Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Рабочая программа по курсу «Хронобиология» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального обра...полностью>>
'Тезисы'
Желающие принять участие в работе конференции должны в срок до 1 февраля 2011 г. представить тезисы доклада, заявку на участие в конференции и копию ...полностью>>
'Документ'
Как показывает практика, межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в наук...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. ...полностью>>

«Производство серной кислоты контактным способом Урок путешествие «По Солянокислотным островам»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Интегрированный урок по теме «Белки»

Цель урока: На основе межпредметной связи обобщение знания о строении и свойствах белков, продолжив формирование материалистического мировоззрения учащихся;

- совершенствование навыков самообразования при систематизации знаний.

Оформление:

«Лаборатория живой клетки - вот идеал органической химии» А.Е Арбузов, «Жизнь - есть способ существования белковых тел» Ф.Энгельс, таблица «Белки», макет вторичной структуры белка, таблица «Пенициллин – C16H18O4 N2, молоко ― С1864Н3021О576 N466 S21, гемоглобин -C3032H4876O872N780SeFe4», формулы аланина и глицина.

Оборудование: на столах учащихся инструкции по выполнению работы, растворы белка, HNO3, CuSO4, спиртовка, держатель, 2 пробирки, нити хлопчатобумажной и шерстяной ткани;

На демонстрационном столе: растворы белка, NaOH, Pb(CH3COO)2, фенолфталеиновая бумажка, вода, спиртовка, держатель, пробирки;

На отдельном лотке - в пробирках под № 1,2,3 - растворы мыла, белка, крахмала, I2, HCI, HNCh.

Ход урока:

I. Тема и форма проведения семинара, связь с оформлением.
Формирование основной проблемы семинара: от чего зависит

многообразие функций белков и их особая роль в жизненных процессах?

Пути решения проблемы (план семинара):

  1. Строение белка.

  2. Свойства белка.

  3. Роль белков в процессах жизнедеятельности организмов.

  4. Проблема синтеза белка.

II. 1. В ходе беседы с учащимися решаются вопросы:

• Принадлежности белков к какому-либо классу органических веществ;

(азотсодержащие, полимеры)

  • Массы и размеров молекул белков;

  • Мономеров белков.

  1. Учащиеся делают сообщения об открытии мономеров белка –аминокислотах, приводят цифры о количестве открытых аминокислот в молекулах белков.

  2. Учащийся у доски пишет реакцию взаимодействия между двумя амино­кислотами - аланином и глицином.

Решаются вопросы: - название продукта (дипептид),

  • «ди» (две аминокислоты),

  • «пептид» (связь СО -NH — пептидная)
    Вывод: белки - полипептиды.

4. Работа с учебником «Химия-10», таблица «Строение некоторых
аминокислот»

- Что общего в строении всех аминокислот? (-NH2 в -положении)

5. Качественный состав белков: наряду с С и Н есть N и S.
Экспериментальное доказательство наличия этих элементов.

Демонстрация 1. Раствор куриного белка + NaOH, выделяется NH3, который обнаруживается по малиновой окраске влажной фенолфталеиновой бумажки.

Демонстрация 2. Раствор белка + NaOH + Pb(CH3COO)2, образуется черный осадок PbS.

III. Структуры белка.

В ходе беседы обсуждается вопрос о том, каким же образом такая длинная молекула белка может поместиться в маленькой клетке живых организмов?

Идет речь о первичной, вторичной, третичной и четвертичной структурах белка; о силе пептидной и водородной связях в сравнении; о примерах белков, существующих в различных структурах.

IV. Химические свойства белков.

  1. Различная растворимость в воде. Образование коллоидного раствора
    куриным белком.

  2. Гидролиз - в присутствии кислот и щелочей до составляющих амино­кислот.

  3. Амфотерность - за счет концевых групп -NH2h-COOH.

  4. Качественные (цветные) реакции на белки.

Правила ТБ. Выполнение лабораторного опыта по предложенной инструкции.

Опыт 1. Ксантопротеиновая реакция (на ароматические аминокислоты) Раствор белка + HNO3, появляется желтая окраска раствора.

