Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Прийом абітурієнтів, які мають диплом бакалавра (спеціаліста) для здобуття освітньо-кваліфікаційного рівня магістра за спеціальністю 8. 11 – „Приклад...полностью>>
'Рассказ'
В прошлом году на страницах нашей газеты мы рассказали о существенных изменениях, произошедших в последнее время во взглядах на структуру класса млеко...полностью>>
'Документ'
разработка политики компании в области управления персоналом в соответствии со стратегией развития компании, определение потребности в персонале, соз...полностью>>
'Документ'
В образовательной системе современной России труды русских православных педагогов Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского и С.А. Рачинского не востребованы в п...полностью>>

«Производство серной кислоты контактным способом Урок путешествие «По Солянокислотным островам»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Материалы, иллюстрирующие работу по описанным технологиям и методикам

  1. Комплекс уроков по комбинированной системе

Урок I

(урок разбора нового материала)

Тема: Основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения и взаимного влияния атомов в молекулах. Образование связей в соединениях углерода. Углеродные цепи, кольца. Изомерия.

График – расписание урока

  1. Ознакомление учащихся с учебной темой и основополагающими знаниями.

  2. Ознакомление класса с инструкцией по изучению темы.

  3. Изучение учащимися материала по инструкции. Смысловая группировка материала.

  4. Объяснение материала учителем и составление конспектов учащимися.

  5. Закрепление нового материала при помощи практических упражнений (моделирование).

Оборудование урока: Набор для изготовления шаростержневых моделей молекул. Шаростержневые модели бутана, изобутана, циклобутана. Компьютерное оборудование.

Дидактический материал в виде компьютерных слайдов

Инструкция по изучению темы

«Теория строения органических веществ. Изомерия»

  1. Ознакомьтесь со слайдами по теме и выделите следующие смысловые группы материала:

    1. А.М. Бутлеров – творец теории химического строения (1861г.);

    2. химическое строение по А.М. Бутлерову – это последовательность соединения атомов в молекуле, порядок их взаимосвязи и взаимного влияния друг на друга;

    3. атомы в молекулах соединяются согласно их валентности. Совет. Данное положение отработайте на шаростержневых моделях молекул состава С4Н10. Помните! Углерод в органических соединениях четырехвалентен, водород – одновалентен;

    4. свойства веществ зависят не только от количества и качества атомов, входящих в состав молекул, но и от последовательности соединения атомов, от их влияния друг на друга. Совет. Для иллюстрации данного положения используйте сведения о температурах кипения бутанов и пентанов;

    5. вещества, имеющие одинаковый состав молекул, но отличающимися различным строением и поэтому обладающие разными свойствами, называются изомерами. Совет. На модели молекулы С4Н10, которую вы изготовили ранее, изучите данное положение.

Перестройте модель так, чтобы у вас получилась следующая структура:

Н3С―СН―СН3

|

СН3

Убедитесь, что с изменением структуры молекулы изменяются ее свойства.

  1. Выполните упражнения:

    1. составьте четыре структурные формулы изомеров вещества состава С4Н9CL, зная, что атом хлора может занимать в углеродной цепи различное положение, а углеродная цепь может быть неразветвленной и разветвленной;

    2. приведите две структурные формулы вещества состава С4Н8, зная, что углеродный скелет в данных молекулах циклический, а именно:

| |

―С―С― С

| ‌‌‌‌‌‌‌‌| и

―С―С― С―С

| |

Урок II

(практическое комбинированное семинарское занятие)

Тема: Порядок соединения атомов в молекулы согласно валентности атомов. Типы углеродных цепей. Структурные формулы.

Девиз: Непрекращающиеся процессы изменения, перестройки молекул химических веществ – признаки движения материи.

График – расписание урока

  1. Запись темы и девиза урока.

  2. Повторение опорных знаний.

  3. работа учащихся по дифференцированным программам.

  4. Контроль знаний учащихся.

Оборудование урока: Набор для изготовления шаростержневых моделей молекул. Шаростержневые модели молекул метана, бутана, изобутана, циклобутана, метилциклопропана. Таблица «Тетраэдрическое расположение связей, образуемых атомами углерода».

Дифференцированные программы урока

Программа «А»

  1. Изготовьте шаростержневые модели молекул, имеющих следующий состав: а) С4Н8; б) С4Н10; в) С4Н10О. Запишите структурные формулы данных веществ.

