хлора, 2-й — для газа хлороводорода.

Самопроверка.

2. Остров «Открытий».

Реакция получения НС1, предложенная немецким химиком Иоганном Глаубером из поваренной соли и концентрированной серной кислоты /пишем реакцию в путевых дневниках/.

Открытие Гемфри Дэви о том, что за свойства кислот отвечает Н .

Остров «Знакомств»

Физические свойства соляной кислоты

Остров «Эксперимента»

Правила ТБ: микроколичества вещества, работа с кислотами и щелочами. Заполнение путевых дневников, один учащийся работает на доске:

а) действие на индикатор

б) взаимодействие с металлами /цинк и медь/

в) взаимодействие с оксидом металла

г) взаимодействие с основаниями

д) взаимодействие с солями

Остров «Здоровья»

Роль кислот в человеческом организме. Соляная кислота как активатор фермента пепсиногена, как сильный бактерицид.

Остров «Полезный»

Применение НС1 для растворения окалины и ржавчины, для снятия накипи. Уравнение реакции карбоната кальция и соляной кислоты. Использование НС1 в лабораторной практике.

  1. Закрепление материала — индивидуальные карточки с дифференцированными заданиями по свойствам НС1.

  2. Домашнее задание: записи в путевых дневниках.

  1. Урок - ролевая игра «Аттестация рабочих мест»

по теме «Систематизация и обобщение знаний о сернокислом производстве»

Образовательные задачи: выявить знания учащихся о пр-ве Н2 SO4 , систематизировать и обобщать их в процессе урока - игры «Аттестация рабочих мест».

Оборудование: набор реактивов для группы лаборантов - пробирки с № 1, 2, 3 с растворами НС1, H2SO4 , NaOH, фенолфталеин, лакмус, ВаС12 , AgNO1, таблица «Производство H2SO4 « на каждом столе, карточки с названиями профессий, план характеристики химического производства.

Ход урока:

  1. Цель и форма урока. Высказывание Г. Лунге, немецкого ученого-
    химика.

  2. Урок-зачет. Фиксированием результатов будет заниматься
    аттестационная комиссия. Аттестационные листы.

- Форма работы - групповая. Но зачет должен получить каждый. В план
изучения любого производства входит знакомство с профессиями. На
этом и будет основан наш урок.

Для представителей каждой профессии сернокислотного производства составлены вопросы. Мы познакомились с такими профессиями, функции которых вы будете выполнять. Раздача табличек и вопросов.

3. Время на подготовку - 5 мин.

Раздать: «лаборантам» - лотки с реактивами;

«экономистам» - калькулятор, сборных задач Гольдфарб (таблица концентрации и плотности кислот и оснований при 20 °С);

«отделу сбыта» - испытание серной кислоты в промышленности

- Аттестация будет проходить по плану характеристики хим.
производства.

С чего начинается любое производство?

1. Отделу снабжения:

  • Какое сырье используется на Вашем предприятии?

  • Как вы понимаете термин «комплексное использование сырья».
    Приведите пример.

2. Лаборантам:

  • Сколько стадий на Вашем производстве?

  • Какие химические реакции протекают на каждой стадии? (3 лаборанта
    пишут реакции и характеризуют 1 стадию)

Давайте будем говорить о каждой стадии в отдельности.

3. Инженерам-технологам:

  • Перечислите оптимальные условия осуществления 1 стадии.

  • Используется ли тепло экзотермической реакции на этой стадии?

4. Аппаратчикам:

  • В каких аппаратах получают оксид серы (IV)?

  • Какие еще аппараты связаны с 1 стадией?

  • Объясните устройство и принцип действия печи для обжига серного
    колчедана:

5. Инженерам-технологам:

- Что такое «кипящий слой»? Цель такого технологического приема.

6. Отделу охраны природы:

- Если произойдет выброс полученного оксида серы (IV) в атмосферу, к
каким последствиям это может привести?

Следующая стадия пр-ва - окисление SO2 u SO3

  1. Лаборантам: - характеристика реакции.

  2. Аппаратчикам: - характеристика аппаратов.

  3. Инженерам-технологам: - оптимальные условия.

  4. Катал изаторщикам:

  • Что такое катализатор?

  • Применяете ли Вы катализатор на этой стадии пр-ва, какой?

  • Изменяется ли он в процессе реакции?

  • При характеристике прозвучало слово «обратимая реакция». Можно ли
    сместить равновесие обратимой реакции с помощью катализатора?

Переходим к III стадии.

11. Лаборантам:

  • Как происходит этот процесс?

  • Вы используете воду?

12. Аппаратчикам: - аппараты

- Что делается для увеличения поверхности соприкосновения на этом
этапе производства?

13. Инженерам-технологам:

- В поглотительной башне появился сернокислотный туман. Объясните
причину.

Итак, рассмотрены все стадии. Получили целевой продукт.

14. Экономистам:

  • Плотность полученной кислоты при 20°С 1,836 г/см. Определите
    концентрацию Н2 SO4.

  • Производили расчет необходимого объема оксида серы (VI) для
    получения Ют кислоты → сдайте в аттестационную комиссию.

15. Лаборантам:

  • Лаборанты должны были подтвердить, что полученный продукт
    действительно серная кислота. В 3-х склянках без этикеток находились
    3 вещества, с помощью какой реакции вы определили Н2 SO4?