Опыт 2. Биуретовая реакция (на пептидные связи)

Раствор белка + C11SO4 + NaOH, появляется фиолетовая окраска

5. Денатурация - разрушение структур белка.

V. Роль белков в процессах жизнедеятельности организмов.

По карточкам с названиями белков (гемоглобин, миозин, инсулин, лизин, кератин) рассматриваются функции белков в ходе беседы:

  • Транспортная

  • Двигательная

  • Регуляторная

  • Ферментативная (со схемой действия фермента)

  • Строительная

  • Энергетическая

  • Защитная

VI. Проблема синтеза белка. Сообщения учащихся по теме.

Закрепление.

  1. Лабораторный опыт по решению экспериментальной задачи на
    определение шерстяной и хлопчатобумажной нитей.

  2. Блиц-вопросы по теме.

Итог урока:

Достиг ли семинар цели? Решена ли поставленная проблема?

Выставление оценок.

Домашнее задание.

  1. Урок – экскурсия по теме «Производство серной кислоты контактным способом

Образовательные задачи: знать химические реакции, лежащие в основе производства H2SO4 и основные рабочие профессии сернокислого производства. Уметь разъяснять значение Н2 SO4 для народного хозяйства.

Оборудование: на демонстрационном столе - пробирки № 1, 2, 3 с растворами НС1, H2SO4, NaOH, фенолфталеин, лакмус, ВаС12, AgNO3; таблица «Производство H2SO4» на каждом ученическом столе, опорные карточки с названиями профессии «инженер-технолог», «лаборант», «аппаратчик», «катализаторщик», «отдел сбыта», «отдел охраны природы», «отдел снабжения».

Ход урока:

1. Из истории производства Н2 SO4 (по схеме)

а) Н2SO4 - основной продукт химической промышленности
(135 млн. т в год в мире)

  • 50 % - производство удобрений ( суперфосфаты, аммофосы и др.);

  • металлургическая промышленность для травления металлов перед
    никелированием, хромированием и т. п.;

  • электролит в аккумуляторах;

  • получение красителей;

  • дубление шкур, выделка кожи;

  • приготовление лекарств, взрывчатых веществ, искусственных волокон
    и т. д.

б) «Естественные заводы» по производству Н2 SO4 - в пустыне Каракумы
холмы из песка и серы → SO2 → SO3 → Н2 SO4;

в атмосфере SO2 из вулканов и промышленности → Н2SO4 в виде кислых дождей → заболевания лесов, оголение горных склонов, эрозия почвы и смывание плодородных слоев дождями, гибель рыб.

в) Борьба за охрану природы.

2. Экскурсия на сернокислотный завод.

1. Завод построен на основе отходов цветной металлургии. Что используется в качестве сырья других заводах? В качестве сырья используется сера. Составьте уравнения химических реакций, лежащих в основе данного производства.

  1. Об устройстве и работе аппаратов I стадии производства расскажет
    аппаратчик...

  2. Условия протекания этого процесса уточнит технолог завода...

  3. Об устройстве и работе аппаратов I u III стадий пр-ва...

  4. Оптимальные условия этих стадий процесса...

  5. Какую роль играет катализатор в контактном способе пр-ва H2SO4?
    («катализаторщик»).

  6. Вопрос «лаборанту»: какие нагревательные приборы используются в
    производстве?

  • Проведите качественную реакцию на Н2 SO4.

  • Распознайте Н2SO4 (3 пробирки с NaOH, HC1, Н2 SO4).

8. Вопрос «отделу сбыта»: в каком виде кислота поступает на склад? Что
такое «олеум»?

9. Как решается на заводе защита окружающей среды?
10.Что делается на заводе по охране здоровья людей?
11.«Экономисту»: задача

Какова масса серной кислоты, которую можно получить из 16 т руды, содержащей 60 % пирита FeS2 ?

12.«Отделу сбыта»: назовите лекарства, в состав которых входит S (словосочетания сульфо, - зол, - зин): сульфодимезин, этазол, норсульфозол, сульфониламид).

3. Закрепление:

  1. Какое масло не будет есть ни один человек? (Купоросное 92,5 % Н2 SO4

  2. Какие профессии сернокислого производства вы знаете?