Отметьте типы углеродных цепей, присущие молекулам указанного состава. Что происходит со связями между атомами в молекулах при перестройке углеродных цепей? Могут ли происходить данные перестройки без затрат энергии? Свой ответ мотивируйте.

Продемонстрируйте на данном материале возможность молекул перестраиваться, изменяться.

  1. Решите задачу: установите молекулярную и структурную формулы молекул вещества, если в нем содержится 16,4% углерода, 3,2% водорода, 81,4% йода. Относительная плотность паров данного вещества по водороду равна 78,0.

Программа «В»

  1. Изготовьте шаростержневые модели молекул, которые имеют следующие структурные формулы:

Н Н Н Н Н Н

| | | | | |

а) Н―С―С―С―С―Н б) НС═С―С―Н

| | | | | |

Н Н Н Н Н Н

Н Н

Н Н Н С

| | |

в) НС―С―С―Н г) НС―С―Н

| | | | |

Н С Н Н Н

|

Н Н Н

Отметьте типы углеродных цепей в данных молекулах. Запишите молекулярные формулы всех веществ и сравните их: а) по числу и виду атомов, входящих в их состав; б) по числу ковалентных связей между атомами углерода; в) по типу углеродного скелета.

Исходя из данных сравнения, сделайте вывод: а) чем отличаются друг от друга изомеры; б) на сколько уменьшается число атомов водорода в молекуле при появлении двойной углерод – углеродной связи?

  1. Решите задачу: выведите молекулярную формулу вещества, в котором массовая доля углерода составляет 0,8275 (или 82,75%), водорода – 0,1725 (или 17,25%). Относительная плотность вещества по воздуху равна 2. Сколько изомеров имеют этот же состав молекул?

Программа «С»

  1. Изготовьте шаростержневые модели четырехатомной углеродной цепи: а) неразветвленной; б) разветвленной; в) замкнутой (циклической). Присоедините к свободным валентностям углерода шарики, символизирующие атомы водорода. Запишите молекулярные и структурные формулы веществ, модели молекул которых вы изготовили.

  2. Ответьте на вопрос: а) что надо учитывать при определении порядка соединения атомов в молекулы; б) какую валентность проявляет углерод в молекулах органических веществ; в) какие типы углеродных цепей вы знаете?

  3. Решите задачу: массовые доли углерода и водорода в молекуле органического вещества соответственно равны 0,8275 (или 82,75%) и 0,1725 (или 17,25%). Относительная его плотность по водороду равна 29. На основании этих данных выведите молекулярную формулу данного вещества.

Инструктивная карточка. Решение типовой задачи

(компьютерное оборудование)

Необходимо запомнить следующее:

  1. Вывести молекулярную формулу вещества – это значит установить качественный и количественный состав его молекул.

  2. Число атомов элемента пропорционально его массе и обратно пропорционально его атомной массе.

Типовая задача: Массовая доля элементов в органическом веществе соответственно равна 0,8182 (или 81,82%) углерода; 0,1818 (или 18,18%) водорода. Относительная его плотность по водороду – 22. Выведите формулу вещества.

Решение.

  1. Находим относительную молекулярную массу вещества:

Отсюда

  1. Находим, сколько массовых частей приходится на углерод:

  1. Находим, сколько массовых частей находится на водород:

  1. Находим соотношение атомов в молекуле вещества СхНу:

Следовательно, формула органического вещества – С3Н8.

Ответ: Формула органического вещества – С3Н8.

Урок III

(практическое комбинированное семинарское занятие)

Тема: Влияние на свойства веществ порядка соединения атомов в молекулах. Изомерия. Изомерия углеродного скелета. Изомеры.

Девиз: Движение материи – это не только перемена места материального объекта, но и изменение его качества, существующих связей между составными его частями, взаимодействия с окружающей средой.

График – расписание урока

  1. Запись темы и девиза урока.

  2. Повторение опорных знаний и разбор ошибок, допущенных учащимися в предыдущей контрольной работе.

  3. Работа учащихся над дифференцированными программами.