  • И еще лаборанты должны были определить содержит ли полученной
    Н2SO4 примесь хлорида натрия. Ваши результаты...

16.Отделу сбыта:

- Используете ли вы свой продукт в самом процессе производства?

  • Где еще находит применение продукция вашего завода?
    17.Отделу охраны природы.

  • Как решается на вашем предприятии вопрос охраны природы?
    18.Основные технологические приемы данного пр-ва?

Итоги:

Результаты аттестационной комиссии. Оценки будут выставлены на следующем уроке. Аттестацию прошли..., зачет не получили...

  1. Фрагмент презентации исследовательской работы обучающегося, представленной на республиканской конференции «Шаг в будущее»

  1. Результаты успеваемости и качества знаний обучающихся, их внеурочной деятельности

Применяемые в работе методы, формы, технологии должны быть направлены на получение желаемого результата, способствовать положительной динамике качества знаний, учебных умений и навыков школьников

Уровни познавательного интереса обучающихся к предмету

Сформированность личностно – смыслового отношения

учащихся к изучению химии

Анализ познавательного интереса учащихся

к изучению химии

Критерии познавательного интереса

9 кл.,

%

10 кл.,

%

11 кл.,

%

  1. Проявляю интерес к отдельным фактам

32

31

31

  1. Стараюсь добросовестно выполнять программные требования

32

28

53

  1. Получаю интеллектуальное удовольствие от решения задач

13

10

10

  1. Проявляю интерес к обобщениям и законам

13

13

8

  1. Мне интересны не только знания, но и способы их добывания

4

10

18

  1. Испытываю интерес к самообразовательной деятельности

4

3

7

ДИАГНОСТИКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ

Таблица 1. При работе с химическим текстом

Вид и характер умений и навыков

Начало учебного года, %

Конец учебного года, %

Понимаю текст

65

77

Умею выделить главную мысль

63

82

Умею отобрать нужную информацию

65

77

Умею анализировать, сравнивать

61

73

Умею прокомментировать

59

65

Таблица 2. При ответе на уроке

Вид и характер умений и навыков

Начало учебного года, %

Конец учебного года, %

Умею раскрыть авторскую позицию

55

64

Могу ее логически изложить

54

67

Могу ее прокомментировать

54

63

Умею убедительно ее доказать

53

57

Использую цитаты

54

59

Умею использовать сравнение, аналогию

60

65

Могу дать необходимые пояснения, вступить в дискуссию

56

60

Умею использовать дополнительные источники информации

63

68

Таблица 3. При выполнении практической работы

Вид и характер умений и навыков

Начало учебного года, %

Конец учебного года, %

Выполню работу по данному алгоритму, плану

77

82

Могу самостоятельно поставить цель работы

69

75

Могу определить этапы деятельности, составить план

64

74

Могу установить связь данного эксперимента с другими областями знаний

65

74

Умею оформить эксперимент в соответствии с требованиями

79

91

Могу сделать необходимые выводы

75

80

Умею применять полученные навыки и умения в жизни

59

65

Таблица 4. При решении химической задачи

Вид и характер умений и навыков

Начало учебного года, %

Конец учебного года, %

Умею ввести нужные обозначения физических величин

62

75

Умею определить формулы для нахождения искомой величины

54

65

Составлю уравнение химической реакции

58

66

Могу выполнить необходимые математические операции

68

75

Умею правильно оформить задачу

64

77

Могу проанализировать решение задачи и найти другой способ ее решения

41

48

Динамика участия в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровня (участники/призеры)

2005-2006

2006-2007

2007-2008

2008-2009

Олимпиады школьного уровня

9/4

9/5

13/6

9/6

Олимпиады муниципального уровня

4/2

5/2

6/3

6/2

Ученики активно участвуют в научно-практических конференциях «Шаг в будущее» -Кольева Елена – исследовательская работа «Получение каучука из листьев фикуса» (районный уровень), Авдеева Екатерина – исследовательская работа «Воздействие никотина на каталитическую активность фермента амилазы» (диплом республиканского уровня).


1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по использованию краеведения в урочной и внеурочной деятельности (2)

    Методические рекомендации
    Современный этап духовного развития общества характеризуется громадным ростом интереса к природе, истории, к героическому прошлому нашей Родины. Этот интерес закономерен и понятен.
  2. Класс: 8 Цель урока

    Урок
    Цель урока: углубить представления учащихся о кислотах (состав, классификация, многообразие), развивать понятие об электролитической диссоциации, прививать навыки в написании уравнений электролитической диссоциации, продолжить работу
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (87)

    Основная образовательная программа
    - способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности,
  4. Методические рекомендации Под общей редакцией С. В. Жолована, И. В. Муштавинской Санкт-Петербург 2009 ббк 74. 202. 8 М54

    Методические рекомендации
    Методическая поддержка ЕГЭ в Санкт-Петербурге: проблемы и решения / под общ. ред. С.В. Жолована, И.В. Муштавинской. – СПб.: СПбАППО, 2009. – с. – ISBN 978-5-7434-0531-2
  5. Инструкция по подготовке аукционных заявок

    Инструкция
    Размещение заказов для государственных нужд – осуществляемые в установленном порядке действия государственного заказчика по определению исполнителей в целях заключения с ними государственных контрактов на поставку товаров, выполнение

Другие похожие документы..