  3. Чем занимается «аппаратчик», «технолог», «лаборант»,
    «катализаторщик», «отдел сбыта», «отдел снабжения»?

4. Домашнее задание.

Дополнительные вопросы к уроку - экскурсии

I стадия.

  1. Понятие «кипящий слой».

  2. Цель такого технологического приема.

  3. Используется ли тепло экзотермической реакции?

  4. Какая сила используется в циклоне?

  5. Что необходимо для работы электрофильтра?

  6. Как увеличить площадь поверхности соприкосновения веществ в
    сушильной башне?

II стадия

  1. Можно ли было осуществить процесс без теплообменника?
    (Рационально ли?)

  2. Характеристика реакции: обратимая, экзотермическая, каталитическая.

  3. Для чего нужно охлаждение реагирующей смеси, если мы знаем, что
    повышение температуры увеличивает скорость реакций.

  4. На какой стадии процесса пр-ва Н2 SO4 применяется катализатор?

  5. Что такое катализатор? Изменяется ли он в процессе реакции?

  6. Можно ли сместить равновесие обратимой реакции?

  7. Какой используется катализатор?

III стадия

  1. На 2-х стадиях пр-ва используется Н2 SO4. На каких?

  2. Что значит 98% - Н24?

  1. Урок — путешествие «По Солянокислотным островам»

Цели: Образовательная: расширение кругозора знаний учащихся о соляной кислоте, ее получении, применении и свойствах, как общих со всеми кислотами, так и отличительных от них; формирование умений и навыков практической деятельности.

Развивающая: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии.

«Химик требуется такой, который в науке собственным искусством прилежно упражнялся».

М. В. Ломоносов

1. Учитель формулирует цели, задачи и форму проведения урока.
Записи ведутся в путевых дневниках.

Химический диктант, как ключ-пропуск в путешествие: 1 вариант составляет ключ из предложений, справедливых для газообразного хлора, 2-й — для газа хлороводорода.

Самопроверка.

2. Остров «Открытий».

Реакция получения НС1, предложенная немецким химиком Иоганном Глаубером из поваренной соли и концентрированной серной кислоты /пишем реакцию в путевых дневниках/.

Открытие Гемфри Дэви о том, что за свойства кислот отвечает Н .

Остров «Знакомств»

Физические свойства соляной кислоты

Остров «Эксперимента»

Правила ТБ: микроколичества вещества, работа с кислотами и щелочами. Заполнение путевых дневников, один учащийся работает на доске:

а) действие на индикатор

б) взаимодействие с металлами /цинк и медь/

в) взаимодействие с оксидом металла

г) взаимодействие с основаниями

д) взаимодействие с солями

Остров «Здоровья»

Роль кислот в человеческом организме. Соляная кислота как активатор фермента пепсиногена, как сильный бактерицид.

Остров «Полезный»

Применение НС1 для растворения окалины и ржавчины, для снятия накипи. Уравнение реакции карбоната кальция и соляной кислоты. Использование НС1 в лабораторной практике.

  1. Закрепление материала — индивидуальные карточки с дифференцированными заданиями по свойствам НС1.

  2. Домашнее задание: записи в путевых дневниках.

  1. Урок - ролевая игра «Аттестация рабочих мест»

по теме «Систематизация и обобщение знаний о сернокислом производстве»

Образовательные задачи: выявить знания учащихся о пр-ве Н2 SO4 , систематизировать и обобщать их в процессе урока - игры «Аттестация рабочих мест».

Оборудование: набор реактивов для группы лаборантов - пробирки с № 1, 2, 3 с растворами НС1, H2SO4 , NaOH, фенолфталеин, лакмус, ВаС12 , AgNO1, таблица «Производство H2SO4 « на каждом столе, карточки с названиями профессий, план характеристики химического производства.

Ход урока:

  1. Цель и форма урока. Высказывание Г. Лунге, немецкого ученого-
    химика.

  2. Урок-зачет. Фиксированием результатов будет заниматься
    аттестационная комиссия. Аттестационные листы.

- Форма работы - групповая. Но зачет должен получить каждый. В план
изучения любого производства входит знакомство с профессиями. На
этом и будет основан наш урок.