  4. Контроль знаний

Оборудование урока: Набор для изготовления шаростержневых модулей молекул. Шаростержневые модели молекул бутана, 2-метилпропана, пентана, 2-метилбутана, 2,2-диметилпропана, этилового спирта, этилпропилового эфира. Реактивы: диэтиловый эфир, этиловый спирт, вода. Пробирки со штативом. Таблица «Тетраэдрическое расположение связей, образуемых атомом углерода». Инструктивная карточка «Решение типовой задачи». Компьютерное оборудование.

Дифференцированные программы урока

Программа «А»

  1. Вам выданы два вещества, которые имеют один и тот же состав – С4Н10О (бутиловый спирт, tкип = 100˚С и диэтиловый эфир, tкип = 34,6˚С). Растворите вещества в воде. Есть ли разница в растворимости этих веществ? запишите их структурные формулы.

Выявите существенный отличительный признак в строении двух данных веществ. Оперируя знаниями о взаимном влиянии атомами в молекулах, электронном строении молекулы воды, объясните, почему исследуемые вещества имеют приблизительно одинаковую растворимость в воде (в 100 г воды растворяется приблизительно 8 г каждого вещества), несмотря на неодинаковое химическое состояние их молекул.

Сравните температуры кипения бутилового спирта диэтилового эфира. Постройте гипотезу, в соответствии с которой можно было бы объяснить тот факт, что первый имеет более высокую температуру кипения, чем второй. На данных примерах выявите следующие признаки движения материи: а) изменение способов связи атомов; б) изменение качества молекул; в) изменение взаимодействия молекул друг с другом.

  1. Запишите структурные формулы трех возможных изомеров каждого из веществ следующего состава: С5Н12, С5Н12О. Составьте перечень существенных признаков, по которым отличаются изомеры данных веществ.

Выявите причину явления изомерии. На приведенных ранее формулах изомеров докажите, что развитие природы происходит от более простого к более сложному.

  1. В каком порядке могут соединяться атомы в молекулах вещества, в котором массовые доли углерода, водорода и фтора соответственно равны 0,6316 (или6,16%), 0,1184 (или 11,84%), 0,2500 (или 25%)? Относительная плотность второго вещества по воздуху равна 2,62.

Программы «В»

  1. Изготовьте шаростержневые модели молекул трех изомеров пентана. Выявите существенные различия в строении углеродного скелета этих веществ, а также в линейных размерах их молекул.

Найдите в справочнике данные о температуре кипения изомеров пентана. Как связаны линейные размеры молекулы с температурой кипения каждого вещества? Как связан порядок соединения атомов в молекулах с линейными размерами молекул?

Является ли приведенное ниже изменении структуры молекулы пентана признаком развития данного материального объекта? Почему?

Н Н Н Н Н Н Н Н

| | | | | | | |

НС―С―С―С―НН―С―С――С――С―Н

| | | | | | | |

Н Н Н Н Н Н | Н

Н―С―Н

|

Н

Что называется: а) изомерией; б) изомериями?

  1. Запишите структурные формулы вещества состава С4Н10О так, чтобы в одном случае атом кислорода образовал две связи с атомами углерода

| | |

(―С―О―С―), а в другом – только одну (―С―О―Н).

| | |

В какой из молекул появляется подвижный атом водорода? (Подвижность атома водорода тем более, чем более полярной связью он соединен с соседними атомами. Связь ―О―Н более полярная, чем

| |

―С―О―С―, потому что в первом случае разница в . | |

электроотрицательности атомов больше, чем во втором).

Какие особенности строения атома углерода и его свойств обусловливают изомерию углеродного скелета?

Сформулируйте основные положения теории строения органических веществ А.М. Бутлерова.

  1. Решите задачу: газ, пространственное строение которого вам предлагается установить, применяется для производства полиэтилена. Массовые доли углерода и водорода в нем соответственно равны 0,8571 (или 85,71%), 0,1429 (или 14,29%). Относительная плотность вещества по кислороду равна 0,875.

Программа «С»

  1. Постройте шаростержневые модели молекул бутана и его изомеров. Ознакомьтесь с температурой кипения каждого из веществ, отметьте разницу. Затем там же найдите значение температур кипения трех изомеров пентана (С5Н12). Сопоставляя температуры кипения изомеров пентана с числом разветвлений в их молекулах, определите, в какой зависимости находятся эти два свойства вещества.

  2. Запишите структурные формулы изомеров пентана. Проследите, чем отличаются между собой молекулы данных веществ. Какие типы углеродного скелета характерны для пентана и изопентана?

Что называется изомерией?

Какие вещества относятся к изомерам?

  1. Решите задачу: вещество, составляющее основу бензина, содержит углерод и водород, массовые доли которых соответственно равны 0,8421 (или 84,21%), 0,1579 (или 15,79%). Относительная плотность его паров по водороду составляет 57. Используя эти данные, установите молекулярную формулу вещества.

  1. Урок по модульной технологии «Гидролиз солей»

Цель урока: знакомство с сущностью реакции гидролиза солей, овладение умениями составлять уравнения гидролиза и прогнозировать реакцию на индикатор растворов солей на основании их состава.

Осуществление самообучения с регулированием темпа работы и содержания учебного материала; развитие логического мышления и умения прогнозировать.

Оборудование: на столах учащихся: модульная программа, учебники О.С. Габриеляна 9 класс, таблицы растворимости; инструктивные карточки «Гидролиз солей»: реактивы: в пробирках под №№ - HCI, NaOH, H2O; метиловый оранжевый; K2SO4, Na2CO3 , AICI3 .

Ход урока:

I. 1. Знакомство с темой и формой урока:

  • У вас на столах модульная программа, состоящая из учебного
    материала по теме с указанием заданий, которые будут выполняться по
    ходу урока; рядом с заданием - руководство по осмыслению учебного
    содержания и литература, по которой вы будите работать включая
    инструктивную карточку.

  • Кроме того вам выданы реактивы с помощью которых вы будете
    решать экспериментальные задачи по теме урока.

  • Работать вы будете самостоятельно, но для более эффективного
    усваивания материала мы будем проводить промежуточный контроль
    после каждого учебного элемента, тем самым осуществляя принцип
    обратной связи.

  • Прежде чем вы начнете работать, давайте вспомним правила ТБ при
    работе с химическими реактивами:

  • работаем с микроколичествами вещества;

  • очень аккуратны;

  • но если все-таки кислота или щелочь попадет на кожу?

Пока все понятно? Если возникнут трудности по ходу работы,
обращайтесь за помощью к учителю, меня зовут...

2. Учащиеся читают и выполняют задания УЭ - 5.0 и 5.1
Проверка результатов экспериментальной задачи (на доске)

- Как проводили эксперимент? Какой использовали индикатор?

Вы не знали какая кислота налита в пробирке - имеет ли это значение?

Что общего у всех кислот с точки зрения ТЭД? А у щелочей?

(Схема индикаторов)

Есть ли такие ионы в воде? Почему же индикатор не изменил окраски? Вводим понятие «химическая среда». Составление схем на доске

Назвать кислоты, являющиеся сильными электролитами. Они полностью диссоциируют на ионы. Как определить силу оснований?

II. 1 .Что такое соли с точки зрения ТЭД?

Есть ли в них ионы Н+ и ОН", дающие изменения окраски индикаторов?

Индикаторы не должны изменять окраску?

(Региональный компонент)

2. Экспериментальная задача:

3. Как можно получить любую соль?

Что такое реакция нейтрализации?

Напишите уравнение реакции нейтрализации, чтобы продуктом получился сульфат калия.

Какую кислоту и какое основание нужно взять? Проверка уравнения по сумме коэффициентов.

Сделайте аналогичную запись для двух других солей: Рядом с каждым основанием и каждой кислотой в своих записях пометьте силу электролитов.

Обратите внимание: Есть соли, образованные...

III. Учащиеся работают с модулем, УЕ - 5.3

1. Что такое гидролиз? Химическая реакция водой.

Гидролиз

«гидро» - вода, «лизис» - разложение.

Теперь с полным химическим уравнением пробуем представить сам процесс. Гидролиз Na2CO3

  1. Самостоятельно пишем гидролиз А1С1з (Сверка по таблице)

  2. Почему в растворе K2SO4 индикатор не изменил окраски?

  3. Наибольшее значение имеет гидролиз органических веществ: когда из
    непищевого сырья (древесины, хлопковой шелухи, соломы, подсолнечной лузги) вырабатывается ряд ценных продуктов: этиловый спирт, дрожжи белковые, глюкоза, скипидар и др. В живых организмах протекает гидролиз белков, полисахаридов и др. органических соединений.