Для представителей каждой профессии сернокислотного производства составлены вопросы. Мы познакомились с такими профессиями, функции которых вы будете выполнять. Раздача табличек и вопросов.

3. Время на подготовку - 5 мин.

Раздать: «лаборантам» - лотки с реактивами;

«экономистам» - калькулятор, сборных задач Гольдфарб (таблица концентрации и плотности кислот и оснований при 20 °С);

«отделу сбыта» - испытание серной кислоты в промышленности

- Аттестация будет проходить по плану характеристики хим.
производства.

С чего начинается любое производство?

1. Отделу снабжения:

  • Какое сырье используется на Вашем предприятии?

  • Как вы понимаете термин «комплексное использование сырья».
    Приведите пример.

2. Лаборантам:

  • Сколько стадий на Вашем производстве?

  • Какие химические реакции протекают на каждой стадии? (3 лаборанта
    пишут реакции и характеризуют 1 стадию)

Давайте будем говорить о каждой стадии в отдельности.

3. Инженерам-технологам:

  • Перечислите оптимальные условия осуществления 1 стадии.

  • Используется ли тепло экзотермической реакции на этой стадии?

4. Аппаратчикам:

  • В каких аппаратах получают оксид серы (IV)?

  • Какие еще аппараты связаны с 1 стадией?

  • Объясните устройство и принцип действия печи для обжига серного
    колчедана:

5. Инженерам-технологам:

- Что такое «кипящий слой»? Цель такого технологического приема.

6. Отделу охраны природы:

- Если произойдет выброс полученного оксида серы (IV) в атмосферу, к
каким последствиям это может привести?

Следующая стадия пр-ва - окисление SO2 u SO3

  1. Лаборантам: - характеристика реакции.

  2. Аппаратчикам: - характеристика аппаратов.

  3. Инженерам-технологам: - оптимальные условия.

  4. Катал изаторщикам:

  • Что такое катализатор?

  • Применяете ли Вы катализатор на этой стадии пр-ва, какой?

  • Изменяется ли он в процессе реакции?

  • При характеристике прозвучало слово «обратимая реакция». Можно ли
    сместить равновесие обратимой реакции с помощью катализатора?

Переходим к III стадии.

11. Лаборантам:

  • Как происходит этот процесс?

  • Вы используете воду?

12. Аппаратчикам: - аппараты

- Что делается для увеличения поверхности соприкосновения на этом
этапе производства?

13. Инженерам-технологам:

- В поглотительной башне появился сернокислотный туман. Объясните
причину.

Итак, рассмотрены все стадии. Получили целевой продукт.

14. Экономистам:

  • Плотность полученной кислоты при 20°С 1,836 г/см. Определите
    концентрацию Н2 SO4.

  • Производили расчет необходимого объема оксида серы (VI) для
    получения Ют кислоты → сдайте в аттестационную комиссию.

15. Лаборантам:

  • Лаборанты должны были подтвердить, что полученный продукт
    действительно серная кислота. В 3-х склянках без этикеток находились
    3 вещества, с помощью какой реакции вы определили Н2 SO4?

  • И еще лаборанты должны были определить содержит ли полученной
    Н2SO4 примесь хлорида натрия. Ваши результаты...

16.Отделу сбыта:

- Используете ли вы свой продукт в самом процессе производства?

  • Где еще находит применение продукция вашего завода?
    17.Отделу охраны природы.

  • Как решается на вашем предприятии вопрос охраны природы?
    18.Основные технологические приемы данного пр-ва?

Итоги:

Результаты аттестационной комиссии. Оценки будут выставлены на следующем уроке. Аттестацию прошли..., зачет не получили...

  1. Фрагмент презентации исследовательской работы обучающегося, представленной на республиканской конференции «Шаг в будущее»

  1. Результаты успеваемости и качества знаний обучающихся, их внеурочной деятельности

Применяемые в работе методы, формы, технологии должны быть направлены на получение желаемого результата, способствовать положительной динамике качества знаний, учебных умений и навыков школьников

Уровни познавательного интереса обучающихся к предмету

Сформированность личностно – смыслового отношения

учащихся к изучению химии

Анализ познавательного интереса учащихся

к изучению химии

Критерии познавательного интереса

9 кл.,

%

10 кл.,

%

11 кл.,

%

  1. Проявляю интерес к отдельным фактам

32

31

31

  1. Стараюсь добросовестно выполнять программные требования

32

28

53

  1. Получаю интеллектуальное удовольствие от решения задач

13

10

10

  1. Проявляю интерес к обобщениям и законам

13

13

8

  1. Мне интересны не только знания, но и способы их добывания

4

10

18

  1. Испытываю интерес к самообразовательной деятельности

4

3

7

ДИАГНОСТИКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ

Таблица 1. При работе с химическим текстом

Вид и характер умений и навыков

Начало учебного года, %

Конец учебного года, %

Понимаю текст

65

77

Умею выделить главную мысль

63

82

Умею отобрать нужную информацию

65

77

Умею анализировать, сравнивать

61

73

Умею прокомментировать

59

65

Таблица 2. При ответе на уроке

Вид и характер умений и навыков

Начало учебного года, %

Конец учебного года, %

Умею раскрыть авторскую позицию

55

64

Могу ее логически изложить

54

67

Могу ее прокомментировать

54

63

Умею убедительно ее доказать

53

57

Использую цитаты

54

59

Умею использовать сравнение, аналогию

60

65

Могу дать необходимые пояснения, вступить в дискуссию

56

60

Умею использовать дополнительные источники информации

63

68

Таблица 3. При выполнении практической работы

Вид и характер умений и навыков

Начало учебного года, %

Конец учебного года, %

Выполню работу по данному алгоритму, плану

77

82

Могу самостоятельно поставить цель работы

69

75

Могу определить этапы деятельности, составить план

64

74

Могу установить связь данного эксперимента с другими областями знаний

65

74

Умею оформить эксперимент в соответствии с требованиями

79

91

Могу сделать необходимые выводы

75

80

Умею применять полученные навыки и умения в жизни

59

65

Таблица 4. При решении химической задачи

Вид и характер умений и навыков

Начало учебного года, %

Конец учебного года, %

Умею ввести нужные обозначения физических величин

62

75

Умею определить формулы для нахождения искомой величины

54

65

Составлю уравнение химической реакции

58

66

Могу выполнить необходимые математические операции

68

75

Умею правильно оформить задачу

64

77

Могу проанализировать решение задачи и найти другой способ ее решения

41

48

Динамика участия в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровня (участники/призеры)

2005-2006

2006-2007

2007-2008

2008-2009

Олимпиады школьного уровня

9/4

9/5

13/6

9/6

Олимпиады муниципального уровня

4/2

5/2

6/3

6/2

Ученики активно участвуют в научно-практических конференциях «Шаг в будущее» -Кольева Елена – исследовательская работа «Получение каучука из листьев фикуса» (районный уровень), Авдеева Екатерина – исследовательская работа «Воздействие никотина на каталитическую активность фермента амилазы» (диплом республиканского уровня).




Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по использованию краеведения в урочной и внеурочной деятельности (2)

    Методические рекомендации
    Современный этап духовного развития общества характеризуется громадным ростом интереса к природе, истории, к героическому прошлому нашей Родины. Этот интерес закономерен и понятен.
  2. Класс: 8 Цель урока

    Урок
    Цель урока: углубить представления учащихся о кислотах (состав, классификация, многообразие), развивать понятие об электролитической диссоциации, прививать навыки в написании уравнений электролитической диссоциации, продолжить работу
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (87)

    Основная образовательная программа
    - способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности,
  4. Методические рекомендации Под общей редакцией С. В. Жолована, И. В. Муштавинской Санкт-Петербург 2009 ббк 74. 202. 8 М54

    Методические рекомендации
    Методическая поддержка ЕГЭ в Санкт-Петербурге: проблемы и решения / под общ. ред. С.В. Жолована, И.В. Муштавинской. – СПб.: СПбАППО, 2009. – с. – ISBN 978-5-7434-0531-2
  5. Инструкция по подготовке аукционных заявок

    Инструкция
    Размещение заказов для государственных нужд – осуществляемые в установленном порядке действия государственного заказчика по определению исполнителей в целях заключения с ними государственных контрактов на поставку товаров, выполнение

Другие похожие документы..