IV. Выходной контроль.

1. Задача: Попадание раствора мыла на слизистую оболочку глаз вызывает ее
раздражение, т.к. в результате гидролиза мыла образуется щелочь. Составить
уравнение реакции, если известно, что оно представляет из себя натриевую
соль органической кислоты, которую можно обозначить RCOONa, зная что
она слабый электролит.

2. Индивидуальные карточки с названиями солей. Написать реакции
гидролиза.

3. Домашнее задание.

ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по осмыслению учебного содержания

Литература

5.0

Цели: познакомиться с сущностью реакций гидролиза солей, научиться составлять ионные уравнения химической реакции гидролиза. Освоение данного модуля будет способствовать развитию логического мышления, умения прогнозировать реакцию на индикатор растворов солей на основании их состава.

5.1

Экспериментальная задача: пользуясь имеющимися реактивами, определите в какой из пронумерованных пробирок находится кислота, щелочь, вода. - Сформулируйте ответ на вопрос: что общего с точки зрения ТЭД у кислот? Щелочей? Есть ли в воде ионы Н+ и ОН" ? - Назовите известные вам кислоты, являющиеся сильными электролитами - Как определить силу оснований?

Не забудьте о правилах безопасности при работе с кислотами и щелочами. Попытайтесь найти рациональное решение данной экспериментальной задачи, стараясь использовать как можно меньше времени и реактивов.

Сверьте правильность ответа: О.С.Габриелян 8кл. Табл. №Ю Табл.№11 Таблица растворимости

5.2

Учитывая, что в растворах солей нет ионов Н и ОН" проверьте химическую среду в растворах, выданных вам солей: А) карбоната натрия Б) хлорида алюминия В)сульфата калия Сверьте визуально результаты проведенного опыта с результатами экспериментальной задачи в модуле 5.1 Какое основание и какую кислоту нужно взять, чтобы получить сульфат калия? Напишите уравнение реакции. Посчитайте сумму коэффициентов в данном уравнении

Любую соль можно получить реакцией между кислотой и основанием. Как называется такая реакция?

5.3

Прочитайте определение гидролиза. Вместе с учителем напишите уравнение гидролиза Na2CO3

Вернитесь к определению гидролиза. Все ли вам понятно в данном определении.

Ю.Э.Ходаков 9 кл. Стр.27

Пользуясь инструктивной

карточкой напишите уравнение гидролиза

Ответьте на вопрос: почему в растворе K2SO4 ндикатор не изменил окраску?

Сформулируйте ответ и запишите его в тетради, начав фразу словами:

«Нейтральную среду имеют

растворы солей, образованных...»

Сделайте аналогичные выводы о растворах солей, имеющих щелочную и кислую среду.

Выполните задания, предложенные

учителем.

Сверьте результаты с

данными в таблице №6.

Сверьте ответы с текстом.

Подведите итог вашей

работы

О.С.Габриелян

11 кл. Стр. 164

О.С.Габриелян

11 кл. Стр.170



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по использованию краеведения в урочной и внеурочной деятельности (2)

    Методические рекомендации
    Современный этап духовного развития общества характеризуется громадным ростом интереса к природе, истории, к героическому прошлому нашей Родины. Этот интерес закономерен и понятен.
  2. Класс: 8 Цель урока

    Урок
    Цель урока: углубить представления учащихся о кислотах (состав, классификация, многообразие), развивать понятие об электролитической диссоциации, прививать навыки в написании уравнений электролитической диссоциации, продолжить работу
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (87)

    Основная образовательная программа
    - способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности,
  4. Методические рекомендации Под общей редакцией С. В. Жолована, И. В. Муштавинской Санкт-Петербург 2009 ббк 74. 202. 8 М54

    Методические рекомендации
    Методическая поддержка ЕГЭ в Санкт-Петербурге: проблемы и решения / под общ. ред. С.В. Жолована, И.В. Муштавинской. – СПб.: СПбАППО, 2009. – с. – ISBN 978-5-7434-0531-2
  5. Инструкция по подготовке аукционных заявок

    Инструкция
    Размещение заказов для государственных нужд – осуществляемые в установленном порядке действия государственного заказчика по определению исполнителей в целях заключения с ними государственных контрактов на поставку товаров, выполнение

Другие похожие документы..